Научная статья на тему 'Специфика внешней и внутренней политики Великобритании в оборонно-промышленной сфере'

Специфика внешней и внутренней политики Великобритании в оборонно-промышленной сфере Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1629
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / США / НАТО / ЕВРОСОЮЗ / ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / РОССИЯ / ОБОРОН

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шкробтак Игорь Олегович

Цель статьи анализ проблем международного сотрудничества Великобритании с другими странами, прежде всего с США, государствами-членами НАТО и Евросоюза в военной и военно-промышленной сфере. Внимание уделено развитию текущих проектов британской оборонной промышленности, включая качественное обновление британских ВМФ и ВВС. Данная тема актуальна в силу важности Великобритании как одного из крупнейших производителей вооружений. В первой части работы рассмотрены основные тенденции развития британской оборонной промышленности; во второй изучено взаимодействие Великобритании, США и ряда других стран в сфере оборонно-промышленных комплексов (ОПК). Третья часть статьи посвящена проблемам российско-британских отношений в военно-политической области. Выявлено, что ОПК Великобритании всё больше ориентируется в сфере закупок на американских производителей, происходит смена приоритетов в поставках военной техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика внешней и внутренней политики Великобритании в оборонно-промышленной сфере»

УДК 94 (410) Игорь ШКРОБТАК

СПЕЦИФИКА ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ

ПОЛИТИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ

Аннотация. Цель статьи - анализ проблем международного сотрудничества Великобритании с другими странами, прежде всего с США, государствами-членами НАТО и Евросоюза в военной и военно-промышленной сфере. Внимание уделено развитию текущих проектов британской оборонной промышленности, включая качественное обновление британских ВМФ и ВВС. Данная тема актуальна в силу важности Великобритании как одного из крупнейших производителей вооружений. В первой части работы рассмотрены основные тенденции развития британской оборонной промышленности; во второй - изучено взаимодействие Великобритании, США и ряда других стран в сфере оборонно-промышленных комплексов (ОПК). Третья часть статьи посвящена проблемам российско-британских отношений в военно-политической области. Выявлено, что ОПК Великобритании всё больше ориентируется в сфере закупок на американских производителей, происходит смена приоритетов в поставках военной техники.

Ключевые слова: Великобритания, США, НАТО, Евросоюз, военно-промышленный комплекс, Россия, оборона.

Исследования сотрудничества Великобритании с другими странами в военно-промышленной области актуальны в силу изменений, происходящих в системе безопасности страны и её международном положении. Великобритания относится к числу стран, которые играют ключевую роль в сфере европейской безопасности, что обусловлено как высокими оборонными затратами, технологическим уровнем, так и качеством подготовки операторов соответствующих служб. Расходы на оборону Великобритании составили в 2016 г. 48 млрд долларов. [Tian et al., 2017]. В 2017 г. оборонный бюджет равнялся 51 млрд долларов. [UK Defense in Numbers, 2017]. По этому показателю страна занимает пятое место в мире семь лет подряд.

Несмотря на сокращение оборонных расходов в 2016 г. на 7 млрд долларов по сравнению с 2015 г., военный бюджет остается вторым по величине после Франции среди государств - членов ЕС. Снижение во многом обусловлено существенным падением обменного курса фунта стерлингов, что стало причиной свёртывания ряда оборонных программ и снижения численности британских вооружённых сил.

© Шкробтак Игорь Олегович — сотрудник отдела европейской безопасности ИЕ РАН.

Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, дом 11, стр. 3. E-mail: igor.shkrobtak@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220184048

Причинами сокращения финансирования программ становится реализация ряда из них; примером служит программа строительства авианосцев типа "Куин Элизабет". На данный момент выполнена самая сложная часть работ - строительство головного корабля серии. Это наиболее затратная часть любого проекта в современном судостроении как с точки зрения финансовых и трудовых ресурсов, так и продолжительности. Данное обстоятельство касается и проекта фрегатов типа 26.

