Научная статья на тему 'Специфика становления государственной информационной политики Тайваня'

Специфика становления государственной информационной политики Тайваня Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
73
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙВАНЬ / ГОМИНЬДАН / СМИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ЦЕНЗУРА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / TAIWAN / THE KMT / MEDIA / INFORMATION POLICY / CENSORSHIP / POLITICAL COMPETITION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Войтенко Эдуард Михайлович

Государственная информационная политика Тайваня за последние пять десятилетий прошла сложный «многовекторный» путь. Власти острова всегда уделяли большое внимание процессам создания и контроля деятельности различных СМИ. На протяжении всего этого времени отношение власти к оппозиционным явлениям в пространстве политической коммуникации Тайваня не раз менялось. Однако отчетливо прослеживается путь перехода государственной информационной политики и средств массовой информации от функционирования в условиях авторитарной власти к деятельности в условиях свободного демократического общества, хотя и с некоторыми ограничениями этой свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика становления государственной информационной политики Тайваня»

Специфика становления государственной информационной политики Тайваня

Posted December 27th, 2013 by Editor

• Войтенко Эдуард Михайлович • Выпуск №4. 2013г.

• Масс-медиа зарубежных стран The Specificity of Formation of State Information Policy of Taiwan

Войтенко Эдуард Михайлович

аспирант кафедры ЮНЕСКО Международного института государственной службы и управления (МИГСУ) Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС), eduard. voytenko @gmail. com

Eduard M. Voytenko

PhD student at the Chair of UNESCO, IIPAM RANEPA, eduard.voytenko@gmail

Аннотация

Государственная информационная политика Тайваня за последние пять десятилетий прошла сложный «многовекторный» путь. Власти острова всегда уделяли большое внимание процессам создания и контроля деятельности различных СМИ. На протяжении всего этого времени отношение власти к оппозиционным явлениям в пространстве политической коммуникации Тайваня не раз менялось. Однако отчетливо прослеживается путь перехода государственной информационной политики и средств массовой информации от функционирования в условиях авторитарной власти к деятельности в условиях свободного демократического общества, хотя и с некоторыми ограничениями этой свободы.

Ключевые слова: Тайвань, Гоминьдан, СМИ, информационная политика, цензура, политическая конкуренция.

Abstract

State information policy of Taiwan over the past more than five decades has passed a complicated "multi-vector" way. The authorities of the island has always paid great attention to the processes of creating and controlling the activities of the different media. Throughout this time, the government's attitude to the opposition phenomena in the space of political communication Taiwan has repeatedly changed. However, clearly traces the path of transition state information policy and media from functioning under authoritarian rule - to work in a free and democratic society. Although with some limitations to this freedom.

Key words: Taiwan, the KMT, media, information policy, censorship, political competition.

Государственная информационная политика Тайваня складывалась в меняющихся исторических условиях. После освобождения острова от японского колониального правительства в 1945 г. сфера политической коммуникации на короткий срок получила импульс к свободному развитию. Однако вскоре, в связи с эмиграцией на Тайвань китайского правительства и руководства партии Гоминьдан, а также с введением военного положения, сфера политической коммуникации была лишена возможности конкурентного развития и надолго осталась подконтрольной правительству и вышеупомянутой партии.

В период однопартийного режима (1945-1987 гг.) государственная информационная политика представляла собой, по сути, пропаганду идей Гоминьдана. С 1949 г. до 1987 г. на Тайване действовали нормы военного положения, которые существенно ограничивали права и свободы на острове1. Структура каналов политической коммуникации в 1949-1987 гг. на Тайване была достаточно стабильной, хотя и эволюционировала в связи с возникновением новых медиасфер вследствие научно-технического прогресса.

Возникновение в тайваньском политическом классе сообщества беспартийных политиков, получивших обобщающее имя «данвай» («вне партии») стало причиной изменений в пространстве политической коммуникации Тайваня. Будучи к началу 1980 гг. весомой политической силой, эта группа не имела возможности создать каналы коммуникации с общественностью на легальных основаниях. Именно в противостоянии с группой «данвай», в 1986 г. объединенной в Демократическую прогрессивную партию (ДПП), сформировалось пространство политической коммуникации, вмещающее несколько политических субъектов. В этих условиях государственная информационная политика свелась к регулированию возникшего рынка СМИ, а в содержательной части - к конкурентной борьбе.

