УДК 338.46
И. Н. Фадейчева, Э. В. Бардасова СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ
В СФЕРЕ БЫТОВЫХ УСЛУГ
Ключевые слова: сервисный сектор, малое предпринимательство, социально-экономические барьеры.
Исследованы сущность и роль предпринимательской деятельности сферы бытовых услуг как необходимого условия роста экономики. Проанализированы барьеры эффективного развития предприятий в сфере бытовых услуг. Определены факторы развития предпринимательской деятельности, в частности малых предприятий.
Keywords: consumer servicesr, small entrepreneurship, socio-economic barriers.
The essence and role of business services as a prerequisite for economic growth. Analysed barriers to effective development of the enterprises in the sphere of services. The factors of entrepreneurship, particularly small businesses.
Колоссальный эффект от использования малого бизнеса, как рыночного инструмента, за рубежом отмечен уже давно. Феномену его влияния на политическое, экономическое, социальное и технологическое развитие страны и способности стабилизировать процессы, происходящие в этих областях, постоянно уделяется пристальное внимание.
Малый бизнес смягчает последствия структурных изменений в экономике, быстро адаптируется к изменяющимся требованиям рынка, вносит существенный вклад в региональное развитие, имеет способность к генерации и использованию технических и организационных нововведений. Органично связанный с крупным бизнесом он является основой устойчивого развития страны и повышения конкурентоспособности ее экономики. Особая роль малому бизнесу отводится в развитии сферы услуг, которая выступает своего рода индикатором оценки уровня развития экономики любой страны.
Малое предпринимательство является неотъемлемым элементом современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Во всем мире малое предпринимательство выступает сегодня в качестве одной из движущих сил экономического и научно-технического прогресса и главного работодателя во всех отраслях экономики [1].
Малые предприятия - это основа сервисного сектора экономики всех развитых стран. Для нашей страны характерно отсутствие достаточно высокого уровня развития малых предприятий, поскольку предпринимательство в России является сравнительно новым явлением [5].
На сегодняшний день существует острая необходимость качественных изменений в развитии и повышении конкурентоспособности малых предприятий сектора услуг в целом и сферы общественного питания в частности. Успешное решение этой сложной проблемы зависит от постоянного совершенствования стратегий управления. Это требует неординарных взглядов и подходов к возникающим проблемам, поиска новых форм и методов развития сферы общественного
питания, что обуславливает усиление роли научного подхода к проводимым в ней преобразованиям.
Малый бизнес развивается, набирает темпы роста, решая экономические, социальные, научно-технические проблемы. Как правило, развитие малого бизнеса является условием решения следующих проблем:
- формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
- приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
- содействие структурной перестройке экономики.
- придание экономике гибкости, мобильности, маневренности;
- привлечение личных средств населения на развитие производства;
- создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
- расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
- способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
- вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
- формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
- активизация научно-технического прогресса;
- освоение и использование местных источников сырья отходов крупных производств;
- освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа;
- содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств [2].
Малый и средний бизнес играют заметную роль в развитии коммерческой структуры, обеспечивая при этом значительный уровень занятости, участвуя в производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Однако, проблемы малого бизнеса существуют. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений.
Можно выделить основные социально-экономические барьеры в развитии малого бизнеса:
1. Более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке.
2. Недостатки в управлении делом.
3. Слабая компетентность руководителей.
4. Зависимость от крупных компаний.
5. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
6. Неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров
7. Трудности привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
8. Имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное.
Социально-экономические барьеры в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. На неудачах малого бизнеса сказывается невысокая квалификация
предпринимателей. Если в управлении фирмы участвует не один человек, а предпринимательская команда состоит из двух, трех или четырех лиц, шансы на выживание выше, поскольку коллективное принятие решения более профессионально.
Особое место в управленческой системе развития и поддержки бизнеса принадлежит специальным финансовым институтам и механизмам финансовой поддержки предпринимательства. Эффективным способом достижения устойчивости малых и средних предприятий на финансовом рынке являются институты консультационных и информационных услуг в сфере кредитной и инвестиционной деятельности, поскольку внутри отдельной организации эти вопросы не могут быть решены на должном уровне из-за отсутствия квалифицированного персонала. [8].
На развитии малых фирм сказываются и размеры финансирования на первоначальном этапе. Чем больше первоначальный капитал, вложенный в фирму, тем больше возможностей ее сохранения в кризисные периоды. Постоянный поиск то появляющихся, то исчезающих общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого предпринимательства.
Также перед малым бизнесом стоит и ряд институциональных барьеров, таких как: - систему лицецзирования деятельности фирм;
- систему государственного контроля над ценами, над уровнем доходности, который может приводить к появлению неявных затрат, выраженных в потере части потенциальной прибыли;
- затраты собственников фирмы, связанные с процедурой прекращения ее деятельности и банкротства;
- сложность выхода предприятий из отрасли и связанные с ним высокие явные и неявные затраты, которая является одним из важнейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции: высокий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, дестимулирует вход в отрасль потенциальных конкурентов [1].
Структурная трактовка институциональных барьеров характеризует ограничения конкуренции в основном со стороны формальных институтов. Однако в современных экономических условиях большое значение приобретают также неформальные хозяйственные институты, которые затрудняют доступ на рынки, влияют на ценообразование и в конечном итоге приводят к значительным потерям в эффективности рыночного механизма. В силу этого более адекватной современной экономической действительности представляется классификация институциональных барьеров в экономике на формальные, или административные, и неформальные барьеры [7].
