УЕБТЫНС
мвви
АРХИТЕКТУРА И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. РЕКОНСТРУКЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ
УДК 721.012
Е.Д. Енютина
СГАСУ
ТРАНСФОРМАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИДЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В АРХИТЕКТУРНОЕ
ПРОСТРАНСТВО
Прием перевода плоскостной композиции в объемно-пространственное решение используют многие современные архитекторы и дизайнеры. Анализ и структурирование художественных произведений служат определенным мотивом в создании новых решений. Поиск альтернативных подходов к созданию новой архитектурной среды предполагает активное развитие изучаемой автором методики.
Ключевые слова: архитектурное пространство, супрематизм, авангард, функциональная архитектура, фасады зданий, художественные идеи, плоская композиция.
Сегодня в творчестве архитекторов и дизайнеров на первый план выходит индивидуальный язык проектирования, позволяющий создавать неповторимые архитектурно-художественные образы. Использование метода структурирования художественных идей изобразительного искусства для трансформации в архитектурное пространство может позволить профессионалам данной области выйти за границы привычных проектируемых образов. Художественное произведение в данном случае задаст концепцию и определенный «сценарий», по которому будет происходить моделирование будущего объекта [1].
Перевод плоскостной композиции в объемно-пространственное решение базируется на живописи абстракционистов. Предпосылки к такому методу решения ясны уже из теоретической части стиля 1920-х гг. В этот период времени происходит упорядочение реальности в картине, которое из года в год применяется все радикальней.
«Компоновать, конструировать, рисовать — это значит подчинить нашей духовной активности динамизм форм» [2].
В 20-х гг. XIX в. К. Малевич во главе группы «УНОВИС» («утвердители нового искусства») предпринял попытку создания «супрематического утилитарного мира» и превратил маленький провинциальный город Витебск в «столицу супрематизма»: гигантские супрематические панно, закрывающие фасады зданий, супрематическая роспись первомайских праздничных трибун и т.д. [3]. Можно сказать, что художники этого времени заложили в своих теориях основные идеи конструктивизма, использовавшего сочетание геометрических форм в пространстве, их четкие линии и минимализм форм.
В 1917 г. Пит Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал «Стиль» (Бе и группу с таким же названием. Главной чертой эстетической теории, лежавшей в основе этого направления, было отрицание излишней
декоративности в живописи XIX в. При этом основными элементами в живописи и архитектуре являлись: прямоугольная система построения и основные цвета спектра (красный, желтый и синий) [4]. Прежде всего это проявилось в рационалистической архитектуре школы дизайна Баухаус (рис. 1). Лаконичное и ясное сооружение, сплав современных конструкций и научно-производственного предприятия демонстрирует форму, определенную функцией и характерный для функционализма формальный ряд: плоские кровли, крупные плоскости стекла, полное отсутствие всего, что не нужно для конструкций [5]. Особенно ярко проявилось оно в работах Вальтера Гропиуса, Миса ван дер Роэ, Ле Корбюзье и т.д.
Рис. 1. Здание Баухауса в Дессау (В. Гропиус в соавторстве с А. Мейером), 1925— 1926 гг.
Так в начале XX в. возник функционализм, ставший наиболее радикальным и принципиальным поворотом на путях развития не только искусства, но и материального мира современности. Зародившись в находках живописи, в архитектуре возникло новое понимание материального мира. Основой идеологии функционализма в архитектуре стало создание самыми современными способами и конструкциями таких форм, которые бы обеспечивали наилучшее функционирование объекта, все излишнее отбрасывалось.
На примере современных выдающихся архитекторов видно как они используют приемы, созданные художниками начала двадцатого столетия в своей работе.
Например, дизайнер и архитектор Заха Хадид применяет данный метод во многих своих проектах. Во время учебы вместе со своим учителем Ремом Колхасом она посещает Россию, чтобы своими глазами увидеть русский архитектурный авангард, который оказал большое влияние на ее творчество. В первых работах Захи Хадид использованы принципы, открытые при изучении русского авангарда. Она смело экспериментирует с формой, ищет инновационные подходы для формирования окружающей среды, ее искажения и абстракции [6].
