Научная статья на тему 'Специфика существования коэволюционных представлений в массовом экологическом сознании (социологический аспект)'

Специфика существования коэволюционных представлений в массовом экологическом сознании (социологический аспект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
136
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЫДЕННОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / EVERYDAY ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS / КОЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / CO-EVOLUTION PERFORMANCE / НОВАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / NEW ENVIRONMENTAL PARADIGM / СОЦИОПРИРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / SOCIETY-NATURE RELATIONS / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ / ГАРМОНИЧЕСКИЙ ТИП СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА / HARMONIC TYPE OF SOCIO-ECOLOGICAL IDEAL / ТЕХНОКРАТИЧЕСКИЙ ТИП СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА / TECHNOCRATIC TYPE OF SOCIO-ECOLOGICAL IDEAL / НАТУРАЛИСТИЧЕСКИЙ ТИП СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ИДЕАЛА / NATURALISTIC TYPE OF SOCIO-ECOLOGICAL IDEAL / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / ECOLOGICAL IDEAL

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Белозерова Ирина Александровна

В статье дается характеристика массового экологического сознания в сопряжении с рассмотрением обыденного экологического сознания, поскольку массовое сознание в настоящее время можно считать повседневным, так как степень его «онаученности» и распространенности в современных условиях совпадают. Определяется ряд выразительных черт массового экологического сознания, которые следует учитывать при выявлении специфики существования коэволюционных представлений в нем. К ним относятся: эмоциональная настроенность, психологическая направленность, коллективная захваченность, локальность, консервативность, нерациональность, нелогичность, ограниченность, примитивность, парадоксальность. Выявлены три типа социально-экологического идеала: первый тип гармонический, признающий согласованность человека и природы; второй технократический, указывающий на безграничное развитие техники; третий натуралистический, связывающий дальнейшее развитие общества с отказом от экономического роста и научно-технического прогресса. Отмечена ярко выраженная предметно экономическая, технократическая направленность социально-экологического идеала, что затрудняет формирование коэволюционных воззрений. Показано, что в сознании масс коэволюционные представления существует на уровне подсознания. Это зафиксировано в традициях и обычаях, поговорках и пословицах, являющихся его постоянными спутниками. Следовательно, идея коэволюции общества и природы изначально заложена в менталитете современного человека. В обыденной жизни она выражается через идеи сотрудничества, диалога, компромисса, сопереживания, соучастия человека и природы. Дальнейшим шагом исследовательских изысканий будет выявление современных социокультурных условий и факторов формирования коэволюционных представлений в массовом экологическом сознании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE EXISTENCE OF THE CO-EVOLUTION OF IDEAS IN THE MASS ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS (SOCIOLOGICAL ASPECT)

The article describes the characteristics of ecological consciousness in conjunction with the examination of everyday ecological consciousness as the collective consciousness of the present can be considered casual, since its degree of "araucanos" and prevalence in modern conditions coincide. Identifies a number of expressive traits of ecological consciousness that should be considered when identifying the specific existence of the co-evolution of ideas in it. These include: emotional mood, psychological focus, collective saveconnect, locality, conservatism, irrationality, illogic, limited, primitive, paradoxical. Identified three types of social-ecological ideal: the first type is harmonic, recognizing the coherence of man and nature; the second is technocratic, indicating the infinite development of technology; the third nature, linking the further development of the company with a waiver of economic growth and scientific progress. Marked by a pronounced domain economic, technocratic orientation of social-ecological ideal that hampers the formation of co-evolution views. It is shown that in the minds of the masses co-evolutionary view it is on a subconscious level. This is recorded in the traditions and customs, Proverbs and sayings that are his constant companions. Therefore, the idea of co-evolution of society and nature originally inherent in the mentality of modern man. In everyday life it is expressed through the ideas of cooperation, dialogue, compromise, empathy and complicity between man and nature. The next step of the research surveys will be to identify contemporary socio-cultural conditions and factors of formation of representations in the co-evolution of ecological consciousness.

