УДК 159.9.07:37.015.3:37.018.11 ББК Ю957.65
DO110.26170/2079-8717_2021_01 _12 ГРНТИ 15.21.51
Код ВАК 19.00.01
Саночкина Анна Владимировна,
аспирант, Институт педагогики и психологии, Тюменский государственный университет; 625007, Россия, г. Тюмень, пр-д 9 Мая, 5; e-mail: [email protected]
Васягина Наталия Николаевна,
доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии образования Института психологии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: [email protected]
Игнатжева Светлана,
доктор физики, заведующий кафедрой информатики, доцент, Даугвпилсский университет; профессор, Тюменский государственный университет; LV-5401, Латвия, г. Даугвпилс, ул. Парадес-1; e-mail: [email protected]
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: самосознание матери; материнство; психология материнства; самосознание личности; родители; дети; семейное воспитание; детско-родительские отношения; эмпирические исследования; психолого-педагогическое сопровождение.
АННОТАЦИЯ. Современная семья, являясь зависимой от демографических, социальных и политико-правовых преобразований в мире, испытывает процесс модификации своих функций, а именно: феминизацию и усиление автономности личности. Актуальность исследования процессов формирования самосознания матери определяется ее значительным вкладом в становление семейных взаимоотношений, воспитание будущего поколения. Целью настоящей статьи является описание результатов исследования специфики самосознания матерей, ориентированных на онлайн психолого-педагогическое сопровождение. Исследование базируется на работах зарубежных и отечественных психологов, изучающих смысловое содержание матери, особенности формирования и развития материнского самосознания. Эмпирическое исследование проводилось на однородной выборке женщин, обратившихся за психолого-педагогическим сопровождением в рамках онлайн проекта. Респондентам было предложено написать сочинение на тему «Я - мама» по методике Н. Н. Васягиной, предназначенной для изучения смыслового содержания самосознания матери. В результате исследования были сформированы: типичный портрет матери, для которой при определенных жизненных обстоятельствах становится важным овладение психолого-педагогических знаний и повышение своих родительских компетенций; 2 кластера женщин, опирающихся на эмоциональные отношения с ребенком, и уделяющих больше внимания своей воспитательной функции. Для первого кластера характерно наличие двух факторов: «зеркальное Я», что соответствует представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; и «самопринятие», что соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрению своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Данная группа матерей не считает себя «плохой мамой», не отмечает наличия проблем с ребенком и ориентирована на эмоциональные отношения с ребенком. Для второй группы женщин характерно проводить больше времени с ребенком, они более сконцентрированы на своей воспитательной функции и имеют высокое значение фактора «саморуководство», что свидетельствует об отчетливых переживаниях собственного «Я» как внутреннего стержня. Женщины, относимые ко второму кластеру, считают, что их судьба находится в собственных руках, они чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Их материнская позиция заключена в ориентации на воспитание, нежели чем на эмоции к ребенку, а также соотношение своего образа как матери с представлением о материнстве в целом.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Саночкина, А. В. Специфика самосознания матерей, ориентированных на онлайн психолого-педагогическое сопровождение / А. В. Саночкина, Н. Н. Васягина, С. Игнатжева. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2021. - № 1. - С. 96104. - DOI: 10.12345/2079-8717_2021_01_12.
Sanochkina Anna Vladimirovna,
Postgraduate Student, Institute of Pedagogy and Psychology, Tyumen State University, Tyumen, Russia
Vasyagina Natalia Nikolaevna,
Doctor of Psychology, Professor, Head of Department of Educational Psychology of Institute of Psychology, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
Ignatjeva Svetlana,
Doctor of Physics, Professor, Head of Department of Informatics, Associate Professor, Daugavpils University; Professor, Tyumen State University, Daugavpils, Latvia
СПЕЦИФИКА САМОСОЗНАНИЯ МАТЕРЕЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ОНЛАЙН ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
SPECIFICS OF MOTHERS' SELF-AWARENESS RECEIVING PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT
KEYWORDS: self-awareness of the mother; motherhood; psychology of motherhood; self-awareness of personality; parents; children; family education; child-parent relations; empirical research; psychological and pedagogical support.
