ЭКОНОМИКА
DOI: http://dx.doi.org/10.21686/2413-2829-2021-3-12-23
МОДЕЛЬ ОТВЕТСТВЕННОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ
И. Л. Владимирова, Г. Ю. Каллаур, А. А. Цыганкова
Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова,
Москва, Россия
В условиях цифровизации и глобализации экономики, стремительного роста конкуренции в области образовательных услуг, развития инновационных технологий и средств коммуникации формируется потребность современных вузов в адаптации к этим трансформационным процессам. Являясь базисом формирования человеческого капитала для всех отраслей экономики, образовательная среда сегодня должна отвечать актуальным потребностям рынка труда в высококвалифицированных кадрах, способствовать установлению прочных связей с национальным и международным академическими сообществами, успешному позиционированию в глобальном образовательном и профессиональном бизнес-пространстве. С учетом принятой в 2007 г. инициативы ООН «Принципы ответственного управленческого образования» (PRME), которая рассматривается как подход к продвижению принципов устойчивого развития в университетах, реализующих образовательные программы управленческого профиля, вуз становится ключевым элементом в формировании новой образовательной экосистемы. Это определило цель настоящего исследования, которая заключается в анализе ключевых трендов развития современной системы подготовки управленческих кадров и факторов, которыми они обусловлены, на глобальном и национальном уровнях. На примере 25-летнего опыта базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group» РЭУ им. Г. В. Плеханова рассмотрены основные этапы трансформационных процессов развития системы высшего образования в постсоветском периоде России. В заключение авторами сформулированы новые характеристики формирующейся модели ответственного управленческого образования.
Ключевые слова: управление проектами, образовательная среда, цифровизация, проектное обучение.
THE MODEL OF RESPONSIBLE MANAGERIAL EDUCATION IN CONDITIONS OF ECONOMY
TRANSFORMATION
Irina L. Vladimirova, Galina Yu. Kallaur, Anna A. Tsygankova
Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia
Today's universities' need to adapt to transformation processes is formed by such phenomena as digitalization and globalization of economy, fast growth in competition in the field of education services, the development of innovation technologies and communication means. Being the foundation of human capital development for all industries of economy the education environment today should meet the acute requirements of labour market in highly qualified workers, foster establishment of strong links with national and international academic communities and successful positioning in global education and professional business-space. Taking into account the UN initiative 'Principles of Responsible Managerial Education' (2007), which is considered as an approach to promotion of principles of sustainable development in universities implementing education programs of managerial profile, the university becomes a key element in shaping a new education eco-system. It defined the aim of the present research, which includes analysis of the key trends in the development of today's system of managerial personnel training and factors that stipulated them on global and national level. On the basis of 25-years' experience of the chair 'Management of Capital Group Projects and Programs' of the Russian Plekhanov University of Economics the authors studied the key stages of transformation processes of developing the system of higher education in Russia in post-soviet period. In conclusion they formulated new characteristics of the model of responsible managerial education being shaped.
Keywords: project management, education environment, digitalization, project training.
Введение
Динамичная среда развития экономи-, геополитической и эпидемиологической ситуации последнего времени ставит перед современной системой высшего профессионального образования серьезные вызовы, требующие разработки и внедрения новых моделей обучения. Сталкиваясь с необходимостью отвечать на эти вызовы, современные университеты в настоящее время переживают неизбежные трансформационные процессы. В этих условиях именно вузы выполняют функцию проводников инноваций в виде формирования интегрированных экосистем, способствующих объединению научного, образовательного, профессионального сообществ и государственного управления в целях подготовки высококвалифицированных кадров нового формата.
«Триединая миссия университета (образование, наука, региональное развитие и взаимодействие со стейкхолдерами) и сейчас остается краеугольным камнем его существования как социального института, однако меняются условия, в которых эта триединая функция реализуется. Университет становится центром образования, науки, инноваций - центром устойчивого развития» [б. - C. 177].