Текст научной работы на тему «Специфика существования коэволюционных представлений в массовом экологическом сознании (социологический аспект)»

Belozerova Irina Aleksandrovna

THE SPECIFICITY OF THE EXISTENCE ..

sociological sciences

УДК 316.74:502/504

СПЕЦИФИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ КОЭВОЛЮЦИОННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В МАССОВОМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОЗНАНИИ (СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© 2017

Белозерова Ирина Александровна, кандидат философских наук, доцент кафедры профессионального обучения и социально-педагогических дисциплин Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина (308503, Россия, Белгородская область, Белгородский район, поселок Майский, улица Вавилова, 1, e-mail: irina_belozerova1965@mail.ru)

Аннотация. В статье дается характеристика массового экологического сознания в сопряжении с рассмотрением обыденного экологического сознания, поскольку массовое сознание в настоящее время можно считать повседневным, так как степень его «онаученности» и распространенности в современных условиях совпадают. Определяется ряд выразительных черт массового экологического сознания, которые следует учитывать при выявлении специфики существования коэволюционных представлений в нем. К ним относятся: эмоциональная настроенность, психологическая направленность, коллективная захваченность, локальность, консервативность, нерациональность, нелогичность, ограниченность, примитивность, парадоксальность. Выявлены три типа социально-экологического идеала: первый тип - гармонический, признающий согласованность человека и природы; второй - технократический, указывающий на безграничное развитие техники; третий - натуралистический, связывающий дальнейшее развитие общества с отказом от экономического роста и научно-технического прогресса. Отмечена ярко выраженная предметно - экономическая, технократическая направленность социально-экологического идеала, что затрудняет формирование коэволюционных воззрений. Показано, что в сознании масс коэволюционные представления существует на уровне подсознания. Это зафиксировано в традициях и обычаях, поговорках и пословицах, являющихся его постоянными спутниками. Следовательно, идея коэволюции общества и природы изначально заложена в менталитете современного человека. В обыденной жизни она выражается через идеи сотрудничества, диалога, компромисса, сопереживания, соучастия человека и природы. Дальнейшим шагом исследовательских изысканий будет выявление современных социокультурных условий и факторов формирования коэволюционных представлений в массовом экологическом сознании.

Ключевые слова: массовое экологическое сознание, обыденное экологическое сознание, коэволюционные представления, новая экологическая парадигма, социоприродные отношения, экологический идеал, гармонический тип социально-экологического идеала, технократический тип социально-экологического идеала, натуралистический тип социально-экологического идеала.

THE SPECIFICITY OF THE EXISTENCE OF THE CO-EVOLUTION OF IDEAS IN THE MASS ENVIRONMENTAL CONSCIOUSNESS (SOCIOLOGICAL ASPECT)

© 2017

Belozerova Irina Aleksandrovna, candidate of philosophical Sciences, associate Professor of the Department of professional learning and socio-pedagogical disciplines Belgorod state agricultural University named after V. Gorin (308503, Russia, Belgorod region, Belgorod district, village Mayskiy, Vavilov street, 1, e-mail: irina_belozerova1965@mail.ru)

Abstract. The article describes the characteristics of ecological consciousness in conjunction with the examination of everyday ecological consciousness as the collective consciousness of the present can be considered casual, since its degree of "araucanos" and prevalence in modern conditions coincide. Identifies a number of expressive traits of ecological consciousness that should be considered when identifying the specific existence of the co-evolution of ideas in it. These include: emotional mood, psychological focus, collective saveconnect, locality, conservatism, irrationality, illogic, limited, primitive, paradoxical. Identified three types of social-ecological ideal: the first type is harmonic, recognizing the coherence of man and nature; the second is technocratic, indicating the infinite development of technology; the third nature, linking the further development of the company with a waiver of economic growth and scientific progress. Marked by a pronounced domain - economic, technocratic orientation of social-ecological ideal that hampers the formation of co-evolution views. It is shown that in the minds of the masses co-evolutionary view it is on a subconscious level. This is recorded in the traditions and customs, Proverbs and sayings that are his constant companions. Therefore, the idea of co-evolution of society and nature originally inherent in the mentality of modern man. In everyday life it is expressed through the ideas of cooperation, dialogue, compromise, empathy and complicity between man and nature. The next step of the research surveys will be to identify contemporary socio-cultural conditions and factors of formation of representations in the co-evolution of ecological consciousness.

Keywords: ecological consciousness, everyday environmental consciousness, co-evolution performance, new environmental paradigm, society-nature relations, the ecological ideal, harmonic type of socio-ecological ideal, technocratic type of socio-ecological ideal, naturalistic type of socio-ecological ideal.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- к данной проблематике [13].