ABSTRACT. The modern family, being dependent on demographic, social and political and legal transformations in the world, is undergoing a process of modification of its functions: feminization and strengthening of personality autonomy. The relevance of the study of the processes of the formation of the mother's self-awareness is determined by her significant contribution to the formation of family relationships, the upbringing of the future generation. The purpose of this article is to describe the results of the study of the specifics of self-awareness of mothers, focused on online psychological and pedagogical support. The study is based on the works of foreign and domestic psychologists who study the semantic content of the mother, features of the formation and development of maternal self-awareness. The empirical study was conducted on a homogeneous sample of women who applied for psychological and pedagogical support as part of an online project. The respondents were asked to write an essay on the topic "I am a mother" according to the method of N. N. Vasyagina, designed to study the semantic content of the mother's self-awareness. As a result of the research, the following was formed: a typical portrait of a mother, for whom, under certain life circumstances, it becomes important to master psychological and pedagogical knowledge and increase her parenting competencies; 2 clusters of women relying on emotional relationships with a child and paying more attention to their upbringing function. The first cluster is characterized by the presence of two factors: the "mirror self', which corresponds to the subject's idea that his personality, character and activity are capable of evoking respect, sympathy, approval and understanding in others; and "self-acceptance", which corresponds to a friendly attitude towards oneself, agreement with oneself, approval of one's plans and desires, emotional, unconditional acceptance of oneself as it is, even with some flaws. This group of mothers does not consider themselves a "bad mother", does not note the presence of problems with the child, and is focused on emotional relationships with the child. For the second group of women, it is typical to spend more time with the child, they are more concentrated on their upbringing function, and have a high value of the factor "self-guidance", which indicates a distinct experience of their own "I" as an internal core. Women belonging to the second cluster believe that their fate is in their own hands, they feel the validity and consistency of their inner motives and goals. Their maternal position lies in the orientation toward upbringing, rather than on emotions toward the child, as well as the correlation of their image as a mother with the idea of motherhood in general.
FOR CITATION: Sanochkina, A. V., Vasyagina, N. N., Ignatjeva, S. (2021). Specifics of Mothers' Self-Awareness Receiving Psychological and Pedagogical Support. In Pedagogical Education in Russia. No. 1, pp. 96-104. DOI: i0.i2345/2079-87i7_202i_0i_i2.
На сегодняшний день мировое сообщество претерпевает глобальные демографические, социальные и политико-правовые перемены. Сложившаяся ситуация напрямую влияет на современную семью, которая в свою очередь испытывает процесс модификации своих функций. Последние научные исследования позволяют выделить два основных направления трансформации семейных отношений (Т. В. Андреева, Н. Н. Васягина, С. В. Ковалев, С. Н. Гавров, Л. Б. Шнейдер, Е. В. Екжанова, В. А. Сысенко и др.):
- Усиление автономности личности. Иными словами, начинает преобладать субъективное начало, материальная и профессиональная независимость.
- Феминизация современной семьи. Происходящие изменения неизбежно связаны с феноменом женской эмансипации, когда основные семейные функции теперь сконцентрированы в руках женщины. Современная женщина сегодня - это полноправный участник общественной жизни, а продолжение рода теперь не единственная ее функция. В XXI в. материнство - это роль, которую женщина выбирает добровольно, наряду с такими ролями, как друг, жена, специалист.
Интересным представляется факт того, что важность материнской роли в становле-
нии личности ребенка подтверждается большим количеством психологических исследований. При этом современная модель материнства предполагает всестороннюю подготовленность женщины к рождению ребенка, включающую не только навыки по уходу за новорожденным, но и психолого-педагогическое сопровождение ребенка на пути к становлению гармоничной личности. Сегодня общество все больше предъявляет требований к матерям, их воспитательной и образовательной функции [7].
