Научная статья на тему 'Проверка контрагентов: дополнительные возможности для бизнеса'

Проверка контрагентов: дополнительные возможности для бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20723
1407
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНТРАГЕНТ / ПРОВЕРКА / ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА / УСТАВНОЙ КАПИТАЛ / НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПОСТАВЩИК / ДОСЬЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ / CONTRACTOR / VERIFICATION / FEDERAL TAX SERVICE / REGISTERED CAPITAL / UNSCRUPULOUS SUPPLIER / DOSSIER / SAFETY / DISCRETION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Серебряник И.А., Золотухина Д.М.

Сегодня процедуры проверки контрагентов являются обязательным элементом бизнеса. Их игнорирование существенно увеличивает налоговые и финансово-кредитные риски. В статье описана и проанализирована технология проверки контрагентов. Даны характеристики сервисов для самостоятельной проверки. У бизнесмена всегда есть выбор: провести процедуру проверки самостоятельно, издав приказ по компании и назначив ответственное лицо, либо обратиться в специализированную компанию. Первый путь более экономичный и при этом не менее эффективный. Сегодня все виды сервисов Федеральной налоговой службы доступны, бесплатны. Интерфейс их понятен даже неспециалисту. Обобщив полученную с помощью сервисов информацию о контрагенте, можно провести предварительный анализ и решить, стоит ли с ним сотрудничать. В статье в большей степени рассмотрены экономические аспекты проверки контрагентов, нежели юридические. Последние предмет отдельного глубокого и серьезного изучения. Процедуры проверки контрагентов скоро станут рутинной процедурой для фирм, чему способствует развитие интернет-сервисов. Тем не менее, каждый бизнесмен должен понимать, что никакая предварительная проверка не может дать абсолютной гарантии безопасности последующей сделки. Использование технологий проверки не исключает использования предпринимательской интуиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRACTOR’S CHECKUP: ADDITIONAL POSSIBILITIES FOR BUSINESS

Today the procedures of contractors’ checkup are obligatory element of business. Ignoring of it grows tax and financial-credit risks. This article describes and analyzes a technology of contactors’ checkup. Services’ characteristics for independent checkup are given. A businessman has a choice: conduct this checkup independently, issuing order for company and appointing responsible person, or turn to special company. The first way is cheaper and less efficient. Today all services of Federal Tax Service are available and free. Their interface is very friendly, even for amateur users. Collecting information about contractor, one can analyze a situation and make a decision about cooperation. For the most part this article considers economic aspects of contractors’ checkup but not juridical. The juridical features are an object of deep and detailed analysis. Contractors’ checkup procedures will soon become a routine one, and development of the Internet services promotes this phenomenon. However, every businessman should understand that preliminary checkup can not provide guarantees for deals security. Application of checkup technologies doesn’t exclude a use of entrepreneurship intuition.

Текст научной работы на тему «Проверка контрагентов: дополнительные возможности для бизнеса»

№ 11(74) ДЕКАБРЬ 2016

т

И.А. Серебряник, канд. техн. наук, доцент,

кафедра мировой экономики,

Д.М. Золотухина, магистрант,

кафедра управления качеством,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

г. Иркутск, Россия,

nasamolet@yandex.ru,

dashusik 29@mail.ru

ПРОВЕРКА КОНТРАГЕНТОВ: ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА

Сегодня процедуры проверки контрагентов являются обязательным элементом бизнеса. Их игнорирование существенно увеличивает налоговые и финансово-кредитные риски. В статье описана и проанализирована технология проверки контрагентов. Даны характеристики сервисов для самостоятельной проверки. У бизнесмена всегда есть выбор: провести процедуру проверки самостоятельно, издав приказ по компании и назначив ответственное лицо, либо обратиться в специализированную компанию. Первый путь более экономичный и при этом не менее эффективный. Сегодня все виды сервисов Федеральной налоговой службы доступны, бесплатны. Интерфейс их понятен даже неспециалисту. Обобщив полученную с помощью сервисов информацию о контрагенте, можно провести предварительный анализ и решить, стоит ли с ним сотрудничать. В статье в большей степени рассмотрены экономические аспекты проверки контрагентов, нежели юридические. Последние - предмет отдельного глубокого и серьезного изучения. Процедуры проверки контрагентов скоро станут рутинной процедурой для фирм, чему способствует развитие интернет-сервисов. Тем не менее, каждый бизнесмен должен понимать, что никакая предварительная проверка не может дать абсолютной гарантии безопасности последующей сделки. Использование технологий проверки не исключает использования предпринимательской интуиции.

