ЖУЛИНА М. А., КИЛЬГИШОВА М. С.
СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ ПУТЕВОДИТЕЛЯ КАК ОСНОВНОГО СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ИЗДАНИЯ В ТУРИЗМЕ
Аннотация. В статье рассматривается специфика разработки путеводителя и его значение как основного источника справочной информации в туризме. Анализируется мировой опыт создания путеводителя с целью выявления его специфических особенностей. Авторы резюмируют, что в условиях динамичного развития туризм нуждается в справочно-информационных изданиях, в частности, путеводителях.
Ключевые слова: туризм, путеводитель, справочное издание, история путеводителей, справочник-путеводитель.
ZHULINA M. A., KILGISHOVA M. S.
THE GUIDEBOOK AS THE MAIN REFERENCE AND INFORMATION EDITION IN TOURISM AND ITS COMPILING SPECIFICS
Abstract. The article considers the specifics of guidebook compiling and its importance as the main source of background information in tourism. The study focuses on the international practices of guidebook compiling to identify its specific features. The authors conclude on the need of reference and information editions, guidebooks in particular, in the age of tourism dynamic development.
Keywords: tourism, guidebook, reference edition, history of guidebooks, information guidebook.
Туризм в настоящее время является одной из наиболее высокодоходных и динамично развивающихся отраслей мировой экономики. В таких условиях он не может существовать без использования информационных ресурсов. Одними из важнейших ресурсов для туризма являются справочные информационные издания, в частности путеводители.
Согласно определению ГОСТ Р 7.60-90 «справочные издания - издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей» [3]. В целом они обладают рядом специфических черт, которые обусловлены аккумулирующей функцией справочных изданий - при подготовке данных, апробированных наукой и практикой, а также характером их использования - многократность обращения к данному типу издания за отдельными единичными справками.
Основная задача справочного издания - дать необходимые или интересующие читателя сведения в максимально кратком изложении. Следует отметить, что принципы подбора сведений и размещение их в конкретном издании напрямую зависят от целевого назначения.
В туризме к справочным изданиям относятся, прежде всего, путеводители. Путеводитель - это тип справочного издания, носящий прикладной, практический характер, имеющий систематическую структуру или построенного по алфавиту заглавий статей [1]. В нем содержатся краткие сведения о каком-либо географическом пункте, учреждении или мероприятии, расположенные в удобном для просмотра порядке.
Это определение дополняется и уточняется в ГОСТе «Путеводитель - краткое справочное издание с описанием географических, историко-художественных и других сведений о стране, городе, местных достопримечательностях, путях сообщения и т.п., предназначенное, главным образом, туристам» [3].
Путеводитель - это справочное издание, имеющее познавательный характер, предназначенное для пользования широким кругом читателей. Он необходим не только туристам, впервые приезжающим в определенный город или местность, но и самим жителям этого города.
Необходимо выделить основополагающие функции путеводителя в туризме:
а) информативная;
б) образовательная;
в) рекламная;
г) экономическая;
д) коммуникативная.
Отсчет начала создания путеводителей в мировой практике можно вести с их предшественников, которые появились в Древней Греции. Древнегреческий историк Павсаний построил свою книгу «Описание Эллады» по принципу путеводителя. В этой книге приводится подробное описание достопримечательностей нескольких городов Древней Греции. В Древнем Риме также встречались прообразы путеводителей. Они носили название дорожников (itineraria). Эти издания были двух разных видов: itineraria ad notata или scripta - описание дорог, которые содержали географические названия и расстояния до пунктов, находившиеся на известном пути, и itineraria picta, в них размещались измерения расстояний и географические карты.
