УДК 796.012.1
СПЕЦИФИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В СРЕДСТВАХ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ БРОНЕЗАЩИТЫ
Валерий Евгеньевич Бочков, преподаватель, Роман Викторович Камнев, кандидат педагогических наук, заместитель начальника кафедры, Волгоградская академия Министерства внутренних дел России
Аннотация
Решение задач укрепления правопорядка и усиления борьбы с преступностью диктует необходимость дальнейшего наращивания кадрового потенциала, совершенствования профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел, формирование у сотрудников ОВД способностей к активной правоохранительной деятельности, в том числе к решению нестандартных, служебных задач в сфере борьбы с преступностью и охраны прав и свобод граждан.
Актуальность представленной работы заключается в необходимости дальнейшего совершенствования методик подготовки использования сотрудниками полиции средств индивидуальной бро-незащиты в различных ситуациях своей профессионально-служебной деятельности. В статье представлены аналитические данные и методические рекомендации обучения сотрудников полиции преодолению естественных и искусственных препятствий (полос препятствий), выполнению боевых приемов борьбы в средствах индивидуальной бронезащиты.
Ключевые слова: средства индивидуальной бронезащиты, физическая подготовка, сотрудники ОВД России, преодоление полос препятствий, боевые приемы борьбы.
SPECIFICS OF PERFORMANCE OF MOTOR ACTIONS OF POLICE OFFICERS IN MEANS OF INDIVIDUAL ARMOR PROTECTION
Valery Evgenievich Bochkov, the teacher, Roman Viktorovich Kamnev, the candidate of pedagogical sciences, deputy head of the Department, Volgograd Academy of the Ministry of internal Affairs of Russia
Annotation
The task of securing the rule of law and strengthen the fight against the crime dictates the need to further increase in staff capacity, improve the training of the employees of the internal affairs bodies, formation among the police officers of the ability to active law enforcement activity, including the solution of the complex, professional tasks in the sphere of fight against the crime and protection of the rights and freedoms of citizens. The relevance of the presented work lies in the need to further improvement of the methods of training to effective use of the personal armor by the police officers in various situations of their professional activities. The article presents the analytical data and methodological recommendations for training the police officers to overcome the natural and artificial obstacles (obstacle courses), to perform the combat techniques of fighting in personal armor.
Keywords: means of individual armor protection, physical training, employees of internal affairs of Russia, overcoming of obstacle courses, receptions of fight.
ВВЕДЕНИЕ
При выполнении профессионально-служебных задач от личного состава органов внутренних дел требуется мобилизация как физических, так и психофизиологических резервов, готовность к четким и грамотным, высокопрофессиональным действиям, в том числе и в экстремальных условиях.
Наряду со своей повседневной профессиональной деятельностью, связанной с исполнением должностных обязанностей по различным должностным категориям, сотрудники полиции несут службу по охране порядка и общественной безопасности, в том числе с использованием средств индивидуальной бронезащиты (СИБ). Чаще всего, к СИБ относятся различные модификации бронежилетов, призванных защищать сотрудника от пулевых и ножевых ранений. Несмотря на то, что СИБ является не только средством защиты, но и фактором отягощения (в среднем вес бронежилета составляет 4,5 кг),
затруднения дыхания, нарушения теплообмена, сотрудник полиции обязан выполнять возложенные на него обязанности на высоком профессиональном уровне.
Ряд авторов, проводивших исследование о влиянии СИБ на выполнение сотрудниками полиции и военнослужащими своих профессиональных обязанностей, пришли к следующим выводам:
- значительно снижается скорость и качество выполнения боевых приемов борьбы, преодоления естественных и искусственных препятствий (в среднем на 1 мин 30 сек), а также скрытное приближение к потенциальному противнику;
- резко снижается точность метания гранаты по цели;
- наблюдается повышение ЧСС на финише (при прохождении единой полосы препятствий) в среднем до 187 уд/мин, за первые 3 мин отдыха данный показатель не восстанавливается до исходного значения, в норматив прохождения данного испытания большинство испытуемых не уложились, хотя при прохождении этой же полосы препятствий все участники получили оценку «удовлетворительно»;
- наряду с увеличением времени действий в СИБ, ЧСС, ухудшения качества выполняемых двигательных действий, наблюдается резкое ухудшение показателей стрельбы, а также быстроты и точности действий с использованием специальных средств [1].