Вышеизложенное объясняет особый интерес к процессам формирования самосознания матери как субъекта семейных отношений, осознания себя членом семьи и принятия своих материнских функций. Несмотря на достаточное количество психологических знаний относительно самосознания личности в целом, вопрос самосознания матери до сих пор остается малоизучен.
В научной литературе по психологии самосознание зачастую рассматривается как ядро личности (И. С. Кон, Л. И. Божо-вич, С. Р. Пантилеев, Н. И. Сарджвеладзе, А. Б. Орлов, В. В. Столин), ведущей характеристикой которого выделяются целостность и непрерывность Я во времени.
Одним из самых распространенных подходов к самосознанию в психологии является подход с точки зрения изучения си-
© Саночкина А. В., Васягина Н. Н., Игнатжева С., 2021
стемы представлений человека о самом себе, где самосознание фактически сводится к понятию «Я-концепция» или эти понятия употребляются как синонимы [9].
В своих работах С. Дувал и Р. А. Вик-лунд рассматривают самосознание как процесс самопознания. С их точки зрения, ведущим в процессе самопознания является осмысленное наблюдение, основанное на анализе образов, мыслей и чувств, а также внешних действий, поступков и ситуаций. Упомянутые ученые определили «самосознание» как состояние, при котором внимание направлено на себя, а ведущими источниками самопознания являются: самовосприятие, самоанализ, рефлексия субъекта.
Самосознание содержит в себе две главные функции:
- поддержание внутренней согласованности и самотождественности, благодаря которой индивид может строить свое поведение и отношение к окружающим;
- познание себя, усовершенствование себя и поиска смысла жизни - совершенствование, самоосмысление.
Упомянутые функции неразрывно связаны со стремлением к самоизменению, самосовершенствованию. И одна из высших форм работы самосознания - попытки найти смысл собственной деятельности, что нередко вырастает в поиск смысла жизни. Хотя, конечно, этим не исчерпываются все формы работы самосознания.
Принятие женщиной роли матери влечет за собой возникновение особого вида осознания себя, который получил название «самосознание матери». Идея материнства как этапа развития самосознания и поиска новой идентичности впервые была рассмотрена в исследованиях, выполненных в русле микропсихоанализа (С. Фанти, М. Д. Марконе), глубинной (Д. Пайнз) и перинатальной психологии (В. Бергум, В. И. Брутман, Ж. В. Завьялова, С. Ю. Мещерякова, Ю. И. Шмурак и др.).
Основанием для введения данного термина в отечественной психологии послужили идеи, сформулированные в трудах классиков психологической науки. Так, Л. С. Выготский, размышляя о «единой психологической системе», отмечает ее связь не только с социальными знаками, но и с идеологией, в контексте которой осознание себя в качестве субъекта системы детско-родительских отношений позволяет человеку реализовать себя в этой роли. «...Человек - творец своих отношений с природой, другими людьми, культурой, самим собой. В системе отношений с другими людьми появляется самосознание, . а в системе отношений с детьми появляется самосознание родителя.» По мнению Д. А. Леонтьева, быть родителем - один из
предельных личностных смыслов. Автор среди девяти классификационных категорий смыслов жизни выделяет семью. Самосознание позволяет человеку раскрыть для себя в сфере семейной жизни общечеловеческие ценности.
Самосознание матери чаще всего отождествляют с самосознанием женщины с позиции ее материнской роли. Так, Г. Г. Филиппова рассматривает материнство как особую потребностно-мотивационную составляющую самосознания женщины, формирующуюся на протяжении всей жизни; Л. Б. Шнейдер говорит о «духовной потребности, которая является главным источником стремления женщины стать матерью»; В. С. Мухина - о сформированном в человеческой культуре в процессе исторического развития социальном заказе, определяющем самосознание и чувства женщины-матери и т. д.
Изучая представления женщины о себе как матери до и после родов, Т. В. Леус обнаружила, что формирование материнского образа в структуре Я-концепции женщины происходит в те периоды жизни, которые связаны с возрастными и личностными кризисными этапами, одним из которых является период ожидания и рождения первого ребенка. Включение материнского образа в структуру Я-концепции происходит либо на поздних сроках беременности, либо после рождения ребенка, в зависимости от идентификации женщины себя как матери со своей матерью. При этом после родов образ себя как матери включает не только когнитивный, но и эмоциональный компонент.