Еще в начале XXI столетия участники Глобального договора ООН и представители мирового академического сообщества определили, что решающую роль в решении задач устойчивого развития должны играть бизнес-лидеры. Для реализации этой стратегии в 2007 г. была предложена инициатива ООН по разработке принципов ответственного управленческого образования (Principles for Responsible Management Education - PRME). Через 10 лет эта инициатива стала крупнейшим совместным проектом, организованным ООН и академическими учебными заведениями в области менеджмента, школами бизнеса и университетами. Ее подписали более 800 организаций из 85 стран мира [7]. В этих условиях на систему подготовки управленческих кадров сегодня возложена
двойная миссия: 1) в кратчайшие сроки реализовать эффективные внутрисистемные трансформационные процессы; 2) стать центром формирования новой образовательной экосистемы, отвечающей принципам ответственного управленческого образования РИМЕ (рис. 1).
• Развитие у студентов способностей принимать управленческие решения с учетом интересов как бизнеса, так и общества
• Включение в образовательные программы ценностей глобальной социальной ответственности
• Создание новых методик, направленных на аффективную подготовку ответственных бизнес-лидеров
а Участие в фундаментальных и прикладных исследованиях, расширяющих понимание роли социально ответственных лидеров бизнеса
• Коллаборация бизнеса и университетов в подготовке современных управленческих кадров
• Поддержка коммуникаций со всеми заинтересованными сторонами по ключевым проблемам устойчивого развития: университетами, бизнесом, государством, гражданским обществом, медиа и др.
Рис. 1. Принципы ответственного управленческого образования
Цель данного исследования - рассмотрение основных трансформационных процессов системы подготовки управленческих кадров в парадигме глобальных тенденций на примере 25-летней истории развития базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group» Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. За это время у кафедры накоплен обширный опыт реализации образовательных программ в области подготовки специалистов, магистров, аспирантов для строительной отрасли, рынка недвижимости, девелопмента, а также с 2011 г. бакалавров более широкого профиля по управлению проектами.
Развитие современной системы образования в России
Современная система образования в Российской Федерации развивается как под воздействием глобальных факторов, так и в условиях, формируемых изнутри основными участниками образовательного процесса: государством, научным и академическим сообществом, студентами, а
также рынком труда. Основной ряд требований, определяющий внутренние факторы развития системы образования в России, сформулирован в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Смежные с образованием отрасли, такие
Таким образом, глобальные и национальные вызовы социально-экономического, демографического и технологического характера определяют задачи трансформации современной системы высшего образования, требующей существенных организационных, финансовых, методических и технических изменений, что способствует формированию новых моделей стратегического развития современных университетов.
как наука, техника, информационные технологии, инновации, бизнес, также оказывают существенное влияние на трансформацию системы подготовки кадров, определяя ключевые тренды ее развития, которые структурированы в таблице.
Базовая кафедра «Управление проектами и программами Capital Group» РЭУ им. Г. В. Плеханова
Рассмотрим основные направления и этапы развития базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group» с учетом анализа влияния на него перечисленных в таблице трендов.
В июне 1996 г. в Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова (сегодня - университет) по инициативе заме-
Тренды и факторы развития системы образования в Российской Федерации
Тренд Факторы, формирующие условия развития тренда
1. Интернационализация Присоединение Российской Федерации к Болонскому процессу в 2003 г. Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых образовательно-научных центров (Проект «5-100» Минобрнауки России)
2. Сетевые формы образования Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 15. Инициатива ООН «Принципы ответственного управленческого образования» (PRME)
3. Дистанционные образовательные технологии, цифрови-зация Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 16. Национальные проекты «Образование», «Цифровая образовательная среда», «Цифровая экономика Российской Федерации». Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями электронного обучения»
4. Экспериментальная и инновационная деятельность Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 20. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года
5. Интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 72
6. Проектное обучение Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования
7. Интеграция бизнеса и образования Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения с учетом профессиональных стандартов (ФГОС ВО 3++)
8. Устойчивое развитие Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 г. (Резолюция Генеральной ассамблеи ООН от 25 сентября 2015 г.)
