СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ, ИНСТИТУТЫ И ПРОЦЕССЫ
УДК 371
ЗА. Аджиева СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
И ПУТИ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ
Аннотация. В статье рассмотрена специфика социальных конфликтов. Показаны причины их возникновения в современном обществе, позитивные и негативнее функции социальных конфликтов. Автор рассматривает количественные и качественные индикаторы социальной напряженности, основные стадии развития социальных противоречий и пути разрешения социальных конфликтов.
Ключевые слова: социальный конфликт, социальная напряженность, индикаторы социальной напряженности, функции социальных конфликтов.
Zareta А<^Ыеуа THE SPECIFICITY OF SOCIAL CONFLICTS
AND WAYS OF THEIR PERMISSION
Annotaion. The article considers the specificity of social conflicts. The causes of their occurrence in modern society; positive and negative functions of social conflict. The author considers quantitative and qualitative indicators of social tension; main stages in the development of social contradictions and ways of resolving social conflicts.
Keywords: social conflict, social tensions, the indicators of social tension, the functions of social conflict.
Развитие социума, как правило, всегда содержит потенциальные конфликты, но управление этими конфликтами с целью оптимизации взаимоотношениями между субъектами снимает возможность перехода потенциального конфликта в открытую ее форму. Наличие разнообразия в современном обществе требует оптимизации и регуляции отношений между социальными субъектами. Экологические, техногенные, демографические, продовольственные, энергетические и другие проблемы в настоящее время приобретают глобальный характер и их разрешение требует участия большинства государств. Но в то же время, в повседневной социальной жизни человек постоянно сталкивается с конфликтами, которые касаются непосредственного его. В этой связи большую роль в обществе выполняют социальные работники, которые непосредственно участвуют в разрешении социальных конфликтов и проблем.
Социальная проблема - это ситуация, требующая решения, для которой нет знаний или средств. Проблема возникает как результат осознания недостаточности средств для ее разрешения [4]. Социальные проблемы могут касаться интересов отдельных или нескольких социальных систем. Согласно исследованиям, выполненных в рамках теории человеческих потребностей, одной из основных причин возникновения и развития социальных конфликтов, является ограниченное количество ресурсов на Земле. При этом повсеместно наблюдается или полное или частичное неудовлетворение потребностей человека. Это во многом приводит к тому, то человек не может быть активным и полноправным субъектом социального процесса [4].
Конфликты являются одним из условий развития самого субъекта, социальных систем и отношений. Однако, признав наличие конфликтов как условия развития социума, необходимо учитывать, что его возникновение не является неизбежным. Рассмотрим функции социального конфликта, которые делятся на позитивные и негативные (см. табл. 1).
© Аджиева З.А., 2016
Таблица 1
Позитивные и негативные функции социальных конфликтов
Позитивные функции социального конфликта негативные функции социального конфликта
- оптимизация - восстановление оптимального равновесия во взаимоотношениях, в возможностях развития и эффективного функционирования социальных субъектов (индивида, группы, систем и организаций); - интеграция и стабилизация - интеграция и стабилизация при укреплении тенденции устойчивого развития социальных субъектов; - информационно-сигнальная функция - определение полей напряжения, неблагополучия, рассогласования целей, интересов; - инновационная функция - разрешение противоречий социального субъекта, переход к новому состоянию, установление новой системы отношений или координация элементов старой с целью их адаптации к изменившимся условиям - истощение материальных и духовных ресурсов, жизненных сил социальных субъектов, систем, организаций; - разрушение, уничтожение полное либо отдельных элементов социальных систем, организаций, а также изоляция либо подавление субъектов конфликта; - деформация отношений между субъектами, самими системами, временное нарушение стабильности, развития, социального изменения как отдельного субъекта, так и социальной системы в целом
Показателем наличия потенциального конфликта является социальная напряженность. Одним из основных количественных индикаторов социальной напряженности является увеличение числа дестабилизирующих факторов в процессе функционирования социальной системы, увеличение периода действия деструктивных форм отношении между субъектами и системами. Качественные индикаторы социальной напряженности свидетельствуют об изменениях в содержании отношений между субъектами в содержательных характеристиках самих субъектов, которые характеризуются переходом от конструктивных форм разрешения проблем к деструктивным. При этом напряженность можно рассматривать как результат рассогласования интересов и потребностей граждан. Она сопровождается появлением дестабилизирующих факторов, которые свидетельствуют о происходящих несбалансированных изменениях.
Социальный конфликт является результатом и условием изменений как социальной системы в целом, так и отдельных субъектов и отношений между ними. На основе анализа психолого-педагогической литературы [3; 5] можно выделить следующие основные причины конфликтов: общие и частные (см. табл. 2).
Частные причины непосредственно связаны с конкретным видом конфликта. Причины конфликтов обнаруживают себя в конкретных конфликтных ситуациях, устранение которых является необходимым условием разрешения конфликтов. Это могут быть проблемы, охватывающие социально-экономическую, социально-политическую, духовную или собственно социальную сферу жизнедеятельности.
Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия и взаимовлияния личности и социальной среды. К социальной среде относят все факторы, которые мотивируют или блокируют защиту социальных интересов личности, реализацию ее потребностей. Одним из важнейших условий решения социальной проблемы является ее точное формулирование. Главным требованием к формулированию социальной проблемы является ее обоснованность. Проблема должна вытекать из реальных потребностей и предпосылок. Отсутствие связи с реальными практическими или теоретическими потребностями делает проблему наду-
манной или несущественной. Решение социальной проблемы сводится в конечном счете к разрешению имеющегося внутреннего или внешнего противоречия.