Информационная политика в период военного положения

Тайвань, как независимое государство, в начале своего развития не обладал собственными центральными информационными бюро, что негативно сказывалось на содержании всех СМИ. Лишь в 1949 г. партией Гоминьдан было создано Правительственное информационное бюро (ПИБ) Китайской республики - специальный орган при Исполнительном Юане2. Однако в том же году, после реструктуризации правительства ПИБ было распущено. Через год в качестве временного учреждения, занимавшегося подготовкой правительственных пресс-релизов, ПИБ было частично воссоздано, в 1949 г. - упразднено, а окончательно воссоздано - в 1954г.3 При этом функции ПИБ до 1973 г., когда ведомство стало главным регулирующим субъектом медиапространства4, сводились лишь к распространению правительственной информации.

Планомерный процесс установления контроля за пространством политической коммуникации Тайваня со стороны властей начался в конце 1940-х гг. в связи с введением военного положения. В 1949 г. власти опубликовали ряд законов5, существенно ограничивающих возможности

создания новых, прежде всего печатных СМИ. В 1950 гг. постепенно усложнялась возможность получения регистрационных свидетельств для газет6. Меры были настолько радикальными, что начиная с 1960 г. по 1987 г., когда наконец было отменено военное положение, число газет на острове (31) не менялось7.

В апреле 1952 г. был принят «Закон о печати» (The Publishing Act, ttiffi^ )8, а вскоре в дополнение к нему были приняты «Инструкции о печати» (The Enforcement Rules for the Publishing Act, ЖКй/йШтШ!1!)9. Данные нормативно-правовые акты вводили дополнительные ограничения для печатных СМИ10. В соответствии со ст. 27 «Инструкций» правительство могло пресечь возникновение новых газет и сделало их регистрацию практически невозможной11.

Власть опиралась на партийные и провинциальные издания (центральные газеты регионов Тайваня). До 1950 гг. крупнейшей проправительственной газетой была «Чжунхуа жибао» (ф^ВШ/China Daily News), созданная Гоминьданом на Тайване в 1946 г. Начиная с 1950 гг. лидером проправительственной печати стала партийная «Чжунъян жибао» (Ф^ВШ/Central Daily News), переместившаяся вслед за правительством Китайской республики на Тайвань из Нанкина в 1949 г.

В 1970 гг. главным каналом коммуникации для Гоминьдана стала крупнейшая частная газета Тайваня «Ляньхэ бао» (ЩЩ—Ш/United Daily News), которая была основана в 1951 г. и активно развивалась до середины 1960-х гг. в русле лояльности по отношению к Гоминьдану, а также ее дочернее издание для деловых кругов - «Цзинцзи жибао» (ШШВШ/^Щ/Economic Daily News). В 1976 г. на базе дружественного издательства власти Тайваня сформировали газету «Шицзе жибао» (ШШВШ/World Journal), ориентированную на бизнес-эмигрантов и студентов из Тайваня, которые покинули остров. Это издание в основном распространялось в США.

Основу содержания провластных газет составляли стенограммы заседаний, выступления чиновников и партийных функционеров. Такая политика привела к сокращению целевых аудиторий. К тому же технический прогресс заставил правящие круги Тайваня обратиться к созданию более современных и действенных каналов коммуникации. К концу 1950 гг. правительство сосредоточилось на создании национального телевидения.

Телевидение на острове: первые шаги

Подготовительный этап занял десятилетие с 1951 по 1961 гг. В 1951 г. о начале формирования национального телевидения сообщил Исполнительный комитет Законодательного Юаня. Согласно планам правительства, на острове предстояло создать сеть частных предприятий в сфере телевизионных услуг. В 1961 г. был создан организационный комитет по делам тайваньского телевидения. Комитет разработал и утвердил принципы поиска иностранных инвестиций и технологического сотрудничества с зарубежными фирмами.

Правительство Тайваня выбрало стратегию частно-государственного партнерства в сфере телевизионного бизнеса, сделав компании зависимыми от государственных и иностранных инвестиций, исключив при этом возможность влияния нетайваньской стороны на тематику телеэфира. 28 апреля 1962 г. начала свою деятельность «Тайвань дяньши гунсы» (ШЩШШ^^/Taiwan Television Enterprise) - первая частная телекомпания на Тайване12. В

сентябре 1968 г. была создана «Чжунго дяньши гунсы» (ФИШШ^^/China Television Company)13. Третьим частным телеканалом на Тайване стал учрежденный в 1971 г. консорциум «Чжунхуа дяньшитай» (ФЩШШш/Chinese Television System)14.

