Оригинальная статья
УДК 338.2:338.45:622.3(470):658.8 © Д.П. Тибилов, Ю.А. Домахина, 2020
Специфика российских инфраструктурных компетенций в развитии экспортно ориентированных компаний минерально-сырьевого комплекса
DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-9-18-23
ТИБИЛОВ Д.П.
Доктор экон. наук, профессор кафедры «Управление инновациями» Международного института энергетической политики и управления инновациями (МИЭП) Одинцовского филиала МГИМО МИД России, 143007, г. Одинцово, Россия, профессор кафедры «Индустриальная стратегия» Института экономики и управления промышленными предприятиями имени В.А. Роменца НИТУ«МИСиС», 119049, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
ДОМАХИНА Ю.А.
Магистр экономики НИТУ «МИСиС», 119049, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]
Сегодня в России очень часто развитие новых проектов по разработке месторождений полезных ископаемых сталкивается с нехваткой транспортных, энергетических мощностей и c фактом отсутствия необходимой социальной инфраструктуры во многих регионах страны. Стоит заметить, что развитие российской экономики тесно связано с эффективностью работы экспортно ориентированных компаний минерально-сырьевого комплекса. В связи с этим актуальность вопроса подтверждается низким уровнем инфраструктурной оснащенности, которая становится сдерживающим фактором долгосрочного социально-экономического развития России. Наличие необходимых инфраструктурных компетенций страны играет ключевую роль в развитии проектов минерально-сырьевого комплекса, в связи с чем сегодня формируется тенденция строительства новых проектов российского инфраструктурного рынка: магистрали, морские порты, автодороги и электростанции. В работе рассмотрены основные объекты строительства российской инфраструктуры. В ходе исследования была выявлена необходимость комплексного государственного участия в развитии российских инфраструктурных компетенций с целью эффективного развития экспортно ориентированных компаний минерально-сырьевого комплекса. Ключевые слова: инфраструктурные компетенции, минерально-сырьевой комплекс, промышленность, экспорт, транспортно-логистическая система, морские порты, железнодорожные магистрали, угольная промышленность, нефтегазовая промышленность. Для цитирования:Тибилов Д.П., Домахина Ю.А. Специфика российских инфраструктурных компетенций в развитии экспортно ориентированных компаний минерально-сырьевого комплекса // Уголь. 2020. № 9. С. 18-23. 001: 10.18796/0041-5790-2020-9-18-23.
ВВЕДЕНИЕ
Очень часто в современном мире, особенно в России, развитие новых проектов по разработке месторождений полезных ископаемых сталкивается с фактом отсутствия необходимой инфраструктуры: энергетической, социаль-
ной (жилье), транспортной. В свою очередь этот фактор негативно воздействует на перспективу развития самого проекта. То есть возникающие как следствия денежные и временные затраты приводят к длительным срокам окупаемости.
Важную роль в успешной реализации любого проекта минерально-сырьевого комплекса играет развитость инфраструктурного рынка страны, где наличие инфраструктурных компетенций повышает ее конкурентоспособность и экономическую безопасность. В данном случае инфраструктурой развития данных компетенций выступают новые проекты реализации объектов энергетической и транспортно-логистической систем: морские порты, электростанции, автомобильные и железнодорожные магистрали.
В России проблема отсутствия необходимых инфраструктурных компетенций ярко выражена в минерально-сырьевом комплексе. Исторически сложилось, что в период СССР планирование развития месторождений было комплексным. Работа механизма формирования инфраструктуры для развития промышленности осуществлялась в режиме глубокого планирования, и перед промышленными предприятиями не стоял вопрос о создании инфраструктуры, так как здесь за ее реализацию отвечало государство. Предприятия получали возможность использовать готовые энергетические, транспортные и социальные системы [1].
После распада Советского Союза парадигма развития транспортно-логистической инфраструктуры изменилась и за ее строительство, за редким исключением, стали отвечать сами компании. После 1990-х годов основной тенденцией в развитии инфраструктуры стало наполнение инфраструктурных проектов советского периода. Возможностей существующей инфраструктуры стало не хватать, что до сих пор решается за счет расшивки узких мест.