Материнство трансформирует самосознание молодой женщины, что выражается в переключении с диадных отношений «мужчина - женщина» на триадные отношения «мать - дитя - отец». Изменения, происходящие в сфере структуры самосознания матери, связаны с биологической, психологической и социальной перестройкой. Смысловое переживание материнства становится новообразованием самосознания женщины, которое позволяет ей управлять процессом интеграции противоречивых переживаний, сопровождающих развитие ее взаимоотношений с ребенком, и осуществлять осмысленный выбор родительской позиции и стратегии родительского поведения посредством особой внутренней деятельности «смыслостроительства».
Попытка определения самосознания родителей (а значит, и матери) была предпринята С. Ю. Моховой. Под самосознанием родителей автор понимает осознание себя субъектом системы психологических отношений. В психологические отношения автор включает потребности, эмоциональное отношение, когнитивное отношение и
отношение к самому себе - самоотношение. Осознание способствует формированию когнитивного и эмоционально-ценностного отношения к себе как к родителю. Основные компоненты самосознания становятся более дифференцированными благодаря выделению вполне независимой от успешности в профессиональной деятельности родительской роли.
Наиболее детально идея самосознания матери разработана Н. Н. Васягиной. В концепции «Субъектного становления матери в современном социокультурном пространстве» автором теоретически доказано и эмпирически подтверждено, что характеристики субъектности матери отражены в ее самосознании. Самосознание матери определяется Н. Н. Васягиной как сущностная составляющая субъектности женщины, представленная диалектическим единством образа мира и развертыванием ее субъективного опыта; как сложное синтетическое психологически значимое образование, присущее женщине-матери, которое выступает внутренним фактором рефлексии ее самопостижения и самоотношения и антиципирует перспективы самореализации в материнстве. Автор указывает, что возникновение индивидуально-смысловых структур самосознания матери возможно лишь при условии включения социального и личного опыта в процесс смыслопорождения воспитательной деятельности матери.
Психологические механизмы материнского самосознания имеют интегративную природу, т. е. каждый акт самосознания содержит не только психические процессы, но и всю личность в целом - особенности мотивации, приобретенный жизненный опыт, систему психологических свойств [4]. Наиболее существенным фактором развития самосознания матери, по мнению Н. Н. Васягиной и Н. А. Устиновой, является не столько рождение ребенка, сколько взаимодействие с ним [6].
С целью изучения особенностей самосознания современной матери было проведено эмпирическое исследование. Респондентами выступили 150 женщин, которые обратились за психолого-педагогическим сопровождением в рамках онлайн-проекта. Рассматривая данную группу женщин, стоит отметить их осознанное отношение к своей воспитательной функции и стремление к самореализации. Выбранная генеральная совокупность матерей сосредоточена не только на удовлетворении физиологических потребностей ребенка, но и понимает необходимость гармоничного психолого-педагогического воспитания ребенка, самостоятельно находит курсы по повышению родительских компетенций и платит за
них собственными средствами. Таким образом, принятую выборку можно считать однородной, что позволяет сформировать типичный портрет матери, для которой при определенных жизненных обстоятельствах становится важным овладение психолого-педагогическими знаниями и повышение своих родительских компетенций.
В рамках исследования женщинам было предложено написать сочинение на тему «Я - мама» по методике Н. Н. Васягиной. Данный тип исследования представляет собой модификацию методики О. А. Карабано-вой «Родительское сочинение», которая предназначена для изучения смыслового содержания самосознания матери - самоотношения. Время написания, объем и содержание сочинения не ограничивались. При анализе сочинений учитывались 13 параметров: представление о ценностях и целях материнства; временная ориентация; основные индивидуально-личностные качества матери; предпочтения и интересы матери; представления о проблемах и трудностях материнства; представления матери о воспитательной деятельности, ее целях и задачах; представление матери о стилевых особенностях воспитательной деятельности; представление о материнской позиции при реализации воспитательной деятельности; представление об эффективности системы воспитания; представление матери об ее отношении к ребенку; представление матери об отношении ребенка к ней; представление о степени эмоциональной дифференциро-ванности вовлеченности матери в процесс воспитания ребенка; представление матери о симметричности эмоциональных отношений. По предложенным описаниям каждое сочинение было проанализировано на отношение к одному или другому параметру.
