УДК 343.621
К.В. Дядюн*
СПЕЦИФИКА РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕЗАКОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО АБОРТА ПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКИХ СТРАН
Дядюн К.В. Специфика регламентации ответственности за незаконное производство аборта по уголовному законодательству России и европейских стран. - Статья .
В данной статье представлен анализ уголовного законодательства европейских стран в сфере регламентации ответственности за незаконное производство аборта . Автор исследует криминологическую характеристику соответствующего преступления; криминообразующие и квалифицирующие признаки . Также рассматриваются обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния; вопросы назначения наказания . В результате предлагаются рекомендации по совершенствованию законодательного подхода в исследуемом вопросе.
Ключевые слова: незаконное производство аборта; уголовное законодательство европейских стран; криминообразующие признаки; обстоятельства, исключающие преступность деяния; назначение наказания
Dyadyun K.V. Specificity of a regulation of responsibility for illegal abortion under the criminal legislation of Russia and the European countries. - Article .
In the given article the analysis of the criminal legislation of the European countries in the sphere of the regulation of responsibility for illegal abortion is presented . The author investigates the criminological characteristic of the corresponding crime; crime and qualifying signs . The circumstances excluding criminality and punishability of an act, the questions of the determination of punishment are also considered . The recommendations for the improvement of the legislative approach in the investigated question are offered as a result
Keywords: illegal abortion; the criminal legislation of the European countries; crime signs the circumstances excluding criminality of act; determination of punishment.
Дядюн К.В. Специфіка регламентації відповідальності за здійснення незаконного аборту згідно з кримінальним законодавством Росії та європейських країн. - Стаття .
У даній статті наведено аналіз кримінального законодавства європейських країн у сфері регламентації відповідальності за здійснення незаконного аборту Автор досліджує кримінологічну характеристику відповідного злочину; криміноутворюючі та кваліфікуючі ознаки . Також розглядаються обставини, що виключають злочинність і караність діяння; питання призначення покарання У результаті пропонуються рекомендації з удосконалювання законодавчого підходу в досліджуваному питанні .
Ключові слова: незаконне здійснення аборту; кримінальне законодавство європейських країн; криміноутворюючі ознаки; обставини, що виключають злочинність діяння; призначення покарання
Проблема производства абортов и уста- достаточное внимание, однако так и не при-
новления за это уголовной ответственности нято оптимальное решение, которое бы рев настоящее время остается актуальной . Этой шило данную проблему, не нарушая при этом
проблеме посвящены труды многих ученых чьих-либо прав .
и практиков. Однако острота в обсуждении Специфика данного преступления ве-
проблем незаконного производства аборта дет на практике к высокой степени его ла-
остается, несмотря на то, что эта проблема тентности, а отсутствие конкретных реко-
«стара как мир». Этой теме, как на практике, мендаций по комплексному подходу выяв-
так и в юридической литературе, уделяется ления криминальных абортов - к большо-
* Дядюн Кристина Владимировна - доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Владивостокского филиала Российской таможенной академии, кандидат юридических наук, г. Владивосток, Россия .
му количеству нераскрытых преступлений этой категории .
В среднем по миру 20 % беременностей прерываются искусственно (в индустриально развитых странах - 28 %, в развивающихся - 19 %). Наибольшее число подобных операций (относительно к общему количеству беременностей) осуществляется в странах Восточной Европы (Болгария, Россия, Польша, Украина) - 45% (на каждые 100 родов приходится 105 абортов) . В Западной Европе (Австрия, Бельгия, Франция, ФРГ, Швейцария) этот показатель составляет 16 %, в Северной Америке - 21 %, в Средней Азии - 17 % [2].
При этом смертность от осложнений криминального аборта является крайне редким явлением в странах Европы (по экспертным оценкам ВОЗ 300 из 68 000 зафиксированных случаев смерти от небезопасного прерывания беременности) При этом в Восточной Европе уровень абортов почти в четыре раза выше, чем в Западной Европе [1].
