Научная статья на тему 'Специфика развития регионального рынка пищевого производства (на примере Тамбовской области)'

Специфика развития регионального рынка пищевого производства (на примере Тамбовской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
559
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ РЫНОК / УПРАВЛЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВОМ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИФИКА ПИЩЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПИЩЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА / MARKET OF FOOD PRODUCTS / FOOD MARKET / PRODUCTION MANAGEMENT OF FOOD PRODUCTS / REGIONAL SPECIFICS OF FOOD PRODUCTION / REGIONAL SYSTEM OF FOOD PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Николашин Алексей Сергеевич

Целью данной статьи является анализ специфики развития регионального рынка пищевого производства, а также проблем производства сельскохозяйственной продукции как сырья для производства конечного пищевого продукта и его потребления на региональном и муниципальном хозяйственном уровне в Российской Федерации. Метод или методология проведения работы. Методологическую основу исследования составил комплексный подход к разработке теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию инструментария управления и развитием системы пищевого производства на региональном и муниципальном уровне. Методика проведения исследования в работе предусматривала: личные и телефонные опросы экспертов пищевого рынка; личный мониторинг розничного рынка проводимые исследователем; анализ информационных материалов, предоставленных производителями сельскохозяйственной продукции, розничными операторами рынка пищевой продукции; анализ статистической информации, включая Росстат, Тамбовстат, союзы и отраслевые ассоциации производителей пищевой продукции. Методы описательной статистики позволили сформировать количественные данные по заявленным проблемам и представить их в таблицах, диаграммах. В качестве выводов автор предлагает, структурные и функциональные совершенствования в региональном управлении организационно-экономического характера, которые позволят своевременно и адаптивно проводить модернизацию регионального рынка пищевых продуктов. Проведенный анализ и выводы могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при составлении программ регионального развития и совершенствования функционирования организационных структур в системе регионального и муниципального управления производством и реализацией пищевой продукции. Отдельные положения статьи и некоторые выводы применимы при формировании статей и законов региональной законодательной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Николашин Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET OF FOOD PRODUCTION (ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION)

The purpose of this article is the analysis of specifics of development of the regional market of food production, and also problems of production of agricultural production as raw materials for production of final foodstuff and its consumption at the regional and municipal economic level in the Russian Federation. Method or methodology of carrying out the work. The methodological basis of research is the integrated approach to development of theoretical and practical recommendations about improvement of tools of management and development of system of food production at the regional and municipal level. The technique of carrying out research in work provided: personal and telephone surveys of experts of the food market; personal monitoring of the retail market carried out by the researcher; the analysis of the information materials provided by producers of agricultural production, retail operators of the market of food products; the analysis of statistical information, including Rosstat, Tambovstat, the unions and branch associations of producers of food products. Methods of descriptive statistics have allowed to create quantitative data on the declared problems and to present them in tables, charts. As conclusions, the author offers, structural and functional improvement in regional government of organizational and economic character which will allow in due time and is adaptive to carry out modernization of the regional market of foodstuff. Scope of results. Regional and municipal authorities can use the carried-out analysis and conclusions during drawing up programs of regional development and improvement of functioning of organizational structures in system of regional and municipal production management and realization of food products. Separate provisions of article and some conclusions are applicable when forming articles and laws of the regional legislative sphere.

Текст научной работы на тему «Специфика развития регионального рынка пищевого производства (на примере Тамбовской области)»

УДК 332.15 doi: 10.20310/1819-8813-2016-11-3-90-100

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПИЩЕВОГО ПРОИЗВОДСТВА (НА ПРИМЕРЕ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

НИКОЛАШИН АЛЕКСЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Целью данной статьи является анализ специфики развития регионального рынка пищевого производства, а также проблем производства сельскохозяйственной продукции как сырья для производства конечного пищевого продукта и его потребления на региональном и муниципальном хозяйственном уровне в Российской Федерации. Метод или методология проведения работы. Методологическую основу исследования составил комплексный подход к разработке теоретических и практических рекомендаций по совершенствованию инструментария управления и развитием системы пищевого производства на региональном и муниципальном уровне. Методика проведения исследования в работе предусматривала: личные и телефонные опросы экспертов пищевого рынка; личный мониторинг розничного рынка проводимые исследователем; анализ информационных материалов, предоставленных производителями сельскохозяйственной продукции, розничными операторами рынка пищевой продукции; анализ статистической информации, включая Росстат, Там-бовстат, союзы и отраслевые ассоциации производителей пищевой продукции. Методы описательной статистики позволили сформировать количественные данные по заявленным проблемам и представить их в таблицах, диаграммах. В качестве выводов автор предлагает, структурные и функциональные совершенствования в региональном управлении организационно-экономического характера, которые позволят своевременно и адаптивно проводить модернизацию регионального рынка пищевых продуктов. Проведенный анализ и выводы могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при составлении программ регионального развития и совершенствования функционирования организационных структур в системе регионального и муниципального управления производством и реализацией пищевой продукции. Отдельные положения статьи и некоторые выводы применимы при формировании статей и законов региональной законодательной сферы.

