Научная статья на тему 'Специфика речевого общения в семьях разных типов'

Специфика речевого общения в семьях разных типов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
915
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ОБЩЕНИЕ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА / СПОСОБЫ И СРЕДСТВА РЕЧЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Анохина Виктория Сергеевна

Статья посвящена исследованию специфики речевого взаимодействия в трех простых семьях (городской, деревенской и смешанной), составляющих сложную семью. Целью работы является изучение общения в семьях разных типов с точки зрения используемых членами семьи речевых тактик, способов их реализации и языковых средств выражения. На основе анализа способов реализации наиболее часто встречающихся речевых тактик и языковых средств их реализации выясняются общие и специфические особенности речевого поведения в этих семьях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика речевого общения в семьях разных типов»

УДК 81’27

ББК 81.001.2

А 69

Анохина В.С.

Специфика речевого общения в семьях разных типов

Аннотация:

Статья посвящена исследованию специфики речевого взаимодействия в трех простых семьях (городской, деревенской и смешанной), составляющих сложную семью. Целью работы является изучение общения в семьях разных типов с точки зрения используемых членами семьи речевых тактик, способов их реализации и языковых средств выражения. На основе анализа способов реализации наиболее часто встречающихся речевых тактик и языковых средств их реализации выясняются общие и специфические особенности речевого поведения в этих семьях.

Ключевые слова:

Семейное общение, речевое поведение, речевая тактика, способы и средства речевого взаимодействия.

Anokhina V.S.

Properties of speech communication in families of different types

Abstract:

The paper addresses specific features of speech interaction in three simple families (urban, rural, and mixed), which constitute a complex family. The purpose of work is studying dialogue in families of different types in terms of speech tactics used by members of the family, ways of their realization and language means of expression. Based on the analysis of most frequent speech tactics and their linguistic manifestations, common and unique features of speech behavior in these families are determined.

Keywords:

Family communication, speech behavior, speech tactics, ways and means of speech interaction.

В настоящее время, когда государство уделяет большое внимание возрождению авторитета семьи, ее базовых ценностей и традиций (2008 г. в Российской Федерации был объявлен Годом семьи, а 8 июля - Днем любви и верности в память святых Петра и Февронии, живших на рубеже ХТТ-ХТТТ веков в Муроме), особое значение приобретает осмысление с позиций современной науки того, что может способствовать этому возрождению на практике. Изучение речевого общения в семьях разных типов позволит сформировать модель развития гармоничных отношений, гармоничного поведения в семье на основе использования соответствующих стратегий и тактик, а также модификаций этой модели для типичных разновидностей современных семей. Такая модель будет иметь очень большое значение для семейного воспитания, ибо именно гармоничное общение является основополагающим для существования семьи.

В качестве объекта исследования выбраны три простые (малые) семьи, входящие в состав сложной (большой) семьи: семья 1 и семья 2 - родительские семьи, связанные брачными отношениями детей - семьей 3 (семья 1 - городская - состоит из трех человек: 2 л. (муж, 55 лет), 3 л. (жена, 55 лет), 1 л. (мать жены, 78 лет); семья 2 - деревенская - состоит из трех человек: 4 л. (муж, 57 лет), 5 л. (жена, 53 года), 8 л. (сын, 28 лет); семья 3 - смешанная -состоит из трех человек: 6 л. (муж, 33 года), 7 л. (жена, 33 года), 9 л. (дочь, 2 года)). Наиболее часто общение происходит между семьей 1 и семьей 3, поскольку они живут в одном городе;

сравнительно редкое общение с семьей 2 обусловлено их территориальной отдаленностью.

Необходимо дополнить, что в данном исследовании семья рассматривается в узком и в широком смыслах: в узком смысле - как простая, или нуклеарная (от лат. nucleus - ядро), супружеская семья, состоящая только из родителей и их детей, проживающих вместе, - семья как таковая в ее строгой форме; и в широком смысле - как сложная, или составная, семья, включающая две и более супружеские пары, связанные брачными и родственными отношениями. Для разграничения этих понятий термин «семья» используется в случае определения ее как сложной (составной) семьи, а термины «семья 1», «семья 2» и «семья 3» -для определения простых семей в составе этой сложной семьи.

Рассмотрев по отдельности особенности осуществления речевого взаимодействия в трех простых семьях, составляющих сложную семью, можно сделать вывод о том, что речевое взаимодействие в семьях разных типов осуществляется как общими, так и специфическими способами. При этом под способами осуществления речевого взаимодействия понимаются различные виды используемых коммуникантами речевых тактик (действий) и способы их реализации в процессе коммуникации.

