Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 59-67. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 8. P. 59-67.
Научная статья УДК 659.1+616-036.21 https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.7
Специфика социальной рекламы в условиях пандемии COVID-19: международный контекст
Елена Юрьевна Потапчук1, Юлия Евгеньевна Лабзина2, Мария Александровна Маркова3, Дарья Михайловна Мамаева4
■^■^Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3530-279X [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8145-8122 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0614-4868 4https://orcid.org/0000-0001-5543-6571
Аннотация. В условиях распространения коронавирусной инфекции большинство стран столкнулось с необходимостью выработки специальной стратегии по информированию своих граждан об опасностях COVID-19 и ограничительных мерах, предпринимаемых правительствами по сдерживанию и купированию пандемических тенденций. Социальная реклама как действенный инструмент взаимодействия государства со своими гражданами стала одним из способов донесения до людей важной информации, связанной с коронавирусной инфекцией. В статье рассматриваются способы использования средств социальной рекламы (плаката) в Китае, России и англоязычных странах, исследуются методы их воздействия на население в условиях пандемии COVID-19. Раскрывается специфика социальной рекламы (плаката) в международном контексте, определяется степень ее участия в информационном воздействии на коллективное сознание с целью изменения социального поведения целевых аудиторий. Особое внимание уделяется рассмотрению способа создания социальной рекламы методами графического дизайна, приводится компаративный анализ ее лингвистических особенностей в международном контексте.
Ключевые слова: социальная реклама, пандемия Covid-19, графический дизайн, плакат, методы ограничения, социальное поведение.
Для цитирования: Потапчук Е.Ю., Лабзина Ю.Е., Маркова М.А., Мамаева Д.М. Специфика социальной рекламы в условиях пандемии COVID-19: международный контекст // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 8. С. 59-67. https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.7.
Original article
The specifics of social advertising amid pandemic COVID-19: the international context
Elena Yu. Potapchuk1, Yulia E. Labzina2, Maria A. Markova3, Daria M. Mamaeva4
1,2,34pacific National University, Khabarovsk, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0003-3530-279X [email protected], https://orcid.org/0000-0002-8145-8122 [email protected], https://orcid.org/0000-0003-0614-4868 4https://orcid.org/0000-0001-5543-6571
Abstract. Amid the spread of coronavirus infection, most countries faced the need for a specific strategy to inform their citizens about the dangers of COVID-19 and the restrictive measures taken by governments towards containment and management of pandemic trends. Social advertising as an effective tool for government interaction with its citizens has become one way of communicating important information related to the coronavirus infection. The paper examines the use of social advertising media (posters) in China, Russia and English-speaking countries and explores how they impact the population in the context of the COVID-19 pandemic. The specifics of social advertising (posters) in the international context are revealed, defining the extent of its participation in information influence on the collective consciousness in order to change the social behavior of the target audience. Particular attention is paid to the way social advertising is created by graphic design methods, with a comparative analysis of its linguistic features in an international context.
Keywords: social advertising, Covid-19 pandemic, graphic design, poster, methods of restriction, social behavior
For citation: Potapchuk E.Yu., Labzina Yu.E., Markova M.A., Mamaeva D.M. The specifics of social advertising amid pandemic COVID 19: the international context// Название журнала. 2021. No. 7. P. 59-67. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.8.7.
Общество не раз за всю историю человечества претерпевало разного рода перемены и качественные изменения, но таких глобальных, вынужденных и скоростных перемен, как сегодня, еще не было. Мир стал другим значительно и быстро, наступила эпоха пандемии и постоянной борьбы с вирусом COVID-19, который не знает границ. Появление нового захватчика привело к цепи изменений в привычной жизни мирового сообщества. Большинство стран объявляет карантин, население находится на самоизоляции. Именно поэтому период введения вынужденных ограничительных мер в обществе сравнивают с военным временем. Ощущение схожести усиливается появлением милитаристской лексики на плакатах и в слоганах для призыва к борьбе с вирусом COVID-19. Общество столкнулось с ранее не изученным явлением, которое изменило его жизнь. Пандемия привела к глобальному сбою в привычном обеспечении условий и качества жизни; более того, кризис, который затронул мировое сообщество, может стать причиной ликвидации достигнутого в предыдущие десятилетия прогресса.
