УДК 330.1
© В.Д. Цыренова
СПЕЦИФИКА ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННОГО БЛАГА
В статье выявлены особенности здоровья населения с позиций общественного блага.
Ключевые слова: здоровье населения, общественное благо.
V.D. Tsyrenova SPECIFICITY OF HEALTH AS A PUBLIC GOOD
The article describes features ofpublic health from in the light of the public wealth.
Keywords: public health, public wealth.
В современных условиях государство формирует основу социально-экономического благополучия в стране, выполняя функцию производства и распределения общественных благ.
Анализ экономической литературы показал, что общественное благо представляет собой достаточно размытое понятие, характеризующееся неопределенностью и порождающее широкие и неоднозначные трактовки. Так, Э.Б. Аткинсон, Г.А. Ахинов, Л.И. Якобсон и др. признают наличие у общественного блага двух характерных свойств (неисключаемость, неконкурентность) и не высказывают разногласий в отношении понимания содержания этих черт. Если блага доступны кому-нибудь, то они должны быть доступны всем - свойство неисключаемости в потреблении. Потребление благ кем-то одним не должно препятствовать потреблению других, не требуя дополнительных издержек при увеличении числа субъектов потребления - свойство неконкурентности.
В целом же можно утверждать, что общественное благо представляет собой группу товаров и услуг, удовлетворяющих общественные (коллективные) потребности, затраты на производство и распространение которых, как правило, берет на себя государство.
Необходимо отметить, что общественное благо имеет свою специфику, которая проявляется в разной степени наличия свойств неисключаемости и неконкурентности и вызывает их условное деление на различные виды: чистое, смешанное, социально-значимое (табл. 1).
Благо, обладающее свойствами исключаемости и конкурентности, это - чистое частное благо. Это значит, что те, кто имеет потребность и возможность оплатить равновесную цену за частное благо, получают его, а те, кто не в состоянии или не хочет уплатить ее, исключаются из потребления. Практически все предметы потребления (пища, одежда, жилье и т.д.) являются чистыми частными благами.
Таблица 1
Классификация благ по свойствам неисключаемости и неконкурентности [2]
Свойства благ Наличие исключительности доступа к благу Отсутствие исключительности доступа к благу
Наличие конкуренции при потреблении блага Чистое частное благо Социально значимое благо
Отсутствие конкуренции при потреблении блага Смешанное благо Чистое общественное благо
Для смешанных благ характерны, с одной стороны, относительно низкие издержки исключения из потребления, с другой - отсутствие конкуренции при потреблении. Разновидностью исключаемого смешанного блага является перегружаемое общественное благо, обладающее свойством неисключаемости до определенного порогового уровня, за которым наступает нехватка этого блага для всех, т.е. его перегрузка (шоссейные дороги, мосты, туннели). Другой разновидностью смешанного общественного блага является благо совместного потребления с ограниченным доступом, которое принято называть клубным. Здесь принцип исключае-мости применяется не к отдельному человеку, а к группе людей. Доступ к такому благу ограничен уставными требованиями и размерами членских взносов. Типичными примерами могут быть клубы по интересам, например, теннисный клуб. Блага, создаваемые в отраслях естественной монополии, представляют собой исключаемые блага совместного потребления и называются квазиобщественными. В них больше свойств частного блага и меньше характерных свойств общественного блага (например, коммунальное хозяйство, снабжение населения электроэнергией, газом, водой, теплом, а также связь, транспорт и т.д.). Особенность этих отраслей состоит в крупномасштабности производства и в большой капиталоемкости, требующей значительного первоначального капитала для вступления в такие отрасли новых конкурентов [1].