9. Ответственное управленческое образование Инициатива ООН «Принципы ответственного управленческого образования» (РИМЕ)
стителя мэра Москвы В. И. Ресина и руководства вуза была создана кафедра экономики и управления городским строительством с целью решения актуальных задач для развивающейся в новых рыночных условиях отрасли. Была организована подготовка инженеров-экономистов со специализацией в области новых методов управления городским строительным комплексом, рынком недвижимости и инвестиционно-строительными проектами. Кроме того, важными задачами кафедры стали научно-исследовательская деятельность, подготовка научных кадров и современного научно-методического обеспечения образовательных программ для студентов и аспирантов, а также программ повышения квалификации работников строительного комплекса, участвующих в практической реализации новой научно-технической и экономической политики [5]. За это время по программе специалитета дневной и вечерней форм обучения было подготовлено около 1 500 квалифицированных специалистов, которые успешно трудоустроены в государственных и бизнес-структурах инвестиционно-строительного комплекса города Москвы и регионов.
Приняв тренд интернационализации системы образования, вузы России перешли на трехуровневую систему образования в соответствии с требованиями Болон-ского процесса. Так, в 2011 г. кафедра экономики и управления городским строительством была преобразована в кафедру управления проектами и программами, начав выпускать бакалавров менеджмента по профилю «Управление проектами» и магистров менеджмента по программам «Управление инвестиционно-строительными проектами и программами» и «Управление недвижимостью».
Данная полномасштабная трансформация всей системы образования способствовала организации сетевых форм обучения в вузах, включая программы академической мобильности для студентов, аспирантов и преподавателей, программы обмена, двойного диплома и иностранных стажи-
ровок, которые легли в основу формирования индивидуальных траекторий обучения, налаживания партнерских отношений с региональными и зарубежными вузами. На сегодняшний день у университета более 70 вузов-партнеров по всему миру. Это в свою очередь создает условия для установления прочных связей с национальным и международным академическими сообществами, способствует успешному позиционированию университета, его студентов и профессорско-преподавательского состава в глобальном образовательном и профессиональном пространстве.
Деятельность кафедры управления проектами и программами в интернационализации образования и развития международной научно-исследовательской деятельности включает обучение иностранных студентов и аспирантов на реализуемых образовательных программах. С 2011 г. кафедра организует ежегодную Международную научно-практическую конференцию «Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании», по результатам которой издаются сборники статей преподавателей, аспирантов, магистрантов кафедры и вузов-партнеров, а также представителей профессионального сообщества и органов государственной власти. За период 20112020 гг. кафедрой опубликовано более 500 статей по проблемам управления инвестициями, строительством, недвижимостью, землепользованием, развитием территорий; вопросам природопользования, экологии, зеленой экономики, инноваций и энергосбережения. Научной платформой для всех научных исследований являются методология и инструментарий управления проектами и программами.
Законодательством определены основные условия формирования современной модели профессионального образования. Требования развития экспериментальной и инновационной деятельности послужили активизации процессов создания объек-
тов интеллектуальной собственности и малых инновационных предприятий на базе современных вузов, что способствует повышению их конкурентоспособности в международном академическом сообществе. А запросы бизнеса по формированию у будущих специалистов креативности и критического мышления реализуются за счет интеграции их образовательной и научно-исследовательской деятельности на базе современных лабораторий, выполнения грантов, совместных аналитических проектов [4; 5]. Так, в рамках Международной научно-практической конференции базовой кафедры проводится ежегодный студенческий круглый стол по актуальным вопросам в области управления инвестиционно-строительными проектами, развития территорий, внедрения инновационных, в том числе цифровых и энергосберегающих, технологий, а также по отраслевым аспектам проектного менеджмента.
Главным трендом, определившим самые масштабные структурные трансформационные процессы не только в системе образования, но и в экономике в целом, является цифровизация. Приказ Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями электронного обучения», а также ГОСТ Р 55751-2013 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики», национальный проект «Образование», включающий федеральный проект «Цифровая образовательная среда», определили дальнейшую траекторию развития образовательной экосистемы: применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также формирование цифровой инфраструктуры вузов. С 2016 г. кафедрой управления проектами и программами разработано 8 электронных образовательных ресурсов по основным дисциплинам в области методологии управления проектами.
В 2017 г. в рамках участия во внутреннем гранте университета кафедра создала
Электронный центр компетенций для системы дополнительного образования и консалтинга в сфере управления проектами и BIM, который стал цифровой платформой для развития профессиональной среды [2]. Главная миссия центра - повышение уровня зрелости профессионального сообщества в области управления проектами и технологий информационного моделирования зданий и сооружений.