Общество вынуждено трансформироваться в новых условиях, подстраиваться под требования времени: появились инновационные формы коммуникации - дистанционное общение в социальных сетях, видеоконференция, Zoom и другие инструменты. Всё это потребовало усовершенствования технических навыков, виртуозного владения компьютерными технологиями -общество стало нуждаться в выработке нового социального поведения, новых навыков и привычек, а также новых методов ограничений.
В данном контексте не последнюю роль играют средства массовой коммуникации, служащие для информационного влияния на население с целью изменения его социального поведения. Наиболее эффективным вариантом воздействия является социальная реклама, самыми распространенными формами которой традиционно выступают видеоролики, баннеры, агитационные плакаты, размещенные на билбордах и в сети Интернет.
«Социальная реклама» - термин, определенный в законе «О рекламе» как «информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно-полезных целей, а также обеспечение интересов государства» [1].
Интересно также толкование данного термина авторов Н.П. Аржанова и Т.А. Пироговой, согласно которому социальная реклама представляет собой «вид некоммерческой рекламы, направленной на изменение моделей общественного поведения и привлечение внимания к проблемам социума» [2].
Следует сказать и о специфике социального плаката как одной из форм социально ориентированной рекламы. Его основной функцией является формирование новых поведенческих установок у населения. В целях эффективного воздействия на человека социальный плакат не должен основываться на смягчении или подавлении чувства вины. Можно с уверенностью сказать, что плакат - это одно из направляющих в пути социализации члена общества. Он нужен для того, чтобы вызвать переживание в каждом, не оставить никого равнодушным, ведь «переживание - необходимое условие развития самосознания, самопознания, самоотношения человека, восходящего к личности» [3].
Начавшись в Китае, эпидемия COVID-19 быстро распространилась по миру и получила статус пандемии, став проблемой мирового масштаба. Меры борьбы, принятые в КНР, позволили быстро локализовать вирус на территории страны. Одним из наиболее эффективных средств манипуляции сознанием граждан при этом выступила социальная реклама, поэтому особенно интересным представляется проанализировать специфику китайской социальной рекламы, посвященной профилактике COVID-19 и вакцинации от коронавирусной инфекции.
Нами была осуществлена подборка плакатов с официального сайта комитета здравоохранения Гуанси-Чжуанского автономного района [4]. Их можно видеть на рисунке 1.
Первый плакат носит рекомендательный характер, подробно рассказывает о мерах профилактики и призывает:
(наденьте маску, защитите себя и будьте ответственными перед
окружающими);
(часто мойте руки, мойте руки проточной водой с
мылом (жидким) не менее 15 секунд);
ШЙЖШЙ^ (не собирайтесь вместе, не ходите в общественные места);
(откажитесь от дружеских встреч, не ходите в гости, не устраивайте дружеские обеды);
(регулярно проветривайте, обратите внимание на своевременность проветривания);
■^ШЕ, (обратитесь к врачу как можно раньше
при появлении таких симптомов, как жар, усталость, сухой кашель и т. д., наденьте маску и обратитесь в больницу для лечения).
Рисунок 1 - Социальная реклама против COVID-19 в Китае
Как видим, используется нейтральная, безэмоциональная лексика, обращение не имеет персонализации. Данная реклама выполнена в холодной гамме. Синий цвет является самым распространенным в рекламе по всему миру, так как он вызывает чувство надежности и спокойствия. Плакат имеет статичную, но неуравновешенную композицию. Все активные элементы смещены в левую сторону, мы видим два способа выделения текста: обводку и тень, из-за чего теряется читаемость [5]. При этом более полезная текстовая часть, сообщающая о мерах предосторожности, хоть и более заметна, позиционируется как неважная. Кроме того, на плакате отсутствует контактная информация.
Серия плакатов на рисунке 1 имеет единую композиционную структуру. Без знания языка, глядя на лишь на иллюстрации, можно понять основной посыл каждого плаката. Текст носит рекомендательный характер: ШРЩ (надевайте маску), (правильно надевайте маску при выходе на улицу), й&^ЕД^ЖРЩ (надевайте желательно медицинскую хирургическую маску), (меньше собирайтесь вместе), 'ШЩ)> ^Й^Й^ШЙЛ.-Ш^Й^ЙЯ (старайтесь не посещать людные места (например, вокзалы, торговые центры, театры и т. д.), откройте окна для вентиляции и обеспечьте циркуляцию воздуха в помещении).