Ключевые слова рынок пищевой продукции, продовольственный рынок, управление производством пищевой продукции, региональная специфика пищевого производства, региональная система пищевого производства

Исследование динамики развития региональных рынков пищевого производства в современных условиях политики импортзамещения очень важен, не только с позиций обеспечения продовольственной безопасности населения страны, но и с позиций обеспечения сбалансированного развития организационно-экономических отношений как внутри одного региона, так и развития потенциала пищевого производства региональных экономик в их взаимосвязи. С точки зрения О. В. Корниенко: «Рынок продовольственных товаров в нашей стране растет, и в дальнейшем под воздействием повышения потребительского спроса на продукты будет расширяться предложение разнообразных товаров» [1].

Формирование единого, сбалансированного производственно-экономического пространства пищевого производства в России позволит избе-

жать «жесткой» межрегиональной конкуренции, циклических кризисов по производству и реализации пищевой продукции. Уже сегодня на повестку дня ставится вопрос организационно-экономического контроля как внутри регионального пищевого производства, так и вопросов распределения, и перераспределения пищевой продукции между регионами России, а также формирования новой логистической цепочки межрегионального продуктового обеспечения населения страны. Помимо этого стоит организационно -экономическая задача упорядочить структуру, количественные объемы, транспортные потоки пищевой продукции экспортно-импортного характера. Все это, с одной стороны, подлежит контролю, организационно-экономическому регулированию и стимулированию со стороны региональных органов власти, а с другой, научно-

экономическому обоснованию и формированию задач и методики путей и направлений развития региональных рынков пищевой промышленности.

Современные параметры развития региональных рынков пищевой промышленности (в современной классификации «обрабатывающая отрасль») в России достаточно разнообразны и дифференцированы в силу специфики географического положения, климатических условий, численности населения и его занятости в той или иной сфере производства регионов, структуры сельскохозяйственного производства, наследия структурной специфики постсоветской промышленности, финансовых объемов в обороте пищевого производства, а также межрегиональных связей и сложившейся транспортно-пищевой логистики.

Помимо вышеприведенных факторов, для современного развития региональных рынков России становится актуальным производство экологически чистых продуктов и ингредиентов. По мнению аналитика отдела исследований рынков, РосБизнесКонсалтинга Елены Баёвой: «...тренд экологической устойчивости означает, с одной стороны -производство экологически безопасных продуктов питания и ингредиентов (как для человека, так и для окружающей среды), с другой - поддержание экологического равновесия в природе, связанного с биологическим воспроизводством используемых натуральных ингредиентов» [2].

Данная мысль об экологическом равновесии при производстве продуктов питания является стратегической для дальнейшего развития агропромышленного потенциала регионов России с точки зрения национальной воспроизводственно-пищевой безопасности, при эксплуатации земельного фонда.

Анализируя развитие рынка пищевого производства Тамбовской области, отметим, что он базируется на ее агропромышленном потенциале, и с точки зрения Е. Е. Инякиной он «.определяется ее размещением в лесостепной зоне, что создает благоприятные условия для эффективного развития агропромышленного производства. Оптимальное сочетание тепла и влаги благоприятно для возделывания зерновых, технических, плодоовощных, кормовых культур умеренной зоны, а также разведения мясомолочного скота, свиней, птицы. .пищевая промышленность в товарной структуре обрабатывающих производств занимает лидирующее место 34 %......в Тамбовской области сформировались различные специализированные подкомплексы - зерноперерабатывающий, свеклосахарный, масложировой, плодоовощеконсервный, мясо- и молочнопромышленный» [3].

На основе различных источников сформируем современные структуру и параметры пищевого производства Тамбовской области, представленные на рисунке 1.

Как видно из представленной структуры пищевого производства Тамбовской области, можно сделать вывод, что она имеет малочисленный и узкоспециализированный характер. Также свидетельствует о том, что в основном является сферой переработки, произведенной внутри региональной продукцией (в основном полуфабрикатного типа).

Данные, представленные на рисунке 1, отражают результаты «Целевой программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности на 2011-2015 гг.». Ее основой являлось стимулирование развития свеклосахарного производства, масло-и сыроделия, мясоперерабатывающей, элеваторной и плодоовощной промышленности. Общий объем финансирования в виде инвестиций и субсидий составил около 34 млрд руб. Таким образом, ставилась задача по увеличению количества предприятий в два раза в данной отрасли, а также техническое переоснащение, модернизация и организационно-техническая инновация уже существующих.

Рассмотрим динамику развития данной отрасли в тамбовском регионе. Причем заметим, что предприятия пищевой промышленности в статистике относят к обрабатывающему производству по видам экономической деятельности и выделить из данной сферы предприятия только пищевой направленности очень трудно, в том числе и предприятия плодоовощного назначения, которые входят в состав сельскохозяйственных предприятий. Поэтому приведенная статистика в таблицах 1 может дать примерную характеристику.

Как видно из данных таблицы 1 , задача по увеличению количества предприятий и индивидуальных предпринимателей, занятых в производстве пищевой продукции не выполнена, так как видна динамика уменьшения после 2010 г. Отчасти это связано с нарастанием общеэкономических кризисных явлений и жесткой конкуренцией по реализации продукции на данном рынке.

