УДК 821.511.152: 82-1(045) ББК 83.3 (2Р-6Мо)
Налдеева Ольга Ивановна
кандидат филологических наук, доцент
кафедрй литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
г. Саранск Демин Василий Иванович доктор филологических наук, профессор кафедрй финно-угорских литератур Мордовский государственный университет им. Н. А. Огарева
г. Саранск Мишанина Ирина Олеговна аспирант
кафедрй литературы и методики обучения литературе Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева
г. Саранск Naldeeva Olga Ivanovna Candidate of the philological sciences, the senior lecturer department of literature and methodology of literature M. E. Evsevyev Mordovian State Pedagogical Institute
Saransk Demin Vasiliy Ivanovich Doctor of philology,
Professor department of finno-ugric literature N.P.Ogarev Mordovian State Univerciry Saransk Mishanina Irina Olegovna Post-graduate department of literature and methodology of literature M. E. Evsevyev Mordovian State Pedagogical Institute
Saransk naldeeva_oi@mail.ru Специфика жанровой системы современной мордовской лирики1
1 Работа проводилась при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Программы стратегического развития «Педагогические кадры для инновационной России» (госзадание № 2 от 16.03. 2013 г.).
The Specificity of the Contemporary Genre System of Mordovian Lyrics
В статье представлена картина динамических процессов трансформации и модификации жанровой системы современной мордовской лирики, выявлены основные и доминирующие жанры, определена их национальная специфика.
The article presents a picture of the dynamic processes of transformation and modification of the contemporary genre system of Mordovian lyrics. The authors identified the major and dominant genres that define its national identity.
Ключевые слова: жанровая система, лирика, лирические жанры, поэтика, трансформация.
Key words: genre system, lyrics, lyric genres, poetics, transformation.
Литературе каждого исторического периода присуща своя система жанров. Любой художественный текст должен быть мотивирован с учетом специфики выбранного жанра. Лирика в этом плане очень консервативна: она воплощает поэтическую информацию, следовательно, все ее составные элементы заранее ожидаемы и вместе с тем неожиданны. Эту двойственность жанра отмечал М. М. Бахтин: «Литературный жанр по самой своей природе отражает наиболее устойчивые, "вековечные" традиции развития литературы. В жанре всегда сохраняются неумирающие элементы архаики. Правда, эта архаика сохраняется в нем только благодаря постоянному ее обновлению, осовремене-нию. Жанр всегда тот и не тот, всегда стар и нов одновременно. Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало» [1, c. 141]. Жанры лирики претерпели существенную трансформацию, являющуюся естественным результатом процесса развития. В связи с этим в настоящее время остро ощущается «необходимость определения роли и места жанров в литературном процессе, изучения их особенностей в историко-литературном и теоретическом аспектах» [4, с. 101].
Мордовская поэзия 1980-2000-х гг. демонстрирует пример сосуществования множественности голосов и многообразия жанров в одном пространстве. Творческая свобода поэтов, ставшая результатом изменений в общественной жизни конца 80-90-х годов ХХ века, внимание и поддержка национальных
языков и культуры со стороны государственной власти и общественных орга-
203
низаций, рост национального самосознания способствуют интенсивному развитию мордовской поэзии. Активизация творческих поисков авторов привела к изменению и расширению жанровой системы современной мордовской поэзии, которая представляет собой сложное и неоднородное явление, отражая, с одной стороны, определенную стабильность и очерченность границ, с другой - живую динамику, изменчивость и мобильность жанровых форм поэзии, являя собой ряд доминирующих и периферийных жанров. Среди доминирующих лирических жанров (стихотворение, элегия, послание, песня) ведущую позицию занимает лирическое стихотворение, привлекающее поэтов своей доступностью, возможностью воспроизведения всей гаммы чувств, обращены к разнообразной тематике, небольшим объемом. В зависимости от нравственной и эстетической концепции автора, от исторической формации меняется содержательная часть лирического стихотворения. Так, если в начале ХХ века преобладали произведения сопоставительного характера («раньше и теперь»), то в 30-е годы они обретают больше пафосности, тенденциозности. Стихотворениям военного периода присущи призывность, патетика. В 50-70-е годы ХХ века они получают социально-политическую направленность. На смену гражданственности приходит лирика философских обобщений, публицистической остроты. В современный период эта тенденция сохраняется в творчестве авторов старшего поколения, молодым же в большей степени свойственна медитативная лирика.
Наряду с жанром лирического стихотворения, поэты отдают должное жанру послания. На протяжении литературного процесса он видоизменялся, но главным критерием всегда оставалась обращенность к конкретному субъекту. В начале ХХ века послания отличались особой доверительностью, искренностью, теплотой. В данной форме представлены разнообразные обращения (к мордовскому народу, друзьям), призывы (смелее живите, проснитесь), отличающиеся символикой и обобщенностью образов.
В годы Великой Отечественной войны для послания характерны содержательные и формообразующие факторы: широкие картины жизни родного
края; особый склад стихотворной речи, включающий много афоризмов, метафорических образов, ассоциаций, «эмотивных коммуникем» [2, с. 73] и подтекст. В 60-80-е годы ХХ века послание обретает черты гимна малой родине. В современный период стилевая система послания становится «разомкнутой». Автор может прямо «реплицировать» чужое слово, перефразировать текст адресата, создавать аллюзии на его стилевую манеру и т. д.
