Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА'

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
392
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СТУДЕНТЫ / ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ГИБКИЕ НАВЫКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Любовь Леонидовна

Актуальность статьи обусловлена тем, что цифровизация и применение искусственного интеллекта в образовательном процессе становятся все более распространенными в высших учебных заведениях. Цель научной статьи - описание специфики профессионального обучения в условиях развития цифровизации и искусственного интеллекта. В данной статье рассмотрены результаты исследования, где решены три основные задачи: во-первых, проанализированы исследования, посвященные данной теме, преимущественно проведенные за последние три года, так как развитие искусственного интеллекта происходит очень быстрыми темпами. Теоретическую базу исследования составил анализ российских и зарубежных научных источников, касающихся педагогических, психологических и философских вопросов исследования. В результате анализа выявлено, что цифровизация и применение искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза имеют большой потенциал для улучшения качества обучения и ускорения процесса передачи знаний. Во-вторых, проведен опрос студентов и преподавателей, касающийся их отношения к применению искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза. В исследовании приняли участие 200 студентов и 50 преподавателей четырех факультетов Амурского государственного университета. Согласно проведенному опросу, большинство студентов и преподавателей положительно относятся к применению ИИ в высшем образовании, считая, что применение искусственного интеллекта может повысить эффективность обучения и сократить время, затрачиваемое на подготовку к занятиям. В-третьих, были обобщены полученные результаты и сформулированы цели дальнейшего исследования проблемы. Мы считаем, что дальнейшие исследования в этой области могут способствовать развитию образования и повышению качества обучения студентов высшей школы. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении подходов к применению искусственного интеллекта и цифровизации в образовательном процессе вуза. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова Любовь Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFIC FEATURES OF VOCATIONAL TRAINING IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION AND ARTIFICIAL INTELLIGENCE DEVELOPMENT

The relevance of the article is due to the fact that digitalization and the use of artificial intelligence in the educational process are becoming increasingly popular in higher education institutions. The purpose of the scientific article is to describe the specific features of vocational training in the context of digitalization and artificial intelligence development. This article discusses the results of a study where three main tasks are solved: firstly, studies on this topic are analyzed, mainly conducted over the past three years, since the development of artificial intelligence is happening at a very fast pace. The theoretical basis of the study was the analysis of Russian and foreign scientific sources relating to pedagogical, psychological and philosophical research issues. As a result of the analysis, it was revealed that digitalization and the use of artificial intelligence in the educational process of the university have great potential for improving the quality of education and accelerating the process of knowledge transfer. Secondly, a survey of students and teachers was conducted regarding their attitude to the use of artificial intelligence in the educational process of the university. The study involved 200 students and 50 teachers from four faculties of the Amur State University. According to the survey, the majority of students and teachers have a positive attitude towards the use of AI in higher education, believing that the use of artificial intelligence can increase the effectiveness of learning and reduce the time spent for classes preparing. Thirdly, the obtained results were summarized and the goals of further study of the problem were formulated. We believe that further research in this area can contribute to the development of education and improve the quality of education for university students. The theoretical significance of the study lies in the study of approaches to the use of artificial intelligence and digitalization in the educational process of the university. The practical significance of the study lies in the fact that its results can be used in the process of vocational training in institutions of higher education.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВИЗАЦИИ И ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА»



ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

2023, № 07 (июль) Раздел 5.8. Педагогика

ART 231066 DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11066 УДК 378.147:004.9

Специфика профессионального обучения в условиях развития цифровизации и искусственного интеллекта

The specific features of vocational training in the context of digitalization and artificial intelligence development

Автор статьи

L

Authorofthearticle

L

Романова Любовь Леонидовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы ФГБОУ ВО «Амурский государственный университет», г. Благовещенск, Российская Федерация

[email protected] ORCID: 0000-0001-6238-4925

Конфликт интересов

I

Liubov L. Romanova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of the Social Work, Amur State University, Blagoveshchensk, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0001-6238-4925

Conflictofintereststatement

Конфликт интересов не указан Для цитирования

Conflict of interest is not declared

For citation

Романова Л. Л. Специфика профессионального обучения в условиях развития цифровизации и искусственного интеллекта // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 07. - С. 130-141. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231066.htm.DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11066

L. L. Romanova, The specific features of vocational training in the context of digitalization and artificial intelligence development // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. - No. 07. - P. 130-141. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231066.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11066

Поступила в редакцию Received 31.05.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 26.06.23

Принята к публикации Accepted for publication 26.06.23 Опубликована Published 31.07.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Романова Л. Л., 2023