Женщины, стремящиеся к повышению своих родительских компетенций, обладают следующими характеристиками: большая часть респондентов - матери двух возрастных категорий 31-35 лет (44%) и 36-45 лет (33,3%), получившие высшее образование (84%), состоящие в официальном браке (84%) и имеющие одного ребенка (57,3%).
В рамках исследования респонденты были разделены на 4 возрастные группы: от 24 до 30 лет; от 31 года до 35 лет; от 36 до 45 лет; старше 46 лет. Данные группы были сформированы широкими диапазонами, исчисляемыми от 5 до 10 лет, однако в будущем, при необходимости, мы можем рассмотреть среднюю выборку более пристально. Основной причиной прохождения психолого-педагогического курса для респондентов 1 возрастной группы стала: «хочу воспитывать правильно» - 54,55%, при этом в рассматриваемой возрастной группе отсут-
ствуют такие причины, как: «чувствую себя плохой мамой» и «есть проблемы с ребенком». В то же время в 4 возрастной группе (старше 46 лет) женщины отмечают упомянутые ранее причины («чувствую себя плохой мамой» - 16,67%, «есть проблемы с ребенком» - 16,67%). Интересно, что представительницы 4 возрастной группы (женщины старше 46 лет) в преобладающем большинстве имеют только одного ребенка (83,33%), но при этом время, проводимое с ребенком, измеряется 1 часом в день.
Стоит обратить внимание и на взаимосвязь уровня образования респондентов с причиной прохождения обучения по психолого-педагогической подготовке родителей. Так, женщины, имеющие высшее образование либо же окончившие магистратуру, среди прочих отмечают такую причину, как «чувствую себя плохой мамой». При этом респонденты со специальным образованием и окончившие только 11 классов данную причину вовсе не отмечают. Данный фактор может найти объяснение в теории, что женщины, имеющие более высокий уровень образования, изначально сфокусированы на желании быть лучше. Кроме того, нали-
чие высшего образования может предполагать более высокие уровни эрудированности в педагогической области знаний и в осознанности допускаемых ошибок в вопросах воспитания.
В результате проведенного анализа было сформировано 3 кластера, включающих главные содержательные параметры: представление женщины о реализации воспитательной деятельности; отражение матерью эмоциональных отношений с ребенком; представления о материнстве и себе как матери (рис. 1). Третий параметр «представления о материнстве и себе как матери» является доминирующим у рассматриваемой группы респондентов (1 группа - 68,83%, 2 группа - 97,62%). Данный факт подтверждает вывод о том, что женщины в первую очередь оценивают себя как маму. Кроме того, женщины, кто ориентирован на воспитательную функцию, больше ориентированы и на представления о материнстве и себе как о матери. Возможно, благодаря определенным представлениям о материнстве они выбирают стратегию воспитания больше когнитивными способами, нежели чем эмоциональными.
Рис. 1. Содержательная составляющая самосознания матери
На следующем этапе исследования с нам более детально изучить различия двух
помощью статистического анализа СПСС групп на основе данного параметра (рис. 2).
были выделены 2 кластера, что позволило
ИПредставление о ценностях и целях материнства ИВременная ориентация (прошлое - настоящее - будущее) П Основные индивидуально - личностные качества матери ИПредпочтения и интересы матери (семейные -внесемейные) Представление о проблемах и трудностях материнства
Рис.
