Научная статья на тему 'Специфика влияния социально-экономических барьеров на развитие предпринимательства в сфере бытовых услуг'

Специфика влияния социально-экономических барьеров на развитие предпринимательства в сфере бытовых услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
186
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНЫЙ СЕКТОР / SERVICE SECTOR COMPETITIVENESS / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL ENTREPRENEURSHIP / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ / SOCIO-ECONOMIC BARRIERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фадейчева И.Н., Бардасова Э.В.

Исследованы сущность и роль предпринимательской деятельности сферы бытовых услуг как необходимого условия роста экономики. Проанализированы барьеры эффективного развития предприятий в сфере бытовых услуг. Определены факторы развития предпринимательской деятельности, в частности малых предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The essence and role of business services as a prerequisite for economic growth. Analysed barriers to effective development of the enterprises in the sphere of services. The factors of entrepreneurship, particularly small businesses.

Текст научной работы на тему «Специфика влияния социально-экономических барьеров на развитие предпринимательства в сфере бытовых услуг»

УДК 338.46

И. Н. Фадейчева, Э. В. Бардасова СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ БЫТОВЫХ УСЛУГ

Ключевые слова: сервисный сектор, малое предпринимательство, социально-экономические барьеры.

Исследованы сущность и роль предпринимательской деятельности сферы бытовых услуг как необходимого условия роста экономики. Проанализированы барьеры эффективного развития предприятий в сфере бытовых услуг. Определены факторы развития предпринимательской деятельности, в частности малых предприятий.

Keywords: service sector competitiveness, small entrepreneurship, socio-economic barriers.

The essence and role of business services as a prerequisite for economic growth. Analysed barriers to effective development of the enterprises in the sphere of services. The factors of entrepreneurship, particularly small businesses.

Эффективность развития предприятий различных форм собственности и видов экономической деятельности в современных условиях, характеризующихся достаточно напряженной конкурентной борьбой в большинстве секторов экономики, в т.ч. характеризующихся использованием методов, выходящих за рамки этики предпринимательства, а также существенным уровнем неопределенности развития финансово-экономической системы в целом, непосредственно зависит от способности оперативно и качественно преодолевать социально-экономические барьеры. Недостаточное внимание к анализу причин возникновения, характера и возможных последствий проявления социально-экономических барьеров могут привести к существенному росту операционных и трансакционных издержек развития предприятия и даже прекращению его деятельности.

Следует отметить, что в специальной литературе отсутствует единство мнений по поводу сущности и содержания понятий "экономические барьеры" и "социальные барьеры" развития предприятий. В буквальном лингвистическом понимании "барьер" представляет собой "препятствие или преграду" [1].

Вместе с тем, существует и еще одно лексическое значение термина "барьер", синонимичное понятию "этап". Подобное двоякое понимание содержание понятия "барьер", по нашему мнению, имеет важное значение и для исследования сущности социально-экономических барьеров: с одной стороны, социально-экономический барьер представляет собой определенное препятствие для развития субъекта предпринимательской

деятельности, преодоление которого требует определенных финансовых, организационных и иных усилий; с другой - успешное преодоление различных социально-экономических барьеров во многих случаях выводит предприятие на качественно новый этап развития, характеризующийся существенно более высоким уровнем экономической эффективности, большей устойчивостью к возможным негативным изменениям внешней среды, новыми стратегическими горизонтами

функционирования и т. п.

По мнению И.В. Липсица, экономические барьеры представляют собой "ограничения

конкуренции, созданные фирмами-монополистами или являющейся следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране" [1]. Действительно, часто экономические барьеры на различных отраслевых рынках возникает вследствие целенаправленных действий компании-

монополиста. Вместе с тем, по нашему мнению, приведенное выше определение не отражает содержания экономических барьеров, как особого экономического понятия. Так, экономические барьеры существуют не только в условиях монополии, олигополии и других форм несовершенной конкуренции, но и в условиях достаточно конкурентного товарного рынка.