В данной серии плакатов превалирует нейтральная лексика, отсутствует эмоциональная составляющая текста.
Внизу слева и посередине на рисунке 1 размещена социальная реклама вакцинации для граждан Китая, она выполнена с использованием стоковых иллюстраций, что еще более унифицирует ее: (вакцина от новой короновирусной инфекции для всех), Ш4Й (бесплатная вакцина, победим эпидемию); (научная профилактика и контроль вакцинации); (эпидемия не за горами, прививка сохранит здоровье). Абсолютно нейтральные и безэмоциональные, эти обращения едва ли можно считать информативными, нет данных о времени и местах вакцинации, ее этапах и последствиях отказа от нее. В данной серии использованы стилистически разные иллюстрации, что разрушает единство восприятия. Кроме того, также отсутствует контактная информация для получения инструкций.
Таким образом, проанализировав китайскую социальную рекламу, посвященную профилактике заболеваемости и пропаганде вакцинации от COVID-19, мы можем сделать вывод, что она имеет только рекомендательный характер и выполняет информативную функцию. Иллюстрации на всех китайских плакатах не вызывают никаких эмоций, и зрителю сложно считать, что обращение направлено лично к нему. Также нет контактной информации, даже ссылки на источник, где можно было бы подробнее ознакомиться с материалами по борьбе с пандемией. С учетом вышесказанного сложно считать такую социальную рекламу эффективной. Тем не менее ситуация в Китае стабилизировалась, и нет необходимости применять жесткие меры ограничения. Значит, такой уровень социальной рекламы можно считать достаточным для формирования новых привычек и норм социального поведения граждан Китая. Язык китайской рекламы, в отличие от русской или англоязычной, не имеет эмоционально окрашенной или милитаристской характеристики, а его тематика не содержит отсылок к более ранним периодам отраженного явления.
При анализе плакатов англоговорящих стран следует выделить серию таких, которые построены на аналогии сравнения с военным временем. Автором их является Шон Муренбилд, представитель студии дизайна Touchwood (рис. 2).
Рисунок 2 - Социальная реклама против COVID-19 Шона Муренбилда
Во времена Второй мировой войны патриотический символ Соединенных Штатов Америки призывал граждан вступать в ряды американской армии, в период пандемии этот понятный всем гражданам Америки образ довольно настойчиво призывает мыть руки, чтобы не заразиться вирусом.
Во времена Великой депрессии, Второй мировой войны, Карибского кризиса социальная реклама вдохновляла и информировала общественность с помощью простых и доходчивых образов, некоторые из которых стали знаковыми произведениями искусства, признаками эпохи, а позже были признаны классическими символами социальной рекламы. Шон Мупенбилд переосмыслил содержание винтажных агитационных плакатов для эффективного распространения информации о соблюдении мер предосторожности против коронавируса, он заглянул в прошлое, переложив значение агитационных плакатов того времени на современную ситуацию. Тем самым он призвал граждан своей страны к объединению против всеобщей беды, чтобы, как в прошлом, справиться с ней сообща [6].
Официальные государственные медицинские сайты помогают гражданам англоговорящих стран быть в курсе всех антиковидных мер, в том числе и кампаний по вакцинации, подробно разъясняют, что безопасность человека - это его приоритет. Всем противникам вакцины или колеблющимся сообщается, что эксперты одобряют вакцину и считают ее единственно возможным методом борьбы с вирусом. «Вакцина безопасна, эффективна и бесплатна», - гласят плакаты. Указывается единственно справедливое решение - поставить вакцину: «Вакцина предоставляется бесплатно и станет широко доступной в 2021 году, в государствах существует поэтапный план вакцинации с учетом риска и антикризисных мер».Каждый сомневающийся может почерпнуть из официального государственного плаката информацию следующего содержания: вакцина безопасна, потому что, когда пандемия началась, ученые уже изучали подобные вирусы более 20 лет и на основе своих исследований изобрели вакцину против вируса Со^-19, компании начали производить ее заранее, чтобы немедленно обеспечить потребность в ней у населения сразу после утверждения.