Таким образом, в период с 1960 до начала 1970 гг. при содействии правительства и благодаря сотрудничеству с иностранными компаниями была создана система национального частного телевещания, отвечавшая технологическим требованиям времени. Она полностью контролировалась правящей партией, правительственными структурами и военными15.

60-е годы ХХ века стали десятилетием смены вектора развития радиовещания на Тайване. Правительство ставило перед этой информационной отраслью новые цели и способствовало развитию радиовещания в соответствии с требованиями времени и запросами населения. В 1965 г. в рамках Китайской радиовещательной компании был создан отдел иностранного вещания, который руководил радиостанцией «Цзыю чжунго чжи шэн»16 (ёйФИ^в/The Voice of Free China). По замыслу Гоминьдана, с ее помощью предполагалось пресекать распространение коммунистических идей среди эмигрантов.

Важным событием для СМИ стало введение регламента, устанавливающего временные рамки для трансляции передач различного содержания. Такие нормы вводил закон 1976 г. «О телевидении и радиовещании» (ЙЙШЖ£17/ Broadcasting and Television Law18). В этом законе впервые говорилось и о необходимость создания СМИ, ориентированных на этнические и региональные меньшинства; были определены пропорции радиопрограмм на диалектах.

Несколько затянулся на Тайване процесс организации общественного телевидения - «Гунгун дяньшитай» ('А^ШШш/Public Television Service). Механизм его создания был подготовлен министерством транспорта и коммуникаций Исполнительного Юаня еще в 1982 г. при участии трех государственных телеканалов. Однако вскоре телевизионщики пришли к выводу, что подготовка программ «Гунгун дяньшитай» требует государственного информационного контроля, и в 1983 г. тем же министерством был разработан проект создания «центра подготовки программ общественного телевидения». В рамках данного проекта министерство определило, что содержание программ «Гунгун дяньшитай» должно служить образцом телевизионной журналистики и касаться в основном проблем образования и интеллектуального развития аудитории. В 1984 г. была сформирована специальная «Группа общественного телевидения» -структура, ответственная за создание программ «Гунгун дяньшитай»19.

Создание общественного телевидения можно назвать последним крупным институциональным нововведением в пространстве политической коммуникации Тайваня в период единоличного правления партии Гоминьдан. Сложившаяся структура информационного взаимодействия между властью и обществом в 1980 гг. все отчетливее демонстрировала свою несостоятельность. Ярко выраженный крен в сторону идеологии Гоминьдана и невнимание правительства к возникновению новых медиа (прежде всего, кабельного телевидения и нелегальных оппозиционных радиостанций) привели к тому, что к моменту отмены военного положения легитимность государственной информационной политики была подорвана.

Демократизация и СМИ

15 июля 1987 г. президент Тайваня отменил указ «О военном положении»20 - так было положено начало демократической истории Тайваня. В 1988 г. был отменен закон, запрещавший регистрацию новых газет. Однако в сфере телевидения и радиовещания перемены наступили не сразу: в преддверии парламентских выборов 1989 г. правительство не торопилось создавать условия для пропаганды идей своих оппонентов. За несколько дней до выборов оппозиционная Демократическая прогрессивная партия (ДПП) предприняла попытку создания в регионе передвижных трансляционных пунктов нелегальной «зеленой телевизионной станции»21, которая была пресечена силами полиции.

После спада накала политического противостояния 1989 г. ДПП приступила к созданию общедоступных каналов для перманентной пропаганды. Так как путь в эфир теле- и радиостанций все еще был недоступен для оппозиции, ДПП использовала в своих целях получившее широкое распространение на Тайване кабельное телевидение, существовавшее на полулегальных основаниях (закон 1976 г. никак не регламентировал данную сферу22). В феврале 1990 г. была создана первая телевизионная станция так называемого «Демократического кабельного телевидения» («Миньчжу дяньтай»/KФЩи,/Democrat/'c Television). Всего за год число подобных станций возросло до 24; все они были объединены в «Лигу тайваньского демократического кабельного телевидения». Она получила неофициальное название «Четвертый канал» - «Ди сы тай» (ШШ^/Fourth Channel) - в противовес трем существующим эфирным телеканалам23.

