Научная статья на тему 'Специфика связей с общественностью как социальной коммуникации в современном российском обществе'

Специфика связей с общественностью как социальной коммуникации в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2776
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ (ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ / PR) / СОЦИАЛЬНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ДИАЛОГ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кошман Мария Валерьевна

Дан социально-философский анализ специфических особенностей связей с общественностью как социальной коммуникации и факторов ее реализации в современном российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF PUBLIC RELATIONS AS SOCIAL COMMUNICATION IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article represents the attempt of social-philosophical analysis of specific features of public relations as social communication and factors of its realization in the modern Russian society. The research results in the author's conclusions about the functional characteristics of public relations. The author considers social integration to be one of the most important functions of public relations.

Текст научной работы на тему «Специфика связей с общественностью как социальной коммуникации в современном российском обществе»

УДК 101:316.3 М.В. КОШМАН

СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ КАК СОЦИАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Дан социально-философский анализ специфических особенностей связей с общественностью как социальной коммуникации и факторов ее реализации в современном российском обществе.

Ключевые слова: связи с общественностью (паблик рилейшнз, PR), социальная коммуникация, диалог, информационное общество, глобализация

Введение. Мировой практический опыт, с нашей точки зрения, убедительно доказывает, что связи с общественностью как социальная коммуникация являются уникальным в своем роде инструментом решения целого ряда актуальных проблем и задач в политической, экономической, социальной сферах современного социума.

Целью настоящей статьи является социально-философский анализ специфических особенностей PR как социальной коммуникации и факторов ее реализации в современном российском обществе.

Решение сформулированной исследовательской задачи, по нашему мнению, предполагает рассмотрение ряда социальных процессов, протекающих в нашей стране в настоящее время, а также носящих глобальный характер, и, что особо следует подчеркнуть, обуславливающих особенности использования PR как социально-ориентированной дискурсивно-диалогической коммуникации.

Для характеристики современного российского общества в практике научно-исследовательской деятельности достаточно часто употребляется термин «транзитивный социум», подчеркивающий его переходное состояние, связанное с изменением традиционных ценностных представлений россиян, демократизацией общественной жизни, формированием институтов гражданского общества. При этом, на наш взгляд, пристального внимания заслуживает тот факт, что обозначенные процессы реализуются в условиях глобализации, динамичного развития информационно-коммуникативных технологий, что в значительной степени обуславливает характер и интенсивность их протекания.

Важным фактором, обуславливающим специфику функционирования связей с общественностью как диалогически ориентированной социальной коммуникации, является информатизация общества. Среди авторов, чьи научные разработки составляют основу философско-футурологической концепции информационного общества в общей теории постиндустриализма, можно отметить Д. Белла, М. Кастельса, И. Масуду, Э. Тоффлера, Д. Нейсбита и др.

Согласно мнению упомянутых исследователей, стремительная эволюция информационно-коммуникативных технологий, формирование глобального информационного пространства являются неоспоримыми факто-

рами, задающими вектор развития всех сфер бытия современного социума. Американский философ и футуролог Э. Тоффлер, в работах которого описываются перспективы развития общества, связанные с его информатизацией, обращает внимание на тот факт, что «новый» мир «возникает с огромной скоростью из столкновения новых ценностей и технологий, новых геополитических отношений, новых стилей жизни и способов коммуникации» [7, с.22].

Однако, по мнению российского исследователя Д. Иванова, основные признаки «грядущего информационного общества», описанные футурологами в 60-90-е гг., лишь частично соответствуют базовым характеристикам современного социума. Причиной несостоятельности ряда прогнозов, сформулированных теоретиками информационного общества, по мнению автора, является отождествление ими таких принципиально различных, с его точки зрения, понятий, как «информация» и «знание». «Информации в современном обществе много, она играет колоссальную роль, -пишет по этому поводу Д. Иванов - но отсюда вовсе не следует, что в современном обществе знание - сила» [4, с.359].

Для описания социума на современном этапе культурно-исторического развития, согласно позиции ученого, на наш взгляд, наиболее адекватным является термин «коммуникационное общество», артикулирующий интенсивность осуществляемых в социетальной системе процессов трансляции, циркуляции сведений, данных, результатов интеллектуальной деятельности людей - своего рода «интеллектуальной продукции». Исследователь пишет в этой связи: «тиражирование (не путать с созданием) интеллектуального продукта, передача сведений о нем... - вот что коренным образом отличает современное общество как информационное. И за словом «информация» кроется именно коммуникация, а не знание. Наблюдая современных политиков, биржевых брокеров, журналистов и их аудиторию, нетрудно заметить: более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций...Только как коммуникация, а не как знание или предмет, информация способна вызывать новые операции. Люди действуют, используя информацию, а коммуникационные потоки не только не поглощаются как ресурс деятельности, подобно сырьевым или энергетическим ресурсам, а напротив, умножаются и ускоряются. Это происходит потому, что информация не столько ресурс, сколько стимул (мотив) деятельности» [4, с.360-361]. Таким образом, автор рассматриваемой концепции демонстрирует нетрадиционный подход к изучению природы феноменов информации и коммуникации, их роли в социуме.

Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что такие инновационно-технологические в основе своей процессы, как модернизация информационной среды, развитие глобального коммуникативного пространства, согласно теоретическим основаниям философской концепции информационного общества, существенно расширяют возможности доступа к информационным ресурсам, обмена информацией и, что особо важно подчеркнуть, создают необходимые условия для реализации столь востребованных

в современном мире полиаспектных субъект-субъектных коммуникативных взаимодействий, то есть взаимодействий диалогических по своей природе.

Таким образом, оценивая процесс информатизации общества с социально-философской точки зрения, можно сделать вывод, что трансформации, происходящие в информационно-коммуникативной сфере, являются важным фактором развития «масштабного» PR-диалога, выступающего, в свою очередь, демократическим инструментом взаимодействия субъектов многомерного социально-политического и социокультурного пространства, механизмом гармонизации общественных отношений, поддержания социального порядка и обеспечения интеграционных процессов в социетальной системе.

Применительно к отечественной практике, по нашему мнению, можно констатировать, что процесс информатизации основных сфер жизнедеятельности транзитивного российского социума обуславливает возможность реализации на государственном уровне адекватных складывающейся социокультурной ситуации форм диалогически ориентированных PR-коммуникаций. Данный факт является, на наш взгляд, важной предпосылкой демократизации, гуманизации общественных отношений, одним из доминирующих факторов формирования в стране институтов гражданского общества.

Другим фактором, оказывающим значительное влияние на специфику связей с общественностью как социальной коммуникации, является процесс глобализации, охватывающий все сферы жизнедеятельности современного социума. Под глобализацией в широком смысле понимается «процесс перерастания какого-либо явления в явление мирового масштаба и его трансформации во всемирную целостную среду» [6, с.426]. Феномен глобализации находится в фокусе внимания представителей различных направлений гуманитарной науки, отмечающих его неоднозначный, подчас противоречивый характер. В контексте анализируемой проблемы необходимо отметить, что глобализационные процессы порождают целый ряд социокультурных проблем, решение которых представляется нам возможным посредством реализации диалогически ориентированных PR-коммуникаций.

Российский ученый В.П. Борисенков отмечает, что современное глобализирующееся общество характеризуется разнонаправленными и во многом противоречивыми тенденциями. С одной стороны, в мире происходит формирование единой экономики, складывается единый рынок капитала и рабочей силы, с другой, - на мировой арене наблюдается широкое разнообразие участников исторического процесса, обладающих собственной социокультурной идентичностью. Таким образом, диалектика современного этапа исторического развития заключается в том, что параллельно с процессами глобализации и интеграции протекают процессы дифференциации и самоидентификации, что нередко является причиной социокультурных и политических конфликтов [2].

Аналогичной точки зрения придерживается известный отечественный философ и социолог И.С. Кон. По его мнению, ХХ век дал жизнь новой глобальной цивилизации с присущими ей базовыми ценностями, технологиями, проблемами. Особенность этой цивилизации состоит в том, что она

развивается в многонациональном, поликультурном мире. Именно эта особенность, с точки зрения философа, является на сегодняшний день основной угрозой существования цивилизации. Такие ее проявления, как религиозный фундаментализм, международный терроризм, межнациональные конфликты, - вот далеко не полный перечень причин, которые могут привести к гибели всего человечества. В складывающейся социокультурной ситуации, по мнению И.С. Кона, необходимо воплощение в жизнь принципа «сознательного поликультурализма», предполагающего обязательное сохранение всего культурного и религиозного многообразия мира, ориентацию на межкультурный диалог и международное сотрудничество в решении проблемных вопросов современности [5].

Таким образом, в свете сказанного можно обозначить целый ряд проблемных вопросов, от решения которых, в конечном счете, будет зависеть направление и характер общественного развития.

Прежде всего, на наш взгляд, следует отметить, что «в условиях глобализации каждый социум...ставится историей перед выбором, с какой из моделей будущего ему следует отождествлять себя...Есть два генеральных исхода, которые отчетливо видятся как возможный результат глобализации: а) сближение различных культур и возникновение некой новой цивилизации, интегрирующей цивилизационные ресурсы разных стран и народов; б) нарастание культурных и цивилизационных противоречий в процессе глобализации, усиление тенденций к изоляционизму и обособление в итоге культур и цивилизаций» [1].

