Научная статья на тему 'Специфика проникновения рок-культуры в СССР'

Специфика проникновения рок-культуры в СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4335
531
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА СССР / ИСКУССТВО СССР / РОК-КУЛЬТУРА / "РУССКИЙ РОК" / ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ / USSR CULTURE / USSR ART / ROCK CULTURE / "RUSSIAN ROCK" / VOCAL-INSTRUMENTAL ENSEMBLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Празднова О. С.

Активный процесс повсеместного распространения и внедрения образцов западной, преимущественно англо-американской культуры вызывает растущий интерес у отечественных гуманитарных исследователей. В глобализованном мире начала XXI века культура России, как и других стран, постепенно дополняет свою национальную идентичность, подвергаясь зарубежным влияниям. В настоящей работе сделана попытка исследования разных аспектов процесса проникновения рок-культуры в культурное пространство Советского Союза, в ходе чего автору удалось выделить три основных этапа, культурно-исторические события которых способствовали проникновению и становлению рок-культуры в СССР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICITY OF THE PENETRATION OF ROCK CULTURE IN THE USSR

The active process of ubiquitous distribution and introduction of samples of the western, predominantly Anglo-American culture, is of growing interest among Russian humanitarian researchers. In the globalized world of the beginning of the 21st century, the culture of Russia, like other countries, gradually complements its national identity, undergoing foreign influences. In this work, an attempt is made to investigate various aspects of the process of penetration of rock culture into the cultural space of the Soviet Union, during which the author managed to distinguish three main stages which cultural and historical events contributed to the penetration and formation of rock culture in the USSR.

Текст научной работы на тему «Специфика проникновения рок-культуры в СССР»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 304.3; 930.85

Специфика проникновения рок-культуры в СССР

Активный процесс повсеместного распространения и внедрения образцов западной, преимущественно англо-американской культуры вызывает растущий интерес у отечественных гуманитарных исследователей. В глобализован-ном мире начала XXI века культура России, как и других стран, постепенно дополняет свою национальную идентичность, подвергаясь зарубежным влияниям.

В настоящей работе сделана попытка исследования разных аспектов процесса проникновения рок-культуры в культурное пространство Советского Союза, в ходе чего автору удалось выделить три основных этапа, культурно-исторические события которых способствовали проникновению и становлению рок-культуры в СССР.

Ключевые слова: культура СССР, искусство СССР, рок-культура, «русский рок», вокально-инструментальный ансамбль.

О. С. Празднова

Аспирант кафедры философии, культурологии и гуманитарных дисциплин Крымского университета культуры, искусств и туризма

Olga S. Prazdnova Postgraduate student of the Department of philosophy, culture and the humanities Crimean University of Culture, Arts and Tourism Е-mail: prazdnova.olga@ mail.ru

На протяжении всей истории культуры различных народов были тесно взаимосвязаны, а сам процесс культурной диффузии происходил фактически всегда. Особенно ярко эта тенденция выразилась в XX веке при возникновении и активном развитии массовой культуры: посредством телевидения, радио, литературы и кинематографа распространение новых идей и модных тенденций происходило быстро и повсеместно. На вторую половину XX века пришлось и зарождение такого феномена, как рок-культура.

Как цитировать статью: Празднова О. С. Специфика проникновения рок-культуры в СССР // Ценности и смыслы. 2017. № 3 (49). С.111-119.

Она оказала невиданное ранее влияние на молодежь и стремительно распространилась по всему миру, проникнув даже в страны социалистического лагеря, несмотря на культурную изоляцию, вызванную так называемым «железным занавесом». Однако же проникнув, она стремительно переросла в широкий пласт молодежной культуры. Как было отмечено в журнале «Роллинг Стоун» уже в начале 60-х годов XX века: «Рок — это больше, чем просто музыка, это энергетический центр новой культуры и молодежной революции» [16]. И сегодня представители рок-культуры выступают в роли значимых авторитетов для молодых людей.