Ключевыми задачами центра компетенций по развитию образования являются:
- систематическое прикладное цифровое обучение школьников, бакалавров, магистров;
- профессиональная переподготовка отраслевых специалистов, разработка программ повышения квалификации, в том числе в дистанционном формате.
Задачи в области научных исследований и консалтинга включают:
- аккумулирование знаний по информационному моделированию, предоставление лучших практик профессиональному сообществу;
- оценка затрат и эффективности внедрения информационного моделирования в компаниях строительной отрасли;
- квалифицированная консультационная поддержка компаний, внедряющих BIM-технологии и проектное управление.
Формируемая новыми трендами современная экосистема высшего образования очень динамична, однако рынок труда как потребитель управленческих кадров развивается еще более стремительно. Так, по данным исследования The Future of Jobs 2020, подготовленного Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), технологические трансформации в компаниях к 2025 г. приведут к изменениям бизнес-задач и структуры рабочих мест. Каждому второму сотруднику придется пройти переквалификацию, так как имеющихся навыков не будет хватать для выполнения рабочих обязанностей. А по результатам исследования цифровой трансформации бизнеса, проведенного компанией IDC, только 3,5%
сотрудников компаний полностью соответствуют современным требованиям.
По мнению директора Института дополнительного образования Университета Иннополис, дефицит кадров на современном рынке труда объясняется «быстрым обновлением цифровых технологий и запоздалым включением этих технологий в учебный процесс, а также ригидностью образовательной системы, которая не готова динамично адаптироваться под потребности изменяющейся действительности реального сектора экономики» [9].
В этих условиях за последние несколько лет сформировался еще один устойчивый тренд - интеграция бизнеса и образовательной среды, в результате чего появляются форматы коллабораций в виде корпоративных университетов, базовых кафедр, центров переподготовки кадров и т. п. Так, с декабря 2018 г. в результате подписания соглашения о партнерстве с ведущей девелоперской компанией Capital Group кафедра была преобразована в базовую кафедру «Управление проектами и программами Capital Group». Области сотрудничества охватывают широкий круг вопросов, в том числе учебную и методическую деятельность, совместные научные исследования, внедрение инноваций в учебный процесс, международную и воспитательную деятельность. Генеральной целью заявлено формирование современной практико-ориентированной площадки для молодых специалистов, которая будет открыта к применению и внедрению новых идей как результата интеграции теории и практики, адаптации теоретических знаний к условиям реального производства, обучения работе в команде, приобретения знаний корпоративной культуры [1].
За период сотрудничества базовой кафедры с компанией Capital Group с 2018 по 2021 г. были достигнуты следующие значимые результаты:
1. Проведены модернизация и техническое переоснащение современной компьютерной лаборатории базовой кафедры с
установленным профессиональным программным обеспечением в области геоинформационных систем (ГИС), сметного ценообразования, многомерного моделирования и календарного планирования проекта.
2. Более 30 студентов кафедры прошли стажировку в компании Capital Group, из которых 8 выпускников были приняты в штат компании.
3. Организованы две выездные иностранные стажировки для студентов в Швейцарию и Стамбул с посещением архитектурного бюро, а также производителей строительных конструкций и поставщиков металла для объектов компании Capital Group.
4. Представители компании Capital Group активно вовлечены в образовательный процесс по программам бакалавриата и магистратуры кафедры в виде проведения семинарских занятий, мастер-классов и тренингов.
5. Преподавателями базовой кафедры организована серия программ повышения квалификации по управлению проектами для сотрудников Capital Group.
6. Организованы регулярные экскурсии для студентов на знаковые объекты высотного строительства Capital Group.
7. В 2019 и 2020 гг. партнерство базовой кафедры и Capital Group отмечено премией «Эффективное образование» как лучшая программа взаимодействия вуз -компания.