При моделировании будущих объектов она разрабатывает объемно-пространственную концептуальную модель-композицию заданного архитектурно-
го пространства, используя при этом как основу супрематическую композицию. Поэтому работы этого архитектора напоминают ожившую и застывшую в динамичных объемах живопись (рис. 2).
Рис. 2. Пожарное депо «Витра» в г. Вайль-на-Рейне, Германия, ныне используется как выставочный зал. Архитектор Заха Хадид. 1993 г.
Парк Ла Виллет, построенный по проекту знаменитого архитектора Бернара Чуми, имеет четкую структуру и ритм благодаря своеобразному каркасу, который создают павильоны — фоли (folie — особнячок, загородный домик). Помимо художественно-эмоциональной составляющей, павильоны имеют функциональное назначение — в них проводятся культурно-развлекательные мероприятия [7]. При проектировании фоли архитектор использовал супрематические приемы построения композиции: объемно-пространственная структура архитектурного объекта состоит из простых геометрических фигур различного размера, используется один из основных цветов спектра — красный (рис. 3).
Рис. 3. Аксонометрии павильонов для парка Ла Вилетт, Париж. Из коллекции МоМА. 1984, чернила, тушь, гуашь, аэрограф на бумаге. 94,5*94,8 см
Можно предположить, что концепция проекта музея Гуггенхайма архитектора Френка Гери основана на приемах футуристической живописи [8]. Об этом говорит динамичная композиция объекта, раздробленность фрагментов, где преобладают повторяющиеся скошенные и изогнутые формы, а движение передается с помощью многократного повторения схожих объемов (рис. 4). Разработка проекта проходила по определенным этапам: выбор концепции проекта, эскиз будущего здания, объемный макет и окончательная доработка всех деталей с помощью компьютерного 3D-моделирования.
Рис. 4. Музей Гуггенхайма в Бильбаю, Испания. Архитектор Фрэнк Гери. 1997 г.
Архитекторы всегда ощущали неизбежность нового анализа и синтеза существующих форм, искали подходы к воплощению реальности новыми конструктивными эквивалентами, которые еще сохраняют контакт с подобием формы, однако представляют ее в других материалах и с известной степенью абстрагирования [9].
Тем более важным является использование данного метода моделирования нового архитектурного пространства на основе плоскостного изображения в деятельности уже состоявшихся архитекторов и дизайнеров, а также в образовании будущих специалистов. Цель моделирования заключается в том, чтобы разработать объемно-пространственную концептуальную модель-композицию заданного архитектурного пространства. Композиция в этом случае будет основана на авторской интерпретации каждого из элементов и всей структуры в целом по принципу геометрического структурирования. Это позволяет методически грамотно и интересно подойти к решению целого комплекса задач. Моделирование объектов архитектуры на основании плоскостной композиции «позволяет создавать различные вариативные пространства на базе одной модели... Пространства, смоделированные по модульной сетке, обладают большей гибкостью и вариативностью» [11].
В своей работе автор исследовал процесс возникновения объемно-пространственного решения среды на основе плоскостного изображения. Новые тенденции формообразования в архитектуре и дизайне во многом основываются на художественном мировоззрении 20-х гг. XIX в.
Изучение определенных подходов к формированию архитектурных объектов, отчетливо проявляющихся в практике многих современных архитекторов и дизайнеров, было ориентировано на выявление основных принципов разработки графических моделей композиционных сеток для создания нового пространства [12].
Поиск альтернативных подходов к решению проблемы создания новой архитектурной среды предполагает активное развитие изучаемой автором методики. Анализируя современные подходы к формообразованию, можно представить дальнейшее развитие в области архитектуры и дизайна. Отказ от традиционных моделей видения пространства дает возможность проектирования разнообразной, художественно выразительной и устойчивой среды.
Библиографический список
1. Малахов С.А. Композиционный метод как причина исчезновения традиционного языка и традиционной функции. Этапы генезиса метода // Вестник СГАСУ 2013. № 4. С. 19—22.
2. Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда : в 2 кн. Кн. 2. Социальные проблемы. М. : Стройиздат, 2001. 712 с.
