УДК 291
СПЕЦИФИКА ВОЗРОЖДЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БУДДОЛОГИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
Д.С. Захаров
Современное российское общество становится свидетелем того, как буддийская культура проникает в наше мультикультурное государство. Происходит возрождение буддизма в традиционных буддийских республиках - Калмыкии, Бурятии и Тыве. На фоне этого процесса неуклонно растёт интерес отечественных исследователей к наследию буддийской традиции. В России буддология проделала долгий и нелёгкий путь. Расцвет отечественной буддологии приходится на конец XIX века. Хотя это "золотое" время востоковедения продолжалось недолго, именно отечественная буддология этого периода имеет мировое значение. Поэтому именно этот период наиболее освещён в научных публикациях современных исследователей. Более поздний, но не менее важный этап истории отечественной буддо-логии второй половины XX века остаётся малоизученным.
Актуальность избранной темы обусловлена следующими основными факторами. Во-первых, возрождение традиционных ценностей, в том числе и религиозных, идеологическая открытость современного общества стимулировали новую волну интереса как к самому буддизму, так и к теоретическому наследию отечественных буддологов. Растет количество публикаций, посвященных отдельным персоналиям или проблемам истории буддологии. Вместе с тем следует отметить, что исследований, посвященных отечественной буддологии второй половины XX вв., крайне мало, хотя настоятельная потребность в этом декларируется как в научном, так и в общественном дискурсе. Во-вторых, развертывание в отечественной философской науке компаративистских исследований западной и восточной мыслительных традиций обнаруживает слабую оснащенность исследователей знаниями в сфере отечественной буддологии.
Захаров Данила Сергеевич - соискатель, преподаватель Таганрогского медицинского колледжа, 347930, Ростовская область, г. Таганрог, Большой пр., 16/1, e-mail.: [email protected], т. 8(8634)641151.
Существует незначительное количество публикаций по вопросам буддологии этого периода [см. 1]. Эти работы освещают достижения отдельных учёных. Целостной и структурированной картины истории отечественной буддологии во второй половине XX в. до сих пор не представлено. В настоящей статье отражён анализ научной деятельности наиболее выдающихся учёных-буддо-логов второй половины XX в, синтезированы частные достижения отечественных учёных в целостную картину развития буддологиче-ской мысли в России.
В период "хрущевской оттепели" исследования буддизма в СССР начали возрождаться, хотя им так и не удалось превзойти довоенный уровень отечественной буддологической школы. Основополагающее значение в процессе возрождения исследований имело возвращение в СССР знаменитого учёного-востоковеда Юрия Николаевича Рериха. Как неординарный учёный Ю.Н. Рерих был избран членом Американского этнографического общества, Королевского Лондонского азиатского общества, Парижского географического общества. Юрий Николаевич провел за пределами России более 35 лет, долго жил в Индии.
В 1957 г. Ю.Н. Рерих вернулся в СССР. В Москве он становится во главе сектора философии и истории религии Индии Института востоковедения АН СССР. За три года научной деятельности в СССР, вплоть до своей смерти в 1960 г., он выполнил невероятно большой объем научной работы. Ю.Н. Рерих возродил отечественное востоковедение, создал школу тибетологии, впервые в СССР ввёл преподавание санскрита. Он создал основу для новой науки - номадистики, которая занимается изучением кочевых племен. Ю.Н. Рерих опубликовал многотомный
Danila Zakharov - Medical College of Taganrog, 16/1 Bolshoy prospect, Taganrog, 347930, e-mail.: kala4akra@ bk.ru, tel. +7(8634)641151.
"Тибетско-русско-английский словарь с санскритскими параллелями", а также большое число научных статей. В 1960 г. под грифом "Bibliotheka Buddhica" он опубликовал перевод важнейшего памятника буддизма палийского канона - Дхаммападу. Публикация этого перевода вызвала широкий резонанс научной общественности.
Второй период возрождения исследований буддизма в СССР начинается в конце 60-х годов. Издания Тартуского государственного университета "Труды по востоковедению" и "Труды по знаковым системам" сыграли в нём основную роль. В этих изданиях регулярно были опубликованы работы таких учёных, как А.М. Пятигорский, О.Ф. Волкова, Л.Э. Мялль, Б.Д. Дандарон и других исследователей буддизма.