В то же время по официальной статистике, в России абортом заканчиваются 57 % всех беременностей . При этом количество нелегальных абортов в РФ составляет 25 % . Показатель смертности от осложнений искусственного прерывания беременности в Российской Федерации составляет 6,3 случая на 100 тыс. абортов, примерно в
10 раз превышая аналогичный показатель, характерный для стран Западной Европы и Северной Америки, и формирует около 25 % совокупного показателя материнской смертности в стране [3]
Исходя из указанных данных, представляется целесообразным рассмотреть вопрос об адекватности регламентации ответственности за незаконное производство аборта в РФ в сравнении с другими европейскими странами
В большинстве государств Европы в настоящее время установлена свобода аборта, т. е. уголовно наказуемым является только «криминальное» прерывание беременности (с нарушением установленных правил)
Тем не менее в отдельных странах (Польша, Испания) [8; 9] производство аборта разрешено только по медицинским показаниям, соответственно, несколько иначе регламентирована уголовная ответственность за совершение соответствующего деяния
Различия существуют уже в определении объекта незаконного производства аборта Так, в ряде европейских стран - это жизнь и здоровье потерпевшей (Польша, РФ, Украина, ФРГ, Швейцария) [9; 10; 13, 14]. В некоторых государствах соответствующее преступление помещено в специальный раздел уголовного кодекса, предусматривающего ответственность за посягательство на репродуктивное здоровье (Австрия, Голландия, Испания . Франция) [4; 7; 8; 11]. Уголовное законодательство Бельгии относит рассматриваемое преступление к деяниям против семейных отношений и общественной морали В соответствии с УК Болгарии, незаконное производство аборта посягает на права личности в целом [6] Указанные отличия обусловлены структурой уголовного законодательства соответствующих стран и существенного влияния на регламентацию наказания не оказывают
Более интересен в свете исследуемой теме вопрос о признаках объективной стороны незаконного производства аборта В большинстве европейских государств криминообразующими признаками анализируемого преступного деяния выступают отсутствие у субъекта полномочий и несоблюдение установленных правил (Австрия Бельгия, Болгария Голландия, Польша Франция) [4; 5; 6; 7; 9; 11]. При этом следует отметить, что если УК РФ предусматривает только одну норму, регламентирующую ответственность за рассматриваемое преступление, другие страны более дробно относятся к данному вопросу. Например, 3 статьи предусматривают УК Австрии, Испании, Франции Уголовный кодекс Швейцарии дифференцирует ответственность за незаконное производство аборта в рамках 4 статей УК Бельгии -
5 норм; УК Польши - 6, УК ФРГ - 7 . При этом
учтены медицинские аспекты незаконности данной операции: срок беременности; ненадлежащие условия проведения операции; опасность для здоровья женщины; производство аборта вне надлежащего медицинского учреждения Такой подход представляется абсолютно обоснованным Аборт - термин скорее медицинский, нежели юридический, соответственно, при определении критериев его правомерности необходимо обращаться к специализированным медицинским актам, что и делает европейский законодатель В то же время действующая редакция нормы ст 123 УК РФ учитывает только критерий наличия/отсутствия у лица, совершившего соответствующее общественно-опасное деяние, определенного статуса [10]. Таким образом, производство аборта вне специализированного медицинского учреждения; при превышении установленных сроков; лицами, не имеющими специальной подготовки; в отсутствие согласия женщины, повлечет только дисциплинарную ответственность В то время как совершение указанной операции опытным врачом - акушером при соблюдении необходимых медицинских условий - уголовную Такой подход оставляет за рамками уголовно-правового регулирования распространенные на практике общественно опасные и вредоносные разновидности соответствующего преступного деяния; не учитывает требования специализированных медицинских актов; нарушает положения принципа равенства граждан перед законом Также интересен вопрос о субъекте незаконного производства аборта Сама беременная женщина привлекается к уголовной ответственности в достаточно редких случаях (Австрия; Бельгия (при отсутствии специальных показаний); Испания; ФРГ) [4; 5; 8; 12]. По УК РФ женщина ответственности не подлежит. Представляется, что установление уголовной ответственности за совершение рассматриваемого деяния, влечет больше негативных последствий, чем пользы. Подобные меры способствуют развитию нелегального рынка соответ-
ствующих услуг Практика применения законодательства об ответственности за незаконное производство аборта в СССР (увеличение числа криминальных абортов; повышение смертности беременных женщин; рост числа детоубийств) [15, с. 421] - яркое подтверждение изложенной позиции
Интересен вопрос и об отягчающих обстоятельствах незаконного производства аборта В соответствии со ст 123 УК РФ к таковым относятся: смерть потерпевшей/причинение тяжкого вреда ее здоровью Европейский законодатель более детально подходит к данному вопросу Так, по уголовному законодательству европейских стран к таковым относятся: отсутствие надлежащей квалификации; смерть женщины; отсутствие ее согласия на производство данной операции; повторность деяния; совершение преступления в отношении 2-х и более лиц.