3. Азизян И.А. Теоретическое осознание рождения авангарда и модернизма. Очерки истории и теории архитектуры Нового и Новейшего времени / под. ред. И.А. Азизян. СПб. : Коло, 2009. 656 с.
4. Deicher S. Piet Mondrian, 1872—1944: structures in space. Köln: Benedikt Taschen, 1995.
5. Гропиус В. Границы архитектуры (серия: Проблемы материально-художественной культуры) / под ред. В.И. Тасалова. М. : Искусство, 1971. 286 с.
6. Hadid Zaha architects : официальный сайт. Режим доступа: http://www.zaha-hadid. com/home. Дата обращения: 12.03.2014.
7. Bernard Tschumi Architects : официальный сайт. Режим доступа: http://www. tschumi.com. Дата обращения: 28.02.2014.
8. Предеина А.М. Футуристические концепции прошлого в архитектуре настоящего // Архитектон: известия вузов. 2012. № 38 июль. Режим доступа: http://archvuz. ru/2012_22/65.
9. Дуцев М.В. Современные авторские концепции архитектурно-художественного синтеза // Известия КГАСУ 2012. № 1 (19). С. 7—16.
10. Гельфонд А.Л., Дуцев М.В. Архитектурно-художественный синтез как средство диалога // Приволжский научный журнал. 2010. № 4. С. 147—152.
11. Лекарева Н.А. Креативные задачи в обучении ландшафтному моделированию // Архитектон: известия вузов. 2010. № 29. Режим доступа: http://archvuz.ru/2010_1/13.
12. Быстрова Т.Ю. 10 тезисов о проектном мышлении архитекторов: критический анализ статьи Чарльза Дженкса // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2010. № 2. Режим доступа: http://uniip.ru/juornal/arhrv/soderghanie/59-av-2-2010/97-2-2010-bystrova.
Поступила в редакцию в марте 2014 г.
Об авторе: Енютина Екатерина Дмитриевна — аспирант кафедры градостроительства, Самарский государственный архитектурно-строительный университет (СГАСУ), 443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 194, e.enutina@mail.ru.
Для цитирования: Енютина Е.Д. Трансформация художественных идей изобразительного искусства в архитектурное пространство // Вестник МГСУ 2014. № 4. С. 7—13.
E.D. Enyutina
TRANSFORMATION OF ARTISTIC IDEAS OF VISUAL ART INTO ARCHITECTURAL SPACE
Transformation of a two-dimensional composition into a volumetric and spatial solution is based on the abstract art painting. Theoretical part of the style of the twenties laid the basic groundwork for this solution.
The group "Unovis" under the supervision of Malevich aimed to create the "Supre-matic Utilitarian World": the development of a new architecture, a new ornament and new forms of furniture, as well as a new type of a modern book.
The theory of P. Mondrian and the group "Style" had a tremendous effect on the architecture of the twentieth century, and first of all due to the "Bauhaus" school of design, that clearly represented the rationalistic principles of architecture. Originated in art a new understanding of the material world was reflected in architecture in the most striking and decisive manner.
It can be illustrated by the example of modern prominent architects who also use the methods created by artists of the early twentieth century.
For example, a designer and architect Zaha Hadid uses this method in many of her projects. When modeling her future projects she designs a volumetric and spatial conceptual model - composition of desired architectural space, using suprematic composition as a basis.
Modeling method makes it possible to solve a range of problems competently and methodically interesting. Their solution is necessary for the architectural practice, conceptual design and training. Among the tasks lying "on the surface" of architectural creativity we can emphasize the following:
1. Abstracting. The aim is to design a volumetric and spatial conceptual model - a composition of desired architectural space, which will reflect reality from a new angle.
2. Conceptualization allows to reveal the main idea, the basic concept, the design principle in artistic activity, to investigate the conditions of functioning and aesthetic perception of architectural work in general.
3. Defining the structure and variability in the modular design of architectural objects.
In the work, the author has investigated the process of environment volumetric and spatial solution based on planar images. Study of certain laws, clearly seen in the practice of many contemporary architects and designers, has been oriented on identifying the main principles for the development of graphical models of composite grid to create a new space.
