Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ ДПО В УНИВЕРСИТЕТАХ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ'

СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ ДПО В УНИВЕРСИТЕТАХ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНЫЙ ЦЕНТР / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОДУКТ ДПО / ТЕХНОЛОГИИ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО / ПРОБЛЕМНОГО И ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / СЛУШАТЕЛЬ / КАФЕДРА / ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / DIGITAL TRANSFORMATION / UNIVERSITY / EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC CENTER / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / THE ADDITIONAL PROGRAM AS A PRODUCT / TECHNOLOGIES OF PERSONAL-ORIENTED LEARNING / TECHNOLOGIES OF PROBLEM AND PROJECT TRAINING / PEDAGOGICAL DESIGN / STUDENT / DEPARTMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулапов Михаил Николаевич, Карасев Петр Александрович, Фатеев Максим Альбертович, Слонец Иоланта

В статье рассматриваются особенности организации системы дополнительного образования в российских университетах в условиях современных реалий - ускорения смены профессий, становления концепции «Образование через всю жизнь», цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества, включая сферу образования, а также влияния наличия в образовательном портфеле университета стабильного сегмента программ дополнительного профессионального образования (ДПО) как фактора его устойчивой конкурентоспособности. В качестве примера новых для российской практики управления образованием и перспективных форм организации учебного и научного процесса (в их синтезе) в статье выступает образовательно-научный центр (ОНЦ) университета как объединение профильных кафедр и научных подразделений в соответствующей предметной области, структурно отделенный от формы классического факультета с единоначальным или линейно-функциональным управлением. Приводится пример ОНЦ «Менеджмент» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова как реально стабильного подразделения университета, имеющего лидирующие позиции в системе внутренней рейтинговой оценки по KPI (КПР) и стабильный портфель заказов научных работ и программ ДПО для корпоративного сегмента, обеспечивающий выполнение планов поступлений финансовых средств. Авторами даются обобщенные практические рекомендации по выстраиванию процессов разработки, продвижения и реализации программ ДПО с учетом дифференциации по базовым целевым группам потребителей-слушателей, технологий их обучения и создания базовых вариантов продуктов ДПО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулапов Михаил Николаевич, Карасев Петр Александрович, Фатеев Максим Альбертович, Слонец Иоланта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROJECT MANAGEMENT OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF DPO PROGRAMS IN UNIVERSITIES: ROLE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC CENTERS

In the article the features of organization of the system of supplementary education in Russian universities in the conditions of modern reality are considered. Among them are the accelerating shift of professions, the concept of "long life learning", the digitalization of all spheres, including education, as well as a stable segment of the programs of professional education in the educational portfolio of a university is needed for its of sustainable competitiveness. As an example, there are proposed some perspective forms of organization of educational and scientific process which are new for the Russian practice of managing education. One of these forms could be an educational-scientific center in a university as a union of the departments and research units in the relevant subject area, structurally separated from the classical forms of faculty and completely different from it. The last one is classically managed individually, collegially or on the basis of linear-functional approach, especially in Russia. The education & science center of Management in the Plekhanov Russian University of Economics is given as an example. It is a really successful division of the university, which has a confidently leading position in the internal rating system for KPI and a stable portfolio of orders for research and vocational programs for the corporate segment, which ensures the implementation of financial plans and guarantees the sustainability of a university’s budget. The article provides generalized practical recommendations for building the processes of development, promotion and implementation of vocational programs, taking into account the differentiation by basic target groups of consumers (students), diverse technologies for their training and creating basic versions of the educational products.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ ДПО В УНИВЕРСИТЕТАХ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2021-1-105-114

СПЕЦИФИКА ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ РАЗРАБОТКОЙ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММ ДПО В

УНИВЕРСИТЕТАХ: РОЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-НАУЧНЫХ ЦЕНТРОВ

