4. У подростков сильно выражена желательность рискованного поведения. Рискованные действия и поступки расцениваются ими как существенная и важная составляющая собственного поведения.
5. Рискованные поступки чаще совершают юноши, чем девушки; подростки, имеющие сиблингов, оценивают свои отношения со сверстниками более позитивно, а подростки, оценивающие внутрисемейные отношения как доверительные и дружелюбные, проявляют менее выраженную склонность к рискованному поведению.
Литература
1. Галузо П.Р. Родительские воспитательные воздействия как факторы рискованного поведения подростков // Сборник статей «Межпоколенческие отношения: современный дискурс и стратегические выборы в психолого-педагогической науке и практике» / Под ред. Л.М. Митиной. — М.: Психологический институт РАО. — 316 с. [Электронное издание]. — С. 156—158.
2. Дик П.В. Психологические факторы рискованного поведения в подростковом возрасте: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01. — Мн.: БГПУ, 2014.
3. Колышко А.М., Галузо П.Р., Карпинский К.В., Кисельникова Н.В. Коррекция рискованного поведения подростков в системе образования: состояние и направление оптимизации // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Филология. Педагогика. Психология. 2017. Серия 3. Том 7. № 2. С. 157-161.
4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980.
5. Манапова Е.И. Саморегуляция поведения, ее развитие и формирование у социально дезадаптированных подростков: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. — Омск, 2001.
6. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. — М.: Когито-Центр, 2004.
7. Шаболтас А.В. Риск и рискованное поведение как предмет психологических исследований // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2014. Сер. 12. Вып. 3. С. 5—16.
8. Шарок В.В. Особенности мотивационно-ценностной сферы и самоотношения личности, склонной к рискованному поведению: автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01. — СПб, 2010.
СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Джеджева Пепа Митева (Варна, Республика Болгария), доктор общественного здоровья, главный асистент кафедры здравоохранения, Филиал Медицинского университета «Проф. Параскев Стоянов».
Аннотация. Состояние здоровья медицинских работников регулируется междисциплинарной политикой на национальном и международном уровнях, направленной на улучшение условий труда. Медицинский персонал, работающий в учреждениях здравоохранения, относится к группе профессионального риска, так как на него влияют физические, биологические, химические, психоэмоциональные и эргономические факторы профессиональной среды. Условия труда в сфере здравоохранения разнообразны и формируются конкретными факторами окружающей среды, требованиями профессии, специальности и уровня квалификации. В статье рассматривается разработка стратегии обеспечения безопасных условий труда. Рассмотрены основные концепции, связанные с оценкой рисков для здоровья и безопасности труда в здравоохранении. Акцент делается на специфике условий труда и ключевой роли работодателей в стимулировании укрепления здоровья медицинских работников.
Ключевые слова: здравоохранение, охрана труда, риск здоровью, условия труда, укрепление здоровья.
SPECIFICITY OF OCCUPATIONAL SAFETY IN HEALTCARE
Dzhedzheva Pepa Мiteva (Varna, Republic of Bulgaria), Doctor of Public Health, Chief Assistant of the Department of Public Health, Branch of Medical University "Prof. Paraskev Stoyanov".
Abstract. The health status of healthcare workers is subject to multidisciplinary policies at national and international level aimed at improving working conditions. Medical staff working in healthcare institutions is a group at occupational risk, as they are affected by physical, biological, chemical, psycho-emotional and ergonomic factors of the professional environment. The working conditions in healthcare are diverse and formed by specific environmental factors, requirements of the profession, specialty and qualification level. The article reviews the development of the strategy for ensuring a safe working environment. Basic concepts related to occupational safety and health risk assessment in healthcare are also considered. Emphasis is placed on the specificity of working conditions and the key role of employers in stimulating health promotion and prevention.
Keywords: healthcare, occupational health and safety, health risk, work conditions, health promotion.
Более половины населения мира активно занимается созданием, поддержанием и развитием экономики. Почти треть своей жизни люди проводят на работе, стремясь обеспечить материальное благополучие для себя и своих семей. Основу результатов их работы составляет трудоспособность, поддержание которой напрямую зависит от характера рабочей среды. В условиях динамичных изменений и постоянно растущих требований рынка труда хорошее состояние здоровья сотрудников является ключевым фактором обеспечения высокой производительности и устойчивого развития экономики.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), каждый год около 100 миллионов человек получают травмы, около 200 тысяч умирают в результате несчастных случаев на производстве, ежегодно число новых случаев профессиональных заболеваний составляет от 68 до 157 миллионов. Затраты для этих случаев равны суммам, превышающим валовой внутренний доход некоторых стран — членов организации [7; 13].