2. Особенности смыслового содержания самосознания
В результате, можно сделать вывод о том, что женщины, ориентированные на реализацию своей воспитательной функции, чаще подвергают анализу прошлый опыт, вспоминают детство ребенка, больше думают о настоящем, наблюдают за его развитием и строят планы на будущее. И вновь это подтверждает большую ориентацию на когнитивный аспект, нежели чем на эмоци-
ональный.
Интересным представляется тот факт, что молодые мамы (от 24 до 30 лет) в большей степени ориентированы на эмоциональные отношения с ребенком, чем на воспитательную функцию (рис. 3). При этом они в большей степени наслаждаются периодом декрета и уходом за ребенком.
Возраст мамы
Рис. 3. Соотношение возрастных групп в двух кластерах
Также прослеживается связь эмоциональной ориентированности и количества детей (рис. 4). Так, женщины, имеющие 1 ребенка, в большей степени ориентируются на эмоции, связанные с процессом материнства (61,54%), чем на воспитание (37,50%). Возможно, это связано с тем, что они встречают меньше проблем (потому что упоминание
появляется в следующих возрастных группах, где наличие нескольких детей). Также на вопрос «Почему решили получать психолого-педагогическую поддержку» 39% опрошенных ответили, что не хотят повторения ошибок со старшим ребенком, что означает, что это осознание приходит с опытом и взрослением первого ребенка.
Рис. 4. Соотношение количества детей в двух кластерах
Также в ходе рассматриваемого исследования по методике самоотношения («МИС» - В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) был выявлен статистически значимый параметр - саморуководство, который в последующем можно переносить на всю гене-
ральную совокупность (рис. 5). Упомянутый параметр отражает представление о том, что основным источником активности и результатов, касающихся как деятельности, так и собственной личности субъекта, является он сам.
Рис. 5. Результаты исследования самоотношения двух кластеров
Таким образом, полученный высокий балл по шкале 3 «саморуководство» у второго кластера свидетельствует о том, что женщина отчетливо переживает собственное «Я» как внутренний стержень, организующий ее личность и жизнедеятельность, считает, что ее судьба находится в собственных руках; чувствует обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. При этом низкие баллы по этой шкале для первого кластера свидетельствуют о подвластности Я влиянию обстоятельств, неспособности респондентов противостоять судьбе, плохой саморегуляции, размытом фокусе Я, отсутствии тенденций поиска причины поступков и результатов в себе самой. Данная шкала по содержанию близка к психологической, которую в литературе принято обозначать как локус контроля. Данные результаты подтверждают вышеописанные тенденции в первой группе к эмоциональной составляющей, отсутствию ощущения проблем с ребенком, отсутствию ощущения себя плохой матерью.
Анализ полученных в результате исследования данных позволяет утверждать следующее:
1. Рассматриваемая группа женщин, принявших самостоятельное решение по повышению своих психолого-педагогических компетенций, имеет общие социально-демографические параметры, а именно: место проживания (города с населением более 1 млн человек); возраст (31-45 лет); наличие высшего образования; семейное положение (состоят в официальном браке); количество детей (1 ребенок).
2. Упомянутую группу можно разделить на 2 кластера. В первый вошли женщины, опирающиеся на эмоциональные взаимоотношения, среди которых больше всего матерей с одним ребенком, имеющих выс-
шее образование. У рассматриваемого кластера высокие значения имеют два фактора: «зеркальное Я», что соответствует представлению субъекта о том, что его личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; и «самопринятие», что соответствует дружескому отношению к себе, согласию с самим собой, одобрение своих планов и желаний, эмоциональному, безусловному принятию себя такой, какая есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Матери данной группы не считают себя «плохой мамой», не отмечают наличия проблем с ребенком, ориентированы на эмоциональные отношения с ребенком.
3. Во второй кластер включены женщины, которые более сконцентрированы на своей воспитательной функции, они много времени проводят с ребенком и для них характерно высокое значение фактора «саморуководство», что свидетельствует об отчетливых переживаниях собственного «Я» как внутреннего стержня. Женщины, относимые ко второму кластеру, считают, что их судьба находится в собственных руках, они чувствуют обоснованность и последовательность своих внутренних побуждений и целей. Их материнская позиция заключена в ориентации на воспитание, нежели чем на эмоции к ребенку, а также соотношении своего образа как матери с представлением о материнстве в целом.