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что цифровиза-ция и применение искусственного интеллекта в образовательном процессе становятся все более распространенными в высших учебных заведениях. Цель научной статьи - описание специфики профессионального обучения в условиях развития цифровиза-ции и искусственного интеллекта. В данной статье рассмотрены результаты исследования, где решены три основные задачи: во-первых, проанализированы исследования, посвященные данной теме, преимущественно проведенные за последние три года, так как развитие искусственного интеллекта происходит очень быстрыми темпами. Теоретическую базу исследования составил анализ российских и зарубежных научных источников, касающихся педагогических, психологических и философских вопросов исследования. В результате анализа выявлено, что цифровиза-ция и применение искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза имеют большой потенциал для улучшения качества обучения и ускорения процесса передачи знаний. Во-вторых, проведен опрос студентов и преподавателей, касающийся их отношения к применению искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза. В исследовании приняли участие 200 студентов и 50 преподавателей четырех факультетов Амурского государственного университета. Согласно проведенному опросу, большинство студентов и преподавателей положительно относятся к применению ИИ в высшем образовании, считая, что применение искусственного интеллекта может повысить эффективность обучения и сократить время, затрачиваемое на подготовку к занятиям. В-третьих, были обобщены полученные результаты и сформулированы цели дальнейшего исследования проблемы. Мы считаем, что дальнейшие исследования в этой области могут способствовать развитию образования и повышению качества обучения студентов высшей школы. Теоретическая значимость исследования заключается в изучении подходов к применению искусственного интеллекта и цифровизации в образовательном процессе вуза. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в процессе профессиональной подготовки в учреждениях высшего образования.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the article is due to the fact that digital-ization and the use of artificial intelligence in the educational process are becoming increasingly popular in higher education institutions. The purpose of the scientific article is to describe the specific features of vocational training in the context of digitalization and artificial intelligence development. This article discusses the results of a study where three main tasks are solved: firstly, studies on this topic are analyzed, mainly conducted over the past three years, since the development of artificial intelligence is happening at a very fast pace. The theoretical basis of the study was the analysis of Russian and foreign scientific sources relating to pedagogical, psychological and philosophical research issues. As a result of the analysis, it was revealed that digitalization and the use of artificial intelligence in the educational process of the university have great potential for improving the quality of education and accelerating the process of knowledge transfer. Secondly, a survey of students and teachers was conducted regarding their attitude to the use of artificial intelligence in the educational process of the university. The study involved 200 students and 50 teachers from four faculties of the Amur State University. According to the survey, the majority of students and teachers have a positive attitude towards the use of AI in higher education, believing that the use of artificial intelligence can increase the effectiveness of learning and reduce the time spent for classes preparing. Thirdly, the obtained results were summarized and the goals of further study of the problem were formulated. We believe that further research in this area can contribute to the development of education and improve the quality of education for university students. The theoretical significance of the study lies in the study of approaches to the use of artificial intelligence and digitalization in the educational process of the university. The practical significance of the study lies in the fact that its results can be used in the process of vocational training in institutions of higher education.

Key words

искусственный интеллект, высшее образование, студенты, качество образования, гибкие навыки

artificial intelligence, higher education, students, quality of education, soft skills

Благодарности

I

Acknowledgements

L

Автор выражает благодарность студентам и преподавателям Амурского государственного университета за помощь в организации и проведении эмпирического исследования.

The author expresses her gratitude to the students and teachers of Amur State University for their help in organizing and conducting an empirical study.

Введение / Introduction

Сегодня мы уже можем встретить искусственный интеллект (ИИ) в разных сферах жизни: в медицине, финансовой сфере, транспорте, промышленности, науке и образовании. Как правило, такие системы используются для автоматизации тех или иных процессов, а также для принятия решений, основанных на большом объеме данных. Большинство людей еще не осознают, что встречаются с искусственным интеллектом в повседневной жизни, например в голосовых помощниках на мобильных устройствах, в системах охраны и безопасности, в игровой индустрии и т. д.

В области образования развитие цифровизации и искусственного интеллекта регламентировано следующими документами: распоряжением Правительства РФ от 21.12.2021 № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» и Указом Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации». В рамках данных документов определено создание цифровых платформ для дистанционного обучения, управления научными исследованиями, анализа данных и моделирования процессов. Кроме того, инициировано создание центра подготовки кадров в области искусственного интеллекта и разработки программ обучения для студентов и специалистов [1].

Таким образом, создание и развитие искусственного интеллекта является важным направлением развития науки и технологии [2]. Но необходимо помнить, что умение мыслить и принимать решения остается уникальной особенностью человеческого разума, которая, возможно, останется недостижимой для искусственных систем в течение длительного времени.

Исходя из вышесказанного, целью данной научной статьи является описание специфики профессионального обучения в условиях развития цифровизации и искусственного интеллекта.

В результате исследования планируется решить следующие задачи:

- проанализировать зарубежные и отечественные научные работы, посвященные изучению цифровизации и применению искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза;

- изучить отношение студентов и преподавателей к применению искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза;

- обобщить полученные результаты и сформулировать цели дальнейшего исследования проблемы.

Обзор литературы / Literaturereview

С середины XX века искусственный интеллект стал новым научным направлением, которое привлекает к себе все большее внимание ученых и общества в целом. Среди исследований можно выделить работы В. В. Кудинова, в которых изучен потенциал применения ИИ в образовании [3]. В этом направлении уже достигнуты значительные успехи, но еще остается много работы, чтобы полностью развить потенциал искусственного интеллекта. Считается, что термин ввел в 1956 году американский информатик Джон Маккартни [4].

