Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКАЦИЯ СЕРВИСА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА'

СПЕЦИФИКАЦИЯ СЕРВИСА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
сервис / проверка контрагента / вероятности рисков / налоговый консалтинг / service / counterparty verification / due diligence / risk probability / tax consulting

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бозриков Д.С.

В статье рассмотрена актуальность разработки сервиса, определяющего надежность контрагента, и была выполнена спецификация такого сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SERVICE SPECIFICATION FOR DETERMINING THE RELIABILITY OF THE COUNTERPARTY

The article considers relevance of development of service, determining reliability of the counterparty, and the specification of such service was fulfilled.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКАЦИЯ СЕРВИСА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА»

УДК 004.42

Бозриков Д.С.

студент

Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева

(г. Орёл, Россия)

СПЕЦИФИКАЦИЯ СЕРВИСА, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО НАДЕЖНОСТЬ КОНТРАГЕНТА

Аннотация: в статье рассмотрена актуальность разработки сервиса, определяющего надежность контрагента, и была выполнена спецификация такого сервиса.

Ключевые слова: сервис, проверка контрагента, вероятности рисков, налоговый консалтинг.

ВВЕДЕНИЕ.

Проверка контрагентов - это процесс проверки надежности наших бизнес-партнеров до создания и выполнения сделок. Это предполагает обеспечение того, чтобы предоставляемые данные были точными и своевременными, и чтобы информационно-технические системы могли эффективно согласовывать и обмениваться услугами, информацией и материальными ресурсами. Традиционным способом снижения финансового риска в отношении контрагента в рамках конкретных отношений купли-продажи является использование финансовых посредников или учреждений, которые выступают в качестве финансовых гарантов между участниками переговоров. В корпоративных финансах проверка контрагентов часто проводится для определения финансовой способности клиента выполнять будущие обязательства, связанные с текущими продажами.

Некачественная работа предприятия с контрагентами может обернуться серьезными финансовыми потерями, такими как сомнительная дебиторская задолженность и штрафные санкции поставщиков за невыполнение договорных

условий. Все это может привести к несостоятельности и банкротству предприятия.

Проверка контрагента является важной операцией, и к ней нужно подходить внимательно. Основным принципом при проверке контрагента считается проявление должной осмотрительности.

Такие контрольные мероприятия служат способом уменьшения рисков заключения убыточных сделок, с помощью данных проверок можно обезопасить себя от сомнительных соглашений.

Хотя компании все шире используют автоматизированные сервисы проверки для обеспечения максимальной эффективности, все еще имеются случаи, когда проверка деятельности контрагента должна быть проведена квалифицированными специалистами при помощи гибких средств, подобный сервис и является предметом исследования.

ПРОЦЕСС ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ КОНТРАГЕНТА.

Определение надёжности контрагента заключается в оценке рисков. Сервис будет автоматизировать процесс определения надежности контрагента в консалтинговых фирмах, которые способны провести глубокий и детальный анализ, комплексные проверки, обеспечить индивидуальный подход и предоставить экспертную оценку. Автоматизированные сервисы проверки по типу: «Контур.Фокус» и «СПАРК-Интерфакс» не имеют подобных преимуществ, но в них процесс оценки рисков полностью автоматизирован, что делает эти сервисы более доступными и быстрыми. Каждый из подходов имеет свои плюсы и консалтинговые фирмы до сих пор актуальны в своей нише.

В консалтинговой фирме процесс оценки рисков контрагента начинается с формирования запроса на оценку риска, создаваемого менеджером на основании клиентской заявки, информационных ресурсов и интересов клиента. Далее бухгалтер на основе предоставленного запроса и данных о контрагенте (ИНН, наименование организации, тип контрагента) рассчитывает финансовые показатели, оформляя результаты в виде Excel документа. Юрист использует налоговый кодекс РФ и финансовые показатели для оценки законодательных и

репутационных рисков, формируя документ с соответствующими расчетами. На следующем этапе бухгалтер, опираясь на документы с финансовыми и законодательными показателями и правила расчета вероятностей, оценивает вероятности наступления негативных последствий по каждому из рисков. В заключение служба безопасности проверяет результаты оценки рисков, подтверждая их и подготавливая итоговый отчет о проверке (рисунок 1).

