УДК 654.197.
DOI 10.18413/2075-4574-2019-38-2-270-274
СПЕЦИФИКА РАЗНОВИДНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕРЕПОРТАЖА
SPECIFICITY OF VARIETY OF MODERN TELEPORT
С.В. Карпий S.V. Karpiy
Донецкий национальный университет, Донецкая Народная Республика, 283001, Донецк, ул. Университетская, 24
Donetsk National University, 24 st. Universitetskaya, 283001, Donetsk, Donetsk People's Republic
E-mail: [email protected]
Аннотация
Учитывая тот факт, что в настоящее время телевидение как средство массовой коммуникации по-прежнему продолжает быть одним из ключевых инструментов оперативного информирования аудитории об общественно значимых событиях страны и мира, важно точное определение и понимание арсенала инструментов, которым обладает данный вид массмедиа. Особенно это актуально для новостных служб, где журналистами регулярно используется такой оперативный жанр, как телерепортаж. В течение всего периода его эволюции и технического прогресса он приобрел новые виды, которым свойственна своя специфика применения, построения, реализации на телеэкране. Из-за их схожести происходит подмена понятий и неправильная их трактовка. Для того, чтобы исключить этот фактор, необходима четкая идентификация современных видов телерепортажа, а также конкретное определение общих и отличительных их черты. В данной статье подробно рассмотрены и описаны такие магистральные понятия как «некомментированный репортаж», «комментированный репортаж», «живой репортаж». Между ними проведены параллели, выявлена разница, а также описана и проанализирована специфика их архитектоники. Исследование учитывает методы, характерные как для синхронного, так и для диахронного подхода к изучению проблем такого рода.
Abstract
Considering the fact that television as a means of mass communication is still one of the key tools for quickly informing the audience about socially significant events in the country and the world, it is important to accurately define and understand the arsenal of tools that this type of media has. This is especially true for news services, where journalists regularly use such an operational genre as a television report. During the entire period of its evolution and technical progress, it acquired new species that are characterized by their own specificity of application, construction, implementation on the television screen. Because of their similarity, the substitution of concepts and their incorrect interpretation take place. In order to eliminate this factor, it is necessary to clearly identify modern types of TV coverage, as well as specifically identify their common and distinctive features. In this article, such concepts as "uncommented report", "commented report", "live report" are considered in more detail, parallels are drawn between them, the difference between them and the specificity of architectonics are revealed.
Ключевые слова: репортаж, прямое включение, некомментированный репортаж, живой репортаж, телевидение, тележурналистика, эфир, вещание, трансляция.
Key words: report, live broadcast, uncommented report, live report, television, television journalism, air, broadcast, broadcast.
Введение
Состояние современного медиапространства требует от менеджмента муниципальных, региональных, федеральных, национальных телеканалов различной формы собственности не игнорировать динамические мировые тенденции и внедрять более эффективные меры по коммерциализации продукта собственного производства и при этом не только сохранять существующую долю аудитории, но и значительно увеличивать её и удерживать у телеэкранов за счёт качества и зрелищности. Реализация данной задачи невозможна без включений в контент оригинальных произведений журналистского творчества с нестандартной подачей, так как предпочтения аудитории не являются константой. При этом следует учитывать комплексную ориентацию на гендерные, возрастные информационно-культурные особенности социума и усовершенствование дифференцированного создания журналистских произведений, отвечающих запросам неуклонной технологи-зации и развития общества, что ставит непростые задачи, выполнение которых требует использования и интеллектуального потенциала высококвалифицированных научных, творческих, технических кадров. Также необходимы действенные, диверсификационные социокоммуникативные инструменты, не забывая о том, отмечает М. Стивенс, что «люди зависимы от новостей» и то, что журналистика являет собой, акцентирует М.Н. Ким [2001], «специфическую сферу духовно-практической деятельности человека». Одними из таких являются: некомментированый, комментированный, «живой» репортажи, которые важно определять и применять в наиболее благоприятной ситуации в телемедиасреде.
