Научная статья на тему 'Специфика юридической аргументации в процессе преподавания теории государства и права'

Специфика юридической аргументации в процессе преподавания теории государства и права Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
577
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика юридической аргументации в процессе преподавания теории государства и права»

И.В. Петелина

Петелина Ирина Викторовна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Астраханского филиала Саратовской государственной юридической академии

Специфика юридической аргументации в процессе преподавания теории государства и права

Преподавание теории государства и права в вузе позволяет формировать у студентов теоретическую и историко-практическую базу для углубленного изучения всех иных юридических дисциплин, так или иначе связанных со сферой государственно-правовых и государственно-властных явлений, а также политико-правовых и политико-идеологических ценностей. Поскольку в теории государства и права освещаются основополагающие положения, наиболее существенные проблемы познания государства и права, делаются принципиальные выводы о государственно-правовой действительности, то данная дисциплина призвана решать достаточно серьезные задачи в рамках формирования высококвалифицированных юристов нового поколения, позволяя готовить специалистов, обладающих широкими и глубокими знаниями государства и права, способных активно включаться в формирование гражданского общества и правового государства и т. д.1

Сложность преподавания теории государства и права, прежде всего, определяется тем, что данная теоретическая наука, содержащая колоссальный объем информации в основном в виде абстрактных теоретических положений, начинает преподаваться с первого дня обучения «вчерашним» школьникам, имеющим, как правило, весьма слабое представление о сущности государственно-правовых явлений, взаимосвязи и взаимодействии между ними. Вместе с тем, преподаватели знают, что успех учебы в юридическом вузе во многом зависит от того, насколько полно, глубоко и прочно студенты усвоят в курсе теории государства и права основные исходные данные, овладеют логикой формулирования понятий, приобретут навыки выбора из предлагаемых различными правовыми школами определений то, которое, по их мнению, наиболее полно характеризует изучаемое явление и т. д.

Задача преподавателя - заинтересовать студентов с первого дня обучения. Теоретические знания с интересом и вниманием тогда воспринимаются студентами, когда преподаватель не просто транслирует их аудитории, а ищет формы и методы подачи материала, адекватные существующему в молодежной среде мировосприятию и способствующие эффективному освоению предлагаемого учебного материала. Профессиональный успех обеспечивается не только наличием у преподавателя теоретических знаний, но и способностью правильно организовать мыслительный процесс на основе соединения знаний и навыков из различных областей; умением создать атмосферу поиска решения научной проблемы; наличием опыта формирования у студентов собственной аргументированной точки зрения, отношения к тому или иному явлению, понятию, процессу.

Современные модели обучения предполагают актуализацию комплекса наиболее эффективных приемов, способов и методов убеждающего воздействия. Преподаватель должен построить процесс обучения таким образом, чтобы с одной стороны убедить студентов в правильности своих доводов, а с другой - научить их самостоятельно приходить к оптимальным решениям и правильным выводам. Такая модель взаимодействия со студенческой аудиторией требует от преподавателя высокого теоретического, практического и методического уровня.

Теоретически необходимым и практически значимым способом подачи учебного материала по теории государства и права является правовая аргументация, позволяющая задействовать не только систему знаний, но и иные факторы, такие как нравственные установки личности, ее социальные ориентации, эмоции, привычки, предпочтения, здравый смысл, ценности и т. д.

В современной науке имеются различные подходы к определению понятия аргументация. А.П. Алексеев определял аргументацию как социальную, интеллектуальную, вербальную деятельность, служащую оправданию или опровержению точки зрения, представленную системой утверждений, направленных на достижение одобрения у определенной аудитории2. По мнению Ю.В. Ивлева, «правовая аргументация заключается в обосновании какого-либо знания посредством других знаний или фактических данных (посредством нелогических доказательств) и средств логики»3. Более развернутое определение, но мало

1 См.: Общая теория государства и права: В 3 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. - М., 2007. - Т. 1. - С. 20.

2 См.: Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.

3 Ивлев Ю.В. Логика для юристов: Учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2010. - С. 199.