Рисунок 1. Диаграмма процесса оценки рисков.

Для анализа рисков при взаимодействии с контрагентами можно использовать различные методы визуализации этих рисков. Давайте рассмотрим несколько способов:

1) Карта тепла - контрагенты риски по двум параметрам: вероятность и воздействие. Для каждого сочетания параметров назначается цвет (рис. 2).

2) Диаграмма пузырей - вероятность и воздействие рисков наносятся на оси X и У соответственно, а размер пузыря отражает степень риска. Это позволяет визуализировать комплексную оценку рисков

Диаграмма пузырей больше подходит для оценки рисков нескольких контрагентов и их сравнения, что не подходит нашей системе [3].

Минимальные Умеренные Значительные Высокие Критические

Возможно

а

6

г

& Маловероятно Редко Очень редко

Тяжесть последствий

Рисунок 2. Карта тепла.

Согласно карте тепла для рисков вырисовываются два основных критерия - вероятность и воздействие риска. Воздействие риска относительная вещь, изменяющаяся от типа клиента, потому она не будет взята во внимание при разработке сервиса [5].

Основным фактором автоматизации является оценка вероятности риска. При оценке вероятностей важна возможность совокупного оценивания риска контрагента по всему перечню рисков. Квалификацию выявленных по контрагенту рисков на высокие и допустимые. Для реализации этого вероятности рисков будут вычисляться по таблице, где строки показатели с их значениями, а столбцы риски, на пересечении строк (значений показателей) и столбцов находится вес показателя - количество баллов, определяющих вероятность наступления риска, чем выше балл, тем выше вероятность. Чем больше у риска сумма максимальных весов показателей, тем больше он влияет на общую оценку, а значит имеет большую важность в выводе о надёжности контрагента. На рисунке 3 изображена подобная таблица. Показатель о данных регистрации в ЕГРЮЛ имеет одно из двух значений: «отсутствие сведений» или «постановка на учёт», каждый из ответов имеет свой вес в рисках,

например, значение «отсутствие сведений» имеет вес 4 в риске «Исключение поставщика из ЕГРЮЛ», а значение «Постановка на учет» в этом же риске имеет вес 0.

Показатель Значение показателя Исключение поставщика из ЕГРЮЛ Возникновение у поставщика признака фирмы-однодневки Отклонение показателей Неисполнение поставщиком сделки Наличие "отрицательной деловой репутации"

Данные о наличии регистрации Отсуствие сведений 4 3 - - 4

Постановка на учет 0 0 - - 0

Сведения об учете в налоговом органе Остутсвие сведений 4 3 - - 4

Регистрация в ЕГРЮЛ 0 0 - - 0

Данные о регистрации в ЕГРЮЛ Сведения недостоверны (до искп ЕГРЮЛ <= 2 мес) 3 3 - - 3

Сведения недостоверны (до искл ЕГРЮЛ > 2 мес) 2 2 - - 2

Сведения достоверны, но адрес массовой регистрации 1 1 - - 1

Сведения достоверны 0 0 - - 0

Рисунок 3. Таблица весов показателей в рисках.

Исходя из описания процесса оценки вероятностей рисков, что является основой для определения надежности контрагента можно представить функциональность сервиса при помощи диаграммы прецедентов (рисунок 4).

Рисунок 4. Диаграмма прецедентов сервиса.

На ней выделены такие модули:

1. Управление источниками данных (источники данных используются как подсказки в анкете).

2. Управления компетенциями (компетенция устанавливается для показателя и сотрудника).

3. Управление показателями.

4. Управление рисками.

5. Управление матрицами рисков.

6. Управление клиентами.