Актуальность данного вопроса можно наблюдать на примере проекта Байкало-Амурской магистрали (БАМ), строительство которой заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков - Северомуйский тоннель - был введен в эксплуатацию только в 2003 г. Стоит заметить, что после завершения строительства БАМа глобальных проектов железнодорожной инфраструктуры не реализо-вывали, что является одной из острых проблем в развитии экспортно ориентированных отраслей России [2].
С учетом устаревания советской инфраструктуры и сформировавшейся конъюнктуры в транспортно-логистической системе растет число ограничивающих факторов в развитии российских экспортно направленных отраслей, эффективность работы которых, как правило, максимально зависит от наличия необходимых мощностей морских портов РФ и развитости железнодорожной магистрали. Однако сегодня сложилась ситуация, когда существует принципиальный дефицит производственной магистральной инфраструктуры, прежде всего железнодорожной в восточном направлении.
СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ
ИНФРАСТРУКТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Сегодня Россия столкнулась с тем фактом, что любая реализация проекта минерально-сырьевого комплекса упирается в принципиальный дефицит провозной
магистральной инфраструктуры. Таким образом, сформировалась парадигма нового этапа, когда государство пришло к осознанию необходимости реализации новых инфраструктурных проектов. Стратегическое понимание будущего развития экономики России сегодня заключается в наращивании российских инфраструктурных компетенций, необходимых для развития экспорта, пропускной способности магистральной инфраструктуры и в целом развития российского минерально-сырьевого комплекса.
Становление морского транспорта в последние десятки лет в России - наглядный пример реализации новых инфраструктурных проектов. В свое время сложилась ситуация, когда Россия уперлась в пропускную способность морских портов, вследствие чего начался этап развития существующих портов, доставшихся по наследству от советского периода. Однако наступил момент, когда мощностей стало принципиально не хватать, и Россия начала строить новые порты. Таким образом, сегодня в части развития морского транспорта мы находимся в большей степени на этапе строительства новых инфраструктурных компетенций, что можно наблюдать на примерах строительства портов в Усть-Луге и Ванино. Справедливо заметить, что относительно развития российских железных дорог проблематика очень близка к морской инфраструктуре. И стратегически важным и необходимым решением здесь выступает строительство новых магистралей [3].
Очевидно, что в России увеличение спроса на развитие инфраструктурного рынка и тенденция наращивания экспорта минерально-сырьевых ресурсов сохранятся, а новые проекты по отработке месторождений часто идут в увязке со строительством магистралей, новых портов и терминалов. Стоит отметить, что специфика России в том, что основная доля всех полезных ископаемых значительно удалена от портов, и, чтобы доставить их, необходима развитая железнодорожная инфраструктура.
Оценить актуальность данной проблемы можно на различных примерах, связанных с проектами отработки месторождений полезных ископаемых. Яркий тому пример - сложившийся тренд наращивания объемов экспорта российского угля, который невозможно продолжить без четкой координации с планами ОАО «РЖД» и фактической загрузкой угольных портовых терминалов.
Разработка угольных месторождений в Хакасии, Якутии, Красноярске, Кемеровской области интенсивно развивается, но развитие инфраструктуры за добычей угля опаздывает [4]. Только самые крупные угольные компании имеют в своей структуре собственные портовые мощности. Все остальные участники данного рынка налаживают отношения на договорной основе с собственниками портовой инфраструктуры, а точнее, с их представителями или же со сторонними стивидорскими компаниями, обеспечивающими комплекс работ по перевалке угольной продукции.
Сегодня развитие угольной промышленности - пример вынужденной самостоятельности в вопросах обеспечения необходимой для промышленных предприятий инфраструктурой [5]. Однако стоит отметить, что на практике все же есть проекты по разработке месторождений, привлекающие государственные инвестиции.
Актуальность вопроса государственной поддержки в реализации крупномасштабных проектов можно рассмотреть на примере Удоканского медного месторождения, располагающегося в Каларском административном районе - одном из самых отдаленных и труднодоступных районов Забайкальского края. Данный проект реализуется в труднодоступном районе со сложными климатическими условиями. Этот район практически лишен необходимой инфраструктуры и технических условий для подобных масштабных работ. Если пиковое потребление электроэнергии в Забайкальском крае на сегодняшний день 1,2-1,3 ГВт, то при выходе Удоканского ГОКа на проектную мощность - это еще 450 дополнительных мегаватт, то есть увеличение общего энергопотребления почти на треть [6].
