Петров Сергей Валентинович Petrov Sergey Valentinovich
кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (law), associate professor, deputy head of the department of criminal and penal law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Специфика юридической регламентации организованных форм преступной деятельности в законодательстве отдельных субъектов международного права
The specific features of legal regulations of organized crime forms in the legislation of individual subjects international law
В рамках статьи рассматриваются вопросы уголовноправовой регламентации преступной деятельности организованных преступных формирований в зарубежных странах. На основе критического анализа исследуется целесообразность и возможность заимствования отдельных положений рассматриваемых нормативных актов в отечественное законодательство, посредством которого обеспечивается реализация уголовной политики в сфере борьбы с наиболее развитыми формами совместной преступной деятельности.
Ключевые слова: уголовный закон, организованная преступность, зарубежный опыт, сложные формы соучастия.
The questions of criminal-legal regulation of criminal activities of organized criminal groups in foreign countries are considered in the article. On the basis of critical analysis of expediency and opportunity of drawing the individual provisions of the considered normative acts in domestic legislation, through which ensure the implementation of criminal policy in the sphere of struggle with the most developed forms of joint criminal activity.
Keywords: criminal law, organized crime, foreign experience, sophisticated forms of complicity.
Исследование статистических показателей, отражающих количественные и качественные изменения преступности в Российской Федерации, свидетельствует о том, что на фоне снижения общего количества регистрируемых уголовно-правовых деликтов наблюдается тенденция к увеличению доли преступлений, совершаемых в составе организованных преступных формирований. Одной из основных причин сложившейся ситуации является наличие технико-юридических дефектов правового инструментария, посредством которого осуществляется противодействие наиболее развитым формам совместной преступной деятельности. В свою очередь несовершенство нормативно-правовой базы является следствием того, что сама по себе проблема организованной преступности как угрозы общественным отношениям приобрела критическое значение в постсоветский период истории России, в то время как развитые зарубежные страны имеют давнюю историю ее решения. Как ни парадоксально звучит, преимущество российских законодательных органов в их отставании, так как заимствование наработанного опыта противодействия организо-
ванным преступным формированиям иными субъектами международного права делает возможным осуществить качественную содержательную переработку отечественного правового инструментария со значительной экономией материальных, административных и временных ресурсов.
Исследование соответствующих нормативных правовых актов зарубежных стран свидетельствует об отсутствии единого подхода к уголовно-правовой регламентации наиболее развитых форм совместной преступной деятельности. Данное обстоятельство главным образом обусловлено наличием принципиально отличных систем права, на базе которых формировались и развиваются в настоящее время законодательства отдельных субъектов международного права. К ним в первую очередь относятся романо-германская и англосаксонская правовые семьи. Выборочный анализ действующего законодательства отдельных представителей каждой правовой семьи позволяет выявить основные тенденции его развитии на этой основе определить возможности по оптимизации отечественных нормативных установлений.
Петров С.В. Специфика юридической регламентации организованных форм преступной деятельности в законодательстве отдельных субъектов международного права
Петров С.В. Специфика юридической регламентации организованных форм преступной деятельности в законодательстве отдельных субъектов международного права
Изучение общественного мнения свидетельствует о том, что организованная преступность у населения ассоциируется с таким понятием, как «мафия». Указанный термин сам по себе не характеризуется юридически значимым содержанием в российском правовом пространстве, однако является правовой дефиницией в зарубежном законодательстве. В частности, в Италии — государстве, которое раньше других столкнулось с проблемой организованной преступности.
Мафия как совокупность нескольких организованных групп образовалась в первой половине XIX века на острове Сицилия, который в 1861 году был присоединен к Италии. Сам по себе остров являлся зоной феодальных владений, которые требовали постоянной охраны, что предопределило необходимость создания специальных группировок в целях обеспечения безопасности землевладельцев и их собственности, которые впоследствии трансформировались в криминальные сообщества, называемые мафией. По мнению В.С. Устинова, история зарождения и развития мафиозных структур обусловлена тем обстоятельством, что преступные сообщества помогают связанным с ними людям в решении ряда проблем и обеспечивают более надежную защиту, чем государственные структуры [1, с. 32].
Анализ содержания Уголовного кодекса Италии свидетельствует о том, что законодатель не предусматривает иных форм организованной преступности, кроме мафии. Уголовная ответственность обусловлена фактом организации или участия в преступном сообществе типа мафии. Сам по себе термин «мафия» употребляется как синоним понятия «преступная организация».