Значительное место в мордовской поэзии занимает элегия, сложившаяся на основе народных песен и причитаний. «Скорбно-печальная эмоциональная окраска, присущая фольклору, сохраняется в литературной элегии до настоящего времени» [3, с.100]. Элегические мотивы были свойственны уже зачинателям мордовской литературы (М. Безбородову, П. Кириллову и др.), которые постоянно вводили их в художественную ткань пейзажной лирики. Элегии часто встречаются в творчестве А. Моро. В период Великой Отечественной войны и послевоенные годы элегия была вытеснена другими формами, в частности лирико-патриотическим стихотворением. Немного позже, начиная с 50-х годов, элегия принимает характер реквиема, посвященного памяти погибших воинов. Данная ее разновидность регулярно встречается во второй половине ХХ века. В ней передается чувство скорби от потери известных деятелей культуры, литературы и других значимых фигур. В современной поэзии элегия - достаточно распространенный жанр, присутствующий в творчестве П. Алешиной, М. Кемаль, В. Нестерова, Л. Дергачевой и др. В их произведениях проявляется обостренное внимание к внутреннему миру личности, к извечным вопросам жизни и смерти, коренных целей бытия и т. д.
Одним из первых и устойчивых жанров в мордовской поэзии является песня. Сборники песен З. Ф. Дорофеева («Песни и думы народного учителя», «Эсь моронеке») свидетельствуют о тесной связи жанра с устным народным творчеством. В песнях первой половины ХХ века находят поэтическое воплощение быт, нравы, обычаи и чаяния народа. Причем до 1980-х годов жанру были присущи большая пафосность, патетика. В современный же период круг жанровых
разновидностей песни гораздо расширяется: чаще стали встречаться колыбельные песни, созданные совсем молодыми авторами (М. Аникиной, М. Ереминой); песни, соотнесенные с жанровыми разновидностями фольклорных произведений («Кели Масланця» В. Кригина); появляется синтез лирической песни и духовной поэзии («Вай, Иисус» В. Нестерова). В целом жанровая природа современной мордовской песенной лирики определяется, с одной стороны, ориентацией на фольклорную традицию, с другой - влиянием на творчество поэтов музыкальных жанров. Лиризация и усиление эпического начала - два взаимосвязанных явления в песенном жанре, раскрывающие внутреннюю динамику его обновления.
В числе периферийных жанров современной мордовской поэзии немаловажную роль играют ода, сонет, стихотворная миниатюра - «нурька стихть», поэтическая молитва. На протяжении своего развития ода существенно трансформировалась. Одним из первых в мордовской литературе к жанру оды обратился А. Моро («Мон эрзян, прясто пильгс эрзян...», «Ода В. И. Ленинэнь лем-сэ библиотекантень»). Пройдя долгий путь, жанр тематически обогатился, расширилось его содержание, углубилась проникновенность лирического переживания. Тем не менее, главная функция жанра - воспевание, прославление, патетика - сохранилась. Среди современных авторов оды создает А. Сульдина («Ода», «Ода коневонтень»), максимально приближены к этому жанру некоторые стихи И. Кудашкина, воспевающие красоту родного края. Однако ода уже теряет позиции, ее сменяет одическая поэзия, где наглядно воплощаются черты одического жанра и стиля, особый патетический настрой и движение поэтической мысли-переживания.
Введение в мордовскую поэзию жанра сонета связано с именем А. Моро. В своих первых сонетах автор ориентировался на устное народное творчество и русскую литературу в лице А. Пушкина, А. Кольцова, Д. Бедного, В. Маяковского и С. Есенина. Появление венка сонетов в мордовской литературе связано с творчеством М. Бебана («Вень поезтт»). Автор усиливает художественные
возможности жанра, включая различные повторы, устно-поэтические символы, что придает произведению несомненный национальный колорит. Наиболее популярными в современной поэзии являются венки-посвящения («Ине эрьзя-нень пшкадема», «Аванень» И. Калинкина, «...Инксот эрян» Р. Орловой и др.). Несомненного художественного мастерства достигли авторы в любовных сонетах (В. Кригин, Р. Орлова), в которых чувства окрашены сомнениями и поисками, верой и отчаянием. Национальные особенности проявляются в тяготении поэтов к расширению лексического словаря поэзии: использованию древних, исконно мордовских выражений, ярких метафор и сравнений.
В целом для мордовского сонета характерны преобладание построения английского типа (реже встречаются итальянский и французский типы); не излишне простой и не нарочито изысканный характер рифмы; синтаксическая завершенность катренов, дистихов и терцетов; разнообразная рифмовка; схема «тема - развитие - итог» (гораздо реже «тема - развитие - антитеза - синтез»).