Проникновение западных культурных ценностей в Россию для отечественных культурологов и представителей других гуманитарных дисциплин в настоящее время является одним из самых важных и острых вопросов. Поскольку появление рок-культуры в СССР положило начало многим необратимым культурным процессам, исследователей тревожат перспективы утраты национальной идентичности [4; 5; 6]. Пути проникновения западной рок-культуры в Советский Союз оказались в эпицентре событий культурной диффузии и исследовательского интереса.

Цель данной работы — обозначить этапы становления советской рок-культуры.

В работе использованы: исторический, историко-генетический (для определения природы рок-культуры), аналитический (для определения влияния определенных событий на развитие рок-культуры), библиографический (для сопоставления различных точек зрения по теме исследования) методы, а также аксиологический подход (с целью определения ценностных ориентаций молодежи и влияния на них рок-культуры).

История СССР второй половины XX века, согласно принятым и упрощенным представлениям, является последовательным процессом постепенного перехода от авторитарного режима к демократии. В 1941 году, во времена правления Иосифа Виссарионовича Сталина, СССР подвергся нападению со стороны Германии, в период Великой Отечественной войны страна понесла значительные потери и внесла действительно решающий вклад в борьбу с нацизмом. Победа Советского Союза привела к формированию социалистической системы во многих странах. Неудивительно, что подобное положение

дел в послевоенный период привело к другой войне между СССР и Западом — теперь уже «холодной», а характерной особенностью такой ситуации стало появление «железного занавеса». Этот термин обозначал полную информационную и политическую изоляцию не только СССР, но и других социалистических государств от капиталистических стран Запада.

Для пятидесятых годов XX века характерно преследование космополитизма в СССР: в стране наблюдается неприятие инакомыслия людей, ориентированных на западную культуру или настроенных оппозиционно по отношению к власти. Таковыми являлись «стиляги», составляющие молодежную субкультуру, которая зародилась в конце сороковых годов и эталоном которой был американский стиль жизни. Стиляги выделялись своей страстью к яркой одежде и зарубежной моде, повышенным интересом к иностранной музыке и танцам, что связывалось традиционалистами с непринятием советской морали. Иностранная продукция попадала в СССР разными способами: часть была ввезена в СССР солдатами из покоренной Германии, другая часть — дипломатическими работниками и другими лицами, имеющими возможность выезда за границу. Сами стиляги преследовались и подвергались осуждению на студенческих собраниях, а если это не помогало — отчислению из вузов и исключению из комсомола, что портило их репутацию и судьбу в целом.

В это время СССР захлестнула волна новых репрессий, напомнившая населению о том, что литература и искусство должны первым делом пропагандировать и воспитывать в массах коммунистические идеи. Репрессии касались в основном творческой интеллигенции, которые писали произведения, «чуждые идеалам коммунистической партии». Наиболее яркими представителями литературы, ощутившими на себе всю тяжесть ситуации, являются Михаил Михайлович Зощенко и Анна Андреевна Ахматова. Так, классика русской литературы, величайшего сатирика М. Зощенко назвали «пошляком и подонком литературы», а стихотворения Анны Андреевны Ахматовой, как считали власти, оказывали негативное влияние на нравственное воспитание молодежи. За подобные обвинения писателей обычно исключали из Союза писателей, а иногда даже лишали продовольственных карточек, что действительно представляло собой по тем временам трагедию.

Подобная ситуация наблюдалась и в киноискусстве: многие филь-

мы известных режиссеров (С. Эйзенштейна, В. Пудовкина) были признаны «безыдейными», ведь кинофильмы должны были внедрять в сознание людей исключительно коммунистические идеи, прославляя партию и вождя КПСС. Чистке подвергся и Союз композиторов. На одном из совещаний деятелей советской музыкальной культуры представители ЦК ВКП(б) в своей войне с формализмом в искусстве клеймили позором всех композиторов, которые с интересом относились к современной западной музыке [12]. А в театрах позволяли ставить лишь идеологически выдержанные пьесы, такие как «Губернатор провинции» Л. Шейнина и братьев Тур, «Незабываемый 1919-й» Всеволода Вишневского и др.