Следует отметить, что военный бюджет Великобритании достаточно велик при сравнительно небольшой численности вооружённых сил (ВС). Они составляют 120 тыс. человек всех родов войск. Для сравнения, ВС Франции в полтора раза крупнее, но военный бюджет сравним с британским. [Tian et al., 2017]. Доля военных расходов Великобритании составляет самый высокий коэффициент из всех стран НАТО - 2,2% на 2017 год - относительно ВВП [Данилов, 2017]. Видное место страны в военной сфере обусловлено высокой активностью её военных контин-гентов в различных частях земного шара. Они действуют на Ближнем Востоке и в Персидском заливе (Сирия, Ирак, Оман и ряд других государств), в Средиземноморье (Гибралтар, Кипр) [Галин, 2016], на территории континентальной Европы (ФРГ, Прибалтика - последняя в рамках сотрудничества НАТО) и в ряде других регионов [Бобров, 2017]. Практически во всех военных конфликтах, в которых британские вооружённые силы принимали участие, военные контингента Великобритании были вторыми по численности после американских. Британские ВС выполняют немаловажную функцию в подготовке военных сил, в частности в организации тренировок боевых подразделений других государств. Британские инструкторы тренируют контингента в Эстонии, Афганистане, ряде стран Африки, консультируют местные вооружённые силы по самому широкому кругу вопросов от логистики до решения тактических и оперативных задач [Securing...].

Великобритания имеет свои особенности с точки зрения рассматриваемой темы, которые обусловлены географическим, политическим и экономическим факторами. Одно из основных обстоятельств формирования британской системы обороны и безопасности - островное положение страны и в то же время близость к материковой Европе. В ходе истории она активно участвовала в военных действиях на континенте и в других регионах мира, но вторжения других государств на её территорию не происходили с XVII века. Исключением явилась воздушная военная кампания Третьего рейха в годы Второй мировой войны.

В Европе сотрудничество Британии с другими странами ведется главным образом в рамках НАТО. Кроме того, с Францией в 2011 г. подписаны двусторонние Ланкастерские соглашения об обеспечении обороны и безопасности. Они существенно сблизили соседей по Ла-Маншу в этой области [Журкин, 2012: 174-177]. В 2017 г. подписано соглашение о сотрудничестве в области безопасности между Соединённым Королевством и Польшей. Варшава стала второй европейской столицей после Парижа, имеющей подобный договор с Лондоном [Communique. 2017].

Великобритания имеет ряд спорных вопросов, которые относятся к сфере безопасности с несколькими государствами Западной Европы. В частности, речь идёт об Испании, с которой существуют давние исторические споры по поводу Гибралтара. Имеются разногласия с Ирландией по вопросу о заливе Лох-Фойл.

На фоне брекзита Великобритания декларирует готовность к активному сотрудничеству с ЕС в сфере обороны и безопасности [PM's Florence speech. 2017].

В то же время со времён инициативы в Сен-Мало особенность политики Великобритании заключается в том, что она практически не участвовала в разработке общего пространства безопасности и обороны в ЕС, более того, препятствовала ей. Заключение договора о постоянном структурированном сотрудничестве (PESCO), направленном на консолидацию оборонных усилий организации, стало возможным только после решения Британии о выходе из ЕС [Notification...]. Одновременно среди европейских государств она занимает лидирующие позиции в деятельности Североатлантического альянса. В рамках НАТО Великобритания - автор многих оборонных инициатив и их участник. Показательным примером служит размещение британских войск на Балканах и в Прибалтике, где британские военные специалисты исполняют роль инструкторов [Securing.].

Британия в европейском регионе имеет гораздо меньше связей с европейскими военно-промышленными консорциумами, чем с американскими. Несмотря на ряд постоянных заказов консорциуму "Эйрбас" по поставке крупных транспортных самолётов, доля заказов у американских и отечественных производителей постоянно растет [Fabey, 2014]. Подписан "твёрдый" контракт на поставку Великобритании американских истребителей, развиваются связи в военном приборостроении, по-прежнему актуально сотрудничество в области судостроения, не говоря уже о ядерных вооружениях. Британский оборонно-промышленный комплекс стремится производить всё более широкий спектр продукции, чтобы вооружённым силам страны меньше зависеть от иностранных поставщиков. Однако в этой сфере он наталкивается на объективные препятствия.

Сотрудничество и конкуренция Великобритании в оборонно-технической сфере с союзными странами

Несмотря на то что Великобритания представляет собой страну с высоким уровнем развития производственных технологий, и военно-техническая сфера -одно из наиболее приоритетных направлений технологического развития, она уже не может самостоятельно осуществлять полный цикл производства военной продукции. Лондон вынужден заказывать отдельные комплектующие или целые их группы у иностранных подрядчиков. Эта тенденция свойственна не только британскому ОПК, но и многом другим странам - производителям оружия. Британия открыта к сотрудничеству с союзниками в данной области.