В 60-е годы ХХ века в мордовской поэзии формируется жанр поэтической миниатюры. Его истоки ведут к более раннему периоду, но как самостоятельный жанр лирическая миниатюра стала осознаваться только в последней трети столетия. Условно жанр можно разделить на три разновидности: пейзажную, лирическую и философскую миниатюры. Для предшествующих лет наиболее типичны первые две разновидности, для современности - третья. Своеобразие пейзажной миниатюры проявляется в обращении к деталям, к выразительным возможностям языка. При этом четко высвечиваются две тенденции - стремление к простоте изобразительно-выразительных средств и к яркой образности. В пейзажной миниатюре чувство природы связано с чувством родины, несущим в себе этнографические черты. Национальное ее своеобразие ярко раскрыто в творчестве И. Кудашкина. Лирическое начало миниатюра приобретает в произведениях Н. Циликина. Необъятное чувство любви, сложный внутренний мир лирического героя автору удается показать в малом поэтическом объеме. Философскую окрашенность имеют миниатюры Н. Ишуткина, Ч. Журав-
лева. В них преобладают аналитическая мысль, творческая энергия, чему во многом способствует переосмысление неисчерпаемых богатств народной поэзии и философской мудрости.
Т''к V-/ V-/ Ч-/
В современной мордовской лирике возникает новый жанр, который претендует на самостоятельное существование, - поэтическая молитва. Его развитие связано с политическими изменениями 80-х годов ХХ века. Демократизация, исчезновение партийной идеологии приводят к возрождению духовных ценностей, поискам истины. В свою очередь, меняется содержательная часть творчества авторов. Для выражения внутреннего мира героя страждующего, ищущего наиболее приемлемой становится форма молитвы, столь популярной у христиан. Наиболее ярко жанр поэтической молитвы нашел воплощение в творчестве В. Нестерова («Молитва»). Часто к данному жанру обращаются Р. Орлова, Н. Циликин, П. Алешина и др. По подобию церковной молитвы литературная может иметь форму просительной, благодарственной или прославляющей с заметным превосходством первых двух видов. В отличие от церковной молитвы с ее четкой структурной композицией (личное обращение, изложение предмета и оснований), художественный лирический текст может не иметь всех этих элементов. В любом случае, говоря о поэтической молитве, речь следует вести не о переложении псалмов или молитв, а о стилизации духовной молитвы в лирике.
Специфическая черта мордовского менталитета, выраженная в особом юморе, иронии, объясняет существование в современной мордовской лирике сатирико-юмористических жанров (сатирическое стихотворение, эпиграмма, пародия, шарж). Стремление к созданию эквивалента классической пародии в мордовской-мокша поэзии привело к возникновению новых жанровых образований («ялгань шнамат-сингорямат», «аф кяжиямга»), сочетающих в себе черты пародии, эпиграммы, шаржа и дружеского послания. Для сатирикоюмористических жанров в национальных газетах, журналах «Мокша» и «Сят-ко» отведены специальные рубрики («Палакс», «Сэме» и т. п).
Наиболее популярным среди сатирико-юмористических жанров является сатирическое стихотворение, при создании которого поэты используют приемы прямого обличения, сатирического портрета, иронического монолога. Открытая насмешка переплетается с ироническим осмеянием, связанным с игрой слов, комическим употреблением фразеологии. Образ раскрывается с помощью лаконического выражения, иносказания, остроты, условности.
В последние годы жанры эпиграммы, пародии, шаржа в чистом виде встречаются нечасто: происходят их синтез и гибридизация. В сатирических текстах А. Тяпаева, И. Шумилкина, В. Лобанова обнаруживается сплав частушки, басни, пародийной песни, призыва, афоризма и эпиграммы. Каждый из них при решении творческих задач неизбежно обращается к готовому арсеналу художественных форм и изобразительно-выразительных средств, выработанному устным народным творчеством.
Библиографический список
1. Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского / М. М. Бахтин. - М. : Совет. писатель, 1963. - 363 с.
2. Богдашкина, С. В. Классификация синтаксических фразеологических единиц в мордовских языках/ С. В. Богдашкина // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 2 (13). - С. 73-76.
3. Мартынова, Е. А. Философское освоение действительности современной элегией Мордовии / Е. А. Мартынова, О. И. Налдеева // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 2. - С. 100-102.
4. Налдеева, О.И. Типологическое и национально-обусловленное в становлении и развитии мордовской поэмы / О. И. Налдеева // Гуманитарные науки и образование. - 2012. - № 4. - С. 102-104.
Bibliography
1. Bakhtin, M.M. Problems of Dostoevsky’s poetics / M.M. Bakhtin. - Moscow: Soviet. writer, 1963. - 363 p.
2. Bogdashkina, S.V. Syntactic classification of phraseological units in mordovian languages / S.V. Bogdashkina // Humanities and education. - 2013. - No 2 (13). - pp. 73-76.
3. Martynova, E. A. Philosophical exploration of contemporary reality by Mordovian elegy / E. Martynova, O. Naldeeva / / Humanities and Education. - 2012. - № 2. - pp. 100-102.
4. Naldeeva, O. I. Typological and national in the formation and development of Mordovian poem / O.I. Naldeeva / / Humanities and Education. - 2012. - №
4. - pp. 102-104.