4. Большой научный интерес представляет возможность провести исследование на контрольной группе женщин, не получающих психолого-педагогическую поддержку. Проанализированные данные позволят выявить существенные различия между двумя контрольными группами, определить особенности самосознания матери и его структурной организации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреева, Т. В. Семейная психология : учеб. пособие / Т. В. Андреева. - СПб. : Речь, 2004. - 244 с.
2. Бим-Бад, Б. М. Модернизация института семьи: макросоциологический и антрополого-педагогический анализ : монография / Б. М. Бим-Бад, С. Н. Гавров. - М. : Новый Хронограф, 2010. - 337 с.
3. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Психология личности : сб. статей / сост. А. Б. Орлов. - М. : ООО «Вопросы психологии», 2001.
4. Васягина, Н. Н. Структурно--содержательный анализ самосознания матери / Н. Н. Васягина, Е. Н. Рыбакова / / Образование и наука. - 2007. - С. 75-84.
5. Васягина, Н. Н. Субъектное становление матери в современном социокультурном пространстве России : монография / Н. Н. Васягина. - Екатеринбург, 2013.
6. Васягина, Н. Н. Субъектность матери: теория и практика / Н. Н. Васягина, Н. А. Устинова // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства : материалы международной научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2012. - С. 86-92.
7. Васягина, Н. Н. К вопросу о психологических особенностях родителей, ориентированных на раннее развитие детей / Н. Н. Васягина, Ю. В. Малина, С. А. Васягина // Педагогическое образование в России. - 2019. - С. 83-89.
8. Захарова, Е. И. Родительство как возрастно-психологический феномен : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.13 / Захарова Е. И. - М., 2017.
9. Иващенко, А. В. Я-концепция личности в отечественной психологии : монография / А. В. Ива-щенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова. - М. : МГСА, 2000. - 155 с.
10. Ковалев, С. В. Психология современной семьи / С. В. Ковалев. - М. : Просвещение, 1988. - 208 с.
11. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и самосознание / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1984. - 335 с.
12. Мохова, С. Ю. Самосознание родителя в системе отношений с ребенком / С. Ю. Мохова. - 2004.
13. Орлов, А. Б. Эмпирическая личность и ее структура / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. - 1995. -№ 2. - С. 5-19.
14. Пантилеев, С. Р. Самоотношение / С. Р. Пантилеев // Психология самосознания : хрестоматия. -Самара : Бахрам-М, 2000.
15. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. -Тбилиси : Мецниереба, 1989. - 197 с.
16. Столин, В. В. Самосознание личности / В. В. Столин. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 286 с.
17. Сысенко, В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. - М. : Мысль, 2009. - 173 с.
18. Устинова, Н. А. Детерминанты развития самосознания матери / Н. А. Устинова // Дискуссия. -2012. - С. 158-162.
19. Филиппова, Г. Г. Психология материнства : учеб. пособие / Г. Г. Филиппова. - М. : Изд-во Ин-та Психотерапии, 2002. - 240 с.
20. Фрейд, З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. - М. : Эксмо-Пресс, 2000. - 1037 с.
21. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений: курс лекций / Л. Б. Шнейдер. - М. : Апрель-Пресс ; ЭКСМО-Пресс, 2000. - 512 с.
22. Duval, S. A theory of objective self-awareness / S. Duval, R. A. Wicklund. - New York : Academic Press, 1972. - 412 p.
REFERENCES
1. Andreeva, T. V. (2004). Semeinayapsikhologiya [Family psychology]. Saint Petersburg, Rech'. 244 p.
2. Bim-Bad, B. M., Gavrov, S. N. (2010). Modernizatsiya instituta sem'i: makrosotsiologicheskii i an-tropologo-pedagogicheskii analiz [Modernization of the institute of the family: macrosociological and anthropological-pedagogical analysis]. Moscow, Novyi Khronograf. 337 p.
