Е. О. Арефьева. Специфика профилактики молодежного экстремизма на муниципальном уровне
слово молодым СОЦИОЛОГАМ
удк 316.4
специфика профилактики молодежного экстремизма на муниципальном уровне
Е. о. Арефьева
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
в статье рассматриваются особенности молодежного экстремизма, обосновывается необходимость участия в системе профилактики экстремизма в молодежной среде органов местного самоуправления как координирующего элемента комплексной работы.
Ключевые слова: экстремизм, молодежный экстремизм, профилактика экстремизма в молодежной среде, местное самоуправление.
The specifics for the Prevention of Youth Extremism at the Municipal Level
е. o. Arefeva
This article discusses the characteristics of youth extremism, the necessity of participation in the system of prevention of extremism in the youth environment of local government as a coordinating element of comprehensive work.
Key words: extremism, youth extremism, prevention of extremism in the youth environment, local government.
Одной из основных характеристик современного социума является появление новых угроз интересам личности, общества и государства, и в целом внутренней и внешней безопасности страны.
Последние 30 лет российское общество и государство вовлечено в процессы значительных трансформаций. В связи этим в России значительно усилились тенденции, влияющие на рост радикальных настроений как на личностном уровне, так в обществе в целом, и ее молодежном сегменте как в специфической социально-демографической группе. Стремясь обрести самостоятельность и независимость от взрослых, молодые люди часто вынуждены преодолевать внутренние противоречия, являющиеся порождением амбивалентных проявлений, таких как застенчивость и агрессивность, открытость и замкнутость, нигилизм и фанатизм. Реализация противоречий способствует формированию экстремальных типов сознания и поведения молодежи как ее социально-групповых сущностных характеристик1. Радикализация общих настроений сознания и поведения в кризисных ситуациях, обострения и столкновения интересов различных групп способна перерасти в проявления экстремистского характера.
Сегодня в России достаточно полно сформирована современная законодательная база, направленная на противодействие экстремистским проявлениям различного толка: неонацизму, расизму, ксенофобии, религиозной и социальной розни. В рамках этой системы работа органов государственной власти по обеспечению безопасности Российской Федерации строится на основе официально принятой концепции обеспечения безопасности, включающей многоуровневую профилактическую и превентивную деятельность. Но при этом, несомненно, слабым звеном всей структуры противодействия экстремизму, и в частности его профилактики в молодежной среде, остается участие институтов местного самоуправления, не входящих в систему органов государственной власти, но являющихся публично-властными структурами.
Местное самоуправление дает возможность сочетать социальные, политические интересы и права человека в рамках региональных и государственных интересов. В частности, в системе профилактики молодежного экстремизма местное самоуправление имеет реальные возможности для заблаговременного выявления и устранения предпосылок, порождающих экстремистские проявления на начальном этапе их формирования, что особенно актуально в ситуации противодействия молодежному экстремизму. В решении данного вопроса муниципальные структуры должны блокировать распространение условий, формирующих молодежный экстремизм, так как бороться с данным феноменом исключительно посредством силовых методов неэффективно. В компетенцию органов местного самоуправления входит принятие и осуществление профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности.
На территории Саратовской области, и в частности муниципального образования «Город Саратов», молодое поколение в возрасте от 14 до 30 лет на 1 января 2014 г. составляет 213 177 человек - около 23% от общей численности населения2, что делает вопрос профилактики молодежного экстремизма очень актуальным. Профилактика экстремизма осуществляется в рамках нескольких ведомств и по направлениям. Так, в Саратове реализуется ведомственная целевая программа «Профилактика терроризма и экстремизма в му-
© Арефьева Е. О., 2014
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 2
ниципальном образовании "Город Саратов"» на 2012-2014 гг. Целью ее является совершенствование системы профилактических мероприятий антитеррористического и антиэкстремистского направлений, предупреждение террористических и экстремистских проявлений на территории муниципального образования «Город Саратов». Однако реализация данной программы имеет свои значительные недоработки как в плане программного, методического наполнения (все мероприятия направлены исключительно на обеспечение технических средств), так и в вопросах финансирования (объем финансирования мероприятий: в 2012 г. - 4835,4 тыс. руб., в 2013 г. - 65 584,6 тыс. руб., в 2014 г. - 0 руб)3.