М. Н. Кулапов, П. А. Карасев, М. А. Фатеев

Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,

Москва, Россия И. Слонец

Люблинский технологический университет,

Люблин, Польша

В статье рассматриваются особенности организации системы дополнительного образования в российских университетах в условиях современных реалий - ускорения смены профессий, становления концепции «Образование через всю жизнь», цифровизации всех сфер жизнедеятельности общества, включая сферу образования, а также влияния наличия в образовательном портфеле университета стабильного сегмента программ дополнительного профессионального образования (ДПО) как фактора его устойчивой конкурентоспособности. В качестве примера новых для российской практики управления образованием и перспективных форм организации учебного и научного процесса (в их синтезе) в статье выступает образовательно-научный центр (ОНЦ) университета как объединение профильных кафедр и научных подразделений в соответствующей предметной области, структурно отделенный от формы классического факультета с единоначальным или линейно-функциональным управлением. Приводится пример ОНЦ «Менеджмент» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова как реально стабильного подразделения университета, имеющего лидирующие позиции в системе внутренней рейтинговой оценки по KPI (КПР) и стабильный портфель заказов научных работ и программ ДПО для корпоративного сегмента, обеспечивающий выполнение планов поступлений финансовых средств. Авторами даются обобщенные практические рекомендации по выстраиванию процессов разработки, продвижения и реализации программ ДПО с учетом дифференциации по базовым целевым группам потребителей-слушателей, технологий их обучения и создания базовых вариантов продуктов ДПО.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование; цифровая трансформация; университет; образовательно-научный центр; образовательные технологии; продукт ДПО; технологии личностно ориентированного, проблемного и проектного обучения; педагогический дизайн; слушатель; кафедра.

SPECIFICS OF PROJECT MANAGEMENT OF DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF DPO PROGRAMS IN UNIVERSITIES: ROLE OF EDUCATIONAL AND SCIENTIFIC CENTERS

Mikhail N. Kulapov, Petr A. Karasev, Maksim A. Fateev

Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Jolanta Sloniec Lublin University of Technology, Lublin, Poland

In the article the features of organization of the system of supplementary education in Russian universities in the conditions of modern reality are considered. Among them are the accelerating shift of professions, the concept of "long life learning", the digitalization of all spheres, including education, as well as a stable segment of the programs of professional education in the educational portfolio of a university is needed for its of sustainable competitiveness.

As an example, there are proposed some perspective forms of organization of educational and scientific process which are new for the Russian practice of managing education. One of these forms could be an educational-scientific center in a university as a union of the departments and research units in the relevant subject area, structurally separated from the classical forms of faculty and completely different from it. The last one is classically managed individually, collegially or on the basis of linear-functional approach, especially in Russia. The education & science center of Management in the Plekhanov Russian University of Economics is given as an example. It is a really successful division of the university, which has a confidently leading position in the internal rating system for KPI and a stable portfolio of orders for research and vocational programs for the corporate segment, which ensures the implementation of financial plans and guarantees the sustainability of a university's budget. The article provides generalized practical recommendations for building the processes of development, promotion and implementation of vocational programs, taking into account the differentiation by basic target groups of consumers (students), diverse technologies for their training and creating basic versions of the educational products.

Keywords: additional professional education; digital transformation; university; educational and scientific center; educational technologies; the additional program as a product, technologies of personal-oriented learning; technologies of problem and project training, pedagogical design; student; department.

В настоящее время программы дополнительного профессионального образования (ДПО) университетов являются одним из наиболее оптимальных ответов на требования внешней среды, в частности, грядущей четвертой промышленной революции, а также интенсивной цифровизации экономики. Изменения в мире происходят практически в режиме онлайн: автомобильные компании тестируют беспилотные автомобили, сами автомобили и другая техника производятся на высокоавтоматизированных заводах. Китайское правительство стимулирует развитие «безлюдных» производств, криптова-люты продолжают занимать значимое место на мировых биржах, крупнейший в России банк совершает одну цифровую акцию за другой и т. д. Концепция обучения «Образование через всю жизнь» становится реальностью подавляющего большинства работников, независимо от их возраста и положения. Выпускники вузов через 1-2 года профессиональной карьеры начинают осознавать, что одного полученного ими в начале жизненного пути образования становится недостаточно. Дело дошло до возникновения неудачно сформулированной инициативы об упразднении дипломов, выданных более 10 лет назад.

Уходят в прошлое рутинные профессии, заменяемые программами и робототехникой. В России свой вклад вносит фактическая деиндустриализация экономики,

приведшая к сокращению значительного количества рабочих профессий и способствующая сжатию национальной системы образования.

Необходимости цифровизации используемых вузами образовательных технологий в системе подготовки кадров, соответствующих требованиям рынка труда, посвящен целый ряд научных работ [1; 4; 6].

В обществе формируются запросы не только на новые профессии, но и на дополнительное образование специалистов с практическим опытом. В динамично меняющейся экономической ситуации ведущие российские университеты имеют уникальную возможность предложить под маркой своего бренда программы ДПО, адекватные духу времени.