В 1995 году ВОЗ разработала Глобальную стратегию: «Здоровье на работе для всех». В 2007 году был утвержден Глобальный план действий в рамках данной Стратегии, подписанный министрами здравоохранения стран Европейского сообщества и ряда других стран. Глобальный план подписал и министр здравоохранения республики Болгарии. Согласно плану, эксперты ВОЗ разрабатывают Глобальную рамочную основу и модель здоровьесберегающих рабочих мест. Европейское агентство по безопасности и гигиене труда уделяет особое внимание деятельности, которая важна для обеспечения такого рабочего места [9].
ВОЗ определяет здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто как отсутствие болезней. В соответствии с этим определением акцент на физических факторах производственной среды и условий труда смещается к модели, которая включает психосоциальные и индивидуальные факторы, связанные с состоянием здоровья работников. Рабочее место рассматривается как место для мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения. Новая модель здоровых рабочих мест предполагает взаимодействие предприятий и структур, отвечающих за здоровье населения [12]. Медицинские учреждения являются структурными элементами национальной системы здравоохранения, в которых специалисты медицинского и немедицинского профиля осуществляют деятельность по укреплению здоровья населения. В штате этих учреждений работают специалисты разного профиля, уровня квалификации и с разными обязанностями. Они осуществляют научно-исследовательскую, лечебно-диагностическую, обучающую, организационно-методическую, контрольную, производственную и другие виды деятельности.
Условия труда разнообразны и формируются конкретными факторами внешней среды и требованиями профессии, специальности, уровня квалификации [8].
Медицинский персонал, работающий в этих многочисленных учреждениях, представляет собой группу профессионального риска, поскольку на него влияют физические, биологические, химические, психоэмоциональные и эргономические факторы профессиональной среды. Доказано, что наиболее значимым из них является биоинфекционный фактор, действие которого, в отличие от других (физического, химического и эргономического), особенно выражено в первые 5—8 лет профессиональной деятельности [1].
Больницы в современном обществе — это медицинские учреждения с особым статусом и сложной системой организации, направленной на оказание непрерывной круглосуточной медицинской помощи специализированным медицинским и немедицинским персоналом [4].
Для специалистов медицинских учреждений наибольшую опасность для здоровья представляет контакт с биологическими факторами, в большинстве случаев инфекционными, — на приеме пациентов, при любом виде оперативных вмешательств, во время диагностических процедур и т.д. Защитные меры включают маркировку опасных зон, обучение и контроль за соблюдением правил безопасности, предоставление средств индивидуальной защиты (СИЗ), обучение их правильному использованию и постоянный мониторинг. Риск для здоровья в каждой профессии в системе здравоохранения определяется возможными опасностями, фактическим воздействием, последствиями для здоровья и вероятностью того, что события произойдут [3; 8].
В 1950 году Объединенный комитет по охране здоровья на рабочем месте Международной организации труда (МОТ) и ВОЗ дали следующее определение здоровья на рабочем месте — содействие и поддержание наивысшего уровня физического, психического и социального благополучия работников всех профессий; предупреждение нарушений здоровья рабочих из-за условий их труда; защита работников во время выполнения ими профессиональной деятельности от рисков, связанных с неблагоприятными факторами для здоровья; трудоустройство специалиста и поддержание его работоспособности в рабочей среде, соответствующей его физиологическим и психологическим возможностям [2; 5; 11].
Директива Совета 89/391/ ЕЭС, которая вводит меры по поощрению улучшений в области безопасности и здоровья специалистов на работе, устанавливает минимальные правила для поощрения улучшений, в частности, в рабочей среде, чтобы обеспечить лучший уровень защиты сотрудников организаций, их здоровье и безопасность. Работодатели должны оценивать риски и принимать практические меры для защиты здоровья и безопасности сотрудников, регистрировать несчастные случаи на работе, предоставлять информацию, проводить обучение, консультировать сотрудников, взаимодействовать с подрядчиками и согласовывать с ними принимаемые меры [11].
Закон о безопасности и гигиене труда [5] и Постановление № 3/05.03.2013 Министерства здравоохранения утверждают медицинский стандарт по профилактике и контролю ВЗК [8], определяющий основные концепции оценки профессионального риска в здравоохранении:
— Здоровые и безопасные условия труда — условия труда, которые не приводят к профессиональным заболеваниям и несчастным случаям на производстве и создают предпосылки для полного физического, психического и социального благополучия работников.
— Вредные факторы для здоровья и безопасности — физические (включая механические, акустические, электрические, оптические, радиационные, ионизирующие, вибрационные и др.), химические, биологические, психологические, организационные
и другие воздействия, которые отрицательно влияют на здоровье специалиста или угрожают ему.
— Охрана труда — состояние условий труда, при котором действие опасных и вредных производственных факторов на работников исключено или их уровень снижен до допустимых санитарно-гигиенических норм для рабочих.
