Научная статья на тему 'Спилберг: понимание медиа, вьетнамской войны и опыта демократического Домостроя'

Спилберг: понимание медиа, вьетнамской войны и опыта демократического Домостроя Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
132
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПИЛБЕРГ / «СЕКРЕТНОЕ ДОСЬЕ» / КИНО / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРИЛЛЕР / ВЛАСТЬ / КРИТИКА ВЛАСТИ / КИНОВЕДЕНИЕ / SPIELBERG / “POST” / THE / CINEMA / POLITICAL THRILLER / POWER / CRITICISM OF THE GOVERNMENT / CINEMA STUDIES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Казючиц Максим Федорович

В статье анализируется фильм С. Спилберга «Секретное досье». Осуществляется сравнительный анализ визуальной концепции фильма и его сценария. Данный фильм сравнивается с фильмом «Вся президентская рать» режиссера Алана Пакулы. Сравнительный анализ позволяет определить, как эволюционировал жанр политического триллера и концепция критики власти в кино.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIELBERG: UNDERSTANDING MEDIA, VIETNAM WAR AND DEMOCRATIC HOUSE BUILDING EXPERIENCE

The article analyzes the film “The Post” by S. Spielberg. A comparative analysis of the visual concept of the film and its script is carried out. This film compares with the movie “All the President’s men” by Alan Pakula. Comparative analysis allows us to determine how the genre of political Thriller and the concept of criticism of power in the movie evolved.

Текст научной работы на тему «Спилберг: понимание медиа, вьетнамской войны и опыта демократического Домостроя»

КазючицМ. Ф.

Спилберг: понимание медиа, вьетнамской войны и опыта демократического домостроя

mkazuchitz@gmail.com

Аннотация

В статье анализируется фильм С. Спилберга «Секретное досье». Осуществляется сравнительный анализ визуальной концепции фильма и его сценария. Данный фильм сравнивается с фильмом «Вся президентская рать» режиссера Алана Пакулы. Сравнительный анализ позволяет определить, как эволюционировал жанр политического триллера и концепция критики власти в кино. Ключевые слова

Спилберг; «Секретное досье»; кино; политический триллер; власть; критика власти; киноведение Spielberg: understanding media, Vietnam war and democratic house building experience

Kazyuchits M. F.

mkazuchitz@gmail.com

Abstract

The article analyzes the film "The Post" by S. Spielberg. A comparative analysis of the visual concept of the film and its script is carried out. This film compares with the movie "All the President's men" by Alan Pakula. Comparative analysis allows us to determine how the genre of political Thriller and the concept of criticism of power in the movie evolved. Key words

Spielberg; "Post", the; cinema; political thriller; power; criticism of the government; cinema studies

Новый фильм Стивена Спилберга «Секретное досье» (The Post) — масштабная реконструкция истории об

утечке в прессу американских секретных стратегических исследований — события, едва ли менее знаменательного, чем Уотергейтский скандал. Реальную основу фильма поколение режиссера видело своими глазами (Спилберг в 1971 году как раз закончил съемки своего первого полнометражного фильма «Дуэль»), а для нескольких поколений американцев она стала реальной демонстрацией демократии в действии. Поскольку фильм посвящен событию, ставшему практически мифологемой — о прессе, способной влиять на власть,—то и смотреть его желательно, зная контекст. Сверхпопулярный сюжет в кино — вещь непростая: с одной стороны, поскольку зритель (западный, в основном) знает ее со школьной скамьи, то можно варьировать историю как угодно импровизировать, разрабатывать боковые сюжетные линии и персонажей. С другой — остается только надеяться, что заложенный собственный авторский смысл пробьется через известные всем предлагаемые обстоятельства и не станет очередной игрой со штампами.

Контекст же начинается с многотомного, в несколько тысяч страниц исследования Американо-Вьетнамских отношений — известность оно получило как «документы Пентагона» (Pentagon Papers),—подготовленного по распоряжению министра обороны Роберта Макнамары, естественно под грифом «top secret». Один из недвусмысленных выводов заключался в том, что эту войну Штатам не выиграть: сама идея была бесперспективна. Война, однако, благополучно началась и продолжилась, исследование легло на полку и там оставалось под неусыпным оком трех президентов: Кеннеди, Джонсона и Никсона. Ирония заключалась в том, что Никсон (при котором началась эпоха разрядки холодной войны, была завершена вьетнамская война и т.д.) вошел в историю больше как одиозная фигура, чем реформатор. В итоге, то, что началось с событий «Секретного досье», закончилось отставкой президента после Уотергейтского скандала.

В 1971 году «Нью-Йорк таймс» опубликовала серию статей на основе «документов Пентагона».