Идущие и предстоящие объективные изменения в экономике и, как следствие, в системе высшего и дополнительного профессионального образования, очевидно, приведут к изменению парадигмы менеджмента. В этой связи представляется, что именно новые перспективные формы организации управления учебным и научным процессом в их синтезе в состоянии выступить проводниками и в развитии систем ДПО в университетах, без которой, по мнению авторов, невозможна ни долгосрочная конкурентоспособность образовательного портфеля вуза, ни его (вуза) финансовая устойчивость. Особенно это актуально в последние два года продолжающегося недофинансирования по линии

федерального бюджета и невозможности предсказания влияния макрофакторов на выпадение доходной части внебюджетных источников, таких как, например, влияние распространения коронавирусной инфекции на деятельность образовательных организаций (COVID-19).

Непрерывное обучение уже давно используется в системах образования. Однако особое значение оно приобрело накануне четвертой промышленной революции. Пример Польши как члена Европейского союза показывает, что эта страна участвует в реализации Программы непрерывного обучения (LLP), установленной Решением № 1720/2006/ EC Европейского парламента и Совета от 15 ноября 2006 г. Программа была реализована в 2007-2013 гг. В Польше функцию Национального агентства программы выполняет Фонд развития системы образования, который является фондом Государственного казначейства. Основная цель Фонда - широкая поддержка деятельности по развитию образования в Польше посредством координации программ и образовательной инициативы [7; 8].

В качестве такого проводника новой концепции организации допобразования в РЭУ им. Г. В. Плеханова может выступать образовательно-научный центр «Менеджмент» (равно как и другие образовательно-научные центры) совместно с кафедрами и научно-исследовательскими подразделениями, входящими в его состав [5].

Если необходимость программ ДПО для потребителей более очевидна, то для чего они необходимы вузам? На этот вопрос может быть несколько ответов, наиболее важными из которых, по нашему мнению, являются следующие:

1) потребность в развитии профпригодности преподавателей вуза при проведении переподготовки слушателей-практиков;

2) естественная необходимость повышения доходности деятельности университетов как фактора их конкурентоспособно-

сти в эпоху цифровой трансформации образования.

Первый тезис обосновывается тем, что обучение слушателей ДПО, имеющих практический опыт, отличается от процесса обучения студентов-бакалавров, для которых важен авторитет преподавателя. Однако и преподавание студентам по программам бакалавриата, как это уже стало очевидным, также должно соответствовать практическим реалиям. В этом контексте разработка и в определенном смысле «продажа» программ ДПО являются конкретной проверкой способности всей образовательной структуры университета генерировать программы, соответствующие современной экономической практике. Зачастую имеется определенная связь между конкурентоспособностью программ уровня магистратуры и программ ДПО в одних и тех же университетах.

Второй тезис обусловлен тем, что для частных вузов прибыльность является условием существования, а успех деятельности университетов, зависящих от государственного финансирования, обусловлен их позициями в международных рейтингах, которые также во многом определяются популярностью среди студентов и слушателей, характеристикой которых в свою очередь является объем привлеченных средств. Более того, в Российской Федерации с 2020 г. применяется новая методика распределения контрольных цифр приема между вузами, в перечень показателей которой входит контингент выпускников программ ДПО по соответствующему направлению (области подготовки).

Опираясь на предложенный подход, зададимся рядом вопросов. Первый - какие именно структурные подразделения в российских университетах способны создавать наиболее востребованные и адекватные времени программы ДПО? И второй - каким образом должна функционировать система разработки и реализации программ ДПО?

Очевидно, что ДПО вуза как система должно базироваться на знаниях и компе-

тенциях его преподавателей, т. е. на первый план выходят кафедры, объединенные на основе предметной области в образовательно-научные центры (ОНЦ). Для того чтобы определить оптимальную технологию ДПО вуза, рассмотрим эту систему подробнее.

Как известно, универсальных программ ДПО не существует, поскольку все они различаются как по своему содержанию, так и по технологиям обучения. Этот тезис важен для понимания перспектив развития университета и, следовательно, для разработки стратегии экономического вуза в направлении расширения линейки продуктов ДПО. Эта проблема актуальна и для сегмента основного образования -программ бакалавриата, специалитета и магистратуры [2].