В работе И. В. Сликишиной отмечается, что искусственный интеллект - это область науки, которая занимается созданием компьютерных систем и программ, способных анализировать данные, извлекать из них информацию и принимать решения на основе имеющихся фактов [5].

Как отмечает С. Г. Григорьев, за последние несколько десятилетий искусственный интеллект стал одной из самых быстроразвивающихся областей науки и технологий [6]. В свою очередь А. Н. Дробахина в своем исследовании говорит о том, что он находит применение во многих сферах жизни - от медицины и автомобильной промышленности до финансов и государственного управления [7].

Одним из самых известных достижений в области искусственного интеллекта, по мнению З. Д. Адживелиева, является создание нейронных сетей, которые имитируют работу человеческого мозга и могут обучаться на основе большого количества данных [8].

Искусственный интеллект, согласно исследованиям В. С. Серикова, является одним из самых перспективных направлений развития науки и технологий. Его применение может привести к революционным изменениям во многих сферах жизни, в частности в образовании [9].

Отечественная литература в области изучения профессионального образования с учетом цифровизации и искусственного интеллекта представлена работами таких авторов, как Е. С. Ямполь и Н. П. Светличная [10]. Они подчеркивают значимость интеграции цифровых технологий в образовательный процесс, а также необходимость уделять внимание развитию навыков работы с искусственным интеллектом.

Развитие искусственного интеллекта и цифровизации является одной из главных тенденций в мире науки и технологий. Т. В. Щукина в своем исследовании затронула тему применения ИИ в образовании, анализируя практику использования искусственного интеллекта в разных странах [11]. Она пришла к выводу, что первые шаги в этом направлении сделали Индия, Хорватия, Южная Корея, Китай, Финляндия, Испания.

Автор подробно рассмотрела пример Индии, где цифровая образовательная среда развивается через открытые образовательные ресурсы и онлайн-курсы с качественным обучающим контентом. Но не только Индия занимается развитием цифрового образования. Южная Корея внедрила БМАКТЕёисаИоп, Хорватия развивает проект «Электронные школы» и «Электронные университеты», а Финляндия обозначила ИКТ как объект и инструмент обучения.

Обобщая работы В. А. Аксентова, Д. Р. Богдановой, А. А. Моисеева, можно сделать вывод, что ИКТ-компетенция является одним из семи сквозных навыков в действующем финском национальном учебном плане [12]. Это позволяет учащимся развивать не только знания, но и умения в области цифровых технологий [13] . Более того, такой подход к образованию подготавливает молодых людей к будущей профессиональной деятельности в условиях быстро меняющегося мира [14].

Таким образом, развитие цифрового образования и использование искусственного интеллекта уже стали неотъемлемой частью образовательной системы во многих странах мира. Это позволяет сделать обучение более доступным и эффективным, а также готовить будущее поколение к новым вызовам и возможностям, которые предоставляет развивающийся мир технологий.

Зарубежная литература в этой области представлена работами таких авторов, как Дж. Маккартни [15] и Г. Т. Ганчев [16]. В своих исследованиях авторы подчеркивают значимость цифровых компетенций для достижения успеха в современной экономике и обращают внимание на разработку новых методов обучения, основанных на активном использовании технологий.

Т. И. Бадалходжаев отмечает, что современные технологии развиваются очень быстро и уже вовлекаются в область образования, автор исследует новые возможности, которые предоставляют чат-боты, технологии виртуальной реальности и робототехника [17].

Так, автором описаны чат-боты, которые имитируют разговор с человеком и обладают способностью обрабатывать запросы и отвечать на вопросы. Они могут использоваться в образовании для создания интерактивных заданий и тестов, а также для поддержки студентов в процессе обучения.

Технологии виртуальной реальности, согласно исследованию Е. А. Горбуновой, открывают новые возможности для обучения и тренировки в различных областях, от медицины до инженерии. С помощью виртуальной реальности студенты могут получить практические навыки без риска для своих жизней и здоровья [18].

Робототехника также является перспективным направлением в образовании. Студенты могут научиться программировать роботов и создавать устройства, которые могут выполнять задачи в различных областях. Это позволяет развивать у студентов навыки логического мышления и креативности.

Таким образом, использование чат-ботов, технологий виртуальной реальности и робототехники в образовании может значительно улучшить качество обучения и подготовки студентов к реальным задачам в будущем.

А. Ю. Уваров в своем исследовании описывает возможности применения виртуальной реальности в процессе обучения [19]. Н. М. Ахмерова говорит о том, что с ее помощью можно отрабатывать определенные профессиональные навыки - от работы с электричеством до сборки спутника или двигателя самолета [20]. М. Л. Кричевский отмечает, что с помощью УИ можно отработать аварийные ситуации или процесс управления летательным аппаратом [21]. Это, по мнению И. С. Винниковой, позволяет студентам получить больше опыта и уверенности в своих навыках до того, как они столкнутся с реальными ситуациями [22].

Кроме того, как отмечает А. А. Пшихачева, виртуальная реальность может быть использована для создания новых методик оценки знаний студентов, таких как индивидуальные проекты или симуляции игровых заданий [23]. Это, согласно В. Н. Трегу-бову, может быть особенно полезно для студентов, которые испытывают трудности в традиционной оценке знаний и навыков [24].