Самый тесный характер оно носит с США. Великобритания сообщает американским производителям технические характеристики, которым должны соответствовать образцы вооружений, поступающие в строевые части британских ВС. Взаимодействие Лондона и Вашингтона таково, что британские стратегические военно-морские силы хранят и содержат свои средства доставки ядерного оружия на американских военно-морских базах [Минаев, 2009]. Сотрудничество Соединённых Штатов и Британии в военно-технической области затрагивает практически все сферы оборонного производства, технологии и виды вооружения: от элементов обмундирования пехотинцев до тяжелой наземной техники и радиоэлектроники.

Британская оборонная промышленность предлагала целый ряд уникальных оборонных технологий, без которых ряд важных и необходимых составляющих военной мощи США не смогли бы функционировать. Это боевые палубные самолёты вертикального взлёта "Харриер", танковая броня последнего поколения Chobham для танков "Абраме" и "Челленджер", учебно-боевые самолёты "Хоук",

артиллерийские и танковые орудия, стрелковое вооружение и корабельные оружейные комплексы. В сферу сотрудничества Вашингтона и Лондона входят беспилотные летательные аппараты: от тактических и малоразмерных аппаратов до полноразмерных беспилотных ударных самолётов, в том числе перспективных реактивных дозвуковых машин палубного базирования с полной технической документацией [Кирюхин, Щукин, 2011].

Совместная работа Великобритании и других стран НАТО, помимо США, в разное время включала в себя создание военных летательных аппаратов различного назначения (от транспортных самолётов и многоцелевых вертолётов до реактивных истребителей-бомбардировщиков), бронетехники, артиллерии, стрелкового вооружения и вспомогательной техники. В основе партнёрства Лондона и Североатлантического альянса - выработка единых оборонных стандартов в экипировке и оснащении ВС. Изначально совместная работа базировалась на необходимости членов НАТО следовать единым стандартам вооружений и технологий, военного оборудования. В этом вопросе достигнуты значительные результаты.

Выработана единая номенклатура боеприпасов в артиллерии и стрелковом оружии, унифицированы стандарты снабжения горючим, провизией и многим другим. Речь не идёт о снабжении едиными образцами техники, а об унификации снабжения вооружённых сил необходимыми средствами ведения боевых действий в рамках НАТО. Тем не менее его государства-члены ещё далеки от единства в стандартах военной техники.

Совместно создаются элементы вооружений и осуществляется кооперация в изготовлении готовых образцов. Соединённое Королевство имеет на вооружении танки "Челленджер-2" с американской системой управления огнем фирмы "Дженерал Дайнемикс". Продолжается работа над образцами военной техники, отвечающими единым стандартам и требованиям, например, проекты англо-германо-итальянского истребителя-бомбардировщика "Торнадо" и перехватчика "Тайфун" [Orders., 2017]. Партнёрство в оборонной сфере предусматривает принятие на вооружение готовых образцов с условием, что они отвечают требования сил Альянса. Используются заказы готовых частей для "домашнего" производства военной техники. Заказываются отдельные запчасти для комплексов вооружений или целые элементы, такие как система управления огнем (СУО) и радиолокационные станции (РЛС).

Последний способ характерен для современного военного судостроения в силу его размеров и сложности. Например, на эсминцах типа 45 "Дэринг" стоят зенитные ракеты среднего и малого радиуса действия и радиолокационные системы англо-итальяно-французского производства, зенитно-ракетные комплексы американского и шведского производства и финские вспомогательные дизель-генераторные силовые установки.

Великобритания, страны НАТО и государства с ней тесно сотрудничающие переходят к новому этапу взаимоотношений в области ВПК - созданию собственных единиц военной техники из компонентов, произведенных не только на своей территории. Отличие от прежнего формата состоит в том, что сторонних производителей привлекают для работы только над частью комплекса вооружений. То есть производитель конечного продукта закупает готовые комплектующие, не включая их производителей в конечный контракт.

Несмотря на сказанное, сохраняются большие различия в тактико-технических заданиях стран НАТО. В результате совместно разработанные образцы вооружений имеют высокую стоимость эксплуатации, меньший ресурс модернизации и соответственно срок службы, по сравнению с самостоятельно (целиком или частично) разработанными образцы в каждой отдельной стране Альянса. К примеру, при сравнимых показателях покупка одного нового самолёта модели F-16D Block 52 американского производства обойдётся в 34 млн долларов [F-16D...] по сравнению со 120 млн за Eurofighter Typhoon [Management., 2011] в ценах 2013 года при массовом выпуске в несколько десятков самолётов1. Такая разница в цене обусловлена высокой стоимостью как обслуживания самолётов европейского производства, так и тем, что комплектующие в европейском истребителе сделаны в разных странах (кроме радиоэлектроники, которая в экспортных вариантах в основном иностранного производства).