Наиболее часто в семейном общении используются следующие речевые тактики: тактика согласия, тактика несогласия, тактика оценки, тактика поучения (наставления, наказа), тактика оправдания, тактика молчания, тактика смены темы, тактика упрека, тактика угрозы, тактика привлечения внимания.

Типичными для осуществления тактики согласия являются следующие способы: подтверждение с конкретизацией, уточнением информации; повтор реплики или ее части; положительная оценка. Междометия, частицы, эмоционально окрашенные слова выступают в качестве наиболее часто используемых языковых средств реализации этих способов, например:

2 л. - Смотри / фотография какая хорошая получилась //

3 л. - Угу/ да / очень удачно //.

Основная разница в речевом общении касается функционирования языковых средств в речи членов той или иной семьи. Так, в семьях 2 и 3 языковые средства и речевые способы более разнообразны, часто используется согласие с подхватом, продолжением темы и реплик друг друга, не встречающееся в семье 1, например:

8 л. - Да / это выгодно / но это труд //

5 л. - Это труд / причем каждый день / выходных не будет //

8 л. - И нелегкий //А за выходные нигде не платят //.

В семье 3 используется характерное для молодежной речи сравнение типа того, такого; частичное согласие выражается отрицанием (да нет) и согласием (ну да) в одном предложении, например:

7 л. - Ну студент наш какой-нибудь навороченный//

6 л. - Да / вот/ типа такого что-нибудь //;

7 л. - А дом такой покупать / тогда уже в принципе ломать / а не реставрировать //

6 л. - Да нет / там что-нибудь можно поправить / но кто его знает/ ну да //.

Тактика несогласия во всех семьях реализуется отрицанием с частицей нет (разг. не) и

аргументацией, уточнением информации. Конструкцию таких высказываний можно представить в виде модели «нет (не) + ну + аргументация», например:

3 л. - Холодно //

2 л. - Не / ну в мае уже будет тепло//;

5 л. - А когда платить (коммунальные - В.А.)? Какого числа там?

4 л. - До первого //

5 л. - А / ну еще есть время / Сереж //

4 л. - Не / ну сегодня тридцать первое //.

В семье 1 встречаются некорректные с точки зрения этикета речевые ходы, такие как категорическое несогласие при помощи многократного повторения отрицания нет-нет-нет, эмоциональное несогласие с уточнением ну я не знаю, перебивание собеседника, например:

3 л. - Ага / а отец / а Полину? Я говорю / в этом году /я считаю / ее можно взять //

Она ходит / ей интересно/ ну тока шо / конечно / все равно ж эти (перебив)

2 л. - Не / ну на 3 дня эти можно не брать //.

В семьях 2 и 3 часто используются эмоционально окрашенное несогласие, междометие ой, выражающее сомнение, недоверие; в семье 3 частичное несогласие выражается согласием (ну да) и последующим несогласием (нет ну), например:

5 л. - Ну а кого же ты /мальчика хочешь?

7 л. - Не знаю //Я всех хочу //Но мы вот Кирюша как-то /Кирюша у нас //

5 л. - Ой / ну имя такое знаешь/ непопулярное //;

7 л. - Ну короче ты им понравился//

6 л. - Ну да //Нет / ну там еще деловой этот / с портфелем //.

Тактика оценивания во всех трех семьях реализуется следующими способами: похвала, порицание и вынесение суждения при помощи средств положительной оценки (молодец, правильно, хорошо, рационально, разумно) и средств отрицательной оценки (неправильно, плохо, ненормально), например, бабушка хвалит внучку:

5 л. - Молодец! О / о /уже сказала / иди //;

5 л. - Молодец / он конечно вовремя все/ правильно говорит //

7 л. - Да/ правильно/ в том-то и дело //.

Но для семей 1 и 2 в ситуациях оценивания характерно использование грубой и просторечной лексики, а для семей 2 и 3 - молчания, эмоциональных высказываний в негативном значении, например:

3 л. - А какая ночью вода! Саша в школу не ходил / перед школой буквально / они с Вовой поехали в «Алые паруса» /а я к ним прилетела вертолетом//

2 л. - Каким вертолетом? Кукурузником!