Социально значимое благо характеризуется, с одной стороны, отсутствием исключительности доступа, а с другой - наличием конкуренции в потреблении. В качестве примера можно привести здоровье населения. С одной стороны, обеспечение здоровья каждого из индивидов связано с издержками, что говорит о конкурентности в потреблении блага. С другой стороны, исключить индивида от пользования этим благом невозможно [2, с. 185]. Социально значимое благо приносит большую пользу
обществу, так как сопровождается положительным внешним эффектом. Так, вакцинация больше приносит пользу обществу, чем индивидууму. Однако потребитель, осуществив «прививку», может получить тяжелое осложнение (аллергия, неврологические проявления и т.п.). В общественном смысле вакцинация приводит к тому, что шансы людей тяжело заболеть значительно снижаются, тем самым общество «приобретает» иммунитет. Вакцинация может не удовлетворять индивидуальные потребности - у человека может быть достаточно хороший естественный иммунитет, защищающий его от заболеваний. Но для потребителя как для члена общества благодаря вакцинации будет снижена вероятность возникновения заразных болезней, что важно для социума. Это противоречие между индивидуальными и общественными интересами характерно в целях обеспечения здоровья населения, несмотря на то что услуга в отдельных случаях в индивидуальном отношении может приносить вред, в общественном отношении она приносит пользу. Кроме того, при вакцинации определенной части населения, потенциально подверженной какому-либо заболеванию, предотвращается распространение эпидемии. В этом случае вакцинация полезна для общества в целом, а последствия, которые они предотвращают, являются слишком серьезными, чтобы оставлять их на усмотрение каждого человека.
Чисто общественное благо - это благо, для которого отсутствует как исключительность доступа, так и конкуренция при потреблении. Классический пример чистого общественного блага - это национальная оборона и безопасность, экологические и противоэпидемиологические государственные программы, государственное управление.
Рассматривая представленную выше классификацию благ, стоит отметить, что в ней представлены не столько реально существующие блага, сколько их чистые типы. Другими словами, издержки представления блага дополнительному потребителю (свойство конкурентности) и издержки исключения из доступа к благу тех, кто не платил за него (свойство ис-ключаемости), показатели не дискретные, а непрерывные (рис. 1).
На рисунке 1 на вертикальной оси отражены предельные издержки обеспечения благом, возрастающие снизу вверх, а по горизонтальной -издержки исключения из потребления блага, которые возрастают справа налево.
Набор общественного блага, производимого государственным сектором экономики, постоянно расширяется. Сегодня он включает в себя обеспечение общего среднего образования и здравоохранения, реализацию программ по поддержке различных социально уязвимых категорий населения (престарелых, детей, инвалидов, безработных), создание ресурсной базы для осуществления фундаментальных научных исследований, участие в формировании информационной инфраструктуры рынка, создание систем общественного транспорта и т.п.
Социаль-нозначи-мые блага
О
* 12 § £
I ^ а 5
ю -о о.
I I-
о
с с
ш
I-
и
I
о
Чистые общественные блага
Образование
О
Здоровье населения
О
Таможня
Национальная оборона
АвтомобилЬ^)
Коммунальные-^, службы ^^
Шоссейные дороги
О
Издержки исключения из потребления блага
Чистые частные блага
Смешанные блага
Рис. 1. Чистые типы и реальные блага [2]
В исследовании приведены сравнительные данные структуры общественного блага в России и в развитых странах (табл. 2).
Таблица 2
Структура общественного блага в России и в развитых странах
в 2009 г. (%)
Страна Общественное благо в том числе:
чистое общественное благо смешанное общественное благо социально значимое благо
всего в том числе государственное управление всего в том числе ЖКХ, защита окружающей среды всего в том числе здоровье населения
Россия 100 37,1 22,1 14,3 4,2 48,6 10,7
США 100 28,6 11,5 13,2 3,1 58,2 20,5
Германия 100 18,9 12,9 10,6 3,0 70,5 14,5
Япония 100 18,2 12,3 16,7 5,4 65,1 19,9
Из таблицы 2 видно, что общественное благо включает чистое общественное благо, смешанное общественное благо и социально значимое благо. Структура общественного блага в России существенно отличается от его структуры в других странах. Так, в 2009 г. доля чистого общественного блага в России составила 37%, в США - 29%, а в Германии и Японии 18-19%. При этом в России расходы на государственное управление составляют 22% от чистого общественного блага. Это в два раза выше, чем в развитых странах (10-12%). Доля социально значимого блага в России ниже (49%), чем в развитых странах (59-70%). Это свидетельствует о том, что в развитых странах приоритет отдается социально значимому благу.