— Гигиена труда — термин, принятый на первой сессии Международной организации труда и Всемирной организации здравоохранения. Это система, которая обеспечивает и поддерживает максимально возможный уровень физического, психического и социального благополучия работников всех профессий.
— Профессиональный риск — вероятность неблагоприятного воздействия на здоровье и безопасность работников при конкретном воздействии вредных профессиональных факторов (ВПФ) на рабочем месте и степень последствий.
— Риск для здоровья — вероятность неблагоприятных изменений в состоянии здоровья при специфическом воздействии ВПФ на здоровье и степень этих изменений.
— Рабочее место — участок работы одного или нескольких подрядчиков, для которого характерны одинаковые условия труда, производственное оборудование и применяемые профилактические меры.
— Профилактика — это все меры, которые принимаются или планируются на всех этапах выполнения профессиональной деятельности на предприятии для предотвращения, ограничения и/или устранения профессиональных рисков.
— Профилактические меры — это меры, предпринимаемые для предотвращения травм и/или распространения инфекций при предоставлении услуг и деятельности, непосредственно связанных с сектором здравоохранения, включая использование самого безопасного необходимого оборудования, основанные на оценке риска и методах безопасной утилизации острых предметов.
— Средства индивидуальной защиты — это любое устройство, оборудование, предназначенное для ношения или использования работником для защиты его от одной или нескольких возможных опасностей, угрожающих его здоровью и безопасности на рабочем месте, а также любые аксессуары, принадлежности или специальная рабочая одежда, предназначенная для той же цели.
— Воздействие риска — воздействие, которое происходит на рабочем месте при инокуляции (например, укол иглой, порез острым инструментом) или при контакте со слизистыми оболочками или кожей с поврежденной целостностью (с ссадинами, воспалениями и т.д.) с кровью или другой потенциально инфекционной жидкостью организма, или концентрированным вирусным продуктом.
— Инокуляция (укол иглой или порез режущими или острыми инструментами) — самый распространенный метод попадания в организм вирусов, передающихся через кровь. В исключительных случаях такая опасность существует при воздействии других инфекционных биологических жидкостей — спинномозговой жидкости, синовиальной, плевральной, перитонеальной, перикардиальной и амниотической жидкости. Очень важно обеспечить необходимые профилактические меры для защиты работников от подобного риска [4; 5; 10].
Здоровье работников является предметом междисциплинарной политики на национальном и международном уровне, направленной на улучшение условий труда. Политика ВОЗ с момента создания организации содержит элементы, связанные с гигиеной труда. Некоторые из ключевых документов, подчеркивающих необходимость защиты здоровья и безопасности, — Устав ВОЗ, Алматинская декларация, Стратегия достижения здоровья для всех и резолюции ВОЗ и Европейского агентства по безопасности и гигиене труда [9; 13].
Показательна 60-я Всемирная ассамблея здравоохранения, цель которой состоит в укреплении здоровья на рабочем месте и гласит: «Необходимо создать условия для первичной профилактики профессиональных рисков, заболеваний и несчастных случаев, включая укрепление кадровых, методологических и технологических ресурсов, обучение работников и работодателей, внедрение методов здравоохранения и культуру укрепления здоровья на рабочем месте. Создать механизмы для стимулирования развития здоровых рабочих мест, включая консультации с работниками и работодателями. Укрепление и профилактика здоровья, в особенности здоровое питание, физическая активность, психическое здоровье семьи должны поощряться на рабочем месте» [13]. В этом тексте четко обозначена необходимость контролировать факторы производственной среды и увеличивать возможности работников за счет укрепления здоровья [7; 9; 13].
Хорошая координация и выполнение командных действий всеми участниками на всех уровнях для достижения успешных инициатив, связанных с профилактикой здоровья, обеспечивает безопасность медицинского персонала. Учреждения разрабатывают и реализуют национальные программы и стратегии. Профессиональные организации работают над повышением осведомленности медицинских работников и пациентов о необходимости и преимуществах ранней профилактики профессиональных заболеваний и травм. Медицинские учреждения предоставляют информацию, доступную широкой общественности; защищают права и интересы пациентов в отношении доступности лечения и ухода, изучают и перенимают примеры передовой международной практики в области укрепления здоровья. Представители отрасли поставляют новые методы и технологии лечения. Посредством информационных кампаний в средствах массовой информации повышают осведомленность населения о необходимости и преимуществах здорового питания, физической активности и психического здоровья.
Литература
1. Европейски Парламент, Европейска Директива — 2010|З2|ЕС, за предотвратяване на на-ранявания от остри| режещи предмети в болниците и сектора на здравеопазването. URL: https:|| chrono.bg|useruploads|flles|980188_eu-directive2010_rev00_082012_e_small _final.pdf (дата обращения: 24.08.2020).