В российской нефтяной и газовой промышленности специфика развития инфраструктурных компетенций складывается по-другому. Здесь государство часто берет на себя роль драйвера формирования необходимых инфраструктурных проектов для развития экспорта и импорта: Северный морской путь, строительство и модернизация морских портов и терминалов. Стоит отметить, что роль нефти и газа - одна из важнейших в формировании российского бюджета, в связи с чем государство уделяет большее внимание развитию их добычи.
Если говорить о развитости инфраструктуры в данной отрасли, то мало внимания уделялось развитию и модернизации основных фондов нефтяной промышленности, что сегодня приводит к сбоям в добыче. Стареющие инфраструктурные мощности требуют колоссальных инвестиций, и без помощи государства здесь не обойтись. Желание повысить опережение развития нефтяной и газовой отраслей в восточной части России, в частности на Дальнем Востоке и в Сибири, стимулирует государство инвестировать в полномасштабные инфраструктурные проекты.
Очевидно, что территория России богата разнообразными месторождениями полезных ископаемых, однако нынешняя российская политика формулирует для себя выборочные приоритеты в развитии инфраструктуры. Сложившаяся специфика в российских инфраструктурных компетенциях форсирует развитие нефтяной и газовой промышленности, оставляя за бортом другие отрасли российского минерально-сырьевого комплекса.
Закономерным итогом существующих проблем в обеспечении промышленных предприятий минерально-сырьевого комплекса необходимыми мощностями является планомерное развитие всех инфраструктурных компетенций России, начиная с развития магистральной инфраструктуры и заканчивая строительством электростанций.
Сегодня в части развития морских портов складывается более оптимистичная ситуация. Реализуется большое количество морских мощностей, развитие и модернизация которых входят в приоритетные государственные направления, где одним из флагманских государственных проектов является Северный морской путь (СМП) [7]. Перспективы развития данных инфраструктурных компетенций опять же коррелируют с развитием нефтяной и газовой отраслей. Однако помимо развития морской
инфраструктуры, как следствие, развиваются и железнодорожные магистрали. Так, в проект по развитию СМП вошли мероприятия по развитию ЖД-инфраструктуры с целью обеспечения грузовой базы Северного морского пути [8].
Относительно развития железнодорожного транспорта в России, стоит отметить, что и здесь реализуется ряд крупномасштабных инфраструктурных проектов, большинство из которых далеки от завершения, а некоторые даже и не начинали воплощать. Например, железная дорога «Белко-мур», которая должна соединить напрямую Архангельск с Сибирью и Уралом. Она не только поможет дешевле доставлять товары, но и позволит создавать новые производства - горнодобывающие, лесоперерабатывающие и строительные предприятия.
Преимуществами такого проекта будут: комплексное освоение новых экономических районов РФ; разгрузка существующей ЖД-системы; обеспечение доступности новых месторождений; создание нового транспортного коридора; создание нового глубоководного порта на Севере России; создание новых рабочих мест и повышение качества жизни населения.
Конкурентом «Белкомура» является «Баренцкомур», проект которого подразумевает строительство нового порта «Индига», однако из-за загруженности железных дорог в Центральном федеральном округе России и нехватки портовых мощностей эти проекты могут быть построены одновременно (рис. 1).
Преимуществами «Баренцкомура» являются: строительство порта в Индиге не потребует значительных дноуглубительных работ; вся береговая линия устья р. Индиги и Баренцева моря в Индигской губе свободна для строительства порта-гиганта любой мощности; порт «Индига» - незамерзающий в отличие от порта «Архангельск»; высокая береговая линия и другие [9].
Безусловно, любая разработка месторождений полезных ископаемых или строительство инфраструктурных мощностей невозможны без налаженной работы электроэнергетики. Производство электроэнергии - стратегическая отрасль для страны, так как от наличия энергии зависит жизнеспособность населенных пунктов, промышленных предприятий.
В части развития российской электроэнергетики стоит отметить, что после реформирования отрасли в 2002-2008 гг., когда главными задачами были привлечение инвестирования, работа с должниками, а также, как следствие, ликвидация компании РАО «ЕЭС России», рынок энергетических мощностей перешел в частный сектор, что сформировало проблему столкновения интересов между государственными национальными проектами и частными собственниками [10].
