РАЗДЕЛ IX ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
УДК 371
В. В. Варинову Н. Г. Коновалова
СПЕЦИФИКА СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ТЕННИСИСТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ВЕГЕТАТИВНОЙ РЕГУЛЯЦИИ
Известно, что по тактике ведения спортивной борьбы (специфике структуры соревновательной деятельности) спортсменов можно разделить на несколько групп [3]. Большую группу образуют спортсмены с относительно равномерным развитием различных сторон подготовленности. Другие имеют превосходство в скоростно-силовых способностях, а есть и такие, которые выигрывают за счет преимуществ в специальной выносливости.
Наиболее сильные стороны подготовки спортсменов образовывают так называемый «активный центр». В соревновательной деятельности основная нагрузка ложится именно на него. Отстающие в развитии стороны подготовки во многом лимитированы генетически или сдерживаются высоким уровнем развития других способностей. Стремление максимально развить отстающие элементы не только не дает результатов, но часто тормозит совершенствование сильных сторон подготовки [3]. Это сглаживает индивидуальные черты спортсменов, призванные обеспечить достижение высоких результатов.
Для получения высоких спортивных результатов в работе со спортсменами, имеющими ярко выраженную спортивную индивидуальность, необходимо придерживаться следующих правил: тренировочные программы должны быть ориентированы на максимальное развитие индивидуальных задатков, а также на устранение явных диспропорций в структуре подготовленности [3].
В современном настольном теннисе проблема индивидуальных стилей соревновательной деятельности остается разработанной крайне мало, несмотря на то, что в литературе имеется множество данных по поводу того, что является критерием для отнесения игроков к тому или иному стилю [10]. Из основных критериев, следует отметить такие как: защита - нападение; активность - пассивность; европейский или азиатский хват ракетки; сторонность выполнения технических приёмов, частота применения приемов. Нерешенной, однако, остается главная проблема, которая заключается в том, что не определены факторы, обусловливающие формирование того или иного стиля. Этот факт влияет на то, что в спортивной практике тенни-
систов индивидуальность формируется стихийно, неуправляемо. Теоретический анализ причин выбора спортсменом и тренером конкретного стиля соревновательной деятельности наводит на мысль, что одним из важных факторов, определяющих спортивный стиль теннисиста, служат индивидуально-типологические генетически детерминированные особенности вегетативной регуляции организма спортсмена [5, 6, 8, 9] .
Цель нашей работы - выявление зависимости индивидуального стиля соревновательной деятельности юных теннисистов от типа вегетативной регуляции.
Исследования проходили в г. Новокузнецке на базе СДЮШОР по настольному теннису и ДЮКФП № 4. Обследовано 88 мальчиков 8-12 лет, у которых на момент исследования был определен тип вегетативной регуляции [4]. Тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы преобладал у 32 мальчиков, они составили группу симпатотоников. Тонус парасимпатического отдела преобладал у 10 спортсменов, они вошли в группу ваготоников. При этом 46 человек не имели четкого преобладания тонуса одного из отделов вегетативной нервной системы, из них сформировали группу нормотоников.
Средний стаж юных теннисистов составил 3-4 года. Режим тренировок предполагал 4-5 тренировочных занятий в неделю по 1,5-2 часа каждое. Критерием невключения являлся стаж тренировок менее одного года, критерием исключения - нерегулярные тренировки и заболевания на момент исследования. Весь массив исследуемых был распределен на три группы в соответствии с типом их вегетативной регуляции. Рендомизация отсутствовала. Процедура тестирования соответствовала Хельсинской декларации 1975 г. с учетом ее пересмотра в 1983 г. Эксперимент имел вид поперечного исследования и состоял из следующих этапов: тестирование технико-тактической подготовки; тестирование специальной физической подготовленности; тестирование общей физической подготовленности; статистическая обработка полученных данных.