Изоляция от капиталистического мира препятствовала полному самовыражению людей: мода, стиль, поведение, музыкальные и другие предпочтения — все находилось под излишним контролем государства, инакомыслие осуждалось и преследовалось. Ситуация значительно изменилась в пятидесятых годах: со смертью Сталина в 1953 году к власти пришел Никита Сергеевич Хрущев, и в шестидесятых годах случилась знаменитая «хрущевская оттепель». Этот период характеризовался ослаблением авторитаризма, осуждением культа личности Сталина и проводимых им репрессий, ликвидацией Главного управления лагерей и мест заключения, ростками демократизации и первыми попытками открыться западному миру. Происходит «раскрепощение» сознания людей, появляется некоторая свобода слова.

Ситуация в искусстве значительно улучшилась. Основными представителями литературы этого периода являются А. Солженицын, А. Твардовский, М. Шолохов. Были созданы удивительные произведения симфонической музыки С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. Откликнулся на перемены и кинематограф: в кинофильмах появляется человечность и искренность, становится менее выражен критерий партийности искусства.

Кардинальной переменой периода оттепели является попытка приподнять железный занавес. ХХ съезд КПСС 1956 года объявил о мирном сосуществовании двух систем, после Карибского кризиса обе стороны научились идти на компромиссы [10] и стремились установить новые международные отношения, основанные на взаимном сотрудничестве не только в экономической сфере, но и в культурной. Возникают и крепятся зарубежные связи, немалое количество рус-

ских творческих деятелей выезжают за границу с гастролями (балет Большого театра, пианист Святослав Рихтер, скрипачи Леонид Коган и Давид Ойстрах и др.). С 1952 года СССР начал принимать участие в Олимпийских играх, советские спортсмены обрели мировую славу. Появилась возможность слушать западные радиостанции, а в газетах и журналах нечасто, но все же публикуют статьи о событиях за рубежом. Самым ярким и значительным событием оттепели стало проведение в Москве VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.

Впервые Фестиваль молодежи и студентов был проведен в 1947 году в Праге, организаторами выступили Всемирная федерация демократической молодежи и Международный союз студентов, а лозунг фестиваля звучал так: «За мир и дружбу». Советский Союз, пытаясь наладить отношения с Западом, взял на себя ответственность за проведение фестиваля в 1957 году в Москве. Это событие в корне перевернуло мировоззрение советской молодежи.

Фестиваль длился две недели, его гостями стали 34 000 человек из 131 страны мира [3]. За этот период в рамках фестиваля в Москве состоялось около 800 мероприятий, что говорит о невероятных масштабах события. Советские люди после долгих лет изоляции и тотального контроля учились заново открыто общаться с иностранцами. «„Оттепель" принесла с собой новые принципы: иностранцы делятся на плохих и хороших, и последних неизмеримо больше; все трудящиеся — друзья СССР; появился специальный термин: „люди доброй воли". Не стопроцентно наши, но и не враги. Они-то и съехались в Москву» [9]. В рамках фестиваля в кинотеатре «Ударник» провели международный кинофестиваль, где было представлено более 120 фильмов из разных стран [3].

После фестиваля в Советском Союзе появилась мода на джинсовую одежду, кеды и бадминтон. Но самое главное — в советские массы проник и обрел свою популярность новый музыкальный стиль — рок-н-ролл, а песня Rock Around the Clock Билла Хейли стала культовой. Однако СССР по-прежнему продолжал контролировать все аспекты жизни советского общества и не позволил проникающим западным влияниям заместить собственное идейно-выдержанное творчество. Рок-н-ролл был объявлен нелегальным, но его «вирус» уже проник в отечественную культуру.

Жанр рок-н-ролла зародился в США в 50-е годы XX века и пред-

ставлял собой музыкальный микс из кантри, блюза, госпела, отличался характерным ритмом и быстрым темпом. Всемирно известными представителями рок-н-ролла являлись Фэтс Домино, Билл Хейли, Элвис Пресли, Луи Джордан. Такая музыка не претендовала на глубокий смысл — она служила прежде всего для поднятия настроения. Стоит отметить, что в СССР рок-н-ролл существовал до проведения Всемирного фестиваля молодежи и студентов: будущий гитарист ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев совместно со своим коллективом записывал западные радиостанции и проигрывал записи на танцевальных вечерах. Это, разумеется, носило нелегальный характер, но факт остается фактом — подпольная культура существовала фактически всегда. Возможно, первые шаги всякой диффузии культур носят характер андеграунда.

