тральной категории, тогда как другие отличительные черты оказываются несущественными, но при этом имеющими определяющее значение в других систе-матизациях. Достижение цели более детального изучения многообразия существовавших и существующих
в истории религиозных форм, их обобщенного и сравнительного анализа видится нам только на пути рассмотрения и анализа всей совокупности классификационных построений религий.
Библиографический список
1. Аванесов С.С. Философия религии: курс лекций. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 2003. 197 с.
2. Яблоков И.Н. Религиоведение: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Гардарики, 2010. 319 с.
3. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: учебник. М.: Изд-во Эксмо, 2007. 480 с.
4. Лобазова О.Ф. Религиоведение: учебник / под общ. ред. проф. В.И. Жукова. 2-е изд. испр. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. 384 с.
5. Винокуров В.В., Забияко А.П., Лапина З.Г. [и др.]. История религии: учебник. В 2 т. Т.1. / Под общей ред. И.Н. Яблокова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Высшая школа, 2007. 464 с.
6. Религиоведение: учеб. пособие / М.Я. Ленсу, Я.С. Яске-вич, В.В. Кудрявцев [и др.]; под ред. М.Я. Ленсу [и др.]. 3-е изд., стер. Минск: Новое знание, 2008. 421 с.
7. Энциклопедия религий / под ред. А.П. Забияко, А.Н. Красникова, Е.С. Элбакян. М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. 1520 с.
8. Основы религиоведения: учебник / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др.; под ред. И.Н. Яблокова. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Высшая школа, 2008. 568 с.
9. Аринин Е.И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины): учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академический проект, 2004. 320 с.
10. Элбакян Е.С. Религиоведение: словарь. М.: Академический Проект, 2007. 637 с.
11. Иллюстрированная история религий в двух томах. Т.1. / Под ред. проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей. Изд. Отдел Спа-со-Преображенского Валаамского Ставропигиального монастыря, 1992. 411 с.
12. Самыгин С.И., Нечипуренко В.И., Полонская И.Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 672 с.
13. Новейший словарь религиоведения / авт.-сост. О.К. Садовников, Г.В. Згурский; под ред. С.Н. Смоленского. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 444 с.
УДК 1:3
СПЕЦИФИКА ЦЕЛЕВОЙ ДЕТЕРМИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.М. Гендин1
Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева, 660049, г. Красноярск, ул. Лебедевой, 89.
Статья посвящена важным аспектам проблемы социального детерминизма. Цель характеризуется как продукт многопланового отражения действительности, как идеальная информационная причина, связывающая воедино компоненты человеческой деятельности и направляющая ее на достижение потребного будущего. Анализируется структура цели, соотношение когнитивного, чувственно-образного и эмоционально-волевого элементов в ее содержании. При характеристике социальных целей рассматривается взаимодействие стихийных стремлений представителей различных общественных групп и теоретически разработанных лидерами движений перспективных проектов модернизации социума. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: социальный детерминизм; цель; информационная причина; выбор решения; социальное целе-полагание.
SPECIFICITY OF ACTIVITY GOAL DETERMINATION A.M. Gendin
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, 89 Lebedeva, Krasnoyarsk, 660049.
The article discusses important aspects of the problem of social determinism. The goal is characterized as a product of a multi-faceted reflection of reality, as an ideal informational reason that links together the components of human activity and directing it to achieve the required future. The author analyzes the goal structure, the correlation of cognitive, perceptional and imaginative, emotional and volitional elements in its content. When describing social goals the author considers the interaction of spontaneous aspirations of the representatives of various social groups and movements of promising projects for society modernization that have been theoretically developed by the leaders. 9 sources.
Key words: social determinism; goal; informational reason; choice of a solution; social goal setting.
1 Гендин Александр Моисеевич, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой философии и социологии, тел.: 89039864896, e-mail: [email protected]
Gendin Alexander, Doctor of Philosophy, Professor, Head of the Department of Philosophy and Sociology, tel.: 89039864896, e-mail: [email protected]
На современном этапе развития теоретической концепции детерминизма все большее внимание уделяется разработке проблем органического и социального детерминизма. Значение последнего особенно велико в связи с повышением роли субъективного фактора в общественно-исторических процессах современной эпохи, возрастанием его значения для решения глобальных проблем, определения стратегии развития стран и народов мира, оптимизации экономики, социально-политических отношений, сферы духовной культуры.
