III. ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА.
ЛОГИСТИКА
УДК 658.71
L.K. Gorba
PURCHASING LOGISTICS OF STATE UNITARY ENTERPRISE PETERSBURG METRO
When assessing the quality of life in the selected city, considerable attention is paid to the availability of public transport. In St. Petersburg, this type of transport includes the metro. It is well known that the predetermining factor in the success of the enterprise is the procurement policy. The St. Petersburg Metro is a state-owned enterprise, which complicates procurement procedures. This article discusses the existing logistics model of enterprise procurement, with a description of the participants and their functional responsibilities. The sources of formation of the procurement budget are described and an analysis is carried out according to the basic monitoring scheme. The conclusions of the article are substantiated by the financial statements of the State Unitary Enterprise "Petersburg Metropolitan".
Keywords: public procurement logistics, audit and monitoring of procurement activities, social criteria for evaluating procurement, public transport.
Л.К. Горба1
СПЕЦИФИКА ПРОЦЕССОВ ЗАКУПОЧНОЙ ЛОГИСТИКИ ГУП "ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН"
При проведении оценки качества жизни в выбранном городе значительное внимание уделяется доступности общественного транспорта. В Санкт-Петербурге к данному виду транспорта относится метро. Общеизвестно, что предопределяющим фактором успешной деятельности предприятия является закупочная политика. Петербургский метрополитен является государственным предприятием, что осложняет процедуры закупочной деятельности. В данной статье рассмотрена существующая логистическая модель закупок предприятия, с описанием участников и их функциональных обязанностей. Описаны источники формирования бюджета закупок и проведён анализ по базовой схеме мониторинга. Выводы статьи обоснованы данными финансовой отчётности ГУП "Петербургский метрополитен".
Ключевые слова: логистика государственных закупок, аудит и мониторинг закупочной деятельности, социальные критерии оценки закупок, общественный транспорт.
Р01: 10.36807/2411 -7269-2022-1-28-22-28
Создание эффективной транспортной системы является одной из основных проблем мегаполисов мира. Развитая система пассажирских перевозок выступает частью социальной и экологической политики государства. Общеизвестно, что значительную роль в ухудшении экологической ситуации вносит увеличение количества личного автотранспорта, что ведет к значительному повышению загруженности дорог и снижению комфорта жителей. Каждый из крупных городов находит собственные пути решения сложившейся проблемы, например, создание монорельсового транспорта, поездов на воздушной подушке, многоуровневых скоростных магистралей. В Санкт-Петербурге с учетом специфики исторической застройки, решение было принято в пользу подземного транспорта и уже 65 лет метро является самым быстрым и безопасным способом передвижения в часы максимальной загрузки автомагистралей. На сегодняшний день, объем перевозок ГУП «Петербургский метрополитен» составляет более 2 млн. пассажиров в сутки. В дополнение к социальным задачам, Петербургский метрополитен стремится к оптимизации бизнес-процессов, что позволит повысить уровень обслуживания пассажиров. В 2020 году была разработана Стратегия развития гУп «Петербургский метрополитен» до 2035 года. Основная идея Стратегии - это построение бизнес-процессов на основании принципов логистики. Неоспоримо, логистика занимает огромную роль в каждой из сфер дея-
1 Горба Л.К., доцент кафедры логистики и управления цепями поставок, кандидат экономических наук; ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный экономический университет", г. Санкт-Петербург
Gorba L.K., Associate Professor of the Department of Logistics and Supply Chain Management, PhD in Economics; Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Saint-Petersburg State University of Economics", Saint-Petersburg
E-mail:[email protected]
тельности, так как обеспечивает движение товарного и сопутствующих им потоков. Отправной точкой успешной логистики является мониторинг и в случае необходимости координация закупочных процессов, что и предопределило содержание данной статьи.
Начиная с 2017 года закупочная деятельность государственных унитарных предприятий (ГУП), к которым относится Петербургский метрополитен, регламентировалась нормами Закона № -44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Однако результаты проводимого в течении года мониторинга, показали отрицательные результаты деятельности предприятий в части закупочной деятельности. В связи с чем, в июне 2018 года вступил в силу Закон №174-ФЗ, допускающей возможность для государственных предприятий осуществлять закупочную деятельность в соответствии с положениями Закона № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В соответствии с ГК РФ, к государственным принято относить следующие предприятия:
1 ) государственные компании с долей участия государства выше 50% и их дочерние компании;
2 ) бюджетные учреждения при закупках за счёт собственных доходов, полученных в форме грантов;
3) субъекты естественных монополий, например, компании нефтегазового сектора;
4 ) ГУП и МУП, являющаяся коммерческими организациями, не наделенные правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия, имущество которых принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
Закупочную деятельность ГУП «Петербургский метрополитен» осуществляет по ФЗ-44 и ФЗ-223. Схема закупок ГУП «Петербургский Метрополитен» включает следующих участников (рис. 1) [1]
Рисунок 1 - Логистика закупок ГУП «Петербургский метрополитен»
Рассмотрим схему по этапам прохождения логистических потоков.