Таблица 2
Общие и частные причины социальных конфликтов
Общие причины Частные причины
- социально-политические и экономические причины, связанные с социально-политической и экономической ситуацией в стране; - социально-демографические причины, отражающие различия в установках и мотивах людей, обусловленные их полом, возрастом, принадлежностью к этническим группам; - социально-психологические причины, отражающие взаимоотношения в социальных группах, коллективные мнения, лидерство, групповые мотивы и т. д.; - индивидуально-психологические причины, отражающие психологические особенности личности (способности, темперамент и др.) - различия в производственном коллективе, фирме и др. месте работы в целях, ценностях, средствах достижения целей; - нарушение трудового законодательства со стороны администрации; - неудовлетворенность условиями профессиональной деятельности; - нарушение служебной этики; - ограниченность ресурсов; - неудовлетворительные коммуникации (на предприятии, компании, фирме)
Социальное противоречие - это взаимодействие взаимоисключающих сторон или тенденций в социальной жизни, взаимодействие противоположностей. Оно является прежде всего результатом несовпадения интересов людей или социальных групп в их совместной жизнедеятельности [5]. Развитие противоречий проходит следующие стадии (см. табл. 3).
Таблица 3
Основные стадии развития социальных противоречий
Стадия тождества Стадия существенных различий Стадия противоположностей Стадия конфликта
характеризуется потенциальной возможностью возникновения противоречия несущественных различий несущественные различия перерастают в существенные характеризуется перерастанием существенных различий во взаимоотрицающие противоположности взаимоотношения сторон достигают крайней степени обострения и перерастают в открытое противоборство
Если рассматривать социальные противоречия на личном уроне, то можно отметить следующее. Как правило, любая личность в процессе жизнедеятельности вступает в супружеские и семейные отношения, во взаимоотношения с родителями, родственниками, детьми, друзьями и товарищами, с коллективом и различными объединениями, общественными организациями и, наконец, с обществом в целом. В процессе этих взаимоотношений в силу объективно имеющихся личностных различий в потребностях, интересах и степени их реализации могут возникать проблемы.
Основными фазами конфликта являются: начальная фаза; фаза подъема; пик конфликта; фаза спада. Важно помнить, что фазы конфликта, особенно когда противоречия до конца не разрушаются, могут повторяться циклически. Взаимосвязь фаз и этапов конфликта, а также возможности по его разрешению отражены в таблице 4.
Личностная проблема - это, по сути, столкновение между притязаниями, потребностями человека и степенью их удовлетворения. Такое столкновение может носить материальный или духов-
ный, физиологический или нравственный, социальный или психологический, производственный или бытовой, а иногда и смешанный характер.
Таблица 4
Взаимосвязь фаз и этапов конфликта и возможности их разрешения
Фаза конфликта Этап конфликта Возможности разрешения конфликта, %
Начальная фаза Возникновение и развитие конфликтной ситуации; осознание конфликтной ситуации. 90
Фаза подъема Начало открытого конфликтного взаимодействия 45
Пик конфликта Развитие открытого конфликта Менее 5
Фаза спада - Около 20
Источник: [2].
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Данная стадия может наступить, минуя конфликтное взаимодействие.
Конфликты, возникающие между индивидами в группе, разрешаются преимущественно двумя методами: методом убеждения и методом принуждения.
Метод убеждения связан с поиском компромиссов и взаимовыгодных решений. Основное средство при реализации этого метода является убедительная аргументация своих предложений, парирование контрдоводов другой стороны. При этом поиск возможностей и путей достижения компромисса является решающим при использовании данного метода.
Метод принуждения предполагает осуществление насильственных действий одного субъекта над другим. В зависимости от сложившейся ситуации конкретный метод принуждения может быть эффективен, в частности, если необходимо пресечь опасные для общества, индивида действий одной из сторон. Форма запрета, принуждения в ряде случаев может быть нужна для оказания помощи слабому человеку и т. д.
Обращаясь к проблеме регуляции и разрешения конфликтов в процессе социальной работы необходимо обратить внимание на внутриличностный и межличностный конфликты, а также конфликт индивид-общество, индивид-социальная группа [4].
Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс. Он включает в себя следующие последовательные действия:
- анализ и оценка конфликтной ситуации;
- выбор способа разрешения конфликта;
- формирование плана действий по разрешению конфликта;
- реализация выбранного плана действий;
- оценка эффективности своих стратегий по разрешению конфликта.
С точки зрения Ч. Дарендорфа [1], успешное урегулирование конфликтов определяют следующие факторы:
- согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, налаживание эффективных коммуникаций между ними.
- признание участниками самого факта конфликта, существующих разногласий, а также права сторон на свои позиции;
— направленность работы с конфликтом на регулирование самих проявлений конфликта, предполагающее отказ от бесполезных попыток устранения его причин.
По завершении конфликта целесообразно: проанализировать ошибки в собственном поведении; обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отношения с недавним участником; снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственных состояниях, деятельности и поведении.
Библиографический список
1. Дарендорф, Ч. Современный социальный конфликт / Ч. Дарендорф. - М. : РОССПЭН, 2002. - 288 с. -ISBN 5-8243-0370-3.
2. Зарипова, И. Р. Конфликтология в социальной работе : учебно-методическое пособие / И. Р. Зарипова. -Казань : Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008. - 87 с. - ISBN 978-5-7882-0723-0.
3. Сорокина, Е. Г. Конфликтология в социальной работе : учеб. пособие / Е. Г. Сорокина. - М., 2009. -208 с. - ISBN 978-5-7695-4937-3.
4. Сулимова, Т. С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов : учебное пособие для студентов / Т. С. Сулимова. - М., 1996. - 171 с. - ISBN 5-89112-014-3.
5. Технология социальной работы : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 240 с. - ISBN 5-691-00523-5.