В условиях пандемии 2020-2021 гг. проблема цифровизации и активного внедрения дистанционных образовательных технологий создала устойчивую тенденцию к массовому освоению новых ИТ-компетенций всех участников образовательного процесса - как обучающихся, так и преподавателей, а также к переходу на новые форматы взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами. Для кафедры -это прежде всего абитуриенты и студенты, формирующие мнение о качестве образования с позиций комплексного имиджевого представления о вузе как о бренде.
Согласно многоуровневой модели формирования бренда вуза Н. Г. Германа [3], для заинтересованных лиц при выборе образовательного учреждения ключевую роль играют не только его базовые компетенции, к которым относятся выгодное месторасположение, отсутствие коррупции, высококвалифицированные преподаватели, хорошее оснащение помещений, но и подкрепляющие компетенции, которые в условиях формирования информационного общества включают в себя внедрение и использование цифровых технологий в обучении, место вуза в отечественных и
международных рейтингах и его репутацию среди работодателей, применение инновационных методов обучения и положительный имидж.
В 2020 г. студентами и преподавателями базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group» было проведено исследование ключевых факторов формирования отношения студентов к бренду вуза. С этой целью был проведен онлайн-опрос среди 300 респондентов из 6 ведущих вузов России, который показал, что 91% опрошенных обращают внимание на место вуза в рейтингах (рис. 2).
Место вуза в рейтингах Востребованность выпускников на рынке труда Отзывы о вузе в Интернете / от знакомых Междуна родные связи вуза Инфраструктура вуза / фирменный стиль Использование вузом цифровых технологий Разнообразие образовательных программ Наличие общежития / студенческая жизнь
91%
| 50% 47%
41%
66%
85%
79%
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
Рис. 2. Статистика ответов респондентов на вопрос «На что Вы обращаете внимание в первую очередь при выборе вуза?»
Подтверждая теорию Н. Г. Германа, опрос показал, что меньше всего внимания уделяется базовым характеристикам: наличию общежития и разнообразию образовательных программ. Следует отметить большой процент влияния отзывов в Интернете, который объясняется быстрым и повсеместным распространением информации в сети Интернет и включением его в список основных и надежных каналов получения информации для респондентов.
Трансформация информационного общества в цифровое спровоцировала пере-
мещение коммуникаций с заинтересованными сторонами в виртуальное пространство. Развитие таких цифровых каналов коммуникаций позволяет брендам установить прочную эмоциональную связь со своими потребителями через получение обратной информации, распространение своих идей и ценностей на интернет-площадках. В какой-то степени между брендами и потребителями сегодня зарождаются партнерские отношения, так как компании и их структуры разрабатывают свои стратегии развития, основываясь
на требованиях потребителей и вовлекая их в процессы развития.
Для подтверждения гипотезы о том, что цифровое пространство играет ключевую роль в формировании имиджа вуза, в он-лайн-опрос, проводимый базовой кафед-
Полученные данные показали, что больше половины респондентов выбрали цифровые каналы получения информации, даже по сравнению с днями открытых дверей. Таким образом, коммуникации с целевой аудиторией эффективнее всего выстраивать на электронных площадках.
Проведенное исследование показало, что в условиях развития информационного общества на базе цифровых технологий вуз должен уделять особое внимание формированию своего имиджа и репутации не только в реальном, но и в цифровом пространстве.
В условиях развития цифрового общества интернет-маркетинг является одним из самых эффективных инструментов развития имиджа вуза и удобным каналом для коммуникаций с целевой аудиторией, так как, по данным ВЦИОМ от 4 февраля 2020 г., доля пользователей Интернета составляет 81% россиян1. По данным Между-
1 URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10149 (дата обращения: 09.02.2020).
рой, также был включен вопрос о том, где потребители находят информацию о вузе и через какие каналы им удобнее всего коммуницировать с учебным заведением (рис. 3).
народного института маркетинговых и социальных исследований (GfK), основным потребителем образовательных услуг сегодня является поколение Z, 98% которого пользуются сетью Интернет ежедневно2.
В этих условиях при построении современной системы высшего образования следует учитывать, что все тренды в будущем будут формировать представители поколения Z, которые выросли в процессе становления digital-среды и не представляют себя вне цифрового пространства.