В целом изучение опыта борьбы с преступностью в Италии свидетельствует о разнонаправленных тенденциях. С одной стороны, происходит либерализация уголовного законодательства, выраженная в декриминализации ряда общественно опасных деяний посредством перевода их в разряд административных правонарушений, смягчении некоторых наказаний посредством замены содержания под стражей мерами принуждения, не связанными с лишением свободы, и т. п. С другой стороны, усиление влияния организованных преступных формирований на социально-экономическое состояние страны, а также попытки осуществления политических акций стали причиной издания нормативных правовых актов, предусматривающих усиление репрессий и сокращение процессуальных прав в отношении участников указанных групп.
При этом к организованной преступности относятся отдельные группы и сообщества, целью которых является управление или контроль за любым видом экономической деятельности с последующим извлечением незаконной прибыли или получения других, не обусловленных законом, выгод для себя или других лиц [2, с. 68].
Безусловным положительным примером является итальянский опыт постоянного контроля соответствия законодательства изменяющей-
ся криминальной обстановке, что обеспечивает эффективность правового инструментария, посредством которого правоохранительные органы противостоят экспансии организованной преступности. Функции контроля возложены на специальную парламентскую комиссию по борьбе с мафией, задачами которой являются:
1. Обобщение судебной практики, анализ эффективности законодательства, регламентирующего борьбу с преступными формированиями, и выработка на этой основе законодательных проектов.
2. Изучение деятельности государственных органов, осуществляющих противодействие организованной преступности, и информирование о его результатах парламента.
3. Мониторинг и подготовка на его основе отчетов о борьбе с преступными сообществами для парламента республики.
Безусловно, обеспечение эффективного противодействия деятельности организованных преступных формирований не должно требовать постоянного реформирования кодифицированных актов (в частности, Уголовного кодекса). Данное обстоятельство обусловило необходимость специального нормотворческого подхода к решению проблем борьбы с наиболее развитыми формами совместной преступной деятельности в Италии. В соответствии с ним в нормах УК регламентируются общие вопросы ответственности за сложные формы соучастия и закреплены отдельные положения об ответственности за наиболее опасные проявления групповой преступности, а специфические особенности борьбы с организованными группами и преступными сообществами отражены в отдельных положениях. Рассмотренный подход является оптимальным как с позиции обеспечения стабильности законодательства, так и с позиции его гибкости, обеспечивающей соответствие нормативных актов требованиям реального времени.
Вышеуказанный комплекс мероприятий, осуществляемый органом законодательной власти, сокращает время отражения потребностей борьбы с деятельностью организованных преступных групп в законодательных актах, и обеспечивает эффективное противодействие деятельности указанных криминальных структур.
Франция. Негативные тенденции, выраженные в усилении процессов организованности преступных формирований, обусловили стремление законодателей французской республики закрепить такие уголовно-правовые нормы, которые обеспечивали бы репрессии не только в отношении непосредственных исполнителей, но и всех тех лиц, чья деятельность способствует развитию организованных форм преступной деятельности.
По мнению автора, наиболее интересными являются положения уголовного законодательства Франции, определяющие возможность привлечения к уголовной ответственности юридических лиц, если последние использовались организованными преступными формированиями в своей деятельности.
К уголовной ответственности может привлекаться юридическое лицо, являющееся официальной структурой (фондом, коммерческим обществом, ассоциацией и т. п.) и используемое преступным формированием в своих целях. Для привлечения юридического лица к уголовной ответственности достаточно того, чтобы преступление было совершено его руководящими органами или уполномоченными представителями. Уголовная ответственность юридического лица возникает также в случаях, когда преступные группы используют в своей деятельности помощь, предоставленную им юридическим лицом. В качестве мер наказания для юридического лица предусмотрены штраф, запрещение осуществлять определенные виды деятельности и ликвидация.
Необходимо отметить развитие процессуальных норм в законодательстве Франции, направленных на облегчение раскрытия преступлений, совершаемых организованными преступными группами. К ним относятся продление срока нахождения под стражей и осуществление полицейских провокаций (провоцирование преступников внедренными в преступную группировку агентами полиции на совершение преступлений). Эти положения выпадают из общего ряда уголовно-правовых норм, применяемых в отношении преступных деяний, не содержащих признаки организованности, и имеют своей целью повышение эффективности борьбы с организованной преступностью в целом и преступными сообществами в частности.
Появление организованных форм преступности в США было обусловлено введением в 1920 году «сухого закона». В соответствии с 18-й поправкой Конституции этой страны на территории США запрещалось производство, продажа и употребление спиртных напитков. За время действия указанной поправки в США возникли многочисленные преступные группы, занимающиеся контрабандой и реализацией спиртных напитков, которые впоследствии стали прообразом наиболее развитых организованных преступных формирований, которые осуществляют свою деятельность в Северной Америке в настоящее время.
На протяжении всей истории своего развития на территории США организованная преступность наращивала свое влияние на происходящие в обществе процессы, усиливая воздействие на органы государственной власти. Еще в 1969 году президент страны Ричард Никсон в своем послании Конгрессу определил преступные сообщества как явление, «коррумпирующее правительственные учреждения и подрывающее демократические процессы» [3, с. 52].