Литературные произведения, послужившие прообразами путеводителей в период Средневековья, содержали чаще всего описания паломнических маршрутов. Выделяют два разных жанра таких произведений - это собственно путеводители (произведения,
содержащие практическую информацию и рекомендации) и «хожения», в которых приводились описания совершенных путешествий. Книгу «Бордоский путник» принято считать первым из дошедших до нас средневековых путеводителей. Ее написал неизвестный житель французского города Бордо, который в 333 году посетил Иерусалим и Константинополь. В первой части книги перечисляются населенные пункты на пути от Бордо до Иерусалима и указываются расстояния между ними. Во второй части книги приводится краткое описание святых мест Палестины, некоторых библейских мест, а также указывается их географическое расположение.
В Древней Руси самым первым из известных образцов этого жанра было «Житие и хожение», совершенное игуменом Даниилом в Иерусалим (датируется началом XII века). Это произведение уникально по своей исторической ценности. Наверное, самое известное произведение - это «Хожение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Это выдающееся произведение выходит за рамки путеводителя. «Хожение за три моря» признано памятником литературы Древней Руси, его перевели на многие языки мира.
Современный исторический этап развития путеводителя как жанра географической литерaтуры и как специального вида справочного издания связывают с именем немецкого издателя Карла Бедекера (1800 - 1859). Он основал в 1827 г. в немецком городе Кобленц издательство путеводителей. Путеводители Карла Бедекера стали очень популярны в странах Европы, затем их перевели на многие языки. Именно «бедекеры» с их основательным подходом к подбору и отображению информационного материала стали образцами для лучших путеводителей, изданных в России в середине XIX - начале XX вв. Наряду с переводными «бедекерами» и другими подобными изданиями в России появились и свои высококачественные красочные путеводители по зарубежным странам, которые назывались «Русский бедекер». В них подробно описывались страны и города, прилагались различные многокрасочные планы и карты.
Дальнейшее становление путеводителя было тесно связано с появлением и развитием туристской и транспортной инфраструктуры. Туризм и путешествия стали доступны не только для привилегированных слоев общества, но также и людям со средним достатком. Отвечая требованиям нового времени, появились путеводители для новых путешественников, не располагавшим большими доходами. Как правило, в них не было той полноты информации, большого количества прилагаемых карт и схем, они не отличались высоким качеством полиграфии. Но в этих путеводителях по доступной цене можно было найти необходимый путешественнику набор полезных практических сведений.
Вместе с тем, определенная утилитарность жанра остается, несмотря на все различия в изданиях подобного рода. Принадлежность того или иного произведения к жанру путеводителя заключается в стремлении автора указать дорогу, объяснить, как добраться до того или иного пункта назначения, рассказать о достопримечательностях.
Говоря о специфике разработки путеводителя, следует выделить его характерные особенности. Для путеводителя является характерным сокращенный объем информации, материал располагается в форме, наиболее удобной для быстрого получения справочных сведений. Также особенностями путеводителя являются популярное изложение, значительная адаптация, наличие многочисленных иллюстраций. Учитывая, что эти издания выполняют не только информативную, но и рекламную (побудительную) функцию, в путеводителях используются, как правило, элементы занимательности, непринужденные формы речи, текст изобилует эпитетами,
При создании путеводителя следует придерживаться основных принципов, лежащих в основе путеводителя:
1) удобство в обращении;
2) достоверность фактического материала;
3) регулярное обновление материала;
4) наглядность, использование фотографий, карт, схем;
5) ориентированность на определенные категории населения;
6) структурное членение текста;
7) актуальность информации.
Так как путеводитель является справочным изданием, то важно, чтобы порядок расположения материала был построен по алфавиту или имел систематическую структуру и определялся системой представления знания, которая принята в науке или в практической деятельности.
Основными элементами содержания путеводителя являются карта города, информация о туристском центре и достопримечательностях, список средств размещения и предприятий питаний, их стоимость и время работы, адреса вокзалов, банков, расписание движения транспорта, номера экстренных служб и такси и другая справочная информация. Можно также включить информацию об особенностях менталитета и кухни местного населения, этику туриста.
Организационная структура всего материала, который есть в путеводителе и его оформление должны создавать наиболее благоприятные условия для выборочного чтения. Это издание, чаще всего, бывает достаточно компактным, ведь оно сопровождает
туриста в путешествии. Принцип расположения материала должен быть наиболее удобным для читателя: в систематическом или алфавитном порядке.
