ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
И КОНТРАГЕНТОВ
OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY IN THE CONTRACTUAL RELATIONS OF THE STATE INSTITUTION OF CULTURE AND CONTRACTORS
B.B. Сокольницкая Sokolnitskaya V.
Аннотация
Статья посвящена анализу договорных взаимоотношений между государственными учреждениями культуры и контрагентами. Анализируются возможности и проблемы коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности в музейном учреждении; обосновывается актуальность коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности для учреждений культуры. Особое внимание уделяется выявлению и анализу основных типов договоров по объектам интеллектуальной собственности в музейном учреждении в правовом поле музейного права и гражданского кодекса РФ.
Annotation
The article is devoted to the analysis of contractual relationships between state cultural institutions and counterparts. The possibilities and problems of commercialization of intellectual property objects and the results of intellectual activity in a museum institution are analyzed; the urgency of the commercialization of the results of intellectual activity for cultural institutions is substantiated.
Particular attention is paid to identifying and analyzing the main types of contracts for intellectual property in a museum institution in the legal field of museum law and within the framework of changes to the civil code of the Russian Federation.
Ключевые слова: интеллектуальная собственность, ИС, исключительное право, результат интеллектуальной деятельности, РИД, лицензионный договор, музейное учреждение, музейное право
Keywords: intellectual property, IP, exclusive right, result of intellectual activity, RID, license agreement, museum institution, museum right
Введение
Музеи во всем мире независимо от своего профиля, истории и размера испытывают сегодня влияние процессов глобализации и осознают потребность пересмотра своих функций и миссий. Перемены в социально-культурной сфере требуют не только новых технических и креативных подходов, но также и новых управленческих решений.
Сфера интеллектуальной собственности (ИС) напрямую связана с деятельностью организаций культуры, научно-исследовательской работой сотрудников музея, поскольку любой творчески созданный материал является объектом ИС. Грамотное управление результатами интеллектуального труда сотрудников музея будет способствовать повышению результативности их научной деятельности, укреплению конкурентоспособности музея
в условиях рыночных отношений [1;2].
В последние десять лет вопросы, связанные с интеллектуальной собственностью в музее, ее защита, вопросы получения экономических выгод от ее использования, регулярно поднимаются в профессиональном музейном сообществе. В частности, Всемирная организация интеллектуальной собственности активно содействует продвижению идеи коммерциализации РИД в учреждениях культуры. Так, «P.E. Панталони в книге «Руководство ВОИС по управлению интеллектуальной собственностью для музеев» [3, с.9] подчеркивает, поскольку охрана ИС, в части авторского права, поощряет продвижение культурного наследия, то очевидно, что музеи должны защищать ее, а не осуждать как противоречащую их миссии и полномочиям. Поскольку интеллектуальная собственность является частью культурного наследия,
деятельность музея должна быть направлена на поощрение уважения к охраняемым объектам ИС».
Вступление в силу четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации [4] в 2006 году существенно повлияло на регулирование правовых отношений в части создания и использования объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности (РИД) и создало большие перспективы к получению экономических выгод от распоряжения правами на РИД.
Основная часть
Объекты ИС учреждения культуры — музея
Музей как государственное учреждение культуры по праву обладает исключительными правами на хранимые произведения искусства, а также входит в правовое поле взаимодействия с контраген-
тами по производным результатам интеллектуальной деятельности, созданных на основании музейных коллекций, интерьеров, исследований и т.д.
Прежде всего, определимся с юридическим статусом музейной организации. Так, Федеральный закон от 26.05.96 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет музей как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций [5, ст. 3]. В рассматриваемой дефиниции в логике данной статьи наиболее важным является то, что музей по своей юридической форме является некоммерческой организацией, а ключевыми функциями музея определяется «осуществление культурных, образовательных и научных функций некоммерческого характера» [5, ст. 26].
Согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», «миссия некоммерческих организаций отражает важнейшие социальные задачи того или иного региона» [6, ст. 24]. Тем не менее данная формулировка не содержит запрет на ведение направлений работ, благодаря которым у организации появляется дополнительная прибыль, но статус некоммерческих организаций требует использовать эту прибыль на цели, связанные с основной, некоммерческой деятельностью организации.