Ситуация, сложившаяся в сфере кабельного телевидения, и реакция правительства Китайской Республики на появление этого сектора СМИ - яркий пример легализации медиаявления постфактум. Масштаб распространения кабельного телевидения поставил правительство Тайваня перед фактом потери инициативы в нормативно-правовом регулировании запросов общества. Правительство было вынуждено действовать «вдогонку» сложившимся тенденциям.

Проблемами кабельного телевидения ПИБ стало заниматься с 1985 г., а в 1989 г. началась разработка соответствующего законодательства. Однако темпы роста популярности кабельного ТВ в Китайской республике поставили власть перед необходимостью легализации данного явления без постановки его под реальный контроль. ДПП предпочла борьбе за право обладать эфиром традиционного телевидения миграцию пропаганды в кабельные сети и, как показало время, поступила правильно24.

Другой стороной, осуществлявшей давление на ПИБ, были правообладатели визуальной продукции, которая активно транслировалась кабельным ТВ без каких-либо финансовых отчислений. В итоге в августе 1993 г. Законодательный Юань принял закон о кабельном телевидении25 (^ШШШШШШ / Cable Radio and Television Act26). Он предполагал переход на легальное существование такого телевидения в два этапа. На первом этапе остров был разделен на 51 операционную зону для кабельного ТВ27. В каждой из них могли получить право работать не более 5 компаний-дистрибьюторов28; для этого они должны были получить разрешение властей. На следующем этапе компаниям-дистрибьюторам предлагалось в девятилетний (!) срок привести свою деятельность в соответствие с регламентом; на это время правительство устанавливало дополнительные правила временного характера, которые были введены в конце 1993 г. и предоставляли относительно большую свободу в организации деятельности компаний29.

Популярность кабельного телевидения пагубно сказалась на доверии населения к трем эфирным национальным телеканалам. Новостные службы «Четвертого канала» подорвали имидж

государственного ТВ. Для восстановления его социальной значимости государству пришлось идти на уступки и под давлением общественного мнения согласиться на создание открытой демократической станции эфирного вещания. Министерство транспорта и коммуникаций Исполнительного Юаня приняло решение о создании нового телеканала в январе 1994 г. Еще раньше - в 1993 г. - произошла либерализация сферы радиовещания: ряд частот открыли для свободного вещания. Так же, как и в кабельном телевидении, оппозиционные силы Тайваня создали большое число нелегальных радиостанций, которые сделали бессмысленным сдерживание процессов проникновения критических настроений в радиоэфир30.

Для сферы телевещания 1990 гг. стали временем постепенного перехода телекомпаний из государственной в частную собственность. Позиции государства и Гоминьдана существенно поменялись - как в сфере информационного содержания каналов, так и по отношению к управлению компаниями. Была проведена интернационализация контента телекомпаний. В 1992-1995 гг. между тайваньскими телекомпаниями и международными игроками медиарынка был заключен ряд соглашений о стратегическом сотрудничестве. В телевизионном сегменте СМИ стали появляться новые субъекты, которые, будучи частными телеканалами, также активно включились в трансляцию политической информации, симпатизируя различным политическим силам. Наиболее крупной новой телекомпанией стала созданная в 1997 г. «Формоза» (КИ^КвШа, Formosa Television/FTV)31. Тогда же на Тайване произошло разделение влияния между государством и Гоминьданом, последняя после выборов 2000 г. перестала быть партией власти и, следовательно, перестала ассоциироваться с государственной политикой.

Особенно заметен стал результат перераспределения влияния власти и партий на телевидение Тайваня в период парламентских выборов 2004 г., когда телеканалы, оставшиеся в руках государства, но потерявшие связь с Гоминьданом, оказались на стороне ДПП. В частности, телекомпании «Чжунго дяньши гунсы» (TTV) и «Чжунхуа дяньшитай» (CTS), принадлежавшие государству, оказали поддержку ДПП32.

