Научная статья на тему 'Специфика сетевого подхода в образовании'

Специфика сетевого подхода в образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ / СЕТЕВОЙ ПОДХОД / СЕТЕВАЯ ТЕОРИЯ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Демина Н.А.

В статье исследуется специфика анализа образования в контексте сетевого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика сетевого подхода в образовании»

Список литературы:

1. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. - Екатеринбург: У-Фактория, 2004. - 328 с.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, общество и культура / М. Кастельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

3. Кастельс М. Могущество самобытности / М. Кастельс; под ред. В.Л. Иноземцева // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. -М.: Academia, 1999. - C. 292-308.

4. Кастельс М. Становление общества сетевых структур / М. Кастельс; под ред. В.Л. Иноземцева // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология. - М.: Academia, 1999. - С. 494-505.

СПЕЦИФИКА СЕТЕВОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

© Демина Н.А.*

Красноярский филиал Современной гуманитарной академии, г. Красноярск

В статье исследуется специфика анализа образования в контексте сетевого подхода.

Ключевые слова: информационное общество; общество знания; сетевой подход; сетевая теория.

Концепты информационного, постиндустриального, технотронного общества, получившие отражение в известном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» декларируют превращение знания в предмет колоссальных экономических, политических и культурных интересов, что предполагает формирование контуров общества нового типа - «общества знания». Особую роль приобретает проблематика новой социально-политической роли систем образования и науки, а также их влияния на процесс социальных транс -формаций. В связи с этим значительный интерес представляет анализ данных систем в свете новых теоретико-методологических подходов в социальном познании, одним из которых является сетевой подход.

Взаимосвязь между технологическим развитием и изменениями в социальной структуре на протяжении долгого времени волнует философов, социологов и экономистов. Промышленная революция породила капитализм, революция в информационных технологиях способствовала возникновению современного информационного (и сетевого) общества. Использование компьютерных технологий оказывает определяющее воздействие на всю общественную структуру, информационные технологии становятся мощным

* Старший научный сотрудник, кандидат философских наук.

генератором культурных сдвигов и инноваций. Электронные средства связи индивидуального пользования, телевидение и особенно глобальные компьютерные сети позволяют получать необходимую информацию практически из любого места земного шара, что значительно расширяет свободу человека, его независимость от местоположения и свободу выбора самой информации, изменяет характер массовой культуры, системы образования, расширяет кругозор индивидов и социальных групп. Благодаря качественно новым средствам коммуникации доминирующие функции и процессы оказываются организованными по принципу сетей, а все общество в целом становится «сетевым».

Сетевая теория - направление социально-философского знания, в рамках которого позиция актора в сети рассматривается, с одной стороны, как детерминанта его социального поведения, с другой - как социальный капитал, позволяющий ему реализовывать свои устремления.

Сетевая теория появилась относительно недавно и, как любая новая концепция, претендующая на переосмысление социальной структуры общества, является в настоящее время актуальным предметом научных дискуссий: обсуждаются ее место и роль в современной социальной науке, концептуальные основы, интерпретативные возможности данного исследовательского направления.

Основной отличительной особенностью сетевой теории является ее существенный объяснительный и методологический потенциал. Обычно социальное поведение объясняется через некоторые субъективные характеристики индивидов и групповые характеристики различных социальных общностей, а также через общепринятые нормы и ценности. Но в свете сетевой теории субъективные и групповые характеристики, нормы, ценности - вторичны, а отношения - первичны, вследствие чего основной проблемой является проблема распознания структурных особенностей социальных отношений.

С одной стороны, это приводит к невозможности однозначно идентифицировать субъекта социального действия, разграничить внешнее и внутреннее, к необходимости переосмысления подхода к изучению социальных процессов. С другой стороны, традиционные социальные институты, в том числе, образование, понимаются как системы определенных социальных отношений и процессов, не имеющие четких границ.

Идеи, отражающие специфику понимания образования и науки в контексте сетевого подхода, получили отражение в теориях Р. Коллинза и Э. Гидденса.

Концепция интеллектуальных сетей Рэндалла Коллинза представляет собой одну из первых крупномасштабных попыток показать применимость сетевого подхода для анализа процессов интеллектуальной деятельности и научного творчества. Значение ее для развития сетевой теории состоит в

том, что Р. Коллинз, ученик Г. Гарфинкеля и И. Гофмана, для объяснения фрагментов мировой истории философии использовал аналитические возможности и методологические принципы сетевого подхода, уделяя особое внимание структурным факторам, непосредственно влияющим на интеллектуальную деятельность философов.

На основании тщательного исследования личных связей философов, как «вертикальных» (обеспечивающих преемственность знаний), так и «горизонтальных» (предполагающих соперничество, конфликт мнений), Коллинз составил сетевые карты - схемы личных знакомств для всех рассмотренных им философских традиций (древнегреческой, китайской, индийской, японской и др.) [3]. Причем он не случайно выбрал для анализа профессиональные сети ученых, основанные на личных связях. Его выбор основан на предположении о том, что личные контакты имеют исключительную значимость для формирования структуры интеллектуальных сетей во все времена. Коллинз утверждает, что в интеллектуальном пространстве именно через личные контакты всех уровней (вертикальные и горизонтальные) эффективнее всего осуществляются три взаимосвязанных процесса:

1. передача культурного опыта и интеллектуального капитала последующим поколениям;

2. передача эмоциональной энергии и ролевых моделей поведения, стимулирующих творческое вдохновение;

3. формирование чувства общности, группового единства представителей школы.