Одним из наиболее выдающихся учеников Ю.Н. Рериха был Александр Моисеевич Пятигорский. В его научных трудах обнаруживается сопряжение западной традиции способа выражения мыслей с восточной системой ценностей и приоритетов. В 1962 г. А.М. Пятигорский защитил кандидатскую диссертацию "Из истории средневековой тамильской литературы". В том же году была опубликована его книга [2].
В начале 1970-х годов А.М. Пятигорский покинул СССР. Он стал профессором школы восточных языков Лондонского университета. В 90-х годах в России были опубликованы его работы в соавторстве с М.К. Мамардашвили [3].
Основным предметом пристального внимания А.М. Пятигорского являлся сам механизм философствования. Учёный занимается прежде всего самими условиями и предпосылками философствования как такового. Он считает, что философия по сути своей едина во всём многообразии интеллектуальных культур. Труды А.М. Пятигорского явились результатом нового витка в развитии отечественной буддологии, в особенности философского аспекта изучения буддиской традиции мышления.
Самым знаменитым отечественным буд-дологом-тибетологом второй половины ХХ в. являлся Бидия Дандарович Дандарон. Он был и крупнейшим буддийским религиозным деятелем в послевоенные годы на территории СССР. В 1937 г. Б.Д. Дандарон был арестован и отправлен в один из сибирских лагерей, где пробыл в заключении до 1956 г. В 1956 -
1972 гг. он являлся научным сотрудником Бурятского института общественных наук. За это время им было опубликовано большое количество статей по вопросам психологии, философии и религии буддизма, переводы буддийских текстов. Среди них наиболее значимы такие публикации, как "Описание тибетских рукописей и ксилографов Бурятии", "Источник мудрецов: Парамита и мадхьямака", "Буддийская теория индивидуального Я", "Элементы зависимого происхождения по тибетским источникам", "Махамудра как объединяющий принцип буддийского тантризма", "Чёрная тетрадь" [4]. В своих книгах Б.Д. Дандарон смог синтезировать буддийское мировозрение и достижения западной науки того времени и европейской классической философии.
Вторая волна возрождения буддоло-гии в СССР была очень недолгой. В 1972 г. за свою религиозную деятельность Б.Д. Дан-дарон был арестован. Многие буддологи, поддерживавшие с ним тесный контакт, были приглашены в качестве свидетелей защиты. Б.Д. Дандарону был вынесен обвинительный приговор, вскоре после заключения он умер. Последствия "процесса Дандарона" были трагическими не только для самого Дандорона, но и для советской буддологии в целом. Буд-дологические изыскания приостанавливаются, большинство исследовательских буддологиче-ских проектов закрывается.
Важным для адекватного понимания состояния современной отечественной буд-дологии является анализ исследований буддизма в СССР 80-х годов. Особенно следует выделить группу В.И. Рудого, начавшего свою научную деятельность еще в 70-е годы. На рубеже 80-х и 90-х годов это сообщество молодых учёных сформировалось в группу буддологии Санкт-Петербургского филиала института востоковедения РАН. Базовым и фактически единственным объектом научного исследования этой группы является трактат Васубандху "Абхидхармакоша", составляющий сборник классических буддийских философских трактатов "Абхидхарма" [5]. Следует выделить два наиболее важных достижения школы В.И. Рудого: во-первых, был осуществлён возврат к традиций школы Ф.И. Щербатского и возрождение классической буддологической проблематики в востоковедении; во-вторых, была разработана теоретико-методологическая основа исследований и герменевтического анализа. Следует также выделить высокий
уровень историко-философского и филологического анализа текста.
Во время распада СССР формируется буддологическая школа Санкт-Петербургского государственного университета. В начале 90-х годов Е.А. Торчинов, К.Ю. Солонин и целая плеяда молодых ученых проводили основополагающие исследования буддийской традиции. Публикуется одна из наиболее значимых работ Е.А. Торчинова [6]. Эта школа базировалась на кафедре философии и культурологии Востока философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. В это же время в Санкт-Петербурге образуется издательство Нартанг. Под редакцией А. А. Терентьева выпускаются переводы основополагающих философских текстов буддизма. Самым значительным изданием является публикация на русском языке "Ламрима" Чже Цонкапы [7] - фундаментального труда тибетского буддизма.