Очевидно, что в контексте потрясающих современное общество кризисов - социокультурного, экономического, политического, экологического - первая модель социального устройства представляет собой некий утопический проект «гуманного и гармонично развивающегося человечества» [3]. Тем не менее, политика, реализуемая сегодня целым рядом стран, в том числе и Россией, демонстрирует ориентацию на международное сотрудничество в поиске эффективных инструментов развития межци-вилизационного, межкультурного диалога как фактора мировой стабильности и безопасности.

По мнению президента России Д. Медведева, обеспечение безопасности в Европе требует создания принципиально «новой матрицы отношений», базирующейся на диалоге. В интервью телеканалу «Россия» от 16.05.2009 Д. Медведев заявил: «Наша идея о создании договора европейской безопасности направлена на то, чтобы создать новую платформу взаимоотношений в Европе, в которой могли бы участвовать и государства, входящие в НАТО, и государства, которые не входят в Североатлантический альянс. И тем самым мы могли бы раздвинуть рамки безопасности на европейском континенте» [8].

Складывающаяся в результате глобализации социокультурная ситуация требует координальной трансформации общественно-политического сознания. Каждый современный человек должен прийти к пониманию, что модель общественных и личных отношений, формулировавшаяся ранее в понятиях господства и подчинения, зависимости и независимости, изжила себя. Архитектоника новых межличностных, социокультурных, политиче-

ских отношений должна быть основана на принципе взаимозависимости, не исключающем возникновения таких явлений, как столкновение интересов, конкуренция и соперничество, но предполагающего понимание того, что грубая сила больше не является способом решения проблемных вопросов. Роль эффективного инструмента в поиске взаимоприемлемых решений сегодня возлагается на диалог как эффективную, в высшей мере гуманистическую, демократическую форму межсубъектного взаимодействия, базирующуюся на ценностных принципах плюрализма, индивидуализма и толерантности [5].

Выводы. Функция эффективного механизма регуляции процесса социального взаимодействия в многомерном социокультурном, социально-политическом пространстве современного социума, на наш взгляд, может быть успешно реализована связями с общественностью как социальной коммуникацией. В этом смысле диалогически ориентированные PR-коммуникации, с одной стороны, могут рассматриваться как уникальная технология организации субъект-субъектного диалогического взаимодействия, с другой

- как гуманистический, демократический инструмент работы с общественным сознанием.

Второй аспект регуляционной функции связей с общественностью заключается в формировании социально-ориентированной личности. Специфика функционирования паблик рилейшнз как социальной коммуникации предполагает, что каждый индивид может стать полноправным участником свободного дискурса, посредством которого возможно постижение им уникальности собственного «Я», достижение понимания и признания социальных ценностей и норм, в том числе ценностей толерантности, плюрализма и индивидуализма как основы межчеловеческих отношений в современном обществе.

Таким образом, в контексте происходящих в современном российском социуме трансформаций PR представляется нам одной из наиболее актуальных, востребованных форм социальной коммуникации, использование которой может быть направлено на решение целого ряда приоритетных задач, в первую очередь, формирование общественного сознания, новой системы жизненных ценностей, социокультурной и исторической идентичности российских граждан.

Библиографический список

1. Бирженюк Г.М. Межкультурный диалог как средство цивилизационной идентификации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2007/sec2/s2_02.pdf.

2. Борисенков В.П. Значение своеобразия и оригинальности в культуре и человек в услових глобализации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа:

http://www.lihachev.ru/chten/5595/5940/5942/.

3. Дмитренко В.А. Концепция диалога культур и развитие современной цивилизации. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lihachev.ru/chten/5595/5940/5942/?bpage=1.

4. Иванов Д.В. Общество как виртуальная реальность // Информационное общество: - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - С. 355-427.

5. Кон И.С. Глобальная цивилизация в поликультурном мире. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/lihcht/2007/sec2/s2_06.pdf.

6. Культурология: учебник; под. ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана.

- М.: Высшее образование, 2008. - 566 с.

7. Тоффлер Э. Третья волна; пер. с англ. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. - 781 с.

8. http://www.rbc.ru/rbcfreenews/20090516175743.shtml.

Материал поступил в редакцию 01.06.09.

M.V. KOSHMAN

THE SPECIFICITY OF PUBLIC RELATIONS AS SOCIAL COMMUNICATION IN THE MODERN RUSSIAN SOCIETY

The article represents the attempt of social-philosophical analysis of specific features of public relations as social communication and factors of its realization in the modern Russian society. The research results in the author's conclusions about the functional characteristics of public relations. The author considers social integration to be one of the most important functions of public relations.

КОШМАН Мария Валерьевна, старший преподаватель кафедры «Связи с общественностью» ДГТУ. Окончила Донской государственный технический университет(2004).

Область научных интересов: социальная философия, проблема социальной коммуникации в современном обществе.

Автор 5 научных публикаций.

Kmv1301@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.