Некомментированный репортаж - простейший и одновременно один из самых оперативных видов (методов или способов подачи) телерепортажа, не требующий значительного интеллектуально-материально-технического ресурса и предусматривающий неограниченный хронометраж вещания посредством трансляции социально-значимых событий без закадрового (внутрикадрового) комментария корреспондента, диктора, ведущего. Главный акцент в таком телесообщении - на визуально-вербальных составляющих, соотношении картинки и звука. Данное явление тележурналистики позволяет аудитории на расстоянии максимально погрузиться в происходящее событие и самостоятельно делать выводы о происходящем. Этот способ подачи позволяет зрителю в деталях рассмотреть весь масштаб транслируемого мероприятия, что порой невозможно, находясь на месте события, чему традиционно способствует удачный выбор локаций для его видеофиксации телекамерами.
Возникновению феномена предшествовало немое кино, демонстрация которого в процессе эволюции постепенно приобретала различные визуально-вербальные и звуковые составляющие. А вот редколлегия исследователей тележурналистики между понятиями «некомментированный репортаж» и «трансляция» проводят знак равенства и отмечают, что данный вид сообщения применяется в прямом эфире для показа общественно-значимых событий и считают, что: «трансляция некоторых концертов, спектаклей в какой-то мере соответствует жанру некомментированного телевизионного репортажа [Кузнецов, 2012].
Детального рассмотрения требует еще один вид телерепортажа - комментированный.
Комментированный репортаж - синхронный метод или ситуативный способ подачи (трансляции) актуального события, требующий от репортёра коммуникативных способностей, оценки, акцентов, критического мышления, осведомлённости, познавательно-сти, экспромта, воздействия, выразительных средств, аналитики, анализа, толкования, предварительной подготовки и состоящий из комплекса элементов, обеспечивающих эффективность его применения. Комментированный репортаж берет свои истоки с 1950 г. До нашего времени он приобрёл специфическую архитектонику (композицию) и свойственные только ему тренды. Также он является одним из видов информационной и аналитической публицистики, сопровождающимся субъективной авторской оценкой и драма-
тургией, во главе которых стоит факт. Свои рассуждения по этому поводу приводил В.А. Саруханов, отмечая, что «западные теоретики предостерегают: «информацию не надо комментировать, беспристрастное информирование - условие демократии». Другие же исследователи напротив отмечают важность профессиональной деятельности репортёра в операторской и режиссёрской группах, потому что он: «это «гид» телезрителя, своим живым, образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогающий понять суть экранного действия» [Саруханов, 2002].
Заметим, что различие «комментированной» и «некомментированной» информации, несомненно, носит условный характер» [Саруханов, 2002]. Данная условность, по мнению исследователя, заключается в психологической усталости от непрерывного потока информации. Оба вида репортажа дают возможность облегченного восприятия визуально-вербальных составляющих.
На фоне данных рассуждений наглядно просматривается разница между комментированным репортажем и прямым включением. В первом случае репортёр является закадровым комментатором происходящего действия, а во втором - наоборот и при этом помимо голоса воздействие на аудиторию осуществляются еще и за счет внешних качеств тележурналиста, выступающего в различных ролях (комментатор, обозреватель, диктор, телеведущий, модератор, шоумен или же очевидец). Схожие черты в том, что в обеих ситуациях необходимо осуществление выразительного повествования, профессионализма и комплекса различных телевизионных средств. Однако Л.П. Шестеркина и Т.Д. Николаева отмечают, что в комментированном репортаже журналист может не только оставаться за кадром, но и работать в нём: «журналист поясняет происходящее с помощью стенд-апа или закадрового текста, своим живым образным словом, всесторонним знанием материала, своим эмоциональным отношением к событию помогает зрителям понять суть происходящего» [Шестеркина, 2012]. И в таком случае стоит отметить еще одно особое отличие данного феномена тележурналистики от прямого включения. Если комментированный репортаж предусматривает возможность нескольких видов осуществления деятельности репортёра в реальном времени (за кадром, по телефону, в кадре), то прямое телевизионное включение - один (в кадре). Сам комментарий, по мнению В.В. Смеюхи, призван «ориентировать внимание аудитории на определенные факты, проводить их оценку; сравнивать комментируемое событие с другими, аналогичными, выявлять связь, сходство, закономерности; осуществлять прогноз рассматриваемого события, явления» [Смеюха, 2015].