Необоснованно завышенная отработка прохождения полос препятствий и выполнения боевых приемов борьбы в СИБ, на наш взгляд, способствует формированию технически не правильных двигательных действий, тем более, если начинать их использование на этапе обучения боевым приемам борьбы и прохождения естественных и искусственных препятствий курсантов, по причине включения в процесс начального разучивания двигательного умения, нового фактора вызывающего сковывание движения и искажения базовой техники. Так же, являясь фактором увеличения общего веса сотрудника, чрезмерное использование СИБ может оказать разрушительное воздействие на суставы нижних конечностей тела.
В соответствии с изложенным материалом, возникает проблема, связанная с необходимостью обучения сотрудников полиции действиям в СИБ, выполнения своих обязанностей на высоком профессиональном уровне, с формированием оптимальной техники выполнения боевых приемов борьбы и сохранения здоровья.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
На наш взгляд, решение задачи формирования навыка действий сотрудников полиции в СИБ, заключается в повышении уровня их физической подготовки и включения, в практические занятия, заданий направленных на отработку действий в СИБ.
Особая роль в выполнении задач совершенствования профессиональной подготовки принадлежит учебным заведениям МВД России, перед которыми поставлена задача формирования у курсантов, слушателей высоких морально-волевых, физических и профессионально-прикладных качеств, для решения различных оперативно-служебных задач, в том числе действий с использованием СИБ.
На практических занятиях по модулю «Физическая подготовка» курсанты и слушатели ВА МВД России ежегодно сдают нормативы по физической подготовке, в том числе прохождение полос препятствий без использования экипировки, а также промежуточную аттестацию (зачет) в содержание которой включено преодоление полосы препятствий и выполнение боевых приемов борьбы в СИБ.
Для проведения нашего исследования нами были проанализированы результаты сдачи нормативов по физической подготовке и промежуточной аттестации 198 курсантов и слушателей ВА МВД России различных годов обучения (таблица 1).
На наш взгляд полученные данные подтверждают выдвинутую нами гипотезу, что основной вклад в повышение уровня успешности действий в СИБ у курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, осуществляет их общая
физическая подготовка и формирование навыка выполнения боевых приемов борьбы, с незначительным количеством практических занятий в СИБ, а не увеличение количества учебных часов выделяемых на действия непосредственно в СИБ.
Таблица 1 - Результаты сдачи нормативов по физической подготовке и промежуточной аттестации курсантов и слушателей_
№ п/п Год обучения Кол-во человек Средний балл при сдаче нормативов по физ. Средний бал сдаче промежут. аттестации
подготовке
1 1 год 35 3,9 3,5
2 2 год 38 3,8 3,7
3 3 год 42 4,1 4,0
4 4 год 41 4,5 4,1
5 5 год 42 4,5 4,6
Подобный вывод нами сделан основываясь на том, что исследуемые нами результаты были показаны курсантами и слушателями в условиях, при которых СИБ используются не более 2-х раз в полугодие (на подготовительном занятии и во время промежуточной аттестации), отдельно боевые приемы борьбы в СИБ обучающимися не отрабатывались. В учебные программы включены занятия по изучению и совершенствованию двигательных действий без использования дополнительной экипировки. При этом по мере роста физической подготовленности (подобная взаимосвязь прослеживается исходя из личных результатов показанных курсантами и слушателями при сдаче нормативов по физической подготовке на различных годах обучения) повышается скорость прохождения ими полос препятствий и качество выполнения боевых приемов борьбы в СИБ.
