Научная статья на тему 'Специфика репрезентации концептавремя в детективных текстах'

Специфика репрезентации концептавремя в детективных текстах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / КОНЦЕПТ / КОНЦЕПТОСФЕРА / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ / ДЕТЕКТИВНЫЙ ТЕКСТ / АНТРОПОЦЕНТРИЧНОСТЬ / АВТОРСКАЯ ИНТЕНЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ МОДЕЛИ / REPRESENTATION / CONCEPT / CONCEPT SPHERE / ART TIME / DETECTIVE TEXT / ANTHROPOCENTRICITY / AUTHOR'S INTENSION / COGNITIVE MODELS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хартикова Анна Ивановна, Ахиджакова Марьет Пшимафовна

Рассматривается художественное время воображаемого мира, который создан посредством фантазии автора, детерминирован его мировоззрением, аксиологической системой и обусловлен эстетическими задачами. Объектом исследования выступает художественное время как последовательность в описании событий и одновременно время повествования и время события, поэтому подвергается закономерной трансформации. В художественном тексте время может использоваться двупланово: длительные периоды могут промелькнуть незаметно, а мгновения растягиваются либо вообще останавливаются, особенно в описании ключевых событий в жизни персонажей. Цель заключается в описании специфики функционирования концепта Время в детективном тексте. Применены аналитико-синтетический и интерпретационный методы. Большое внимание уделяется, прежде всего, детективному дискурсивному пространству, которое выстраивается как ряд микротем, имеющих в качестве психолингвистического коррелята когнитивную модель. В этом видится актуальность данного исследования, так как когнитивные модели в детективном тексте эксплицируются в виде фреймов, сценариев, схем, планов, ситуационных моделей и концептов, способные выступать в качестве исходного постулата инвариантных признаков текстов, относимых к конкретной референтной сфере. Детективный текст, следовательно, имеет в своем составе значимые концепты, образующие концептосферу, при этом семиозис в этой системе отражается специфически.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of representation of conceptTime in detective texts

The paper deals with art time of the imagined world which is created by means of the author’s imagination, is determined by his outlook and axiological system and is caused by esthetic tasks. The object of research is art time acting as sequence in the description of events and simultaneously time of a narration and time of an event. Therefore it is exposed to natural transformation. In the literary text time can be used in two plans: the long periods can fly imperceptibly, and moments extend or entirely stop, especially in the description of key events in life of characters. The aim of this paper is to describe specifics of functioning of a concept Time in the detective text. Analytical synthetic and interpretative methods are used. Much attention is paid, first of all, to detective discourse space which is built as a number of micro subjects having a cognitive model as a psycholinguistic correlate. We see in it relevance of this research because cognitive models in the detective text explicitate in the form of frames, scenarios, schemes, plans, situational models and concepts, capable to act as an initial postulate of invariant signs of the texts referred to the concrete reference sphere. The detective text, therefore, incorporates the meaningful concepts forming a concept sphere, semiosis in this system being reflected specifically.

Текст научной работы на тему «Специфика репрезентации концептавремя в детективных текстах»

УДК 81'42

ББК 81.0

X 22

Хартикова А. И.

Старший преподаватель кафедры гуманитарных и правовых дисциплин филиала Адыгейского государственного университета в г. Белореченске, аспирант кафедры общего языкознания Адыгейского государственного университета, e-mail: khar-tikova. anna@yandex. ru

Ахиджакова М.П.

Доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания Адыгейского государственного университета, e-mail: [email protected]

Специфика репрезентации концепта Время в детективных текстах

(Рецензирована)

Аннотация:

Рассматривается художественное время воображаемого мира, который создан посредством фантазии автора, детерминирован его мировоззрением, аксиологической системой и обусловлен эстетическими задачами. Объектом исследования выступает художественное время как последовательность в описании событий и одновременно - время повествования и время события, поэтому подвергается закономерной трансформации. В художественном тексте время может использоваться двупланово: длительные периоды могут промелькнуть незаметно, а мгновения растягиваются либо вообще останавливаются, особенно в описании ключевых событий в жизни персонажей. Цель заключается в описании специфики функционирования концепта Время в детективном тексте. Применены аналитико-синтетический и интерпретационный методы. Большое внимание уделяется, прежде всего, детективному дискурсивному пространству, которое выстраивается как ряд микротем, имеющих в качестве психолингвистического коррелята когнитивную модель. В этом видится актуальность данного исследования, так как когнитивные модели в детективном тексте эксплицируются в виде фреймов, сценариев, схем, планов, ситуационных моделей и концептов, способные выступать в качестве исходного постулата инвариантных признаков текстов, относимых к конкретной референтной сфере. Детективный текст, следовательно, имеет в своем составе значимые концепты, образующие концептосферу, при этом семиозис в этой системе отражается специфически.

Ключевые слова:

Репрезентация, концепт, концептосфера, художественное время, детективный текст, антропоцентричность, авторская интенция, когнитивные модели.

Khartikova A.I.

Senior Lecturer of the Humanities and Legal Disciplines Department of Branch of the Adyghe State University in Belorechensk, post-graduate Student of General Linguistics Department of the Adyghe State University, e-mail: khartikova [email protected]

Akhidzhakova M.P.

Doctor of Philology, Professor of General Linguistics Department of Adyghe State University, e-mail: [email protected]

Specifics of representation of concept Time in detective texts

Abstract:

The paper deals with art time of the imagined world which is created by means of the author's imagination, is determined by his outlook and axiological system and is caused by esthetic tasks. The object of research is art time acting as sequence in the description of events and simultaneously - time of a narration and time of an event. Therefore it is exposed to natural transformation. In the literary text time can be used in two plans: the long periods can fly imperceptibly, and moments extend or entirely stop, especially in the description of key events in life of characters. The aim of this paper is to describe specifics of functioning of a concept Time in the detective text. Analytical synthetic and interpretative methods are used. Much attention is paid, first of all, to detective discourse space which is built as a number of micro subjects having a cognitive model as a psycholinguistic correlate. We see in it relevance of this research because cognitive models in the detective text explicitate in the form of frames, scenarios, schemes, plans, situational models and concepts, capable to act as an initial postulate of invariant signs of the texts referred to the concrete reference sphere. The detective text, therefore, incorporates the meaningful concepts forming a concept sphere, semiosis in this system being reflected specifically.

Keywords:

Representation, concept, concept sphere, art time, detective text, anthropocentricity, author's intension, cognitive models.

Художественный текст, имея своей целью создать воображаемый художественный мир, в который включены персонажи в их поступках, взаимоотношениях, действующие в конкретный исторический период, причем значимым компонентом этих взаимоотношений становится речь героев, закономерно должен репрезентировать глобальные концепты субъекта, объекта, времени и места, действия, квалификации.

Категории пространства и времени в художественном тексте детерминированы мировосприятием и концепцией мира автора. Оппозитарные отношения этих категорий опираются на данные обыденного сознания: всё, что имеет временные координаты, расположено в пространстве, но не всё, что имеет пространственную локализацию, объективировано во времени.

В то время как пространство воспринимается, время находит понимание. Изображение пространства в художественном тексте возможно посредством пока-

за предметов, вещей, субстанции. Время гораздо более сложно реализуется эстетическим сознанием и, соответственно, воспринимается адресатом текста.

Персонажная сфера реализуется посредством нескольких категорий: хронотоп (время, пространство в целом, локус, социокультурный фон), а именно события и поступки персонажей; портрет в физическом, психологическом и социальном контекстах; модификатор (субъективная оценка любого компонента художественного мира персонажами / читателем). Данная категориальная система позволяет автору осуществлять своё «всезнание», что способствует всесторонней характе-ризации героев.

