Научная статья на тему 'Специфика работы с родителями детей, имеющими повышенный уровень агрессивности'

Специфика работы с родителями детей, имеющими повышенный уровень агрессивности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гришина Е. В.

В статье рассматривается специфика работы с родителями детей с повышенным уровнем агрессивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика работы с родителями детей, имеющими повышенный уровень агрессивности»

2. Воронкова, В.В. Обучение и воспитание во вспомогательной школе. - М.: Просвещение, 1984.

3. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С.Д. Забрамная. - М., 1995.

4. Старобина Е.М. Профессиональная подготовка лиц с умственной отсталостью / Е.М. Старобина. - М.: НЦЭНАС, 2003.

5. Творческие профессии для людей с инвалидностью / Ю.В. Липес. -М.: Терефинф, 2009. - 200 с.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИМИ ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ АГРЕССИВНОСТИ © Гришина Е.В.*

Российский университет дружбы народов, г. Москва

В статье рассматривается специфика работы с родителями детей с повышенным уровнем агрессивности.

Повышенная агрессивность у детей дошкольного возраста непосредственно связана с проблематикой детско-родительских отношений. И на сегодняшний момент она остается неизменно острой, несмотря на то, что данный феномен отмечался на протяжении всего развития психологической науки и практики. Исследования психологов и психиатров показывают, что взаимоотношения ребенка с окружающими людьми, и в первую очередь с родителями, в первые годы жизни имеют огромное значение для его дальнейшего личностного развития и психического здоровья. Установлено, что дефицит общения со взрослыми, и прежде всего с родителями, уже в первые месяцы жизни ребенка ведет к отклонениям и задержке в его психическом развитии.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно только при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. В понятие психического здоровья включают благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности ребенка. Проблемные, трудные, непослушные, «невозможные», агрессивные дети - всегда, как правило, являются результатом неправильно сложившихся отношений в семье. Корни этих проблем закладываются в раннем детстве, когда формируются базисные установки и подструктуры личности.

* Соискатель кафедры Психологии и педагогики.

Но самым существенным, небезопасным и заслуживающим пристального внимания и плодотворной работы является то, что у многих родителей сложившийся образ ребенка не соответствует реально существующему.

Наиболее важным, является стиль общения родителей с ребенком. Как показывает многолетняя практика, любые даже самые трудные проблемы, с которыми сталкиваются многие родители в воспитании и взаимоотношениях со своими детьми вполне разрешимы, если в семье создан благоприятный климат общения.

Основным и главным принципом в работе с родителями является то, что она должна идти параллельно с работой, проводимой с ребенком. Важно постоянно чувствовать, и в то же самое время учитывать некую существующую хрупкость детско-родительских взаимоотношений, и с большой осторожностью и уважением относиться к этой связи.

Существенное значение имеет непосредственно работа с родителями, направленная на создание благоприятных условий в семье и работа по созданию нового образа ребенка, а также усилия по принятию ими этого образа. Как правило, метод работы с родителями выбирается в зависимости от конкретной ситуации. Существует мнение, что открытость родителей новому опыту и их готовность к изменениям, главным образом обусловлена особенностями, которые существуют на стадии, на которой люди становятся родителями.

Ребенок всегда требует от своих родителей бережного и понимающего отношения к своей личности. В зависимости от того, что необходимо ребенку на том, или ином этапе его развития, у родителей проявляются совершенно особые восприятия, касающиеся развития у ребенка представления о психической жизни. Это сложная последовательность когнитивных и аффективных процессов, разворачивающихся в процессе нормального развития, когда ребенок учится прислушиваться к своим эмоциям, распознавать свои настроения и таким образом постепенно приобретать способность отделять свои мысли и чувства от мыслей и чувств другого человека.

В связи с этим можно сделать вывод, что родительство формируется постепенно, посредством аналогичных процессов, которые можно назвать родительской рефлексивной функцией. Процесс непрерывного обновления и уточнения представлений родителей о психической жизни их ребенка, сопровождающий все этапы его развития [1, с. 46]. Задача специалиста помочь родителям понять проблему ребенка и постараться найти ей объяснение: для этого лучше, если объяснение будет связано с опорой на результаты психологической диагностики.

