привлечения дополнительных инвестиций. Рентабельность продаж за последний год в сравнении с предыдущим выросла на 16%. Это объясняется тем, что процент изменения выручки выше, чем процент изменения расходов. Рост рентабельности продаж (10%) выше роста управленческих расходов (8%), поэтому можно сделать вывод о достаточной эффективности управления предприятием.
Исходя только из общей характеристики деятельности предприятия, сложно сделать вывод о недостатках, существующих в организации, связанных с работой организационной структуры
управления компании, поэтому необходимо, используя такие методы исследования, как наблюдение и анкетирование, разобраться в причинах, обусловливающих необходимость совершенствования организационной структуры компании.
Перфилова Мария Игоревна, студентка 5-го курса экономико-математического факультета УлГТУ, старший лаборант кафедры «Управление персоналом» УлГТУ, автор трёх научных статей.
УДК 629.7.064.5
О. В. МИЛАШКИНА, О. О. ЕРАШКОВ
СПЕЦИФИКА СИСТЕМ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ НА ВС
Содержит основные сведения о назначении, размещении, питании и основах эксплуатации электрического оборудования и систем электроснабжения воздушного судна (ВС).
Ключевые слова: генерирование на ВС, электрооборудование ВС, электроснабжение ВС.
Для питания бортового оборудования и систем электроснабжения ВС в настоящее время применяется электроэнергия постоянного тока напряжением 27 В, переменного однофазного или трёхфазного тока с нейтралью с напряжением 208/115 В, частотой 400 Гц, переменного трёхфазного тока без нейтрали линейным напряжением 36 В, с частотой 400 Гц. Суммарная мощность генераторов на борту ВС малой авиации может составлять от 20 кВт до 500 кВт.
В состав бортовой СЭС входят источники тока, аппаратура регулирования, управления и защиты, бортовая сеть с распределительными устройствами, устройствами защиты цепей потребителей, а также устройствами защиты от радиопомех, статического электричества и электромагнитных излучений [1].
Электрооборудование современного самолёта является сложным электротехническим комплексом и состоит из системы электроснабжения, предназначенной для генерирования, преобразования и распределения электрической энергии с пускорегулирующей, управляющей и защитной аппаратурой, а также множества потребителей электрической энергии.
© Милашкина О. В., Ерашков О. О., 2014
В системах постоянного тока на ВС, когда несколько генераторов приводятся в действие от авиационных двигателей, легко решается задача их параллельной работы; электродвигатели имеют большой пусковой момент, хорошие характеристики позволяют легко и в широких пределах регулировать скорость. Вместе с тем в такой системе тяжелы и малонадёжны преобразователи постоянного тока, сложны коммутационные аппараты, велики радиопомехи. При передаче электрической энергии большой мощности и малого напряжения значительно увеличивается вес проводов и аппаратуры. На больших высотах двигатели и генераторы постоянного тока сильно искрят, поэтому быстро портятся коллекторы и щётки. В связи с этим в последние годы наметилась тенденция перевода электропитания с постоянного тока на переменный, т. е. на такие системы, в которых генерирование и распределение электрической энергии производится, в основном, на переменном токе и лишь некоторые потребители питаются постоянным током от выпрямителей.
При обобщении информации по реализации СЭС можно выделить следующие основные принципы построения системы электроснабжения ВС малой авиации:
- система переменного трёхфазного тока постоянной частоты с приводом постоянной часто-
ты вращения. До недавнего времени данная система являлась наиболее распространённой. Однако из-за использования привода постоянной частоты вращения система является дорогостоящей, тяжёлой и ненадёжной;
- система переменного трёхфазного тока постоянной частоты со звеном постоянного тока. Система характеризуется простотой и надёжностью. Понижающие преобразователи данной системы напрямую преобразовывают входную энергию переменного тока переменной частоты в энергию переменного тока с фиксированной частотой и амплитудой;
- система переменного трёхфазного тока переменной частоты является новым альтернативным вариантом генерации электроэнергии. Многообещающие свойства данной системы - небольшой размер, масса, объём и стоимость по сравнению с другими вариантами систем генерирования электроэнергии самолёта [2].
ВС оснащены системой электроснабжения постоянным током с напряжением 28 В. В состав этой системы входят следующие устройства:
- устройства генерирования электроэнергии;
- устройства аккумулирования электроэнергии;
- устройства распределения электроэнергии и защиты от перегрузок;
- потребители электроэнергии.
Генерирование электроэнергии осуществляется двумя синхронными трёхфазными генераторами переменного тока с возбуждением от источника постоянного тока и со встроенными полупроводниковыми диодными выпрямителями. Статорные обмотки соединены между собой по схеме «звезда», а выпрямитель подключён по трёхфазной схеме. Главная аккумуляторная батарея при нормальной работе соединена через автоматы защиты с выходами генераторов, имеет достаточно большую ёмкость и, тем самым, также сглаживает пульсации электрического напряжения генераторов. Генераторы установлены с левой нижней стороны каждого авиадвигателя.
Номинальное значение выходного постоянного тока каждого генератора равно 60 А при напряжении 28 В.
Для обеспечения постоянства выходного напряжения при изменениях как скорости вращения двигателя, так и нагрузки, каждый генератор имеет блок управления, обеспечивающий автоматическую электронную стабилизацию выходного напряжения. Блоки управления расположены в гондолах двигателей рядом с генераторами. Выходное напряжение каждого генератора преобразуется в широтно-импульсные сигналы, то есть сигналы с широтно-импульсной модуляцией, в которых длительность импульсов про-
порциональна выходному напряжению генератора. Эти сигналы управляют величиной тока в обмотке возбуждения генератора. Такая отрицательная обратная связь позволяет поддерживать постоянное значение выходного напряжения генератора, равное 28 В.