В результате проведенного исследования на базовой кафедре «Управление проектами и программами Capital Group» был инициирован проект создания цифрового канала коммуникаций на платформе сети Instagram, который представляет собой интегрированную площадку взаимодействия всех заинтересованных сторон образовательного процесса: абитуриентов, студентов, преподавателей, выпускников и
2 URL: https://www.gfk.com/ru/ (дата обращения: 09.02.2020).
Веб-сайт вуза Дни открытых дверей Социальные сети вуза Сайты с отзывами о вузах На выставках высшего образования Статьи в СМИ От друзей / родственников Представители вуза приходили в школу
95%
0%
49% 42% 37%
25%
20% 40% 60% 80% 100%
Рис. 3. Статистика ответов респондентов на вопрос :<Основные источники получения информации о вузе»
работодателей. В этой динамичной системе на постоянной основе реализуются самые разнообразные проекты: образовательные, воспитательные, профориента-ционные, волонтерские, в которые вовлечены абитуриенты, студенты, преподаватели, работодатели на принципах партнерства, творчества и проектного мышления.
Данные технологии взаимодействия со студентами позволили базовой кафедре успешно выстроить образовательный процесс, соответствующий еще одному тренду - переходу на проектное обучение. Согласно мировой практике применение методологии проектного управления позволяет экономическим субъектам находить обоснованные управленческие решения для достижения уникальных целей в условиях ограниченности ресурсов и времени. Проектный подход - это способ повышения эффективности деятельности во всех сферах, в том числе и в образовании, представляющий собой метод, требующий от обучающегося интегрированных знаний и исследовательского поиска решения.
В докладе Минобрнауки России по теме «Приоритеты российского высшего образования» одним из глобальных трендов развития университетов страны обозначено сочетание новых и традиционных форматов образования [8]. Приоритетным проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций» предусмотрено, что к 1 декабря 2025 г. все образовательные программы инженерного, социально-экономического и отдельные программы естественно-научного и гуманитарного профилей должны содержать компоненты, предполагающие командное выполнение проектов полного жизненного цикла, что должно отвечать критериям реализации модели проектно-ориентированных образовательных программ. В условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, компетенции которых обеспечивают профессиональные стандарты, в 2021 г. образовательная программа подготовки
бакалавров по профилю «Управление проектами» стала пилотным проектом в реализации концепции перехода на проектное обучение. В учебный план данной программы включен проектный модуль «Лаборатория управления проектами», который представляет собой комплекс дисциплин, направленных на непрерывную проектно-ориентированную деятельность студентов с 3-го по 8-й семестр обучения. В результате освоения такой программы обучения у студентов формируются профессиональные компетенции в области проектной деятельности, навыки командной работы, а также принятия управленческих решений, основанных на межпрофессиональных знаниях. Кроме того, еще в процессе обучения у студентов появляется возможность применения методологии проектного менеджмента к различным предметным областям в области образования, предпринимательства, волонтерской, научно-исследовательской, инновационной или консалтинговой деятельности.
С учетом принципов ответственного управленческого образования, определяющих тренд устойчивого развития, в обновленные образовательные программы базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group», разработанные в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования нового поколения, включены дисциплины «Устойчивое управление проектами» (в программе бакалавриата) и «Устойчивое управление инвестиционно-строительными проектами» (в программе магистратуры). Полученные в результате освоения данных дисциплин компетенции отвечают потребностям современной системы подготовки управленческих кадров, способных оценивать последствия бизнес-стратегий не только с позиции коммерческих интересов, но и оценки влияния на социальные и экологические показатели развития компаний, территорий, государства.
Заключение
Таким образом, ключевые тренды развития экономики страны, такие как цифрови-зация, переход на проектные методы управления для обеспечения роста производительности и конкурентоспособности, ин-новационность, когнитивность, курс на индустриализацию и формирование условий для устойчивого развития, требуют формирования новой модели управленческого образования. Одновременно с этим образовательная среда становится все более дуальной. Так как академические учебные заведения не успевают создавать новые учебные программы и дисциплины, соответствующие запросам работодателей, открываются корпоративные университеты, базовые кафедры, используются другие формы объединения образования и бизнеса, сокращая отрыв в компетенциях. Очевидно, что модель, когда в вузе дают фундаментальные знания, а практическая подготовка осуществляется на производстве или при участии практиков, будет эффективна в продолжительном периоде времени, особенно учитывая современную концепцию обучения в течение всей жизни, в том числе в электронной образовательной среде.