чем отличающееся от предыдущих по сути, предлагает Г.А. Брутян: «Аргументация - это способ рассуждения, в процессе которого выдвигается некоторое положение в качестве доказываемого тезиса: рассматриваются доводы в пользу его истинности и возможные противоположные доводы; дается оценка основаниям и тезису доказательства, равно как и основаниям и тезису опровержения; опровергается антитезис, то есть тезис оппонента; доказывается тезис; создается убеждение в истинности тезиса и ложности антитезиса как у самого доказывающего, так и у оппонентов; обосновывается целесообразность принятия тезиса с целью выработки активной жизненной позиции и реализации определенных программ, действий, вытекающих из доказываемого положения»1.

Не акцентируя внимание на различиях в подходах авторов к определению юридической аргументации, перейдем к характеристике ее особенностей в процессе преподавательской деятельности. Юридическая аргументация как способ установления истинности или ложности суждения в процессе преподавания теории государства и права выполняет следующие основные функции:

1) коммуникативную;

2) воспитательную;

3) познавательную;

4)социальной адаптации.

Коммуникативная функция. Форма аргументации чаще всего носит характер диалога, ибо аргумент не только доказывает свой тезис, но и опровергает антитезис оппонента, убеждая в правильности своего тезиса. Коммуникативная деятельность преподавателя проявляется в ходе речевого воздействия путем приведения таких доводов, которые способны убедить аудиторию в правильности своей позиции.

В классическом варианте презюмируется, что с одной стороны квалифицированный преподаватель транслирует учебный материал аудитории, а добросовестные студенты его получают (или должны получить). Современные подходы требуют от преподавателя умения проектировать оптимальную стратегию преподавания дисциплины и предлагают нетрадиционные виды лекционных занятий: лекция-диалог, лекция-пресс-конференция, проблемная лекция и другие виды занятий, нацеленные на повышение активности и коммуникабельности обучающихся. Классические лекции по теории государства и права сами по себе выполняют информационную функцию, но эффект установления контакта со студентами оптимально достигается именно в процессе занятий, проводимых в форме диалога.

Диалогическое общение строится как живой диалог преподавателя со студентами по ходу лекции на тех этапах, где это целесообразно, либо как внутренний диалог (самостоятельное мышление), что наиболее типично для лекции проблемного характера. На протяжении такого рода лекций преподаватель находится в постоянном контакте со студентами, подавая материал лекции в форме ответов на их вопросы. Проблемная лекция стимулирует повышение профессионального уровня и самого преподавателя. Студенты могут задать неожиданные и достаточно острые вопросы, на которые лектор должен дать обстоятельный, аргументированный ответ.

Следует учитывать, что студент по отношению к преподавателю не объект обучения, а равноправный субъект совместного творчества, складывающегося в процессе освоения новых знаний и практических навыков. Поэтому эффективность образовательного процесса может быть обеспечена активизацией диалогического общения, формированием познавательного интереса к содержанию учебного курса и профессиональной мотивации будущего специалиста.

Воспитательная функция сводится к тому, что приобретение навыков аргументации является наиболее быстрым и продуктивным способом повышения логической культуры мышления, которая, как известно, является важнейшим фактором достижения не только успехов в профессиональной деятельности, но и формирования будущего специалиста как личности. В обязанности преподавателя вуза входит не только учебно-методическая работа, но и осуществление воспитательных функций. Особенно остро проблема воспитания студенческой молодежи стоит в современном обществе, где огромную роль играют электронные СМИ.

Преподавателям хорошо известны методические трудности, которые возникают у студента-первокурсника, впервые соприкоснувшегося с теорией государства и права. Задача преподавателя преодолеть в сознании студентов возникающее со стихийной неизбежностью представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.

Трудности испытывает не только студент, но и преподаватель, который должен использовать преподавание своей науки в том числе и в воспитательных целях. Достаточно сложно, преподавая учебную дисциплину, требующую поднятия на некоторую ступень абстракции, добиться ее эффективного воздействия на формирование характера и мировоззрение студентов, на регулирование их поведения.

Приемы юридической аргументации помогают преподавателю научить студентов обосновывать свою позицию, выделять главное и игнорировать второстепенное, строить доказательства, принимать

1 Брутян Г.А. Аргументация. - Ереван, 1984. - С. 7.

Петелина И.В. Специфика юридической аргументации в процессе преподавания...

взвешенные решения, а все это формирует личность. Убеждения, как известно, это не только представления о реальности, но и оценки, идеалы, нормы, цели. Воздействуя на них можно изменять поведение обучаемых.