Пролог фильма, собственно, начинается с поездки Даниэла Эллсберга, аналитика госдепартамента, на фронт, затем, разочаровавшись в генеральной линии, он решает сделать исследование достоянием общественности. Креативная группа журналистов из «Нью-Йорк таймс» три месяца разбирала бумаги, и летом 1971 года стали появляться публикации. В «Секретном досье» выход первой статьи запускает все остальные сюжетные линии.

Однако совсем не «Нью-Йорк таймс» герой истории Спилберга. «Вашингтон пост» в те времена —

местная, «семейная газета», как называет ее в фильме Кэтрин Грэм (Мэрил Стрип). Прототип героини Стрип — личность примечательная: первая американка, управляющая компанией, вошедшей в «Fortune 500», генеральный директор одного из ключевых медиа США с мировой известностью. Издателем миссис Грэм не стала бы, не соверши муж самоубийство и не скончайся отец. Стоит отдать должное Стрип, благодаря ее энергии проект во многом смог состояться. Ее героиня постоянно в окружении мужчин, снисходительных, довольных вполне незыблемостью тендерных стереотипов: они говорят «не слишком сообразительна», «просто хорошая женщина», даже не потрудившись выйти из ее кабинета. Именно Грэм примет эпохальное решение — печатать. Печатать, несмотря на реальность судебного преследования и перспективы оказаться «под процессом».

Впрочем, явное противостояние двух линий сильно ослабило сценарий, сделав его слишком пестрым. Во-первых, торжество женщины над большинством нерешительных мужчин (сценарист Элизабет Ханна писала эту линию на основе любопытных мемуаров самой Грэм). Во-вторых, традиционная в духе фильмов Пакулы линия схватки правительственной машины и журналистов — результат сценарной доработки Джоша Сигера, которому Спилберг передал сценарий фильма. В итоге, Стрип практически постоянно в кадре, ее дом, а не редакция «Вашингтон пост»,— место, где принимаются все ключевые решения, однако сюжетную интригу и основное действие создают другие герои и другой топос. Сказалась на достоверности главной героини и 15-летняя разница в возрасте: реальной Кэтрин Грэм — всего 54. Линия разоблачения правительства, разработки секретных материалов — самая сильная в фильме. В режиссуре маневров журналистов и правительства явственно ощущается стиль «Шпионского моста». И здесь вновь возникает проблема контекста. «Секретное досье» — фильм с абсолютно прозрачным антитрамповским посылом, о котором Спилберг говорил неоднократно [1]. Возможно даже, что именно этот посыл сделал союзниками Стрип (их взаимная нелюбовь с ныне действующим президентом США приобрела славу интернет-мема) и Спилберга. Возможно, мастер отдал этим фильмом дань далеким 70-м. В те годы он не ставил социально-политических фильмов-посланий, таких как «Система безопасности» (Fail-Safe), «Разговор», «Заговор «Параллакс»», «Телесеть», «Вся президентская рать», «Три дня Кондора», не оставлявших камня на камне от современной культуры. Однако в его кинолентах 70-80-х критика тотальной репрессивной машины более чем отчетлива: современный мир слишком сложно организован, поэтому насилие во имя любых целей запускает цепную реакцию, в которой победитель отсутствует. «Шугарлендский экспресс», где преступники сами оказываются жертвами системы, их воспитавшей, и у которой просто не хватает механизмов, чтобы обойтись без крови. Забавно, но о неспособности государственной системы Спилберг говорил практически в духе «Нетерпимости» Д. У. Гриффита — о бесчеловечности социальных институтов. «Близкие контакты третьего вида» — это совершенно прозрачное высказывание о единстве человечества, о шансе на альтернативную эволюцию, практически вариация на сюжет классического научно-фантастического фильма «День, когда Земля остановилась» (1951) Роберта Уайза, только более сентиментальная. Хотя новый мир явно будет построен не на Земле, поэтому земные посланцы улетают в неизвестность. Даже в «Инопланетянине» секретные службы, а стало быть, и правительство,— единственная угроза для простых людей, но будущее планеты обретут

малые дети и кроткие, пусть и неземные, создания.

Сценарий «Секретного досье», который изначально задумывался и писался как противостояние и победа «Вашингтон пост» с женщиной во главе, по мере разработки сюжета превратился в историю о журналистах (в фильме — в большинстве мужчинах) газеты, стоящих на страже демократии. Вся интрига создается несколькими основными персонажами: Дэном Брэдли (Том Хэнкс), Беном Багдикяном (Боб Оденкёрк), Эйбом Розентал (Майкл Стулбарг), Мэг Гринфилд (Кэрри Кун), единственной женщиной-репортером в этой компании правдолюбцев.