Актуальные исследования буддизма проводились и в традиционных буддийских республиках России - Бурятии, Калмыкии и Тыве. Параллельно с возрождением религиозной жизни этих республик в 90-е годы происходит и рассвет научной буддологиче-ской мысли. Наиболее заметными бурятскими и тывинскими учёными в этой области являются Н.В. Абаев, С.Ю. Лепехов и Л.Е. Янгу-тов. В работе [8] были опубликованы статьи Абаева Н.В. «Концепция "просветления" в Махаяна-Шраддхотпада-Шастре», Янгуто-ва Л.Е. «Психологические аспекты учения о "спасении" в китайском буддизме», Ле-пехова С.Ю. "Идея шуньявады в коротких сутрах праджняпарамиты", Лепехова С.Ю., Абаева Н.В. "Роль психологической регуляции в политической деятельности тайных религиозных объединений Китая". Работы этих учёных раскрывают фундаментальные категории буддизма с точки зрения современной им западной науки, тем самым вносят значительный вклад в международное востоковедение.
Калмыцкие исследователи проводят свои научные изыскания на базе КГУ и КИГИ РАН. Среди целой плеяды учёных следует выделить Бакаеву Э.П., Дорджиеву Г.Ш., Наднееву К.А. и Уланова М.С. Исследования многовековых связей калмыцкого народа и буддизма занимают весомую долю в общем объёме исследований этих учёных. Кандидатская диссертация Э.П. Бакаевой легла в основу монографии [9]. В этой работе освещена история прихо-
да буддийской религии к кочевым племенам калмыков, процесс синкретизации буддизма с местными культами. Другой видный учёный Калмыкии Г.Ш. Дорджиева опубликовала свои исследования в книге [10]. В книге приведён анализ взаимоотношений двух религиозных систем на территории Российской империи середины XVII - начала XX вв. Показаны исторические связи представителей буддизма и христианства в контексте религиозной политики того времени. Примерно в тот же период выходит публикация К.А. Наднеевой [11]. В книге автор анализирует этические аспекты буддийского учения в приложинии их к реальной общественно-политической жизни Калмыкии. Очень любопытна публикация М.С. Уланова [12]. Автор проводит анализ влияния идей буддийской философии на творчество таких отечественных мыслителей как Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв, Л.Н. Толстой, А.И. Введенский и др., показывает попытки интерпретации русскими философами наследия восточных авторов.
Другая буддологическая школа располагается в Москве. Среди целой группы исследователей буддизма следует выделить В.П. Андросова, Н.Л. Жуковскую и В.Г. Лысенко. Эти учёные, в основном выпускники МГУ, проделали большую работу по переводу и осмыслению буддийской философской мысли. В.П. Андросов провёл огромную работу в исследовании трактатов индийского философа Нагарджуны. В настоящее время его работы
[13] являются уникальными исследованиями трудов буддийского философа на русском языке. В них раскрываются ключевые понятия буддийской философской школы мадхьямика-просангика, которая легла в основу философских воззрений тибетского буддизма. Основной работой Н.Л. Жуковской по буддизму является ее книга "Ламаизм и ранние формы религии"
[14]. Другим крупным исследователем буддийской философии является В.Г. Лысенко. Основным объектом её изучения явились тексты индийской школы "вайшешика". Переводы и анализ философских воззрений этой ранней буддийской школы были опубликованы в ее работах [15]. Таким образом, московская буддологическая школа внесла большой вклад в изучении буддизма в России. Были переведены фундаментальные буддийские философские трактаты, дан всесторонний анализ исторического развития буддийской философской мысли в целом.
Подводя итог, следует упомянуть мнение Е.А. Торчинова по проблеме отечественной буддологии: "Необходимо с сожалением констатировать тот факт, что, несмотря на быстро идущий процесс возрождения отечественной буддологии и освоения ей новых тем и подходов, в целом российская буддоло-гия значительно отстала от западной и японской буддологии и пока еще не в состоянии выступать в качестве равного этим научным традициям субъекта современного научно-исследовательского процесса. Но останемся оптимистами: ведь главное все-таки в том, что в России снова есть подлинная научная буддология" [1, с. 92]. Конечно, невозможно не согласится с оценкой выдающегося отечественного востоковеда, но не стоит забывать, что исторически в России буддизм является одной из основных религий. Попытки возрождения буддологии в России находились в прямой зависимости от попыток возрождения самого буддизма. Этот факт делает отечественную буддологическую школу уникальной. Исторический срез специфики восстановления отечественной буддологии во второй половине XX в. отражает не только особенности возрождения интереса к буддизму, но и в целом специфику возрождения религиозной духовности в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.: Петербургское философское общество, 2000. 304 с.; Лысенко В.Г. Smaranam: Памяти Октябрины Федоровны Волковой. Сб. статей. М.: Восточная литература, 2006. 336 с.