Таким образом, мы и выяснили одну из причин подмены журналистских понятий на телевидении. К неправильной их трактовке и интерпретации приводит еще одно определение - «живой репортаж», которому посвящена, например, тема научного исследования А. Ермилова [2010], где значится, что данный феномен тележурналистики - «это плод взаимодействия корреспондента и оператора».
«Живой репортаж» - продукт журналистского творчества, имеющий схожие черты с классическим репортажем и прямым включением, но отличается способом подачи, который сопровождается динамичным описательным повествованием репортёра о происходящем в кадре от начала и до конца. Данную форму подачи используют те, кто достиг достаточного уровня профессионализма, позволяющего мгновенно ориентироваться на местности и посредством устной речи и картинки повествовать аудитории о случившемся, фиксируя репортаж на видеоносители. Хронометраж такого репортажа традиционно составляет до 5 минут, а потому его запись, передача на студию, монтаж, затем выдача в эфир требуют не много усилий. Его часто путают с прямым или псевдопрямым включениями, однако технология производства в данном случае имеет кардинальные отличия. Также А. Ермилов отмечал, данный репортаж является обычным повествованием корре-
спондента: «живой репортаж даст в эфир речь, может, и в чем-то не идеально правильную, но - естественную» [Ермилов, 2010]. Это происходит по той причине, что репортёр в данном случае пытается передать эффект присутствия, в том числе, с помощью разговорной речи.
Заключение
Одной из причин того, что происходит подмена понятий относительно видов телерепортажа, является то, что он в большинстве случаев изучался обобщено. При этом у разновидностей жанра есть собственная специфическая конструкция, по поводу которой до сих пор длятся споры как у практиков, так и у теоретиков, из-за чего нет чёткого объяснения, что является завязкой, кульминацией, развязкой в таком журналистском произведении и почему последовательность этих компонентов изменчива. Виной тому - то, что оригинальность формы зависит от совокупности знаний и умений применять их в профессиональной среде. Последствия такого прецедента отражаются на молодых специалистах, которые, покинув академическую среду, сталкиваются с непониманием специфики построения телерепортажа на практике, не говоря уже о порождённых им феноменах. Такие понятия в тележурналистике, которые вывели в своих научных трудах исследователи данной области знаний - «некомментированный репортаж», «комментированный репортаж», «телерепортаж», «живойрепортаж», «прямое включение», «псевдопрямое включение» и т. д. - сейчас, в основном, дезориентируют работников телевизионной сферы. Поэтому важно тщательно изучать каждый из этих феноменов, определять их роль и место в медиапространстве, чему может поспособствовать и данная научная статья, в которой обозначены и проведены четкие грани между различными видами телевизионного репортажа.
Список литературы References
1. Болкунов А. Н. 2000. Гражданская журналистика в учебной газете. Саратов. Изд-во Сарат. ун-та, 52.
Bolkunov A. N. 2000. Grazhdanskaya zhurnalistika v uchebnoj gazete. [Citizen journalism at the traning newspaper]. Saratov. Izd-vo Sarat. un-ta, 52.
2. Борецкий Р.А. 2011. Беседы об истории телевидения. Лекции, прочитанные на факультете журналистики МГУ в феврале - мае 2010 г. М., Издательство Икар, 178.
Boreckij R.A. 2011. Besedy ob istorii televideniya. Lekcii, prochitannye na fakul'tete zhurnalisti-ki MGU v fevrale - mae 2010 g. M., Izdatel'stvo Ikar, 178.
3. Голядкин Н.А. 2011. История отечественного и зарубежного телевидения. М., Аспект Пресс, 190.
Golyadkin N.A. 2011. Istoriya otechestvennogo i zarubezhnogo televideniya. [History of domestic and foreign television]. M., Aspekt Press, 190.
4. Горюнова Н.Л. 2000. Художественно-выразительные средства экрана. Ч. 2. Динамика экрана. М., ИПК РТР, 17.
Goryunova N. L. 2000. Hudozhestvenno-vyrazitel'nye sredstva ekrana [Artistic expressive means of the screen]. CH. 2. [Vol. 2] Dinamika ekrana. M., IPK RTR, 17.
