Ю.А. БЛИНКОВ
доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы
Курского государственного медицинского
*
университета М.И. ШОРКИНЬ
ассистент кафедры социальной работы Курского государственного медицинского университета
Специфика жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях (на примере Курской области)
Развивая и совершенствуя деятельность нестационарных учреждений и служб социальной помощи престарелым и инвалидам, органы социальной защиты проявляют постоянную заботу о создании более комфортных условий для жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях. За последнее время значительно изменились причины, побуждающие пожилых людей проживать в домах-интернатах. Их можно разделить на три группы:
- социальные (отсутствие жилья или угроза его утраты, мизерная пенсия, отсутствие социальных и медицинских учреждений вблизи места проживания);
- медико-социальные (необходимость постоянного медицинского ухода и наблюдения, психиатрической коррекции);
- психологические (семейные конфликты, грубое отношение окружающих, одиночество).
От организации всей жизни учреждения, его вместимости, расположения, планировки, отношения персонала, организации культурных мероприятий, медицинской помощи, степени контактов
* Блинков Юрий Андреевич, Шоркинь Марина Иосифовна, e-mail: [email protected].
живущих с внешним миром зависит состояние физического и психического здоровья пожилого человека.
Атмосфера учреждений, в которых годами находятся пожилые люди, имеет особые социально-бытовые характеристики. Социологический анализ положения пожилых людей в этих условиях позволяет выявить ряд обстоятельств, которые определяют их социальную адаптацию.
Мы провели социологическое обследование 426 человек пожилого и старческого возраста. Из них 63,7% - женщины, 36,3% -мужчины. Возраст проживающих колеблется в диапазоне от 55 до 94 лет, причем подавляющее большинство составляли лица в возрасте 70-79 лет (186 человек). К возрастной группе 60-69 лет относилось 27,5% от общего числа проживающих в интернатах, в возрастном периоде 50-59 лет находилось 15,7%, а наименьший удельный вес в контингенте жителей домов-интернатов составили лица в возрасте 80 лет и старше (13,1%). Установлено, что по длительности проживания в домах-интернатах наибольшую группу составляли лица со сроком 23 года - 76,3%, до 1 года - 5,6%, остальные свыше 3 лет (18,1%).
Контингент обеспечиваемых домов-интернатов очень разнообразен как по возрастному составу, так и по брачному статусу. Из числа опрошенных пожилых и престарелых людей только 11,3% состоят в браке и проживают вместе, причем 72,3% из них состоят в первом браке. Подавляющая же часть - овдовевшие - 58%, разведенные составляют 18,6%, не состоявшие в браке - 12,1% опрошенных.
Проведенное исследование свидетельствует о том, что лиц старше 65 лет в стационарных социальных учреждениях почти в 3 раза меньше, чем старых людей, о которых заботятся в семьях. Подавляющее большинство пожилых людей, которые проживают в домах-интернатах и пансионатах, не состоят в браке. Это вдовы и
вдовцы, а также лица, никогда не состоявшие в браке или разведенные к моменту опроса. Мужчины кратко очерчивают свое семейное положение, женщины же подробно раскрывают эту тему, особенно отношения с детьми и внуками. Живя в доме-интернате, они продолжают проявлять заботу, особенно о внуках, помогать им, иногда обостренно переживая их радости и неудачи. Как правило, семейный климат в прошлом оценивается позитивно. Но не для всех семья была или остается источником счастья, часто встречаются высказывания о неудавшейся семейной жизни, о сложных отношениях с детьми. В результате проведенного исследования выявлено, что у 74,3% обследованных имеются дети, у 68,2% из них есть два и более ребенка. У 20,3% лиц старшей возрастной группы вообще отсутствуют какие-либо родственники, что не может не сказаться на их адаптации в новых условиях проживания. Как правило, они нуждаются в большем внимании, заботе со стороны медицинского персонала и работников социальной сферы.
По мнению Р. Югоно, отсутствие семьи у пожилых людей является основной причиной их пребывания в домах-интернатах1. Можно с уверенностью сказать, что наше исследование полностью подтверждает данный вывод.