На серии плакатов, посвященных пропаганде вакцинации, можно увидеть представителей всех слоев населения. Смысл этого посыла - прививка делает всех граждан одной страны единым целым, объединяет народ.
Плакаты резюмирующего содержания сообщают, что вакцинация поможет положить конец пандемии, и если большинство граждан страны будут привиты, то это позволит быстро восстановить экономику и избежать жестких последствий, в том числе негативного отношения общества к человеку, заболевшему вирусом.
Социальные плакаты, направленные на популяризацию вакцинации против COVID-19, в англоязычных странах чаще построены по традиционным рекламным стандартам. Особенно активно применяется личное обращение и изображение на плакатах людей, значимых для восприятия зрителя (рис. 3).
Рисунок 3 - Социальная реклама, направленная на вакцинацию против COVID-19,
созданная в англоязычных странах
Австралийские власти выпустили серию плакатов, в которых обыгрывается галочка для обозначения согласия и первая буква «V» в слове «вакцинация». Через этот простой и понятный образ, который подкреплен позитивным оранжевым цветом, правительство побуждает население к вакцинации. По правилам цветового круга выбрана комплементарная схема, что поддерживает и делает еще более заметным оранжевый цвет. На примере плаката кампании по вакцинации мы видим, как подробно и убедительно рассказывается людям о том, где можно получить
всю актуальную информацию о пандемии - на конкретном сайте, его адрес указан два раза, внизу, как подпись в письме, размещен герб Австралии. Слоган «Безопасна. Эффективна. Доступна» содержит только ключевую информацию, призванную задержаться в сознании воспринявшего ее человека. И всё это направлено на то, чтобы каждый гражданин страны мог поставить галочку в своем списке дел напротив строки «Вакцинация».
Следующие два плаката - от Содружества Массачусетса с кампанией «Trust the FACTS.Get the VAX» и медицинских экспертов «Vaccinate ALL 58». С первого взгляда кажется, что используются стоковые, практически обезличенные персонажи и что посыл у плакатов схож. На самом деле в плакате от Содружества Массачусетса размещен текстовый баллон с прямым обращением к зрителю, сокращенное «Vax» в слогане и выноске явно относится к молодой целевой аудитории. На втором плакате, несмотря на его позитивные цвета, отражены проблемы, возникшие во всем мире, которые также решаются через вакцинацию. Например: «Вакцинация поможет нам восстановить экономику, разгрузить больницы и оздоровить общество».
Реклама от Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS), созданная при поддержке Национального института медицинских исследований (NIHR), разработана для привлечения жителей страны к исследованиям вакцины против COVID-19. Проведена большая кампания со слоганом «BE PART OF RESEARCH» и таким же хештегом, призывающая людей, находящихся в Великобритании, присоединиться к программе и стать частью исследований. Правильно построенный рекламный плакат начинает послание к зрителю со слов «нуждаются в тебе» и сразу дополняет их призывом «помогите нам найти вакцину против COVID-19». Направленность обращения к зрителю подкрепляется визуальным дополнением, которое состоит из фотографий людей разного пола, возраста, расы и религии. Таким образом, послание воспринимается максимальным количеством людей как личное. Внизу плаката указан адрес сайта с приглашением зарегистрироваться на нем.
Серия плакатов со слоганом «Every vaccination brings us closer, together» имеет осевую композицию, в центре которой - человек, делающий прививку. Эта социальная реклама также охватывает разные целевые аудитории и показывает на их фоне, ради чего люди прививаются, к какой жизни вернутся, как сблизятся после вакцинации с родными, близкими, друзьями, без опаски пойдут в кафе, на стадион. Для получения дополнительной информации также предлагается посетить сайт.
Вся англоязычная социальная реклама о вакцинации направлена на разговор со зрителем, на его просвещение в этом актуальном вопросе. Она имеет личный посыл, использует уважительную и тактичную форму обращения.
Во всех плакатах из приведенных примеров текст набран с применением шрифтов гротескной группы, буквы имеют скругленные вершины, концевые элементы и прочие окончания. Эта небольшая особенность в выборе гарнитуры делает текстовое послание более мягким и дружелюбным, вызывает ощущение заботы, не уменьшая его читабельность.