Таким образом, использование виртуальной реальности в высшем образовании может принести значительные преимущества студентам и научным сотрудникам, улучшая качество обучения и создавая новые возможности для обучения и научной деятельности, кроме того, как отмечено в исследовании О. В. Власенко, повышая мотивацию студентов к получению новых знаний [25].

А. И. Ракитов в своих работах к достоинствам цифровизации и использования ИИ в образовательном процессе вуза относит автоматизацию рутинных задач, таких как оценка домашних заданий и тестов, что позволяет педагогам сконцентрироваться на более важных задачах. В то же время отмечается, что есть и негативные последствия циф-ровизации образования, такие как потеря плюрализма познавательных подходов. А с психологической точки зрения - ухудшение оперативной памяти обучающихся [26].

Использование искусственного интеллекта в образовании, согласно исследованию П. М. Лукичева, может привести к улучшению образовательной системы и подготовке следующего поколения к использованию новейших технологий и инноваций в своих предметных областях [27].

Н. А. Моисеева и Г. А. Рябов в своих исследованиях отмечают, что современные технологии и развитие искусственного интеллекта предоставляют огромный потенциал для усовершенствования образовательных процессов и повышения качества обучения [28]. Для этого необходимо внимательно изучать и анализировать опыт других стран и использовать передовые технологии, чтобы наладить эффективное взаимодействие между учителями, учениками и искусственным интеллектом [29].

Общей тенденцией, прослеживаемой как в отечественной, так и в зарубежной литературе, является признание необходимости интеграции цифровых технологий в образовательный процесс и использования искусственного интеллекта в профессиональной деятельности. Вместе с тем ряд авторов подчеркивает необходимость уделять внимание не только техническим аспектам, но и развитию ключевых компетенций, таких как критическое мышление, коммуникационные навыки и способность к адаптации к изменяющимся условиям.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

Для проведения исследования была выбрана методологическая база, которая основана на системно-целостном подходе. Идеи И. В. Блауберга о системе как целостном объекте и способы определения структурных связей внутри системы и её связей с внешней средой, разработанные им и Э. Г. Юдиной, легли в основу данного подхода. В. С. Ильин, рассматривая образовательный процесс и формирование личности обучающегося как систему, интерпретировал положения системного подхода с учетом специфики и задач педагогической науки. Эта система обладает всеми свойствами целостности, что необходимо учитывать в процессе обучения.

Для решения поставленных исследовательских задач было проведено анкетирование 200 студентов и 50 преподавателей Амурского государственного университета для выявления их позиции по рассматриваемым вопросам. В исследовании приняли участие студенты и преподаватели энергетического, инженерно-физического, филологического факультетов и факультета социальных наук. Также был проанализирован научный материал, касающийся данной проблемы.

Результаты исследования / Researchresults

Применение технологий искусственного интеллекта в образовании имеет огромный потенциал и может принести множество преимуществ. Так, в вузах применение ИИ может помочь улучшить качество обучения и обеспечить более эффективное взаимодействие между участниками образовательного процесса [30].

В результате анкетирования студентов Амурского государственного университета были получены следующие результаты.

На вопрос об использовании искусственного интеллекта в процессе обучения большая часть студентов ответила отрицательно (рис. 1).

35 Используется

65 А ■ Не используется

Рис. 1. Мнения студентов об использовании ИИ в образовательном процессе вуза Среди преподавателей большая часть ответила утвердительно на вопрос об использовании в образовательном процессе вуза искусственного интеллекта (см. рис. 2).

Разницу в ответах респондентов двух групп можно объяснить тем, что не всегда студенты относят те или иные методы и средства обучения к искусственному интеллекту.

На вопрос о преимуществах применения искусственного интеллекта студентами были отмечены следующие возможности (см. рис. 3).

В ответах преподавателей, кроме указанных студентами преимуществ, были выделены и другие (см. рис. 4).

■ Используется

■ Не используется

Рис. 2. Мнения преподавателей об использовании ИИ в образовательном процессе вуза

■ Индивидуальный подход

■ Получение больших образовательных возможностей

■ Повышение эффективности обучения

Рис. 3. Преимущества использования ИИ в образовательном процессе вуза для обучающихся

(по мнению студентов)

■ Индивидуальный подход

■ Получение больших образовательных возможностей

■ Повышение эффективности обучения

Рис. 4. Преимущества использования ИИ в образовательном процессе вуза для обучающихся

(по мнению преподавателей)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим основные преимущества использования искусственного интеллекта в контексте различных категорий субъектов образовательного процесса.

В научной литературе выделены следующие преимущества в использовании ИИ в образовательном процессе вуза для студентов:

- индивидуальный подход ИИ, давая доступ к всесторонней информации по изучаемому предмету, позволяет разработать адресную, индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося с учетом его сильных и слабых сторон, способностей и проблем;

- использование ИИ может помочь оптимизировать процесс обучения и повысить его эффективность. Так, например, системы автоматической оценки работ могут дать обучающимся быструю и объективную обратную связь, что поможет им быстрее понимать свои ошибки и улучшать свои навыки;

- внедрение ИИ в образовательный процесс может помочь обучающимся получать более точные и подробные рекомендации по выбору курсов и специализаций, что поможет им более эффективно планировать свое обучение;

- использование ИИ может также помочь обучающимся получать доступ к более широкому спектру образовательных ресурсов и материалов, что позволит им более глубоко изучать тему и расширить свои знания [31].