Сегодня реализация новых проектов по разработке месторождений полезных ископаемых, строительство необходимых инфраструктурных объектов, комплексное развитие многих территорий РФ столкнулись с проблемой нехватки энергетических мощностей и отсутствием необходимых инновационных технологий для их ввода. В той же угольной промышленности данная проблема является до сих пор актуальной, так как нет высокоэффективных отечественных технологий сжигания угля на теплоэлек-
Рис.1. Проекты строительства «Баренцкомур» и «Белкомур» [9] Fig.1. Construction Projects Barentscomurand Belkomur[9]
тростанциях (на суперкритических и сверхкритических параметрах пара), которые могут обеспечивать не только его добычу при освоении новых месторождений, но и выработку конечного продукта в виде электроэнергии на основе современной угольной генерации с возможным экспортом ее за границу.
Красной нитью по всем вышеперечисленным российским инфраструктурным компетенциям проходит вопрос о развитии социальной инфраструктуры. Градообразующие промышленные города, поселения вблизи инфраструктурных проектов предопределяют вопрос о необ-
ходимости привлечения дополнительных средств для развития инженерной и транспортной инфраструктур, на строительство социальных объектов, включая больницы, школы, спортивные комплексы [11].
Как показывает исторический опыт, успешное решение названных задач возможно только путем разработки целенаправленной системы мероприятий и планомерной их реализации, что можно проследить на практике формирования кадров строителей БАМа. Создание здесь социально-экономических условий, более благоприятных для труда и жизни населения, чем это обычно было на
Рис. 2. Инфраструктурные компетенции РФ [12]
Fig. 2. Infrastructure competencies of the Russian Federation [12]
стройках региона, обеспечило не только необходимый приток трудовых ресурсов, но и возможность привлечь квалифицированные кадры, резко повысить уровень планомерности их формирования, что в значительной мере предопределило успешность строительства этой железнодорожной магистрали. Поэтому не вызывает сомнения, что для повышения темпов экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока необходимо последовательное и комплексное решение социальных проблем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существующая и перспективная инфраструктурная ситуация в России, представленная на рис. 2, складывается таким образом, что повышенное государственное влияние в сфере развития нефтегазовой промышленности является драйвером не только для развития социальной, энергетической и транспортной инфраструктур, но и для экономики страны в целом.
Сегодня государство возобновило планирование разработки крупных месторождений полезных ископаемых, однако приоритет в развитии инфраструктурных компетенций и инвестиционной поддержке сделан только в сторону развития нефтяных и газовых месторождений. Для других отраслей минерально-сырьевого комплекса данный вопрос останется открытым еще на долгие годы, так как построить собственную инфраструктуру - крайне затратное мероприятие, в связи с чем лимитированность государственного участия выступает тормозом в развитии экспортно ориентированных отраслей и в развитии экономики в целом. Если государство видит перспективу развития минерально-сырьевого комплекса, то рано или поздно оно должно озаботиться перспективой многогранного развития своих инфраструктурных компетенций.
Список литературы
1. Кузнецова А.И. Концепция и практика совершенствования инфраструктуры городов // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2016. № 2 (17). С. 100-102. URL: https://www. muiv.ru/vestnik/eu/chitatelyam/podshivka-nomerov/49534/ (дата обращения: 15.08.2020).
2. История строительства БАМа. [Электронный ресурс]. URL: http://rzd-expo.ru/history/Istoriya%20stroitelstva%20 BAMa/ (дата обращения: 15.08.2020).
3. Подходы к портам: приоритеты и проблемы / Мор-вести. [Электронный ресурс]. URL: http://morvesti.ru/ analitika/1692/60182/ (дата обращения: 15.08.2020).
4. Рожков А.А., Соловенко И.С. Формирование и трансформация институциональной системы регулирования структурных преобразований в угольной отрасли и на углепромышленных территориях России // Уголь. 2018. № 2. С. 40-47. DOI: 10.18796/0041-5790-2018-2-40-47. URL: http://www.ugolinfo.ru/Free/022018.pdf (дата обращения: 15.08.2020).
5. Андрюхина И.Ю. Региональное управление и территориальное планирование: учебное пособие. Саратов: Амирит, 2018. 147 с.
