СПЕЦИФИКА УПРАВЛЕНИЯ ОБЪЕКТАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ В МУЗЕЙНОЙ СФЕРЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ
(НА ПРИМЕРЕ ГМЗ «ПЕТЕРГОФ»)
THE SPECIFICS OF MANAGING INTELLECTUAL PROPERTY IN THE MUSEUM
INDUSTRY: DEFINING THE PROBLEM (CASE OF THE PETERHOF STATE MUSEUM-RESERVE)
В. В. Сокольницкая, Sokolnitskaya V.
Аннотация: Данная статья посвящена выявлению специфики управления интеллектуальной собственностью в музейной практике. Особое внимание уделяется выявлению затруднений в построении целостной политики управления интеллектуальной собственностью в музее, защиты результатов интеллектуальной деятельности музейных коллективов, а также определение проблем коммерциализации интеллектуальной собственности музейных институций в России.
Abstract: This article is dedicated to identifying the specifics of managing intellectual property within museums. The focus will be on defining the problems faced while putting together the general management principles for museum's intellectual property, how to protect the results gained from the intellectual work by museum employees as well as highlighting problems in the commercialization of intellectual property of museums in Russia.
Ключевые слова: музейное право, интеллектуальная собственность, коммерциализация результатов интеллектуальной деятельности, право на публикацию музейных предметов.
Keywords: museum legislation, intellectual property, commercialization of the results of the intellectual work, right ofpublication of museum artefacts.
Информация — это ценность современной эпохи. Полноценное информационное и правовое обеспечение любого процесса — это залог успешной, свободной и открытой деятельности, поскольку закон не только закрепляет права и обязанности профессионала, но и позволяет самому человеку чувствовать себя уверенно и защищено.
Музеи во всем мире независимо от своего профиля, истории и размера испытывают сегодня влияние процессов глобализации и осознают потребность пересмотра своих функций и миссий. Перемены в социально-культурной сфере требуют не только новых технических и креативных подходов, но также и новых управленческих решений.
Сегодня качественное информационно-правовое обеспечение музейной практики в России практически отсутствует, за исключением нескольких крупных федеральных музеев (Государственный Эрмитаж, Музеи Московского кремля, Музей-заповедник «Ясная поляна», Музей-заповедник «Петергоф» и некоторые другие, имеющие в штате собственные юридические службы или позицию «юрист»). Правовое обеспечение музейной деятельности приобретает различные формы. В правовую сферу по-
падает сопровождение выставочной деятельности музеев (проблемы вывоза и ввоза музейных коллекций, страхование предметов искусства), юридические вопросы пополнения фондов музея (в том числе отношения с авторами и их наследниками), трудовые отношения и многое другое. Однако успешное юридическое сопровождение музейной деятельности возможно лишь в условиях полноценного функционирования системы законодательства в указанной сфере. Только на федеральном уровне насчитывается более двухсот нормативно-правовых актов, затрагивающих интересующую нас тематику. Следует признать, что нормы российского законодательства, посвященные особенностям правового режима культурных ценностей, в целом, и музейных предметов, в частности, не носят системного характера и содержат ряд пробелов и коллизий. Категориальный аппарат законодательства о музейном деле, содержащийся в источниках гражданского и уголовного права России, не соответствует стандартам, установленным в международных договорах, ратифицированных Российской Федерации. На уровне федерального законодательства России наблюдается множественность определении одних и тех же
понятии, некоторые термины имеют отсылочный характер, а также содержат нераскрытые оценочные категории, внутренне противоречивые [См.: 1,5]. Это создает значительные трудности для их применения и в музейной практике.
Собственно, сфера интеллектуальной собственности тесно связана с деятельностью организаций культуры, поскольку любой творчески созданный материал является объектом интеллектуальной собственности. В последнее десятилетие тема интеллектуальной собственности в музее, ее защита, вопросы ее коммерциализации поднимаются в профессиональном музейном сообществе все чаще. Показательна следующая картина:
2005 — Конференция по экспертизе и авторскому праву в области изобразительного искусства (25—27 мая 2005 г., Государственная Третьяковская галерея, Москва)
2008 — Панталони Р. Г. Руководство ВОИС по управлению интеллектуальной собственностью для музеев. - Женева: ВОИС, 2008. - 72 с. (Pantalony, R. Managing Intellectual Property for Museums. — Geneva, WIPO Publication, 2008. - 72 pp.).