Технико-тактическую подготовку исследовали по методике Г. Б. Барчу-ковой и др. [2]. Использовали следующие тесты: игра накатами справа по диагонали в ближней зоне; игра накатами слева по диагонали в ближней зоне; удар справа, прием подставкой слева; игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 8 стороне стола; игра накатами справа по диагонали в средней зоне; игра накатами слева по диагонали в средней зоне; сочетание наката справа и слева в правый угол стола; выполнение наката справа в правый и левый углы стола; игра попеременно слева и справа подрезанными мячами; накат с правой половины стола против срезки с правой половины; накат с левой половины стола против срезки с левой половины; накат с правой половины стола против срезки с левой половины; накат с левой половины стола против срезки с правой половины.
Для исследования специальной физической подготовки также была использована методика, предложенная Г. Б. Барчуковой и др. [2], которая включает следующие тесты: завершающий удар на дальность отскока мяча; бег по «восьмерке»; бег боком вокруг стола; перенос мячей; отжимания в упоре от стола; подъем из положения лежа в положение сидя; прыжки со скакалкой одинарные; прыжки со скакалкой двойные; прыжки в длину с места; бег на дистанцию 60 м.
Исследование общего уровня физической кондиции осуществлялось по методике, предложенной Р. И. Айзманом [1]. Для этого были использованы следующие тесты: вис на перекладине; наклон туловища вперед; бег 1000 м. Причиной лишь частичного использования данной методики является то, что многие тесты были проведены в ходе тестирования специальной физической подготовленности.
Статистический анализ данных осуществлялся с использованием статистического пакета программно-аппаратного комплекса психофизиологического исследования STATUS PF [7]. Вычисляли выборочное среднее (М), выборочное стандартное отклонение (STD) и F-критерий Фишера. Проверка нормальности распределения выборок осуществлялась с помощью W-критерия Шагшра-Уилкса [11].
Тесты технико-тактической подготовки мы объединили в три комплекта с учетом качеств, которые они выявляют. В первый комплект вошли тесты, для успешного выполнения которых от спортсмена требуется умение поддерживать максимально высокий темп выполнения технического элемента при относительно невысокой координационной сложности движения. К таким тестам относятся: игра накатами в ближней зоне; удар справа, прием подставкой слева; игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на S стороне стола. Во второй комплект вошли тесты, в которых при высокой сложности технического элемента от спортсмена требуется умение сочетать быстрый темп и способность к быстрому переключению внимания. Этим требованиям отвечают следующие тесты: игра накатами по диагонали в средней зоне; сочетание накатов справа и слева, а также чередование накатов в правый и левый углы стола. Третий комплект составили тесты, в которых при небыстром темпе и невысокой координационной сложности от спортсмена требуется умение длительно удерживать концентрированное возбуждение. Сюда вошли игра подрезками против подрезок и накатов в различных комбинациях.
Тесты на специальную физическую подготовленность мы разделили на два комплекта, основываясь на общей структуре их двигательного действия. В первый комплект вошли тесты, в которых при достаточно высокой координационной сложности двигательного действия от спортсмена требуется умение демонстрировать быстрый темп движения. Второй комплект составили тесты, где в условиях относительной простоты двигательного дей-
ствия от спортсмена требуется умение демонстрировать скоростно-силовые способности.
