Научная статья на тему 'Специфика пространства коммуникации власти и общества в условиях политической модернизации России'

Специфика пространства коммуникации власти и общества в условиях политической модернизации России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
261
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВО / КОММУНИКАЦИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ / РЕСУРСЫ / SPACE / COMMUNICATION / OPTIMIZATION / RESOURCES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Герасимова Елена Васильевна

В статье раскрывается специфика сетевого пространства политической коммуникации, подчеркивается значимость оптимизации коммуникации власти и общества в условиях политической модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPACE SPECIFICITY OF COMMUNICATION OF AUTHORITY AND SOCIETY IN TERMS OF POLITICAL MODERNIZATION OF RUSSIA

The article reveals the specifics of the network space of political communication, emphasizes the importance of the optimization of communication of government and society in terms of political modernization.

Текст научной работы на тему «Специфика пространства коммуникации власти и общества в условиях политической модернизации России»

УДК 316.33.321 Герасимова Елена Васильевна

преподаватель кафедры социальных коммуникаций Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина Lenger85@yandex.ru

СПЕЦИФИКА ПРОСТРАНСТВА КОММУНИКАЦИИ ВЛАСТИ И ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИИ

Gerasimova Elena Vasilyevna

lecturer of the chair of social communications, Volga Academy of Civil Service named after P.A. Stolypin Lenger85@yandex.ru

SPACE SPECIFICITY OF COMMUNICATION OF AUTHORITY AND SOCIETY IN TERMS OF POLITICAL MODERNIZATION OF RUSSIA

Аннотация:

В статье раскрывается специфика сетевого пространства политической коммуникации, подчеркивается значимость оптимизации коммуникации власти и общества в условиях политической модернизации.

Ключевые слова:

пространство, коммуникация, оптимизация, ресурсы.

The summary:

The article reveals the specifics of the network space of political communication, emphasizes the importance of the optimization of communication of government and society in terms of political modernization.

Keywords:

space, communication, optimization, resources.

Общественно-политические преобразования в России направлены на упорядочение взаимоотношений между обществом и властью. В этих условиях особую общетеоретическую значимость приобретает научное осмысление пространства коммуникации с действующими акторами, капиталами, интересами. Обращение к пространственной/полевой парадигме представляется актуальным в социально-политическом аспекте, отменяющем, с одной стороны, традиционные пространственные дифференциации и ограничения, с другой стороны, представляющем возможности включения в политический процесс любым индивидуальным и коллективным акторам.

Политические коммуникации в пространстве коммуникации осуществляются в пределах конфликта - согласия. Вместе с тем особую актуальность приобретает фокусированное внимание именно на формах взаимодействия, которые являются индикаторами рассогласований в ценностях, целях, ресурсах, социальными маркерами проблем, которые необходимо решать.

Необходимость изучения специфики пространства коммуникации власти и общества в условиях политической модернизации, связанно с появлением новых полей коммуникации. Основываясь на классификации В. Ильина [1, с. 29-49], мы выделяем следующие поля коммуникации:

1. Групповое поле (сетевые сообщества). В настоящее время в социальных сетях существует множество групп политической направленности - официальных федеральных и региональных сообществ, групп сторонников того или иного депутата и политика, политической партии. Даже если политик не стремится создать свою официальную страницу или группу в наиболее популярной социальной сети, то он просто обязан быть в курсе того, что в ней происходит, измерять общественные настроения, следить за тем, что пишут и говорят о нем самом.

2. Индивидуально-личностное поле (индивидуальные сайты, странички, блоги политических и общественных лидеров). За последние годы блоги и микроблоги наряду с персональными сайтами стали влиятельными коммуникативными площадками. В этом контексте стоит отметить популярность сервисов «Livejoumal» и «Twitter».

Институциональное поле (сайты, порталы органов власти). Интересным с этой точки зрения представляется появление «гибридных институтов», то есть сотрудничество и кооперация между управляющими и управляемыми через Интернет. В качестве примера можно привести интернет-проект «Большое правительство», которое признано стать площадкой для оперативного взаимодействия министров с представителями партии власти, местных и муниципальных органов управления и всевозможных институтов гражданского общества.