2. Пятигорский А.М. Материалы по истории индийской философии. Материализм локайяты, индуистская система шайва-бхакти и другие философские и религиозные системы в средневековых тамильских источниках. М.: Восточная литература, 1962. 250 с.
3. Пятигорский А.М., Мамардашвили М.К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа "Языки русской культуры", 1997. 224 с.; Они же. Три беседы о метатеории сознания // Труды по знаковым системам. Тарту, 1971. Т. 5. С. 345-376.
4. См: Дандарон Б.Д. Мысли буддиста. Чёрная тетрадь. СПб.: Алетея, 1997. 246 с.
5. Васубандху. Энциклопедия буддийской канонической философии (Абхидхармакоша) / Составление, перевод, комментарии, исследование Е.П. Островской, В.И. Рудого. СПб.: Изд-во СПбУ, 2006. 524 с.
6. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного (трансперсональные состояния и психотехника).
СПб.: Центр "Петербургское востоковедение", 1997. 384 с.
7. Чже Цонкапа. Большое руководство к этапам Пути Пробуждения: В 3 т. / Пер. с тибетского А. Кугявичуса. Под общ. ред. А. Терентьева. СПб.: Нартанг, 1994. 388 с. + 276 с. + 342 с.
8. Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука. Сибирское отд., 1991. 182 с.
9. Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. из-во,
1994. 128 с.
10. Дорджиева Г.Ш. Буддизм и христианство в Калмыкии. Опыт анализа религиозной политики правительства Российской империи (середина XVII - начало ХХ вв.). Элиста: АПП "Джангар",
1995. 128 с.
11. Наднеева К.А. Буддизм в Калмыкии: нравственные основы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 75 с.
12. Уланов М.С. Буддизм в истории русской философии XIX - первой половины XX вв. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2003. 178 с.
13. Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М.: Наука, 1990. 270 с.; Он же. Буддизм Нагарджуны: Религиозно-философские трактаты. М.: Восточная литература, 2000. 800 с.
14. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М.: Наука, 1977. 200 с.
15. Лысенко В.Г. "Философия природы" в Индии: атомизм школы вайшешика. М.: Наука, 1985. 200 с.; Она же. Универсум вайшешики (по "Собранию характеристик категорий" Прашастапады). М.: Восточная литература, 2003. 486 с.
REFERENCES
1. Torchinov E.A. Vvedenie v buddologiyu. Kurs lektsiy [Introduction to Buddhist studies. The course of lectures]. St. Petersburg, St. Petersburg Philosophical Society, 2000, 304 p.; Lysenko V.G. Smaranam: Pamyati Oktyabriny Fedorovny Volkovoy. Sbornik statey [Smaranam: Memory Oktyabrina Feodorovna Volkova. A collection of articles]. Moscow, Orient literature, 2006, 336 p.
2. Pyatigorskiy A.M. Materialy po istorii indiyskoy filosofii. Materializm lokayyaty, induistskaya sistema shayva-bkhakti i drugie filosofskie i religioznye sistemy v srednevekovykh tamil'skikh istochnikakh [Materials on the history of Indian philosophy. Materialism of lokayata, Hindu system of Shaiva-bhakti and other philosophical and religious systems in medieval Tamil sources]. Moscow, Orient literature, 1962, 250 p.
3. Pyatigorskiy A.M., Mamardashvili M.K. Simvol i soznanie. Metafizicheskie rassuzhdeniya o soznanii, simvolike i yazyke [Character and consciousness. Metaphysical arguments about consciousness, symbolism and language]. Moscow, School "Languages of Russian culture", 1997, 224 p.; Pyatigorskiy A.M., Mamardashvili M.K. Trudy po znakovym sistemam, 1971, vol. 5, pp. 345-376.
4. Dandaron B.D. Mysli buddista. Chernaya tetrad' [Buddhist Thought. Black notebook]. St. Petersburg, Aleteya, 1997, 246 p.
5. Vasubandkhu. Entsiklopediya buddiyskoy kanonicheskoy filosofii (Abkhidkharmakosha) [Encyclopedia of Buddhist canonical philosophy Abkhidkharmakosha)]. St. Petersburg, St. Petersburg State Univ. Press, 2006, 523 p.