Таким образом, мы можем заключить, что социальная реклама англоговорящих стран несет в себе эмоциональную составляющую, посыл, побуждающий к действиям, направленным на предотвращение распространения Covid-19. Как правило, дизайн плакатов англоговорящих стран отличается простотой и ясностью, он акцентирует внимание целевой аудитории на особо значимых социальных идеях, таких, например, как забота о своем здоровье, здоровье друзей и близких, волонтерство и другие. Они становятся новыми общественными ценностями. Сегодня в их числе - соблюдение режима изоляции; безопасная дистанция; профилактические меры в условиях продолжающейся пандемии. Антиковидные плакаты и слоганы информативны, они содержат простые и понятные руководства к действию. Их специфика в том, что они не разжигают социальную рознь, так как все средства профилактики, в том числе и вакцина, доступны каждому и бесплатны. Таким образом, социальная реклама является элементом качества жизни современного общества, транслятором здоровьесберегающих технологий и ориентиром нового социального поведения.
Обратимся теперь к рассмотрению специфики использования социальной рекламы в России. Восприятие пандемии Covid-19 на протяжении 2020-2021 гг. в общественном сознании населения нашей страны значительно менялось: от необоснованного страха и паники, первичного отрицания через осмысление, анализ и рационализацию к пониманию, своеобразному принятию и в конечном счете к спокойствию и даже равнодушию [7]. Динамику состояния общества отразили российские СМИ и социальные сети [8]. Содержание плакатов, посвященных проблемам пандемии Covid-19, в нашей стране также менялось в зависимости от стадии ее развертывания. Если на первом этапе весной 2020 г. тревожные переживания, воплощенные в плакатных изображениях, сопровождались эмоциональными призывами, отчаянием, бесконтрольным страхом,
то к лету - осени 2020 г. социальная реклама стала носить информационный характер, практически безэмоциональный или содержать образы сочувствия и мягкой заботы, апеллируя, в основном, к чувству долга и совести граждан (рис. 4). Например, в серии плакатов, выпущенных инициативной группой «Московского Союза художников» в апреле 2020 г., вирус представляется в духе первого этапа восприятия пандемии - он сравнивается с морской миной [9]. Страхом перед инфекцией и перед контролирующими государственными органами объясняется появление и распространение в российских городах достаточно агрессивных по форме запрещающих табличек, где на красном фоне обычно в безличной форме располагаются грозные обращения-приказы: «Внимание! Вход без масок запрещен!» [10].
ОСТАВАЙСЯ ДОМА!
■' 1
С*
¿м
ПРОСТО ЗДОРОВО
ь4№1 и- ■ * му*
ОПЯТЬ БЕЗ МАСКН В ШКОЛУ НЕ! ПЙСТНЛК?
В Ж
пж:'
Рисунок 4 - Социальная реклама против COVID-19 в России
Более взвешенное отношение, окрашенное заботой о близких и окружающих, характерное для следующего этапа распространения пандемии, обнаруживается в информационных материалах на официальном сайте администрации города Санкт-Петербург [11]. Плакаты, в спокойном тоне призывающие мыть руки, носить маску, соблюдать социальную дистанцию, пронизывает идея единства общества перед лицом возникшей глобальной угрозы и уверенности в победе над ней. Доминирующим стал слоган «Сильнее вирусов!».
Таким образом, в российском плакатном искусстве, посвященном пандемии Covid-19, можно выделить несколько тенденций. Как и за рубежом, в нашей стране при визуализации проблем защиты от опасной болезни используются милитаристские образы: если вирус предстает в виде мины, то средства защиты от него понимаются как «оружие против Со^-2019» [12].
Российские художники и дизайнеры, так же как и их англоязычные коллеги, в поиске образов и форм для передачи информации о возникшей глобальной угрозе обратились к художественному наследию ХХ века, поэтому в России работы подобной тематики зачастую являются переработкой советского плаката. Можно объяснить обращение к нему рядом обстоятельств:
- во-первых, желанием опереться на опыт советской художественной агитации, достигшей высокого уровня развития и воздействия на аудиторию;
- во-вторых, создатели плакатов искали основу для единства общества перед новой угрозой и нашли ее в прошлом - в существовании единого сильного социалистического государства, символом которого стала советская пропаганда, в том числе и плакат. Использование образов советского прошлого в плакатах против Covid-19 - это апелляция к могуществу советского народа, спо-
собного справиться с любыми напастями, попытка перенести его достижения на современных россиян [13]. Показательно, например, переосмысление знаменитого плаката времен гражданской войны «Ты записался добровольцем?» Дмитрия Моора в духе пандемии XXI в. [14].