Доступные большинству коммуникативные площадки трансформируют способы коммуникации между обществом и властью. В связи с чем необходимо выделить основные тренды политической коммуникации.

1. Неотсроченность политической коммуникации (возможность заявить свою позицию и получить немедленный ответ).

2. Перенос коммуникации «лицом к лицу» в виртуальную плоскость. В последние время большое значение отводится расширению спектра существующих диалоговых опций на сайтах политических и государственных структур (онлайн-приемные, рубрики «вопрос - ответ», увеличению функционала видео-обращений, телемостов).

3. Коммодификация коммуникации (политические коммуникации выступают как особый товар, потребление которого предполагает особый акцент на имидже). Развитие информационного сетевого пространства демонстрирует противоречивую тенденцию: чем современнее становится общество, тем большее значение в нем придается не институтам и социальным нормам, а самим действующим лицам и их имиджам, разворачивающимся в сетевом пространстве [2, с. 15].

Современное социально-политическое пространство общества начинает формироваться по новым правилам и принципам политической игры, которые диктует специфика информационных, сетевых технологий [3].

С целью изучения специфики политической коммуникации в сетевом пространстве в июне 2011 г. был проведен качественный контент-анализ политических блогов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что политическая коммуникация в сетевом пространстве осуществляется в форме легитимного и нелегитимного конфликта. При этом коммуникация в форме нелегитимного конфликта осуществляется посредством выбора соответствующей «мишени» и конструирования следующих образов «власть - враг», «народ - жертва». В сетевом пространстве присутствует много сниженных образов власти. Окажись на их месте кто угодно другой, и в сетевом пространстве его постигла бы та же учесть, просто потому, что она находится на вершине иерархии, которую сеть не признает. Тотальное отрицание иерархии ведет к фрагментации общества, утрате им свойств единого организма [4, с. 95].

В этом контексте, стоит согласиться с мнением О.Н. Корженевой о том, что объединение акторов в сетевом пространстве происходит не на основе общих идей и смыслов, а на основе общей эмоции, которая чаще всего является негативной. В этом смысле очень показательны марши несогласных. Неслучайно они активно привлекают участников через сеть. Создавая и распространяя истории, которые могут вызвать негативную эмоцию, организаторы дают ей выход. На том же принципе основано действие технологии «твиттерных революций» [5, с. 95].

Следовательно, существующее сегодня разнообразие полей политической коммуникации, с одной стороны, способствуют развитию гражданского общества, с другой стороны, предоставляет обществу доступ к обширной пропаганде экстремистских идей. В связи с этим необходим поиск путей оптимизации коммуникации власти и общества.

Мы полагаем, что оптимизация коммуникации сводится к процессу аккумулирования важнейших символических ресурсов в пространстве коммуникации. В условиях политической модернизации основным коммуникативным ресурсом является доверие, определяющее характер политической коммуникации. На основе доверия формируются социальные идентичности и отношения взаимности и солидарности, что является необходимым фактором формирования гражданского общества. В обществе с низким уровнем доверия очень сложно осуществлять позитивные перемены на всех уровнях [6, р. 155-156].

С целью выявления перспектив оптимизации политической коммуникации в июле-августе 2011 г. был проведен анкетный опрос жителей Саратовской области «Специфика коммуникации власти и общества» (N=150 человек). Выборка: простая вероятностная, генеральная совокупность 837 400 чел., доверительная вероятность («точность») - 90 %, доверительный интервал («погрешность» ± %) - 5 %. Полученные в ходе опроса результаты были соотнесены с данными крупнейших аналитических центров России.