6. Байкальская горная компания (ООО «БГК»). [Электронный ресурс]. URL: https://www.bgk-udokan.ru/deposit/ general-information-about-the-field/ (дата обращения: 15.08.2020).
7. Ивченко Б.П., Шамахов В.А. Обеспечение национальной безопасности в Арктической зоне Российской Федерации. СПб.: ИПЦ СЗИУ РАНХиГС, 2019. 154 с.
8. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2019 г. № 3120-р. «План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года» URL: http://static. government.ru/media/files/itR86nOgy9xFEvUVAgmZ3Xoer uY8Bf9u.pdf (дата обращения: 15.08.2020).
9. Кобзева М.А. Российский компонент в современной арктической политике Китая: дис. ... канд. полит. наук: 23.00.04. СПб., 2017. 311 с.
10. Цифровая энергетика: новая парадигма функционирования и развития. М.: Издательство МЭИ, 2019. 298 с.
11. Развитие науки в области экономики природопользования и управления предприятиями горнодобывающей и металлургической промышленности России / В.В. Бринза, Ж.К. Галиев, Н.В. Галиева и др. М.: МИСиС, 2017. 402 с.
12. Штыров В. Севморпути нужны железные дороги и мосты // Livejournal. 10 декабря 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://alex54sar.livejournal.com/1560052.html (дата обращения: 15.08.2020).
ECONOMIC OF MINING
Original Paper
UDC 338.2:338.45:622.3(470):658.8 © D.P. Tibilov, Ju.A. Domakhina, 2020
ISSN 0041-5790 (Print) • ISSN 2412-8333 (Online) • Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, № 9, pp. 18-23 DOI: http://dx.doi.org/10.18796/0041-5790-2020-9-18-23
Title
specificity of Russian infrastructure competencies in the development of export-oriented companies of the mineral resource complex
Authors
Tibilov DP.1-2, Domakhina Ju.A.2
1 Odintsovo Campus of Federal state autonomous institution of higher education «Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs Russian Federation (MGIMO University), Odintsovo, Moscow Region, 143007, Russian Federation
2 National University of Science and Technology "MISIS" (NUST "MISIS"), Moscow, 119049, Russian Federation
Authors' Information
Tibilov D.P., Doctor of Economic Sciences, Professor, e-mail: [email protected] Domakhina Ju.A., Master of Economics, e-mail: [email protected]
Abstract
Today in Russia very often the development of new projects for the development of mineral deposits is faced with a shortage of transport and energy capacities and the lack of the necessary social infrastructure in many regions of the country. It is worth noting that the development of the Russian economy is closely related to the efficiency of the export-oriented companies in the mineral resource complex. In this regard, the relevance of the issue is confirmed by the low level of equipment of infrastructure, which is becoming a deterrent to the long-term socio-economic development of Russia.
The presence of the necessary infrastructural competencies of the country plays a key role in the development of the projects of the mineral resource complex, in connection with which today a tendency is forming to build new projects of the Russian infrastructure market: highways, seaports, roads and power plants. The paper considers the main projects that have a significant impact on the development of export-oriented companies. The study revealed the need for comprehensive state participation in the development of Russian infrastructure competencies in order to effectively develop export-oriented companies in the mineral resource complex.
Keywords
Infrastructure competencies, Mineral and raw materials complex, Industry, Export, Transport and logistics system, Seaports, Railway, Coal industry, Oil and gas industry.
References
1. Kuznetsova A.I. The concept and practice of improving the infrastructure of cities. Bulletin of WitteMoscow University. Series 1: Economics and Management, 2016, No. 2 (17), pp. 100-102. Available at: https://www.muiv.ru/vestnik/ eu/chitatelyam/podshivka-nomerov/49534/ (accessed 15.08.2020). (In Russ.).
2. Construction history of the BAM. RZD-EXPO.RU [Electronic resource]. Available at: http://rzd-expo.ru/history/Istoriya%20stroitelstva%20BAMa/ (accessed 15.08.2020). (In Russ.).
3. Approaches to ports: priorities and problems. Morvet [Electronic resource]. Available at: http://morvesti.ru/analitika/! 692/60182/ (accessed 15.08.2020). (In Russ.).