Не приходится говорить о значимости этих проблем для нынешней России, переживающей очередной переходный период в своем развитии. Выход из состояния затянувшейся бифуркации, определение стратегии дальнейшего развития требуют разработки перспективных целей, их воплощения в реальных долгосрочных социально-экономических программах и планах.
Для теоретического обоснования подобного рода задач, их философско-методологического «обеспечения» необходимо обратиться к проблемам сущности цели, природы информационной причинности, к общественно-психологическим аспектам духовной структуры цели, от которых зависят масштабы и степень ее «внедрения» в сознание общественных групп и, соответственно, сила влияния на их практическое поведение.
Понятие цели, как известно, многозначно. В научной и философской литературе категория цели выступает, по выражению М.Г. Макарова, «в двух ипостасях»: в широком смысле (здесь цель трактуется как объективная целесообразность, присущая всем самоорганизующимся системам живой природы и общества, а также кибернетическим устройствам) и в узком смысле (как сознательная цель человека) [1, с. 131132]. В настоящее время встречается и более широкое понимание цели, которая порой трактуется как конечное состояние в эволюции любых систем или, согласно синергетическим представлениям, фактически отождествляется с аттракторами, направляющими развертывание диссипативных структур путем «притяжения» их элементов [2, с. 113-114].
Строго говоря, цель в подлинном смысле этого слова имеет сознательный характер и присуща только человеку. Необходимо, конечно, в полной мере учитывать современные естественнонаучные данные о генетической общности различных стадий и форм опережающего отражения, в которых проявляется свойство целесообразности самоорганизующихся систем. Но вместе с тем принципиально важно выделять качественное отличие человеческой цели (и предвидения) от опережающего отражения в биологических и кибернетических системах, не абсолютизировать их общность и не сводить ее к тождеству, что чревато мировоззренческой неопределенностью, не позволяющей четко разграничивать позиции рационально-научного и телеологического, религиозно-идеалистического по своему характеру подходов к данной проблеме. Нам импонирует поэтому предложение ряда зарубежных и отечественных специалистов ис-
пользовать для обозначения явлений объективной, бессознательной целесообразности в природных процессах и кибернетических системах вместо телеологической терминологии термины (и, соответственно, понятия) телеономического порядка [3, с. 16-22; 4, с. 250].
Человеческая цель представляет собой идеальный образ, побуждение, субъективную форму будущего результата деятельности. Всякое идеальное включает момент отражения. Цель формируется на основе сложного, многопланового отражения действительности. Во внутреннем плане она является отражением потребностей субъекта и его способностей изменить действительность в собственных интересах, а во внешнем - отражением реальных возможностей внешнего мира. Осознание субъектом собственных потенций к изменению внешнего мира предполагает, что в процессе целеполагания и принятия решения он осуществляет своеобразное идеальное моделирование своего предстоящего практического взаимодействия с материальной средой, мысленный перебор возможных вариантов, предвосхищение тех средств, которые могут и должны быть созданы в процессе будущей деятельности. Здесь, надо полагать, скрывается специфика цели как отражения, информационно обусловливающего, детерминирующего дальнейший ход событий. Постигая настоящее, цель одновременно проникает в будущее, проецируя грядущее удовлетворение появившихся в прошлом и функционирующих в настоящем потребностей и включая в себя в идеальной форме еще не возникшие средства и результат деятельности.
Согласно научному пониманию принципа детерминизма, в качестве полной (системной) причины явления выступает не какой-либо отдельный фактор (и тем более, не действие некоей внешней силы), а взаимодействие в рамках определенной системы. В неорганической природе взаимодействия материальных образований имеют ненаправленный характер, причинные связи здесь реализуются в ходе стихийной «игры» слепых сил. Будущие следствия при этом порождаются («производятся») взаимодействием факторов, относящихся к одному и тому же (физическому в широком смысле этого слова) структурному уровню материи.
Положение существенно меняется, когда мы анализируем причинно-следственные зависимости в развитии самоуправляющихся, самоорганизующихся систем. Здесь уже имеет место направленное порождение следствия физическими действиями, при котором большую роль играют не только чисто вещественная и энергетическая стороны взаимодействия, но и направление и порядок его развертывания. Сама же направленность физических процессов, производящих следствие, обусловливается действием нефизических по своей природе факторов информационного порядка, относящихся к иному структурному уровню материи.
Если действие информационной причины присуще всем самоорганизующимся системам, то цель является частным случаем идеальной информационной
причины, ее специфической разновидностью. В системе взаимодействия компонентов человеческой деятельности, системе, являющейся полной причиной результата деятельности (его системной причиной), цель выполняет особые функции в качестве информационного по своей природе, связующего и направляющего звена.