К примеру, объем отгруженных товаров (производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака) собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по формам собственности в 2014 г. в России составил 4840024 млн руб., а в Тамбовской области 47246,1 млн руб., что составляет 0,98 %. Число действующих организаций, по всем формам собственности, в пищевой промышленности в 2014 г. в России 44083, а в Тамбовской области 783, что

составляет 1,78 %. Таким образом, по этим двум ти в общероссийское производство пищевой про-показателям видно, что вклад Тамбовской облас- дукции малозначительный.

Производство крупы, кондитерских и хлебобулочных изделий

40 предприятий Объем производства в 2015 г. Хлебобулочные - 52667 т Кондитерские - 26706,9 т Крупа - 8139,6 т Мука - 264239,5 т

Спиртовая и ликероводочная продукция

5 предприятий Объем производства в 2015 г.

Производство сахара

6 предприятий. Объем производства в 2015 г.

701477т

I

Производство молока и мо лочных продуктов

10 предприятий

Объем производства в 2015 г.

Цельномолочная - 12274 т

Масло сливочное и пласты

масляные - 975.5 т

Сыры и сырные продукты -

13125,2 т

Мясопереработка

16 предприятий Объем производства в 2015 г. Мясо и субпродукты 127975,7 т

Полуфабрикаты мясные: Охлажденные - 26380 т Замороженные - 35352,8 т

Администрация Тамбовской области Управление

сельского хозяйства

Отдел развития пищевой и перерабатывающей промышленности

Другие пищевые предприятия

20 предприятий, в том числе плодоовощные

I

J ч

Маслобойные заводы

3 предприятия Объем производства в 2015 г.

81846,8 т

Производство и реализация рыбной продукции

17 предприятий Объем производства в 2015 г.

475,8 т

Рис. 1. Региональная структура пищевого производства Тамбовской области (количество предприятий и общий объем производства приведен на основе данных Тамбовстата. URL: http://tmb.gks.ru)

Таблица 1

Сводные показатели количества и экономической деятельности пищевых предприятий Тамбовской области (составлено на основе данных Тамбовстата. URL: http://tmb.gks.ru)

2005 2010 2012 2013 2014

Количество организаций, включенных в статистический регистр хозяйствующих субъектов (на конец года; единиц)

Рыболовство, рыбоводство 10 20 19 17 17

Обрабатывающие производства 1284 1379 1412 1449 1427

Количество индивидуальных предпринимателей (на конец года; человек)

Рыболовство, рыбоводство 21 61 44 28 26

Обрабатывающие производства 702 1347 1256 1077 1084

Оборот предприятий и организаций (в фактически действовавших ценах; млн руб.)

Рыболовство, рыбоводство 19,8 30,2 30,9 35,5 26,5

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 7439,6 20959,2 25278,4 29275,1 52699,9

Индексы промышл (в процентах к п| енного производства едыдущему году)

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 108,3 90,1 117,3 112,2 110,3

Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами(в действовавших ценах; млн руб.)

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 6338,4 20849,3 38555,7 41635,0 47246,1

Однако, в динамике наблюдаются положительные моменты, связанные с увеличением финансового оборота предприятий и прироста про-

изводственной деятельности в натуральном выражении за последние 5 лет, приведенные в таблице 2.

Перечень и динамика производства пищевой продукции в Тамбовской области (в натуральном выражении) (составлено на основе данных Тамбовстата. URL: http://tmb.gks.ru/)

Таблица 2

2010 2012 2014

Рыба живая, свежая или охлажденная, т 463,4 532,6 473,3

Мясо и субпродукты пищевые убойных животных, т 840,0 1315,6 3448,0

Изделия колбасные, т 8457,8 7507,0 6575,4

Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) охлажденные, т 2287,7 24144,8 27777,8

Полуфабрикаты мясные (мясосодержащие) подмороженные и замороженные, т 437,5 33621,7 31239,3

Рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные, т 589,0 861,3 1713,8

Плодоовощные консервы, млн. усл. банок 53,5 4,6 24,1

Масла растительные нераф., тыс. т 62,9 84,2 107,7

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тыс. т 10,0 13,4 13,4

Молоко жидкое обработанное, т 4906,7 7653,2 9184,5

Сметана, т 231,3 175,3 215,7

Продукты кисломолочные, кроме сметаны и творога, т 2404,4 3570,8 2399,5

Творог, тонн 726,4 528,8 452,4

Масло сливочное и пасты масляные, т 645,8 600,7 679,1

Сыры и продукты сырные, тыс. т 11,0 10,3 10,2

Мука из зерновых и зернобоб. культур, тыс. т 267,4 228,6 252,7

Крупа, т 3076,7 5052,2 8730,0

Комбикорма, тыс. т 42,3 246,8 584,7

Хлеб и хлебобулочные изделия, тыс. т 58,4 56,2 51,7

Кондитерские изделия, тыс. т 22,1 25,2 28,1

Сахар-песок, тыс. т 443,1 454,2 614,8

Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья, тыс. дкл. 2330,4 3164,7 2976,0

Безалкогольные напитки, тыс. дкл 2348,7 1058,0 824,0

Папиросы и сигареты, млн шт. 72,0 504,0 -

К примеру, (важные для населения страны продукты питания) по динамике производства цельномолочной продукции (в пересчете на молоко) по России с 2010 г. (10,9 млн т) по 2014 г. (11,5 млн т) прирост составил 5,5 %, а по Тамбовской области 34 %. Мясо и субпродукты пищевые убойных животных прирост по России составил 67 %, а в Тамбовской области 310 %. Рыба и продукты рыбные переработанные и прирост по России составил 4,8 %, а в Тамбовской области 191 %.