4. Rozhkov A.A. & Solovenko I.S. Formation and transformation of the institutional system for the Russian coal industry and coal provinces struc-
tural transformations management. Ugol' - Russian Coal Journal, 2018, No. 2, pp. 40-47. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2018-2-40-47. Available at: http://www.ugolinfo.ru/Free/022018.pdf (accessed 15.08.2020).
5. Andryukhina I.Yu. Regional management and territorial planning: study guide. Saratov, Amirit publ., 2018, 147 p. (In Russ.).
6. Baikal Mining Company (BGK LLC) [Electronic resource]. Available at: https:// www.bgk-udokan.ru/deposit/general-information-about-the-field/ (accessed 15.08.2020). (In Russ.).
7. Ivchenko B.P. & Shamakhov V.A. Ensuring national security in the Arctic zone of the Russian Federation. St. Petersburg, CPI SZIU RANEPA, 2019, 154 p. (In Russ.).
8. Order of December 21, 2019 No. 3120-r. "The Northern Sea Route infrastructure development plan for the period until 2035". Available at: http:// static.government.ru/media/files/itR86nOgy9xFEvUVAgmZ3XoeruY8Bf9u. pdf (accessed 15.08.2020). (In Russ.).
9. Kobzeva M.A. The Russian component in the modern Arctic policy of China: PhD (political) diss.: 23.00.04 / Kobzeva Maria Arturovna; St. Petersburg, 2017, 311 p. (In Russ.).
10. Digital Energy: A New Paradigm of Functioning and Development / Ed. N.D. Rogaleva. Moscow, MEI publ., 2019, 298 p. (In Russ.).
11. Brinza V.V., Galiev Zh.K., Galieva N.V. et al. The development of science in the field of environmental economics and management of enterprises of the mining and metallurgical industries of Russia: Monograph. Moscow, MISiS publ., 2017, 402 p. (In Russ.).
12. Shtyrov V. Northern Sea Route needs railways and bridges. Livejournal, 2019, December, 10. [Electronic resource]. Available at: https://alex54sar.live-journal.com/1560052.html (accessed 15.08.2020). (In Russ.).
For citation
Tibilov D.P. & Domakhina Ju.A. Specificity of Russian infrastructure competencies in the development of export-oriented companies of the mineral resource complex. Ugol' - Russian Coal Journal, 2020, No. 9, pp. 18-23. (In Russ.). DOI: 10.18796/0041-5790-2020-9-18-23.
Paper info
Received May 18,2020 Reviewed Junel 21,2020 Accepted August 12,2020
КНИЖНАЯ НОВИНКА
Щебеночные карьеры России из космоса. Горные работы и экология нарушенных земель
/ И.В. Зеньков, А.А. Лукьянова, Ю.А. Анищенко и др.
Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2020.328 с.
© Сибирский государственный университет науки
и технологий имени М.Ф. Решетнёва, Сибирский федеральный университет,
Институт вычислительных технологий СО РАН, 2020.
В монографии представлены результаты исследования щебеночных карьеров, производящих разработку месторождений горных пород на территории России - от Ленинградской области до Приморского края. Раскрыта сущность технологий, систем разработки месторождений, являющихся минерально-сырьевой базой для производства щебня открытым способом с использованием спутниковых снимков высокого разрешения, находящихся в свободном доступе. Представлена информация о парке горных и транспортных машин и, в частности, о карьерных экскаваторах, установленных на горных работах и расходных складах щебня. Отражены результаты экологического мониторинга нарушенных земель под горными работами и восстановления экосистем на горнопромышленных ландшафтах, сформированных в ходе производства горных работ в щебеночных карьерах. Информация, изложенная в монографии, может быть использована в разработке стратегической программы развития горнодобывающей промышленности России.
Монография предназначена для специалистов, изучающих научно-практическое направление «Дистанционное зондирование Земли», работников сектора государственного управления, собственников и менеджмента щебеночных карьеров, руководителей и специалистов крупных предприятий горного машиностроения, учащихся и преподавателей вузов по направлениям подготовки «Горное дело», «Техносферная безопасность», «Геоэкология», «Природопользование», «Экономика и управление народным хозяйством».
Заказать книгу можно в твердом переплете в Библиотечно-издательском
комплексе Сибирского федерального университета по тел.: 7(391) 206-26-16.