2013 — Круглый стол «Вопросы охраны и защиты авторского права
и смежных прав в современных реалиях» (Российский этнографический музей, Санкт-Петербург)
2014 — Круглый стол «Управление интеллектуальной собственностью музеями» (5 декабря 2014 г., Кишинев, Молдова)
2015 — Круглый стол: Интеллектуальная собственность в сфере образования, науки, творчества и культуры (21 апреля 2015 г., Москва — В рамках основных мероприятий VIII Международного Форума «Интеллектуальная собственность — XXI век»)
2015 — круглый стол «Современные тенденции в области защиты интеллектуальной собственности» (16 мая 2015 года, Волгоград, с участием юристов Государственного Русского музея)
2016 — лекция главы юридического отдела Государственного Эрмитажа М.И. Цыгалевой «Особенности организации юридической службы в музее».
2016 — VIII Международная конференция «Интеллектуальный потенциал России: правовое и ресурсное обеспечение» (18—19 апреля 2016 года, Санкт-Петербург, с участием специалистов по музейному праву).
2016 — XI Всероссийская научно-практическая конференция «Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов» (2—3 ноября 2016 года, Санкт-Петербург).
2016 — VII Научно-практическая конференция «Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровом пространстве» (5—6 октября 2016 года Санкт-Петербург).
2016 — Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы права интеллектуальной собственности» (в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума, 1 декабря 2016 года, Санкт-Петербург).
2016 — круглый стол «Отражение охраны и защиты авторского права и смежных прав в современных реалиях» (3 декабря 2016 года, Российский этнографический музей)
2017 — Правовые и юридические аспекты деятельности музеев: защита авторских прав и интеллектуальной собственности (Курс повышения квалификации для дирек-
торов и заместителей директоров музеев; юристов, специализирующихся на музейном праве; заведующих музейными фондами, Москва, 13—15 марта 2017, Учебный Центр «ФинКонт»),
2017 — ХУП1 Форум по интеллектуальной собственности. Россия и страны СНГ (23-24 марта 2017 г., Москва, с участием специалистов по музейному праву).
2017 — VII Международная научно-практическая конференция «Право и информация: вопросы теории и практики» (14 апреля 2017 года, Санкт-Петербург, с участием специалистов по музейному праву).
2017 — IX Международная конференция «Интеллектуальный потенциал России: правовое и ресурсное обеспечение» (18—19 апреля 2017 г., Санкт-Петербург, с участием специалистов по музейному праву).
Представляется показательной повторяющаяся тематика мероприятий, связанная со становлением правовой культуры в музейной сфере, и, в частности, с вопросами защиты и управления интеллектуальной собственности. Динамика и география представленных собраний также свидетельствует об актуальности заявленной темы.
Правовой статус современного музея
Музей — это некоммерческое учреждение на постоянной основе, действующее на благо общества и его прогресса, открытое для публики, которое приобретает, сохраняет, исследует, пропагандирует и экспонирует — в целях обучения, образования и развлечения — материальные и нематериальные свидетельства человека и окружающей среды [1]. Так определяется понятие «музей» Международным Советом музеев (ИКОМ).
Дефиниция из российского национального законодательства звучит в целом созвучно международному документу музейного сообщества, но имеет уклон в организационно-правовые рассуждения, что несколько отдаляет понятийный аппарат от международных юридических норм.
Музей — некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций (ст. 3 Федерального закона от 26.05.96 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (в последней редакции от 28.08.04).
В этом определении присутствуют четыре индивидуализирующие музей составляющие (6; 80):
первая — музеи создаются в форме юридического лица (некоммерческой организации);
вторая — организационно-правовая форма музея — учреждение;
третья — осуществление музеем культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера (ст. 26 Закона № 54-ФЗ); четвертая — цели деятельности музея заключаются в хранении, выявлении и собирании, изучении и публикации музейных предметов и музейных коллекций, осуществлении просветительской и образовательной деятельности (ст. 3, 27 Закона № 54-ФЗ). Согласно ст. 48 Гражданского кодекса Российской Федерации, юридическим лицом признается организация, которая: имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении; отвечает этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права; нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде.
В 2009 году, главный юрист Музеев Московского Кремля и автор монографии «Музейное право» К. Г. Рыбак утверждал, что понятие «музей» на уровне федерального законодательства России полностью не формализовано, содержит оценочные категории, причем процедуры оценки норма-
тивно не регламентированы. Отход от определения музея через его организационно-правовую форму от использования терминов, производных по отношению к понятию «культурные ценности», позволит гармонизировать российское законодательство о музеях по отношению к нормам международного музейного права [5; 212].
По авторитетному мнению К. Е. Рыбака, уникальная роль музеев в сфере культуры, их важное социальное значение, специфика нормативного регулирования, задачи практики позволили обозначить самостоятельное образование в праве — музейное право [См.: 5, 6]. Однако на настоящий момент это явление лишь формируется и ищет свое официальное нормативное воплощение.
В судебной практике рассмотрено небольшое количество дел, в которых раскрывается специфика музейной деятельности. Подавляющее число этих дел связано с возмещением убытков, причиненных несанкционированным использованием изображений музейных предметов.