Согласно концепции интеллектуальных сетей Р. Коллинза, философские идеи представляют собой «единую субстанцию» с общими закономерностями развития - пространство интеллектуального внимания, в котором мыслители совершают свои прорывы, изменяющие ход течения идей благодаря тому, что используют тот культурный капитал и ту эмоциональную энергию, которые приходят к ним от их учителей. Достоинство их вклада, подлинная ценность и социальное воздействие зависят от того, как развивается эта структура после их смерти. Особо отмечена кардинальная роль личных контактов и «сетевой близости» с выдающимися современными мыслителями для долговременной значимости интеллектуального творчества - репутация интеллектуального деятеля является во многом результатом его сетевых взаимодействий. В то же время, в фокусе внимания сетевой структуры может быть лишь строго ограниченное количество позиций (минимум 2-3 - максимум 6 в каждом поколении). В связи с этим ученые испытывают мощное воздействие данной структуры, ограничивающей возможность для большинства из них «пробиться» к ее высшим позициям.

Теоретическая глубина и универсальность сетевой концепции Р. Коллинза проявляется в том, что она позволяет совершенно по-новому взглянуть на такие феномены, как интеллектуальное творчество и репутация, не с тради-

ционной позиции индивидуальных достижений и способностей человека, а с позиции его включенности в объективные структуры взаимодействия.

Сформировать концепцию образования в сетевом обществе позволяют и основные положения структурационной теории Э. Гидденса, изложенные в его работе «Устроение общества: очерк теории структурации» [1]. Стремясь преодолеть ограниченность классической социальной теории, где социальное действие объяснялось внешним воздействием на индивида, он выводит понятие структурации как обозначение взаимодействия структур и социального действия. Структура представляет собой «генеративные» (порождающие) правила (и ресурсы). Таким образом, в контексте социального анализа структура существует в виде структурирующих свойств социальных систем, благодаря которым в них обеспечивается «связность» времени и пространства, свойств, способствующих воспроизводству более или менее одинаковых социальных практик во времени и пространстве, что придает им «систематическую» форму.

Характеризуя современную эпоху, Э. Гидденс называет ее «радикальной», «высшей», «поздней» современностью. Современность понимается им как «сокрушительная сила», не всегда поддающаяся управлению. В наши дни социальная система превосходит прежние по темпам развития, масштабу и глубине изменений.

Согласно структурационной теории Гидденса, одной из важнейших характеристик современного общества является его рефлексивность. Рефлексивность является ключевым понятием теории Гидденса и означает способность социальных практик преобразовываться под действием поступающей информации, существенно изменяя свой характер. В современном мире все открыто рефлексии, в том числе и сама рефлексия [1]. Значительную роль в системе «саморефлексии» современного общества играет система образования, в т.ч. университетская.

В свете понимания современного общества как сетевого Э. Гидденс формулирует перспективы университетского образования в условиях глобализации:

- соединение традиционных территориальных университетов с глобальной образовательной сетью, что обеспечит как возможность расширения контактов студентов, преподавателей, исследователей, так и трансляцию образовательных стандартов и программ;

- непрерывность образования, основаниями которой являются как постоянная трансформация современного общества, так и взглядов и интересов человека на протяжении его жизни. Это связано и с изменением жизненных стратегий современных людей, т.к. люди старшего возраста в силу различных процессов, непосредственно влияющих на образ жизни, стараются жить активно;

- университеты сегодня не являются единственными организациями, производящими знания. Наряду с ними уже действуют консульта-

ционные фирмы и иные структуры, занимающиеся повышением образования населения. Необходимо, чтобы университеты создавали сети, объединяющие подобные организации;

- университеты являются не только «базой успешной жизни» для индивида, но и играют решающую роль в формировании модели «правильно» функционирующего общества, т.е. общества, в котором доминируют не государство и рынок, а которое предоставляет широкие возможности для развития общественных движений, признает главенствующую роль гражданина в общественной жизни, а не рассматривает его только как потребителя;

- наднациональная роль университетов, развитие программ, дающих возможность студентам учиться в разных странах, изучать их язык и культуру. По мнению Э. Гидденса, современные университеты формируют своеобразное «космополитическое» поколение, которое сыграет решающую роль в будущем развитии Европы [2].

Таким образом, образование в свете сетевого подхода выступает как система возобновляющихся рефлексивных социальных практик, вписанных в систему глобальных коммуникационных сетей. Сетевой подход позволяет проанализировать как внутренние сети коммуникации в ходе производства знания, так и влияние новых образовательных практик на контуры современного общества.

Список литературы:

1. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации / Э. Гид-денс. - М.: Академический Проект, 2005. - 528 с.

2. Дворжак В. Роль образования и науки в процессе мировой глобализации [Электронный ресурс] / В. Дворжак. - Режим доступа: http://vasiИ-evaa.narod.ru/ptpu/20_2_02.htm.

3. Коллинз Р. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения / Р. Коллинз. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 1280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.