С 1970 года на территории США действует Комплексный закон о борьбе с организованной преступностью, который постоянно претерпевает изменения, обусловленные изменяющимися потребностями противодействия организованным формам преступной деятельности. Анализ практики применения указанного нормативного акта свиде-
тельствует о том, что наиболее эффективным средством борьбы с организованной преступностью являются «экономические методы». Содержанием указанных методов является наложение крупных штрафов и конфискация в пользу государства всего незаконно нажитого и полученного имущества, гражданско-правовые взыскания в виде лишения доли участия в предприятиях, ликвидация или реорганизация последних с обеспечением прав участвующих в нем невиновных лиц. Несмотря на безусловную эффективность перечисленных мер, их реализация в России в настоящее время представляется невозможной, так как это потребовало бы переработки целого комплекса нормативных установлений, в том числе цивилистичекого характера.
Особого внимания заслуживают методы реализации уголовно-правовой борьбы с организованной преступностью, основанные на комплексном подходе к формированию самого законодательства. Данный прием позволяет учитывать мнение правоприменителей, непосредственно вовлеченных в борьбу с исследуемым криминальным явлением при разработке и совершенствовании положений соответствующих нормативных правовых актов.
В частности, учитывая необходимость комплексного подхода к совершенствованию действующего законодательства, направленного на борьбу с организованными формами преступной деятельности, США по примеру французской парламентской комиссии в 1983 году создали президентскую комиссию по борьбе с организованной преступностью. В состав данной комиссии вошли специалисты с опытом практической работы в судах, органах прокуратуры, полиции, финансовых и контрольных учреждениях. В задачи комиссии входит анализ текущего состояния борьбы с организованной преступностью в стране, определение основных источников ее доходов и подготовка рекомендаций законодательным органам по надлежащим законодательным мерам для улучшения работы системы правосудия.
На основании рекомендаций указанной комиссии была разработана и внедрена общенациональная программа борьбы с организованными формами преступной деятельности, которая предусматривает: создание региональных групп, призванных заниматься расследованием деятельности преступных формирований; доработку федерального уголовного законодательства с целью обеспечения его соответствия изменяющимся условиям борьбы с ними; совершенствование взаимодействия правоохранительных органов, а также внедрение новых программ подготовки их сотрудников с учетом изменений в деятельности организованной преступности [4, с. 92].
Указанные мероприятия обеспечили поступательное развитие уголовного законодательства США, а также эффективную практику его применения, что в комплексе позволяет успешно бороться с наиболее развитыми формами совместной преступной деятельности.
Петров С.В. Специфика юридической регламентации организованных форм преступной деятельности в законодательстве отдельных субъектов международного права
Петров С.В. Специфика юридической регламентации организованных форм преступной деятельности в законодательстве отдельных субъектов международного права
Резюмируя изложенное, можно констатировать наличие прямой зависимости эффективности противодействия деятельности организованных преступных формирований от качественной совокупности предпринимаемых в этих целях мер. Только посредством взаимосвязанных и взаимообусловленных мероприятий уголовно-правового, процессуального и оперативно-разыскного характера можно добиться положительных результатов в борьбе с исследуемым криминальным явлением.
Исследование законотворческой деятельности в Италии и США свидетельствует, что оптимальным решением задачи обеспечения соответствия положений законодательства потребностям непосредственных правоприменителей является создание специальных рабочих групп в рамках законодательных органов. Эффективность деятельности данных групп обусловливается их формированием из числа сотрудников, имеющих практический опыт работы в государственных структурах, участвующих в борьбе с деятельностью преступных сообществ (следственные и судебные органы, финансовые, контрольные учреждения и т. п.). В Российской Федерации реализация данной идеи возможна посредством создания подкомитета в рамках Комитета Государственной Думы по безопасности. В качестве приоритетных задач подобного подкомитета необходимо установить анализ текущего состояния борьбы с организованными формами преступной деятельности в стране, определение причин и условий, способствующих их развитию, и подготовку рекомендаций по принятию надлежащих законодательных мер в целях обеспечения правоохранительных органов эффективным правовым инструментарием.
То обстоятельство, что деятельность организованных преступных формирований, как правило, обусловливает необходимость формирования и распределения значительных денежных сумм, предопределяет использование в этих целях юридических лиц (как правило, в форме фондов и ассоциаций). По данным МВД России, около половины преступных сообществ легализуют преступно нажитые капиталы посредством использования разного рода предприятий и организаций, в том числе с целью приобретения недвижимости, акций и вложения средств в различные виды бизнеса (с учетом латентности этот показатель, по мнению специалистов, достигает 70%) [5, с. 8]. В этой связи представляется целесообразным обратиться к опыту привлечения к ответственности юридических лиц, который с успехом реализуется в деятельности правоохранительных органов Франции.