Показателен опыт крупнейшего российского музея — Государственного Эрмитажа. В соответствии с Федеральным законом России «О Музейном фонде и музеях в Российской Федерации» объектами музейного права являются музейные предметы и коллекции, здания, принадлежащие Государственному Эрмитажу, символика Эрмитажа, само наименование «Государственный Эрмитаж». Кроме того, ему принадлежат исключительные авторские права на изображения произведений из собрания музея, его интерьеров, на научные труды и товарные знаки. Все перечисленное может быть использовано (и используется) при создании музейной продукции, предназначенной для торговой реализации самим музеем или по его поручению организацией-партнером. В новых экономических условиях 1990-х—2000-х годов это приобретает для Государственного Эрмитажа особое значение.
Еще в 2003 году, заведующий отделом развития и маркетинговых исследований Государственного Эрми-
тажа А. В. Солдатенко, рассуждая о международной маркетинговой политике Эрмитажа в авторитетном издании «Museum», дает определение данному явлению как мерчан-дайзинг, под которым он понимает «производство и реализация музейной продукции, <...> часть общей маркетинговой политики <... > один из тех инструментов, с помощью которых музей получает дополнительную возможность для осуществления своей миссии и решения многих задач, стоящих перед ним» [7; 76]. Среди таких задач следует выделить следующие: а) развитие положительного имиджа музея; б) поддержка образовательной функции Эрмитажа и программ и проектов его развития, в) популяризация его собраний и г) возможность коммерциализации интеллектуальной собственности.
При реализации данной стратегии неизбежно поднимались и юридические вопросы: Эрмитаж не предоставляет той или иной компании исключительных прав на производство музейной продукции, а также не дает разрешения на использование прав, принадлежащих музею. Отбор ассортимента музейной продукции проходит под строгим контролем со стороны музея и по согласованию с ним. Контроль над использованием, тиражированием и качеством продукции осуществляется непосредственно музеем или третьими лицами по поручению Эрмитажа. Обязательным является наличие знака авторского права Государственного Эрмитажа. По сути, Государственный Эрмитаж стал одним из первых российских музеев, заложивших юридические основы музейного права в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, охраны результатов интеллектуальной деятельности музейного коллектива, непосредственно бренда музея.
Положительный опыт Эрмитажа породил волну правовых исследований, опыта других музеев по легимитизации собственной деятельности, изучения и адаптации международного музейного опыта в данной сфере. За последние два десятилетия сформировалась база ключевых юридических докумен-
тов, которыми оперируют музейные юристы. Так, основания возникновения прав музея на объекты интеллектуальной собственности дают: договор заказа, авторского заказа; лицензионный договор, служебное задание, договор на использование изображения музейного объекта, договор отчуждения.
Справедливо, что объекты авторских прав, которые использует в своей деятельности музей, требуют документального оформления права их использования. В ходе формирования современного правового статуса российские музеи определили источники возникновения результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих музею. К ним относятся:
служебные произведения: произведение науки, литературы, искусства, созданные сотрудниками музея (авторами) в порядке выполнения обязанностей, обусловленных трудовым договором; произведения, созданные для музея в ходе исполнения договоров;
произведения, переданные музею по договору пожертвования или дарения; произведения, право на использование которых передано музею на основании лицензионных договоров, договоров отчуждения исключительного права; музейные объекты, переданные музею в оперативное управление.
Закономерно, выявленные объекты авторских прав требуют наличия системы управления. В этой логике показателен пример ГМЗ «Петергоф» по организации не только юридической службы, но и Отдела интеллектуальной собственности.
Отдел интеллектуальной собственности является структурным подразделением Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» (учрежден в 2015 году). Основные задачи отдела интеллектуальной собственности ГМЗ «Петергоф» определяются следующим образом:
оформление и сопровождение сделок, связанных с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности, приобретением прав на результаты интеллектуальной деятельности;
распоряжение правами на использование изображений объектов музейного права (видео и фото съемка и иные способы воспроизведения);
контроль исполнения договоров об отчуждении прав, лицензионных договоров, авторских договоров и иных договоров, касающихся создания и/или использования объектов ИС, а также договоров, касающихся распоряжения правами на использование музейных предметов и объектов культурного наследия;
принятие мер, направленных на выявление и пресечение нарушений, связанных с неправомерным использованием объектов интеллектуальной собственности и изображений объектов музейного права, принадлежащих ГМЗ «Петергоф», третьими лицами; обеспечение получения музеем экономических выгод от реализации прав на использование объектов интеллектуальной собственности и прав на воспроизведение изображений музейных объектов; правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности (только в части досудебной претензионной работы);
формирование системы учета созданных и используемых результатов интеллектуальной деятельности; организация системы хранения результатов интеллектуальной деятельности.