Познавательная функция. Аргументация это интеллектуальная деятельность, состоящая в осмыслении спорных положений, выдвижении тезисов, подборе аргументов для их обоснования, доказательства, опровержения, критики.

Проблемные лекции, о которых мы уже упоминали, строятся таким образом, чтобы обусловить появление вопроса в сознании студента. В отличие от информационных лекций, которые излагаются в виде известного, подлежащего лишь запоминанию материала, проблемные побуждают студента к поисковой деятельности, в ходе которой задействованы мышление студента и его личностное отношение к усваиваемому материалу. Познавательная активность студентов выражается в логическом анализе текстов научной литературы; поиске ответов на проблемные вопросы; попытках соотнести теоретические проблемы с практикой их реализации; аргументации позиции того или иного автора либо своей собственной позиции, сформированной в процессе изучения различных подходов к решению данной проблемы.

Как верно в свое время заметил профессор Л.А. Арцимович, «студент это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь». Лекции проблемного характера отличаются углубленной аргументацией излагаемого материала и способствуют формированию у студентов самостоятельного творческого мышления, умения самостоятельно ориентироваться в потоке научной и политической информации, прививают им познавательные навыки.

Функция социальной адаптации способствует выработке у студентов умения аргументированно и грамотно вести дискуссию, адекватно воспринимать речь своего оппонента, распознавать логические и психологически уловки. Для будущего юриста чрезвычайно важно приобрести в вузе не только прикладные навыки и фундаментальные знания, необходимые ему для выполнения специальных функций и формирования собственных концептуальных представлений о сущности государственно-правовых явлений, взаимосвязи и взаимодействии между ними, но и научиться четко и ясно выражать мысли, обосновывать выдвигаемые тезисы, аргументированно и доказательно отстаивать свои позиции и интересы, то есть в конечном счете применять правила теории аргументации в научных дискуссиях, дебатах, прениях, деловых беседах и переговорах.

Достаточно часто приходится слышать, что массив полученных в вузе теоретических знаний не служит гарантией будущего профессионального успеха и, к сожалению, подобные утверждения зачастую небезосновательны. Сегодня, пожалуй, это одна из важнейших проблем юридического образования в России. Подготовке квалифицированного юриста - а это, прежде всего тот, кто в состоянии, выйдя из стен вуза, быстро освоиться в профессии - серьезно мешает отсутствие возможностей соединения и использования получаемых в вузе знаний для решения конкретной правовой проблемы (даже если это происходит в имитационной форме, а не в реальной жизни). Между тем правильная организация мыслительного процесса на основе соединения знаний теоретических проблем и умения их реализовать на практике - залог успешной адаптации выпускника в профессии.

Выпускнику вуза после того, как он начнет реально практиковать, требуется, как минимум, несколько лет для профессиональной зрелости. Между тем существует реальная возможность преодолеть этот недостаток отечественной системы подготовки кадров еще на этапе обучения в вузе. Социально адаптировать студентов помогают инновационные технологии в образовательном процессе: интерактивные занятия, деловые ролевые игры, мозговые штурмы, политико-правовые диспуты, «круглые столы», в ходе которых студенты сами выступают в качестве оппонентов, руководителей споров, ведущих, арбитров. В процессе такого рода занятий, студенты сознательно опираются на нормы рационального речевого общения и требуют их соблюдения от своих оппонентов в ходе полемики, приобретают определенные навыки ведения спора, осваивают основные приемы и правила ведения дискуссии, учатся аргументированно и доказательно отстаивать свои позиции и интересы, успешно вести деловые переговоры, побеждать в споре.

Помимо названных функций аргументации в процессе преподавания теории государства и права можно назвать: оценочную, стимулирующую, демонстрационную, критическую, развивающую и др.

Научить студентов обоснованно излагать свои доводы и убеждать другую сторону в их правильности может преподаватель, который сам в совершенстве владеет технологией аргументации. Убеждение предполагает такое воздействие преподавателя на волю и разум студента, при котором последние имеют возможность поступать по своему усмотрению, обладают свободой воли, могут сознательно и практически оценивать предлагаемые решения и доводы в их защиту.