На современном мировом рынке британскую технику оттесняют российские, китайские, американские, французские, германские производители и страны-новички. Тем не менее у Великобритании остаётся обширный рынок: страна занимает свою нишу и осуществляет модернизацию военного оборудования и технического оснащения, обслуживание и ремонт ранее произведённой военной техники [SIPRI..., 2015].

Великобритания сохранила за собой приоритет в производстве военной продукции в ряде секторов небюджетной высокотехнологичной категории: высокоточные снайперские винтовки, оптические и ночные прицелы, приборы визуального наблюдения, двигатели и комплектующие (в основном для обслуживания поставленной техники), продукция металлургической промышленности (танковая броня) [UK defense and security., 2017]. Производственно-технологический уровень британской военной промышленности по-прежнему высок, и качество продукции (проектирования, изготовления и сборки) находится на конкурентном уровне.

Некоторые аспекты российско-британских отношений в военно-политической сфере

Отдельно стоит остановиться на российско-британских отношениях в сфере оборонных технологий. В годы холодной войны СССР и Великобритания находились в режиме конфронтации. Однако армии двух государств в тот период напрямую не сталкивались на поле боя.

С развалом СССР открылись возможности для сотрудничества России и Соединённого Королевства в ряде сфер: нефтегазовой области, энергетике, финансовом секторе. Однако в сфере безопасности отношения между Лондоном и Москвой оставались напряжёнными. Фундаментальной причиной этому послужили военно-стратегические интересы России, особенно в последние годы. Активность российских стратегических сил на севере Атлантики - регулярные учения российской стратегической авиации в близости от британского побережья, активность российских подводных сил - стали раздражителем для британских военных. По этому поводу распространена алармистская точка зрения в заявлениях британских официаль-

1 Стоимость указана на основе последних контрактов США с Иорданией (из Нидерландов и Бельгии) и другими странами о продаже самолётов F-16AM, а также заказов Катара на поставку самолёта типа Typhoon, которые должны были быть переданы в 2016-2017 гг.

Современная Европа, 2018, №2

ных лиц [Clark, 2015]. Однако очевидно, что Северная Атлантика входит в зону ответственности Северного флота и российской дальней авиации. Активность России в этом регионе обусловлена объективными факторами обеспечения безопасности РФ.

Вместе с тем в период после окончания холодной войны имелись примеры взаимодействия России и Великобритании в сфере обороны и безопасности. Так, с 1995 по 2003 г. Лондон финансировал переподготовку российского персонала по целому ряду специальностей [Великобритания и Россия., 2003: 10-13, 32-33]. В августе 2005 г. британский спускаемый подводный аппарат "Скорпион" был использован для спасения экипажа затонувшего российского батискафа в Беринговом море. Имели место контакты в сфере борьбы с терроризмом, утилизации устаревших образцов ОМП, отработанного ядерного топлива и в других областях международной безопасности [Капитонова, 2007: 515-519]. Значительным шагом по укреплению отношений в сфере безопасности между Москвой и Лондоном могло стать российско-британское оборонное соглашение, продление которого планировалось весной 2014 года.

В отношении материалов, задействованных в оборонной промышленности, особое внимание привлекают поставки редкоземельных, драгоценных и полудрагоценных металлов, необходимых для авиастроения, танкостроения, кораблестроения, радиоэлектроники, в космической отрасли. Великобритания не поставляет в Россию продукцию прямого военного назначения, однако довольно много товаров двойного назначения и производственных средств (таких как электрогенераторы) [Громыко, Ананьева, 2014: 15].

Для российско-британских контактов в сфере безопасности и военно-технического взаимодействия поворотным моментом стали события на Украине в 2014 г., переросшие в масштабный международный кризис. С тех пор Лондон занимает прочное место среди стран, настроенных в отношении Москвы наиболее жёстко.