Секрет информационного воздействия цели в конечном счете заключается в том, что она представляет собой концентрированное и, как мы отмечали выше, многоплановое отражение сущности и отношений субъекта и объекта, взаимодействующих в процессе практической деятельности. Благодаря этому цель как отражение обладает спецификой, которая выражает ее зависимость от материального мира и в тоже время содержит основы ее активного воздействия на этот мир.
Цель как многоплановое отражение, идеально связывающее объективные условия прошлого и настоящего с желаемым для субъекта будущим, представляет собой развивающийся процесс. На одном из этапов ее становления происходит сопоставление выявленных ранее объективных предпосылок реализации намеченного (в соответствии с потребностями) результата деятельности с возможностями субъекта, совершается прогностическое мысленное моделирование взаимодействия субъекта с различными комбинациями внешних условий, оценка предполагаемых результатов этого взаимодействия и, как следствие всего этого, - выбор решения. Решение в одном из его аспектов выступает как момент в развитии цели, этапа, на котором цель получает конкретное определение через средство и созревает для того, чтобы направлять практическую деятельность. Конкретизируя цель в плане выбора известного способа действия и определения средства ее достижения, решение как раз и делает цель, выражаясь словами Гегеля, «целью поступков», придает ей ту действенность, «деенаправ-ленность», которая является ее характерной чертой.
Выбор, осуществляемый на стадии решения, минимизирует объективную и субъективную неопределенность ситуации, ограничивая число возможных вариантов поведения субъекта единственным вариантом, выступающим в форме идеальной модели порядка и направления предстоящих действий. Это, конечно, не снимает неопределенность будущего вообще, поскольку его конкретные варианты зависят от многих других факторов. Однако ограничивая неопределенность ситуации, цель-решение дает максимум возможной в данных условиях информации, благодаря чему приобретает императивный, управляющий характер по отношению к деятельности субъекта. Более того, мобилизуя и направляя усилия субъекта (индивида, группы, общества) на достижение «планируемого будущего», цель повышает степень вероятности осуществления варианта, «запрограммированного» в решении, снижая одновременно «шансы» на реализацию всех остальных вариантов. В результате сужается диапазон вариантов, охватываемых «реально-возможным будущим», возрастает определенность будущего, планируемого субъектом. Данный феномен
приобретает особенно большое значение в условиях общества, сознательно планирующего процессы своего развития. Здесь постановка цели, мобилизуя энергию социальных групп на ее осуществление, при определенных условиях повышает вероятность реализации избранного варианта.
Управляющий эффект выбора решения проявляется прежде всего в том, что цель на этой стадии своего развития выполняет «пусковую» функцию, приводя в действие средство и всю цепь физических причинно-следственных связей, ведущих к «потребному будущему». Результат непосредственно «производится» физическим взаимодействием материальных факторов. Гегель интуитивно улавливал некоторые аспекты специфичности идеальной информационной причины, когда рассматривал цель как власть, правящую процессами служащих ей механизма и химизма, а могущество разума связывал с его «хитростью», понимая последнюю как опосредствующую деятельность, которая, «... позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом взаимодействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель» [5, с. 397] Весьма знаменательно, что К. Маркс ссылается именно на эти слова Гегеля, когда в своем анализе процесса труда говорит о способности человека применять природные свойства вещей для воздействия на другие предметы [6, с. 190]
Цель в качестве информационной причины не просто «запускает» физическую причинную цепь, определяя движение средств. Она, выступая как решение, направляет функционирование этой цепи, «нацеливает» на определенный результат и путь его достижения. «Мотив и цель, - пишет известный отечественный психолог Б.Ф. Ломов, - образуют своего рода «вектор» деятельности, определяющий ее направление, а также величину усилий, развиваемых субъектом при ее выполнении [7, с. 205-206]. Причем «если мотив лишь побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику» [7, с. 207]. В этом качестве цель как бы подытоживает выбор одной из многих возможностей удовлетворения потребности, одного из вариантов последующего хода событий, зависящего от активных действий субъекта. Существующие-материальные факторы, вступающие в причинно-следственную зависимость, могут действовать в различных направлениях и сочетаниях. В цели, развитой до стадии решения, фиксируется выбор системой (человеком, группой, обществом) линии поведения, благодаря чему она и может информационно направлять ход физических взаимодействий объектов: от нее в известной мере зависит, какие именно средства (из всего круга возможных) и каким образом (в рамках объективных закономерностей природы и общества) будут приведены в действие.