Что касается социального статуса обследуемых, то необходимо отметить, что около трети из них к моменту поступления в дом-интернат проживали в семьях (34,2%), остальные 65,8% жили одни, 95% занимались домашним хозяйством, 5,6% работали на производстве.
Анализ образовательного ценза показал, что из числа обследуемых пожилых людей - лишь 9,2% имеют высшее, 44,2% респондентов - среднее и среднее специальное, 46,6% - начальное
1 Югоно Р. К «новой» страсти // Импакт: наука и общество, 1990, № 1, с. 39-46.
образование. Это можно объяснить тем, что чаще всего имеют начальное образование люди в возрасте 75-80 лет, детство которых пришлось на годы войны, когда получение образования было проблематично.
Среди основных причин поступления в дома-интернаты для престарелых отмечалось чувство одиночества (в 35,7% случаев). У 30,9% проживающих пожилых людей главной причиной явилась наступающая или наступившая беспомощность. Для 30% главным мотивом послужили неблагоприятные отношения с лицами из ближайшего окружения. Реже отмечались неудовлетворительные материально-бытовые условия - 4,3%.
Интересно отметить, что само поступление в дом-интернат не совершается вдруг, человек в известной степени готовится, более или менее длительное время вынашивает решение о переселении в дом-интернат. Так, 33,8% опрошенных лиц пожилого возраста были оформлены в дом-интернат в течение месяца, 37,6% - в течение одной недели и лишь 28,6% опрошенных собирали документы более месяца.
Чаще всего уже с момента осознания необходимости перемены места жительства у пожилого человека формируется отрицательное отношение к этому учреждению. Нередко этому способствуют общественное мнение и отсутствие объективной информации о доме-интернате.
Результаты исследования показывают, что только треть поступивших в дом-интернат имела о нем весьма приблизительное представление, которое ассоциировалось с больницей.
Нами установлено, что 50,4% пожилых людей сами являлись инициаторами поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, объясняя это желанием освободить молодых членов семьи от тягот, связанных с опекой и уходом за беспомощным
стариком; у 10% респондентов инициатива исходила от детей - как следствие не сложившихся отношений с ними; у 16,1% - от других родственников, остальные 23,5% поступили в дом-интернат по инициативе соседей и органов социального обеспечения.
На вопрос «Как Вас встретили в доме-интернате сотрудники? » были получены следующие ответы: 61,7% пожилых людей ответили, что дружелюбно, 18% - равнодушно, а 5,2% - враждебно.
Всевозрастающая интенсивность постарения населения является одним из наиболее характерных демографических процессов современной эпохи. Актуальность решения этой проблемы связана с продлением активного долголетия, т.е. с сохранением до глубокой старости удовлетворительного здоровья и высокого жизненного потенциала. Такое долголетие зависит от отношения человека к своему здоровью на протяжении всей его жизни.
В результате проведенного ими исследования В.В. Куценко и С.В. Ровбель1 сформулировали вывод: субъективные оценки людей старших возрастов демонстрируют их чувство реальности. Пожилой человек считает себя здоровым в том случае, если чувствует себя хорошо, сохраняет самостоятельность, умение приспосабливаться к требованиям жизни, не болен согласно результатам медицинского исследования. Как утверждают исследователи, пожилой человек оценивает свое здоровье, скорее, под влиянием того, удовлетворен он жизнью или нет.
Здоровье пожилых людей - важнейший показатель их социального благополучия - имеет ряд отличительных особенностей. В качестве субъективного показателя состояния здоровья пожилого человека выступает самооценка. В силу того, что старение отдельных индивидов и их групп происходит далеко не одинаково, различается и
1 Куценко В.В., Ровбель С.В. Уровень жизни пожилых людей. Новосибирск, 1996.
самооценка: по-разному оценивают свое здоровье мужчины и женщины; проживавшие ранее в городской и сельской местностях. Более того, пожилые люди зачастую не знают о действительном состоянии своего здоровья, что обусловлено нечастым обращением к медицинским работникам независимо от наличия болезней, и характерно это в основном для пожилых мужчин.