Существенными характеристиками лидера-управленца, кроме знаний экономи-
ческих критериев в обосновании и принятии решений, становятся его профессиональная ответственность за комфортную и безопасную среду для жизни и трудовой деятельности сегодняшнего и будущих поколений, в том числе своих сотрудников, сохранение природных богатств и окружающей природы, ликвидация бедности и помощь нуждающимся, в частности, в условиях пандемии. Для решения этих проблем предприятию требуются источники средств, стабильное обеспечение которыми возможно только на основе повышения эффективности основных видов деятельности за счет роста производительности, сокращения затрат, внедрения проектных методов управления в сочетании с цифровизацией, согласованной командной работы, а в целом - повышения отдачи от инвестиций на жизненном цикле проектов и продуктов. Новые аспекты профессии должны найти равноправное место среди традиционных дисциплин технического, экономического и управленческого характера, а интеграция усилий науки и практики позволит ускорить развитие модели ответственного управленческого образования.
Список литературы
1. Бочарова А. В., Владимирова И. Л., Цыганкова А. А. Развитие профессиональных компетенций менеджеров девелоперских проектов // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании : материалы IX Международной научно-практической конференции, посвященной 112-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова / под ред. В. И. Ресина. - М., 2019. - С. 21-27.
2. Владимирова И. Л., Моторина М. А., Каллаур Г. Ю., Кузина О. В., Цыганкова А. А., Па-пикян Л. М. Создание электронного центра компетенций для системы дополнительного образования и консалтинга в сфере управления проектами и BIM // Плехановский научный бюллетень. - 2018. - № 1 (13). - С. 25-30.
3. Герман Н. Г. Роль бренда в многоуровневой модели образовательной услуги в условиях формирования информационного общества : дис. ... канд. экон. наук. - М., 2008.
4. Кулапов М. Н., Масленников В. В., Абрамов Р. А. Трансформация системы управления университетом экономического профиля / / Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2020. - № 4 (112). - С. 143-157.
5. Кулапов М. Н., Масленников В. В., Пономарев М. А., Бабынина Л. С. Проблемы и перспективы формирования лидерских позиций РЭУ им. Г. В. Плеханова в подготовке обу-
чающихся по направлению «Менеджмент» // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2019. - № 4 (106). - С. 106-117.
6. Локтионова Е. А., Хлебович Д. И. Университет как проводник устойчивого развития: задачи, подходы и практика // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2020. - № 6 (114). - С. 176-187.
7. Не прибылью единой, или как воспитать ответственного бизнес-лидера [Электронный ресурс]. - URL: https://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/1988175-ne-pribylu-edinoi-ili-kak-vospitat-otvetstvennogo-biznes-lidera (дата обращения: 31.03.2021).
8. Нурмаганбетова М. С. Проектное обучение как один из инновационных методов обучения // Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития современного образования: международный и российский опыт : сборник трудов VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 23-30 октября 2017 г. Тверь. - Тверь : Твер. гос. ун-т, 2017. - С. 80-86.
9. Цифровой дефицит / / Образовательные технологии. - 2020. - Вып. 1 [Электронный ресурс]. - URL: https://plus.rbc.ru/news/5fc8fa4d7a8aa99414197184 (дата обращения: 28.02.2021).
References
1. Bocharova A. V., Vladimirova I. L., Tsygankova A. A. Razvitie professionalnykh kompetentsiy menedzherov developerskikh proektov [Development of Professional Competencies of Development Project Managers]. Sovremennye problemy upravleniya proektami v investitsionno-stroitelnoy sfere i prirodopolzovanii, materialy IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 112-letiyu REU im. G. У. Plekhanova [Modern Problems of Project Management in the Investment and Construction Sphere and Environmental Management. Materials of the IX International Scientific and Practical Conference Dedicated to the 112th anniversary of PRUE], edited by V. I. Resin. Moscow, 2019, pp. 21-27. (In Russ.).