Как следует из Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации (в редакции от 19 декабря 2016 г.), дополнительное профессиональное1 образование адресовано людям, имеющим базовое среднее или высшее профессиональное образование и/ или которые находятся в процессе получения такового, и «направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации интенсивно меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)».

Следовательно, дополнительные профессиональные программы должны разрабатываться с учетом профессиональных стандартов, квалификационных требова-

1 В соответствии с действующим законодательством страны термин «профессиональное» выпал из характеристик высшего образования, но в контексте статьи его использование представляется важным и обоснованным.

ний, указанных в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационных требований к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Программы профессиональной переподготовки в свою очередь базируются на установленных квалификационных требованиях, профессиональных стандартах и параметрах, соответствующих ФГОС среднего профессионального и (или) высшего образования, к результатам освоения образовательных программ.

Университетская система ДПО, как известно, включает в себя следующие виды обучения:

1) дополнительное к высшему образование с выдачей диплома о дополнительном (к высшему) образовании;

2) профессиональная переподготовка с выдачей государственного диплома о профессиональной переподготовке;

3) повышение квалификации с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации по программам от 72 до 100 академических часов и свидетельства о повышении квалификации по программам от 100 до 500 академических часов;

4) стажировки с выдачей удостоверения о краткосрочном повышении квалификации;

5) курсы, тренинги, семинары и мастер-классы с выдачей сертификата.

Систематизируя приведенные начальные требования, получаем привязку ДПО к целевым группам, представленным в табл. 1.

Опираясь на эту классификацию, при разработке программ ДПО необходимо учитывать следующие требования:

1) определение уникальности программы для каждой целевой группы;

2) разработка технологий обучения;

3) создание онлайн-версии программы для проектного обучения;

4) обеспечение возможности дистанционного общения со слушателями в процессе обучения.

Т а б л и ц а 1

Распределение ДПО по базовым целевым группам

Наименование программы ДПО Формат организации Базовая целевая группа (у кого есть средства на оплату)

1. Дополнительное к высшему образование Центр дополнительного образования, имеющий свои программы специализации, например, «Менеджмент в торговле (услугах, промышленности и др.)» или «Менеджмент в малом бизнесе» Граждане - физические лица. Индивидуальные предприниматели

2. Профессиональная переподготовка Программа в соответствии с профстандартами Госслужащие, вузы

3. Повышение квалификации Программа в соответствии с профстандартами Госслужащие, вузы

4. Стажировки Программа в соответствии с профстандартами Владельцы, руководители и специалисты малых предприятий

5. Лекции, курсы, тренинги, семинары и мастер-классы Программа в соответствии с профстандартами Владельцы, руководители и специалисты малых предприятий

Значимым фактором в этой цепочке является технология ДПО. В настоящее время значительная часть вузовских преподавателей способна использовать лишь традиционные технологии обучения, а новейшие разработки применяются в меньшей степени. Однако без современных технологий программу ДПО практически не «продать», поскольку это во многом и есть продукт, его главная содержательная часть.

Современная технология ДПО - это такое построение процесса обучения, в котором деятельность слушателей должна быть представлена в определенной последовательности, способствующей достижению прогнозируемого гарантированного результата. В ДПО, в отличие от бакалавриата и магистратуры, должны быть созданы все условия для разделения слушателей по их индивидуальным особенностям и интересам; их необходимо учить по-разному, корректируя содержание и методы обуче-

ния в зависимости от уровня подготовленности.

Приведем основные технологии, применение которых может повысить вероятность достижения максимального успеха в реализации программы ДПО.

1. Технология личностно ориентированного обучения - максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных компетенций слушателя на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.

В соответствии с данной технологией для каждого слушателя составляется персонифицированная образовательная программа, которая носит индивидуальный характер, основывается на компетенциях, присущих данному слушателю, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

2. Технология индивидуализации обучения (адаптивная) - индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

В ДПО допустимо применение нескольких вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей слушателей:

- комплектование учебных групп однородного состава (по полу, возрасту, должности в организации);

- внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению;

- профильное обучение (маркетинг, финансы, менеджмент и др.).

3. Групповые технологии - предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. В ДПО можно применить несколько уровней коллективной деятельности в группе:

- одновременная работа со всей группой;

- работа в парах;

- групповая работа на принципах дифференциации.