6. Torchinov E.A. Religii mira. Opyt zapredel'nogo (transpersonal'nye sostoyaniya i psikhotekhnika) [Religions of the world. Experience the beyond (transpersonal and psycho)]. St. Petersburg, St. Petersburg Oriental studies", 1997, 384 p.
7. Chzhe Tsonkapa. Bol'shoe rukovodstvo k etapam Puti Probuzhdeniya [Great guide to the stages of the Path of Awakening]. 3 vols. Transl. from Tibetan A. Kugyavichus, ed. by A. Terent'ev. St. Petersburg, Nartang, 1994. 388 p. + 276 p. + 341 p.
8. Psikhologicheskie aspekty buddizma [Psychological aspects of Buddhism]. Novosibirsk, Nauka, Siberian branch, 1991. 182 p.
9. Bakaeva E.P. Buddizm v Kalmykii. Istoriko-etnograficheskie ocherki [Buddhism in Kalmykia. Historical and ethnographic essays]. Elista, Kalmyk publishing house, 1994. 128 p.
10. Dordzhieva G.Sh. Buddizm i khristianstvo v Kalmykii. Opyt analiza religioznoy politiki pravitel'stva Rossiyskoy imperii (seredina XVII -nachalo KhKh vv.) [Buddhism and Christianity in
Kalmykia. Experience of analysis of the religious policy of the government of the Russian Empire (the middle of 17th - beginning of 20th centuries)]. Elista, APP "Dzhangar", 1995. 128 p.
11. Nadneeva K.A. Buddizm v Kalmykii: nravstvennye osnovy [Buddhism in Kalmykia: moral foundations]. Elista, Kalmyk publishing house, 1994. 75 p.
12. Ulanov M.S. Buddizm v istorii russkoy filosofii XIX - pervoy poloviny XX vv. [Buddhism in the history of Russian philosophy of 19th - first half of 20th centuries]. Elista, Kalmyk State Univ. Press, 2003, 178 p.
13. Androsov V.P. Nagardzhuna i ego uchenie [Nagarjuna and his teachings]. Moscow, Nauka, 1990, 270 p.; Androsov V.P. Buddizm Nagardzhuny: Religiozno-filosofskie traktaty [Buddhism, Nagarjuna: the Religious-philosophical treatises]. Moscow, Orient literature, 2000, 800 p.
14. Zhukovskaya N.L. Lamaizm i rannie formy religii [Lamaism and early forms of religion]. Moscow, Nauka, 1977, 200 p.
15. Lysenko V.G. "Filosofiya prirody" v Indii: at-omizm shkoly vaysheshika ["Philosophy of nature" in India: atomism, school of Vaisheshika]. Moscow, Nauka, 1985, 200 p.; Lysenko V.G. Universum vay-sheshiki (po "Sobraniyu kharakteristik kategoriy" Prashastapady) [The universe of Vaisheshika ("the Collection of characteristics categories" of Prasasta-pada)]. Moscow, Orient literature, 2003, 486 p.
6 ноября 2014 г.
УДК 338.2
РЕЛИГИОЗНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ФАКТОР СТИМУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
К. Л. Смирнова
Целью статьи является рассмотрение общих положений Корана по проблеме справедливости, общественно-политической и экономической добросовестности и о возможности их практического использования в наше время. При этом главным ориентиром и методологической основой освещения этого вопроса выступают разработки М. Вебера, исследовавшего протестантизм как дух капитализма, и исследования русских религиозных философов С.Н. Булгакова, И.Н. Ильина, НИ. Бердяева
и др., считавших экономическую деятельность священной, завещанной Богом.
В немецкой классической философии, культурологии, буржуазной политэкономии показано, что религия и экономика как две важные сферы жизнедеятельности общества тесно связаны и способны на продуктивное взаимодействие (И. Кант, М. Вебер, Э. Дюркгейм) или одна из сфер является превращенной формой, иллюзорной тенью другой (А. Смит, К. Маркс).
В классической немецкой социологии, в работах М. Вебера и его последователей
Смирнова Каринэ Львовна - аспирант кафедры социальных коммуникаций и технологий Южного федерального университета, 344065, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 116, e-mail [email protected], т. 8(863)2507670.
Karine Smirnova - the Department of Social Communication and Technology at the Southern Federal University, 116, Dneprovskii Street, Rostov-on-Don, 344065, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2507670.