СПЕЦИФИКА ПРОЯВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Бутаева Маххабат Кудайбергеновна, Омский государственный педагогический
университет, г. Омск
E-mail: [email protected]
Научный руководитель: Богдашин Александр Васильевич, Омский государственный педагогический
университет, г. Омск
E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования кадровой политики и кадровой деятельности в разрезе государственного управления. Показаны основные процессы развития, проблемы и принципы реализации кадровой политики в кадровой деятельности. Особое внимание уделяется вопросам формирования гражданской и профессиональной пригодности работников органов госуправления. Представлены пути решения по некоторым проблемам работы с кадровым потенциалом в органах государственного и муниципального управления.
Ключевые слова: кадровая политика, государственное управление, отбор и оценка кадров, профессионализм специалистов в области кадровой деятельности.
Любая деятельность, любая сфера нашей жизни требует совершенствования, введение новых технологий, использование в работе новейшие технические средства. Тоже самое происходит и в кадровой политике. В направлении этого русла и кадровой деятельности задача каждой организации и не только государственной - совершенствовать работу кадров. Опытные специалисты (профессионалы) по кадровой политике представляют деятельность очень многогранно, с использованием технологий и в разных аспектах. Приведем пример, когда один из ученых полагает что «формирование резерва кадровой политики необходимо понимать более глубоко, ведь это в принципе процесс принятия решений. И ведь процесс принятия решений вытекает в целом из государственного политического процесса.... Главными лицами действующих процессов являются административные ресурсы управления в стране, которым предоставлены соответствующие полномочия
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
принимать обязательные решения для исполнения кадрово-политического решения». Довольно таки данный процесс является главным для успешного существования любой организации [5].
Рассмотрим же другие суждения, другой подход к объяснению значимости кадрового резерва и кадровой политики. Эти два направления деятельности определяются как система правил и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы, интерпретированы), приводящих человеческий ресурс в соответствии с направлением деятельности любой организации (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами - отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение - заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации) [5].
Кадровую политику на государственной службе следует понимать как целевое направление, требующее более глубоко подхода. Это последовательная деятельность государства по формированию требований к государственным служащим - формирование резерва, по их подбору, подготовке и спроса с учетом состояния и перспектив развития государственного аппарата, современного гибкого мышления, что позволяет сделать прогнозы о потребностях в кадрах государственных служащих [7].
Прежде всего, государственная кадровая политика понимается не только как важная составляющая любой организации стратегия развития совокупного кадрового потенциала, но и как одно из направлений реализации совершенствования государственной политики. Кадровая политика занимает первое место в ряду с экономической, социальной, военной, культурной, образовательной, информационной правовой, экологической молодежной, внешней политикой.
В настоящее время приоритетное место в государственной кадровой политике занимает конечно, же, двухуровневое управление, кадровое обеспечение системы государственного и муниципального управления: наполнение структур исполнительной, законодательной и судебной власти специалистами высшего звена с высокой профессиональной подготовкой, ответственными и надежными кадрами, обладающими высоконравственными качествами и чувством гражданского долга, патриотизмом и нескончаемой силой энтузиазма. Особое внимание следует обратить на деятельность по формированию административного и элитного слоя и его резерва. В настоящее время дефицита профессионально подготовленных руководителей
государственного уровня не существует. Внедрение в жизнь государственной кадровой политики требует грамотного решения ряда имеющихся проблем, таких как:
- экономическая нестабильность в стране, связанная с ограничительными мерами (введенные санкции сильно ударили по экономике);
- нечеткость так называемой целенаправленной стратегии ориентации общества;
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- глубокая незавершенность в указанной стратегии управления на федеральном, региональном и местном уровнях;
- многочисленные проблемы и пробелы в законодательной и нормативной базе деятельности государственного аппарата;
- теоретическая и практическая значимость кадровой деятельности недостаточно полноценна в сфере государственной гражданской службы в условиях формирования гражданского общества.
Вышеуказанные проблемы являются мощным препятствием для формирования кадрового корпуса государственной службы, поэтому кадровая деятельность на существующий период времени должна опираться на сложившуюся ситуацию и задачи по развитию российского общества. Для этого необходимо учитывать следующие действия и неукоснительно их выполнять. К ним относиться:
- стратегические и прогрессивные формы и методы подбора персонала;
- использования и оценки мониторинга квалифицированных кадров;
-формирование резерва кадров и организации профессионального
(специализированного) обучения персонала;
- меры по мотивации и труда работников;
- условия социально-правовой защиты кадровых служащих[8].
Под развитием государственной службы понимается совершенствование мер обеспечения исполнения функций и полномочий органов власти, повышение и улучшение результативности и эффективности их профессиональной и служебной деятельности, позитивные изменения в её целях и направлениях, а также применение современных инновационных и информационных технологий, повышающих качество работы. В настоящее время, да и в любое время для страны, государственные структуры нуждаются в обновлении кадров государственной службы, давно имеются кричащие проблемы формирования управленческого кадрового резерва, применения современных образовательных и кадровых технологий в организации труда, разработанная методика системы управления государственной службой, привлечение грамотных преподавателей по подготовке кадров. Омоложение кадров выступает в позитивном направлении, это ведь необходимая предпосылка по формированию новой реструктуризации кадров госслужащих.
Государственная кадровая политика как ведущее направление в управлении структурируется в рамках уровней и основных ветвей государственного управления. Необходимо обратить внимание на федеральный, региональный и местные ее уровни.
Важнейшей задачей государственной кадровой политики является формирование высокопрофессиональных служащих Российской Федерации.