3. Bozhovich, L. I. (2001). Etapy formirovaniya lichnosti v ontogeneze [Stages of personality formation in ontogenesis]. In Psikhologiya lichnosti: sb. statei. Moscow,: OOO «Voprosy psikhologii».
4. Vasyagina, N. N., Rybakova, E. N. (2007). Strukturno-soderzhatel'nyi analiz samosoznaniya materi [Structural content analysis of the mother's self-awareness]. In Obrazovanie i nauka, pp. 75-84.
5. Vasyagina, N. N. (2013). Sub"ektnoe stanovlenie materi v sovremennom sotsiokul'turnom prostranstve Rossii : [Subject formation of the mother in the modern social and cultural space of Russia]. Ekaterinburg.
6. Vasyagina, N. N., Ustinova, N. A. (2012). Sub"ektnost' materi: teoriya i praktika [Subjectivity of the mother: theory and practice]. In Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie sem'i v realiyakh sovremennogo sotsiokul'turnogo prostranstva: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Ekaterinburg, pp. 86-92.
7. Vasyagina, N. N., Malina, Yu. V., Vasyagina, S. A. (2019). K voprosu o psikhologicheskikh osobennosty-akh roditelei, orientirovannykh na rannee razvitie detei [On the question of the psychological characteristics of parents focused on the early development of children]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii, pp. 83-89.
8. Zakharova, E. I. (2017). Roditel'stvo kak vozrastno-psikhologicheskii fenomen [Parenthood as an age and psychological phenomenon]. Dis. ... d-ra psikhol. nauk. Moscow.
9. Ivashchenko, A. V., Agapov, V. S., Baryshnikova, I. V. (2000). Ya-kontseptsiya lichnosti v otechestvennoi psikhologii [Self-concept of personality in Russian psychology]. Moscow, MGSA. 155 p.
10. Kovalev, S. V. (1988). Psikhologiya sovremennoi sem'i [Psychology of the modern family]. Moscow, Prosveshchenie. 208 p.
11. Kon, I. S. (1984). Vpoiskakh sebya: Lichnost' i samosoznanie [Finding yourself: personality and self-awareness]. Moscow, Politizdat. 335 p.
12. Mokhova, S. Yu. (2004). Samosoznanie roditelya v sisteme otnoshenii s rebenkom [Self-awareness of a parent in the system of relations with a child].
13. Orlov, A. B. (1995). Empiricheskaya lichnost' i ee struktura [Empirical personality and its structure]. In Voprosy psikhologii. No. 2, pp. 5-19.
14. Pantileev, S. R. (2000). Samootnoshenie [Self-attitude]. In Psikhologiya samosoznaniya: khrestomati-ya. Samara, Bakhram-M.
15. Sardzhveladze, N. I. (1989). Lichnost' i ee vzaimodeistvie s sotsial'noi sredoi [Personality and its interaction with the social environment]. Tbilisi, Metsniereba. 197 p.
16. Stolin, V. V. (1983). Samosoznanie lichnosti [Self-awareness of personality]. Moscow, Izdatel'stvo MGU. 286 p.
17. Sysenko, V. A. (2009). Supruzheskie konflikty [Marital conflicts]. Moscow, Mysl'. 173 p.
18. Ustinova, N. A. (2012). Determinanty razvitiya samosoznaniya materi [Determinants of mother's self-awareness development]. In Diskussiya, pp. 158-162.
19. Filippova, G. G. (2002). Psikhologiya materinstva [Psychology of motherhood]. Moscow, Izdatel'stvo In-stiituta Psikhoterapii. 240 p.
20. Freud, Z. (2000). «Ya» i «Ono» ["I" and "It"]. Moscow, Eksmo-Press. 1037 p.
21. Shneider, L. B. (2000). Psikhologiya semeinykh otnoshenii [The psychology of family relationships]. Moscow, Aprel'-Press, EKSMO-Press. 512 p.
22. Duval, S., Wicklund, R. A. (1972). A theory of objective self-awareness. New York, Academic Press. 412 p.