Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
УДК: 37.037.1
Пыпа М.Е.
студентка психолого-педагогического факультета Филиала СГПИ в г. Железноводске, Россия
Величко И.В.
доцент кафедры историко-филологических дисциплин
кандидат филологических наук Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия
СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ НА ОСНОВНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ
Государственная итоговая аттестация по русскому языку с 2014 года стала обязательной для выпускников 9 классов. Экзамен состоит из трех частей, последняя часть, связанная с написанием сочинения-рассуждения, представляет собой три альтернативных задания. Каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом, требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.
Ключевые слова: сочинение, лингвистическая тема, алгоритм работы над сочинением, тезис, аргументация, типовые конструкции, способы отсылки к тексту.
Значимое место на основном государственном экзамене занимает задание части С, которое представляет собой написание сочинения-рассуждения. Приступая к части 3 работы, учащемуся необходимо выбрать одно из трех предложенных заданий (задание 15.1 — сочинение на лингвистическую тему; задание 15.2 — сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера); задание 15.3 — сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слов) и дать развернутый аргументированный ответ [2].
Выпускники девятых классов чаще предпочитают сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, но при его написании у них возникает ряд трудностей:
- учащиеся приводят рассуждение на теоретическом уровне, но допускают ошибки, связанные с пониманием тезиса;
- школьники не доказывают тезис, или приводят доказательства не из исходного
текста;
- зачастую выпускники приводят примеры-аргументы, но не указывают роль языковых средств в тексте, или пишут о роли языковых средств в общем, без опоры на исходный текст;
- учащиеся не соблюдают абзацного членения, излагают текст непоследовательно;
- школьники не умеют отсылаться к исходному тексту.
Для того, чтобы выпускники успешно выполнили задание, они должны знать структуру сочинения на лингвистическую тему, уметь доказывать тезис примерами из текста, знать различные способы отсылки к исходному тексту, использовать типовые конструкции для каждой части сочинения.
Сочинение на лингвистическую тему строится следующим образом: тезис; первый пример языкового явления и его роль в тексте; второй пример языкового средства и его роль в тексте; вывод. Сочинение состоит как минимум из четырех абзацев, каждый из которых выполняет определенную функцию. Первый абзац — вступление — посвящен осмыслению тезиса. Тезисом является высказывание, помещенное в задании. Задача: раскрыть смысл
Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе
высказывания. Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Необходимо процитировать текст или сделать ссылки на номера соответствующих предложений. Четвертый абзац завершает рассуждение, представляет собой возвращение к тезису для выражения согласия с автором, утверждения истинности, важности, актуальности данного высказывания. Возможно использование следующего алгоритма работы над сочинением: от чтения цитаты до написания текста:
- внимательно прочитайте цитату, подчеркните ключевые слова;
- прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите два примера, иллюстрирующих понятия, обозначенные ключевыми словами;
- определите роль в тексте выбранных языковых средств;
- напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте свое понимание высказывания, укажите роль выбранных языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста [2].
При написании сочинения на лингвистическую тему необходимо пользоваться типовыми конструкциями (табл. 1):
Таблица 1
Типовые конструкции для написания сочинения на лингвистическую тему
Типовые конструкции для вступления Типовые конструкции для аргументации Типовые конструкции для заключения
- Автор пишет о - В высказывании... говориться о - Бесспорно мнение автора о том, что - Не могу не согласиться - Я поддерживаю мнение - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № - Проиллюстрировать данное языковое явление можно на примере предложения - Справедливость данного вывода можно доказать на примере предложения... , в котором автор - Рассмотрим в качестве примера предложение №... Это подтверждает наш вывод о том, что... - Таким образом - Итак - В заключение - Нам удалось доказать, что - Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что
Существуют разные способы отсылки к тексту:
1) указывать номера предложений: С помощью риторических вопросов (предложения 23, 25, 27) автор воздействует на чувства читателя;
2) приводить ключевые слова: Эпитеты «нежный», «звонкий», «чистый» характеризуют необыкновенный голос героини;
3) использовать цитирование: С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «Об этом должны помнить и взрослые, и дети».
Таким образом, учителю русского языка следует вести систематическую, последовательную работу по формированию у обучающихся умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Необходимо использовать упражнения различного характера: задания, связанные с аргументацией выдвинутого тезиса; упражнения, позволяющие указывать роль языкового средства в исходном тексте. Следует обучать школьников писать сочинение, соблюдая абзацное членение, применяя типовые конструкции для вступления, аргументации и заключения.
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
Литература
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.
2. Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Легион, 2015. — 301 с.
3. Цыбулько И. П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов. — М.: Легион, 2015. — 125 с.