Особенности групповой технологии заключаются в том, что группа делится на подгруппы для решения конкретных задач. Задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого слушателя. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

4. Использование интерактивной модели обучения - моделирование бизнес-ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

5. Технология коллективной творческой деятельности - предполагает такую организацию совместной деятельности, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе бизнес-задания.

6. Технология исследовательского (проблемного) обучения - создание проблемных ситуаций и активная деятельность обучаемых по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками, а образовательный про-

цесс строится как поиск новых познавательных ориентиров.

7. Технология проектного обучения - альтернативная технология, которая противопоставляется классно-урочной системе, т. е. не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. В проектном обучении ценен не столько результат, сколько в большей мере сам процесс.

На этой основе необходимо сделать продукт ДПО, корректно применив технологию обучения к конкретной целевой группе слушателей.

Представляется, что здесь возможны следующие базовые варианты продуктов ДПО:

1. Оперативное реагирование на наиболее популярные локальные запросы экономики.

2. Разработка продолжительных по времени проектов, предполагающих программы обучения, сформированные для решения наиболее насущных проблем заказчика.

3. «Коробочные» программные продукты, разработанные для решения конкретной задачи и предполагающие самостоятельное использование заказчиком.

В первом случае продукты ДПО должны ориентироваться на массового потребителя, стремящегося получить дополнительные знания по самым современным и, следовательно, востребованным направлениям (п. 1-3 табл. 1). В динамично меняющихся мировой и национальной экономиках постоянно возникают новые товары и услуги, появляются новые технологии. Их применение дает значительный коммерческий эффект бизнесменам, первым раскрутившим новый продукт. Вслед за пионерами устремляются наиболее пассионарные члены общества, стремящиеся получить прибыль, норма которой превышает среднюю на рынке. Именно на эту аудиторию необходимо ориентироваться при оперативном создании краткосрочных программ ДПО.

В случае если университет не располагает необходимыми ресурсами для формирования таких продуктов, следует привлекать сторонних экспертов, обладающих знаниями в новой узкой сфере деятельности. Примером может служить программа «Основы инвестиций в Blockchain и ICO», предлагаемая РЭУ им. Г. В. Плеханова в рамках программы «Лаборатория цифровой экономики».

Значительное количество бизнесменов, частных инвесторов и руководителей хотели бы ознакомиться и вникнуть в смысл понятий, характеризующих криптовалю-ты. Здесь университет выступает интегратором, предоставляющим площадку в удобное для занятых людей время - субботу и воскресенье. То есть с точки зрения организации программы ДПО в рамках одной длинной программы могут выделяться ДПО-модули в виде мастер-классов, проектных сессий или интенсивов с привлечением другой, более обширной аудитории, нежели та, которая была набрана на длинную программу. Важным фактором в данном случае является приемлемая на рынке цена, т. е. вопросы ценообразования. Как правило, такие ДПО-модули являются вполне приемлемыми по стоимости или вовсе бесплатными, если это предполагает концепция продвижения программы как нового образовательного продукта.

Во втором случае речь идет о проектах, в которых заказчиком могут выступать крупные предприятия, государственные корпорации, органы государственной власти или органы местного самоуправления (п. 2 и 3 табл. 1). Перед большинством из них стоит, как правило, несколько задач, которые им необходимо решать в целях реализации своих основных функций. Даже в том случае, если руководству понятны механизмы наиболее оптимального достижения поставленной перед ними цели, часто возникает проблема доведения наиболее эффективных технологий до основной части исполнителей. Таких исполнителей в рамках большой системы может

быть много, поскольку в их число входят как менеджеры, так и непосредственные исполнители. В этом случае продукты ДПО должны разрабатываться с учетом технологий обучения, упомянутых выше.

Примерами здесь могут служить программы повышения квалификации для государственных, муниципальных и корпоративных нужд, реализуемые в РЭУ им. Г. В. Плеханова для сотрудников правительства Москвы и региональных органов власти в субъектах Российской Федерации. Продолжительность таких проектов, как правило, составляет не менее одного года и предполагает использование технологии iSpring - программной системы, позволяющей эффективно разрабатывать образовательные продукты.

В третьем случае имеет место опосредованное применение ДПО: продажа «коробочного» продукта - самостоятельной программы, разработанной для решения конкретных задач заказчика.