ными научными и практическими задачами. В мировоз- Другая сторона постановки проблемы исследования

зрении современного общества развивается представле- заключается в противоречивом развитии, с одной сторо-ние о значимости согласованного развития общества и ны, научно-философского знания как фундаментальной

природы. Это представление оформились в коэволюци- основы развития общества и природы, с другой стороны

онные представления, отражающие тип эволюции це- - массового сознания, являющегося конструктивным и

лостной системы, заключающийся в сопряженном раз- «реально работающим» фактором развития социопри-

витии ее элементов на основе согласованного взаимо- родных отношений. В науке и философии антропоцен-

действия. Коэволюционные представления существова- тризм соседствует с биоцентризмом; эволюционистский ли на всем протяжении развития общества под разными подход - с концепциями глобального управления; идея

ракурсами рассмотрения. Однако в интеллектуальное сохранения природы - с ее реконструкцией; осмысление поле современного знания они включаются как предмет науки как совокупности знаний - с пониманием науки

неутихающих дискуссий, что актуализирует обращение как видового разнообразия культуры, влияющего на 380 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

социологические науки

Белозерова Ирина Александровна СПЕЦИФИКА СУЩЕСТВОВАНИЯ ...

формирование мировоззрения общества. В сознании масс данную проблематику актуализируют противоречия между новыми и старыми установками в отношении общества к природе, рациональными и иррациональными положениями, научными и обыденными представлениями.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. К настоящему времени накоплен целый пласт социологического материала, в котором исследуется состояние массового сознания по экологическим вопросам [1; 2; 13], что связано с развитием энвайронментальной социологии [3-7]. Разработанная в ее рамках «новая экологическая парадигма» обозначила необходимость радикального преобразования системы ценностей современного общества и соответствующие ей новые образцы социально-экологического поведения, коррелирующие с коэволюционны-ми представлениями [8].

Формирование целей статьи (постановка задания). Названные исследования демонстрируют интересные стороны существования коэволюционных воззрений, однако не раскрывают подробно процесс их формирования как мировоззренческого ориентира и критерия оптимизации социоприродных отношений. Уделяется мало внимания вопросам трансформации коэволюцион-ных представлений в истории общества, существования их в массовом экологическом сознании. Данные обстоятельства актуализируют рассмотрение специфики существования коэволюционных представлений в русле философско-социологического дискурса.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Решение экологических задач во многом зависит от степени зрелости массового экологического сознания: чем совершеннее экологическое сознание, тем больше людей готово активно участвовать в оптимизации отношений между обществом и природой [13]. Массовое экологическое сознание можно считать повседневным сознанием, так как степень его «онаученности» и распространенности в современных условиях совпадают. Иными словами, массовое экологическое сознание является способом и типом экологического сознания большинства людей, которые не являются специалистами в области «высокой» культуры. В сущности, им в той или иной степени обладает любой человек, будь он великий деятель, ученый и др. В итоге, под массовым экологическим сознанием мы понимаем совокупность представлений и эмоций, отражающих проблемы социоприродных отношений в повседневной жизни и нацеливающих на реализацию непосредственных забот о решении этих проблем [13].

В истории культуры экологическое сознание масс наполнялось разными смыслами, но его структура одинакова во все времена. Массовое экологическое сознание включает в себя рациональные и иррациональные положения, эмоциональные факторы, морально-волевые установки, ценностные ориентации. Оно обладает рядом существенных черт, которые следует учитывать при определении специфики существования коэволю-ционных представлений в нем. Его носителем является конкретный субъект, который опирается на логику здравого смысла. Оно имеет коммуникативную направленность и ярко выраженную эмоциональную окрашенность, подчиняется нормам и правилам, сложившимся в обществе. Экологическое сознание на уровне обыденности носит поверхностный, несистематизированный, локальный характер и лишь изредка проникает в суть явлений, происходящих в мире. Массовое экологическое сознание опирается на традиции, советы и наставления, которые переходят из поколения в поколение вместе с пословицами и поговорками [13].

Особая роль в развитии массового экологического

сознания принадлежит крестьянской культуре. Связь крестьянина с землей будила интуицию, требовала творческого напряжения, воспитывала духовно и эстетически. Сельская культура осуществлялась предметами крестьянского быта и выражалась в системе ритуалов и обрядов. Основная идея, пронизывающая все области крестьянского творчества - понимание комплекса «человек - природа» как единого целого, в котором заложены мифологический и религиозный смысл. Так, календарная обрядовая культура - это не просто красочное развлечение, это особая форма взаимоотношения общества с природой, которая призвана была обеспечить гармоничную согласованность жизни человека с жизнью природы. Ведь человек всегда хотел жить в мире и взаимопонимании [13]. При этом, любой религиозный праздник знаменует собой равное партнерство человека с природой в своем труде и отдыхе.