Объективный мир детерминирует цели деятельности прежде всего через порождаемые им потребности, которые осознаются человеком в форме определенных интересов, в форме противоречия существу-
ющей в настоящем природной и социальной среды его нуждам, что и побуждает людей предпринимать активные действия, направленные на трансформацию «сущего» в «должное», на преобразование нынешней действительности в новый мир «потребного будущего». В то же время объективный мир отражается в целях человека, в плане реальных возможностей будущего, наличия материальных средств для его осуществления, способностей самого субъекта использовать эти возможности, предоставляемые внешним миром.
Влияние социальных целей (целей, направленных на социальные преобразования) на процессы общественного развития в значительной мере зависит от того, насколько они «овладевают массами», разделяются представителями определенных общественных групп, становятся для них руководством к практической деятельности, по крайней мере, не вызывают негативной реакции, и тем более - активного сопротивления.
Общественно-групповая, коллективная цель соотносится с индивидуальными целями по принципу диалектической взаимосвязи общего и единичного, сущности и явления, целого и части. Коллективно-групповая цель способна выполнять свои функции только в том случае, когда она ясно сформулирована и доступна участникам реализации. В общей форме социальные цели находят выражение в различного рода программных документах, манифестах, декларациях, лозунгах, в экономических и социальных планах, программах и т.п. Такого рода цели приобретают действенный характер при соблюдении ряда условий.
Дело в том, что цели, будучи по своей природе отражением сложным и синтетичным, помимо информационно-познавательной стороны включают в себя эмоционально-волевые, оценочные компоненты, воплощают отношение к будущему результату деятельности, побуждение к его достижению. Интегрируя различные аспекты отражения внутреннего и внешнего мира человека, включая эмоциональные моменты, цель представляет собой комплексное духовное образование, формирующееся на основе синтеза наглядно-чувственной и рационально-логической сторон сознания и имеющее эмоциональную окраску. Заметим, что именно единство эмоционально-чувственного и рационального в структуре цели на уровне индивидуального сознания служит «мостиком», связывающим эту проблему с проблемой соотношения теоретико-идеологического и общественно-психологического моментов на уровне общественного сознания [8].
Социальные цели, органически синтезирующие теоретико-идеологическое, обыденно-эмпирическое и общественно-психологическое начала, формируются в результате сложного взаимодействия процессов стихийного отражения общественного бытия в сознании основной массы представителей той или иной социальной группы и сознательной теоретической разработки политических, экономических и других задач идеологами и лидерами движений.
В социальных целях, выдвигаемых на уровне обыденного сознания народными движениями и их
вожаками, в общественно-психологических по своей природе ожиданиях, стремлениях, чаяниях масс отражаются, хотя подчас и в превратной форме, объективно назревшие потребности общественного развития. Воплощая жизненный опыт народных масс, интегрируя накопленные многими поколениями трудящихся социальные знания, своеобразную социальную интуицию, чувства недовольства существующим положением вещей, сознание несправедливости господствующих порядков, мечты о лучшем будущем, эти цели, как правило, выражают глубинные тенденции исторического процесса, свидетельствуют о действительно надвигающихся переменах. Ф. Энгельс подчеркивал способность «нравственного сознания массы» выражать назревшие сдвиги в экономике. [9, с. 184]. Так называемое «моральное предвосхищение», «опережающее моральное отражение», «моральная интуиция» - не что иное, как одно из проявлений своеобразного «социального проектирования» в массовом сознании.
Конечно, это не значит, что в наше время социальные цели, выдвигаемые, например, политическими партиями, вырастают непосредственно из стихийных стремлений представителей тех или иных общественных групп путем простого обобщения их пожеланий и чаяний. В идеале они должны формулироваться на основе теоретического анализа сложившейся в мире, стране ситуации, трезвого учета реальных возможностей, предвидения вероятных последствий намечаемых преобразований. Такие цели обладают известной самостоятельностью, могут даже в некоторых отношениях вступать в противоречие с настроениями, стремлениями определенной части населения. Однако было бы неверным отрывать эти цели от складывающихся под влиянием жизненных реалий в значительной мере стихийно, на дотеоретическом уровне социальных чаяний людей. Общественная психология масс, в известной мере отражая объективно назревшие задачи эпохи, создает духовную атмосферу, побуждающую идеологов, политических деятелей к теоретическому осознанию, разработке и постановке перспективных целей.