Однако необходимо оговориться, что учет данного опыта должен быть скорректирован по следующей причине. Уголовная ответственность юридического лица по французскому законодательству, наряду с оправданными основаниями, возникает также в случаях, когда преступные формирования используют в своей деятельности помощь, предоставленную им юридическим лицом. Данное об-
стоятельство вызывает замечания критического характера по той причине, что зачастую подобная «помощь» является не чем иным, как средствами, переведенными потерпевшим на счета преступной группы в результате вымогательства или иного криминального посягательства. Следовательно, французский законодатель предусмотрел возможность наступления ответственности за действия, не обусловленные преступными целями и мотивами, а совершенные под психическим, физическим или материальным принуждением.
Эффективность уголовно-правовых мер противодействия деятельности преступных сообществ определяется не только качеством уголовного законодательства, но и смежными отраслями права, регламентирующими уголовно-процессуальные и оперативно-разыскные составляющие борьбы с организованными формами преступной деятельности. Применительно к ним анализ зарубежной практики показал эффективность мероприятий, выраженных в оперативном внедрении сотрудников правоохранительных органов в структуру организованных преступных групп, а также в организации провокаций. Указанные меры дают возможность, с одной стороны, контролировать преступную деятельность организованных преступных групп, а с другой — позволяют нарабатывать необходимые доказательства для привлечения виновных к ответственности.
Следует отметить, что отечественные правоохранительные органы также применяли так называемые «нетрадиционные методы расследования преступлений». В частности, в свое время региональные управления по борьбе с организованной преступностью создавали специальные коммерческие фирмы, под прикрытием которых сотрудники аккумулировали необходимую оперативную информацию о деятельности организованных преступных формирований, их лидерах, формах и методах осуществления преступной деятельности, коррупционных связях и т. п. Однако, несмотря на очевидную эффективность указанного метода, его применение было прекращено, самостоятельные подразделения по борьбе с организованной преступностью реорганизованы, а их функции были «размыты» среди других подразделений органов внутренних дел.
К недостаткам ряда нормативных правовых актов зарубежных стран следует отнести отсутствие дифференциации ответственности участников организованных преступных формирований в зависимости от их роли. В частности, отечественный законодатель совершенно оправдано предусмотрел необходимость более жесткой уголовно-правовой оценки деятельности организаторов и руководителей организованных преступных групп, учитывая повышенную степень общественной опасности их деятельности.
Также необходимо отметить имеющийся в зарубежных нормативных правовых актах пробел, обусловленный тем, что в соответствующих нормах
не установлены специальные субъекты. Наличие соучастника в виде должностного лица, иного государственного служащего либо сотрудника коммерческой структуры значительно облегчает осуществление преступниками своих замыслов, поэтому наличие специальной уголовной ответственности в отношении лиц, использующих в преступных целях свое служебное положение, стало бы положительным фактом в борьбе с деятельностью преступных формирований.
Изложенное свидетельствует о значительном потенциале изучения зарубежного опыта по противодействию деятельности организованным преступным формированиям при реализации уголовной политики в сфере охраны общественных отношений от посягательств криминальных групп, характеризуемых наличием развитых форм соучастия. Однако указанный опыт не должен восприниматься как безусловная истина, а детально изучаться на предмет возможности его использования при оптимизации отечественного законодательства.
Примечания
1. Устинов В.С. Понятие и криминологическая характеристика организованной преступности. Н. Новгород, 1993.
2. Основы борьбы с организованной преступностью. монография / под ред. B.C. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова. М., 1996.
3. Никифоров А.С. Об организованной преступности на Западе и в CCCP // Советское государство и право. 1991. № 4.
4. Формы и методы борьбы с организованной преступностью в зарубежных странах. М., 2006.
5. Состояние правопорядка в Российской Федерации и основные результаты деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. Аналитические материалы. М., 2006.
Notes
1. Ustinov y.S. The concept and criminological characteristics of organized crime. Nizhny Novgorod, 1993.
2. Basis for the fight against organized crime: monograph / ed. by V.S. Ovchinsky, V.E. Eminov, E.G. Yablokov. Moscow, 1996.
3. Nokiforov A.S. About organized crime in the West and in the USSR, Soviet state and law. 1991. № 4.
4. Forms and methods of struggle with organized crime in foreign countries. Moscow, 2006.
5. State of law and order in the Russian Federation and the main results of the activities of internal affairs authorities and internal troops. Analytical materials. Moscow, 2006.
Петров С.В. Специфика юридической регламентации организованных форм преступной деятельности в законодательстве отдельных субъектов международного права