В ходе проведенного нами опроса были получены следующие результаты: 54 % респондентов не доверяют органам власти, 20 % - равнодушны, 13 % - доверяют. Более того, заметна тенденция к резкому падению уровня доверия к общественным институтам. Так, по результатам всероссийского опроса общественного мнения, проведенного исследовательским холдингом Ромир в сентябре 2011 г., за 7 лет, прошедших со времени аналогичного исследования (февраль 2004), уровень доверия жителей России к общественным институтам снизился. Наиболее заметно снизился уровень доверия по отношению к институту президентской власти (с 59 % до 20 %). Также произошло снижение доверия к Правительству (с 14 % до 11 %), армии (с 10 % до 8 %), правоохранительным органам (с 7 % до 4 %) и Совету федерации (с 4 % до 2 %) [7].

На фоне низкого уровня доверия общества к власти повышается протестный потенциал общества. Проведенный опрос показывает, что наиболее приемлемой формой коммуникации общества с властью 47 % респондентов считают «обращение», 29 % «протест», 4 % респондентов «угрозу». Настороженность вызывает резкий рост протестного потенциала в обществе по стране. Так, по данным проведенного исследования ВЦИОМ за 2009-2011 гг. резко возросло число россиян, намеренных участвовать в митингах (с 14 до 24 %) и петициях (с 21 до 37 %), зато сократилась группа не готовых участвовать ни в каких акциях (с 57 до 41 %). Высокий протестный потенциал подтверждает необходимость регулярного мониторинга социальной напряженности [8].

Таким образом, в условиях политической модернизации возрастает значимость аккумулирования в пространстве важнейших коммуникативных ресурсов - доверия и контроля. Особую роль в опти-

мизации политической коммуникации играет экспертное сообщество. Эксперт - это агент пространства коммуникации, который наряду с другими акторами пространства политической коммуникации формирует легитимные представления о социально-политических проблемах; способствует формированию соответствующих дискурсивных практик и спросу на специфический продукт - экспертизу.

Ссылки и примечания:

1. Ильин В.И. Феномен поля: от метафоры к научной категории // Альманах социальных исследований «Рубеж». 2003. № 18.

2. Василенко И.А. Политическая философия: учебное пособие. М., 2004.

3. Там же.

4. Корженнева О.Н. Сетевая мифология и особенности новой идентичности // Журналист, социальные коммуникации. 2011. № 4.

5. Там же.

6. Fukuama F. Trust. The social virtues and the creation of prosperity. N.Y.: Free Press, 1995.

7. Результаты опроса населения Исследовательского холдинга РОМИР проведенного в 2011 г. «Уровень доверия жителей России к общественным института». Опрошено 1 520 человек в 8 федеральных округах России. URL: http://romir.ru/studies/259_1312760

8. Результаты опроса ВЦИОМ, проведенного в 2011 г. «Протестная активность Россиян». Опрошено 1600 в 46 регионах России. URL: http://vybory.wciom.ru/fileadmin/vybory/protest/27.03. 2011_Protestnaja%20aktivnost%20rossijan.pdf

References (transliterated) and notes:

1. Il'in V.I. Fenomen polya: ot metafory k nauchnoy kategorii // Al'manakh sotsial'nykh issledovaniy “Rubezh”. 2003. No. 18.

2. Vasilenko I.A. Politicheskaya filosofiya: textbook. M., 2004.

3. Ibid.

4. Korzhenneva O.N. Setevaya mifologiya i osobennosti

novoy identichnosti // Zhurnalist, sotsial'nye kommu-nikatsii. 2011. No. 4.

5. Ibid.

6. Fukuama F. Trust. The social virtues and the creation

of prosperity. N.Y.: Free Press, 1995.

7. The results of the survey population holding

ROMIR Research conducted in 2011, “The level of

trust of the citizens of Russia to the public institution”.

Polled 1520 people in eight Russian regions. URL: http://romir.ru/studies/259_1312760

8. The results of opinion poll conducted in 2011, “Protest Activity of Russians”." 1600 respondents were interviewed in 46 regions of Russia. URL: http://vybory.wciom.ru/fileadmin/vybory/protest/27.03. 2011_Protestnaja% 20aktivnost% 20rossijan.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.