Интересен в этой логике выход, найденный музейным сообществом. Так, И. Бурганов, директор музея «Дом Бурганова», предлагает следующее решение: «производя различные виды благ, некоммерческие организации успешно сочетают различные формы собственности в рамках одной организации. Синтез государственных и негосударственных форм собственности превращает некоммерческую организацию в единый комплекс с приоритетом некоммерческой деятельности и целостным организационно-экономическим механизмом»
[7, с. 185]. Данный пример решения юридических ограничений представляется типичным примером для российской действительности.
Музейные предметы и коллекции представляют собой особый вид интеллектуальной собственности: они одновременно являются и результатом интеллектуальной и творческой деятельности, и общественным достоянием нации и всего человечества. Музейные предметы и коллекции передаются музеям либо в оперативное управление, либо в безвозмездное бессрочное пользование, либо на определенный срок [8, с. 80-81].
В соответствии федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации и находящихся в музеях в Российской Федерации, принадлежит музею, за которым закреплены данные музейные предметы и коллекции. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций музеев [5, ст. 36].
Согласно Основам законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и реа-лизовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением (воспроизведением) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы законодательства РФ [9, ст. 53].
Возможностью применения норм музейного права является то
обстоятельство, что большинство музейных предметов относится к объектам интеллектуальной собственности, срок действия авторских прав на которые истек. Истечение срока авторских прав на музейные предметы и коллекции не предусматривает их свободное использование. Именно музейным законодательством предусмотрено право музея разрешать использование изображений музейных предметов, коллекций, зданий музеев, а также объектов, расположенных на территории музеев.
Сфера интеллектуальной собственности напрямую связана с деятельностью организаций культуры, поскольку любой творчески созданный в ходе хозяйственной деятельности такой организации материал является объектом ИС, права на который должны быть оформлены в соответствии с нормами законодательства РФ.
Государственным музеям проще заключать стандартные договоры подряда или договоры оказания услуг, так как определение того, возникают ли в ходе их исполнения объекты ИС, требуют дополнительных трудозатрат и специальных знаний в области интеллектуальной собственности. Учитывая, что при финансировании работ/услуг по таким договорам используются бюджетные средства, Заказчик должен получить все интеллектуальные права на созданные по договорам объекты, чтобы в дальнейшем использовать их правомерно. Также правильно оформленные права на объекты ИС создают полноценный нематериальный актив учреждения, который возможно коммерциализировать.
Определимся с перечнем наиболее часто встречающихся результатов интеллектуальной деятельности в музейной практике, подлежащих правовой охране. К таковым относятся: произведения науки, литературы и искусства; программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); базы данных; исполнения; фонограммы. Данные результаты интеллектуальной деятельности,
используемые в экономическом В музейной сфере в послед- зейного объекта в коммерческих
обороте музейного учреждения, ние годы широко распространены целях — это лицензионный договор
справедливо требуют правового два основных типов договоров по и договор на право воспроизведе-
регулирования. использованию изображения му- ния музейного объекта (см. табл. 1).
Таблица 1.
Использование изображения музейного объекта в коммерческих целях
Лицензионный договор Договор на право воспроизведения музейного объекта
ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА Передача права использования фотографии, как объекта интеллектуальной собственности, охраняемого положениями части 4 ГК РФ [4, ч. IV] ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА Передача права использования изображения музейного объекта в рамках музейного права [5; 9]
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - гражданско-правовая - административная - уголовная ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - гражданско-правовая
УСЛОВИЯ ДОГОВОРА - обязательные [4, ч. IV, ст. 1235] - по усмотрению сторон [4, ч. IV, ст. 421] УСЛОВИЯ ДОГОВОРА - по усмотрению сторон [4, ч. IV, ст. 421]
Однако помимо двух ключевых типов договоров, регулирующих использование изображений музейных предметов — права, прямо прописанного в Федеральном законе № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [5, ст. 36], — музейное учреждение в своей практической деятельности сталкивается с более сложными ситуациями: сегодня музейные учреждения оказывает услуги другим музеям и организациям за плату, получает экономические выгоды от реализации своих исключительных прав, получает денежные средства от посетителей за билеты, реализует продукцию в собственном магазине, сдает помещения в аренду, выступает в качестве Заказчика в договорах на оказание услуг и выполнение работ и т.д.