Текст путеводителя необходимо членить по разделам и выделять объекты внутри разделов. Этот прием обеспечивает возможность прерывистого чтения: читатель, просматривая заинтересовавший объект, может в любой момент оторваться от текста путеводителя, а членение текста на структурные составляющие позволяет быстро найти то место, на котором до этого он остановился.
Структурное членение текста в путеводителе осуществляется посредством внутритекстовых выделений, которые улучшают ориентацию читателя в тексте, облегчает его восприятие. В путеводителях чаще всего используется абзацное членение. Также используется жирный шрифт, обеспечивающий выразительность важной фактической информации (названий достопримечательностей, например) среди текстового массива. В тексте путеводителя применяются написание слов курсивом и заглавными буквами. Курсивом в справочных изданиях принято выделять имена собственные, подзаголовки статей, цитаты и т.д.
К средствам, которые способствуют наилучшей ориентации в тексте и оперативному поиску справочных сведений, относятся нумерация, колонтитулы, номерные, словесные и литературные рубрики. Во всех путеводителях обязательно указывается номер на каждой странице. Задача нумерации страниц - обеспечение возможности ссылки на необходимую страницу. Колонтитулы помогают оперативно извлечь из текста необходимую информацию, они хорошо воспринимаются при перелистывании страниц книги.
Рубрики путеводителя должны быть выразительными, высокоинформативными, едиными по оформлению во всем издании как в системе. Чаще всего в изданиях такого рода применяются тематические рубрики - это слово или словосочетание, кратко и емко характеризующее содержание раздела. В качестве примера можно привести справочник-путеводитель по городу Саранску, разработанный кафедрой международного и регионального туризма Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Информация в нем распределена по тематическим рубрикам: «История города», «Религиозные объекты», «Спортивные объекты», «Средства размещения», «Рестораны, бары, кафе», «Дополнительная справочная информация» и т. д. В данном путеводителе также содержатся план города, план-схема центральной части города, многочисленные цветные фотографии [2].
Внешнее оформление путеводителя должно отвечать целям и функциям данного вида издания. Переплет не должен быть марким, для карманных путеводителей
желательно, чтобы он был гибким. На переплете указывают краткую информацию об издании. На форзацах издания могут быть помещены карты-схемы, планы города и его окрестностей.
Путеводитель дает возможность совершить любому желающему не только реальное, но и мысленное путешествие по городу, поэтому он должен создавать оптимальные условия для лучшего восприятия информации. Большую роль в этом играют визуальные материалы различного рода: схемы, карты, рисунки, фотографии. Текстовой материал и иллюстрации в путеводителе должны быть представлены в органическом единстве. Иллюстрации в путеводителях, как правило, имеют научно-познавательный характер, дополняют текст путеводителя и важно, чтобы они были правильно привязаны к тексту расположением.
Любой иллюстративный материал в путеводителе должен точно соответствовать содержанию издания, нести конкретную, обусловленную основным текстом информацию. В настоящее время самый распространенный вид иллюстрации в путеводителе -фотография. Она характеризуется документальностью, наглядностью и достоверностью. Фотографии способны передать неповторимый облик города, помогают сосредоточиться на главных его достопримечательностях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что путеводитель - это один из важнейших источников справочной информации в туризме. Его создание способствует решению проблемы удовлетворения потребности в информации туристов и путешественников.
ЛИТЕРАТУРА
1. Джиго А. А. Стандарты по издательскому делу / А. А. Джиго, С. Ю. Калинин. - М.: Юрист, 1998. - 376 с.
2. Жулина М. А. Использование информационных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта / М. А. Жулина, А. С. Карасев, В. Ф. Манухов // Геодезия и картография. Ежемесячный научно-технический и производственный журнал. - № 2. - 2013. - С. 32-36.
3. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу // ГОСТ 7.60-2003