Не менее важные для питания населения овощи, в валовом производственном аспекте показывают (по всем формам хозяйствования) отрицательную динамику: 2000 г. - 155,9 (тыс. т) 2005 г. -154,1 (тыс. т) 2010 г. - 130,9 (тыс. т) 2014 г. -121,1 (тыс. т).

С каждым годом ввоз овощей на территорию Тамбовской области растет и сегодня составляет 38,9 (тыс. т) т. е. практически 32 % от произведенного продукта. Во многом, это связано с поставками дешевыми по себестоимости овощными продуктами из Турции, Египта, Марокко и других южно-европейских стран. И после введения ответных санкций в 2015 г. на региональном рынке Тамбовской области, а также других областей ЦЧР, возник дефицит данной продукции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Зависимость от дешевой импортной продукции сформировала недостаточную развитость тепличного хозяйства в данном секторе на региональном рынке. И теперь замещение и восполнение овощной продукции из «санкционных стран»

идет от других поставщиков по более «дорогим ценам» и в меньших объемах.

К примеру, мониторинг цен на наиболее востребованные овощи, проведенный нами, в крупных

торговых сетях Тамбовской области, таких как «Магнит», «Ашан», «Эконом», «Огонек», «Бегемот», «Европа», «Карусель» в среднем показывает (зимний период) (табл. 3):

Таблица 3

Мониторинг цен на наиболее востребованные овощи в крупных торговых сетях Тамбовской области

Наименование Цена до введения санкций Цена после введения санкций Изменения,

продукции руб./кг 2014-2015 гг. руб./кг 2015-2016 гг. в %

Помидоры 75-90 190-232 244

Огурцы 105-112 180-211 179

Редис 72-75 95-98 132

Болгарский перец 128-136 219-236 171

Баклажаны 187-200 380-410 204

Таким образом, мы видим, что цены выросли в среднем в 2 раза, что отражает не только инфляционную динамику национальной валюты, но и сокращение источников предложения данной продукции.

С точки зрения отрицательной динамики отметим общее, и для Российского хозяйства в целом, и для тамбовского пищевого рынка, снижение производства хлеба и хлебобулочных изделий. В целом по России снижение составило на 6,1 %, а по Тамбовской области 11,5 %. И здесь причина кроется не в снижении темпов потребления данной продукции населением, а с одной стороны, «сужением» ассортимента производимой хлебобулочной продукции (вследствие удорожания себестоимости производства). А с другой стороны, увеличением экспорта зерна (направление на увеличение получения валютной выручки).

Отмеченная в таблице 2 положительная динамика во многом обусловлена принятием коренных мер в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». Основными целями программы являются:

обеспечение населения области пищевыми продуктами на уровне рациональных норм питания за счет увеличения производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках;

- повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса;

- устойчивое развитие сельских территорий;

- воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизации производства (по данным официального сайта Администра-

ции Тамбовской области. URL: http:// www.tambov. gov.ru).

Объем и источники финансирования распределены следующим образом: «...средства федерального бюджета - 27502,630 млн руб.; средства областного бюджета - 22606,925 млн руб.; средства местного бюджета - 19,149 млн руб.; внебюджетные источники 4061,111 млн руб.». Таким образом, общий объем финансирования должен составить 54189,815 млн руб., где как мы понимаем, дотации федерального бюджета составили 51 %.

Для того чтобы понять всю слабость динамики развития производства пищевой продукции в Тамбовской области требуется расширить данный анализ и привести сравнения с производством пищевой продукции в других регионах центральночерноземного экономического образования (в современной экономической характеристике административного деления такой термин уже не употребляется, чаще ЦФО, но в данном случае это считаем уместным), как наиболее типично сравнимых по структуре сельскохозяйственного производства и переработке пищевой продукции.

Как видно из рисунка 2, по объему отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг Тамбовская область в числе последних.

К примеру, сравним производство хлеба и хлебобулочных изделий по ЦЧР, отношение совокупного произведенного продукта данных регионов к ЦФО, и отношение совокупного произведенного продукта данных регионов к общему объему производства данного вида продукции национального хозяйства России. Также в анализ (для всесторонних и полноразмерных характеристик данного производственного процесса) включим статистические данные по количеству земли, занятой в производстве зерновой продукции, а также количественные данные по производству муки из зерновых и зернобобовых культур.

Таблица 4

Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг (млн руб.) за 2014 г.

Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

Российская Федерация 4840024

Центральный федеральный округ 1895975

Белгородская область 280544

Воронежская область 123517

Курская область 54522

Липецкая область 103425

Тамбовская область 47246

Объем отгруженных товаров собственного пищевого производства выполненных работ и услуг

Белгородская обл. 46% Воронежская обл. 20% Курская обл. 9% Липецкая обл. 17% Тамбовская обл. 8%

Рис. 2. Объем отгруженных товаров собственного пищевого производства, выполненных работ и услуг

Таблица 5

Сводная таблица: посевные площади (га) под зерновыми, производство муки из зерновых и зернобобовых культур (тыс. т), а также производство хлеба и хлебобулочных изделий (тыс. т)

Посевные площади под зерновые и зерно-бобовые (тыс. га) Производство муки из зерновых и зернобобовых культур (тыс. т) Производство хлеба и хлебобулочных изделий (тыс. т)

Российская Федерация 79000 9800 6815

Центральный федеральный округ 13430 4357,3 1976

Белгородская область 787,1 196,7 97,1

Воронежская область 1489 402, 4 102

Курская область 1100 286,3 77,8

Липецкая область 766,7 219,3 79,4

Тамбовская область 992,5 252,7 51,7

Как видно из рисунка 3, в Тамбовской области производство такого продукта первой необходимости как хлеб и сопутствующие ему хлебобулочные изделия в сравнении с другими регионами ЦЧР имеет наименьшее значение - 13 %.

Если рассмотреть производство хлеба и хлебобулочных изделий по отношению к ЦФО в це-

лом то, как видно из рисунка 4, данные параметры производства как черноземных регионов в отдельности, так и в их совокупности (ЦЧР) незначительны. Особенно низкие показатели производства в Тамбовской области 2,62 % или 51,7 тыс. т.

Помимо выше исследованных моментов нужно обратит внимание и на основные факторы, ко-

торые в ближайшее время будут определять дина- продукты на региональных рынках, а, следова-мику объема предложения и спроса на пищевые тельно, и их структуру, и развитие рынка в целом.

производство хлеба и хлебобулочных изделий по ЦЧР

• ■ Белгородская обл. 24%

■ Воронежская обл.25%

■ Курская обл. 19%

■ Липецкая обл. 19%

■ Тамбовская обл. 13%

Рис. 3. Производство хлеба и хлебобулочных изделий по ЦЧР

Традиционно выделяют следующие факторы:

- Численность населения в регионе, стране и на планете в целом. Как отмечают Д. А. Пролей-чик и А. В. Полосикова «.расчеты на основе метода С. П. Капицы показывают, что к 2020 г. численность населения возрастет как минимум до 7,37,5 млрд чел., то есть возрастет примерно на 20 %. Соответственно возрастет спрос и на продовольствие» [4].

С данных позиций анализ численности населения территорий региона, его тендерного и половозрастного состава напрямую определяет степень развития не только розничных рынков сбыта пищевой продукции, но и пищевого производственного потенциала, как сырья, так и готовой продукции. Прямая зависимость между численностью населения и реализуемыми продуктами первой необходимости - это основа для развития собственного регионального производства пищевых продуктов и основа региональной продовольственной безопасности.

- Миграционные потоки, а также их социокультурный состав. По мнению Е. Л. Плисецкого, миграция людей:«...это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической и культурной жизни целых народов......Миграции способствуют территориальному перераспределению населения и трудовых ресурсов, влияют на уровень социально-экономического развития регионов... В последние годы главным вектором межрегиональных миграций в России стало движение с севера и востока страны на юг и запад. Среди других обозначившихся центров притяжения ми-

грантов можно выделить Санкт-Петербург, некоторые области Центрального и ЦентральноЧерноземного районов» [5].

Данное положение имеет прямое отношение к развитию пищевого рынка регионов ЦЧР, так как даже простое количественное приращение населения регионов ЦЧР увеличивает спрос на продукты питания, а социально-культурный и профессиональный состав мигрантов формирует ассортимент и качественную составляющую продуктов питания. Также прибывшие квалифицированные кадры способствуют развитию не только сырьевой базы для продуктов питания, но и способствуют развивать в конкурентной борьбе технически более сложные производства по глубокой комплексной переработке добываемого сельскохозяйственного сырья.

- Дннамнка доходов населення региона. Традиционно считается, что повышение уровня жизни человека и населения - это одно из главных условий экономического роста интенсивного типа в регионе. С позиций Д. С. Иванова: «.Анализ предельной и средней склонности к потреблению на современном этапе может быть обеспечен посредством использования информационных материалов официальной статистики о денежных доходах и расходах населения (в динамике)» [6]. Прирост или снижение темпов роста доходов населения того или иного региона влияет на развитие пищевого рынка с количественных и качественных параметров производителей, конкурентоспособности их пищевой продукции с импортными аналогами. Поэтому статистический анализ доходов населения того или иного региона, финансовая дифференциация его внутренних показателей служит от-

правной точкой при определении бизнес-стратегий развития пищевых предприятий и условий вхож-

- Воздействие ценовой цепочки «производитель-потребитель». По мнению О. Гончарова на современном рынке пищевой продукции: «...цена для большинства горожан стала определяющим фактором при покупке. Некоторые нерадивые производители, чтобы «сбить» цену, снижают себестоимость производимой продукции в ущерб качеству. Так, пожалуй, можно охарактеризовать ситуацию на потребительском рынке» [7], что логичным образом характеризует и следующий фактор.