Использование художественного наследия СССР и советского плаката отражает также стремление обратиться к россиянам пожилого возраста, которым они известны и близки, с одной стороны, а с другой - демонстрирует наличие ослабляющей страх иронии по отношению к возникшей угрозе. В таком же смысле - как поиск единства и могущества, прославивших советский народ, - следует воспринимать и обращение в плакатах к произведениям искусства советского периода, поскольку они составляют российский культурный код и понятны всем поколениям. Именно с таким подтекстом используется в антиковидных плакатах картина «Опять двойка» (художник Ф.П. Решетников) и плакат «Ты записался добровольцем?» [15].
Поиском художественных мотивов, единых для современных жителей России, объясняется обращение в плакатах пандемического периода не только к образам русского искусства, но и к трендам отечественной культуры. В этом смысле показательна визуализация популярного в соцсетях весной 2020 г. стихотворения И. Бродского «Не выходи из комнаты, не совершай ошибку...» (1970?), превратившегося в указанное время в интернет-мем [16]. С подобной же целью обращаются создатели плакатов к широко распространенному в последние годы в визуальном искусстве приему соединения-слияния местоимений «я» и «мы», который также должен был, по замыслу авторов, указывать на возможность противостоять болезни посредством единомыслия и духовного единства.
Своеобразный прорыв в разработке идейного содержания плакатов сделали художники «Студии Артемия Лебедева», отразив в них новое отношение общества к пандемии как к возможности открытия и совершенствования своих способностей и склонностей. Героями их произведений стали руки людей, а слоганы имеют общечеловеческий подтекст: «Они созданы друг для друга», «Просто здорово заботиться друг о друге» - о мытье рук [17]. «Сценки с забавными подписями представляют обычные действия совершенно по-новому, а образы сразу же формируют яркие ассоциации» [18].
Отмечаются попытки создания и использования российскими организациями и предприятиями юмористических плакатов, направленных на пропаганду антиковидных мер. Например, Московский метрополитен разместил такие информационные материалы: на одном из плакатов располагается надпись крупными красными буквами «Смотрим тепловизор в рабочее время», а ниже - «чтобы измерять температуру своих пассажиров». Данный материал с юмором сообщает о необходимости следить за температурой посетителей метрополитена как о реализации меры профилактики ковидной инфекции и заодно как о проявлении заботы о своих пассажирах.
В целом же официальная информация о мерах предосторожности в связи с заболеванием Covid-19 носит нейтральный, информационный, лишенный каких-либо определенных эмоций характер, что предполагает сохранение спокойствия в условиях разразившейся в XXI в. пандемии. Образцом такого типа плакатов служат памятки, размещенные на официальном интернет-ресурсе для информирования населения по вопросам коронавируса (COVID-19) «Стопкоронови-рус.рф» [19].
Плакаты весны - лета 2021 г. - периода спада пандемии в стране и подъема новой ее волны - дополнились темой вакцинации, отражаемой во всем многообразии мнений: от неприятия и сопротивления, сомнения и страха до агрессивного навязывания и угроз.
Таким образом, современные социально-политические условия формируют новые реалии жизнедеятельности социума, к уже существующим в мире проблемам добавилось вирусное заболевание Covid-19, охватившее весь мир. Сегодня общество столкнулось с необходимостью пересмотреть коллективное и индивидуальное поведение, выработать новые привычки и установить новые ограничения. Ключевая роль в этом отводится средствам массовой коммуникации, реализующим информационное воздействие на население с целью изменения его социального поведения и выработки механизмов коллективной защиты от вызовов времени.
Список источников:
1. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (дата обращения: 23.08.2021).
2. Аржанов Н.П., Пирогова Т.А. История отечественной рекламы. Галерея рекламной классики. М. ; Харьков, 2004. 304 с.
3. Иванов В.С. Как создаётся плакат. М., 1980. 47 с.
4. = Официальный сайт комитета здравоохранения Гуанси-Чжуанского автономного района [Электронный ресурс]. URL: http://wsjkw.gxzf.gov.cn/ (дата обращения: 01.08.2021). На кит. яз.