Значимым для художественного текста может оказаться изолированность пространства от времени, что происходит сквозь призму восприятия наблюдателя, которое в состоянии и объединить эти категории в единый хронотоп. Это позволило Л.О. Чернейко предложить дополнение дихотомии «пространство - время»

компонентом «взгляд», что трансформирует дихотомию в триаду «время - пространство - взгляд» [1: 59], которая актуализирует антропоцентризм пространства и времени в художественном тексте. Ан-тропоцентричность языка представляет собой аксиому современной лингвистики: «... для многих языковых значений представление о человеке выступает в качестве естественной точки отсчёта» [2: 31]. Сознание человека отражает независимое, существующее реальное время, продуцируя индивидуальное восприятие времени, ментальное и психическое.

Время по-разному ощущается человеком в разные периоды жизни, оно способно сокращаться и растягиваться. В художественном тексте используется это субъективное восприятие времени: длительные периоды могут промелькнуть незаметно, а мгновения растягиваются либо вообще останавливаются, особенно в описании ключевых событий в жизни персонажей.

По Н.С. Валгиной, «художественное время представляет собой последовательность в описании событий, воспринимаемых субъективно» [3: 137]. Субъективность художественного времени является эстетически мотивированным способом изображения действительности, позволяя автору трансформировать временную перспективу, в которой прошлое мыслится как настоящее, будущее - как прошедшее и пр. В художественном тексте время двупланово, т.к. одновременно представляет собой «время повествования и время события. Поэтому временные трансформации закономерны» [3: 138].

Специфика текстовых функций времён раскрыта, в частности, И.Р. Гальпериным: «Прошедшее время ближе и понятнее, чем будущее... В художественном произведении прошедшее время приближено к нам. Силой художественной изобразительности автор делает прошлое настоящим. Читатель как бы становится свидетелем и наблюдателем происходящего» [4: 92]. Г.А. Золотова говорит о специфике

текстового времени как времени перцеп-туального, понимая его как «объёмное построение автора-перцептора» [5: 38], т.к. его восприятие и воспроизведение субъективно, что позволяет нарушать ход реального времени. Значит, художественное время может представлять собой модель воображаемого мира, которая создана посредством фантазии автора, детерминирована его мировоззрением, аксиологической системой и обусловлена эстетическими задачами. Эта модель приближена к реальному миру в разной степени, многомерна, объемна, эксплицирует иерархические частные темпоральные значения.

Художественное время способно эксплицировать универсальные представления о времени и его характеристиках: диалектика времени; его линейность / цикличность; фиксация событий во временных координатах; событийная насыщенность, их динамика; движение от прошлого к настоящему и, далее, к будущему.

Кроме того, время в художественном тексте манифестирует и представления о времени, характеризующие индивидуально-авторскую картину мира, прежде всего, в нарушениях поступательного движения художественного времени (ретроспекции, проспекции; свёртывание и растягивание временных отрезков) и в дискретности времени.

Основной коммуникативно-

прагматической целью детективного текста является реализация авторских интенций, в частности, актуализация читательского интереса к проведению собственного «расследования», которое должно привести к интеллектуальной реконструкции совершенного преступления. Поскольку текст как коммуникативный акт имеет своей целью трансформирование знаний и мнений адресата, что в целом оказывает влияние и на концептуальную картину мира читателя, так как «...коммуниканты одинаково воспринимают основные функциональные и системные качества предметов...» [4: 23], поэтому сегменти-

рование в самом детективном тексте модальной информации весьма актуально и значимо для нашего исследования,.

Детективное дискурсивное пространство выстраивается как ряд микро-тем, имеющий в качестве психологического коррелята когнитивную модель, в состав которой входят планирование, продуцирование, рецепция и интерпретация дискурса, консервация полученной информации и её воспроизведение. Когнитивные модели в детективном тексте эксплицированы в виде фреймов, сценариев, схем, планов, ситуационных моделей и концептов, способных выступать в качестве исходного постулата инвариантных признаков текстов, относимых к конкретной референтной сфере. Когнитивный комплекс, в этой связи, состоящий из ментально-лингвистических структур, продуцирует когнитивный фон, единый для автора и читателя текста, которые принадлежат к одному социуму и включают значимые социокультурные компоненты.