Кроме того, не вполне ясно, что именно И.В. Липсиц понимает под "неблагоприятной общеэкономической ситуацией". По сути, экономические барьеры развития предприятий могут проявляться и в условиях макроэкономической стабильности, долгосрочного и устойчивого роста экономики государства в целом. В этой связи, по нашему мнению, в приведенном выше определении нашли отражение некоторые причины возникновения экономических барьеров, а не само содержание исследуемого нами понятия.

Сходное с И. В. Липсицем определение экономических барьеров приводит и В.В. Глущенко, по мнению которого к их разряду следует отнести "факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов" [2]. Фактически в приведенном выше определении экономические барьеры развития

предпринимательской деятельности

отождествляются лишь с одной их разновидностью - барьерами вхождения на рынок. Между тем, определенные экономические барьеры могут препятствовать и прогрессивному развитию уже действующих на определенном отраслевом рынке компаний, в том числе достаточно крупных и имеющих длительную историю деятельности на данном рынке.

По нашему мнению, отождествление экономических барьеров и риска, как экономических понятий, представляется не вполне корректным. Действительно, наличие существенных экономических барьеров, вызванных действием

различных факторов внешней по отношению к предприятию среды, увеличивает общий уровень предпринимательского риска. Вместе с тем, в соответствии с традиционным определением, риск представляет собой вероятное отклонение ожидаемой выгоды предприятия (выручки, прибыли, рыночной стоимости и т.п.) в большую или меньшую сторону. Иными словами, вступая в рисковую ситуацию, например покупая ценные бумаги или осуществляя соинвестирование в инновационный проект, предприятие рассчитывает получить в будущем существенную прибыль. Экономический барьер же представляет собой фактор угрозы, чреватый исключительно дополнительными издержками для предприятия [9].

По мнению А.В. Дорохова, "экономические барьеры представляют собой ограничения эффективного осуществления предпринимательской деятельности, обусловленные несовершенством действующего законодательства" [3]. Достоинством данного определения является, в отличие от других подходов, определение непосредственной взаимосвязи между экономическими барьерами и эффективностью развития предприятия. Вместе с тем, не вполне корректно сводить содержание экономических барьеров только к существующим пробелам и коллизиям в законодательстве.

Некоторые авторы, например А.А. Аузан и П.В. Крючкова, не определяя непосредственно содержание экономических и социальных барьеров осуществления предпринимательской деятельности, выделяют в качестве ключевых, по их мнению, барьеры административного характера:

"Административные барьеры в экономике - это установленные решениями государственных органов правила ведения определенной деятельности на рынке, соблюдение которых является обязательным условием ведения этой деятельности и при этом вводящие платежи за прохождение бюрократических процедур, причем, как правило, не поступающие в бюджет" [4]. Из приведенного определения непосредственно следует, что административные барьеры развития предприятий имеют достаточно устойчивую социальную природу и в подавляющем большинстве случаев влекут негативные последствия для функционирования экономики в целом.

Что касается социальных барьеров развития предприятий, то различные авторы также предлагают принципиально разные подходы к пониманию данного понятия. Так, И. Донова сводит содержание социальных барьеров к проблемам управления персоналом предприятия [5]. Л.Х. Никифорова и О.И. Калинина сводят содержание социальных барьеров к сложностям организации и осуществления любых форм коммуникаций между социальными группами, имеющими то или иное отношение к предприятию: топ-менеджментом, персоналом, мажоритарными и миноритарными собственниками [6].

В. А. Колпаков придерживается более широкого толкования содержания социальных барьеров предпринимательской деятельности; по его мнению, они представляют собой любые общественные ограничения прогрессивному

развитию предпринимательских структур [7]. Однако экономические отношения представляют собой часть общественных отношений в целом, и, следовательно, в соответствии с данным определением, экономические барьеры

представляют собой часть социальных барьеров.