При работе с родителями всегда существует риск того, что родители не готовы меняться, вернее, что-то изменить в сложившейся ситуаций, и в частности при общении с собственным ребенком. Как правило, в таком случае ребенок либо вынужден смириться с тем положением вещей, кото-

рое существует на данный момент, либо измениться сам. В таком случае желательно рассматривать психологические проблемы, возникшие у ребенка в психосоциальном ракурсе. Как и родители, так и ребенок представляют собой членов одной семьи, которые ведут свое существование в среде обитания, которая подвержена всевозможным переменам. Но, тем не менее, с полной уверенностью можно сказать, что ребенок в большей степени непосредственно зависит от родителей, чем родители - друг от друга.

Наиболее важной отправной точкой при работе с родителями является партнерство самих родителей. При работе с ними в этой ситуации во главу угла ставиться задача, чтобы побудить их самих, на сколько это возможно более заинтересованно и «плотно» начать взаимодействовать с непосредственной окружающей ребенка средой: это может быть и детский сад, и школа, и всевозможные социальные службы. В дальнейшем это будет способствовать укреплению родительской позиции, при этом все выше перечисленные организации, по сути своей начинают вести с родителем диалог на равных, что в дальнейшем необходимо развивать и усиливать.

При работе с родителями иногда бывает крайне затруднительно дать оценку сложившимся взаимоотношениям между ними и ребенком, поскольку различные эмоциональные составляющие переживаемые ребенком, зачастую мешают дать справедливую оценку тому, как родитель справляется со своими непосредственными обязанностями. Поэтому иногда приходиться идти на компромисс, но при этом важно понимать, хватит ли сил у родителя самому справиться со сложившейся ситуацией и чем ему можно помочь, однако есть такие родители, с которыми надо работать, проговаривать, чтобы они все же научились справляться со своими родительскими обязанностями.

И наконец, одним из важных моментов при работе, как с родителями, так и с ребенком, является несомненная польза взаимодействия со специалистом, которая может оказывать влияние на защитные механизмы, всевозможные тревоги и на отношения в нарушенной системе семейных отношений.

Для того чтобы понять и точно определить какие механизмы запускают всевозможные механизмы сопротивления и препятствия, в первую очередь необходимо обратить внимание на детско-родительские отношения. Выполнение родителями своих непосредственных функциональных обязанностей оказывает огромное влияние на родителей как на супружескую пару и напрямую связанно с сильными эмоциональными нагрузками. Родители, обратившиеся за помощью, сами часто сталкиваются с проблемами, которые своими корнями глубоко уходят в их собственное детство, и довольно часто случается так, что проблемы родителей мешают им находить отклик в позитивных изменениях, которое происходит при работе с ребенком. Одним из существующих препятствий в складывающейся ситуации является то, что собственные детские переживания или может

быть травмы, так и остались не до конца проработанными, и поэтому в некоторых ситуациях защитные механизмы порой предельно устойчивы, что создает дополнительные препятствия для того чтобы реанимировать и восстановить зрелую родительскую способность к заботе о ребенке.

Непосредственная задача специалиста состоит в том, чтобы научить родителей, чтобы они сами, своими собственными силами могли помочь своему ребенку справиться с любой ситуацией, разрешить любую задачу, возникающую на его пути.

Список литературы:

1. Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками. - М.: Когито-Центр, 2006.

2. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.

ЛИЧНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА И ДИНАМИКА ЕЕ ИЗМЕНЕНИЙ ИОД ВЛИЯНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ © Демьянчук Р.В.*

Институт специальной педагогики и психологии, г. Санкт-Петербург

В статье приводятся данные автора об особенностях личности современного педагога, проявлениях профессионально-обусловленных психологических состояний, социально-психологическом климате в педагогических коллективах. Анализируется динамика изменения личности учителя под влиянием профессиональной деятельности.

Последние десятилетия ознаменовались значимым повышением интереса к организации и содержанию психологического сопровождения профессиональной деятельности в разных отраслях. Эта динамика закономерно связана с поступательным реформированием экономики и государственных институтов в России, развитием новых форм экономических отношений, изменением уровня требований к руководителям и специалистам, актуальной необходимостью постоянной модернизации трудового взаимодействия и непрерывного образования профессионалов.

Большинство исследований ориентировано на изучение психологии педагогической деятельности [3, 4], личности учителя [1, 5], его профессиональных психологических проблемах [2, 6].

* Заведующий кафедрой Клинической психологии, кандидат психологических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.