Key words: architectural space, suprematism, avant-garde, functional architecture, facades of buildings, artistic ideas, flat composition.
References
1. Malakhov S.A. Kompozitsionnyy metod kak prichina ischeznoveniya traditsionnogo yazyka i traditsionnoy funktsii. Etapy genezisa metoda [The Composition Method as the Reason for the Disappearance of the Traditional Language and Traditional Features. Stages of Genesis Method]. Vestnik SGASU [Proceedings of Samara State University of Architecture and Civil Engineering]. 2013, no. 4, pp. 19—22.
2. Khan-Magomedov S.O. Arkhitektura sovetskogo avangarda. Sotsial'nye problemy [Architecture of the Soviet Avant-garde. Social Problems]. Moscow, Stroyizdat Publ., 2001, 712 p.
3. Azizyan I.A. Teoreticheskoe osoznanie rozhdeniya avangarda i modernizma [Theoretical Awareness of the Birth of the Avant-garde and Modernism]. Ocherki istorii i teorii arkhitek-tury Novogo i Noveyshego vremeni [Essays on the History and Theory of Architecture of New and Newest Time]. Saint-Petersburg, Kolo Publ., 2009, 656 p.
4. Deicher S. Piet Mondrian, 1872—1944: Structures in Space. Cologne, Benedikt Taschen, 1995.
5. Gropius W. Granitsy arkhitektury [The Boundaries of Architecture]. Seriya: Proble-my material'nokhudozhestvennoy kul'tury [Series: Problems of Material and Artistic Culture]. Moscow, Iskusstvo Publ., 1971, 286 p.
6. Zaha Hadid Architects. Official website. Available at: http://www.zaha-hadid.com/ home. Date of access: March 2014.
7. Bernard Tschumi Architects. Official website. Available at: http://www.tschumi.com/ Date of access: March 2014.
8. Predeina A.M. Futuristicheskie kontseptsii proshlogo v arkhitekture nastoyashchego [Futuristic Concepts of the Past in the Architecture of the Present] Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: News of the Universities]. 2012, no. 38. Available at: http://archvuz. ru/2012_22/65.
9. Dutsev M.V. Sovremennye avtorskie kontseptsii arkhitekturno-khudozhestvennogo sinteza [Contemporery Author's Concepts of the Architectural Synthesis]. Izvestiya KGASU [News of Kazan State University of Architecture and Engineering]. 2012, no. 1(19), pp. 7—16.
10. Gel'fol'd A.L., Dutsev M.V. Arkhitekturno-khudozhestvennyy sintez kak sredstvo dialoga [Architectural and Artistic Synthesis as Means of Dialogue]. Privolzhskiy nauchnyy zhur-nal [Scientific Journal of the Volga Region]. 2010, no. 4, pp. 147—152.
11. Lekareva N.A. Kreativnye zadachi v obuchenie landshaftnomu proektirovaniyu [Creative Tasks in the Studying Landscape Modeling]. Arkhitekton: izvestiya vuzov [Architecton: News of the Universities]. 2010, no. 29. Available at: http://archvuz.ru/2010_1/13.
12. Bystrova T.Yu. 10 tezisov o proektnom myshlenii arkhitektorov: kriticheskiy analiz stat'i Charl'za Dzhenksa [10 Theses on Design Thinking of Architects: a Critical Analysis of the Article by Charles Jencks]. Akademicheskiy vestnik UralNIIproekt RAASN [Academic Proceedings of UralNIIproekt RAACS]. 2010, no. 2. Available at: http://uniip.ru/juornal/arhiv/ soderghanie/59-av-2-2010/97-2-2010-bystrova.
About the author: Enyutina Ekaterina Dmitrievna — postgraduate student, Department of Urban Planning, Samara State University of Architecture and Construction (SG-ASU), 194 Molodogvardeyskaya street, Samara, 443001, Russian Federation; e.enutina@ mail.ru.
For citation: Enyutina E.D. Transformatsiya khudozhestvennykh idey izobrazitel'nogo iskusstva v arkhitekturnoe prostranstvo [Transformation of Artistic Ideas of Visual Art into Architectural Space]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 4, pp. 7—13.