Из табл. 1 видно, что в технико-тактической подготовке теннисистов, имеющих крайние типы вегетативной регуляции, обнаружены достоверные различия. Теннисисты каждой группы имеют в чем-то явные превосходства, в чем-то откровенно слабые стороны. У нормотоников
Таблица 1
Технико-тактическая подготовленность спортсменов (М±8ТО)
Тест Симпато- тоники Нормо- тоники Ваго- тоники
Первый комплект тестов
Игра накатами справа по диагонали в ближней зоне 26,50±1,42* 25,70±1,34 22,40±1,73***
Игра накатами слева по диагонали в ближней зоне 27,50±1,37* 27,10±1,53 25,20±1,52***
Удар справа, прием подставкой слева 28,40±1,21* 27,60±1,62 26,10±1,35***
Игра подставками слева в сочетании с атакующими ударами справа на 8 стороне стола 27,60 ±1,53* 27,00±1,34 23,50±1,33***
Второй комплект тестов
Игра накатами справа по диагонали в средней зоне 22,30±1,82 23,80±1,72 21,20±1,6***
Игра накатами слева по диагонали в средней зоне 26,50±1,37* 26,70±1,65 25,30±0,81 ***
Сочетание наката справа и слева в правый угол стола 18,10±1,93 20,80±1,42** 17,30±1,23***
Выполнение наката справа в правый и левый углы стола 17,30±2,13 18,50±1,93** 16,20±1,21 ***
Третий комплект тестов
Игра попеременно слева и справа подрезанными мячами 18,20±1,35* 20,50 ±1,64** 20,90±1,12
Накат с правой половины стола против срезки с правой половины 15,40±1,52* 17,20±1,72** 20,80±1,65***
Накат с левой половины стола против срезки с левой половины 17,60±1,93* 19,40±1,51** 22,60±1,42***
Накат с правой половины стола против срезки с левой половины 16,20± ,45* 18,60±1,73** 20,20±1,63***
Накат с левой половины стола против срезки с правой половины 15,40±1,62* 17,20±1,62** 21,50±1,22***
Примечание: Здесь и далее: М - выборочное среднее; STD - выборочное стандартное отклонение; критический уровень значимости при проверке статистических гипотез в данном исследовании принимался равным 0,05; * достоверность различий между симпа-то- и ваготониками; ** достоверность различий между симпато- и нормотониками; *** достоверность различий между ваго- и нормотониками.
наблюдается другая тенденция. Они, так же как симпато и ваготоники, имеют сильную сторону подготовки, однако в других тестах их показатели находятся на среднем уровне.
Наиболее сильной стороной симпатотоников являются технические элементы первого комплекта тестов. Во всех четырех тестах этого комплекта они достоверно превосходят ваготоников. При сравнении симпатотоников с нормотониками достоверных различий между группами обнаружено не было, однако следует отметить, что средние значения тестирования у первых выше. В одном из четырех тестов второго комплекта симпатотони-ки достоверно превосходят ваготоников, а в двух других, наоборот, достоверно уступают нормотоникам. Наиболее слабой стороной симпатотоников являются тесты третьего комплекта. В каждом из пяти тестов этой группы они достоверно уступают как ваго-, так и нормотоникам.
Сильной стороной нормотоников являются тесты второго комплекта. В двух из четырех тестов этого комплекта они достоверно превосходят симпатотоников и ваготоников, а в остальных двух только ваготоников. По показателям тестов первого комплекта нормотоники достоверно сильнее ваготоников, однако слабее симпатотоников. Во всех тестах третьего комплекта нормотоники достоверно превосходят симпатотоников, но достоверно уступают ваготоникам в четырех из пяти тестов этого комплекта.
Ярко выраженной сильной стороной ваготоников являются тесты третьего комплекта. В этих тестах у ваготоников наблюдается достоверное превосходство как над симпатотониками, так и над нормотониками. В показателях тестов первого комплекта наблюдается полная противоположность. Здесь ваготоники достоверно слабее и симпато-, и нормотоников. В двух из четырех тестов второго комплекта ваготоники достоверно уступают только нормотоникам, а в остальных - и нормо-, и симпатотоникам.
Исследования специальной физической подготовленности показали, что наиболее высокие результаты в тестах первой группы показали тенни-систы-нормотоники, а наиболее слабые - ваготоники (табл. 2). В трех из четырех тестов этой группы симпатотоники уступают нормотоникам, но зато по всем позициям превосходят ваготоников.