Идеи согласованности, гармонии общества и природы представлены в сказках, балладах, песнях, где природа переживает вместе с человеком, является помощником и соучастником в его делах. Она может отплатить добром за доброту человеческую, злом за зло его. Особенно ярко коэволюционные представления отражены в народных пословицах и поговорках: «кто землю лелеет - того она жалеет», «обмани поле раз - оно тебя обманет девять раз», «корми - как земля кормит; учи -как земля учит; люби - как земля любит, «на лошадь не плеть покупают, а овес » [9; 13].

О коэволюционной связи общества с природой может рассказать русский народный костюм. В своих символических деталях (круг - световой солярный знак, ромбы и квадраты - символ плодородия и пр.) он представлен как модель мира, отражающая гармонию человека и природного Космоса. Не случайно на репродукциях картин и фотографий персонажи, одетые в народные костюмы, всегда находятся в интерьере крестьянской избы или среди величественной русской природы [10; 13].

В связи с тем, что в массовом сознании переплетены обыденные представления и научные взгляды, религиозные и мифологические суждения, примитивные ориентации и политизированные установки, его постоянной частью является парадоксальность. Как особая форма противоречий, отражающих взаимоисключающие ориентации и установки, парадоксы значительно снижают степень зрелости массового экологического сознания.

Специфика экологического сознания масс на уровне сформированности - наличие нравственной составляющей, прежде всего, экологической ответственности, которая показывает, что каждый член общества несет ответственность за свои действия перед природой, самим собой и другими людьми, а также формирование социально-экологического идеала, который становится основой мотивации его ответственного поведения.

Оценивая ряд воззрений на перспективы социопри-родного взаимодействия, мы выявили три типа социально-экологического идеала: «гармонический», признающий паритет общества и природы; «технократический», утверждающий безграничное развитие техники; «натуралистический», связывающий дальнейшее развитие общества с отказом от экономического роста и научно-технического прогресса. В ходе социологического анализа мы обнаружили, что «гармонический» тип в большей степени преобладает у респондентов в возрасте от 18 до 45 лет, преимущественно с высшим и средним специальным образованием; по социальному статусу - у большинства рабочих и служащих; по половым принадлежностям - в основном у женщин. Респонденты этой группы весьма обеспокоены состоянием окружающей среды. Выход из экологического кризиса они видят в осознании нравственного долга перед природой.

Респонденты «технократического» типа имеют установки на эксплуатацию природы. Социальный портрет «технократов» - в основном лица мужского пола, преимущественно рабочие и учащиеся, в возрасте до 35 лет.

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4(21)

381

Belozerova Irina Aleksandrovna

THE SPECIFICITY OF THE EXISTENCE ..

sociological sciences

Преобладают люди со средним образованием. Для них характерно потребительское и безразличное отношение к природе. Люди «натуралистического» типа - преимущественно со средним и высшим образованием, женщины в возрасте от 23 до 47 лет. Они обладают повышенной обеспокоенностью из-за современной экологической ситуации, воспринимают природу как самостоятельную ценность, человека - как равноправную часть природы. В первую очередь, природа для них - «живой организм», нежели - «польза», как у сторонников «гармонического» типа, и «сырье», как у сторонников «технократического» типа.

Однако отмечено, что даже респонденты с «натуралистическим» и «гармоническим» типами принимают некоторые ориентации «технократов»: соответственно 32% и 45% считают, что в современных экономических условиях необходимо, прежде всего, поднять жизненный уровень людей, нежели заботиться о состоянии природы. В результате, при всей своей озабоченности современной экологической ситуацией и убежденности в необходимости оптимизации социоприродных отношений ценности населения имеют ярко выраженную экономическую, технократическую, предметно-индустриальную направленность [13, 15].

Парадоксальность современного экологического сознания подкрепляется еще и тем, что под общие разговоры о духовности, гармонии в отношении к природе происходит мощная ориентация на иные идеалы, отражающие узкоэгоистические устремления. В особенности это проявляется у современной молодежи, большая часть которой не связывает себя с экологическими ценностями. В их ориентациях прослеживается индивидуализм, практицизм, эгоизм и, как следствие, социально-экологическая пассивность. Так, 58% респондентов ориентируются сегодня в направлении обретения материального благополучия, 39% - деловой карьеры, 29% - личной свободы, независимости и безопасности, нежели - душевного покоя, образования, заботы о состоянии природы. При этом около 49% студентов скептически относятся к возможностям выхода из экологического кризиса, хотя большая часть из респондентов выделяет главным в решении экологических проблем важность гармонизации социоприродных отношений. Это вопрос более подробно освещен в наших других работах [11- 16].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Итак, мы проследили специфику существования коэволюционных представлений в массовом экологическом сознании, что позволяет нам сделать следующие выводы. Существование коэволюционных взглядов на данном уровне сознания сопряжено с рядом трудностей, связанных с парадоксальностью, догматичностью, стереотипностью, иррациональностью, несистематизированностью, ограниченностью массового экологического сознания.