7. Управление компанией (данные о подписке клиента, его сотрудники и их роли).

8. Проверка контрагентов.

Администратором выполняется управление источниками данных, компетенциями, показателями, рисками, матрицами и клиентами.

Администратор создает, редактирует и назначает матрицы доступные клиенту и доступное ему количество сотрудников и прогнозов. Для этого он сначала создает и редактирует компетенции, они присваиваются показателям и указывают кто может рассчитать этот показатель. Показателям же присваивается источник данных, который будет служить подсказкой в анкете проверки контрагентов. После создаются и редактируются риски. Риски в свою очередь присваиваются матрицам, где им устанавливаются веса показателей, которые будут определять вероятность наступления риска (чем выше балл, тем выше вероятность).

Клиент может управлять своей компанией: добавлять сотрудников и назначать им роли (компетенции для каждой из матриц), видеть информацию о своей подписке и её лимитах, также создавать анкеты для проверок контрагентов с указанием используемой матрицы. А сотрудники клиента могут заполнять эти анкеты в соответствии со своими компетенциями.

АРХИТЕКТУРА СЕРВИСА.

Для разработки пользовательского сервиса был выбран архитектурный паттерн MVC (Model-View-Controller. Он разделяет приложение на три основных компонента (рис. 5):

1) Модель (Model) — компонент, отвечающий за данные и работу с ними (например, оценки рисков),

2) Представление (View) — компонент, отвечающий за отображение и обработку пользовательских действий, таких как клики или ввод,

3) Контроллер (Controller) — компонент, благодаря которому действия пользователя из представления влияют данные в модели, а изменения в модели отображаются в представлении.

Рисунок 5. Схема архитектурного паттерна MVC.

Для реализации системы необходимо организовать CRUD-систему для полноценной настройки матриц, что прекрасно реализуется при таком архитектурном паттерне, который делит программу на три слоя: пользовательский интерфейс, бизнес-логику и данные.

В сервисе будет один пользовательский интерфейс, который изменяется в зависимости от роли пользователя в системе, выделено три вида пользователей:

1) администратор - настраивает матрицы и добавляет клиентов,

2) клиент (представитель компании) - добавляет сотрудников, присваивает им роли и создает оценки рисков,

3) сотрудник - занимает роль в оценке рисков, заполняет рассчитывает показатели и заполняет анкету,

Сервис состоит из двух основных разделов: «Оценки рисков» и «Настройки».

В разделе «Оценки рисков» клиенты могут создавать оценки рисков, сотрудники могут заполнять анкеты и получать рё1-отчёты о проверке.

В разделе «Настройки» клиенты могут настраивать свою компанию, если являются её представителями, в это входит: получение информации о подписке, добавление сотрудников и настройка ролей сотрудников в матрицах.

Также в разделе «Настройки» администраторы могут настраивать матрицы, в это входит: работа с источниками данных, компетенциями, показателями, рисками, матрицами рисков и настройка весов показателей в рисках и работа с клиентами.

Система прогноза рисков

Оценки рисков

Список оцежж Источи«** данных Компетенции рисков

Оценка рисков

Рисунок. 6. Структура сайта.

Компания

Сотрудники Подписка

Показатели

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЕМ.

Рассмотрим основные части сервиса, которые описывают основные возможности сервиса: настройка матриц, оценка вероятностей рисков и генерируемый отчет о проверке.

В разделе «Матрицы рисков» администраторы создают и настраивают матрицы, составленные из показателей и рисков, а также таблицы весов

вероятностей показателей в этих рисках. На рисунке 7 изображена карта диалоговых окон этого раздела.

Страница списка матриц. На ней администраторы могут создавать, редактировать и удалять матрицы. При нажатии создать или редактировать матрицу, открывается модальное окно с формой создания или редактирования. При нажатии удалить матрицу, открывается модальное окно подтверждения удаления. Выбрав определенную матрицу, откроется страница настройки весов показателей в рисках.