В дальнейшем была осуществлена деполитизация телевизионного сектора. В 2005 г. Гоминьдан освободился от своих крупных активов в «Чжунго дяньши гунсы», продав их медиагруппе «Чжунго шибао» (ФШ^Ш/China Times) вместе с принадлежавшим партии контрольным пакетом акций в радиовещательной корпорации «Чжунго гуанбо гунсы» (ФШ ШШ^^/Broadcasting Corporation of China, BCC). Эта линия была продолжена в рамках государственной политики: в 2006 г. был принят закон о передаче государственного телевидения в частную собственность через прозрачные торги. Одновременно было усилено общественное телевидение: за счет средств госбюджета были выкуплены телекомпании «Хакка ТВ» (^ШЩШп/Hakka TV) и «Юаньчжу миньцзу дяньшитай» (Ш^^ШШШа/Taiwan Indigenous Television)33 - каналы, осуществляющие вещание на языках этнических меньшинств. Этими каналами дополнили блок общественного телевидения.

Информационное пространство и рынок

Отделение СМИ от государства сделало проблемным полноценное и своевременное информирование общества о государственной политике в целом. Власть была вынуждена перестраиваться на рыночные механизмы взаимодействия со СМИ34, и данная сфера стала затратной. Появились сведения, согласно которым только в период с 1 апреля по 1 июня 2003 г.

на данные цели было затрачено 200 млн тайваньских долл. (примерно 664,7 тыс. долл. США по современному курсу), а также еще почти миллиард тайваньских долларов - в последующие 9 месяцев35.

Впрочем, скоро правительство создало новый механизм регулирования контента СМИ. В 2006 г. была сформирована Национальная комиссия по делам коммуникаций36 - организация, подчиненная Исполнительному Юаню. Новая комиссия, члены которой назначаются на пятилетний срок премьер-министром, стала своеобразным экспертным центром, определяющим качество контента СМИ.

Последним значимым шагом Правительства Тайваня в сфере государственной информационной политики стало упразднение Правительственного информационного бюро в 2012 г.37. Полномочия по формированию правительственной информации для зарубежных нужд были перенесены в специально сформированный департамент при МИД Тайваня. Внутренние дела ПИБ Тайваня были отданы специальному комитету при кабинете министров.

Итак, можно сформулировать ряд выводов, часть из которых будет справедливой для всей системы СМИ Тайваня, другая же - только для отдельных видов средств массовой информации.

Режим военного положения отрицательно сказался на развитии всех СМИ Тайваня. И пресса, и телевидение развивались по сходной модели: крупнейшие монополии и телестанции находились под прямым или косвенным контролем Гоминьдана. Такой контроль не препятствовал техническому прогрессу38 (так, тайваньские газеты уже в конце 1960 гг. перешли на цветную печать), но серьезно мешал содержательному развитию.

Необходимость пересмотра политики Гоминьдана в отношении к СМИ была осознана обществом задолго до отмены военного положения. При этом пресса и телевидение имели разные возможности для демократизации. Если число газет строго регулировалось Законом о печати, то в законодательстве о телевидении имелась лазейка: оно никак не регулировало деятельность кабельного ТВ39. Это привело к созданию большого числа станций «Четвертого канала», которые, не будучи легальными, пользовались огромной зрительской популярностью. Демократизация, таким образом, шла сверху - для прессы (после отмены военного положения), и снизу - в сфере теле- и радиовещания.

1. Закон о военном положении был принят в 1949 г. после продолжительного периода социальной нестабильности. Началом данных событий стала всеобщая забастовка, произошедшая в Тайбэе 28 февраля 1947 г. В начале марта 1947 г. беспорядки охватили всю территорию острова. 10 марта Тайвань был взят под контроль прибывшими войсками под командованием Чан Кайши. Временная стабилизация была достигнута с введением в 1948 г. «Временных положений, действительных на период мобилизации во время восстания», на смену которым и пришел закон о военном положении. Craig A. Smith.Taiwan's 228 Incident and the Politics of Placing Blame // Past Imperfect. 2008. № 14. P. 143-163.

2. Gary D. Rawnsley. The Media and Popular Protest in Pre-Democratic Taiwan // Historical Journal of Film, Radio and Television. 2000. № 4. P. 580.

3. A New Beginning // Taiwan Review. 2012. № 1.

4. GIO work expanded // Taiwan today. 1973. August, 5.

5. Законопроекты на Тайване принимаются Законодательным Юанем. Принятые законопроекты отправляются президенту Тайваня и в Исполнительный Юань, который может потребовать повторного рассмотрения законопроектов. Президент Китайской республики обязан промульгировать закон в течение десяти дней. Законодательный Юань может повторно принять закон большинством в 2/3 присутствующих на заседании парламентариев. Закон вступает в силу после подписания Президентом.