3 л. - Ну не знаю //

2 л. - Вот женщина /она не знает!;

4 л. - Э-э-э / и машина /як машина / и искра /як горошина / и бензину полный бак / и мучаешься /як дурак //

5 л. - Ой/какой поэт!

Тактики положительной оценки в семье 2 больше характерны для речевого поведения женщин. Речевая сдержанность мужчин в данном случае проявляется в способах осуществления этой тактики на основе похвалы-иронии, а также на основе ответных речевых ходов, например, муж благодарит жену за приготовленный обед: 4 л. - Спасибо / свекруха //; жена хвалит мужа: 5 л. - Молодец / что накрыл / а то б коты достали //, на что муж отвечает: 4 л. - Ну так / совсем дурак что ли //.

Тактики поучения, наставления, наказа во многом связаны с передачей социально исторического опыта, прежде всего опыта эмоциональных и деловых отношений. Реализуются они способом оценивания и рекомендаций, указанием на то, что нужно, необходимо сделать с точки зрения морально-этических норм. Чаще всего тактики поучения основываются на демонстрации собственного поведения, приведения примеров, аналогии, например, отец говорит сыну: 2 л. - Я в таких случаях знаешь что делаю? Какое-то время еще жду/ а потом все удаляю// Оно же место занимает/ чо мне его держать/ если оно им не нужно//. В семьях 2 и 3 эти тактики обычно носят косвенный, ненавязчивый характер, предполагающий условие возможного осуществления чего-нибудь, например, жена использует косвенное высказывание-рекомендацию с союзами как бы, если:

4 л. - Завтра надо в земельный съездить //

5 л. - Ну вот ты и поедешь тогда с Верой // Как бы съездить и сделать вот эти все/ разобраться с налоговыми бумажками//

4 л. - Та налог одно / там по земле разобраться надо //

5 л. - Тем более / тебе надо ехать / Сереж // Если б настроиться на завтра/ съездить/правда/ и тебе будет спокойнее //

Тактика оправдания, как правило, направлена на гармонизацию взаимодействий в семьях, но в речевом общении членов семьи 1 чаще всего связана с согласием, а в семьях 2 и

3 - с несогласием, отрицанием, отказом. Такие высказывания имеют характер объяснения поступков, начинаются обычно с частицы ну и дополняются аргументацией, убеждением, например:

7 л. - Саш / давай машину на стоянке сегодня оставим //

6 л. - Она и у родителей хорошо стоит //

7 л. - Ну нам с Полиной завтра в поликлинику //

6 л. - На колясочке //

7 л. - Ага / попробуй ее дотащить / и потом нам к 8 утра туда / и на рынок надо заехать //

Семейное общение реализуется преимущественно в устной форме, а поэтому здесь действуют общие законы разговорной речи, для которой характерны, прежде всего политематичность и диалогичность. Так, в записанном получасовом разговоре семьи 1 и семьи 3 насчитывается более 10 сменивших друг друга тем. Перемена темы разговора меняет и коммуникативную направленность взаимодействия, что обусловливает использование данной тактики как гармонизирующей общение. В этом случае тактика смены темы основывается на переключении внимания на то, что более значимо или вызывает положительные эмоции. О переходе на новую тему сигнализируют, например, междометие о, союз так, указательное местоимение это, например:

4 л. - Цы огурцы еще нельзя малосолить/Люба/ они никакие //

5 л. - Сережа / не перебирай хорчами/ хорошо хоть такие есть / а// (перемена темы) Так /это /молозево вы привезли/ да?

4 л. - Не /это с первой дойки /молозивом мы попоили //.

В семье 3 специфическим приемом смены темы является прямое указание на то, для чего используется данная речевая тактика, например, жена говорит мужу: 7 л. - Саш / я не хочу об этом говорить / давай о чем-нибудь другом //.

Частотность подобных ситуаций в семейном общении ведет к тому, что смена темы используется членами семьи автоматически и становится типичной чертой речевого поведения в ситуациях напряженного коммуникативного взаимодействия.

Тактика молчания, отсутствующая в речевом общении членов семьи 1, во многих случаях встречается при взаимодействии членов семьи 3: молчанием выражается согласие, несогласие, осуждение, упрек, недовольство; в семье 2 чаще всего молчание выступает в функции прерывания общения, например:

6 л. - Я пойду с пацанами / в карты поиграем//

7 л. - (молчание)

6 л. - Что /не пустишь?

7 л. - Разве я что-то сказала?;

5 л. - Папа Сережа/куда ты дел одеяла все?

4 л. - (молчание).