Для показателей тестов второй группы характерна иная картина. Здесь в пяти из шести позиций явное преимущество перед другими имеют теннисисты с симпатотоническим типом вегетативной регуляции. Нормотоники, уступая симпатотоникам, имеют преимущество перед ваготониками.
Следующим этапом эксперимента было изучение уровня физической кондиции. Многие из тестов, в частности те, которые определяют скоростно-силовые способности, уже были использованы в методике оценки специальной физической подготовленности, поэтому данные уровня физической кондиции мы рассмотрим только частично.
Из табл. 3 видно, что в тесте на силу кистей рук достоверно между собой
Таблица 2
Данные специальной физической подготовленности (М±8ТО)
Тест Симпато- тоники Нормо- тоники Ваго- тоники
Первая группа тестов
Бег по «восьмерке» 25,8*1,2* 26,2±1,7 30,4±0,5***
Прыжки со скакалкой одинарные 85,3*3,1* 92,1*4,3** 80,2±1,5***
Прыжки со скакалкой двойные 49,1*2,3* 53,5*3,1** 45,6*2,1***
Перенос мячей 37,5*1,4* 41,3*1,9** 33,4*0,9***
Вторая группа тестов
Завершающий удар на дальность отскока мяча, м 5,7*0,8* 4,6±0,5** 3,9*0,4***
Бег вокруг стола 19,8±1,3* 21,3±1,5 24,1*0,8***
Отжимания в упоре от стола 47,4*2,3* 39,3±2,9** 35,3*1,7***
Подъем из положения лежа в положение сидя 28,6*2,1* 25,2*1,8** 20,3*1,2***
Прыжки в длину с места 161,7*4,5 * 153,4*5,6* * 135,2*3,8***
Бег на дистанцию 60 м 10,9*0,6* 11,3*0,4** 11,8*0,3***
Таблица 3
Данные общего уровня физической кондиции (М±8ТБ)
Тест Симпатотоники Нормотоники Ваготоники
Вис на перекладине, с 25,3*2,4* 22,5*2,7 19,5*1,2
Наклон туловища вперед, см 8,3*1,5* 8,1*2,1 10,4*1,6
Бег 1000 м, с 281,5*4,5* 278,2*5,3 250,4*3,6***
отличаются только симпато- и ваготоники. В тесте на гибкость спортсмены всех типов вегетативной регуляции имели практически схожие результаты. Большой интерес представляют показатели теста на выносливость. Здесь очень большое преимущество перед другими имеют теннисисты-вагото-ники.
Из полученных данных, следует, что для спортсменов каждого типа вегетативной регуляции характерны свои черты, свойственные определенному стилю. Критерием для разделения на эти стили является «защита - нападение». Симпатотоники превосходят остальных в элементах, свойственных нападающему стилю игры. Нормотоники - в элементах, свойственных комбинированной игре, а ваготоники - игре в защите. Специфика подготовки теннисистов с различным типом вегетативной регуляции, на наш взгляд, объясняется генетически детерминированными особенностям и их нервной системы. Так, характерной чертой симпатотони-ков является высокая динамичность нервных процессов [4]. Это объясняет их ярко выраженные скоростно-силовые способности, которые являются
решающим фактором в успешной реализации нападающего стиля игры. Наиболее яркой стороной нормотоников является высокая лабильность нервных процессов. Кроме того, они обладают средним уровнем динамичности нервных процессов и способности длительно удерживать концентрированное возбуждение [4]. Это, на наш взгляд, объясняет их предрасположенность к ведению комбинированного стиля соревновательного деятельности. Ваготоники уступают и симпато-, и нормотоникам в лабильности и динамичности нервных процессов, однако значительно превосходят их в способности длительно удерживать концентрированное возбуждение [4]. Очевидно этот факт объясняет предрасположенность ваготоников к ведению защитного стиля игры.