В качестве примера можно привести проект кафедры теории менеджмента и бизнес-технологий по автоматизации бизнес-процессов энергетических компаний на основе программной оболочки «1С:Предприятие» и, в частности, автоматизации процессов управления взаимоотношениями с потребителями электроэнергии, процессов расчета тарифов и формирования первичной документации, процессов получения необходимой информации от гарантирующего поставщика. Проект «Разработка алгоритмов ценообразования на оптовом рынке электроэнергии и формирования финансовых результатов работы энергокомпании» реализуется в течение трех месяцев и предполагает использование технологий Business Studio (построение систем управления) и MS Visio (визуализация архитектур систем управления).

Резюмируя, можно предложить последовательность действий по созданию продукта ДПО в университете, представленную в табл. 2.

Т а б л и ц а 2

Предложения по организации ДПО в университете

Задача Ответственное подразделение

1. Определить содержание программ ДПО по каждой целевой группе слушателей и сформировать проектную группу при кафедре для разработки и постоянного методического сопровождения (в концепции педагогического дизайна) программы ДПО Кафедры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Отобрать из имеющихся предложений кафедр те программы, которые уже реализуются в той или иной мере и имеют высокую степень готовности ОНЦ и кафедры

3. Подготовить план действий по созданию продукта программы ДПО (учебный план и программа не являются продуктами для продажи) ОНЦ и кафедры

4. Получить финансирование на создание продукта и подготовить образовательные ресурсы (электронные материалы, интерактивные задания и т. п.) ОНЦ

5. Разработать план продвижения продукта ДПО к целевым группам ОНЦ и профильные кафедры

6. Объявить набор и начать реализацию Кафедры

Еще одним важным аспектом является процесс администрирования обучения по программам ДПО. В предлагаемой нами схеме эту роль лучше всего смогут выполнять образовательно-научные центры, объединяющие профильные кафедры на предметной основе. Такой подход даст возможность создать гибкую систему, позволяющую не только выбирать лучшие программы, но и производить объективный отбор профессорско-преподавательского состава.

На основе отзывов слушателей, а также мониторинга роста или падения популярности программ ДПО университет получит объективные критерии при проведении конкурсного отбора, а преподаватели - дополнительные стимулы для собственного развития. Такая во многом естествен-

ная селекция лучших кадров неизбежно приведет к синергетическому эффекту - к росту качества и, соответственно, популярности базовых для университета программ высшего образования.

Безусловно, предложенный подход является лишь одним из вариантов, но можно предположить, что при такой постановке задача расширения линейки продуктов ДПО в университете получает конкретную схему ее решения, при которой кафедрам будет проще предлагать варианты реализации собственных наработок, а ОНЦ смогут не только выбирать из имеющихся продуктов самые перспективные, но и совместно с научными подразделениями университета определять наиболее актуальные направления развития ДПО.

Список литературы

1. Власов Д. А. Электронные образовательные ресурсы в контексте подготовки кадров для цифровой экономики / / Вызовы цифровой экономики: итоги и новые тренды : сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Брянск, 2019. -С. 119-123.

2. Карасев П. А., Чайковская Л. А. Совершенствование программ высшего образования в контексте современных требований рынков образовательных услуг и профессионального сообщества / / Экономика и управление: проблемы, решения. - 2017. - Т. 3. - № 2. -С. 3-9.

3. Катабай П. Х., Курбатова И. В., Панина Н. Н. Новый взгляд на заочные конференции в рамках цифровизации образования / / Факторы успеха. - 2019. - № 2 (13). - С. 51-57.

4. Копылова Н. А. О вызовах цифровизации образования // Цифровизация образования: вызовы современности : материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (Чебоксары, 16 ноября 2020 г.). - Чебоксары : ИД «Среда», 2020.

5. Кулапов М. Н., Масленников В. В., Шкляев А. Е. Образовательно-научный центр «Менеджмент» как управленческая инновация: опыт и проблемы / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2017. - № 1 (91). - С. 93-104.

6. Синнуков А. В. Преподавание математических дисциплин в условиях цифровизации / / Электронные библиотеки. - 2020. - Т. 23. - № 1-2. - С. 177-186.

7. Maniak G. Ksztalcenie przez cafe zycie - idea i realizacja. Polska na tle unii europejskiej, Studia Ekonomiczne // Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego w Katowicach. -2015. - N 214. - S. 128-139.