Среди социально значимого блага здоровье является важнейшим благом по отношению ко всем остальным, имеющимся в распоряжении человека, поскольку с ухудшением состояния здоровья все остальные блага для индивида утрачивают свою значимость. Именно потребность в здоровье и его сохранении носит жизненно важный характер, так как удовлетворение других потребностей может быть не реализовано при его ухудшении.
Здоровье населения как социально значимое благо сочетает в себе свойства общественного и частного блага.
Как общественное благо здоровье населения характеризуется свойствами:
1) совместным характером потребления;
2) наличием ярко выраженного внешнего эффекта, который проявляется через полезность услуг здравоохранения для всего общества;
3) высокой социальной и экономической значимостью, направленной на воспроизводство здорового поколения, обладающего качественной рабочей силой, которая влияет на динамику экономического развития государства.
Как частное благо здоровье населения характеризуется конкурентностью, поскольку обеспечение здоровья каждого индивида связано с определенными издержками. Кроме того, оно выступает объектом купли-продажи, имеет особую потребительскую стоимость и рыночную цену, определяемую спросом и предложением. Поэтому специфика здоровья населения как общественного блага проявляется на микро-, мезо- и макроуровнях. Это находит отражение в том, что каждый член общества выступает одновременно и производителем, и потребителем этого блага (рис. 2).
Здоровье на микроуровне как частное благо имеет потребительскую ценность, влияющую на социальную, трудовую и экономическую активность индивида, на производительность и интенсивность труда. Это объясняет то, что позитивные либо негативные изменения в состоянии здоровья индивида сказываются на медико-демографических и социально-экономических показателях нынешнего и будущего поколения.
Рис. 2. Специфика здоровья населения как общественного блага
Здоровье на микроуровне оценивается по самочувствию, физическому состоянию, наличию заболеваний, трудоспособности, личным ощущениям бытия, радости жизни и т.д. Самооценка здоровья носит субъективный характер и зависит от психологических, возрастных, половых особенностей индивида, образования, социального статуса, состояния здоровья окружающих, экологии, а также удовлетворенности медицинским обслуживанием. В экономическом аспекте здоровье индивида является скорее частным благом с ярко выраженным внешним эффектом, поэтому, с одной стороны, это экономический ресурс трудоспособности, от которой зависит производительность труда и, с другой стороны, удовлетворение своего материального благосостояния.
Здоровье населения на мезоуровне как здоровье населения региона представляет единый социальный организм, который характеризуется жизнеспособностью. Так, изменения жизнеспособности населения отражаются на уровне благосостояния и воспроизводстве населения региона. Ухудшение показателей жизнеспособности населения (высокий уровень смертности, заболеваемости, нетрудоспособности) приводит к неизбежным расходам на восстановление здоровья, что, в свою очередь, обусловливает потери в ВРП.
Под здоровьем на макроуровне нами понимается здоровье нации как национальное общественное благо, которое обладает полезным эффектом от восстановления, поддержания и укрепления здоровья общества в целом, через повышение производительности общественного труда и повышение уровня благосостояния всего населения страны.
Таким образом, здоровье населения приносит выгоду всему обществу, а не только отдельным индивидуумам. Кроме того, общество нуждается в определенном уровне качества здоровья населения, которым она должна обладать для повышения производительности общественного труда, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему развитию экономики страны. В связи с этим здоровье населения есть общественное благо.
Литература
1. Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: учеб. пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2008. - 345с.
2. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: учебник / под ред. А.А. Аузана. - 2-е изд. - Москва: ИНФРА-М, 2011. -447с.
3. Журавлева И.В., Шилова Л.С. Изменение отношения к здоровью населения СССР. Социальные проблемы здоровья и продолжительности жизни населения СССР и Финляндии. - Москва, 1992. - С.88.
4. Асланов Д.И. Системные представления о здоровье как основном компоненте человеческого капитала // Экономические науки, 2011. - № 11. - С. 202206.
5. Grossman M. On the concept of health capital and the demand for health // Journal of Political Economy. - 1972. - Vol. 80.Feb.
Цыренова Валентина Доржиевна, аспирант кафедры «Финансы и кредит» Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления, тел. 8 (3012) 211400, е-mail: [email protected]
Tsyrenova Valentina Dorzhievna, postgraduate student, department of finances and credit, East Siberian State University of Technologies and Management, tel. 8 (3012) 211400.