Стимулирует выработку коэволюционных представлений психологическая настроенность, эмоциональная захваченность, локальная характеристика и коллективная направленность массового экологического сознания. В сознании масс коэволюционные взгляды существует на подсознательном уровне, что зафиксировано в традициях, обычаях, пословицах и поговорках, которые являются постоянными спутниками массового экологического сознания. Следовательно, в менталитете человека изначально заложены коэволюционные идеи. В обыденной жизни они проявляются через идеи сотрудничества, компромисса, диалога, соучастия, сопереживания.

Перспективами дальнейших изысканий данного направления будет выявление современных социокультурных условий и факторов формирования коэволюци-онных представлений в массовом экологическом сознании.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аксенова О.В., Зубков В.И., Ермаков Д.С. Социально-экологические проблемы научно-теоретический

поиск и направления исследований (заочный круглый стол) // Социологические исследования. 2005. № 3. С. 88-95.

2. Яницкий О.Н. Экологическая культура: очерки взаимодействия науки и практики. М.: Наука, 2007. 271 с.

3. Бондарев В.П. Истоки и сущность современного инвайронментализма // География и смежные науки. LXI: Герценовские чтения. СПб. 2008. С. 226-235.

4. Дэнлап Р.Э., Гэллап Дж.Г., Гэллап А.М. Здоровье планеты (1992) [Электронный ресурс]. URL: http:// ecsocman.hse.ru/data/678/082/1217/002.DANLUP.pdf.

5. Лисаускене М.В., Лихачева Т.И. Инвай-ронментальная социология // Вестник ВГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2005. № 1. С 313-321.

6. Халий И.А. Экологическое сознание населения современной России // История и современность 2015.№1(21).https://www.sotionauki.ru/journal/iis/archi-ve/2015_1/.

7. Яницкий О. Н. Энвайронментальная социология вчера и сегодня // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 76-91.

8. Catton W.R. and Dunlap R.E. Environmental Sociology: A New Paradigm //American Sociologist - 1978. Vol. 13. P. 41-49.

9. Пословицы русского народа. Сборник В.И. Даля / авт.-сост. Даль В.И. М.: Рус. яз. Медиа, 2004. 814 с.

10. Анисимова О.И. Особенности народной одежды Белгородчины // Тезисы докладов к конференции «Особенности народной одежды Белгородчины и ее развитие в современных условиях». Белгород, 1995. С.82-83.

11. Белозерова И.А. Идея коэволюции человека и природы как духовная ценность современной культуры // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы XV международной научно-практической конференции^ июня 2016 года). Прага: Изд-во WORLD PRESS s.r.o.. 2016. С. 181-182.

12. Белозерова И.А. Идея коэволюции человека и природы в современной культуре. Автореферат диссерт. ...к.ф.н. Белгород, 2001.22 с.

13. Белозерова И.А. Идея коэволюции человека и природы в современной культуре. Диссерт. .к.ф.н.: 09.00.13. Белгород, 2001.185 с.

14. Белозерова И.А. Массовое экологическое сознание: традиционные ценности и современность // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 5 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://apriori-journal.ru/seria1/5-2016/Belozerova.pdf.

15. Белозерова И.А., Крикун Е.В. Образ русской природы и характер сельской молодежи (на примере жителей Белгородской области) // Инновации в АПК: проблемы и перспективы. 2016. №3(11). C. 35-40.

16. Крикун Е.В., Белозерова И.А. Экологическая составляющая в формировании характера россиянина (на примере жителей Белгородской области) // Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления: Материалы международной научно-практической конференции (19-20 ноября 2015 г.). Воронеж: ООО «ПТ». 2015. Ч. 1. С. 232-236.

17. Марков Ю.Е. Социально-философские проблемы адаптации и реадаптации человека к глобальным проблемам человечества. Диссертация ... к.ф.н.: 09.00.11. Чебоксары, 2007. 165 с.

Статья поступила в редакцию 20.09.2017

Статья принята к публикации 25.12.2017

382

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.