Детективный текст репрезентирует две когнитивные модели как репрезентации предметно-референтной ситуации и её процедурной части, в которых концепт Время занимает значимое место. Четкую событийную программу инспирирует в детективном тексте предметно-референтная ситуация, которая планируется автором по законам детективного жанра. Основной функцией следователя / сыщика / детектива становится сбор и обобщение улик, приводящих, в конечном счете, к установлению личности совершившего преступление.

Предметно-референтная ситуация в некоторых аспектах может быть заранее известна читателю, знакомому с требованиями детективного жанра. Изначально заданы преступление, жертва, детектив, само наличие убийцы, ожидаемо обличение и наказание преступника. По ходу развития детективного сюжета узнаются способ совершения преступления, алиби различных персонажей, мотив самого

преступления, не всегда, но часто - место совершения преступления и его время. Таким образом, три сущности становятся значимыми для читателя в процессе восприятия детективного текста - действие, время и место преступления.

Ядро процедурной ситуации в детективном тексте составляет событийность, которая развивается от совершения преступления к его раскрытию посредством конкретных методов, присущих данному герою-детективу. Событийность, естественно, развивается во времени, именно поэтому для детективного текста одним из значимых концептов становится концепт Время.

Понимание и интерпретация детективного текста реализуются на основе контекстной системы ассоциаций, составляющих «каркас» индивидуально-авторской картины мира. Кроме того, важное значение имеет авторская интенция в формировании читательских ассоциаций, которые структурируют художественный образ, соотнося его с концептуальными структурами разноуровневой принадлежности.

Событийная программа детективного текста как совокупность семантически значимых элементов организует художественную концептосферу: её ядро составляют расследование преступления и процесс установления личности преступника; периферия включает единицы, имеющие максимальное количество входящих и исходящих связей. Детективный текст, следовательно, имеет в своем составе значимые концепты, образующие целостную концептосферу, при этом семиозис в этой системе идет специфически: читатель должен сам восполнять информативные лакуны с тем, чтобы выстроить логическую цепь рассуждений и аргументации.

Таким образом, формирование концепта времени в когнитивной деятельности обусловлено опытом восприятия последовательности, что позволяет трактовать его закрепленность в языке как арха-

ическую. Его структурирование основано парадигме время предстает как один из

на постулате об одномерности времени, актуальных объектов исследования. Кро-

одновременно ориентированной на про- ме того, время исследуется как значимый

шлое и будущее как крайние точки хро- концепт языковой картины мира и худо-

нологической шкалы. В лингвистической жественной картины мира автора.

Примечания:

1. Чернейко JI.O. Способы представления пространства и времени в художественном тексте // Филологические науки. 1994. № 2. С. 58-70.

2. Апресян Ю.Д. Дейксис в лексике и грамматике и наивная картина мира // Семиотика и информатика: сб. науч. ст. М., 1986. Вып. 28. С. 5-33.

3. Валгина Н.С. Теория текста: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Логос, 2003. 278 с.

4. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М.: УРСС, 2005.137 с.

5. Золотова Г. А. Время в мире и в тексте // Категоризация мира: пространство и время: материалы науч. конф. М.: Изд-во МГУ, 1997.

6. Ахиджак Б.Н., Ахиджакова М.П. Парадигмы языкового сознания в межкультурном общении // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2014. Вып. 2. С. 21-25.

References:

1. Cherneyko L.O. Ways of representation of space and time in a literary text // Philology. 1994. No. 2. P. 58-70.

2. Apresyan Yu.D. Deixis in vocabulary and grammar, and the naive picture of the world // Semiotics and informatics: coll. of scient. art. M., 1986. Issue 28. P. 5-33.

3. Valgina N.S. Theory of the Text: a manual for students of higher schools. M.: Logos, 2003. 278 pp.

4. Galperin I.R. Text as an object of linguistic research. M.: URSS, 2005. 137 pp.

5. Zolotova G.A. Time in the world and in the text // Categorization of the world: space and time: materials of the scient. conf. M.: MSU, 1997.

6. Akhidzhak B.N., Akhidzhakova M.P. Paradigms of language consciousness in cross-cultural communication // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2014. Issue 2 (140). P. 21-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.