И здесь самое время вспомнить о контексте. Создатели никак не могли игнорировать фильм «Вся президентская рать» (1976) Алана Пакулы,— который рекомендуется посмотреть/пересмотреть либо до, либо сразу после «Секретного досье». «Фактически, наша история является приквелом к расследованию Уотергейтского скандала,—уточняет сценарист Сингер.—Если бы газеты не решились на скандальные публикации, расследования Уотергейта могло бы и не быть. Документы пентагона навсегда изменили саму суть средств массовой информации и сделали расследование возможным» (из пресс-релиза UPI.— М. К).

У «Секретного досье» достаточно общих мотивов с кинолентой Пакулы. В центре обеих кинолент — противостояние газеты и машины власти. Их объединяет один общий герой — культовая фигура мировой журналистики Ден Брэдли (у Пакулы его исполнил Джейсон Робардс, у Спилберга — Том Хэнкс). Фабула фильма «Вся президентская рать» — типична для 60-70-х: подготовка вполне заурядного репортажа приводит к раскрытию глобального правительственного заговора. Журналистское расследование репортеров (в исполнении Роберта Редфорда и Дастина Хофмана) как бы делает поперечный срез государственной системы, а значит, критикует ее. Основа фабулы «Секретного досье» — публикация копии секретных материалов о вьетнамской войне. «Вся президентская рать» — расследование правительственного заговора. Поэтому художественные пространства двух фильмов отличаются, хотя и тут, и там действуют журналисты «Вашингтон пост».

Пространству кадра Спилберг и художник-постановщик Рик Картер уделили немало времени и усилий. «Ньюсрум» — декорации помещения редакции в «Секретном досье» — построена с максимальным приближением к оригиналу. Создатели фильма разыскали в районе Нью-Йорка Уайт Плейнс здание архитектуры 70-х и перестроили под редакцию «Пост». Главная интрига «Секретного досье» разворачивается в пространстве ньюсрума: сюда приносят первую партию документов в коробке из под обуви, здесь Брэдли решает раздобыть полную версию досье и вытащить издание на национальный уровень, здесь впервые он узнает о скандальном материале «Нью-Йорк таймс», наконец, здесь на следующий день после выхода статьи, но уже «Вашингтон пост», он откажется сотрудничать с правительством и остановить публикацию материалов.

В фильме «Вся президентская рать» вообще нет центрального топоса. Поэтому Пакула в принципе не ставил задачу создать аутентичное пространство. И хотя здесь Дэн Брэдли примет решение печатать материал по Уотергейту, главная интрига — это блуждание двух репортеров среди почти бесконечного множества самых разных помещений: от подземного гаража, где проходит встреча с информатором, до читального зала Библиотеки Конгресса США,— которые никак не складываются в единую картину. В этом абсолютно неизбежном противостоянии «Секретное досье» уступает стратегически: истории о заговоре с участием трех президентов и правительства, скрывавшими от народа правду о войне, просто не хватает масштаба для размаха и деталей, показывающих, насколько ценны для защиты свободы и мира «документы Пентагона». Неизбежным становится и сравнение двух исполнителей роли главного редактора «Пост» Дэна Брэдли. Джейсон Робардс из фильма Пакулы получил заслуженного «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана. Дэн Брэдли в исполнении Тома Хэнкса поразил достоверностью даже супругу покойного шеф-редактора, приглашенную Спилбергом на съемки, однако противостояние двух концепций в одном фильме, приглушило легендарную харизматичность актера. «Секретное досье» стал следующим, совершенно логичным этапом изучения людей, государства и политического строя (совсем не обязательно в таком порядке и не обязательно американских), которым Спилберг занимается последние годы. Любопытно, что смысловой акцент от фильма Пакулы к Спилбергу практически не изменился. Оба фильма многое объединяет, однако главное — совсем не прецедент в суде, после которого чиновникам станет сложнее задавить СМИ, или разоблачение преступного правительства — это лишь следствия. Создатели дали возможность выразить месседж проекта Мэг Гринфилд, огласившей решение Верховного суда: «Пресса заслуживает правительства, а не правителей».

Литература

Steven Spielberg: 'The urgency to make The Post was because of Trump's administration' // The Guardian, 19.01.2018. URL: https://www.theguardian.com/film/2018/jan/19/steven-spielberg-the-urgency-to-make-the-post-was-because-of-this-administration (дата обращения: 29.05.2018.) Фильмография

Вся президентская рать / All the President's Men (1976, реж. А. Пакула, США), игр. Секретной досье / The Post (2017, реж. С. Спилберг, США), игр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.