В цивилизованном демократическом обществе в разработке социальных целей большую роль может и должно играть общественное мнение, представляющее собой, как свидетельствуют исследования, специфический сплав обыденного и теоретического сознания с ярко выраженной оценочно-эмоциональной направленностью. Данные опросов населения показывают, что общественное мнение современных образованных людей обладает значительной степенью компетентности относительно конкретных путей решения острых социальных проблем и могло бы служить надежной основой для разработки целевых программ реформирования общества. К сожалению, в постсоветской России эти возможности «власть предержащими», мягко говоря, не используются в должной мере. Руководствуясь же лишь собственными своекорыстными интересами, нынешняя «элита» не способна поставить цели, которые бы приобрели общенациональный характер, вдохновили представите-
лей различных общественных групп на активную работу по возрождению страны.
Между тем, даже научно обоснованные цели лишь тогда могут быть целями в подлинном смысле (то есть направлять деятельность, побуждать к ней), когда они трансформируются в определенные стремления людей, во внутреннюю потребность активно действовать для их достижения, иначе говоря, когда они органически взаимосвязываются с целеустремленностью как общественно-психологическим качеством социальных групп, морально-психологическим свойством личности, воплощаются в активной жизненной позиции человека.
Исторический опыт свидетельствует, что это происходит прежде всего при условии соответствия целей коренным интересам общественных групп, национальным традициям народов. Необходимо также отметить, что стратегические долгосрочные социальные
цели могут стать действительными целями людей, воплотиться в их индивидуальных и коллективных стремлениях, помыслах лишь в том случае, если они найдут преломление в конкретных ближайших и перспективных целях, связанных с реальной обстановкой, если они направлены на определенные практические мероприятия. Следует также заметить, что эффективность воздействия социальных целей на сознание и практическую деятельность людей может быть существенно повышена, во-первых, в результате убедительного обоснования их приоритетности и реальной осуществимости (в том числе, и с помощью экономических расчетов), а во-вторых, путем дифференцированного использования этой информации с учетом социально-профессиональных, региональных, возрастных особенностей различных групп населения, их культурно-образовательного уровня.
Библиографический список
1. Макаров М.Г. Категория «цель» в марксисткой философии и критика телеологии. Л., 1977. С. 131-132.
2. Онтология и эпистемология синергетики. М., 1997. С. 113114.
3. Мамчур Е.А. Причинность и рационализм // Причинность и телеономизм в современной естественно-научной парадигме. М., 2002. С. 16-22;
4. Многоликий детерминизм на рубеже веков. Материалы «Круглого стола» // Причинность и телеономизм в совре-
менной естественно-научной парадигме. М., 2002.
5. Гегель Г.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 397.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-ое изд. Т. 23. С. 190.
7. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. С. 205-206.
8. Гендин А.М. Общественно-психологические аспекты социального целеполагания // Философские науки. № 5. 1983.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-ое изд. Т. 21.
УДК 681.518 (37.075.8)
ОТ МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА - К МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА
Л
И.В. Григорьева1
Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.
Выполнен теоретический анализ литературы по проблеме медиакомпетентности. Приведены результаты опытно-экспериментальной работы. База исследования - 300 студентов педагогических специальностей и направлений подготовки ФГБОУ ВПО «ИГЛУ». Цель - диагностика исходного состояния медиакомпетентности личности студентов педагогических специальностей. Задачи: 1) определение наличия/отсутствия у студентов основных показателей сформированности компонентов медиакомпетентности; 2) выявление активности студентов в ходе включения в медиапродуктивную творческую деятельность как стимулятор проявления искомого качества. Программа диагностики состояла из авторского опросника и карты-инструкции для педагога. Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что уровень медиакомпетентности студентов формируется исходя из организационно-педагогических условий образовательного процесса вуза. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 17.
Ключевые слова: медиаобразование; медиакомпетентность; медиаобразовательное пространство; медиа-продуктивная деятельность;медиатворчество.
FROM MEADIA EDUCATIONAL SPACE OF UNIVERSITY TO MEDIA COMPETENCE OF FUTURE TEACHER I.V. Grigoryeva
Irkutsk State Linguistic University, 8 Lenin St., Irkutsk, 664025.
A theoretical analysis of the literature on the problem of media competence is performed. The results of experimental
1Григорьева Ирина Валерьевна, аспирант, старший преподаватель кафедры педагогики, тел.: 89247060719, e-mail: [email protected]
Grigoryeva Irina, Postgraduate, Senior Lecturer of the Department of Pedagogics, tel.: 89247060719, e-mail: [email protected]