УДК 72.036
Саримбекова Н.К. бакалавр архитектуры, магистрант, факультет архитектуры, Международная Образовательная Корпорация / Казахская головная архитектурно-строительная академия,
Алматы, Республика Казахстан Самойлов К.И.
доктор архитектуры, ассоциированный профессор,
факультет архитектуры, Международная Образовательная Корпорация / Казахская головная архитектурно-строительная академия,
A^ara, Республика Казахстан Sarimbekova N.K. Bachelor of Architecture, Graduate student, Faculty of Architecture, International Educational Corporation / Kazakh Head Architectural and Construction Academy,
Almaty, Republic of Kazakhstan Samoilov K.I.
Doctor of Architecture, Associate Professor, Faculty of Architecture, International Educational Corporation / Kazakh Head Architectural and Construction Academy,
Almaty, Republic of Kazakhstan E-mail: [email protected]
Специфика раннего периода творчества З.М. Хадид The specifics of the early period of Z.M. Hadid's work
Аннотация: В статье рассматриваются значение и специфика творчества выдающегося архитектора современности Захи Хадид. Отмечается ее вклад в теорию и
практику архитектурно-дизайнерского формообразования. Приводятся примеры ее проектов и построек, характеризующие значимость и характер ее творчества.
Abstract: The article examines the significance and specifics of the work of the outstanding architect of modernity Zaha Hadid. Her contribution to the theory and practice of architectural and design shaping is noted. Examples of her projects and buildings are given, characterizing the significance and nature of her work.
Ключевые слова: Заха Хадид; архитектура; авангард; экспрессионизм; графика.
Keywords: Zaha Hadid; architecture; avant-garde; expressionism; graphics.
«Текучесть форм исторически была присуща исламской архитектуре. Многочисленные сетки или последовательности столбцов здесь текут в бесконечность, как деревья в лесу, создавая иерархическое пространство. Непрерывные каллиграфические и орнаментальные узоры перетекают от ковров на стены, со стен на потолки, с потолков на купола, устанавливая бесшовные взаимосвязи и размывая различия между архитектурными элементами и окружающей средой. Мы намеревались придать этому историческому пониманию архитектуры новый импульс и создать новую идентичность, основанную на традиции», — рассказала Заха Хадид [1].
Художественность на любом этапе развития остается важным аспектом архитектурного творчества. Современные теоретические исследования также затрагивают этот аспект. «Художественная интеграция наиболее полно проявляется в архитектуре экспрессии, энергетических потоков и свободы формообразования, которая сегодня являет сложный синтез эвристического проектирования, дигитального формотворчества и образной экспрессии. Поиск свободной формы стал областью самовыражения З. Хадид. В работах Захи Хадид всегда ощущается художественная целостность и осмысленность, от мельчайшей детали до масштабного комплекса. Выразительные объекты контрастируют с окружением и становятся доминантами в окружающей среде. В созданных ею произведениях мощная динамика форм притягивает к себе окружение, подобно магниту. Кажется, вот-вот динамика пространства
превратится в физическое движение. Каждый проект архитектора является отражением авторских концепций и единого авторского стиля, но в тоже время, уникален. Рассматривая эволюцию проектного творчества Захир Хамид с позиции стилистической принадлежности, стоит отметить, что в процессе творческого пути наблюдается переход автора с позиций супрематизма, к деконструктивизму, а затем к использованию бионических принципов. Однако экспрессионистическая направленность творчества Захи Хадид — это константа, тот стержень, который пронизывает все ее творчество. Масштабные проекты трансформируют среду, создают новые пространства — устремленные, текучие, расширяющие понятия возможного и воплотимого в реальность. Возможно, новые принципы проектирования, продемонстрированные Захой Хадид, станут новой нормой, а её последователи продолжат создавать столь же динамичные образы. Но есть примеры из истории архитектуры, когда мастерская работа с формой конкретного архитектора осталась непревзойдённой, настолько силен и неповторим был авторский язык. Авторская концепция З. Хадид заключается в ее стремлении разрушить общепринятые представления об архитектуре, создать новаторские фантастические произведения, сформировать необычные пространства и формы, идущие от смелой геометрической абстракции супрематического толка до неповторимой эстетики, пронизанной индивидуальными метафорами из органической природы. Деконструктивист — архитектор-ироник, отличающийся тонким вкусом, способностью переописания общепринятых явлений, фигура архитектурной элиты. Действия этого архитектора ведут к созданию архитектурных образов, завораживающих своей крайней метафизичностью, сверхъестественностью. Архитектурные теории становятся движущими импульсами в зодчестве. Другой из лидеров деконструктивизма — Заха Хадид — оценивала деконструктивистский поворот как единственно возможный путь для современного архитектора. Она утверждала, что необходим пересмотр архитектуры, ее развитие в сторону изобретательности, образности. «Мы не выполняем своего долга, если продолжаем создавать нечто
подобное кондитерским изделиям. У нас есть один путь — идти по направлению, предложенному экспериментами ранних модернистов. Их усилия были опрокинуты, их проекты не были реализованы. Задача наша состоит не в том, чтобы воскресить их, а в том, чтобы продвинуться дальше» [2].