— 1,2 этапы - это утверждение плана закупок на календарный год при наличии согласованного бюджета;
— 3,4,5 этапы - это процедуры подготовки конкурсной документации, размещения ее в ЕИС и определение поставщика. Результаты всех закупочных процедур отражаются в ЕИС;
6 этап - это заключение заказчиком договора от своего имени за счет собственных средств, в т.ч. государственных субсидий;
— 7,8 этапы - это приемка товаров, работ или услуг осуществляется заказчиком с привлечением экспертов, в случае закупки технологически сложной продукции;
9 этап - При вынесении положительного решения касательно приемки товаров, работ, услуг происходит перемещение финансовых потоков по нормам гражданского права, оплата осуществляется безналичным способом с расчетного счета заказчика;
10 этап - заключительный этап включается аудит и мониторинг закупочной деятельности по результатам отчетного периода контрольными органами. Для осуществления закупочной деятельности, предприятие должно утвердить бюджет, что позволяет сформировать план-график, где дано описание закупок и определен размер расходов.
Бюджет ГУП «Петербургский метрополитен» формируется за счет следующих видов деятельности (рис. 2). Сумма государственных субсидий зависит от количества поездок льготных категорий граждан. [5]
Рисунок 2 - Структура доходов ГУП «Петербургский метрополитен» 2020 год млн. руб.
Как и у любого транспортного предприятия значительную роль в формировании бюджета играют доходы именно от транспортной работы. Доход от перевозок в течении 2016-2020 гг. представлен ниже (рисЗ).
30000 ^лллл
¿0000 10000 ---- 15930,6
0
2016 2017 2018 2019 2020
Рисунок 3- Динамика доход от перевозки пассажиров ГУП «Петербургский Метрополитен»
(млн. руб.). [5]
В течении данного периода наблюдается рост доходов предприятия, значительное уменьшение доходов в 2020 году вызвано снижением пассажиропотока. Важно сказать, что по данным отчета организации, в 2021 году наблюдается рост и улучшение финансовых показателей в течении трех квартальных периодов на 3864,5 млн. рублей, что составляет 33% к аналогичному периоду 2020 года.
В последние три года, структура доходов от пассажирских перевозок характеризуется стабильными показателя, в связи с чем рассмотрим детализированные данные только за 2020 год ( рис. 4).
Оплата банковской картой с технологией РауРазэ/РауМ^ауе 11%
Многоразовые ПБ метр ополнтена
3%
Суточные единые билеты
_1%_
пользования (единые) 13%
Рисунок 4 - Структура доходов ГУП «Петербургский метрополитен» 2020 год по категориям проездных документов (млн. руб.). [5]
Несмотря на положительную динамику уровня доходов и эффективные показатели деятельности, значительную часть в формировании бюджета предприятия играет государство, посредством субсидирования поездок и компенсации денежной разницы между себестоимостью поездки и пассажирской платы. Динамика данного показателя представлена в табл.1.
Таблица 1- Доля, непокрытых расходов за счет собственной прибыли [5]
Год/доля субсидирования 2016 2017 2018 2019 2020
Показатель, % 33,57 34,44 34,64 43,32 59,42
Рост государственного субсидирования произошел с 2019 года, что объясняется увеличением числа поездок льготных категорий граждан и государственных программ по развитию общественного транспорта.
Один из показателей при анализе закупочной логистики предприятия это распределение по видам процедур закупок. Распределение закупок, осуществляемых в рамках конкурентного способа, представлено на рис.5
Запрос предложений 2%
Запрос котировок
11 Го
Открытый конкур с 3 9<Уо
Электронный аукцион 4В%
Рисунок 5 - Структура закупок, конкурентным способом, ГУП «Петербургский Метрополитен в стоимостном выражении». [5]
Значительный аспект в деятельности государственных предприятий занимает мониторинг и аудит в сфере закупок. Контроль в логистической системе государственных закупок осуществляется на основе обработки данных об операциях по закупке товаров, работ или услуг, хранящихся в Единой информационной системе. Он разделён по временному фактору на этапы: [3]
1. Предварительный контроль осуществляется при составлении планов-графиков и при подготовке конкурсной документации. Эти документы размещаются в ЕИС и доступны в открытом доступе, для крупных государственных заказов предусматриваются процедуры общественного обсуждения.
