Научная статья на тему 'Специфика применения методов проблемного обучения в женских спортивных командах'

Специфика применения методов проблемного обучения в женских спортивных командах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
454
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИФИКА ЖЕНСКИХ СПОРТИВНЫХ КОМАНД / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СПЛОЧЕННОСТЬ СПОРТИВНОГО КОЛЛЕКТИВА / МЕТОДЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кадышева Н. В.

В статье рассматриваются особенности межличностных взаимоотношений в женской спортивной команде. Указаны пути сплочения женского коллектива и повышения эффективности спортивной деятельности. Обоснована специфика применения методов проблемного обучения в женской спортивной команде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кадышева Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика применения методов проблемного обучения в женских спортивных командах»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№1/2016

ISSN 2410-6070

комплексной реабилитации детей с ОВЗ.

Особенности предоставления социальных услуг в Пермском крае отдельным категориям детей с ограниченными возможностями здоровья являются на наш взгляд: разобщены нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления социального обслуживания, налицо множественность органов и источников предоставления социального обслуживания, которые на деле не обеспечены адекватным практическим применением.

Список использованной литературы: 1. Пермский край - территория конкурентного развития : Учеб.-метод. пособие / О.А.Чиркунов, М.В.Бухвалов, Е.В.Зырянова, А.В.Новикова, И.Н.Орлов, И.Н.Папков, Т.Ю.Попова, М.Г.Решетников, А.Г.Санников, В.А.Сухих, М.Н.Шейфель - Пермь, 2007. - 156 с.

© Р.М. Закиров, Д.Р.Закирова, 2016

УДК 7.08

Н.В.Кадышева

студент, ФФКиС НГПУ им.К.Минина г. Нижний Новгород, Российская Федерация

СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЖЕНСКИХ

СПОРТИВНЫХ КОМАНДАХ

Аннотация

В статье рассматриваются особенности межличностных взаимоотношений в женской спортивной команде. Указаны пути сплочения женского коллектива и повышения эффективности спортивной деятельности. Обоснована специфика применения методов проблемного обучения в женской спортивной команде.

Ключевые слова

специфика женских спортивных команд, межличностные отношения, сплоченность спортивного

коллектива, методы проблемного обучения.

Цель исследования: выявление специфики применения методов проблемного обучения для сплочения женского спортивного коллектива.

Задачи исследования:

1) Выявления особенностей межличностных взаимоотношений в женской спортивной команде.

Трудности руководства женскими спортивными командами возникают в связи со специфичностью женской психологии. С этим сталкиваются многие тренеры, особенно мужского пола, так как они, к сожалению далеко не всегда учитывают специфику женской психологии и руководствуются знаниями из общей психологии. Высокая тревожность, чувствительность, эмоциональность, намного больше превосходящая мужскую, приводят к проблемам, с которыми в мужских командах, обычно и не встречаются. Замечание, направленное тренером спортсменке, может неожиданно вызвать реакцию у всей команды, особенно если это девушки юношеского возраста или близкого к нему, старше 13-14 лет. Именно в этом возрасте особо резко начинают проявляться различные эмоции, как положительная (одобрительная) реакция на замечания тренера, так и резко негативная, со вспышками агрессии или повышенная слезливость. Так как женщины хорошо воспринимают информацию на слух, то и реакции на речь тренера у них более острые, чем у мужчин.

Мужчины более хладнокровны, решительны и смелы в напряженной и опасной ситуации. Женщины в таких ситуациях могут растеряться, забыть «прописные истины». Они идут на риск с такой же решительностью, как и мужчины, только в том случае, если тот или иной тактический или технический

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

прием отработан до совершенства. Некоторые тренеры отмечают, что в спортивных играх женщины играют лучше в защите, чем в нападении.

Какой бы напряженной ни была игра, спортсменка не может сосредоточить на ней все свое внимание, так как она смотрит на себя со стороны, думает, какое впечатление она производит на зрителей. Мужчины же легче настраиваются на борьбу, они все в деятельности. Женщины в большей мере привязаны к дому, семье, близким, и все это зачастую мешает их полной самоотдаче спортивным занятиям.

При оценке тренера женщины большое значение придают его коммуникативным качествам. Поэтому тренер, обладающий этими качествами, быстрее завоюет симпатии в командах девочек и девушек. Тренер-мужчина, работающий в женских командах, должен иметь в виду, что спортсменки могут коллективно "влюбляться" в него. Эту реакцию тренер легко распознает, но не всегда правильно выбирает линию поведения, что вызывает агрессивность со стороны спортсменок, эмоциональную напряженность в коллективе. Тренеру в этом случае целесообразно перевести эмоциональные отношения спортсменок к себе на более подходящие объекты. В связи с этим он должен не только одобрять, но и стимулировать присутствие на тренировках и соревнованиях молодых людей, с которыми дружат спортсменки. Когда это возможно, целесообразно проводить совместные с мужскими командами тренировочные занятия, сборы, вечера отдыха.

