Научная статья на тему '«Дикие предки»: с чего начинается Родина'

«Дикие предки»: с чего начинается Родина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Телекинет
Область наук
Ключевые слова
«ДИКИЕ ПРЕДКИ» / Н. ПАРК / АНИМАЦИЯ / КИНО / КИНОВЕДЕНИЕ / “EARLY MAN” / N. PARK / ANIMATION / CINEMA / CINEMA STUDIES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Казючиц Максим Федорович

В статье анализируется анимационный фильм «Дикие предки» английского режиссера Ника Парка. Выявляются особенности визуальной концепции фильма. На основе сравнительного анализа данного фильма с предыдущими работами режиссера выявляются основные мотивы поэтики Парка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN, WHERE’S MY HOMELAND?

The article analyzes the animated film “Early Man” by English director Nick Park. The features of the visual concept of the film are revealed. Through the use of comparative analysis, this film is compared with the previous works of the Director, identifies the main motives of the poetics of the Park.

Текст научной работы на тему ««Дикие предки»: с чего начинается Родина»

ARS RHETORICA | Арт-критика

Клзючиц М. Ф.

«Дикие предки»: с чего начинается родина

mkazuchitz@gmail.com

Аннотация

В статье анализируется анимационный фильм «Дикие предки» английского режиссера Ника Парка. Выявляются особенности визуальной концепции фильма. На основе сравнительного анализа данного фильма с предыдущими работами режиссера выявляются основные мотивы поэтики Парка. Ключевые слова

«Дикие предки»; Н. Парк; анимация; кино; киноведение

Man, Where's My Homeland?

Kazyuchits M. F.

mkazuchitz@gmail.com

Abstract

The article analyzes the animated film "Early Man" by English director Nick Park. The features of the visual concept of the film are revealed. Through the use of comparative analysis, this film is compared with the previous works of the Director, identifies the main motives of the poetics of the Park. Key words

"Early Man"; N. Park; animation; cinema; cinema studies.

«Дикие предки» — новый анимационный полнометражный фильм от мэтра Ника Парка. В представлении режиссер не нуждается, за 1990-е — 2000-е он сделал невозможное: пластилиновые мультфильмы стали по-настоящему зрелищными. Сегодня трудно найти зрителей, и детей, и взрослых, кто не видел хотя бы одной серии из приключений «Уоллеса и Громита», «Барашка Шона» или полнометражных фильмов «Побег из курятника», «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня», «Барашек Шон: Фермерский бедлам».

Теперь настала очередь доисторических времен. События нового фильма происходят на Земле, конечно, но очень условной: тут перемешаны и юрский период, и эпоха неандертальцев (или, может, кроманьонцев?). Парк принял решение полностью взять на себя постановку «Диких предков», что подразумевало значительные изменения в привычной схеме работы студии Aztec West, принадлежащей Aardman. Впечатляет и статистика проекта. Фильмом напрямую занимались около 150 человек, а на самых сложных этапах одновременно трудились 33 аниматора. В фильме задействованы 273 куклы, которые изготавливали 23 макетчика в течение 30 месяцев. На каждую из кукол уходило более 10 недель, и команда макетчиков создала 10 кукол главного героя Дага и по восемь на каждого персонажа пещерного племени. Для персонажей фильма были вручную изготовлены 3000 сменных ртов.

«Дикие предки» начинаются в духе научно-популярных фильмов ВВС о Вселенной, полной опасных вещей. Хотя Парк считает, что всё гораздо тоньше, ибо начало должно отсылать к немым кинофильмам о динозаврах (таким как «Затерянный мир» / The Lost World, 1925) или даже первым звуковым блокбастерам («Кинг-Конг», 1933). Итак, Земля, вид из космоса — (сказывается опыт работы Парка на документальных программах ВВС),— к нашей планете летит метеорит. На Земле еще не закончились геологические процессы, не вымерли динозавры, а люди уже появились. Таких анахронизмов в фильме предостаточно, но это часть авторского шарма. Метеорит, достигнув Земли, таки стал причиной вымирания динозавров. И остались на планете только теплокровные: люди и самые разнообразные звери. Фантазия Парка здесь, как всегда, не знает границ. Первобытные люди, кстати предки британцев, живут в цветущей лесной долине (будущая Англия).

Любимое развлечение — охота на мелкую лесную живность: заяц, за которым племя гоняется с наслаждением, но и заяц, похоже, от этого не менее счастлив. Естественно, без домашних питомцев фильмы Парка представить невозможно. Что бы делал Уоллис без своего пса Громита («Уоллис и Громит»), а как бы фермер нашел своих сбежавших в город барашков, спрашивается, без преданного пса Битцера («Барашек Шон: Фермерский бедлам»)? Свинтус (дикий кабан с повадками собаки) — законный член племени. Может он почти все: как охотничья собака загонять добычу, сторожить стоянку пещерных

телекинет issn 2618-9313

людей. К середине фильма у него и вовсе откроются невероятные способности: он станет мануальным терапевтом, освоит игру на арфе, но самое главное — заменит в безвыходной ситуации вратаря своей футбольной команды! Озвучивание Свинтуса режиссер оставил за собой, ибо здесь требуется особое понимание глубины роли: «Для начала я это делал просто для развлечения, но группа проголосовала за меня,— признается Ник Парк.—В нем есть что-то от Громита, но он в большей степени домашний питомец» (пресс-релиз. — М.К.).