По нашему мнению, для преодоления теоретических коллизий в содержании барьеров развития предприятий целесообразно рассматривать экономические и социальные барьеры в неразрывной взаимосвязи друг с другом. Действительно, любые социальные препятствия эффективному развитию предпринимательской деятельности чреваты дополнительными экономическими издержками для различных предприятий; сугубо же экономические барьеры, при условии их распространенности, можно рассматривать как особое социальное явление, пользуясь определенным методическим

инструментарием не только экономической науки, но и социологии.

В соответствии с вышеизложенным предлагается следующее определение исследуемого понятия: Социально-экономические барьеры развития предприятия представляют собой внешние факторы, препятствующие повышению

эффективности его деятельности, обусловленные несовершенством рынков, институтов,

административными или социально-политическими ограничениями. В предлагаемом определении нашла отражение взаимосвязь между социально-экономическими барьерами и эффективностью развития предприятия (экономической, социальной, бюджетной), а также выделены группы взаимообусловленных общественно-экономических факторов формирования такого рода барьеров.

Если же все же разделять экономические и социальные барьеры развития предприятий, то предлагается осуществлять такого рода дифференциацию следующим образом:

- экономические барьеры как следствие неэффективности рынков факторов и результатов производства;

- социальные барьеры как следствие неэффективности развития социально-экономических институтов, как формальных, так и неформальных, в т. ч. административных условий хозяйствования и коррупции (которую ряд исследователей рассматривают как особый неформальный социально-экономический институт), а также негативных социально-политических процессов.

Подобный подход позволяет рассмотреть социально-экономические барьеры развития предприятий как междисицпинарное явление, которое можно исследовать методами экономической науки, экономической социологии и, в определенной мере, политологии.

В рамках институциональной экономики принципиальное внимание начало уделяться влиянию институтов на формирование и преодоление социально-экономических барьеров развития предприятий. Институт представляет

собой систему формальных и неформальных норм, правил, традиций, обычаев. Действительно, на экономические барьеры предприятий различных форм собственности и видов экономической деятельности оказывают существенное влияние степень развитости таких значимых социально-экономических институтов, как институт обеспечения и защиты прав и отношений собственности, институт судебной системы, институт корпоративного управления, институт

профессиональных союзов, институт

антимонопольного регулирования и т. п.

В рамках неоклассической экономической теории ключевым понятием, которое используется в том числе и для исследования социально-экономических барьеров предпринимательской деятельности, являются трансакционные издержки. Под трансакционными издержками традиционно понимаются любые затраты, связанные с защитой прав и отношений собственности и обеспечением контрактов [9]. В состав трансакционных издержек входят судебные затраты, расходы на обеспечение безопасности предприятия, коррупционные расходы. Соответственно, чем меньше уровень общих трансакционных издержек в экономике, тем меньше и различных социально-экономических барьеров развития предприятий [9].

В рамках постнеоклассической

экономической теории формируется концепция устойчивого социо-эколого-экономического развития предприятия, в рамках которой декларируется, что, в идеале, предприятие должно формировать внутренние организационно-экономические

механизмы обеспечения устойчивости к различных социально-экономическим барьерам, как

существующим, так и потенциальным. Кроме того, в рамках постнеоклассической экономической теории формируется междисциплинарный подход к исследованию социально-экономических барьеров развития предприятий, интегрирующий методы экономики, социологии, математического анализа.

Еще одной существенной отличительной особенностью постнеоклассической парадигмы экономической теории в части исследования социально-экономических барьеров является, в отличие от неоклассической экономической теории, отказ в ее рамках от рассмотрения рационального поведения предприятий как единственно возможной формы поведения. Доминирующей в рамках постнеоклассического синтеза является концепция ограниченной рациональности, основы которой были разработаны Г. Саймоном [8].