Тактика угрозы, как правило, связана с сообщением о намерении совершить в будущем действие, нежелательное для адресата, например: без обеда останешься, плохо будет, кнут возьму, щас как дам. Чаще всего данная тактика выступает в роли средства, дисгармонизирующего общение, но в некоторых случая может использоваться как способ регуляции агрессивного речевого поведения, например, жена использует тактику угрозы в ответ на грубое поведение мужа:

4 л. - Что не так / что ли? Спишь и видишь / как в город смотаться//

5 л. - Щас на голову буду лить (горячий чай - В.А.) / чтоб меньше говорил //

Тактика упрека, цель которой состоит в том, чтобы вызвать у адресата чувство неловкости,

вины или стыда, также используется как способ регуляции межличностных отношений. Различие в данном случае заключается в особенностях использования языковых средств в речи. Так, например, большинство упреков в семьях 2 и 3 выражается косвенными высказываниями, но знание ситуации дает возможность членам семьи верно интерпретировать иллокутивные намерения друг друга и совершать ответные речевые ходы, например:

7 л. - Олег у Ленки молодец / он и поесть приготовит / и посуду помоет //

6 л. - Я посуду не мою /могу замочить //

Упрек как отрицательная оценка в семьях с невысокой речевой культурой (семьи 1 и 2) часто осуществляется при помощи грубой, ненормативной лексики, например, муж говорит жене: 4 л. - Дура ты! Ты что / не можешь посчитать / сколько нам по квитанциям платить? Совсем соображения нет!

При изучении общения в исследуемой сложной семье выявлены более гармоничные отношения в семьях 1 и 3. Для семьи 1 характерными чертами являются устоявшийся быт, прочные традиции, распределение ролей и обязанностей. В этой семье частотны ласковые обращения (2 л. - Галочка/ Галочка/ ты подержи здесь/ я виноград подвяжу), тактики похвалы (2 л. - Галочка у меня молодец//), словесное выражение положительных чувств и отношений.

Для семьи 3 также характерно в целом ровное, бесконфликтное общение. Этому во многом способствуют социальные условия проживания семей родителей и детей, о чем не раз упоминается в семейных разговорах, например:

5 л. - Думаю / как хорошо / когда родители живут отдельно от детей // И вы вот от Сашиных родителей отдельно//

7 л. - Да ты что / я б уже сбежала оттуда / попереругались бы / несмотря на то / что они очень хорошие /а я так еще лучше //.

Для общения в семье 2 характерны частые ссоры и скандалы, зачинщиком которых обычно являются 4 л. (отец) и 8 л. (сын), о чем свидетельствует, например, отрывок разговора между матерью и дочерью:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 л. - Да / торт у мамы Гали очень вкусный //

7 л. - Вот так / сиди дома/готовь тортики //

5 л. - Ага / папа пришел /матом послал раза два //

7 л. - Нет мам / если б вы сами жили с папой /может оно бы по-другому все было //.

Склонность к ведению разговоров по конфликтному сценарию обусловлена прежде всего индивидуально-психологическими особенностями 4 л. и 8 л. (по типологии К.Ф. Седова эти личности можно отнести к инвективному типу, когда коммуникативные проявления выступают отражением эмоционально-биологических реакций) [1: 130].

Регулятором отношений обычно выступает 5 л. (жена, куртуазный тип личности, отличающийся повышенной семиотичностью речевого поведения, обусловленного тяготением говорящего к этикетным формам социального взаимодействия). Например, в разгорающуюся ссору между 4 л. и 8 л. вступает 5 л., и, обращаясь к сыну, использует тактику оправдания поведения отца: Сережа / пожилые люди / люди консервативные / это значит / любят постоянство // Поэтому он так себя и ведет // Может попозже он передумает // Ты сильно на него не дави //.

При одновременном взаимодействии всех членов изучаемой сложной семьи общение характеризуется благожелательным настроем собеседников, их вниманием к личностям друг друга и к теме разговора, демонстрацией желания общаться и находиться во взаимодействии с другими членами семьи.

Таким образом, изучив особенности речевого взаимодействия в трех семьях (городской деревенской и смешанной), мы приходим к выводу о том, что речевые различия между семьями разных типов не могут быть резкими. Основные отличия касаются использования тех или иных языковых средств. Таким образом, есть определенные основания говорить и о специфике, и об общих закономерностях речевого общения в семье как в малой социальной группе.

Примечания:

1. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учеб. пособие. М., 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.