Аргументационная деятельность ориентирована на рационально-логический анализ отношения между заключениями и аргументами, применяемыми для этого рассуждения, а также данных, с помощью которых эти заключения обосновываются. В процессе преподавания теории государства и права аргументационная деятельность, на наш взгляд, должна отвечать следующим требованиям:

1. Аргументация предполагает диалог между преподавателем и студентом, один из которых приводит доводы «за» или «против» какого-либо утверждения, второй активно на них реагирует. Аргументационная

деятельность в процессе обучения предполагает легализацию диалога как равноправного метода общения преподавателя и студента, с упором на сотрудничество, соавторство. Преподаватель не только признает право студента на собственное суждение, но и заинтересован в нем. По мнению Г.И. Рузавина, преподаватель может вступить в диалог с аудиторией для развития самостоятельности и активности мышления студентов, и вести его так, чтобы студенты сами выдвигали аргументы, анализировали и обосновывали их, прежде чем придти к истинному результату. Такая форма диалога, по его мнению, оказывается весьма эффективным средством в процессе обучения и образования1.

2. Аргументация должна быть выражена в языковой форме и осуществляется в виде произнесенных или написанных утверждений, предназначенных для подтверждения или опровержения какого-либо мнения. Стремление преподавателя убедить студента в истинности какого-либо теоретического положения всегда начинается с постановки проблемы. Затем происходит взаимодействие интенций преподавателя и аудитории. Преподаватель с помощью различных аргументов стремится склонить аудиторию на свою сторону, студенты оценивают представленные аргументы, выдвигают контраргументы и на этом основании строят свое поведение, вырабатывают собственную позицию по спорным вопросам. Убежденность аудитории возникает не вследствие каких-то предварительных представлений, мнений и ощущений, а в первую очередь от озвучивания преподавателем проблемы, его эмоционального посыла и, разумеется, аргументов, с помощью которых он старается убедить студентов в правильности своей позиции.

3. Тезис, подлежащий аргументации должен быть четко и грамотно сформулирован, понятен аудитории, не допускать многозначной трактовки и не меняться в процессе аргументационной деятельности.

4. Аргументация представляет собой целенаправленную деятельность преподавателя по обоснованию некоторого утверждения, приведения убедительных или достаточных оснований, в силу которых оно должно быть принято и, в конечном счете, усилить или ослабить убеждения студентов (студента).

Аргументация органически связана с процессом убеждения, именно поэтому ее следует рассматривать в первую очередь с точки зрения деятельностного подхода. Еще древние греки связывали процесс убеждения с коммуникативной деятельностью, с сообщением мыслей и чувств одних лиц другим, их взаимопониманием и взаимодействием. Основой процесса убеждения является аргументация, опирающаяся на рациональные и логические принципы, методы неформальной логики, активность аудитории в форме спора, диалога, дискуссии по обсуждаемому вопросу.

Изложение аргументов должно быть последовательным и обоснованным. Недостаточно только выдвинуть то или иное истинное положение, необходимо объяснить его, обосновать, а также сделать из него необходимые вытекающие выводы. Используемые в процессе аргументационной деятельности утверждения, примеры, должны быть понятными студенческой аудитории.

Эффективным средством, усиливающим степень логического подтверждения заключения могут выступать нравственные и эмоционально-психологические аспекты убеждения: характер, поведение, профессионализм, авторитет преподавателя, его эмоциональное воздействие на аудиторию, умение вызвать адекватные интенции студентов, их согласие с заявлениями и утверждениями говорящего, а также настрой аудитории, предоставление студентам возможности свободно выражать собственное мнение.

Убедить студентов в истинности заключения можно при условии, что предлагаемый преподавателем тезис основывается на разумных, обоснованных и достаточных аргументах. Следует избегать чрезмерности аргументов, которая может привести к обратным результатам и свести на нет усилия аргументатора.

5. Правильность аргументации не может быть установлена механическим путем. Воздействовать на взгляды и поведение студентов можно различными средствами и методами, начиная от принуждения и заканчивая убеждением и собственным примером. Можно добиться согласия студента с точкой зрения преподавателя посредством административного давления («могу предположить, что ваша позиция затруднит сдачу вами зачета или экзамена», «не советую спорить с экзаменатором» и т. п.). Таким способом можно достигнуть быстрого и непосредственного результата - заставить студента согласиться с позицией преподавателя, но убеждение в этом случае оказывается кратковременным и неэффективным. Аргументация как форма убеждения, ориентированная на логический анализ соотношения доводов и аргументов, используемых для обоснования тезиса с одной стороны и выводов и заключений, сделанных в процессе рассуждений, с другой - оказывает сильное и продолжительное воздействие на сознание студента. Осознание студентом собственной значимости, возможности поступать по своему усмотрению, самостоятельно оценивать предлагаемые решения и вести поиск доводов в защиту своей позиции стимулирует его познавательную активность, расширяет кругозор, вырабатывает необходимые в будущей профессиональной деятельности качества: принципиальность,

1 См.: Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М., 1997. - С. 79.