Преподавателям использование искусственного интеллекта позволяет:

- более эффективно разрабатывать и адаптировать учебные программы, учитывая потребности и возможности каждого обучающегося;

- экономить время на проверке работ и дать более точную и объективную оценку успеваемости обучающихся;

- более эффективно отслеживать прогресс обучающихся и давать им индивидуальную обратную связь.

Результаты опроса преподавателей подтвердили выделенные преимущества. Но часть преподавателей (6%) не выделила ни единого плюса в использовании ИИ в образовательном процессе вуза.

В целом применение технологий ИИ в образовании может принести множество полезных результатов и преимуществ для всех участников образовательного процесса.

Сегодня обучение играет огромную роль в жизни людей. Оно обеспечивает обучающимся оптимальную среду, в которой они могут полностью реализовать свой потенциал. Каждый студент ощущает, что его ценят и о нем заботятся, что повышает не только успеваемость, но и уровень удовлетворенности и благополучия в целом.

В то же время на рынке труда наблюдается радикальное изменение, вызванное автоматизацией и искусственным интеллектом. Креативность, ответственность, навыки межличностного общения, а также способность к сопереживанию становятся все более важными для успешной карьеры. Студент самостоятельно может получить практически любую информацию и знания, необходимые для будущей профессиональной деятельности, но развить универсальные гибкие навыки возможно лишь во взаимодействии с педагогами и другими студентами.

В связи с этим социальное и эмоциональное развитие становятся неотъемлемой частью образования. Учебные заведения должны уделять больше внимания развитию этих навыков у своих студентов.

Тенденции развития науки и образования также направлены на то, чтобы создать более глубокое и полное понимание того, как обучение влияет на нашу жизнь в целом. Как результат, мы можем ожидать более интегрированных подходов к обучению, которые будут способствовать лучшему социальному и эмоциональному развитию как учащихся, так и общества в целом.

Заключение / Conclusion

В результате исследования на теоретическом и эмпирическом уровнях были рассмотрены возможности применения искусственного интеллекта в образовательном процессе вуза. Опрос показал, что не все студенты знакомы со средствами ИИ, которые применяются в образовательном процессе, и не всегда ими пользуются. А среди преподавателей есть те, кто не считает применение ИИ в современном образовании необходимостью.

В то же время нами выделены преимущества применения ИИ для студентов и для преподавателей. В частности, студенты получают такие преимущества, как индивидуализация образовательной траектории, повышение качества образования за счет автоматизации оценивания, доступ к широкому спектру образовательных ресурсов и др.

Преподавателям высшей школы применение ИИ позволяет уменьшить затраты времени на разработку учебных программ, при этом учитывать потребности и возможности каждого обучающегося, экономить время на проверке работ и давать студентам индивидуальную обратную связь.

Несмотря на перечисленные преимущества применения ИИ в образовательном процессе вуза, нами сделан вывод о том, что на рынке труда востребованы такие качества сотрудников, как креативность, навыки межличностного общения, готовность работать в команде, что возможно сформировать лишь в процессе общения. Таким образом, при развитии технологий ИИ гибкие навыки останутся важными и востребованными среди работодателей.

Ссылки на источники / References

1. Бекирова Э. Ш. Технологии искусственного интеллекта как фактор повышения качества высшего образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 77-1. - С. 61-65.

2. Владарский И. В. Искусственный интеллект, помощник или конкурент в современном образовании // Вестник Луганского государственного университета имени Владимира Даля. - 2021. - № 3(45). - С. 68-74.

3. Кудинов В. В. Потенциал использования искусственного интеллекта с применением методов интеллектуального анализа данных в образовании // Цифровые технологии и право: сб. науч. тр. I Междунар. науч.-практ. конф.: в 6 т., Казань, 23 сентября 2022 года. - Казань: Издательство «Познание», 2022. - С. 211-224.

4. Баганова З. А. Искусственный интеллект в образовании // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - № 4. - С. 352-356.

5. Сликишина И. В. Инструменты искусственного интеллекта в профессиональной подготовке бакалавров педагогического образования // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2022. - № 5(80). - С. 76-83.

6. Григорьев С. Г. Искусственный интеллект в образовании // Физико-математическое образование: цели, достижения и перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 20-21 октября 2022 года / ред-кол.: С. И. Василец, А. Ф. Климович (отв. ред.), В. Р. Соболь [и др.]. - Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2022. - С. 20-24.

7. Дробахина А. Н. Информационные технологии в образовании: искусственный интеллект // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 70-1. - С. 125-128.

8. Адживелиева З. Д. Искусственный интеллект в образовании // Информационно-компьютерные технологии в экономике, образовании и социальной сфере. - 2023. - № 1(39). - С. 42-47.