Если рассматривать коммерциализацию объектов интеллектуальной собственности в контексте музейной практики, то ее можно определить как предоставление прав на использование результатов интеллектуальной деятельности и объектов музейного права третьим лицам, получение дохода
и/или иных экономических выгод от их использования. Следовательно, можно определить основания возникновения прав музея на объекты интеллектуальной собственности, к которым будут относиться:
— договор заказа, авторского заказа;
— служебные произведения;
— договор отчуждения;
— лицензионный договор;
— договор на право использование изображения музейного объекта;
— договор дарения, пожертвования;
— договор на оказание услуг, выполнение работ, в ходе исполнения которых создаются объекты интеллектуальной собственности.
Проанализируем основные типы договоров по правовому регулированию результатами интеллектуальной деятельности в музее на примере Государственного музея-заповедника «Петергоф».
1) Договор на право использования изображений музейных предметов
Согласно данному договору музей предоставляет право ис-
пользовать изображения музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и объектов, расположенных на территории музея для производства продукции. По такому договору Музей не предоставляет прав на конкретное изображение (фотографию), а только предоставляет право использовать любое изображение определенного музейного объекта, общее описание которого приводится в договоре. Контрагент, которому предоставляется такое право, может использовать для производства продукции созданное им самим изображение (фотографию, рисунок или ЗБ модель музейного объекта).
2) Лицензионный договор на право использования на основе простой (неисключительной) лицензии произведения науки, литературы и искусства
Чаще всего предметом такого договора является предоставление права контрагенту использования фотографии, рисунка, эскиза, произведения дизайна, литературного текста и др., права на которые принадлежат музею.
3) Договор на право воспроизведения объектов культуры и куль-
турного достояния путем фото и видео съемки
Данный вид договора предоставляет возможность контрагенту самостоятельно выполнить съемку музейного объекта. Обычно такие договоры заключаются, если съемка производится на территории музея для целей создания художественных, документальных, научно-просветительских фильмов, а также для фотоальбомов, открыток и других товаров народного потребления.
4) Договор на разработку (создание) дизайн-макета многостраничного издания.
В результате выполнения работ по данному договору возникает объект интеллектуальной собственности — произведение дизайна. Для того, чтобы Музей мог свободно распоряжаться созданным по договору Произведением, в том числе передать дизайн-макет в печать, а также использовать его способами, предусмотренными статьей 1270 ГК РФ, очень важно предусмотреть в конструкции договора передачу исключительных прав на Произведение Музею.
5) Договор на услуги по разработке художественного решения, подготовке и техническому обеспечению проведения праздничного мероприятия или выставочного проекта.
Этот вид договора предусматривает оказание услуг и выполнение работ, в ходе исполнения такого договора создаются новые объекты интеллектуальной собственности, например аудиовизуальные произведения, оригинальный видеоконтент (маппинг), аудиоконтент, произведения дизайна, поэтому в положениях договора в обязательном порядке необходимо предусмотреть и объем прав, который получает музей по договору. Причем объем прав должен быть предусмотрен для каждого объекта интеллектуальной собственности, создаваемого по договору. Данный тип договора относится к смешанному договору, возможность заключения которого предусмотрена статьей 421 ГК РФ «Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными
правовыми актами (смешанный договор)» [4, ч. IV, ст. 421].
Чаще всего в таких договорах предусматривается передача музею исключительных прав на результат работ или услуг в полном объеме в порядке отчуждения в соответствии со ст.ст. 1233, 1234 Гражданского кодекса РФ [4, ч. IV, ст. 1233, ст. 1234]. Получение музеем исключительного права на объекты интеллектуальной собственности создает полноценный нематериальный актив, позволяет музею правомерно его использовать, а также коммерциализировать его в дальнейшем, например, предоставить право использования другим контрагентам или использовать его самостоятельно, имея исключительное право повторять праздничное мероприятие или выставочный проект неограниченное количество раз.
6) Договор на поставку цифровых аудиогидов с записанным оригинальным аудиоконтентом
Еще один типичный пример договора, в котором помимо поставки вещей (устройств) — аудиогидов, создаются объекты ИС — аудиофайлы и тексты переводов на различные языки. В таких договорах прежде всего необходимо выделить объекты интеллектуальной собственности, возникающие в ходе исполнения договора и включить в договор положения, предусматривающие переход исключительных прав на них к музею.