На сегодняшний день также приобретает актуальность параметрическое проектирование. Параметризм — это когда объект меняется, реагируя на свойства среды или новые функциональные требования, и когда форма создаётся при помощи анализа процессов, которые внутри неё будут происходить. На самом деле параметрическое здание может выглядеть как угодно, даже строгим параллелепипедом без окон. Также параметрическая архитектура — это не столько красиво изогнутые трёхмерные объекты, сколько проявление генетических алгоритмов, полиморфизма, мобильности. Примером такой архитектуры можно считать Выставочный павильон, разработанный архитектором-новатором Захи Хадид. В нем несущие конструкции являются одновременно и стенами, и кровлей, и мебелью, и оформлением интерьера, и направляют движение посетителей между экспонатами по нужной траектории. Среди традиционных зданий такие образцы тоже имеют место, например, античный амфитеатр в естественной впадине рельефа, где дно — сцена, а склоны — и сиденья, и ступени, и несущая конструкция, и акустическая поверхность, управляющая распределением звука [3].
На бумаге остались многие проекты самой известной женщины-архитектора Захи Хадид. Вот характеристика периода жизни Захи Хадид сразу после открытия ею в 1979 году фирмы Zaha Hadid Architects: «Бумажная архитектура тесно связана с жанром архитектурной фантазии. Архитектурная фантазия выступает как самостоятельная область изобразительного искусства и как одно из существенных направлений развития бумажной архитектуры сегодня. От других проявлений и аспектов феномена «бумажная архитектура» данный жанр отличает отсутствие стремления к передаче реальности, хотя и есть определенная связь с ней. Особенность продиктована намеренным уходом в работах от действительности, что позволяет авторам проявлять свободу
мыслей и осуществлять поиск новых решений и идей. Первые несколько лет дела шли плохо. Фирма занималась маленькими заказами, нереализованные проекты копились, оставаясь жить на бумаге. За них архитектор получала различные призы на престижных конкурсах, тем не менее, воплотить что-то из этого в жизнь не удавалось» [4].
Вне всякого сомнения, творчество Захи Хадид — это новая вершина модернизма, его конкретных проявлений — неопластицизма, структурализма, деконструктивизма, динамизма, это третья волна архитектурного футуризма. Но в то же время ее творчество не вмещается в рамки ни одного из конкретных формотворческих направлений современности. Ее проекты и постройки невероятно сложны по композиции и структуре, крайне трудоемки для возведения, потому что являются иррациональными архитектурными морфотипами. Истоки такого подхода лежат в личности Захи Хадид и в характере ее жизненного пути [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Искусство «подражающее природе, поднялось до такой высоты, что можно скорее опасаться его падения, чем надеяться на дальнейший подъем в будущем», — писал в свое время Дж. Вазари — автор известного труда, содержащего жизнеописания выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. Глядя на выдающиеся шедевры итальянских мастеров того времени, нельзя не согласиться с этим убеждением. Вместе с тем, очевидно, что и в последующем было создано также много выдающихся памятников. Эволюция архитектуры, представленная в композиционных теориях разных периодов, это не столько развертывание, процесс развития закономерного изменения, перехода их одного состояния в другое, более совершенное, сколько движение, связанное с перемещением или перестановкой определенных единиц. В практике архитекторов новейшего времени очевиден отказ от стремления, во что бы то ни стало удивить, от приоритетов и жестких последовательностей, наблюдается ориентация на построение свободного многоуровневого диалога. Одни изначально сосредотачиваются на глубоком
анализе проблемной ситуации, другие источник вдохновения ищут в условностях и знаках, третьи пытаются внедрить актуальные тенденции формообразования и новой техники, при этом все стремятся оставаться в профессиональном поле, границы которого определены. В этих условиях осознание процессов развития архитектурной мысли становится особенно актуальным [6].
Список литературы
1. Азизян И.А. Тема единства в супрематической теории Малевича // Архитектура в истории русской культуры / Под ред. И.А.Бондаренко. — Москва: УРСС, 2002. Вып. 3: Желаемое и действительное. — С. 223-234.
2. Жадова Л.А. Малевич — цветопись, объемостроение // Художественные проблемы предметно-пространственной среды. — Москва, — 1978. — С.112.
3. Заварихин С.П. Архитектура второй половины ХХ века — Санкт-Петербург: Троицкий мост, — 2011. — 240 с.
4. Заха Хадид: «Творчество — это способ осмысления мира» / А. Шайхутдинова. — [Электронный ресурс]. — Электрон. данн. — Режим доступа. — URL: https://losko.ru/zaha-hadid-biography/ Дата обращения 13.04.2021 — Загл. с экрана.
5. Рябушин, А.В. Заха Хадид. Вглядываясь в бездну. — Москва: Архитектура-С, — 2007. — 336 с.
6. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда: Книга 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — Москва: Стройиздат, —1996. — 709 с.