Образовательные учреждения города проводят работу по профилактике экстремизма среди учащихся и молодежи в рамках ведомственной целевой программы «Молодежь Саратова». Ее приоритетные направления включают:
- совершенствование системы мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи, повышению уровня правовой грамотности молодых людей, профилактике экстремизма в молодежной среде;
- организация и проведение мероприятий, направленных на патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи;
- создание условий для развития добровольческого (волонтерского) детского и молодежного движения;
- организация и проведение городских молодежных мероприятий (конкурсов, фестивалей, концертов, акций, встреч, круглых столов), направленных на формирование толерантности и законопослушного поведения детей и молодежи.
Среди наиболее значимых мероприятий, организованных городским комитетом по образованию в рамках программы, можно назвать следующие:
- городской молодежный форум «Стратегия. Миссия. Перспектива», на котором состоялись презентация достижений молодежи (научных открытий, изобретений, реализованных социальных проектов), обсуждение предложений в проект концепции работы с молодежью на территории Саратова, в том числе по профилактике экстремизма;
- выездной обучающий семинар для делегатов Молодежного общественного собрания города, в том числе членов Координационного совета молодежных национальных общественных организаций;
- городские конкурсы творчества работающей молодежи «Молодость», «Лучшая молодая семья года»;
- гражданско-патриотическая акция «Выпускники года - выпускникам рокового 1941 года»;
- ежегодный День толерантности, проводимый в память о жертвах Беслана (в муниципальных общеобразовательных учреждениях).
В образовательных учреждениях Саратова ведется целенаправленная работа по развитию детских и молодежных общественных объединений как альтернативы экстремистским группировкам. Создано и функционирует 471 молодежное общественное объединение (охват детей - более 29 тыс. человек), имеющее разнообразные направления деятельности, в том числе: 63 - патриотическое, 125 - волонтерское, 54 - творческое, 41 - органы ученического самоуправления и др.4
Однако все вышеуказанные мероприятия в структуре профилактики в достаточной степени опосредованы. Несомненно, они в значительной степени носят определяющий характер для развития сознания молодежи в благоприятном, толерантном и созидающем ключе, но при этом молодежь «группы риска», имеющая в своем сознании и поведении зачатки радикального, экстремистского поведения, остается не охваченной профилактическими мероприятиями. Поэтому при анализе профилактических программ возникает логичный в данном случае вопрос о том, почему профилактику молодежного экстремизма не включают в качестве сегмента в программу по профилактике экстремизма и терроризма муниципального образования? Ведь совершенно понятно, что молодежный экстремизм - явление разноплановое, и к вопросам его профилактики необходимо подходить комплексно, используя наиболее широкий спектр возможностей и опыт различных ведомств.
Ведь распространение экстремизма в молодежной среде свидетельствует о недостаточной степени адаптации молодежи в разных сферах общественной жизни, о криминализации массовой культуры, недостаточности развития системы альтернативных форм досуга для молодежи, отсутствии взаимосвязи школьного и семейного воспитания.
Проведенный анализ показал, что, исходя из интересов защиты личности, общества и национальной безопасности государства от молодежного экстремизма, эффективная профилактическая деятельность должна включать: научное определение и осмысление данного асоциального феномена, перспектив распространения; активизацию гражданского общества и государства в лице региональных и муниципальных структур по профилактике экстремизма; масштабную информационную работу со всеми категориями населения; широкую правовую, морально-психологическую подготовку молодежи; единство действий всех заинтересованных сторон (как органов государственной и местной власти, так и общественности) и др.