5. Ермилов А. 2010. Живой репортаж: Профессиональные советы тележурналисту. М., Аспект Пресс, 112.
Ermilov A. 2010. ZHivoj reportazh: Professional'nye sovety telezhurnalistu [Live Report: Professional Tips for a TV Reporter]. M., Aspekt Press, 112.
6. Жанры радио- и тележурналистики: методические указания. 2010. Тамбов, Изд-во ГОУ ВПО ТГТУ, 16.
ZHanry radio- i telezhurnalistiki: metodicheskie ukazaniya [Genres of radio and television journalism: guidelines]. 2010. Tambov, Izd-vo GOU VPO TGTU, 16.
7. Журналистика и медиаобразование в XXI веке: сб. научных трудов Междунар. науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2006 г.). 2006. Белгород. Изд-во БелГУ, 368.
ZHumalistika i mediaobrazovanie v XXI veke: cb. nauchnyh trudov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Belgorod, 25-27 sentyabrya 2006 g.) [Journalism and media education in the 21st century]. 2006. Belgorod : Izd-vo BelGU, 368.
8. Ким М.Н. 2001. Технология создания журналистского произведения. СПб. Изд-во Михайлова В.А., 320.
Kim M.N. 2001. Tekhnologiya sozdaniya zhurnalistskogo proizvedeniya [The technology of creating a journalistic work]. SPb.: Izd-vo Mihajlova V.A., 320.
9. Кузнецов Г.В. 2002. Телевизионная журналистика. 4-е издание. Т. 31. М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 304.
Kuznecov G.V. 2002. Televizionnaya zhurnalistika. [Television journalism: textbook]. 4-e iz-danie. T. 31 M.: Izd-vo MGU, Izd-vo «Vysshaya shkola», 304.
10. Муратов С.А. 2001. Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., Изд-во Моск. ун-та, 176.
Muratov S.A. 2001. Televidenie v poiskah televideniya. Hronika avtorskih nablyudenij [Television in search of television. Chronicle of copyright observations]. M., Izd-vo Mosk. un-ta, 176.
11. Новикова А.А. 2013. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 236.
Novikova A.A. 2013. Televizionnaya real'nost': ekrannaya interpretaciya dejstvitel'nosti [The reality of television: a screen interpretation of reality]. M.: Izd. dom Vysshej shkoly ekonomiki, 236.
12. Саруханов В.А. 2002. Азбука телевидения. М., Аспект Пресс, 223.
Saruhanov V.A. 2002. Azbuka televideniya [The ABC of television]. M., Aspekt Press, 223.
13. Смеюха В.В. 2015. Теория и практика массовой информации. Ростов-на-Дону, 87.
Smeyuha V.V. 2015. Teoriya i praktika massovoj informacii. [Theory and practice of mass information]. Rostov-na-Donu, 87.
14. Шестеркина Л.П. Николаева Т.Д. 2012. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов, 224.
SHesterkina L.P. Nikolaeva T.D. 2012. Metodika televizionnoj zhurnalistiki: Uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [A methodics of TV journalism], 224.
15. Шибаева Л. 2000. Жанры в теории и практике журналистики. В кн.: Журналистика, №17/47. Режим доступа: http://www.relga.rsu.ru/n47/iur47.htm (дата обращения: 17.03.2019)
SHibaeva L. 2000. ZHanry v teorii i praktike zhurnalistiki [Genres at the theory and practice of journalism]. In.: ZHurnalistika [Journalism], №17/47. Date of access: http://www.relga.rsu.ru/n47/iur47.htm (data obrashcheniya: 17.03.2019)
Ссылка для цитирования статьи Reference to article
Карпий С.В. 2019. Специфика разновидностей современного телерепортажа. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки, 38 (2): 270-274. DOI: 10.18413/2075-4574-2019-38-2-270-274
Karpiy S.V. 2019. Specificity of variety of modern telereport. Belgorod State University Scientific Bulletin. Humanities series, 38 (2): 270-274. (In Russian). DOI: 10.18413/2075-45742019-38-2-270-274