Кстати о футболе. Метеорит истребил всех динозавров и немного поостыл, и вскоре его обнаружили пещерные люди — предки нашего первобытного племени. И как-то так вышло, что горячий объект стали его перебрасывать сначала руками, а потом и вовсе — ногами. И так это понравилось всем, что, словно кадриль в известной песне, пещерные люди придумали новую игру. Прошло несколько сотен лет, и футбол отчего-то забылся, только настенные рисунки напоминали об игре. Правда, потомки были

уверены, что это рисунки — сцены охоты на зайцев [1]. Геологическая история Земли и история человеческой цивилизации у Парка живут, как мы теперь знаем, по своим особым законам. События происходят в переходный период: человечество медленно, но верно почти перешло из каменного века в бронзовый. Главная интрига — противостояние небольшого племени пещерных людей большому бронзовому городу во главе с его вождем Гнусом. Художник-декоратор Мэтт Перри, рассказывает: «Мы хотели подчеркнуть, что это столкновение двух миров — каменного и бронзового веков. Пещерные люди живут в идиллическом мире под сенью деревьев. А Бронзовый город совсем другой — рукотворный и архитектурно-выверенный. Это технологичный, индустриальный и жутко негостеприимный мир, где люди добывают бронзовую руду ради обогащения» (пресс-релиз.—М.К.). Бронзовая руда1 стала камнем преткновения для пещерных людей: под землей их долины оказались огромные рудные залежи. Поэтому однажды ночью в разгар вечеринки у костра по случаю удачной охоты (на зайца) Гнус приехал на огромном боевом мамонте, закованном в бронзовые латы, и прогнал наших героев с насиженных мест. Только главный герой Даг, самый молодой абориген, решает спасти малую родину.

Главное развлечение жителей Бронзового города — футбол. Имеется даже местная команда «Реал Бронзио». Каждый раз в назначенное время на центральный стадион собираются толпы болельщиков. Создатели «Диких предков» сделали стадион по принципу колизея, футбольные команды даже выходят на поле, как гладиаторы, закованные в латы. Оказавшись в городе, Даг вызывает Гнуса на матч-поединок. Если победят пещерные — то вернутся в долину, а если нет — будут всю жизнь добывать бронзу в шахте. Дальше все происходит в лучших традициях старых-добрых фильмов вроде североамериканского «Рокки»: герои много тренируются, преодолевают себя, а награда за труд — победа. Ник Парк просто не мог пройти мимо женского вопроса. Даг довольно быстро смекнул, что команду подготовить он не сможет. К счастью, помощь пришла от прекрасной половины доисторического человечества — девушки Гуны (в оригинале персонаж говорит голосом Мэйси Уильямс, исполнившей роль Арьи Старк в сериале «Игра Престолов»), которую бронзовые сексисты не принимают в мужскую команду. Пещерные люди под ее чутким руководством нарабатывают приличный полупрофессиональный уровень. Парк иронично показывает все этапы подготовки будущих футболистов. В «Диких предках» Парк сосредоточился не только на устройствах и механизмах, но и на том, как из подсобных материалов каменного века создать тренировочный комплекс олимпийского уровня. Ворота изготавливаются из костей динозавров, а другие фрагменты их скелетов, а также лава вулканов, гейзеры, камни, трещины в земной коре используются вместо тренажеров, и очень эффективно. Не обошлось без интриг: Гнус даже попытался обмануть Дага, сказав, что его предки в действительности не играли в футбол, а только поклонялись мячу. Но в последний момент люди каменного века прилетают на матч — снова легендарная фантазия Парка — на гигантской зубастой утке (или селезне?), которая приземляется прямо на поле. Судьбоносный матч поставлен режиссером с изрядной долей иронии. Здесь даже включают повторы спорных моментов: для этого сооружен специальный вертеп — крошечный кукольный театрик, где

1 В действительности для выплавки бронзы нужен медный колчедан и олово. — Прим. авт.

марионетки воспроизводят ситуацию на поле. Решающий гол забивает, разумеется, Даг. Причем на летящий мяч бросаются обе команды: все показано в замедленной съемке, как будто на реальной трансляции, чтобы можно было рассмотреть все уморительные детали.

Вместе с победным кубком (то самый метеорит, оправленный в бронзу), пещерные люди возвращаются домой — в свою лесную долину. В мультфильмах Парка всегда есть главная идея, от которой он никогда не отступает: нет места лучше дома. Поэтому барашки из «Барашек Шон», сбежавшие с фермы, возвращаются назад. А курицы из «Побега из курятника» устраивают грандиозный побег с птицефермы в надежде найти свою обетованную землю, где из них не будут варить суп. Человеку тем более всегда нужен дом, в котором он будет жить свободно и где никто не заставит все измерять звонкой монетой. Фильмы Парка,—хотя, казалось бы, что может быть менее современным, чем пластилиновая анимация? — рассчитаны на семейную аудиторию. «Дикие предки», первый полнометражный фильм режиссера, сделанный без соавторов, учит самому главному: как защитить свою Родину, даже если это крошечный лесной уголок, и при этом остаться свободными.

Литература

1. Rose S. The studio's latest stop-motion epic is a timely story about a stone age English tribe playing footie against sophisticated continentals URL: https://www.theguardian.com/film/2018/jan/14/early-man-review-aard-man-animations (дата обращения: 28.05.2018.) Фильмография

Дикие предки / Early Man (2018, реж. Н. Парк, Великобритания), аним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.