Специфика российской модели связей с общественностью в системе государственно-конфессиональных отношений
Поканинова Елена Борисовна — кандидат социологических наук, докторант кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, советник Постоянного представительства Республики Калмыкия при Президенте Российской Федерации (е-таН: [email protected]).
Аннотация. В статье рассматриваются особенности влияния служб по связям с общественностью на построение государственно-конфессиональных отношений в российском государстве. Даётся характеристика различных аспектов функционирования данной службы в государственных структурах и религиозных организациях современного гражданского общества.
Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, связи с общественностью, трансформация, религиозные организации, государственное управление.
Современное многонациональное и поликонфессиональное российское общество переживает трансформации, порой проходящие очень болезненно, и связанные, прежде всего, с крушением привычной системы общественных связей, произошедших в 90-е годы XX века, и возникновением новых процессов коммуникационного воздействия.
В настоящее время наблюдается также процесс реализации концепции социального партнёрства в области общественных отношений как новой технологии взаимодействия трёх самостоятельных сил общества - государства, бизнеса и общественных организаций (третьего сектора) для координации совместных усилий в решении социально-значимых проблем общества. В этом взаимодействии общественные организации стали выполнять функции инициатора, и, соответственно, организатора диалога в социуме, инструмента и индикатора взаимодействия государства и общества.
Особая роль в этом процессе отводится поиску новых решений, основанных на многолетнем историческом опыте развития государства и духовном
наполнении государственной политики, являющихся основой для диалога власти и таких институтов гражданского общества как религиозные организаций.
По мнению известного социолога М. П. Мчедлова, народы России остаются самобытными при любой общественно-экономической системе, сохраняя свои базовые, традиционные ценности, включая религию, на всех исторических этапах развития российского государства1. Для успешного построения гражданского общества в России, которая всегда была страной духовной, необходимо учитывать, на наш взгляд, опыт основных конфессий. Одной из главных задач построения цивилизованного гражданского общества в России является необходимость устранения межнациональных и межрелигиозных конфликтов в условиях столкновения интересов глобализации. При этом необходимо опираться на исторический опыт использования религии как интегрирующей силы, служащей объединению этноса. Например, буддизм стал одной из главных причин победы внешней политики калмыков в Средней Азии в XVII векев, а культурно-политическое доминирование Хорезма в составе Золотой Орды в XIV веке стало гарантом распространение ислама.
За время работы с 1994 года Советником по связям с общественностью первого Президента Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинова, автор статьи являлся одним из проводников политики взаимодействия представителей государственных органов с религиозными организациями. Анализируя результаты этого многолетнего сотрудничества, автор приходит к выводу, что наиболее приемлемой и действенной моделью функционирования связей с общественностью в сфере государственно-конфессионального сотрудничества (из 4-х моделей PR) приемлемой является модель «двусторонней симметричной коммуникации». В данной модели, которая априори является этической, коммуникация взаимна и соотношение сил сбалансировано, что создает условия для равноправного взаимодействия, непротиворечивой областью которого является социальное служение религиозных организаций и социальная политика органов государственной власти.
Принцип отделения церквей всех конфессий от государства не значит, что общество и государство должны отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем. Государство, оставаясь светским, может сотрудничать с различными конфессиями. Это не противоречит принципу взаимного невмешательства в дела друг друга. Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот
1 Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах/ Отв. ред. Мчедлов М.П. - М. : РАН, ИС РАН, 2008. - С. 12-13.
принцип, основывающийся на реализации связей с общественностью, предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции религиозных организаций и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга. Государство, которое задумывается о своем будущем, должно проводить такую политику в сфере отношений с религиозными объединениями, которая отвечала бы социальным реалиям и историческому опыту.
В настоящее время на территории Республики Калмыкия осуществляет свою деятельность 69 религиозных организаций, зарегистрированная в Министерстве юстиции Республики Калмыкия. Среди них присутствуют 32 буддистских, 16 православных, 6 мусульманских. 3 католических, 11 протестантских, 1-НРД (Новое религиозное движение - Свидетели Иеговы).
Исторический опыт развития государственно-конфессионального сотрудничества в социальной сфере в Республике Калмыкия показал, что именно совместные усилия органов государственной власти и общественных, в т. ч. религиозных, организаций приносит наиболее ощутимые результаты в решении социальных проблем. Причинами тому, на наш взгляд, - объективная необходимость, с одной стороны, и духовные основы мировых религий -с другой, ведь в духовной основе мировых религии в социальной сфере лежат сострадание, милосердие, благотворительность. Далай-лама XIV как-то заметил: «Все основные религии имеют общее послание - любовь, сострадание, всепрощение... Для людей, обладающих верой, искренне и серьезно относящиеся к ней, их религия имеет огромный потенциал для дальнейшего развития нашего сострадания»1.
Точка зрения Русской православной церкви совпадает в социальной сфере с точкой зрения буддизма. Основной документ, регулирующий социальную политику РПЦ, гласит о том, что социальная жизнь верующего человека должна быть основана на милосердии и «трудящиеся должны заботиться о тех, кто не может сам зарабатывать себе на жизнь»2.