Ключевые слова: контрагент, проверка, Федеральная налоговая служба, уставной капитал, недобросовестный поставщик, досье, безопасность, осмотрительность.

Статистика показывает, что порядка 95% российских фирм страдали от действий контрагентов, не получая при этом прибыль1. Фирмы, пострадавшие от взаимодействий с недобросовестными партнерами, становятся более осмотрительными и стараются проверить потенциальных контрагентов. Сегодня даже появился новый термин -«осмотрительность налогоплательщика при выборе контрагента».

Проверка контрагента - это сбор и анализ информации об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице. Это не шпионаж, это защита интересов компании. Проверка контрагентов нужна, во-

первых, для того, чтобы снизить налоговые риски, а во-вторых, чтобы снизить финансово-кредитные риски.

Чаще всего проверку контрагента осуществляет отдел безопасности или сотрудники юридической службы, конечно, если они в компании выделены в качестве отдельных подразделений. Однако, даже если таких отделов нет, то пренебрегать проверкой не стоит.

Если организация не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента, налоговые органы могут заподозрить ее в получении необоснованной налоговой выгоды. Налоговая служба теперь отслежи-

®

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

вает всю цепочку сделок, по которым не был ляет получить информацию о контрагенте

выплачен НДС, и блокирует банковские сче- без истребования финансовых документов

та нарушителей. Кроме того, затраты по до- и без привлечения аудиторов и юристов. говору не будут приняты в себестоимость Используя сайт Федеральной налоговой

и будут доначислены НДС, налог на прибыль, появятся штрафы, пени.

Чтобы проверить контрагента, необходимо выполнить несколько действий:

1. Запросить документы у контрагента. Это свидетельство о регистрации в ЕГРЮЛ, о постановке на учет в налоговой инспекции. Дополнительно можно запросить сведения о штате, основных средствах компании. Однако следует учитывать, что контрагент не обязан предоставлять такую информацию: закон лишь рекомендует, но не обязывает.

2. Направить запрос в налоговую инспекцию. Получить выписку из ЕГРЮЛ по контрагенту, учредительные документы и информацию об исполнении им своих обязательств по уплате налогов.

3. Проверить контрагента самостоятельно. Существует ряд технологий, которые позволяют компании самостоятельно проверять своих контрагентов. Использование данных сервисов не нарушает закон, позво-

Проверка контрагента -это не шпионаж, это защита интересов компании.

службы (ФНС), раздел «Сведения о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств», можно выяснить, когда зарегистрирована фирма, размер ее уставного капитала, в каком статусе находится компания (не прекращена ли ее деятельность).

Если название у компании расхожее, обязательно указывайте регион местонахождения. Если дата присвоения ОГРН недавняя, то стоит опасаться, что это фирма-однодневка, созданная под конкретные сделки2.

Не стоит бояться небольшого размера уставного капитала. Даже крупные компании могут быть сформированы с небольшим уставным капиталом. Закон позволяет зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью (ООО) с капиталом от 10 тыс. р. Однако если уставной капитал у компании значительный - это прямо говорит об ее надежности. Раздел «Сведения о состоянии юридического лица» содержит важ-

№ 11(74) ДЕКАБРЬ 2016

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций *

Вид страницы журнала «Вестник государственной регистрации»

ную информацию. Например, не находится ли фирма в состоянии банкротства, не прекращена ли ее деятельность. Также стоит обратить внимание на указанного в ЕГРЮЛ директора, чтобы в дальнейшем не заключить договор с «лжедиректором».