В некоторых случаях квалифицирующим обстоятельством выступает способ совершения преступления: применение специальных медикаментов (ст 350 УК Бельгии); насилие, угрозы, обман (ст 144 УК Испании, ст 153 УК Польши); легкомысленное подвержение жизни беременной женщины опасности причинения смерти или нанесения тяжкого вреда ее здоровью (ФРГ). По УК РФ подобные ситуации расцениваются в рамках ст. 111. Однако такой поход не совсем обоснован Во-первых, указанные деяния характеризуются различной направленностью: прерывание беременности/тяжкий вред здоровью Во-вторых, прерывание беременности по ст. 111 УК РФ - последствие, а по ст. 123 УК РФ - содержательный аспект самого деяния В-третьих, различия присутствуют в направленности умысла виновного лица (причинение тяжкого вреда здоровью - ст 111; прерывание беременности - ст 123)
Следует отметить, что отсутствие согласия беременной женщины на производство аборта никак не расценивается по действующему УК РФ Однако в советских уголовных кодексах соответствующий
признак расценивался в качестве квалифицирующего, что представляется весьма разумным и обоснованным
В то же время в уголовном законодательстве европейских стран более подробно прописаны обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния Например, УК Австрии и Бельгии к таковым относит: совершение операции до 3-х месяцев беременности; опасность для жизни и здоровья женщины; патология ребенка УК ФРГ - наличие врачебной справки при соблюдении установленных сроков; угроза опасности для жизни и причинения тяжкого физического или душевного вреда состоянию здоровья женщины; беременность - результат наказуемого деяния В соответствии с УК Швейцарии ненаказуемо прерывание беременности, когда оно проводится с письменного согласия беременной врачом, имеющим соответствующий патент, после получения заключения второго врача, в целях предотвращения опасности для жизни или здоровья беременной [14] При этом в уголовном законодательстве Европы отдельно регламентируются обстоятельства, исключающие преступность и наказуемость деяния для лица, осуществившего аборт и для самой женщины По УК РФ единственным основанием исключения ответственности за совершение анализируемого деяния является статья о крайней необходимости
Также следует отметить, что ответственность за незаконное производство аборта в уголовном законодательстве стран Европы более дифференцирована: предусматриваются отдельные нормы за осуществление разновидностей анализируемого преступления Например, склонение беременной женщины к незаконному аборту (УК Польши); предоставление/сбыт медикаментов для прерывания беременности (УК Франции, ФРГ); агитация за прерывание беременности (УК ФРГ); неуведомление о производстве аборта (УК Швейцарии) Представляется, такое разграничение обусловлено различными подходами к структурированию уго-
ловного закона и разницей в специальном законодательстве о защите репродуктивных прав Понятно, что для стран, где существует свобода аборта, неактуально устанавливать ответственность, например, за сбыт контрацептивов Отдельные формы деяния (склонение) в УК РФ могут быть рассмотрены в рамках института соучастия и не требуют отдельной регламентации в специальных нормах Особенной части.