2. Текущий контроль осуществляет заказчик на всех этапах выполнения контракта. Все операции по сопровождению контракта до его полного исполнения отражаются в ЕИС. Контрактная служба Заказчика контролирует этапы исполнения контракта и проводит приёмку товара, работ или услуг.
3. Последующий контроль проводят органы федеральной, региональной и муниципальной власти, а также граждане и участники закупок, используя цифровые технологии обработки данных, накопленных в еИс и поступивших от всех участников системы. [3]
Один из возможных способов проведения мониторинга и аудита в сфере закупок представлен следующей схемой рис. 6.
Этап 1. Оценка уровня прозрачности логистики закупок предприятия
Этап 2. Определение эффективности затрат при осуществлении процедур закупочной деятельности
Этап 3. Определение интегрального значения показателя закупочной логистики
Рисунок 6 - Схема мониторинга закупочной логистики государственного предприятия
Каждый из этапов включают расчет и анализ определенных показателей в динамике. В данной статье будут рассмотрены основные характеристики подходы к проведению мониторинга закупочной сферы как непосредственно организацией, так и контрольными органами. Прозрачность закупочной сферы является наиболее важным фактором для анализа, так как значительное число жалоб от участников закупок в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) приходится на несправедливость при определении поставщика (табл. 1). Важно отметить, что в 2018 году Петербургский метрополитен был отмечен в категории «Гарантированная прозрачность» национального проекта «Рейтинг прозрачности закупок», существующем уже более 10 лет при поддержке ФАС, Минэкономразвития, Счётной палаты РФ и профильных комитетов Государственной Думы.
Таблица 2 - Этап 1. Показатели прозрачности в сфере закупок
Показатели Характеристика
Количество заявок на одну закупку Отношение общего числа заявок к общему количеству процедур закупок
Среднее количество допущенных заявок на одну закупку Отношение общего числа заявок участников допущенных комиссией к общему числу поданных заявок
Доля закупок единственного поставщика, подрядчика исполнителя Отношение в стоимостном выражении числа закупок у единственного поставщика, за исключением естественных монополий
Показатель количества заявок на одну закупку в динамике представлен в табл. 3. В 2020 году, около 20% закупок были признаны несостоявшимися. Основные причины -это выход на закупочные процедуры одного участника, отклонение части заявок по причине их несоответствия. В случае допуска одной заявки, соответствующей всем требования, заключается контракт с единственным поставщиком.
Таблица 3 - Динамика закупочной логистики ГУП «Петербургский метрополитен» 20182020 гг. в количественном выражении [5] __
Показатель/ год 2018 2019 2020
ФЗ-44 ФЗ-44 Ф3-223 ФЗ-44 ФЗ-223
Количество опубликованных извещений (ед.) 2216 10 3291 8 2120
Количество проведенных и завершенных процедур (ед.) 10 3122 8 2020
Заключено контрактов 1537 1932 1681
Следующим важный критерий закупочной деятельности - это анализ эффективности расходования бюджетных средств. При мониторинге данного критерия выделяют семь основополагающих факторов (табл. 4).
Таблица 4. - Оценка эффективности расходов при осуществлении закупки_
Показатели Характеристика
Экономия средств на стадии формирования НМЦК Разница НМЦК контракта в плане-графике и средними ценами контрактов участников на однородные товары с учетом аналогичных условий закупок
Экономия средств в процессе определения поставщика Соотношение НМЦК и цены заключенного контракта
Дополнительная экономия средств Закупки высокотехнологичной инновационной продукции ведет к увеличению срока службы
Экономия средств в процессе исполнения контракта Снижение цены контракта без ухудшения условий прописанных в контракте по поставке товаров, выполнению работ, услуг
Абсолютный объем экономии Разница между общей суммой НМЦК и стоимостью заключенных контрактов за вычетом стоимости незаключенных контрактов и затрат на организацию и проведение процедур закупок
Относительный объем экономии Отношение абсолютной экономии к общей сумме НМЦК
При заключении контракта с единственным поставщиком сложно говорить об экономии средств в рамках соотношения НМЦК, указанной в извещении и ценой заключенного контракта. В связи с чем, при осуществлении мониторинга рассматриваются конкурентные способы закупок (табл. 5).