Петелина И.В. Специфика юридической аргументации в процессе преподавания..

265

честность, эрудированность, коммуникабельность, проницательность, настойчивость, целеустремленность, умение выделять главное, прогнозировать последствия принимаемых решений и др.

Кроме того, нельзя заставить студента поверить преподавателю и принять его точку зрения только при помощи изложения доказательств, подтверждающих правильность рассматриваемого тезиса. «Принуждать» соглашаться должны только разумные и достаточные аргументы.

6. Аргументация должна быть убедительной. Недостаточно доказать правильность того или иного подхода, необходимо убедить в ней студентов. Важно таким образом выстроить цепь рассуждений, чтобы изложение аргументов логически привело к признанию истинности тезиса. Как было отмечено бельгийским философом Х. Перельманом, «аргументация предполагает... «встречу умов» или, иными словами взаимодействие, в котором, с одной стороны, выступает воля оратора, который стремится не принудить, а убедить аудиторию, а с другой стороны, готовность последней слушать оратора1.

В процессе обоснования положений теории государства и права преподаватель может использовать аргументы, относящиеся к различным областям знания и практической деятельности, эмпирические и теоретические, абсолютные и сравнительные и т.п., важно выбрать из многообразия аргументов такие, степень обоснованности и правдоподобия которых обеспечит вероятность согласия аудитории. Следует также заметить, что сила аргументации, и весомость самих аргументов, в большой степени зависит от профессионализма преподавателя, его статуса, экспрессивности и эмоциональности его речи. Как показывает преподавательская практика, студенты в большей степени склонны доверять преподавателям с хорошей профессиональной подготовкой, являющимися практикующими юристами и в качестве аргументов, использующие не только абстрактные теоретические знания, но и практический компонент, тенденции правоприменительной практики и т.п.

7. Аргументация должна быть рассчитана на соответствующую аудиторию. Убеждать в правильности своего тезиса можно тех, кто способен адекватно воспринимать и рационально взвешивать представленные аргументы. По мнению большинства современных исследователей, процесс аргументации существенным образом связан с теми группами людей, которые составляют его аудиторию, и к которым эта аргументация адресуется. Выбирая те или иные методы и формы убеждения, преподаватель должен правильно оценивать особенности аудитории. В частности, учитывая, что теория государства и права преподается на первом курсе, следует иметь в виду возраст и практическое отсутствие политико- правового опыта у студентов- первокурсников. Используемые преподавателем аргументы должны быть понятны и приоритетны для сознания студентов этой возрастной категории. Эффективность аргументации преподавателя в конечном счете зависит от того, соглашается аудитория с его доводами или не соглашается. Такого рода согласие органически дополняет объективные критерии правильности и обоснованности аргументации.

Преподаватель теории государства и права несет ответственность не только за качественное предоставление образовательных услуг, знание своего предмета и трансляцию этих знаний аудитории, но и за правильную методическую организацию учебного процесса, подготовку студентов к освоению отраслевых юридических дисциплин, включающую в том числе выработку способности аргументированно отстаивать свою позицию по спорным вопросам.

В заключение следует отметить, что правовая аргументация выполняет важные функции и играет заметную роль в преподавании теории государства и права в частности и повышении эффективности профессионального юридического образования в целом. Приобретение навыков аргументирования уже на первом курсе позволяет студенту не только проявлять себя в качестве активного субъекта учебной деятельности, но и развить интеллект и способность к самостоятельному критическому мышлению, занять активную личностную позицию, использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности, применять правила теории аргументации в научных дискуссиях, деловых беседах и переговорах.

1 Perelman Ch. Formal logic and Informal Logic / From Methaphysics to rhetoric. - Dordrecht, 1989. - С. 11.

266 Юридическая техника. 2013. № 7 (ч. 1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.