Исключительные права необходимы музею для того, чтобы в дальнейшем, в случае повторной покупки аудиогидов, контрагент, помимо поставки, оказал бы стандартные услуги — осуществил техническую запись аудиоконтена, исключительные права на который принадлежат музею. Несомненно, что тексты переводов экскурсий на различные языки могут использоваться музеем и в других целях, например, в издательской деятельности.
7) Договор на разработку про-ектно-сметной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия
Созданная по договору подряда документация может быть при-
знана объективной формой произведения (результата интеллектуальной деятельности, охраняемого авторским правом). В этом случае, при отсутствии в договоре положений, регулирующих права музея на созданные объекты интеллектуальной собственности, ни скопировать, ни передать третьему лицу, ни переработать или включить в состав другого произведения, ни сделать цифровую копию — все это музей по договору подряда не имеет права, так как по умолчанию исключительное право остается у правообладателя (исполнителя, работодателя, автора), а право собственности на материальный носитель не зависит от интеллектуальных прав [4, ч. IV, ст. 1227].
Проектная документация в ГК РФ никак не характеризуется с точки зрения исключительных прав, поэтому очень важно выделить объекты интеллектуальной собственности, возникающие в ходе исполнения такого договора. Если в данном виде договоров не предусмотреть переход прав на созданные в ходе исполнения договора объекты ИС, то по умолчанию музей никаких прав на проект не получает, получается, что деньги потрачены только на бумагу и на электронные файлы. В результате чего у Музея остается только дорогостоящие бумажные носители и файлы — вещи, а права использовать в полном объеме объекты ИС, которые входят в состав документации, отсутствуют.
При заключении договоров музейного учреждения с контрагентами по объектам интеллектуальной собственности и результатам интеллектуальной деятельности нужно учитывать возникающие риски, ведь за нарушение исключительных прав ГК РФ предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Таким образом, если Музей не оформил переход прав, значит права ему не переданы, и полноценно их использовать нельзя. Также, не оформленные соответствующим образом права, финансовые службы не смогут отразить в бухгалтерском учете, соответственно, не будет сни-
жена налогооблагаемая база и налог на прибыль Музей оплатит в большем размере. Органами, контролирующими бюджетные организации, отсутствие в договоре положений, предусматривающих передачу исключительных прав заказчику, может быть расценено как убытки, то есть сделка может быть отнесена к сделке, причиняющей ущерб.
Очевидно, что необходимо обязательно включать в текст договора нормы и правила, регулирующие вопросы создания, защиты и использования объектов ИС, например, проекта и иных произведений, получаемых в результате его исполнения.
Опыт управления ИС в ГМЗ «Петергоф»: успехи и проблемы
В 2015 году на базе Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный музей-заповедник «Петергоф» был реализован уникальный опыт организации специального структурного подразделения музея — Отдела интеллектуальной собственности.
К компетенции Отдела были отнесены следующие объекты интеллектуальной собственности и объекты музейного права: товарные знаки; объекты авторского права (произведения литературы, фотографии, аудиовизуальные произведения, аудиопроизведения, произведения дизайна, мультимедийный контент); объекты смежных прав (исполнение произведений, фонограммы и др.); видео, фото, товары народного потребления и другие виды продукции, выраженные в материальной форме, которые создаются с использованием изображений музейных предметов, музейных коллекций, зданий музеев и объектов, расположенных на территории ГМЗ «Петергоф». В свою очередь, ключевой функцией Отдела становится оформление и сопровождение сделок, связанных с созданием и использованием объектов ИС, приобретением прав на РИД, распоряжением правами на использование изображений объектов музейного права. В случае выявления фактов неправомер-
ного использования объектов ИС и изображений объектов музейного права, принадлежащих ГМЗ «Петергоф», третьими лицами, внесение руководству предложений о принятии мер, направленных на пресечение указанных нарушений, осуществление подготовки документов, необходимых для составления претензий и дальнейшего обращения в суд и иные инстанции.