На сайте ФНС есть еще один сервис: «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами». Он позволяет выявить фирмы, которые зарегистрированы на адреса так называемой массовой регистрации, то есть где зарегистрированы сотни, а то и тысячи компаний. Если компания находится в таком списке, она не может считаться добросовестной и, скорее всего, окажется фирмой-однодневкой.

Еще одни сервис - «Сведения о юридических лицах, имеющих задолженность по уплате налогов» - позволяет узнать, есть ли налоговая задолженность у проверяемой компании.

Федеральная служба судебных приставов позволяет проверить

Если организация не проявила должной осмотрительности при выборе контрагента, налоговые органы могут заподозрить ее в получении необоснованной налоговой выгоды.

На информационном ресурсе «Карточка арбитражных дел» содержится информация по всем судебным спорам компании. Особенно опасны споры вокруг задолженности. Можно проверить, не инициирована ли процедура банкротства.

Также контрагента стоить проверить по реестру недобросовестных поставщиков. Такой сервис есть на сайте Федеральной антимонопольной системы Российской Федерации (ФАС РФ). Данная проверка факультативна, не все компании являются участниками системы государственных закупок3. Конечный этап проверки - это поиск в двух источниках:

1. В журнале «Вестник государственной регистрации». Здесь можно узнать, есть ли решение о ликвидации фирмы, реорганизации, об уменьшении уставного капитала, а также об иных фактах, которые юридические лица обязаны публиковать (рисунок).

2. В газете «Ком-

мерсант» - о несостоятельности (банкротстве).

контрагента через сервис «Банк данных ис- Здесь содержится только информация о про-полнительных производств». Здесь видны цедурах банкротства. все погашенные и непогашенные взысканные в судебном порядке долги.

т

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

На данных ресурсах размещают информацию о реорганизации либо ликвидации бизнеса.

При проведении процедуры проверки необходимо сохранять -

все скриншоты. Также необходимо сохранять весь архив переписки с контрагентом4. Руководитель компании должен поручить провести проверку сотруднику в форме приказа. Досье на каждого крупного контрагента необходимо хранить в юридическом отделе, периодически обновляя его. Отслеживание и обновление досье можно доверить юристам отдела.

Также существуют комплексные продукты, которые позволяют провести проверку контрагента как рутинную операцию. Например, программа «ЛИК: Эксперт» (http://www.1clicom.ru). Стоимость 44 тыс. р. в год одно рабочее место. Она работает как модуль 1С, на Windows, или в сети. Сегодня проверка контрагента стала востребованной услугой, которую предлагают многие фирмы. Однако стоит понимать, что их услуги часто базируются на проверках, описанных выше5. Сведения, полученные из разных источников, можно сопоставить на следующих сайтах: http://egrul.nalog. ru/; «Контур-Фокус» (https: //focus. kontur. ru/); «Спарк» (http://spark.interfax.ru/Front/ About.aspx); «Globalstat» (http://globalstat. ru/advansed_search) и других6, при этом стоит понимать, что 100% гарантии безопасности контрагента не существует. Обозначим признаки, которые снижают надежность контрагента и часто служат косвенным признаком неблагонадежности: отсутствие у фирмы собственного помещения (фирма арендует помещение, причем недавно); отсутствие работников в штате (в штате есть только руководители); отсутствие движения денежных средств по счету; фирма обслуживается в ненадежном банке (мелкий банк, не входящий в рейтинг 100 коммерческих банков); фирма зарегистрирована в оффшорной зоне; руководитель фирмы прописан в другом регионе.

При проведении процедуры проверки необходимо сохранять все скриншоты. Также необходимо сохранять весь архив переписки с контрагентом. При этом стоит понимать, что 100% гарантии безопасности контрагента не существует.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что проверка контрагента может избавить от целого ряда проблем. Сегодня существует широкий круг ресурсов, кото— рые позволяют провести проверку быстро, но при этом тщательно. Однако даже самая тщательная проверка не исключит риск полностью. Стоит помнить, что названные в статье ресурсы лишь помогают провести проверку, но не автоматизируют ее целиком. Каждый предприниматель может выбрать: осуществлять проверку самостоятельно или задействовать потенциал программного обеспечения и сторонних специализированных организаций, которые в большинстве своем платны.