Содержание модели ограниченной рациональности в преодолении социально-экономических барьеров состоит в том, что в процессе противодействия тому или иному барьеру предприятие должно выбирать не оптимальный, а первый попавшийся более-менее

удовлетворительный вариант поведения. Дело в том, что на поиск оптимального варианта может понадобиться существенное время, ресурсы, усилия, в результате чего социально-экономический барьер может трансформироваться в крайне существенную

угрозу развития и даже стать фактором прекращения функционирования предприятия.

Сущность социально-экономических

барьеров развития предприятий проявляется в системе их взаимосвязанных функций. Как правило, в специальной литературе выделяется только негативная функция социально-экономических барьеров. Подобный подход представляется достаточно узким, в связи с чем предлагается выделить три основные функции социально-экономических барьеров развития предприятий:

1. Деструктивная функция, проявляющаяся в том, что социально-экономические барьеры снижают уровень эффективности развития предприятий за счет увеличения операционных и трансакционных издержек, необходимых для их преодоления, уменьшения возможностей для прогрессивного развития на рынке.

2. Стимулирующая функция, которая проявляется в том, что наличие различных социально-экономических барьеров мотивирует предприятия к постоянному совершенствованию своей деятельности в различных направлениях (развитии систем планирования, позволяющих предсказать появление возможных социально-экономических барьеров и, соответственно, разработать рекомендации по их преодолению; совершенствованию систем обеспечения безопасности; модернизации ассортимента производимых товаров и услуг с целью повышения уровня конкурентоспособности, более активному проникновению на новые рынки сбыта взамен тех, на которых существуют неконкурентные барьеры и т.п.) [10].

3. Сигнальная функция, содержание которой состоит в том, что те зоны экономики, в которых наиболее отчетливо проявляются социально-экономические барьеры предпринимательской деятельности, в которых они наиболее негативно влияют на эффективность функционирования предприятий, требуют, соответственно, наиболее пристального внимания со стороны государства (в части изменения законодательства, улучшения деятельности государственных контрольных органов, совершенствования экономической политики в целом). Тем самым, социально-экономические барьеры определенным образом сигнализируют о недостатках, "узких местах" в развитии экономики.

Литература

1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Мир и образование, 2012. С.117.

2. Липсиц И.В. Экономика. - М.: Омега-Л, 2014. С.311.

3. Дорохов А.В. Современные проблемы развития рыночных институтов // Вестник экономики и менеджмента. - 2013. - №4. С.53.

4. Аузан А.А., Крючкова П.В. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. - 2001. - №5.

5. Донова И. Социальные аспекты инновационной деятельности предприятий [Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/797086/

6. Никифорова Л.Х., Калинина О.И. Устраняем коммуникационные барьеры внутри организации // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - №10.

7. Колпаков В.А. Социально-эпистемологические проблемы современного научного знания. - М.: Канон+, 2008. С.59

8. Саймон Г. Рациональность как процесс и продукт мышления // THESIS. 1993. - Т. 1. Вып. 3. - С.

9. Олейник А.Н. Институциональная экономика. - М.: Инфра-М, 2010. 18

10. Фадейчева И.Н., Бардасова Э.В. Современные методы преодоления социально-экономических барьеров в сфере бытовых услуг // Вестник Казан. технол. ун-та. 2013. Т.16. № 24. С. 202-204.

11. Фадейчева И.Н., Бардасова Э.В. Место и роль малых предприятий в сфере услуг общественного питания // Вестник Казан. технол. ун-та. 2013. Т.16. №15 С. 179184.

© И. Н. Фадейчева - асс. каф. ФПОХД КНИТУ, fadeycheva@yandex.ru; Э. В. Бардасова - д-р экон. наук, проф. каф. МПД КНИТУ, eleonora.bardasova@yandex.ru.

© 1 N. Fadeycheva - assistant, KNRTU, fadeycheva@yandex.ru; E. V. Bardasova - doctor of economic Sciences, Professor, KNRTU, eleonora.bardasova@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.