- Натуральность и оригинальность пищевой продукции, а также влияние контрафакта и псев-доконтрафакта. Как известно, качество пищевой продукции в современном инновационном производстве напрямую зависит от степени освоения результатов научно-технического прогресса, который, в свою очередь, позволяет до 86 % изменить оригинальность в отличие от начальной. И к сожалению, под воздействием моментов конкуренции и максимизации прибыли собственником производства, данный фактор играет в последнее время все более негативный характер, создающий проблемы для здоровья человека и предпосылки для дополнительных затрат человека на лечение и увеличение расходов государства на здравоохранение.

- Имидж пнщееог/ продукции. С позиций Е. Баевой: «.Продукты питания рассматриваются не просто как средства для биологического существования, но как индикаторы стиля жизни, усили-

дения иных производителей на розничные рынки реализации пищевой продукции.

тели положительных эмоций, проводники красоты, здоровья и долголетия» [8].

Изменение доходов населения, экологический тренд, классовая разобщенность людей, а также забота о собственном здоровье и долголетии как моды жизненного существования человека в XXI в., предъявляют новые требования к пищевой продукции, технологии их производства, и науко-емкости всей цепочки создания пищевой субстанции. Наряду с этими параметрами, нужно заметить, что данный фактор будет являться в дальнейшем базовым в конкурентной борьбе товаропроизводителей за потребителей продуктов питания. Уже сегодня в крупных мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и др.) выделяются торговые розничные магазины, имеющие спецификации по доходности и экологичности, определяющие высшую степень соотношения: «цена-качество».

- Воздействие и степень федерального и регионального регулирования пищевых рынков. Л. Л. Пашина рассматривает продовольственный рынок как: «.регулируемую экономическую систему, поскольку устойчивость производства продовольственной продукции и управляемости экономическими и организационными процессами предопределяет в конечном итоге, достижение главной цели - обеспечение населения продуктами питания отечественного производства в достаточном количестве, ассортименте и качестве» [9].

Рис. 4. Производство хлеба и хлебобулочных изделий по ЦФО (тыс. т)

С позиций новой социально-экономической импортозамещающей ситуации источником регулирования пищевого рынка стало федеральное правительство. Именно оно нивелирует возникновение региональных продовольственных кризисов. Субсидирует регионы с аграрной спецификой, чтобы способствовать повышению устойчивости продовольственного обеспечения регионов.

Наряду с действиями федерального правительства, региональные власти должны формировать собственные программы адаптации и развития продовольственного рынка. Ведь как отметил в своем исследовании А. И. Гаврилов, что«.. .снабжение продуктами питания, контроль за их качеством, соблюдение прав потребителей на розничном рынке - это также параметры оценки уровня регионального развития» [10]. Поэтому задача консолидации усилий властей федерального и регионального уровня, региональных бизнесменов по обеспечению устойчивого развития пищевого рынка должна иметь системный, комплексный и достижимо-результативный характер, с конкретными конечными параметрами и индикаторами его развития, что не всегда свойственно для регионального властного менеджмента.

- Глобализация рынка вообще и регионального рынка пищевых продуктов в частности. По мнению В. Антонова, А. Колосова: «.Тенденции концентрации и глобализации не обошли стороной и компании пищевой промышленности. Уже несколько лет Западную Европу и Северную Америку потрясают сделки слияний и поглощений (М&А) в этой отрасли, при этом объемы совершаемых сделок исчисляются все более громадными суммами» [11]. Данное мнение идентифицирует положение о том, что после вступления России в ВТО и принятие на себя обязательств по соблюдению международных стандартов качества пищевых продуктов, для российского пищевого рынка возникла реальная экономическая угроза по функционированию национальных субъектов пищевого производства. Ведь конкурировать с Американскими и Европейскими пищевыми гигантами как в производстве, переработке, так и реализации пищевой продукции очень сложно. Так как недостаточная собственная капиталоемкость пищевого производства и «дорогие кредиты» коммерческих банков не дают возможности динамичного и целесообразного развития. Помимо этого, многие регионы Росси носят дотационный характер, и собственных финансовых средств на развитие пищевого производства просто нет. Вся региональная политика по развитию пищевого рынка сводится к созданию инвестиционной привлекательности и «прошению» субсидий из федерального бюджета.

Наряду с вышеизложенным, не менее опасным является то, что глобализация пищевого рынка несет в себе угрозы распространения микробиологических инфекций несвойственных для других тер-риторийрегионов и стран. Директор департамента ВОЗ Магед Юнес полагает, что «.риск таких инцидентов связан с быстрой глобализацией торговли пищевыми продуктами».[12] И это порождает следующий фактор.