В России обеспокоенность вызывает военно-техническая поддержка украинских вооружённых сил со стороны Соединённого Королевства. Поставки устаревших бронетранспортёров, военного снаряжения и амуниции рассматриваются Москвой как провокационный шаг со стороны британского военного руководства [Минобороны., 2014]. Их можно трактовать как прямое вмешательство в конфликт.

В связи с обострением ситуации на Ближнем Востоке и деятельностью, запрещённой в России террористической организации "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ) появились надежды на возобновление сотрудничества по военной линии между Россией, США, Британией и другими западными странами. Однако им не суждено было сбыться: приняты лишь ограниченные меры по предотвращению военных инцидентов.

Заключение

Великобритания представляет собой одну из наиболее боеспособных стран в Европе. Следует отметить, что основной упор в построении обороны Лондон делает на качественное превосходство небольших военных формирований, обладающих широкими возможностями оперативного развертывания и быстрого реагирования.

Для Королевства существует несколько ключевых областей военно-промышленного и военно-технического сотрудничества, в которых оно действует. Наиболее органичным является взаимодействие в рамках НАТО, в первую очередь с США. Оно позволяет в оптимальной форме решать вопросы минимизации оборонных расходов, повышения их эффективности и сохранения военной секретности.

Союзники Британии воспринимают её как важнейший элемент совместной обороны. Она единственная из западноевропейских государств, которая может осуществлять постоянное наблюдение за воздушным и морским пространством в Северной Атлантике. Этому способствуют не только военные возможности страны, но и её географическое расположение.

Направление британской оборонной политики в части перевооружения отражает долгосрочный вектор внешней политики страны: Великобритания должна быть способна действовать автономно в ряде регионов планеты при минимальной помощи союзников. Для этого строятся наступательные, экспедиционные виды вооружений, которые дают возможность британским ВС действовать далеко за пределами европейского континента. В то же время программа перевооружения не носит глубокого характера. В планах Лондона отсутствует существенное увеличение имеющихся стратегических ядерных сил. Основные силы, которые предполагается реформировать и использовать в дальнейшем, предназначены для решения оперативных и тактических задач за пределами Великобритании, но не для противостояния регулярным армиям.

Несмотря на то что НАТО осуществляет усиление военной инфраструктуры на своём восточном фланге под предлогом сдерживания якобы экспансионистских амбиций России, в действительности принимаемые меры неадекватны заявленной цели. Ни численный состав контингента НАТО в Восточной Европе, ни его качественные характеристики не в состоянии отразить гипотетический массированный удар российских войск. Надуманность риторики НАТО подтверждается и тем, что такая страна как Великобритания вместо реальной подготовки к военному противостоянию с регулярными российскими войсками, последовательно создаёт экспедиционные силы, призванные проводить операции на большой удалённости от Британских островов вне Европейского региона.

Список литературы

Бобров А. (2017) Совершенствование военной инфраструктуры НАТО в Прибалтике (2017) / Бобров А. // Зарубежное военное обозрение. №11. С. 15-19.

Великобритания и Россия 2003: 450 лет дипломатических отношений. (2003) London: Agenda Publishing.

Галин Д. (2016) Состояние и перспективы развития системы управления сухопутных войск Великобритании / Галин Д. // Зарубежное военное обозрение. №3. С. 44-50.

Данилов Д.А. (2017) Североатлантический альянс: бремя Трампа / Д.А. Данилов // Международная Жизнь. №4. С. 20-41.

Громыко Ал.А., Ананьева Е.В. (2014) Российско-британские отношения на современном этапе: рабочая тетрадь. № 19/2014. М.: Спецкнига. 30 с.

Журкин В.В. (2012) Европейская армия: поражения и победы. М.: Международные отношения. 192 с.

Капитонова Н.К. (2007) Российско-британское сотрудничество в сфере обороны и безопасности. Старый Свет - новые времена // Великобритания: эпоха реформ / Под ред. Ал. А. Громыко. М.: Весь Мир.

Кирюхин Д. Щукин Э. (2011) Военно-промышленный комплекс Великобритании // Зарубежное военное обозрение. №12. С. 29-33.

Минаев М. (2009) Американо-британское оборонное партнёрство в первой декаде XXI века. Индекс безопасности. № 90-91. С. 70-82.

Минобороны закупило 75 бронемашин Saxon (2014) // Информационное агенство УН1АН. URL: http://army.unian.net/1018316-minoboronyi-zakupilo-75-bronemashin-saxon.html (дата обращения: 13.04.2015)

Clark C. UK Shifting Strategy After Russian Invasions: Philip Dunne (2015) // Breaking Defense. July, 2015. URL: http://breakingdefense.com/2015/07/uk-shifting-strategy-after-russian-invasions-philip-dunne/ (дата обращения: 13.08.2015)

Communique: UK-Poland Inter-Governmental Consultations, 2017.