Особый интерес в свете рассматриваемой темы представляет вопрос о видах и размерах наказания за незаконное производство аборта
В этом вопросе наиболее лояльна позиция законодателя Австрии, Польши, РФ и Украины. Так, за основной состав данного преступления максимальное наказание, предусмотренное УК России, составляет два года исправительных работ; по УК Украины -два года ограничения свободы; УК Австрии -один год лишения свободы; УК Польши -три года лишения свободы В то же время уголовное законодательство большинства европейских стран устанавливает гораздо более жесткое наказание за криминальный аборт Например, уголовный кодекс Болгарии, ФРГ и Швейцарии предусматривает за совершение анализируемого преступного деяния лишение свободы (каторжную тюрьму) до 5 лет. По УК Бельгии незаконное производство аборта (вне зависимости от того, произведена данная операция врачом либо лицом, не имеющим соответствующей квалификации) карается тюремным заключением на срок от 5 до 10 лет.
Ужесточение ответственности предусмотрено за прерывание беременности без согласия женщины: 5 лет лишения свободы (Австрия, Франция); до 8 лет (Болгария, Испания, Польша). Законодательство России и Украины (как уже отмечалось) вообще не учитывает указанное обстоятельство
Что касается ответственности за совершение рассматриваемого деяния при наличии отягчающих обстоятельств, здесь также позиция законодателя Украины и РФ наи-
более лояльна: причинение смерти/тяжкого вреда здоровью потерпевшей в результате криминального аборта повлечет как максимум лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права заниматься определенной деятельностью Наличие указанного последствия по УК Бельгии повлечет наказание в виде 10-15 лет тюремного заключения; по УК Болгарии и Польши - 5-12 лет лишения свободы. УК Голландии предусматривает за квалифицированную разновидность незаконного производства аборта наказание до 15 лет лишения свободы со штрафом
Таким образом, позиция российского законодателя в сфере регламентации ответственности за незаконное производство аборта представляется не совсем адекватной, не учитывающей характер и степень общественной опасности конкретного деяния и специфику его практических разновидностей . Возможно, именно поэтому, несмотря на то, что РФ относится к числу стран, где закреплена «свобода аборта», очень высок процент нелегальных прерываний беременности и смертности от производства данной операции В связи с чем видится необходимым и обоснованным учет опыта других европейских стран в данном вопросе Разумеется, необходимо принимать во внимание особенности российского менталитета, специфику конструирования законодательства Тем не менее, подводя итог изложенному, можно сделать следующие основные выводы:
1) положительным моментом действующего УК РФ является отсутствие ответственности за совершение аборта для самой беременной женщины;
2) явным недостатком ст. 123 УК РФ выступает конструкция объективной стороны; предусмотренные квалифицирующие признаки, а также виды и размеры наказания за совершение соответствующего деяния;
Таким образом, учитывая положительный опыт других европейских государств, видится целесообразным изменить действующую редакцию статьи УК РФ о незаконном производстве аборта:
- включить в диспозицию медицинские критерии незаконного производства данной операции;
- отсутствие согласия беременной женщины предусмотреть в качестве квалифицирующего признака;
- ужесточить наказание за совершение незаконного производства аборта при наличии отягчающих обстоятельств .
Изложенные выводы и предложения обусловлены необходимостью более адекватной и полной защиты репродуктивных прав, назначения справедливого и обоснованного наказания и эффективной реализацией целей и задач уголовного закона
Список литературы
1.Европейский журнал по репродуктивному здоровью [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http:// www. euro. who. intlentrenous (дата обращения: 05. 02.2014).
2. Исследовательский институт Gutt-macher Instituí [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. guttmacher. org (дата обращения: 03. 02.2014).
3. Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www rosminzdrav.ru (дата обращения: 03.02.2014) .
4. Уголовный кодекс Австрии. - М . , 2001.
5. Уголовный кодекс Бельгии . - СПб. , 2004.
6 . УК Республики Болгария . - СПб ., 2001.
7 . УК Голландии . - СПб ., 2001.
8 . УК Испании .- М . , 2008.
9. Уголовный кодекс Республики Польша. - СПб. , 2001.
10 .УК РФ- М . , 2013.
11 Уголовный кодекс Франции - СП б , 2004
12.УК ФРГ,- М ., 2006.
13 Уголовный кодекс Украины // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: kodeksy. com . ua/ka/ugolovnyikodeks_ukraini (дата
обращения: 18 11 2013)
14.УК Швейцарии. - СПб. , 2006.
15Шаргородский М.Д. Преступления против жизни и здоровья - М , 1948