9. Сериков В. С. Оценка индивидуальных различий в нейронных и когнитивных основах искусственного интеллекта в образовании // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - Т. 9. - № 4(33). - С. 159-161.

10. Ямполь Е. С., Светличная Н. П. Использование искусственного интеллекта в образовании // Открытые эволюционирующие системы: цифровая трансформация: тез. междунар. науч. конф.: посвящ. 85-летию образования ДВГУПС, 20-летию Междунар. науч. конф. «Открытые эволюционирующие системы», Хабаровск, 08-09 июля 2022 года / Министерство транспорта Российской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта Дальневосточная железная дорога - филиал ОАО «РЖД»; Дальневосточный государственный университет путей сообщения. - Хабаровск: Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 2022. - С. 35-36.

11. Щукина Т. В. Цифровая среда обучения и искусственный интеллект в системе высшего образования в условиях экспорта образования // Наука. Информатизация. Технологии. Образование: материалы XIII междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 24-28 февраля 2020 года. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2020. - С. 186-197.

12. Аксентов В. А. Использование искусственного интеллекта в образовании // Вестник науки. - 2023. - Т. 4. -№ 2(59). - С. 210-212.

13. Богданова Д. Р. Инструменты эмоционального искусственного интеллекта в системах поддержки принятия решений для дистанционного образования // Вестник Уфимского государственного авиационного технического университета. - 2021. - Т. 25. - № 2(92). - С. 71-80.

14. Моисеев А. А. Технологии искусственного интеллекта в изобразительном искусстве и дизайне: место в концепции художественного образования // Перспективные направления развития современного образования: материалы VIII междунар. науч.-практ. конф.: в 3 ч., Москва, 05-26 апреля 2023 года. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2023. - С. 667-673.

15. McCarthy J. Some philosophical problems from the standpoint of artificial intelligence // Readings in Artificial Intelligence / ed. by B. L. Webber, N. J. Nilsson. - Tioga, 1981. - P. 431-450.

16. Ganchev G. T. The role of artificial intelligence as a factor of improving the quality of higher education // Education. QualityAssurance. - 2019. - No. 4(17). - P. 38-41.

17. Бадалходжаев Т. И. Искусственный интеллект в образовании // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. - 2022. - № 5(80). - С. 7-9.

18. Горбунова Е. А. Технологии искусственного интеллекта в образовании // Перспективы науки. - 2021. -№ 7(142). - С. 55-58.

19. Уваров А. Ю. О дефицитах исследований и разработок для цифровой трансформации Отечественной школы // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании: материалы VI Междунар. науч. конф.: в трех частях, Красноярск, 20-23 сентября 2022 года. Ч. 2. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, 2022. - С. 343-348.

20. Ахмерова Н. М. Возможности применения искусственного интеллекта в образовании // Человек. Искусство. Вселенная. - 2020. - № 1. - С. 56-61.

21. Кричевский М. Л. Применение методов искусственного интеллекта в образовании // Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2020. - № 2-3(61-62). - С. 59-63.

22. Винникова И. С. Искусственный интеллект в финансовом образовании студентов неэкономических специальностей // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-3. - С. 103-106.

23. Пшихачева А. А. Возможности использования искусственного интеллекта в практике высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. - 2023. - № 4(108). - С. 137-141.

24. Трегубов В. Н. Использование технологий искусственного интеллекта для дистанционного обучения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2021. - Т. 21. - Вып. 2. - С. 222-227.

25. Власенко О. В. Тенденции современного образования, применение искусственного интеллекта в дизайн проектировании // Образовательный научный форум «Вратами учёности»: сб. ст. междунар. науч. конф., Выборг, 27 декабря 2022 года. - СПб.: Общество с ограниченной ответственностью «Международный институт перспективных исследований имени Ломоносова», 2022. - С. 8-10.

26. Ракитов А. И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. - 2018. - № 6. - С. 41-46.

27. Лукичев П. М. Применение искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вопросы инновационной экономики. - 2023. - Т. 13. - № 1. - С. 485-502.

28. Моисеева Н. А. Современные технологии искусственного интеллекта в образовании // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 89-2. - С. 98-101.

29. Рябов Г. А. Основные возможности использования искусственного интеллекта в высшем образовании // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 91-2. - С. 26-30.

30. Садыкова А. Р. Искусственный интеллект как компонент инновационного содержания общего образования: анализ мирового опыта и отечественные перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2020. - Т. 17. - № 3. - С. 201-209.

31. Соколов Н. В. Анализ российского опыта внедрения технологий искусственного интеллекта в образование // Modern Science. - 2022. - № 6-2. - С. 95-99.

1. Bekirova, E. Sh. (2022). "Tekhnologii iskusstvennogo intellekta kak faktor povysheniya kachestva vysshego obra-zovaniya" [Artificial intelligence technologies as a factor in improving the quality of higher education], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 77-1, pp. 61-65 (in Russian).

2. Vladarskij, I. V. (2021). "Iskusstvennyj intellekt, pomoshchnik ili konkurent v sovremennom obrazovanii" [Artificial intelligence, assistant or competitor in modern education], Vestnik Luganskogo gosudarstvennogo universiteta imeni Vladimira Dalya, № 3(45), pp. 68-74 (in Russian).