Существование формальных
институциональных барьеров есть прямое следствие интервенционистской государственной
экономической политики. Такие барьеры создаются государственными министерствами и ведомствами на различных уровнях властной вертикали.
Административные барьеры на пути развития предпринимательства - это акты и действия органов власти различного уровня и конкретных их представителей, существенно затрудняющие создание и развитие предпринимательских структур. К ним относятся барьеры, связанные с лицензированием, сертификацией, регистрацией, разрешительной практикой, дублированием функций
контролирующих органов, снижением «доступа к государственным и муниципальным помещениям и т. д.
Кроме законодательно установленных, существуют барьеры, которые создаются искусственно, вследствие дискреционного регулирования на уровне подзаконных актов министерств и ведомств, а также оппортунистического поведения отдельных чиновников [3]. Так, для выхода хозяйствующего субъекта на рынок различными ведомствами завышаются требования, за нарушения которых устанавливаются штрафные санкции, часто направленные на содержание контролирующих органов. Даже общественные организации, в частности организации по защите прав потребителей, сегодня ставят вопрос о законодательном закреплении за ними являющихся прерогативой государства функций контроля и наказания.
Негативно сказываются на формировании конкурентной среды также особенности перехода от тотальной государственной собственности плановой экономики к многообразию форм частной собственности. В условиях совершенно конкурентного товарного рынка в качестве конкурентов выступают, с одной стороны, государственные и муниципальные, а с другой -частные предприятия. Но в переходной экономике государственные и муниципальные предприятия имеют существенные конкурентные преимущества в виде льгот по арендной плате, налогообложению, выделению земельных ресурсов, предоставлению заказов и т. п. и одновременно надежную защиту в лице своего учредителя от различного рода контролеров. В результате декларирование намерений региональных и муниципальных властей по поддержанию предпринимательства приходит в противоречие с их интересами как собственника (учредителя) [4].
Серьезной проблемой является также коррупция в государственных и муниципальных органах власти, выступающая источником возникновения неравных условий хозяйствования, т. е. создания конкурентных преимуществ для одних субъектов хозяйствования и институциональных барьеров осуществления предпринимательской деятельности для других. Расширение коррупции обусловлено тем, что в отличие от романтических ожиданий формирования в России рыночной экономики американского или европейского типа в ней сложилась меркантилистическая экономика, характерная для латиноамериканских стран, главными чертами которой выступают высокая дифференциация населения по доходам и высокий уровень коррупции. [7].
Кроме того, в настоящее время государственные и муниципальные служащие практически не имеют социальной защиты и в то же время реально могут оказывать существенное влияние на изменение финансовых потоков и выдавать разрешения на занятие теми или иными видами хозяйственной деятельности, что является объективной основой их присвоения административной ренты.
Важным для решения проблемы снижения административных барьеров остается вопрос о составе и «сравнительной переговорной силе» сторон, заинтересованных в их снижении. Парадоксально, но борьбу с административными барьерами, создаваемыми государственными и муниципальными органами, в основном осуществляет то же государство в лице структур
Министерства по антимонопольной политике. К сожалению, роль объединений предпринимателей в этом процессе еще невелика.
Таким образом, основными мерами государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства должны стать:
- мониторинг и устранение несовершенства нормативно-правовой базы деятельности предпринимательства;
- разработка комплекса мер и нормативных документов, определяющих действия органов местного самоуправления по сокращению административных барьеров;
- поддержка существующих и создание новых специализированных объектов институциональной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
- организация консультирования предпринимателей по вопросам бухучета, налогообложения, права, а также существующей институциональной инфраструктуре поддержки бизнеса;
- популяризация мер, проводимых органами власти по поддержке предпринимательства;
- активизация инициативы предпринимателей и неформальных предпринимательских объединений.
Литература
1. Антонов А.В. Системный анализ. Учебник для ВУЗов. -М.: Высшая школа, 2006. - 454 с
2.Герасимова, Е. Б. Управление качеством Текст. / Е. Б. Герасимова, Б. И.Герасимов, А. Ю. Сизикин ; под ред. Б. И. Герасимова. М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2007. - 256 с. - ISBN 978-5-003164-4.
3. Дрогобыцкий И.Н. Системный анализ в экономике. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007. -512с.
4. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива /Пер. с франц. - СПб.: Наука, 1996. - 374 с.
5 Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок (Стратегический и операционный маркетинг). -СПб.: Питер, 2005. - 800 с
6. Лапыгин Ю. Н. Системные решения проблем. - М.: Эксмо, 2008. - 336 с.
7. Сухарев Л.С. Теория эффективности экономики. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 368 с
Бекетов, Н. В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция Текст. / Н. В. Бекетов //Маркетинг в России и за рубежом. 2007. - № 6.C. 83-86.
8. Рочева О.А. Экономическое исследование понятия сервисного сектора экономики/Вестник Казан. Технол.ун-та.-2011.-Т.14, №22.-С189-195.
9. Рочева О.А. Место инновационной инфраструктуры в трансфере технологий в РФ./Вестник Казан. Технол.ун-та.-2012.-Т.15,№10.-С322-329.
© И. Н. Фадейчева - асс. каф. ФПОХД КНИТУ, [email protected]; Э. В. Бардасова - д.э.н., проф. каф. МПД КНИТУ, [email protected].