Большинство пожилых людей не удовлетворены состоянием своего здоровья - 96,2%. Нами установлено, что практически здоровых среди пожилых людей только 3,8%. Остальные страдают различными хроническими заболеваниями, в том числе 11,5% имеют тяжелые нарушения органов и систем. Потому среди проживающих в домах-интернатах велика потребность в медицинской помощи. Нуждаются в ней 74,3% от числа всех респондентов, причем женщин -56,2%, а мужчин - 86,4%. И это при том, что они получают постоянную медицинскую помощь, которая, видимо, не учитывает индивидуальные особенности и личностные запросы пожилых людей.
В старости особенно значимым является не наличие той или иной болезни, а то, в какой степени она ограничивает повседневную деятельность человека. При анализе структуры заболеваемости пожилого населения эпидемиологические исследования показывают, что в рамках множественной патологии, характерной для пожилого возраста, функциональные поражения чаще всего вызывают нарушения опорно-двигательного аппарата, причем они чаще отмечаются у женщин, чем у мужчин, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь.
Общее физическое состояние старого человека является интегрированным показателем здоровья и трудоспособности. Для пожилого человека наиболее важно сохранение способности к нормальной жизнедеятельности, т.е. к самообслуживанию. А
объективным показателем состояния здоровья является прикованность к ограниченному пространству.
Согласно классификации ВОЗ (1963) предложено делить пожилых и престарелых людей на «общественно активных» - физически активных, способных самостоятельно вести домашнее хозяйство или активно помогать своим семьям, продолжать профессиональную трудовую деятельность; «индивидуально активных» - способных к элементарному самообслуживанию, передвижению в пределах ограниченной территории; «неактивных» - не способных к самому элементарному самообслуживанию, передвижению в пределах ограниченной территории; неподвижных, прикованных к постели, нуждающихся в постоянном уходе со стороны других людей1.
В ходе нашего исследования были проанализированы степень подвижности и способность к самообслуживанию людей старших возрастов.
На вопрос «Можете ли вы без посторонней помощи..?» ответы разделились следующим образом: самостоятельно выходить из дома - 79,8%, подниматься по лестнице - 57,7%, самостоятельно мыться -67,8%, самостоятельно приготовить пищу - 89,6% (ответы женщин) и 34,5% (ответы мужчин), одеться и раздеться - 67,8%, поесть - 99,8%. На все вопросы ответили положительно 46,7% опрашиваемых.
Стареющие люди, расставаясь со своими привычными ролями, ощущают чувство утраты и ненужности в обществе. В результате этого, как правило, ущемляется чувство собственного достоинства. Для поддержания своего морального духа им следует не отказываться от активной жизни, а в лучшем случае заняться новым видом деятельности. Продолжая трудиться и общаться с окружающими, пожилые люди сохраняют психологическое спокойствие. В результате
1 См.: Социальная геронтология / Под общ. ред. Р.С. Яцемирской. М., 1998.
проведенного исследования нами установлено, что лишь 10% пожилых людей, проживающих в домах-интернатах, активно участвуют в трудовой жизни учреждения, 63,8% - вообще не могут или не хотят работать, а 26,2% - работают время от времени, когда их об этом просят.
Несмотря на то, что в стационарных социальных учреждениях (это видно из результатов исследования) люди старшей возрастной группы ведут малоподвижный образ жизни, им удается завести новых друзей и при этом сохранить уже сложившиеся связи - с бывшими сослуживцами продолжают общаться постоянно 23,3% обеспечиваемых, 11,5% - общаются время от времени. В то же время 53,8% опрошенных отметили, что общение - это главное в их жизни, они сами ищут собеседников, для 7,6% опрошенных общение не важно, они считают себя одиночками по своей природе.
Однако при ответе на вопрос «Какие чувства Вы чаще всего испытываете, находясь в доме-интернате?» 40% пожилых людей ответили, что чувство одиночества, 21,3% - чувство малозначимости, 18,1% - чувство беспомощности, 6,1% - чувство страха. Чаще всего опрашиваемые называли одним из проявлений чувства одиночества ностальгию по прошлому. Многие пожилые люди приспособились к одиночеству, удовлетворяясь поверхностными формами общения. Они стремятся избегать разочарования в знакомствах, подмечая мельчайшие детали поведения других, которые часто не соответствуют их идеализированному эталону. Пожилые люди боятся быть непонятыми, страшатся разочарований и эмоциональных потрясений, они предполагают неудачи в общении, а в результате избегают его, хотя и страдают от его недостатка1. Этому способствует снижение адаптационных возможностей личности. Принимают участие
1 Краснова О.В., Марцинковская Т.Д. Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте // Психология зрелости и старения, 1998, № 3, с. 34-59.