5. Котельникова Н.Н., Леонтович О.А. Эпидемия коронавируса через призму русского и китайского языкового сознания // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2020. № 4 (32). С. 81-97.
6. Дизайн против коронавируса: серия винтажных плакатов [Электронный ресурс] // Elle Decoration. URL: https://www.elledec-oration.ru/news/art/dizainery-protiv-koronavirusa-vintazhnye-plakaty-id6863046/ (дата обращения: 24.08.2021 ).
7. Козлов В.В. Динамика психологического состояния кризиса пандемии // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2020. Т. 34. С. 40-57. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2020.34.40.
8. Грибер Ю.А., Сухова Е.Е. Цвет как инструмент управления эмоциями в публикациях о пандемии COVID-19 в русскоязычных онлайн-СМИ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 6 (160). С. 307-328 ; Салчак С.К., Монгуш Ч.Н. Влияние публикаций в социальных сетях на формирование доминирующих эмоций общественности в условиях пандемии // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2020. № 2 (63). С. 6-11. https://doi.org/10.24411/2221-0458-2020-10035.
9. Прорвемся! Художники создали серию агитационных плакатов о борьбе с коронавирусом [Электронный ресурс] // Россия. ГТРК «Нижний Новгород». URL: https://vestinn.ru/news/society/149080/ (дата обращения: 28.07.2021).
10. Вход без масок запрещен [Электронный ресурс] // АМ Снаб. URL: https://amsnab.ru/catalog/nastennye-znaki/k97-vkhod-bez-masok-zapreshchen/ (дата обращения: 28.07.2021).
11. Петербург против коронавируса. Официальная информация [Электронный ресурс] // Администрация Санкт-Петербурга. URL: https://www.gov.spb.ru/covid-19/informacionnye-materialy/ (дата обращения: 28.07.2021).
12. Мэрия Красноярска дополнила коронавирусом советские плакаты [Электронный ресурс] // Дела.ru. URL: https://dela.ru/lenta/264905/ (дата обращения: 28.07.2021).
13. Конкурс плакатов «Все на борьбу с коронавирусом!» [Электронный ресурс] // ГУАП. URL: https://new.guap.ru/mes-sages/696 (дата обращения: 28.07.2021).
14. Мэрия Красноярска дополнила коронавирусом советские плакаты ...
15. Пандемия глазами студентов. Виртуальная выставка [Электронный ресурс] // Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова. URL: https://www.rea.ru/ru/koronavirus/Pages/plakati-studentov.aspx (дата обращения: 28.07.2021).
16. Не выходи из комнаты: в Петербурге появилось антикоронавирусное граффити с Бродским [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. URL: https://www.spb.kp.ru/online/news/38l8478/ (дата обращения: 28.07.2021).
17. «Covid-19 покинул чат». Студия Лебедева представила плакаты о правилах гигиены для детей [Электронный ресурс] // Sostav.ru. URL: https://www.sostav.ru/publication/pravila-gigieny-46749.html (дата обращения: 28.07.2021).
18. Там же.
19. Памятки [Электронный ресурс] // Стопкоронавирус.рф. URL: https://стопкоронавирус.рф/info/docs/ (дата обращения: 28.07.2021).
Информация об авторах Е.Ю. Потапчук - кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры «Философия и культурология» Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=251474.
Ю.Е. Лабзина - старший преподаватель Высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1013421.
М.А. Маркова - старший преподаватель Высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1012045.
Д.М. Мамаева - преподаватель Высшей школы медиа, коммуникаций и сервиса Тихоокеанского государственного университета, Хабаровск, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1012439.
Information about the authors E.Y. Potapchuk - PhD in Cultural Studies, Associate Professor, Associate Professor of Philosophy and Cultural Studies Department, Pacific National University, Khabarovsk, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=251474.
Y.E. Labzina - Senior Lecturer, High School for Media, Communication and Service, Pacific National University, Khabarovsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1013421.
M.A. Markovа - Senior Lecturer, High School for Media, Communication and Service, Pacific National University, Khabarovsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1012045.
D.M. Mamaeva - Lecturer, High School for Media, Communication and Service, Pacific National University, Khabarovsk, Russia.
https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1012439.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.08.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 19.08.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 26.08.2021.