8. Rolnik M., Atlas A. Program uczenia sig przez cafe zycie w Polsce. - URL: http:// czytelnia.frse.org.pl / media / Raport_LLP_2009.pdf

References

1. Vlasov D. A. Elektronnye obrazovatelnye resursy v kontekste podgotovki kadrov dlya tsifrovoy ekonomiki [E-Education Resources in the Context of Training Personnel for Digital Economy]. Vyzovy tsifrovoy ekonomiki: itogi i novye trendy, sbornik statey II Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Challenges of Digital Economy: Results and New Trends: collection of articles of the 2nd All-Russian Conference]. Bryansk, 2019, pp. 119-123. (In Russ).

2. Karasev P. A., Chaykovskaya L. A. Sovershenstvovanie programm vysshego obrazovaniya v kontekste sovremennykh trebovaniy rynkov obrazovatelnykh uslug i professionalnogo soobshchestva [Developing Programs of Higher Education in the Context of Today's Requirements of Education Service Market and Professional Community]. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya [Economics and Management: Problems and Solutions], 2017, Vol. 3, No. 2, pp. 3-9. (In Russ).

3. Katabay P. Kh., Kurbatova I. V., Pachina N. N. Novyy vzglyad na zaochnye konferentsii v ramkakh tsifrovizatsii obrazovaniya [New View on Distant Conferences within the Frames of Education Digitalization]. Faktory uspekha [Success Factors], 2019, No. 2 (13), pp. 51-57. (In Russ).

4. Kopylova N. A. O vyzovakh tsifrovizatsii obrazovaniya [Concerning Challenges of Education Digitalization]. Tsifrovizatsiya obrazovaniya: vyzovy sovremennosti, materialy Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem (Cheboksary, 16 noyabrya 2020 g.) [Education Digitalization: materials of the All-Russian Conference with International Participation (Cheboksary, November 16, 2020)]. Cheboksary, Publishing house 'Sreda', 2020. (In Russ).

5. Kulapov M. N., Maslennikov V. V., Shklyaev A. E. Obrazovatelno-nauchnyy tsentr «Menedzhment» kak upravlencheskaya innovatsiya: opyt i problemy [Education-Research Center 'Management' as Managerial innovation: Experience and Problems]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2017, No. 1 (91), pp. 93-104. (In Russ).

6. Sinchukov A. V. Prepodavanie matematicheskikh distsiplin v usloviyakh tsifrovizatsii [Teaching Mathematics in Conditions of Digitalization]. Elektronnye biblioteki [E-Libraries], 2020, Vol. 23, No. 1-2, pp. 177-186. (In Russ).

7. Maniak G. Ksztalcenie przez cale zycie - idea i realizacja. Polska na tle unii europejskiej, Studia Ekonomiczne. Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Ekonomicznego w Katowicach, 2015, No. 214, ss. 128-139. (In Poland).

8. Rolnik M., Atlas A. Program uczenia siç przez cale zycie w Polsce. (In Poland). Available at: http://czytelnia.frse.org.pl/ media/Raport_LLP_2009.pdf

Сведения об авторах

Михаил Николаевич Кулапов

доктор экономических наук, профессор, руководитель научной школы «Теория и технологии менеджмента» РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Kulapov.MN@rea.ru

Петр Александрович Карасев

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Karasev.PA@rea.ru

Максим Альбертович Фатеев

кандидат экономических наук, доцент, заведующий базовой кафедрой Торгово-промышленной палаты РФ РЭУ им. Г. В. Плеханова.

Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: Fateev.MA@rea.ru

Иоланта Слонец

доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой организации предприятия Люблинского технологического университета.

Адрес: Люблинский технологический университет, 20-618, Республика Польша, Люблин, ул. Надбыстжицка, д. 38. E-mail: j.sloniec@pollub.pl ORCID: 0000-0002-8869-5059

Information about the authors

Mikhail N. Kulapov,

Doctor of Economics, Professor, the Head of the Academic School 'Theory and Technology of Management' of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Kulapov.MN@rea.ru

Petr A. Karasev

PhD, Assistant Professor of the Department for Higher Mathematics of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Karasev.PA@rea.ru

Maksim A. Fateev

PhD, Assistant Professor, the Head of the Basic Department of the Trade and Industry Chamber RF of the PRUE.

Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: Fateev.MA@rea.ru

Jolanta Sloniec

D.Sc., Professor,

Head of the Department of Enterprise Organization of the Lublin University of Technology.

Address: Lublin University of Technology,

38 Nadbystrzycka Str., Lublin,

20-618, Poland.

E-mail: j.sloniec@pollub.pl

ORCID: 0000-0002-8869-5059

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.