2. Vladimirova I. L., Motorina M. A., Kallaur G. Yu., Kuzina O. V., Tsygankova A. A., Papikyan L. M. Sozdanie elektronnogo tsentra kompetentsiy dlya sistemy dopolnitelnogo obrazovaniya i konsaltinga v sfere upravleniya proektami i BIM [Creation of an Electronic Competence Center for the System of Additional Education and Consulting in the Field of Project Management and BIM]. Plekhanovskiy nauchnyy byulleten [Plekhanov Scientific Bulletin], 2018, No. 1 (13), pp. 25-30. (In Russ.).
3. German N. G. Rol brenda v mnogourovnevoy modeli obrazovatelnoy uslugi v usloviyakh formirovaniya informatsionnogo obshchestva. Diss. kand. ekon. nauk [The Role of the Brand in the Multilevel Model of Educational Service in the Context of the Formation of the Information Society. PhD econ. sci. diss.]. Moscow, 2008. (In Russ.).
4. Kulapov M. N., Maslennikov V. V., Abramov R. A. Transformatsiya sistemy upravleniya universitetom ekonomicheskogo profilya [Transforming the System of Economics University Governance]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. У. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2020, No. 4 (112), pp. 143-157. (In Russ.).
5. Kulapov M. N., Maslennikov V. V., Ponomarev M. A., Babynina L. S. Problemy i perspektivy formirovaniya liderskikh pozitsiy REU im. G. V. Plekhanova v podgotovke obuchayushchikhsya po napravleniyu «Menedzhment» [Challenges and Prospects of Shaping the Leading Positions of the Plekhanov Russian University of Economics in Training Students for Specialization 'Management']. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2019, No. 4 (106), pp. 106-117. (In Russ.).
6. Loktionova E. A., Khlebovich D. I. Universitet kak provodnik ustoychivogo razvitiya: zadachi, podkhody i praktika [University as a Champion of Sustainable Development: Objectives, Approaches and Practice]. Vestnik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plekhanova [Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics], 2020, No. 6 (114), pp. 176-187. (In Russ.).
7. Ne pribylyu edinoy, ili kak vospitat otvetstvennogo biznes-lidera [Not the profit of a single, or how to educate a responsible business leader] [E-resource]. (In Russ.). Available at: https://www.e-xecutive.ru/education/mbarus/ 1988175-ne-pribylu-edinoi-ili-kak-vospitat-otvetstvennogo-biznes-lidera (accessed 31.03.2021).
8. Nurmaganbetova M. S. Proektnoe obuchenie kak odin iz innovatsionnykh metodov obucheniya [Project Training as One of the Innovative Methods of Training]. Molodezh i gosudarstvo: nauchno-metodologicheskie, sotsialno-pedagogicheskie i psikhologicheskie aspekty razvitiya sovremennogo obrazovaniya: mezhdunarodnyy i rossiyskiy opyt. Sbornik trudov VII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. 23-30 oktyabrya 2017 g. Tver. Tver, Tver. gos. un-t, 2017, pp. 80-86. (In Russ.).
9. Tsifrovoy defitsit [Digital Scarcity]. Obrazovatelnye tekhnologii [Educational Technologies], 2020, Issue 1 [E-resource]. (In Russ.). Available at: https://plus.rbc.ru/news/5fc8fa4d7a8aa 99414197184 (accessed 28.02.2021).
Сведения об авторах
Ирина Львовна Владимирова
доктор экономических наук, профессор базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group» РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Галина Юрьевна Каллаур
кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group» РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Анна Аристокесовна Цыганкова
кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры «Управление проектами и программами Capital Group» РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Адрес: ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36. E-mail: [email protected]
Information about the authors
Irina L. Vladimirova
Doctor of Economics, Professor of Project and Program Management Joint Department with Capital Group of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Galina Yu. Kallaur
PhD, Assistant Professor of Project and Program Management Joint Department with Capital Group of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Anna A. Tsygankova
PhD, Assistant Professor of Project and Program Management Joint Department with Capital Group of the PRUE.
Address: Plekhanov Russian University of Economics, 36 Stremyanny Lane, Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: [email protected]