ВЫВОДЫ
Проведенный нами анализ показал, что для формирования профессиональных навыков сотрудников полиции, связанных с преодолением полос препятствий, применением физической силы и несением службы по охране общественного порядка в СИБ, необходимо:
1. Включать обучение боевым приемам борьбы в СИБ, только для тех сотрудников полиции, у которых уже сформирован навык их выполнения без экипировки;
2. С целью улучшения качества и скоростных показателей прохождения полос препятствий в СИБ, применять, в большем объеме, их преодоление без экипировки (чему способствует более быстрое восстановление оперативной работоспособности после полученной нагрузки без использования СИБ);
3. При обучении действиям в СИБ учитывать специфику выполнения боевых приемов борьбы и преодоления препятствий в экипировке, изучая новые технические составляющие двигательных действий с предметами, ограничивающими амплитуду и скорость движения в отдельных звеньях тела.
ЛИТЕРАТУРА
1. Методика обучения сотрудников органов внутренних дел приемам рукопашного боя в средствах индивидуальной бронезащиты : учебное пособие для ППС, докторантов, адъюнктов, соискателей, курсантов, слушателей, практических работников правоохранительных органов / под общей редакцией В.А. Торопова. - Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2011. - 143 с.
REFERENCES
1. Ed. Toropov, V.A. (2011), Methods of training of employees of internal Affairs bodies to techniques of hand-to-hand fight in means of individual armor protection: the manual for PPP, doctoral students, adjuncts, applicants, cadets, listeners, practical workers of law enforcement agencies, Publishing house of St. Petersburg University of MIA of Russia, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.11.2019
УДК 37.037
ОБ ИНФОРМАТИВНОСТИ НЕПАРАМЕТРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКИ ПРИ ОЦЕНКЕ НЕКОТОРЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ (НА ПРИМЕРЕ
РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ)
Владимир Данзанович Бурлыков, кандидат педагогических наук, доцент, Эльзята Борисовна Бурлыкова, кандидат биологических наук, доцент, Алла Владимировна Очир-Убушаева, кандидат педагогических наук, доцент, Бадма Пюрвеевич Опиев, старший преподаватель,Сергей Юрьевич Надвыдов, старший преподаватель, Калмыцкий государственный университет имени Б.Б. Городовикова, г. Элиста
Аннотация
Для оценки информативности методов оценки некоторых показателей физического здоровья (физического развития и физической подготовленности) школьников были проанализированы закономерности распределения 10 показателей физического развития и физической подготовленности учащихся (по контингенту 7-17-летних школьников Республики Калмыкия). Установлено, что при анализе характера распределения показателей физического развития и физической подготовленности необходимо учитывать, что большая часть (69 из 110 возможных) рассматриваемых показателей характеризуется логнормальным распределением. Оценка показателей физического развития и физической подготовленности с использованием непараметрических методов математической статистики (центильных шкал) имеет преимущество перед сигмальным методом.
Ключевые слова: информативность, математическая статистика, непараметрические методы, показатели физического здоровья, школьники, Республика Калмыкия.
ABOUT INFORMATIVITY OF NON-PARAMETRIC METHODS OF MATHEMATICAL STATISTICS AT THE EVALUATION OF SOME INDICATORS OF PHYSICAL HEALTH OF SCHOOLCHILDREN (ON THE EXAMPLE OF THE
REPUBLIC OF KALMYKIA)
Vladimir Danzanovich Burlykov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, El-syata Borisovna Burlykova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Alla Vladimi-rovna Ochir-Ubushaeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Badma Pyurveevich Opiev, the senior teacher, Sergey Yuryevich Nadvydov, the senior teacher, Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov, Elista
Annotation
To assess the informativeness of methods for assessing the certain indicators of physical health (physical development and physical fitness) of schoolchildren, we analyzed the patterns of distribution of 10 indicators of physical development and physical fitness of the students (according to the contingent of 7-17-year-old schoolchildren of the Republic of Kalmykia). It was established that when analyzing the nature of the distribution of indicators of physical development and physical fitness, it is necessary to take into account that most of the indicators (69 out of 110 possible) are characterized with the lognormal distribution. Assessment of the indicators of physical development and physical fitness by using the nonparametric methods of mathematical statistics (centile scales) shows advantage over the sigmal method.
Keywords: informativeness, mathematical statistics, nonparametric methods, indicators of physical health, schoolchildren, Republic of Kalmykia.