Страница настройки весов показателей выглядит как таблица с возможностью изменения значений в ячейках - указания весов показателей в рисках. В первом левом столбце размещены показатели, которые можно удалять и добавлять, а на первой строке размещены риски, которые также можно удалять и добавлять.

Рисунок 7. Карта диалоговых окон раздела «Матрицы рисков».

Настроенные матрицы используют клиенты при создании оценок рисков. На рисунке 8 изображена карта диалоговых окон раздела «Оценки рисков».

На странице оценки рисков будет список уже созданных оценок. На ней можно создавать новые оценки и редактировать старые, если они еще не заняты сотрудниками, нажав на кнопку создать или редактировать открывается модальное окно с формой создания или редактирования. При нажатии на кнопку удалить (удалить можно только те оценки, которые не заняты сотрудниками) откроется модальное окно подтверждения удаления.

Сотрудник может заполнить анкету, тогда откроется страница конкретной оценки. На этой странице будет карточка с формой из показателей соответственно занятой компетенции, кнопка утверждения анкеты, карточка с прогрессом оценки и чат для взаимодействия с другими участниками оценки и для учета промежуточных расчетных данных.

Заполнив и утвердив анкету, клиент и его сотрудники могут получить рё!-отчёт о вероятностях рисков (рисунок 7).

Рисунок 8. Карта диалоговых окон раздела «Оценки рисков».

Результат проверки

ООиНйШвЯНГ инн паплплг Нн»«л« гп.мл« qpMm» Й1Г« чииик Howfwni*n- fretfwta«Ч»мр»р НжпИввИИ^ 1ил*м'Фимш шгыюА' ИИ item ИиМмн ИИ Снятое

Контрольные процедуры Проверяемая информация Результат поиска Возможные риски ло поставщику ООО "Комбикорма Подмосковье" Итоговая сумме баллов по контрольной процедуре

ванн»кик г i№a«uwa прачко* DötUBTtilt» —<' нцшкя QMrv Нлпсчие ДйПМОИ p»nvT*ui«»

Раздел 1

Проверка информации о регистрации Сведения о регистрации s ЕГРЮЛ Регистрация в ЕГРЮЛ Невероятно {0) невероятно {0) - - - а

Раздел 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проверна сведений оо учете а налоговом органе Невероятно{0) Малая (1} (Сргганааяв (•») Средняя £2) - 1

Сумма баллов по рискам 0 1 4 2 0

Сумма баллов по матрице 7

Рисунок. 9. Представление отчёта о результатах проверки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бычкова С.М. Цифровые технологии - новая реальность анализа благонадежности контрагента // Учет. Анализ. Аудит. 2022. №5. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ntsifrovye-tehnologii-novaya-realnost-analiza-blagonadezhnosti-kontragenta (дата обращения: .02.2024);

2. Насиров Э.Ф, Паттерн Model-View-Controller [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=pxaahh (дата обращения 03.03.2024)

3. Скипин Д.С. Оценка благонадежности контрагента в системе обеспечения экономической безопасности бизнеса [Электронный ресурс]. URL: https: //elib.utmn. ru/j spui/bitstream/ru-tsu/19520/1/ebs_2022_406_416.pdf (дата обращения 01.03.2024);

4. Филипенко В.А. ПОДХОД "DUE DILIGENCE": КАК ВЫБРАТЬ ДОБРОПОРЯДОЧНОГО КОНТРАГЕНТА // Вопросы российской юстиции. 2020. №9 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhod-due-diligence-kak-vybrat-dobroporyadochnogo-kontragenta (дата обращения: 01.03.2024)

Bozrikov D.S.

Orel State University or Turgenev (Orel, Russia)

SERVICE SPECIFICATION FOR DETERMINING THE RELIABILITY OF THE COUNTERPARTY

Abstract: the article considers relevance of development of service, determining reliability of the counterparty, and the specification of such service was fulfilled.

Keywords: service, counterparty verification, due diligence, risk probability, tax consulting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.