в коллективных формах досуга, регулярно читают газеты, журналы, книги, занимаются просмотром телепередач - 68,3%, из них больше половины - мужчины, так как у женщин в основном встречаются активные формы реализации интересов: шитье, вязание, разведение цветов, прогулки.
Размышления о прожитой жизни, реализации целей, которые считаются важными, происходят постоянно. Однако более вдумчивое отношение к анализу прожитой жизни появляется только у старых людей, когда по прошествии времени они уже в состоянии оценить то, что в жизни было действительно ценным, а что только таким казалось. Обычно такой жизненный баланс более или менее сознательно подводится после выхода на пенсию.
Ответы на вопрос «Как часто вы думаете о том, что жизнь прожита зря?» распределились следующим образом: часто - более 18%, никогда - 43%, иногда - более 25%. Причем среди пожилых людей, имеющих какое-либо увлечение, доля лиц, удовлетворенных жизнью, значительно выше, чем среди тех, у кого любимого занятия нет: 75% против 25%.
Человек подводит жизненные итоги, и если он убежден, что жизнь состоялась, то он уравновешен и спокойно смотрит в будущее. Если же человек приходит к печальным выводам: жизнь прожита зря, выбор спутника и выбор профессии были ошибками (теперь уже непоправимыми), то его настигают чувство бессилия что-либо исправить и страх смерти. На вопрос «Посещают ли вас мысли о бессмысленности жизни?» были получены следующие ответы: часто -2%, иногда - 38%, не посещают никогда - 56%. А на вопрос «Ваше отношение к смерти?» были получены следующие ответы: хочу жить -65,7%, жизнь в тягость, скорее бы отмучиться - 34,3% (такие ответы увеличиваются с возрастом респондентов).
Интересно отметить тот факт, что лица старческого возраста никогда не думают, что жизнь прожита зря. Пришло смирение и осознание того, что жизнь уже прошла, зачем ворошить прошлое, и в прошлом были радостные события. А теперь они вынуждены приспосабливаться не только к новой ситуации вовне, но и реагировать на изменения в самих себе.
Данные анкеты свидетельствуют, что часто для пожилого человека состояние фрустрации зависит от рассуждений по поводу: «Оглядываясь на свою прожитую жизнь, я думаю, что мог многое сделать, но не сделал» - более 40%; не получилось или получилось, но не то - 9%; то, к чему стремился, оказалось миражем - 21%. Только 30% считают, что сделали все, что задумали. У большинства же происходит переоценка ценностей. Соответственно, былые достижения и успехи заносятся в разряд неудач и ошибок. Состояние фрустрации, осознание невозможности изменить прожитую жизнь, чувство безысходности и грусти присущи как мужчинам, так и женщинам.
При оценке проживания в домах-интернатах к самым негативным факторам можно отнести отсутствие возможного выбора соседей при ограниченной практике отдельного проживания, большую численность проживающих, постоянное соседство с людьми, имеющими плохое состояние здоровья, и регулярную высокую смертность, которая производит удручающее впечатление на проживающих там.
Таким образом, исследование жизнедеятельности пожилых людей в условиях стационарного проживания показало, что в ходе процесса социальной адаптации к новым условиям проживания нарушается адекватная система отношений и общения с окружающими, а также адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма.
Блинков Ю.А., Шоркинь М.И. Специфика жизнедеятельности пожилых людей в стационарных учреждениях (на примере Курской области). Статья посвящена актуальным проблемам социальной адаптации лиц пожилого возраста к условиям проживания в домах-интернатах.
Ключевые слова: адаптация, пожилые люди, старение, старость, дома-интернаты.
Blinkov Yu. A., Shorkin M. I. Specific features of life activity of elderly people in residential institutions. The article is devoted to the topics of social adaptation of elderly persons to the conditions of living in residential homes.
Key words: adaptation, elderly persons, old age, residential homes.