F-16D Block 52 // Deagel.com. URL: http://www.deagel.com/Combat-Aircraft/F-16D-Block-52_a000540012.aspx (дата обращения: 01.02.2018).

Fabey M. U.S., U.K. Agree To Greater Naval Cooperation // Aviation Week Network. 2014. URL: http://aviationweek.com/author/mfabey?page=0%2C55 (дата обращения: 01.03.2018).

Gamble A. (2010) 'Anglo-America' and Atlantic Europe // Which Europe? The Politics of differentiated integration / K. Dyson and A Sepos (eds.). L.: Palgrave Macmillan. P. 99-111.

Management of the Typhoon Project // National Audit Office. United Kingdom, March 2011. URL: https://www.nao.org.uk/report/management-of-the-typhoon-project/ (дата обращения: 03.02.2018).

Notification on Permanent Structured Cooperation (PESCO) to the Council and to the High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy (2017) // European Council.

Orders, Deliveries, In Operation Military aircraft by Country - Worldwide // Airbus. November, 2017. URL: http://defence.airbus.com/content/dam/corporate-topics/publications/ofcd/2017-11_MRS_GEN_0rd-Deliv_by_country.pdf (дата обращения: 04.02.2018).

PMs Florence speech: a new era of cooperation and partnership between the UK and the EU, 2017. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pms-florence-speech-a-new-era-of-cooperation-and-partnership-between-the-uk-and-the-eu (дата обращения: 15.03.2018).

Securing the Nordic-Baltic region // NATO Review Magazine. URL: https://www.nato.int/docu/Review/2016/Also-in-2016/security-baltic-defense-nato/EN/index.htm (дата обращения: 04.02.2018).

SIPRI Yearbook 2015 // SIPRI. 2015. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2016-03/YB-15-Summary-EN.pdf (дата обращения: 24.03.2017).

Tian N., Fleurant A., Wezeman P.D. et al. Trends in world military expenditure, 2016 // SIPRI. April, 2017. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/Trends-world-military-expenditure-2016.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

Treaty between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the French Republic for Defence and Security Co-operation, 2011 // Treaty Series No. 36, 2011.

UK defence and security export statistics for 2016 // Department for International Trade. 2017. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-defence-and-security-export-figures-2016/uk-defence-and-security-export-statistics-for-2016 (дата обращения: 05.02.2018).

UK Defence in Numbers // Gov.UK. September, 2017. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-defence-in-numbers-2017 (дата обращения: 01.03.2018).

References

Bobrov A. (2017) Perfection of NATO's military infrastructure in the Baltic (2017) / Bobrov A. // Foreign military review. № 11. P. 15-19.

Chafer T., Cumming G. (2010) Beyond Fashoda: Anglo-French security cooperation in Africa since Saint-Malo // International Affairs. P. 1129-1147.

Clark C. (2015) UK Shifting Strategy After Russian Invasions: Philip Dunne // Breaking Defense. URL: http://breakingdefense.com/2015/07/uk-shifting-strategy-after-russian-invasions-philip-dunne/ (дата обращения: 13.08.2015).

Communique: UK-Poland Inter-Governmental Consultations, 2017.

Danilov D.A. (2017) North Atlantic alliance: the burden of Trump / D.A. Danilov // International Life. № 4. P. 20-41.

F-16D Block 52 // Deagel.com. URL: http://www.deagel.com/Combat-Aircraft/F-16D-Block-52_a000540012.aspx (дата обращения: 01.02.2018).

Fabey M. (2014) U.S., U.K. Agree To Greater Naval Cooperation // Aviation Week Network. URL: http://aviationweek.com/author/mfabey?page=0%2C55 (дата обращения: 01.03.2018).

Galin D. State and prospects for the development of the British land forces control system (2016) / Galin D. // Foreign Military Review. №3. P. 44-50.

Gamble A. (2010) 'Anglo-America' and Atlantic Europe // Which Europe? The Politics of differentiated integration / K. Dyson and A Sepos (eds.). L.: Palgrave Macmillan. P. 99-111.