Примечания
1 См.: Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм : сущность и особенности проявления // Социс. 2008. № 5. С. 37.
54
Научный отдел
Т. Р. Марунова. Направления социальной активности пожилых людей
2 См.: Администрация муниципального образования «Город Саратов» : [сайт]. URL: http://www.saratovmer. ru/news/2014/02/19/30552.html (дата обращения: 14.03.2014).
3 См.: О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального образования «Город Саратов» от 24 августа 2012 года № 1973 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Профилактика терроризма и экстремизма в муниципальном образовании «Город Саратов» на 2012-2014 г.» : постановление
администрации муниципального образования «Город Саратов» от 28 декабря 2012 г. № 3011. URL: http:// www.saratovmer.ru/documents/rubrics/9/4440.html (дата обращения: 14.03.2014).
4 См.: «Об утверждении ведомственной целевой программы «Молодежь Саратова» на 2014 год» : постановление администрации муниципального образования «Город Саратов» от 21 октября 2013 г. № 2599. URL: http://www. saratovmer.ru/documents/rubrics/9/4468.html (дата обращения: 14.03.2014).
удк 316.346
направления социальной акшв1 пожилых людей
Т. р. Марунова
Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
Анализируются социальная активность пожилых людей и различные механизмы активизации социального поведения пожилых людей в современном российском обществе. Предложены различные пути активизации социального поведения пенсионеров. Ключевые слова: социальная активность, пожилые люди, пенсионеры.
The Factors of social Activity in older People T. R. Marunova
Social activity of the seniors and various mechanisms of activization of social behaviour of the old in a modern Russian society are analyzed in the article. Various ways of activization of social behaviour of pensioners are offered in the article conclusion. Key words: social activity, seniors, pensioners.
Процесс старения общества существенно изменяет его возрастную структуру. С каждым годом число людей третьего возраста увеличивается, возрастает их роль и значимость во всех сферах общественной жизни. В связи с этим актуальной становится задача создания «общества для всех возрастов», конструирования позитивного образа старости, эффективного использования потенциала геронтологической группы населения.
Социальная активность - деятельность личности, индивида, направленная на удовлетворение потребностей, создание благоприятных социальных условий, реализацию социальных инициатив, формирование активной жизненной позиции. Показателями социальной активности являются мотивированность, желание и инициативность субъектов. Социальная активность людей старшего возраста заключается, главным образом, в деятельности, направленной на семью и родных, удовлетворение собственных интересов и потребностей. Однако изменения в обществе
приводят к постепенному расширению сфер деятельности и интересов пожилых людей, к разнообразию форм социальной активности. Это, в свою очередь, способствует устранению чувства одиночества и отчужденности в старших возрастных группах.
Социальная активность пожилых людей зависит как от субъективных (личностных качеств отдельного человека, уровня его образования, его мотивации и жизненной позиции), так и от объективных факторов (отношения общества к пожилым людям, совершенствования социального управления, согласования интересов и действий различных социальных институтов)1.
В качестве причин снижения социально-экономического статуса пожилых людей в обществе в научной литературе выделяются следующие: прекращение трудовой деятельности, низкий уровень пенсии, отсутствие у большинства пожилых людей других источников доходов и помощи со стороны родственников, высокие расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и медицинское обслуживание; слабая адаптация к новым условиям жизни, невозможность повысить уровень образования, невостребованность на рынке труда в связи с возрастом; слабое здоровье2.
Сегодня социальный статус пожилых людей в России находится на довольно низком уровне. Не случайно у многих пожилой возраст ассоциируется исключительно с болезнями, снижением всех видов активности, выходом на пенсию, одиночеством и бездеятельностью. Это противоречит тому факту, что большинство людей пенсионного возраста довольно долго сохраняют свою социальную и личностную активность. Не стоит забывать также и об огромном жизненном и профессиональном опыте старшего поколения.
Основная проблема современного российского общества и государства заключается в том,
© Марунова Т. Р., 2014