- Экономическая безопасность субъектов пищевого рынка. Как справедливо отметил И. А. Кузнецов: «.Потребитель, одновременно является и объектом и субъектом системы экономической безопасности, а также присутствует во всех других системах безопасности, формируя системообразующую иерархию......обеспечение индивидуальной экономической безопасности является условием обеспечения безопасности во всех хозяйственных структурах, а также других социально-культурных форм и уровней состояния общества и государства» [13].

Как видно из вышеизложенного анализа, развитие пищевого производства в Тамбовском регионе по сравнению с другими регионами ЦЧР и ЦФО в целом остается на низком уровне. Не смотря на принятие различных региональных программ развития сельскохозяйственного производства, переработки сельскохозяйственной продукции комплексной положительной динамики в развитии данного пищевого рынка не наблюдается. Дополнительными моментами в сдерживании развития пищевого рынка выступают следующие проблемы:

- дефицит квалифицированных кадров в сельскохозяйственном производстве, вызванный неразвитостью социально-культурной сферы сельских территорий;

негативная социально-демографическая ситуация на селе, вызванная неразвитостью социально-экономической инфраструктуры территорий;

- несовершенство торговой инфраструктуры и монополистическая дискриминация в системе торговых сетей региона;

- низкие темпы модернизации пищевого производства, вследствие недостаточного уровня доходов товаропроизводителей;

- ограниченный доступ товаропроизводителей пищевой продукции к рынкам сбыта;

- ограниченный доступ товаропроизводителей пищевой продукции к финансовым ресурсам, проблема «дорогих денег»;

спад производства пищевой продукции из-за низкой рентабельности и конкурентоспособности.

Мы считаем, что решение данных комплексных проблем лежит в плоскости организационно-экономических изменений на региональном уровне.

Из организационных моментов отметим, что общее управление данной региональной отраслью осуществляет «Управление сельского хозяйства» Администрации Тамбовской области и в частности «Отдел развития пищевой и перерабатывающей промышленности», основными задачами которого являются:

Обеспечение осуществления функций по выработке и нормативно-правовому регулированию государственной политики в сфере агропромышленного комплекса Тамбовской области в целях удовлетворения спроса населения в продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

Осуществление эффективных мер по стабилизации и увеличению производства отечественных продуктов питания, развитие и устойчивое развитие отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности области.

Участие в реализации государственной финансово-инвестиционной политики.

- Содействие развитию продовольственных рынков» (по данным официального сайта Администрации Тамбовской области. URL: http:// www.tambov.gov.ru).

По нашему мнению, региональное управление данным видом рынка нужно коренным образом реорганизовывать. Для формирования полноценной и комплексной цепочки «производство-переработка-потребление внутренней продукции», а также концентрации и централизации функций других Управлений, косвенно занимающихся продовольственным рынком региона, нужно в рамках Администрации Тамбовской области создать новое Управление - «Управление продовольственным рынком Тамбовской области», структурно состоящее из следующих отделов:

- «Отдел сельскохозяйственного производства пищевой продукции»;

- «Отдел перерабатывающего комплекса пищевой продукции»;

- «Отдел оптовых и розничных рынков пищевой продукции»;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Отдел экспорта и импорта пищевой продукции».

Структурную и функциональную нагрузку данного «Управления» и его отделов мы более подробно рассмотрим в следующих публикациях.

Резюмируя изложенный анализ специфики развития регионального пищевого рынка, отметим, что реорганизация регионального управления про-

изводством пищевой продукции Тамбовской области назрела уже давно, о чем свидетельствует негативная статистика развития данного сектора экономики. Поэтому необходимость комплексного и централизованного подхода к производству, переработке и реализации пищевой продукции в тамбовском регионе, где специфика аграрного сектора экономики является доминирующей, требует организационно-экономических преобразований, в рамках предложенных нами новом «Управлении продовольственным рынком Тамбовской области» и его отделами.

Литература

1. Корниенко О. В. Перспективы развития российского рынка пищевых добавок. URL: http:// do.gendocs.ru

2. Баёва Е. Рынок пищевых ингредиентов: современные тренды и ориентиры развития. URL: http:// www.foodnewsweek.ru

3. Инякина Е. Е. Тамбовская лесостепь: природа и общество: монография / науч. ред. Н. И. Дудник, отв. ред. Е. Е. Инякина, С. В. Панков. Тамбов, 2013. С.241-272.

4. Пролейчик Д. А., Полосикова А. В. Факторы развития рынка пищевых продуктов. URL: http:// konspekts.ru/ekonomika

5. Плисецкий Е. Л. Современные миграционные процессы в России. URL: http://www.rusecocentre.ru

6. Иванов Д. С. Анализ динамики доходов, потребления и сбережений населения региона в контексте «загадки кузнеца» (на материалах новгородской области) // Научное сообщество студентов XXI столетия: мат-лы XXXIV Студенческой Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2015.

7. Гончарова О. Продукты в Петербурге маневрируют между ценой и качеством // 22 марта 2016. URL: http://www.spbdnevnik.ru

8. Пашина Л. Л. Способы и механизм регулирования продовольственного рынка региона // Дальневосточный аграрный вестник. 2012. № 2 (26). С. 41-49.