Кадровая политика по своему назначению, содержанию и роли в системе государственного управления представляет собой важнейшее социально-политическое явление в жизни и деятельности любого государства и общества. Для ее успешного претворения в жизнь прежде всего необходимо теоретическое обоснование государственной кадровой политики.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
В широком смысле слова под государственной кадровой политикой понимается общая система официально признанных целей и приоритетов, принципов и задач деятельности государства по регулированию всех кадровых процессов и отношений в стране. В узком смысле государственная кадровая политика - это выражение стратегии государства по формированию и развитию профессиональных качеств и рационального использования кадрового потенциала страны. Это наука и искусство регулирования кадровых процессов и отношений в стране
Что касается жизненной практики, то меры государственной кадровой политики достаточно грамотно и четко делятся на несколько основных аспектов, в зависимости от принятия участия в них государственных и местных органов управления, т.е. насколько кто активен.
Конечно же, это обеспечение занятости и деловой карьеры всех профессионально подготовленных работников и специалистов.
Практически в этом направлении можно понимать разные направления кадровой политики, как организуемого планомерного процесса по рациональному использованию профессионального потенциала и не только, в настоящее время не только мало что делается, но и производят действия, которые тормозят развитие данного направления.
И, государственная кадровая политика, и кадровая деятельность ориентированы на специалистов бюджетной сферы. Если рассматривать принципы кадровой политики и кадровой деятельности на первом место стоит связь с более устойчивыми жизненными реалиями, то, что закрепилось в обществе, а именно формируется резерв на основании каких-то действий. Это и диагностика с мониторингом, и планирование ситуации с занятостью на перспективу. В чём же заключается такое мощное противостояние развития кадровой деятельности и политике? Ответ прост. Уровень оплаты труда не соответствует объёму выполняемой работы. Снижение оплаты в несколько раз, что, естественно, вынудило значительную часть кадровых работников искать либо новую работу, либо совместительство и сокращать возможности для трудоустройства молодых специалистов. Здесь противоречие между общегосударственным и региональным развитием.
Мы перечислили довольно много моментов, являющихся чуть ли не главными в формировании кадрового резерва. Но существуют и моменты политики в области кадрового обеспечения, которые включают в себя несколько работ, в том числе и работу с государственными и муниципальными служащими, высокопоставленными классными чинами. В этих направлениях в широком смысле проводятся различные кадровые мероприятия, хотя проблемы никуда не уходят. Необходимо отметить, эти отделы кадрового резерва наиболее организованы и поддаются анализу, мониторингу и регулированию с точки зрения сложных противоречивых механизмов кадровой политики.
Учитывая все вышеперечисленное, крайне важно и необходимо обратить внимание на тот факт, что главенствующее место в государственной кадровой
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
политике и кадровой деятельности занимает конечно, же кадровое обеспечение всей системы государственного и муниципального управления: насыщение структуры исполнительной, законодательной и судебной власти
профессионально подготовленными специалистами, ответственными кадрами, обладающими высоконравственными качествами и чувством гражданского долга, обладающие моральными и социально значимыми качествами для специалиста в области кадров.
Можно с уверенностью сказать, что сущность государственной кадровой политики, ее значимость, состоит не только в привлечении, закреплении и адекватном использовании на государственной службе
высококвалифицированных специалистов. Но, и в создании условий по реализации своего профессионального молодого сильного потенциала для успешного исполнения должностных обязанностей и обеспечения на этой основе эффективного функционирования органов государственной власти.
Новая философская тенденция государственной кадровой политики требует признания уникальности и работоспособности каждого специалиста, выявления реальной ценности и заслуг профессионала специалиста. Нужна модернизация кадровой политики, целью которой должна стать работа по приведению ее содержания в соответствие с фактическим состоянием общества, его кадровым составом и возможностями.
Реализуемые в настоящее время в России программы развития системы государственного управления, органов власти, проекты модернизации отдельных сфер экономики, комплексные антикризисные программы, безусловно, рассчитаны на достижение положительного результата. Однако без глубокой научной исследовательской и функциональной проработки кадровой составляющей этих проектов и программ (кто, какие по своим качествам и способностям люди участвуют и должны участвовать в их реализации) вряд ли удастся достигнуть нужных целей и показателей.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон № 119 «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.1995.
3. Федеральный закон № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004.
4. Указ Президента Указ Российской Федерации № 900 «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 06.09.1995.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
5. Хантце И. Теория управления кадрами в рыночной экономике. - Москва,
2003. - 50 с.
6. Базаров Т.Ю., Еремина Б.Л. Управление персоналом. - Москва, 2002.
7. Игнатов В.Г., Кузнецов С.Г., Понеделков А.В. и др. Современная государственная кадровая политика в регионах Северного Кавказа. - Ростов-на-Дону, 2000. - С. 12.
8. Игнатов В.Г. Кадровая политика в системе государственной и муниципальной службы. - Изд-во СКАГС, 2004. - С. 8.
9. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. Москва, 2003. - 296 с.
10. Третьяков В. Какие цели - такие и кадры // Комсомольская правда. -
2004, 26 ноября.
11. Государственная кадровая политика: концептуальные основы, приоритеты, технологии реализации. - Москва, 2000. С. 24.
12. Игнатов В.Г. Кадровая политика в системе государственной и муниципальной службы. - Изд-во СКАГС, 2004. - С. 171, 173.
13. Анисимов В.М. Кадровая политика России: философская и функциональная основа Москва. - 2010. - С. 48.
»
20