Таблица 5 - Эффективность от проведения закупочных процедур
Способ закупки Финансовая эффективность (млн. руб.) Доля каждого способа в общей эффективности
Открытый конкурс 371,4 38,05%
Электронный аукцион 478,9 49,05%
Запрос котировок 122,8 12,30%
Запрос предложений 0,8 0,70%
На основании данных таблицы, можно говорить, что максимально эффективным является с позиции экономии финансовых средств является электронный аукцион, наиболее часто применяемый способ при определении поставщика.
На основании данных ежегодного отчета предприятия экономический эффект при проведении процедур закупочной логистики в 2020 году составил 276 млн. рублей. Общая экономия при процедурах закупок в 2020 году составила 3496,1 млн. руб. — экономия в рублях при проведении процедур закупок.
При аудите закупочной деятельности рассматривает аспект обратной связи с участниками закупок - претензионная работа (табл. 6).
Таблица 6 - Претензионная работа Петербургский метрополитен по данным 2020 г. [5]
Сумма рассмотренных претензий Сумма оплаченных претензий Сумма начисленных штрафов Сумма начисленных пени Общая сумма закупок
91,87 млн. руб. 77,22 млн. руб. 7,8 млн. руб. 84,1 млн. руб. 15 036 млн. руб.
Доля нарушения 0,61 % 0,51% 0,05% 0,56% 0,84%
По данным отчета ГУП «Петербургский метрополитен» количество нарушений незначительное, все претензии участников закупок рассмотрены в определенные законом сроки. Признанные случаи нарушения прав участников составляют не более 1 % по каждому из рассматриваемых критериев.
Итоговым результатом мониторинга является расчет интегрального закупочной деятельности. При расчете данного показателя рассматривается также и влияние закупочной политики на социальные цели предприятия (табл. 7).
Таблица 7 - Этап 3. Интегральное значение показателя закупочной деятельности
Показатель Характеристика
Общая результативность закупки Уровень достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд в запланированном объеме путем сложения экономической эффективности и социально-экономического эффекта
Экономическая эффективность Заключатся в сравнении экономических результатов запланированного и фактического использования бюджетных средств
Социально- экономический эффект использования бюджетных средств Определяется путем анализа степени удовлетворения государственных нужд, достижения установленных целей закупок, на которые использованы бюджетные средства
Для оценки социальной эффективности рассмотрим значимые закупки за 2020
год:
- оснащение станций системами интеллектуального наблюдения для обеспечения безопасности, закупка осуществляется за счет городской субсидии, НМЦД 324 190 197,80 руб.;
- выполнение работ по капитальному ремонту вестибюля и наклонного хода станции «Маяковская», НМЦД 385 573 111,88 руб.;
- оказание услуг по комплексной уборке на стационарной основе объектов ГУП «Петербургский метрополитен»;
- выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на капитальный ремонт вестибюля станции «Ладожская», НМЦД 18 089 447,53 руб.
В 2020 году снижение доходов ГУП «Петербургский метрополитен» составило 31%, а сумма недополученных доходов — 7,1 млрд руб., несмотря на отрицательные финансовые показатели, все обязательства перед поставщиками товаров, работ и услуг были выполнены предприятием в полном объеме.
На основании проведенного анализа, можно с уверенность сказать, что применение базисных положений ФЗ-223 в деятельности ГУП «Петербургский Метрополитен» привело к росту эффективности закупочной логистики. К негативным аспектам в области закупочной политики ГУП «Петербургский Метрополитен» можно отнести высокую долю закупок у единственного поставщика, вследствие предъявляемых характеристик к продукции.
Список использованных источников
1. Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Электронный ресурс https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144624/ (дата доступа 28.02.22)
2. Воробьева И.Б., Горба Л.К. Логистика государственных закупок: учебное пособие. - СПБ, Изд-во Санкт-Петербургский государственный университет, 2018. - 76 с.
3. Контрактная логистика государственных закупок как механизм государственного регулирования. М: журнал Экономика и предпринимательство №11, 2021
4. Особенности логистики закупок для нужд государственных и муниципальных унитарных предприятий. М: журнал Экономика и предпринимательство №4(105), 2019
5. Годовой отчет ГУП «Петербургский Метрополитен» 2020 ЦЖЬ // http://www.metro.spb.ru/uploads/document/METR0_G0_2020_interactive.pdf (дата доступа 28.02.22)