Стоить помнить, что оценивать надежность контрагента стоит по совокупности признаков: показатели по отдельным признакам объективно оценить риск взаимодействия с контрагентом не позволят.

Литература

1. Ремеряк С. Доверяй, но проверяй: как правильно проверить контрагента [Электронный ресурс]. URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/441183/] (дата обращения: 20.09.2016).

2. Овсянникова А.В. Маленькие секреты встречных проверок // Главная книга. 2012. № 13. С. 5-8.

3. Горовцова М. 10 способов проверить контрагента: необходимые документы и полезные сервисы [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant. ru/article/511892/#ixzz4NKW77CiK/] (дата обращения: 20.09.2016).

4. Удальцова Я. Проверка контрагента [Электронный ресурс]. URL: http://www.riskovik.com/ journal/stat/n8/proverim-kontragenta/ (дата обращения: 20.09.2016).

5. Серебряник И.А., Федорова С.В. Управление взаимоотношениями с клиентами: опыт СЯМ-систем // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. № 1. С. 53-55.

6. Бедеров И. Проверка контрагентов: онлайн-опыт // Директор по безопасности. 2012. № 12. С. 58-61.

№ 11 (74) flEKABPb 2016 %

CONTRACTOR'S CHECKUP: ADDITIONAL POSSIBILITIES FOR BUSINESS

I.A. Serebryanik, Candidate of Technical Sciences, Docent, The department of world economic, D.M. Zolotiikhina, Master's student, The department of quality management, Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia, nasamolet@yandex.ru, dashusik_29@mail.ru

Today the procedures of contractors' checkup are obligatory element of business. Ignoring of it grows tax and financial-credit risks. This article describes and analyzes a technology of contactors' checkup. Services' characteristics for independent checkup are given. A businessman has a choice: conduct this checkup independently, issuing order for company and appointing responsible person, or turn to special company. The first way is cheaper and less efficient. Today all services of Federal Tax Service are available and free. Their interface is very friendly, even for amateur users. Collecting information about contractor, one can analyze a situation and make a decision about cooperation. For the most part this article considers economic aspects of contractors' checkup but not juridical. The juridical features are an object of deep and detailed analysis. Contractors' checkup procedures will soon become a routine one, and development of the Internet services promotes this phenomenon. However, every businessman should understand that preliminary checkup can not provide guarantees for deals security. Application of checkup technologies doesn't exclude a use of entrepreneurship intuition.

Key words: contractor, verification, Federal tax service, registered capital, unscrupulous supplier, dossier, safety, discretion.

References

1. Remeriak S. Doveriai, no proveriai: kakpravil'no proverit'kontragenta [Trust but verify: how to check contractor]. Available at: http://www.klerk.ru/buh/ar-ticles/441183/] (accessed 20.09.2016).

2. Ovsiannikova A.V. Malen'kie sekrety vstrechnykh proverok [Little secrets counter checks]. Glavnaia kniga - Main book, 2012, no. 13, pp. 5-8.

3. Gorovtsova M. 10 sposobov proverit' kontragenta: neobkhodimye dokumenty i poleznye servisy [10 ways to check a contractor: the documents needed and useful services]. Available at: http://www.garant. ru/article/511892/#ixzz4NKW77CiK/] (accessed 20.09.2016).

4. Udal'tsova Ia. Proverkakontragenta [Review of counterparty]. Available at: http://www.riskovik.com/journal/ stat/n8/proverim-kontragenta/ (accessed 20.09.2016).

5. Serebrianik I.A., Fedorova S.V. Upravlenie vzaimo-otnosheniiami s klientami: opyt SRM-sistem [The customer relationship management: experience of CRM systems]. Aktual'nyeproblemygumanitarnykh i estest-vennykh nauk - Actual problems of humanitarian and natural Sciences, 2012, no. 1, pp. 53-55.

6. Bederov I. Proverka kontragentov: onlain-opyt [Review of counterparties: online experience]. Direktor po bezopasnosti - Security Director, 2012, no. 12, pp. 58-61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.