К компетенции Отдела относятся следующие объекты интеллектуальной собственности и объекты музейного права: товарные
знаки; объекты авторского права (произведения литературы, фотографии, аудиовизуальные произведения, аудиопроизведения, произведения дизайна, мультимедийный контент); объекты смежных прав (исполнение произведений, фонограммы и др.); видео, фото, товары народного потребления и другие виды продукции, выраженные в материальной форме, которые создаются с использованием изображений музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и объектов, расположенных на территории ГМЗ «Петергоф».
Сотрудники Отдела интеллектуальной собственности ГМЗ «Петергоф», работающие в тесной взаимосвязи с юридической службой, выявили ряд актуальных проблем в построении целостной системы управления интеллектуальной собственностью и результатов интеллектуальной деятельности:
Массовый характер нарушений прав музея на объекты интеллектуальной собственности.
Несовершенство «музейного» законодательства в части ответственности за нарушения, связанные с воспроизведением музейных объектов в коммерческих целях.
Хранение результатов интеллектуальной деятельности (фото, аудиовизуальные произведения) в цифровой форме (форматы хранения).
Сложности коммерциализации объектов ИС, связанных с нежеланием производителей продукции нести дополнительные расходы.
Низкий уровень правовой культуры общества.
Отсутствие методики оценки прав на объекты авторского права, полученных на безвозмездной основе, для постановки на бухгалтерский учет.
Риски, связанные с «чистотой» объектов авторского права и смежных прав, созданных для музея исполнителями, подрядчиками.
В решении конкретных конфликтных вопросов по нелегитимному использованию изображений музейных предметов на практике предпочтение отдается досудебному урегулированию, так как
в случае выбора в качестве способа защиты обращение в суд возрастают судебные издержки, требуется дополнительное время на анализ и расчет сумм убытков, появляется необходимость формирования специальной базы знаний в области оценки убытков.
Выявленные затруднения и проблемы организации политики управления интеллектуальной собственностью в современном российском музее носят системный характер и требуют решения. Какие возможны решения?
Прежде всего, переход музеев на систему стратегического управления, при котором целенаправленно, в долгосрочной перспективе, выстраивается музейный образ -бренд музея, требующий последующего лицензирования.
Во взаимодействии разных подразделений — юридической службы, отдела выставочных проектов, методического отдела, службы по учету и хранению и службы и департамента по культурно-просветительской работе — необходимо налаживание системы учета, оценки и лицензирования результатов интеллектуальной деятельности.
Эти шаги должен предпринимать руководитель музейной организации. Но есть ряд долгосрочных перспектив, которые зависят уже не от конкретного руководителя, но музейного сообщества в целом. К таковым относятся следующие позиции:
модернизация национального законодательства в музейной сфере;
приведение механизмов оформления, охраны и защиты ИС к международным стандартам;
адаптация успешного опыта западной юридической практики в музеях по управлению интеллектуальной собственностью в российскую музейную практику; трансляция успешного опыта смежных отраслей (промышленного сектора, сферы образования) по управлению интеллектуальной собственностью в музейную практику.
Литература:
1. Александрова М. Проблемы и перспективы законодательного обеспечения музейной деятельности в России // Инновационная политика в сфере сохранения культурного наследия и развития культурно-познавательного туризма: Итоги между-нар. конф. (Москва, 25—27 ноября 2005 г.). - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. - С. 49-51.
2. Богомазова Т. Г., Купина Ю. А. Основные принципы лицензирования музейных образов // EVA2001 Moscow Electronic Imaging & the Visual Arts Го-
сударственная Третьяковская Галерея 3—8 декабря 2001.Материалы. — М., 2001.
3. Бурганов И. А. Анализ эффективности работы некоммерческих организаций // Бурганов И. А. Музей XXI века: Теория, опыт, практика. -М.: Московский государственный музей «Дом Бурганова», 2007. — С. 223— 227.
4. Кодекс профессиональной этики Международного совета музеев — ИКОМ (принят 4 ноября 1986 г., Буэнос-Айрес, Аргентина) / Пер. М. Гнедовский. — М.: ИКОМ России, 2014.
5. Рыбак К. Е. Нормативно-правовое регулирование деятельности музеев // Право и культура: монография; под общ. ред. В. К. Егорова, О. Н. Астафьевой. - М.: Изд-во РАГС, 2009. -464с.-С. 212-225.
6. Рыбак К. Е. Устав музея. Опыт Музеев Московского Кремля по разработке учредительных документов // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005, №12. — С. 7984.
7. Солдатенко А. В. Международная маркетинговая политика Эрмитажа // Museum: Международный журнал. -2003, № 217. - С. 75-78.