3. Kudinov, V. V. (2022). "Potencial ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta s primeneniem metodov intel-lektual'nogo analiza dannyh v obrazovanii" [The potential of using artificial intelligence with the help of data mining methods in education], Cifrovye tekhnologii i pravo: sb. nauch. tr. I Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 61., Kazan', 23 sentyabrya 2022 goda, Izdatel'stvo "Poznanie", Kazan', pp. 211-224 (in Russian).

4. Baganova, Z. A. (2021). "Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii" [Artificial intelligence in education], Voprosy ustojchivogo razvitiya obshchestva, № 4, pp. 352-356 (in Russian).

5. Slikishina, I. V. (2022). "Instrumenty iskusstvennogo intellekta v professional'noj podgotovke bakalavrov pedagogicheskogo obrazovaniya" [Artificial intelligence tools in the professional training of bachelors of pedagogical education], Informacionno-kommunikacionnye tekhnologii v pedagogicheskom obrazovanii, № 5(80), pp. 76-83 (in Russian).

6. Grigor'ev, S. G. (2022). "Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii" [Artificial intelligence in education], Fiziko-matematich-eskoe obrazovanie: celi, dostizheniya i perspektivy: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Minsk, 20-21 oktyabrya 2022 goda, redkol.: S. I. Vasilec, A. F. Klimovich (otv. red.), V. R. Sobol' [i dr.], Uchrezhdenie obrazovaniya "Belorusskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Maksima Tanka", Minsk, pp. 20-24 (in Russian).

7. Drobahina, A. N. (2021). "Informacionnye tekhnologii v obrazovanii: iskusstvennyj intellect" [Information technologies in education: artificial intelligence], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 70-1, pp. 125-128 (in Russian).

8. Adzhivelieva, Z. D. (2023). "Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii" [Artificial intelligence in education], Infor-macionno-komp'yuternye tekhnologii v ekonomike, obrazovanii isocial'noj sfere, № 1(39), pp. 42-47 (in Russian).

9. Serikov, V. S. (2020). "Ocenka individual'nyh razlichij v nejronnyh i kognitivnyh osnovah iskusstvennogo intellekta v obrazovanii" [Assessment of Individual Differences in the Neural and Cognitive Basis of Artificial Intelligence in Education], Baltijskij gumanitarnyj zhurnal, t. 9, № 4(33), pp. 159-161 (in Russian).

10. Yampol', E. S., & Svetlichnaya, N. P. (2022). "Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v obrazovanii" [The use of artificial intelligence in education], Otkrytye evo-lyucioniruyushchie sistemy: cifrovaya transformaciya: tez. mezhdunar. nauch. konf.: posvyashch. 85-letiyu obra-zovaniya DVGUPS, 20-letiyu Mezhdunar. nauch. konf. "Otkrytye evolyucioniruyushchiesistemy", Habarovsk, 08-09 iyulya 2022 goda, Ministerstvo transporta Rossijskoj Fed-eracii Federal'noe agentstvo zheleznodorozhnogo transporta Dal'nevostochnaya zheleznaya doroga - filial OAO "RZHD", Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya, Dal'nevostochnyj gosudarstvennyj universitet putej soobshcheniya, Habarovsk, pp. 35-36 (in Russian).

11. Shchukina, T. V. (2020). "Cifrovaya sreda obucheniya i iskusstvennyj intellekt v sisteme vysshego obrazovaniya v usloviyah eksporta obrazovaniya" [Digital learning environment and artificial intelligence in the system of higher education in terms of education export], Nauka. Informatizaciya. Tekhnologii. Obrazovanie: materialy XIIImezhdunar. nauch.-prakt. konf., Ekaterinburg, 24-28fevralya 2020 goda, Ekaterinburg: Rossijskij gosudarstvennyj profes-sional'no-pedagogicheskij universitet, pp. 186-197 (in Russian).

12. Aksentov, V. A. (2023). "Ispol'zovanie iskusstvennogo intellekta v obrazovanii" [The use of artificial intelligence in education], Vestnik nauki, t. 4, № 2(59), pp. 210-212 (in Russian).

13. Bogdanova, D. R. (2021). "Instrumenty emocional'nogo iskusstvennogo intellekta v sistemah podderzhki prinyatiya reshenij dlya distancionnogo obrazovaniya" [Emotional artificial intelligence tools in decision making support systems for distance education], Vestnik Ufimskogo gosudarstvennogo aviacionnogo tekhnicheskogo universiteta, t. 25, № 2(92), pp. 71-80 (in Russian).

14. Moiseev, A. A. (2023). "Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v izobrazitel'nom iskusstve i dizajne: mesto v kon-cepcii hudozhestvennogo obrazovaniya" [Artificial intelligence technologies in fine arts and design: a place in the concept of art education], Perspektivnye napravleniya razvitiya sovremennogo obrazovaniya: materialy VIII mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 3 ch., Moskva, 05-26 aprelya 2023 goda, Obshchestvo s ogranichennoj ot-vetstvennost'yu «Uchebnyj centr "Perspektiva", Moscow, pp. 667-673 (in Russian).