Конечно, рок-н-ролл заинтересовал субкультуру стиляг, о которой упоминалось выше. Поскольку грампластинки с записями модных исполнителей были редкостью в СССР, в моду пришел «рок на костях». Основной советской фирме звукозаписи «Мелодия» было запрещено распространять идеологически ущербную музыку, и такой записью занимались частные нелегальные студии звукозаписи, использовавшие в качестве пластинок рентгеновские пленки. Отсюда и зародилось название — «рок на костях». Такой способ для распространения и прослушивания нужной, но запрещенной музыки использовался вплоть до распространения в быту магнитофонов.

Несколько позже, с 1960-х гг., границы рок-н-ролла значительно расширились, что связано с «британским вторжением» — появлением на мировой сцене британской группы «Битлз». Изначально участники группы стремились подражать классикам американского рок-н-ролла, но позже нашли свой собственный оригинальный стиль. Тематика песен группы была разнообразной, затрагивала многие актуальные вопросы, волнующие молодежь,—такие, например, как взаимоотношения полов, отношение к природе. Также они пели о любви, войне — о том, что справедливо и традиционно считается «вечными темами». Музыка «Битлз» во многом послужила катализатором творческого андеграунда в СССР и в значительной степени способствовала зарождению «русского рока». К тому же с появлением группы рок-н-ролл стал постепенно перерастать в рок — отдельное музыкальное направление, захватившее весь мир в последующее десятилетие.

В СССР по-прежнему не разрешалось распространять такую музыку. В 1964 году в официальном журнале «Музыкальная жизнь» ей была дана следующая оценка: «„Битлз" — еще одно из многочисленных средств, используемых на Западе для одурманивания молодежи, отвлечения ее от серьезных общественных задач...» [7]. В противовес этому в Советском Союзе все же сформировалась значительная армия поклонников группы, которые копировали манеры и стиль одежды ее участников. Услышать любимую музыку сквозь «глушилки» радиопередач по примитивному радиоприемнику, подобрать мелодию на слух — вот чем занимались многие тысячи новых приверженцев рока из СССР. Когда в композициях группы более ярко проявились социальные мотивы, правительство СССР все же разрешило фирме «Мелодия» впервые издать пластинку «Битлз», при этом само название группы все же не указывалось.

Заключительный этап бесповоротного проникновения рок-музыки в культуру Советского Союза связан с поддержкой властями инициатив музыкантов по созданию вокально-инструментальных ансамблей (ВИА). Правительство замечало растущий интерес молодежи к западной музыке и не могло его игнорировать. Чтобы вернуть интерес молодежи к отечественному музыкальному искусству, в стране в 1960-х годах принялись создавать свои рок-группы с поправкой на идеологию. Называть подобные аналоги рок-группами запрещалось. Рок-музыка была объявлена продуктом разлагающейся западной культуры, а доморощенные ВИА отчасти, по меньшей мере декларативно, удерживались в «нужных» идеологических рамках. Обычно вокально-инструментальные ансамбли создавались при учреждениях культуры, в домах творчества и прочих государственных учреждениях. ВИА, однако, были схожи с рок-группами фактически во всем, каждая имела свой стиль, использовала различные инструменты. Их отличием от рок-групп являлось то, что ВИА всегда были под давлением цензуры, все тексты писались в расчете на неизбежную идеологическую оценку. Часто многие вокально-инструментальные ансамбли создавали кавер-версии западных рок-песен, взяв за основу музыку и редактируя оригинальный текст, иногда используя лишь фрагменты западных песен. Среди успешных и знаменитых вокально-инструментальных ансамблей следует выделить группы «Земляне», «Цветы», «Поющие гитары», «Машина времени», «Веселые ребята». По факту все перечис-

ленные группы имели в своем репертуаре рок-композиции, которые теперь вовсе не критиковали, а, напротив, одобряли.