9. Гаврилов А. И. Региональная экономика и управление. Цели и критерии социально-экономического развития региона. URL: http://polbu.ru

10. Антонов В., Колосов А. Глобализация мирового рынка пищевой продукции. URL: http://old.rcb.ru

11. Быстрая глобализация торговли повысила риск заражения пищевыми продуктами - ВОЗ. URL: http:// www.finmarket.ru

12. Кузнецов И. А. Экономическая безопасность потребителя: предпосылки методологического дуализма хозяйственного поведения // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2015. № 3.

References

1. Kornienko O. V. Perspektivy razvitiya rossijskogo rynka pishchevykh dobavok [Prospects of development of the Russian market of food additives]. URL: http:// do.gendocs.ru

2. Bayova E. Rynok pishchevykh ingredientov: so-vremennye trendy i orientiry razvitiya [Market of food ingredients: modern trends and reference points of development] .URL: http://www.foodnewsweek.ru

3. Inyakina E. E. Tambovskaya lesostep': priroda i obshchestvo: monografiya [Tambov forest-steppe: nature and society: monograph] / nauch. red. N. I. Dudnik, otv. red. E. E. Inyakina, S. V. Pankov. Tambov, 2013. S. 241-272.

4. Prolejchik D. A., Polosikova A. V. Faktory razvitiya rynka pishchevykh produktov [Factors of development of the foodstuff market]. URL: http:// konspekts.ru/ eko-nomika

5. Plisetskij E. L. Sovremennye migratsionnye prot-sessy v Rossii [Modern migratory processes in Russia]. URL: http://www.rusecocentre.ru

6. Ivanov D. S. Analiz dinamiki dokhodov, potreb-leniya i sberezhenij naseleniya regiona v kontekste «za-gadki kuznetsa» (na materialakh novgorodskoj oblasti). Materialy XXXIV Studencheskoj mezhdunarodnoj nauch-no-prakticheskoj konferentsii. «Nauchnoye soobshchestvo studentov XXI stoletiya» [The analysis of dynamics of the income, consumption and savings of the population of the region in the context of «the smith's riddle» (on materials of the Novgorod region). Materials XXXIV of Student's international scientific and practical conference. «Scientific community of students of the XXI century».]. Novosibirsk, 2015.

7. Goncharova O. Produkty v Peterburge manevri-ruyut mezhdu tsenoj i kachestvom [Products in St. Petersburg maneuver between the price and quality] // 22 marta 2016. http://www.spbdnevnik.ru

8. Pashina L. L. Sposoby i mekhanizm regulirovaniya prodovol'stvennogo rynka regiona [Ways and mechanism of regulation of the food market of the region] // Dal'nevostoch-nyj agrarnyj vestnik. 2012. № 2 (26). S. 41-49.

9. Gavrilov A. I. Regional'naya ekonomika i uprav-leniye. Tseli i kriterii sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Regional economy and management. Purposes and criteria of social and economic development of the region]. URL: http://polbu.ru

10. Antonov V., Kolosov A. Globalizatsiya mirovogo rynka pishchevoj produktsii [Globalization of the world market of food products]. URL: http://old.rcb.ru

11. Bystraya globalizatsiya torgovli povysila risk za-razheniya pishchevymi produktami - VOZ [Fast globalization of trade has increased risk of infection with foodstuff -WHO]. URL: http://www.finmarket.ru

12. Kuznetsov I. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' potrebitelya: predposylki metodologicheskogo dualizma khozyajstvennogo povedeniya [Economic security of the consumer: prerequisites of methodological dualism of economic behavior] // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2015. № 3.

* * *

SPECIFICS OF DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET OF FOOD PRODUCTION (ON THE EXAMPLE OF THE TAMBOV REGION)

NIKOLASHIN ALEKSEY SERGEEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]

The purpose of this article is the analysis of specifics of development of the regional market of food production, and also problems of production of agricultural production as raw materials for production of final foodstuff and its consumption at the regional and municipal economic level in the Russian Federation. Method or methodology of carrying out the work. The methodological basis of research is the integrated approach to development of theoretical and practical recommendations about improvement of tools of management and development of system of food production at the regional and municipal level. The technique of carrying out research in work provided: personal and telephone surveys of experts of the food market; personal monitoring of the retail market carried out by the researcher; the analysis of the information materials provided by producers of agricultural production, retail operators of the market of food products; the analysis of statistical information, including Rosstat, Tambovstat, the unions and branch associations of producers of food products. Methods of descriptive statistics have allowed to create quantitative data on the declared problems and to present them in tables, charts. As conclusions, the author offers, structural and functional improvement in regional government of organizational and economic character which will allow in due time and is adaptive to carry out modernization of the regional market of foodstuff. Scope of results. Regional and municipal authorities can use the carried-out analysis and conclusions during drawing up programs of regional development and improvement of functioning of organizational structures in system of regional and municipal production management and realization of food products. Separate provisions of article and some conclusions are applicable when forming articles and laws of the regional legislative sphere.

Key words: market of food products, food market, production management of food products, regional specifics of food production, regional system of food production

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.