Результатом деятельности Отдела за 2017 год стала выстроенная система управления интеллектуальной собственностью музейного учреждения, создание образцов документации, связанной с коммерциализацией объектов интеллектуальной собственности, создание информационной базы данных по объектам интеллектуальной собственности, обеспечение хранения и учета результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в материальной форме. Работа Отдела обеспечила долю в доходах музея от реализации прав на использование объектов интеллектуальной собственности и изображений музейных объектов.
Также в практической деятельности Отдела были выявлены и общие проблемы управления результатами интеллектуальной деятельности:
— отсутствие единой системы учета по распоряжению правами на РИД;
— отсутствие взаимосвязи между подразделениями, имеющими отношение к созданию, приобретению и распоряжению РИД
— ошибки в документации, допущенные на стадии создания РИД
— неурегулированность взаимоотношений с работниками музея по вопросам распределения прав на создаваемые РИД;
— нерегулярный учет РИД как нематериальных активов;
— отсутствие системы хранения РИД, выраженных в материальной (электронной) форме;
— отсутствие системы распоряжения правами на РИД для получения экономических выгод;
— отсутствие четкого понимания необходимости коммерциали-
зации прав на РИД руководством музейного учреждения.
По итогам всероссийского конкурса «За вклад в развитие интеллектуальной собственности» (в рамках международной конференции «Дни интеллектуальной собственности» в Северо-Западного федерального округа) музей-заповедник «Петергоф» получил Гран-при в номинации «Лучшее предприятие по организации работы в области интеллектуальной собственности в культурной сфере».
Заключение
Рассмотренные примеры договорных отношений по вопросам регулирования прав на объекты ИС и РИД выявили большой круг проблем и общее несовершенство юридической базы современных российских музеев как некоммерческих учреждений культуры.
К ключевым проблемам коммерциализации интеллектуальной собственности в сфере культуры можно отнести следующие:
1) отсутствие утвержденной политики в области управления ИС;
2) непонимание перспектив процесса коммерциализации;
3) отсутствие квалифицированных кадров в области ИС;
4) нежелание авторов раскрывать информацию о созданных ими РИД.
Выход видится в построении единой системы управления ИС в музее, которая позволит предотвратить и разрешить возможные конфликты, сохранить баланс интересов между заказчиком и исполнителем, работодателем и работником — автором, инвестором и музеем, а также минимизировать риски, связанные с ответственностью, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.
Говоря о перспективах управления объектами авторского и «музейного» права, следует четко сформулировать, в чем же заключается актуальность целенаправленной работы по построению системы:
— получение музеем дополнительных экономических выгод;
— проникновение культуры в общество посредством выпуска продукции, выпущенной с использованием объектов ИС, права на использование которых принадлежат музею;
— минимизация рисков, связанных с использованием объектов интеллектуальной собственности путем оформления прав на их использование;
— защита и пресечение нарушения исключительных прав музея;
— расширение перечня услуг, предоставляемых музеем;
— увеличение стоимости основных средств музея за счет постановки на бухгалтерский учет в качестве нематериального актива объектов ИС.
Литература
1. Алексеев А.А., Аркин П.А., Богданова Е.Л., Коротков К.Г., Лукьянов Г.Н., Титов А.Б. Инновационные процессы управления кон-
курентоспособностью // Научное издание / Санкт-Петербурге кий национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики. Санкт-Петербург, 2013.
2. Максимова Т.Г., Кукушкин A.M., Шаныгин С.И. Статистика финансовой обеспеченности и результативности научной деятельности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2013. № 2. С. 22.
3. Pantalony, R. Managing Intellectual Property for Museums. Geneva, WIPO Publication, 2008. (Панталони P.E. Руководство ВОИС по управлению интеллектуальной собственностью для музеев. - Женева: ВОИС, 2008. - 72 с.)
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2017). Часть вторая от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 28.03.2017). Часть третья от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017). Часть четвертая от 18.12.2006 N 230-Ф3 (ред. от 01.07.2017).
5. Федеральный закон от 26.05.96 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016).
6. Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (ред. от 19.12.2016).
7. Бурганов И. Музей XXI века: Теория, опыт, практика. М.: Дом Бурганова, 2007. 336 с.
8. Рыбак К.Е. Устав музея. Опыт Музеев Московского Кремля по разработке учредительных документов // Справочник руководителя учреждения культуры. 2005, №12. С. 79-84.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (ред. от 29.07.2017).