Саидов А.Х.Национальные парламенты мира: энциклопедический справочник. М., 2005. С. 305.

6. Chin-Chuan Lee. Sparking a Fire: The Press And the Ferment of Democratic Change in Taiwan - in: Journalism Monographs 5. Taipei, 1993. P. 1-39.

7. Ven-hwei Lo, Anna Paddon, and Hsiaomei Wu. Front Pages of Taiwan Daily Newspapers 1952-1996. How Ending Martial Law Influenced Publication Design // Journalism and Mass Communication Quarterly. 2000. № 4. P. 880.

8. http://taiwanpedia.culture.tw/en/content?ID=3967

9. The Republic of China yearbook. Taipei, 2011. P. 209.

10. Чжэн Цэнмин. Журналистика и массовая коммуникация. Тайбэй, 1994. С. ЗЗ. (на китайском языке).

11. One China,Two Interpretations // Free China review. 1997. № 1. P. 3.

12. Лай Гуанлинь. История средств массовой информации на Тайване. Тайбэй, 1992. С. 205. (на китайском языке).

13. Sheila Chin. Broadcasting and New Media Policies in Taiwan - in: Media in Global Context. London, 1997. P. 80.

14. Вэнь Маньин. Интервью с генеральными менеджерами трех тайваньских телекомпаний // Тянься. Тайбэй, 1987. № 4 (на китайском языке).

15. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. Спб, 2002. С. 157.

16. Lee, C. Thomas. Mass media and communication research in the Republic of China - in: AMIC Travelling Seminar : 1st, Asia, Sep 5-29. Singapore, 1971. P . 9.

17. http://law.moj.gov.tw/LawClass/LawAll.aspx?PCode=P0050001

18. Yu-Li Liu. The Development of Cable Television in China and Taiwan // Jurnal Komunikasi. l994. № 10. P. 139.

19. Gary D. Rawnsley, Ming-Yeh Rawnsley. Public Television and Empowerment in Taiwan // Pacific Affairs. 2005. № 1. P. 27.

20. Longqing Wang. Journalists, media diplomacy and media-broker diplomacy in relations between mainland China and Taiwan from 1987-2009. Sydney, 2009. P. 144.

21. December Election Victory for DPP // International Committee for Human Rights in Taiwan. 1990. № 1. P. 8.

22. Yu-Li Liu. Op. cit. P. 139.

23. Чиу Джуэй-Хуэй. Средства массовой информации Тайваня: история, современное состояние, перспективы развития. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Спб, 2009. С. 105.

24. Ping-Hung Chen. The Role of the State in Shaping Taiwan's Cable Television Industry // Media Asia. 2002. № 1. P. 37-41.

25. Yu-Li Liu. Op. cit. P. 137.

26. http://law.moj.gov.tw/Eng/LawClass/LawContent.aspx?PCODE=P0050008

27. СМИ на Тайване. Тайбэй, 2011. С. 209.

28. Yu-Li Liu.Op. cit. P. 150.

29. Чиу Джуэй-Хуэй. Указ. соч. С. 107.

30. Там же.

31. Shih-Chi, Kao.Media Culture in Taiwan: The Case of Taiwanese Nationalism. Sydney, 2010. P. 7.

32. Huang Ching-Lung. The changing roles of the media in Taiwan's democratization process. Massachusetts, 2009. P. 16.

33. Ibid. P. 19.

34. GIO's Iap comes under fire again in legislature // Tapei Times. 2003.April, 25.

35. Gary D. Rawnsley and Ming-Yeh T. Rawnsley,« Media reform since 1987», China Perspectives[Online],56 | november-december 2004, Online since 29 December 2008, connection on 17 September 2013 // http://chinaperspectives.revues.org/440. P. 7.

36. Yu-li Liu, Eunice Hsiao-hui Wang. '.Tw' Taiwan // Digital Review of Asia Pacific. 2009-2010. P. 335.

37. http://www.chinapost.com.tw/taiwan/national/national-news/2012/02/28/333001/65-year-old-GIO.htm

38. Чэнь Госян, Чжу Пин / Сорокалетняя эволюция газет на Тайване. Тайбэй, 1987. С. 56 (на китайском языке).

39. Ping-Hung Chen. Who Owns Cable Television? Media Ownership Concentration in Taiwan // The journal of media economics. 2002. № 1. P. 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.