Возникновение таких групп привело к появлению отдельного термина «русский рок» и стало окончательной точкой проникновения западной рок-культуры в СССР. Изменив название самого направления и тематику песен, Советский Союз все же впустил в свою культуру западную музыку, чем и положил начало рок-движению в СССР.

В заключение следует отметить, что проникновение рок-культуры в Советский Союз — это постепенный процесс, который проходил в несколько этапов. Первым, наиболее важным этапом стал период «оттепели», когда заметно открылись межкультурные отношения с западным миром. Рок-музыка впервые заявила о себе в Москве на VI Всемирном фестивале молодежи и нашла отклик у советских людей. Следующим этапом стал период «битломании» — увлечения группой «Битлз», затрагивающей своим творчеством актуальные социальные темы. Музыканты группы позволили понять, что рок-музыка теперь создана не только для поднятия настроения, как существовавший ранее рок-н-ролл, но и для того, чтобы провозгласить и донести важные для всех людей идеи и ценности. Заключительным этапом процесса проникновения рок-культуры в СССР является создание советских рок-групп — вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), которые фактически уже исполняли рок-музыку и были официально разрешены.

Процесс проникновения рок-музыки за «железный занавес», изначально казавшийся невозможным, но, как выяснилось, вполне осуществимый, позволил в некоторой степени наладить культурные связи между Западом и СССР и заложил фундамент для развития рок-движения в Советском Союзе.

Литература

1. Барсенков А. С., Вдовин А. И. История России. 1917-2007. М. : Аспект Пресс, 2008. 848 с.

2. Глобализация: Учебник / под общ. ред. В. А. Михайлова и В. С. Буянова. М. : Изд-во РАГС, 2008. 543 с.

3. Двинина А. Дети фестиваля [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gov. karelia.ru/Karelia/1320/19.html (дата обращения: 13.01.2017).

4. Заров Д. И. Цивилизационные риски в стратегиях диалога цивилизаций // Риски цивилизаций и культур в глобальном мире : сб. трудов Всероссийской научной конференции. Саратов, 2014. С. 48-53.

5. Зозуля Е. В. Молодежь как фактор политического процесса в современной России: дис. ... канд. полит. наук. Пятигорск, 2013. 198 с.

6. Иманалиев К. Глобализация и национальная идентичность // Вестник КРСУ. 2009. Т. 9. С. 46-49.

7. История советской рок-музыки. Новые «идолы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sovr.narod.ru/articles/64003.html (дата обращения: 3.03.2017).

8. Касамара В. А., Урнов М. Ю. Национальная идентичность студентов России и США (сравнительный анализ) // Общественные науки и современность. 2016. № 5. С. 75-103.

9. Кречетников А. Московский фестиваль молодежи: глоток свободы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_6918000/6918853.stm (дата обращения: 24.02.2017).

10. Лавренов С. Я., Попов И. М. Карибский кризис: мир на грани катастрофы. М. : Астрель, 2003.С. 213.

11. Литвинов Г. Стиляги. Как это было. Документальный роман. М. : Амфора, 2009. 48 с.

12. Отечественная художественная культура. Культура СССР в середине 40-х—середине 50-х годов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rsu.edu.ru/wordpress/wp-content/ uploads/elearning/ History_of_Art/Epochs/40-50.html (дата обращения: 11.02.2017).

13. Полян П. М. Депортации и этничность. М. : МФД Материк, 2005. 904 с.

14. Стогов И. Ю. Грешники. СПб. : Амфора, 2007. 320 с.

15. Троицкий А. Back in USSR. СПб. : Амфора, 2007. 264 с.

16. Чулкова С. Б. История культуры XX века [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// abc.vvsu.ru/Books/pr_istor_cult_xx/page0005.asp (дата обращения: 29.01.2017).

17. Шевелев В. Н. Н. С. Хрущев. Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.