15. McCarthy, J. (1981). "Some philosophical problems from the standpoint of artificial intelligence", in Webber, B. L., & Nilsson, N. J. (eds.). Readings in Artificial Intelligence, Tioga, pp. 431-450 (in English).

16. Ganchev, G. T. (2019). "The role of artificial intelligence as a factor of improving the quality of higher education", Education. Quality Assurance, No. 4(17), pp. 38-41 (in English).

17. Badalhodzhaev, T. I. (2022). "Iskusstvennyj intellekt v obrazovanii" [Artificial intelligence in education], Infor-macionno-kommunikacionnye tekhnologii vpedagogicheskom obrazovanii, № 5(80), pp. 7-9 (in Russian).

18. Gorbunova, E. A. (2021). "Tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii" [Artificial intelligence technologies in education], Perspektivy nauki, № 7(142), pp. 55-58 (in Russian).

19. Uvarov, A. Yu. (2022). "O deficitah issledovanij i razrabotok dlya cifrovoj transformacii Otechestvennoj shkoly" [About research and development deficits for the digital transformation of the Domestic school], Informatizaciya obrazovaniya i metodika elektronnogo obucheniya: cifrovye tekhnologii v obrazovanii: materialy VI Mezhdunar. nauch. konf.: v trekh chastyah, Krasnoyarsk, 20-23 sentyabrya 2022 goda. Ch. 2, Krasnoyarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. V. P. Astaf'eva, Krasnoyarsk, pp. 343-348 (in Russian).

20. Ahmerova, N. M. (2020). "Vozmozhnosti primeneniya iskusstvennogo intellekta v obrazovanii" [The potential of using artificial intelligence in education], Chelovek. Iskusstvo. Vselennaya, № 1, pp. 56-61 (in Russian).

21. Krichevskij, M. L. (2020). "Primenenie metodov iskusstvennogo intellekta v obrazovanii" [The use of artificial intelligence methods in education], Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya, № 2-3(61-62), pp. 59-63 (in Russian).

22. Vinnikova, I. S. (2022). "Iskusstvennyj intellekt v finansovom obrazovanii studentov neekonomicheskih spe-cial'nostej" [Artificial intelligence in financial education of students of non-economic specialties], Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, № 75-3, pp. 103-106 (in Russian).

23. Pshihacheva, A. A. (2023). "Vozmozhnosti ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v praktike vysshego obra-zovaniya" [Potential of using artificial intelligence in the practice of higher education], Obshchestvo: sociologiya, psihologiya, pedagogika, № 4(108), pp. 137-141 (in Russian).

24. Tregubov, V. N. (2021). "Ispol'zovanie tekhnologij iskusstvennogo intellekta dlya distancionnogo obucheniya" [Using artificial intelligence technologies for distance learning], Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika, t. 21, vyp. 2, pp. 222-227 (in Russian).

25. Vlasenko, O. V. (2022). "Tendencii sovremennogo obrazovaniya, primenenie iskusstvennogo intellekta v dizajn proektirovanii" [Trends in modern education, the use of artificial intelligence in design engineering], Obra-zovatel'nyj nauchnyj forum «Vratami uchyonosti»: sb. st. mezhdunar. nauch. konf., Vyborg, 27 dekabrya 2022 goda, Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Mezhdunarodnyj institut perspektivnyh issledovanij imeni Lomonosova", St. Petersburg, pp. 8-10 (in Russian).

26. Rakitov, A. I. (2018). "Vysshee obrazovanie i iskusstvennyj intellekt: ejforiya i alarmism" [Higher education and artificial intelligence: euphoria and alarmism], Vysshee obrazovanie v Rossii, № 6, pp. 41-46 (in Russian).

27. Lukichev, P. M. (2023). "Primenenie iskusstvennogo intellekta v sisteme vysshego obrazovaniya" [The use of artificial intelligence in the higher education system], Voprosy innovacionnoj ekonomiki, t. 13, № 1, pp. 485-502 (in Russian).

28. Moiseeva, N. A. (2022). "Sovremennye tekhnologii iskusstvennogo intellekta v obrazovanii" [Modern technologies of artificial intelligence in education], Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, № 89-2, pp. 98-101 (in Russian).

29. Ryabov, G. A. (2022). "Osnovnye vozmozhnosti ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v vysshem obrazovanii" [Key Opportunities for Using Artificial Intelligence in Higher Education], Tendencii razvitiya nauki i obrazovaniya, № 91-2, pp. 26-30 (in Russian).

30. Sadykova, A. R. (2020). "Iskusstvennyj intellekt kak komponent innovacionnogo soderzhaniya obshchego obrazovaniya: analiz mirovogo opyta i otechestvennye perspektivy" [Artificial intelligence as a component of the innovative content of general education: analysis of world experience and domestic prospects], Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Informatizaciya obrazovaniya, t. 17, № 3, pp. 201-209 (in Russian).

31. Sokolov, N. V. (2022). "Analiz rossijskogo opyta vnedreniya tekhnologij iskusstvennogo intellekta v obrazovanie" [Analysis of the Russian experience of introducing artificial intelligence technologies in education], Modern Science, № 6-2, pp. 95-99 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.