2. Кодекс на Труда. изм. и доп. ДВ. бр. 102 от 22 Декември 2017 г. URL: https:||www.lex.bg|laws| ldoc|1594373121 (дата обращения: 21.08.2020).
3. Международната организация на труда (МОТ—ЗБУТ), Насоки за системите за управление на здравословни и безопасни условия на труд. — Женева: Европейска комисия, 2001. — С. 11.
4. Министерство на Здравеопазването. Закон за лечебните заведения ДВ. бр. 54|17.07. 2012. гл. IV. URL: https:||www.mh.government.bg|bg|normativni-aktove|zakoni| (дата обращения: 11.08.2020).
5. Министерството на Труда и Социалната Политика. Закон за здравословни и безопасни условия на труд — изм. и доп. ДВ. бр. 97 от 5 Декември 2017. URL: https:||postedworkers.gli.govern-ment.bg|view|19|zakon-za-zdravoslovni-i-bezopasni-usloviya-na-trud (дата обращения: 15.08.2020).
6. Наредба № З|05.0З.201З г. на МЗ за утвърждаването на медицински стандарт по превенция и контрол на вътреболничните инфекции. Обн. ДВ. бр. 43 от 14.05.2013 г. URL: https:||www. mh.government.bg|media|filer_public|2015|11|18|prevenciq-control-vutrebolnichni-infekcii.pdf (дата обращения: 15.08.2020).
7. Петрова Н., Георгиева Л. Съвременни Политики за Промоция на Здраве на Работното Място II Социална медицина. 2015. № 2. С. 15—17.
8. Хигиена, хранене и професионални болести. Учебник за студенти по медицина и общо-практикуващи лекари | Под ред. на проф. Б. Попов. — София: Медицина и биология, 2009.
9. European Agency for Safety and Health at Work: A Healthy Workplace Campaign September 2020. URL: http:||osha.europa.eu (дата обращения: 10.10.2020).
10. MacCannell T., Laramie A.K., Gomaa A. et al. Occupational exposure of health care personnel to hepatitis B and hepatitis C: preventions and surveillance strategies. || Clinics In Liver Disease. 2010. No. 14 (1). P. 23-36.
11. Stellman J.M. (Ed.) Encyclopaedia of occupational health and safety. Fourth edition. — Bonn: UNEVOC, 1998.
12. World Health Organization: Constitution ofWHO: Principles. December 2019. URL: http://www. who.int/about/mission/en/ (дата обращения: 15.09.2020).
13. World Health Organization: WHO Declaration on Occupational Health for All, 1994. WHO/ OCH/94.1. URL: https://www.who.int/occupational_health/publications/ declaration/ en/ (дата обращения: 15.08.2020).
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТЬ -НОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Зиннатова Мария Владимировна (Екатеринбург, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлен новый подход к пониманию целевого ориентира профессионального становления педагога в современных условиях — профессиональной трансцендентности. Перечислены критерии и механизмы достижения педагогом профессиональной трансцендентности, которые носят транспрофессиональный характер. Описан феномен трансценденции.
Ключевые слова: профессиональная трансцендентность, педагог, механизмы профессиональной трансцендентности, профессиональная деятельность, трансценденция.
PROFESSIONAL TRANSCENDENCE - A NEW PERSPECTIVE OF THE PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF A TEACHER
Zinnatova Mariya Vladimirovna (Ekaterinburg, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of Education, Ural Federal University named after the first President of Russia B.N. Yeltsin. E-mail: [email protected]
Abstract. The article presents a new approach to understanding the goal of professional development of a teacher in modern conditions — professional transcendence. Criteria and mechanisms for achieving professional transcendence by a teacher (they have a transprofessional nature) are listed. The phenomenon of transcendence is described.
Keywords: professional transcendence, teacher, mechanisms of the professional transcendence, professional activity, transcendence.
Наш мир стал очень динамичным, изменчивым. А.Г. Асмолов одним из трендов современности называет сложность, неопределенность и разнообразие [1]. Мы замечаем, что увеличилась скорость и объем информационных потоков, а развитие технологий происходит настолько быстро, что человек не всегда успевает отслеживать новое. Конечно, ускорение процессов касается всех сфер человеческой жизни — профессиональной, социальной, образовательной, досуговой и др., и важно заметить, что этот тренд будет нашим «спутником» еще долгое время. Согласно концепции становления «человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления» [6, с. 483]. Такая динамичность связана и с изменчивыми условиями внешней среды, но при этом каждый человек несет индивидуальную ответственность за полноценную реализацию своих возможностей, потенциала.
В свете обозначенных актуальных тенденций мы предлагаем более пристально и по-новому посмотреть на профессиональную деятельность и профессиональное развитие личности, акцентируя внимание на субъекте образования — педагоге, который всегда был и, не преувеличивая, будет главным ориентиром, стратегом, тактиком и регулятором