Gromyko Al. A., Ananyeva E. V. (2014) Rossijsko-britanskie otnoshenija na sovremennom jetape: rabo-chaja tetr. № 19/2014. M.: Speckniga. 30 s.

Kiryukhin D., Schukin E. (2011) Voenno-promyshlennyj kompleks Velikobritanii // Zarubezhnoe voen-noe obozrenie. №12. S. 29-33.

Management of the Typhoon Project (2011) // National Audit Office. United Kingdom. URL: https://www.nao.org.uk/report/management-of-the-typhoon-project/ (дата обращения: 03.02.2018).

Minaev M. (2009) Amerikano-britanskoe oboronnoe partnerstvo v pervoj dekade XXI veka. Indeks be-zopasnosti. № 90-91. S. 70-82.

Minoborony zakupilo 75 bronemashin Saxon (2014) // Informacionnoe agenstvo UNIAN. URL: http://army .unian.net/1018316-minoboronyi-zakupilo-75-bronemashin-saxon.html (дата обращения: 13.04.2015).

Notification on Permanent Structured Cooperation (PESCO) to the Council and to the High Representative of the Union for Foreign Affairs and Security Policy // European Council. URL: http://www.consilium.europa.eu/media/31511/171113-pesco-notification.pdf (дата обращения: 04.02.2018).

Orders, Deliveries, In Operation Military aircraft by Country - Worldwide (2017) // Airbus. URL: http://defence.airbus.com/content/dam/corporate-topics/publications/o&d/2017-11_MRS_GEN_0rd-Deliv_by_country.pdf (дата обращения: 04.02.2018).

PMs Florence speech: a new era of cooperation and partnership between the UK and the EU, 2017. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/pms-florence-speech-a-new-era-of-cooperation-and-partnership-between-the-uk-and-the-eu (дата обращения: 15.03.2018).

Securing the Nordic-Baltic region // NATO Review Magazine. URL: https://www.nato.int/docu/Review/2016/Also-in-2016/security-baltic-defense-nato/EN/index.htm (дата обращения: 04.02.2018).

SIPRI Yearbook 2015 (2015) // SIPRI. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2016-03/YB-15-Summary-EN.pdf (дата обращения: 24.03.2017).

Thomson C. (2011) Carl Thomson: Getting the Anglo-Russian relationship back on track // Conservative Home. URL: http://www.conservativehome.com//platform/2011/01/carl-thomson-getting-the-anglo-russian-relationship-back-on-track.html (дата обращения: 13.04.2015).

Tian N., Fleurant A., Wezeman P.D. et al. (2017) Trends in world military expenditure, 2016 // SIPRI. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/Trends-world-military-expenditure-2016.pdf (дата обращения: 01.03.2018).

Treaty between the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the French Republic for Defence and Security Co-operation, 2011 // Treaty Series No. 36, 2011.

UK defence and security export statistics for 2016 (2017) // Department for International Trade. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-defence-and-security-export-figures-2016/uk-defence-and-security-export-statistics-for-2016 (дата обращения: 05.02.2018).

UK Defence in Numbers (2017) // Gov.UK. URL: https://www.gov.uk/government/publications/uk-defence-in-numbers-2017 (дата обращения: 01.03.2018).

Velikobritanija i Rossija 2003: 450 let diplomaticheskih otnoshenij. (2003) London: Agenda Publishing.

Zhurkin V.V. (2012) Evropejskaja armija: porazhenija i pobedy. M.: Mezhdunarodnye otnoshenija. 192 P.

Specifics of British Foreign and Domestic Policy in Military-Industrial Sphere

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author. Shkrobtak I., Researcher of the IE RAS Department of European Security. Address: 11-3, Mokhovaya str., Moscow, Russia, 125009. Email: igor.shkrobtak@yandex.ru.

Abstract. The article is dedicated to Britain's policy in military-industrial cooperation with the United States and other allies. The author applies methods of historical, political and military analysis as well as a structural and comparative method. The development of the British defense industry complex (DIC) in the last decades is analyzed. The topic is of high significance due to the importance of the UK as one of the largest weapons manufacturers. The first part of the article examines the main trends of the British defense industry and its current state. The second part considers interaction between the UK, other EU countries, and the United States in the military industrial domain. The third part of the paper deals with problems in Russian-British relations in the military-political sphere. The research has revealed that the British DIC tends to prioritize American producers and shifts focus to domestic needs.

Keywords: Britain, USA, European Union, military-industrial complex, Russia, defense.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope220184048

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.