Блоки управления также выравнивают (балансируют) электрические токи, которыми оба генератора обеспечивают потребителей, т. е. токи нагрузки. Управление балансированием осуществляется по температуре внутри генераторов. Электрические сигналы от датчиков, пропорциональные температуре, подаются в соответствующие блоки управления генераторов. При повышении внутренней температуры того или иного генератора, что может наступить при перегрузке, эти сигналы несколько уменьшают его выходное напряжение, а значит, и величину тока.
Тем самым обеспечивается частичное смещение нагрузки на генератор с меньшей внутренней температурой. Система обеспечивает выравнивание фактической нагрузки между двумя генераторами самолёта в пределах нескольких ампер.
Кроме того, блоки управления с помощью множества датчиков обеспечивают диагностику работы генераторов в случаях понижения или повышения выходного напряжения.
Основным устройством, выполняющим функцию хранения электроэнергии, является главная свинцово-кислотная аккумуляторная батарея. Она установлена в задней части правого носового багажного отсека.
На электрооборудование ВС действует ряд неблагоприятных факторов — вибрации, ускорения, большие перепады температуры и давления, ударные нагрузки, агрессивные среды паров топлива, масел и спецжидкостей, иногда очень едких и токсичных [3].
Для защиты от перегрузок различные потребители электроэнергии подключены к электрическим шинам через соответствующие кнопочные автоматы защиты типа АЗК.
Электронные цифровые блоки управления двигателями ECU предназначены для контроля всех важнейших параметров работы авиадвигателей, их регулирования, управления двигателями и формирования сигналов для сигнализации экипажу о неисправностях. Электронные цифровые блоки управления двигателями обеспечивают возможность управления двигателем при помощи одного рычага. Кроме того, каждый блок управляет регулятором для изменения шага воздушного винта. Также следует отметить, что на ВС полностью дублированная электрическая система и источники питания, резервные пилотажные приборы и единая система управления двигателями.
Надёжность функционирования системы электроснабжения ВС в значительной степени определяет безопасность полёта. Все устройства и системы, входящие в бортовой пилотажно-навигационный комплекс, а также многие функциональные системы самолёта не могут работать без электрической энергии. Поэтому высокая надёжность функционирования системы электроснабжения является одним из основных требований к электрооборудованию самолёта.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Авиационное оборудование / под ред. Ю. П. Доброленского. - М. : Военное издательство, 1989. — 248 с.
2. Системы электроснабжения летательных
аппаратов: учебник / под ред. С. П. Халюти-на. - М. : ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского, 2010. - 428 с.
3. Лушников, А. С. Электрооборудование самолёта БЛ-42 и его лётная эксплуатация: учебное пособие / А. С. Лушников. - Ульяновск : УВАУ ГА(И), 2010.
Милашкина Ольга Владимировна, кандидат технических наук, доцент кафедры «Общепрофессиональные дисциплины» УВАУ ГА (И). Ерашков Олег Олегович, курсант 4-го курса УВАУ ГА (И). Направление подготовки 162001 -Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения, профиль подготовки 162001.65.01 - Организация лётной работы.
УДК 621.313
М. Н. ТОКАРЬ, А. Л. КИСЛИЦЫН
АНАЛИЗ СВОЙСТВ МАТЕРИАЛА МАГНИТОПРОВОДОВ НА РАБОТУ ПЕРСПЕКТИВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫХ СИСТЕМ
Выполнен анализ свойств материалов, которые широко используются в мировой практике для электромагнитных систем электрических машин и аппаратов. На основе выполненных исследований предлагается замена электротехнической стали на аморфный сплав. Применение аморфных сплавов способствует улучшению основных характеристик электротехнических устройств, в частности показано, что применение аморфных сплавов повышает быстродействие срабатывания автоматических выключателей при аварийных ситуациях.
Ключевые слова: аморфный сплав, датчик тока, магнитопровод, расцепитель автоматического выключателя, электромагнитная система.
Разнообразие систем электроснабжения и электропитания потребителей электрической энергией требует создания конкурентоспособных конструкций электротехнических устройств, обладающих не только малыми габаритами и массой, но и надёжной защитой, современной системой управления наряду с быстродействием их срабатывания при аварийных ситуациях.
Анализ работы электромагнитных систем. Магнитопроводы электромагнитных систем имеют конструктивно-геометрические и технологические особенности, которые определяют массогабаритные и энергетические показатели.
© Токарь М. Н., Кислицын А. Л., 2014
В магнитных системах электротехнических устройств используются как шихтованные магни-топроводы, так и ленточные (рулонные), изготовленные из электротехнической стали. Выбор оптимального варианта магнитопровода приводит к усовершенствованию конструкции электромагнитных систем и повышению их технического уровня. Так, например, в работе [1] показаны нетрадиционные структуры электромагнитных систем с витыми магнитопроводами, которые имеют свои конструктивные особенности (рис. 1, 2).
К сожалению, такие конструктивные особенности электромагнитных систем не всегда удовлетворяют требованиям материалоёмкости, высокой надёжности и компактности. К тому же для их изготовления требуется трудоёмкое специальное оборудование.