Научная статья на тему 'Специфика работы по подготовке учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему на основном государственном экзамене'

Специфика работы по подготовке учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему на основном государственном экзамене Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЧИНЕНИЕ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ТЕМА / АЛГОРИТМ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ / ТЕЗИС / АРГУМЕНТАЦИЯ / ТИПОВЫЕ КОНСТРУКЦИИ / СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пыпа М.Е., Величко И.В.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку с 2014 года стала обязательной для выпускников 9 классов. Экзамен состоит из трех частей, последняя часть, связанная с написанием сочинения-рассуждения, представляет собой три альтернативных задания. Каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом, требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика работы по подготовке учащихся к написанию сочинения на лингвистическую тему на основном государственном экзамене»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

УДК: 37.037.1

Пыпа М.Е.

студентка психолого-педагогического факультета Филиала СГПИ в г. Железноводске, Россия

Величко И.В.

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

кандидат филологических наук Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ НА ОСНОВНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ

Государственная итоговая аттестация по русскому языку с 2014 года стала обязательной для выпускников 9 классов. Экзамен состоит из трех частей, последняя часть, связанная с написанием сочинения-рассуждения, представляет собой три альтернативных задания. Каждое из сочинений пишется по особому алгоритму, но все они опираются на работу с текстом, требуют планомерной, последовательной и целенаправленной подготовки.

Ключевые слова: сочинение, лингвистическая тема, алгоритм работы над сочинением, тезис, аргументация, типовые конструкции, способы отсылки к тексту.

Значимое место на основном государственном экзамене занимает задание части С, которое представляет собой написание сочинения-рассуждения. Приступая к части 3 работы, учащемуся необходимо выбрать одно из трех предложенных заданий (задание 15.1 — сочинение на лингвистическую тему; задание 15.2 — сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера); задание 15.3 — сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слов) и дать развернутый аргументированный ответ [2].

Выпускники девятых классов чаще предпочитают сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, но при его написании у них возникает ряд трудностей:

- учащиеся приводят рассуждение на теоретическом уровне, но допускают ошибки, связанные с пониманием тезиса;

- школьники не доказывают тезис, или приводят доказательства не из исходного

текста;

- зачастую выпускники приводят примеры-аргументы, но не указывают роль языковых средств в тексте, или пишут о роли языковых средств в общем, без опоры на исходный текст;

- учащиеся не соблюдают абзацного членения, излагают текст непоследовательно;

- школьники не умеют отсылаться к исходному тексту.

Для того, чтобы выпускники успешно выполнили задание, они должны знать структуру сочинения на лингвистическую тему, уметь доказывать тезис примерами из текста, знать различные способы отсылки к исходному тексту, использовать типовые конструкции для каждой части сочинения.

Сочинение на лингвистическую тему строится следующим образом: тезис; первый пример языкового явления и его роль в тексте; второй пример языкового средства и его роль в тексте; вывод. Сочинение состоит как минимум из четырех абзацев, каждый из которых выполняет определенную функцию. Первый абзац — вступление — посвящен осмыслению тезиса. Тезисом является высказывание, помещенное в задании. Задача: раскрыть смысл

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

высказывания. Второй и третий абзацы имеют одинаковую структуру и призваны подтвердить истинность тезиса. Необходимо процитировать текст или сделать ссылки на номера соответствующих предложений. Четвертый абзац завершает рассуждение, представляет собой возвращение к тезису для выражения согласия с автором, утверждения истинности, важности, актуальности данного высказывания. Возможно использование следующего алгоритма работы над сочинением: от чтения цитаты до написания текста:

- внимательно прочитайте цитату, подчеркните ключевые слова;

- прочитайте текст и подумайте, какие языковые явления, иллюстрирующие тезис, в нем есть. Найдите два примера, иллюстрирующих понятия, обозначенные ключевыми словами;

- определите роль в тексте выбранных языковых средств;

- напишите сочинение-рассуждение, в котором представьте свое понимание высказывания, укажите роль выбранных языковых явлений и приведите примеры-аргументы из текста [2].

При написании сочинения на лингвистическую тему необходимо пользоваться типовыми конструкциями (табл. 1):

Таблица 1

Типовые конструкции для написания сочинения на лингвистическую тему

Типовые конструкции для вступления Типовые конструкции для аргументации Типовые конструкции для заключения

- Автор пишет о - В высказывании... говориться о - Бесспорно мнение автора о том, что - Не могу не согласиться - Я поддерживаю мнение - Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению № - Проиллюстрировать данное языковое явление можно на примере предложения - Справедливость данного вывода можно доказать на примере предложения... , в котором автор - Рассмотрим в качестве примера предложение №... Это подтверждает наш вывод о том, что... - Таким образом - Итак - В заключение - Нам удалось доказать, что - Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что

Существуют разные способы отсылки к тексту:

1) указывать номера предложений: С помощью риторических вопросов (предложения 23, 25, 27) автор воздействует на чувства читателя;

2) приводить ключевые слова: Эпитеты «нежный», «звонкий», «чистый» характеризуют необыкновенный голос героини;

3) использовать цитирование: С помощью антонимов автор подчеркивает, что проблема, о которой он пишет, касается каждого из нас: «Об этом должны помнить и взрослые, и дети».

Таким образом, учителю русского языка следует вести систематическую, последовательную работу по формированию у обучающихся умения писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Необходимо использовать упражнения различного характера: задания, связанные с аргументацией выдвинутого тезиса; упражнения, позволяющие указывать роль языкового средства в исходном тексте. Следует обучать школьников писать сочинение, соблюдая абзацное членение, применяя типовые конструкции для вступления, аргументации и заключения.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

Литература

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.

2. Сенина Н. А., Нарушевич А. Г. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. — Ростов н/Д: Легион, 2015. — 301 с.

3. Цыбулько И. П. ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов. — М.: Легион, 2015. — 125 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.