Объединить теннисистов схожих типов вегетативной регуляции в группы с общим стилем игры по другим критериям в данном эксперименте не представилось возможным. Это объясняется тем, что другие критерии для разделения на те или иные стили зависят не от типа вегетативной регуляции спортсмена а от чего-то другого.
Таким образом, уже на ранних этапах спортивной тренировки специфика подготовленности юных теннисистов во многом определяется типом вегетативной регуляции. Активный центр представителей крайних типов вегетативной регуляции уже, но ярче, чем у тех, кто не имеет четкого преобладания тонуса одного из отделов вегетативной нервной системы.
Сильными сторонами спортивной подготовленности теннисистов с преобладающим тонусом симпатической нервной системы служат технические элементы, для успешного выполнения которых при относительно невысокой координационной сложности от спортсмена требуется умение поддерживать максимально быстрый темп. Кроме того, преимуществом сим-патотоников являются скоростно-силовые способности. Эти обстоятельства позволяют рекомендовать для симпатотоников направленное формирование нападающего стиля игры.
Нормотоники характеризуются высоким уровнем развития координационных способностей и превосходят спортсменов с другими типами вегетативной регуляции в технических элементах, предусматривающих в условиях высокой координационной сложности сочетание быстрого темпа и способности к быстрому переключению внимания.
Преимуществами ваготоников являются выносливость и технические элементы, в которых при небыстром темпе и невысокой координационной сложности от спортсмена требуется умение длительно удерживать концентрированное возбуждение.
Библиографический список
1. Айзман, Р. И. Мониторинг здоровья детей при занятиях физической культурой и спортм / Р. И Айзман, Ю. Н. Кабанов, А. В.Лебедев, В. Б. Рубанович, М. А. Суботоялов. - Новосибирск, 2005. - С. 23.
2. Барчукова, Г. Б. Настольный теннис: примерная программа спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ / Г. Б. Барчукова, В. А. Воробьев, О. В Матыцин. - М.: Сов.спорт, 2004. - 144 с.
3. Барчукова, Г. В. Теория и методика преподавания настольного тенниса / Г. В. Барчукова, В. М. Богушас, О. В Матыцин; под. ред. Г. В. Барчуковой. - М.: Academia, 2006. - 528 с.
4. Варинов, В. В. Особенности нервно-психического реагирования на специфическую спортивную нагрузку мальчиков 8-12 лет / В. В. Варинов // Естествознание и гуманизм: сб. науч. работ. - Томск, 2006. - Т. 3, № 1. - С. 17.
5. Воронин, Е. В. Формирование индивидуального стиля игры в настольном теннисе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. В. Воронин. — М., 1984. - 16 с.
6. Гуняди, Б. К. О прогнозировании физической работоспособности на различных этапах многолетней подготовки спортсменов / Б. К. Гуняди, Н. Н. Рафа-мок, С. М. Ивастков, Н. А. Губернаторов // Оценка и прогнозирование функциональных состояний в физиологии. - Фрунзе, 1980. - С. 255-257.
7. Иванов, В. И. Оценка психофизиологического состояния организма человека / В. И Иванов, Н. А Литвинова, М. Г Березина: Пат. РФ - № 2001610233 от 5.03.2001.
8. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
9. Пшенникова, М. Г. Взаимосвязь между наследственной устойчивостью к острому стрессорному воздействию и способностью адаптироваться к стрессу и гипоксии / М.Г. Пшенникова // Проблемы гипоксии: молекулярные, физиологические и медицинские аспекты. - М.; Воронеж: Истоки, 2004. - С. 245-268.
10. Сыпачевский, А. Стили деятельности, индивидуальный стиль и подготовка спортсменов в настольном теннисе / А. Сыпачевский // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - Харьков, 2002. - № 8. - С.61-68.
11. Shapiro, S. S., An appriximate analysis of variance test fo normality / S. S. Shapiro, R.S. Francia//J. Amer. Statist. Assoc. - 1972.-№ 337.-P. 215-216.