Рассмотрим теперь позицию органов государственной власти Республики Калмыкия на проблему помощи социально незащищенным категориям населения. Для этого обратимся к Основному Закону Республики Калмыкия -Степному Уложению. В статье 11 Конституции РК указывается на то, что Республика Калмыкия разделяет ответственность за существующие глобальные общечеловеческие проблемы и обязуется прилагать усилия к их разреше-
1 Его Святейшество Далай-лама XIV. Религиозная гармония, сострадание и ислам, Выступление в Милане, Италия, 9 декабря 2007 года. Личный сайт Александра Берзина. URL: http://www. berzinarchives.com/web/ru/archives/study/islam/general/religious_harmony_compassion_islam.html (дата обращения 21.12.2010).
2 См. : Основы социальной концепции Русской православной церкви» // Официальный сайт Русской Православной Церкви Патриархия.ш. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/419 128.html (дата обращения 21.12.2011).
нию в духе любви, сострадания, милосердия и прогресса, содействуя устройству мира на земле1.
Действительно, социальные проблемы всегда были в центре внимания, как руководства республики, так и религиозных организаций. Именно поэтому в республике на протяжении многих лет осуществляется программа социокультурного возрождения народа, поскольку «только решив проблемы духовного плана, можно решить проблемы экономики и социальной сферы»2. В рамках данной программы Парламентом РК был принят ряд законов: «О языках народов в Республике Калмыкия», «Об образовании», «О культуре», «Об инвалидах», «О донорстве крови и ее компонентов», «Об охране здоровья». Многие законодательные акты, принятые за последние годы регулируют помощь пенсионерам, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны, локальных войн, участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Таким образом, по нашему мнению, органы государственной власти и традиционные конфессии, имея единую точку зрения на решение социальных проблем, могут сделать существенно больше, осуществляя совместные социальные проекты.
Вот несколько примеров. На протяжении 1995-2009 годов различные буддийские организации не раз выступали инициаторами различных благотворительных акций, во время которых были собраны многие миллионы рублей в пользу детских домов, инвалидов, ветеранов локальных войн. Ассоциация буддистов Калмыкии совместно с Министерством образования, культуры и науки ежегодно проводят благотворительные концерты, средства от которых идут на помощь детям-инвалидам.
В целях оказания материальной помощи нуждающимся в 1999 году Министерством труда и социального развития Республики Калмыкия был заключен договор о сотрудничестве Калмыцкой организацией Красного креста и Элистинской и Калмыцкой Епархией Русской православной Церкви. Приход Казанского кафедрального собора Русской православной Церкви г. Элисты постоянно оказывает благотворительную помощь прихожанам пожилого возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: средства на операцию, приобретение медикаментов. На протяжении многих лет в трапезной прихода ежедневно получают бесплатные обеды 60-70 человек, выдаётся одежда и обувь3.
Органы исполнительной власти республики оказали действенную помощь представителям традиционных конфессий в открытии православной, буддий-
1 См. : Известия Калмыкии. - 1994. - 5 апреля.
2 Илюмжинов К.Н. Калмыкия в политическом и экономическом пространстве России (1996-2002). - Элиста: АПП «Джангар». - 2002. - С. 136.
3 Илюмжинов К. Н. Указ. соч. - С. 139.
ской и мусульманской молитвенных комнат в колонии общего режима в п. Северный, и в организации духовной работы среди заключенных.
Таким образом, анализ взаимодействия в данной сфере органов государственной власти республики Калмыкия с традиционными религиями и организациями позволяет сделать вывод, что органы государственной власти и религиозные организации могут вместе достичь гораздо больших положительных результатов, чем если бы они действовали порознь. Итак, приоритет общественных интересов является конституирующим условием существования и развития связей с общественностью в государственно-конфессиональном взаимодействии современного российского социума.
Резюмируя, можно предположить, что специфика российской модели связей с общественностью в государственно-конфессиональных отношениях заключается в том, что для политического и государственного управления в России решающим фактором является развитие демократии, вследствие которой отношения между государством и гражданами, их объединениями выстраиваются на принципиально иных условиях. Во многом эта специфика формируется за счёт возрастающей демократизации политических и общественных структур, зрелости общественного сознания людей, лейтмотивом которого является чувство общности исторической судьбы. Кроме того, на связи с общественностью сегодня в значительной мере оказывает влияние социокультурная, конфессиональная идентичности, включающие в себя исторические традиции, ментальность населения, политические предпочтения, систему ценностей и религиозные традиции.
Список литературы
1. Кошман М.В. Концепции и модели социальной коммуникации: итоги и перспективы исследования // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. №3.
2. КураповА.А. Буддизм и власть в Калмыцком ханстве XVII - XVIII вв. Элиста: ЗАОр «Джан-гар», 2007.
3. Религия в самосознании народа. Религиозный фактор в идентификационных процессах / Отв. ред. Мчедлов М.П. М. : РАН, ИС РАН, 2008.
4. Тульчинский Г.Л. PR фирмы: технология и эффективность. Монография. СПб. , 2000.
© Е. Б. Поканинова, 2012