Тренер в женских коллективах подвергается большему критическому рассмотрению, ему чаще "перемывают косточки", чем в мужских командах. Любя "твердую мужскую руку", которая авторитарным руководством может заставить спортсменок тренироваться в полную силу, они в то же время могут жаловаться, что тренер - деспот. Если тренер под их давлением ослабит требования, то в случае неудачного выступления на соревнованиях спортсменки могут бросить тренеру упрек: "Так вы же сами от нас ничего не требуете". Вследствие перечисленных особенностей у многих тренеров-мужчин складывается впечатление, что женские команды неуправляемы.

Нейродинамические, темпераментные и личностные особенности спортсменов и спортсменок. Было проведено обследование, в котором участвовало несколько сот спортсменов высокого класса и выявлено, что у женщин, выступающих в игровых видах спорта, высокий нейротизм встречается значительно чаще, чем у мужчин, представителей тех же видов спорта (соответственно 34 и 12 %). Низкий нейротизм чаще встречается у спортсменов, чем у спортсменок (соответственно 34 и 13 %). Впрочем, это может быть не связано с занятиями спортом, а лишь подтверждает тот факт, что у женщин нейротизм выше, чем у мужчин.

Отличительной особенностью женского спорта является наличие большего количества лиц с инертностью нервных процессов, независимо от вида спорта (табл. 12.7).

Таблица 12.7.

Число лиц с инертностью нервных процессов среди спортсменов и спортсменок, проценты

Вид спорта Автор Инертность Инертность торможения

возбуждения

Муж. Жен. Муж. Жен.

Волейбол А. М. Мехреньгин (1972) 35,4 54,2 36,3 59,5

Баскетбол Л. Ф. Евсеева (1972) 41,5 61,0 46,0 69,0

Бадминтон В. А. Кириллов (1974) 67,0 73,0 62,0 70,0

Акробатика Н. Е. Высотская (1972) 35,0 53,0 45,5 58,0

Спортивная гимнастика Н. Е. Высотская (1972) 70,0 69,0 56,5 63,0

Фехтование (рапира) Е. П. Ильин и Н. С. 41,0 64,0 66,0 81,0

Драчук (1974)

Гребля академич. Л. Д. Гиссен (1972) 44,0 58,2 48,0 71,6

Гребля (байдарки) Ю. А. Дольник, 12,2 28,6 52,1 47,6

Е. П. Ильин (1976)

Эти данные можно объяснить тем, что тренировочные нагрузки у женщин большие по объему и более монотонные, чем у мужчин, и, следовательно, требуют как терпеливости, так и монотоноустойчивости. И тому и другому способствует инертность нервных процессов.

По данным Е. А. Пархоменко (2001), у младших и старших подростков-спортсменов имеется разница по социально-психологической адаптированности между представителями мужского и женского пола (у первых имеется превосходство по большинству параметров - самоприятию, эмоциональной комфортности, интернальности и др.), в то время как между мальчиками и девочками, не занимающимися спортом, такая разница не велика и по ряду показателей (самоприятие и доминирование) она в пользу девочек.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Н. С. Цикунова (2001) выявила, что у девочек, только что начавших обучение тхэквандо, по сравнению с мальчиками более выражены смелость, решительность, тяга к риску и острым ощущениям (фактор H, по Кеттеллу). У них же выше эмоциональная устойчивость (фактор С), общительность (фактор A), однако ниже, чем у мальчиков, самоконтроль (фактор Q3). Девочки на начальной стадии обучения были более успешными.

По данным Ю. В. Краева и В. Б. Мяконькова (1998), у спортсменок, занимающихся борьбой дзюдо, нет значимых различий в агрессивности по сравнению с мужчинами (хотя в ряде исследований указывается на повышение уровня тестостерона и снижение эстрогенов при занятиях этим видом борьбы, т. е. усиление маскулинности), а среди занимающихся айкидо имеется тенденция к большей агрессии женщин. Некоторые авторы высказывают мнение, что дзюдо оказывает отрицательное влияние на здоровье женщин.

По данным Л. И. Лубышевой (2000), 45 % опрошенных спортсменок отрицают у себя агрессивность и жестокость, однако 5 % считают, что спортивная деятельность способствовала формированию у них агрессивности, а 7,8 % сказали о появлении в их поведении жестокости, которую связывают с занятиями спортом.

Большинство же спортсменок отмечают положительное влияние спорта на формирование их характера. Они стали более коммуникабельными, собранными и дисциплинированными, у них появилась целеустремленность. Спортсменки отметили также, что спортивная деятельность сформировала у них стремление к лидерству. В то же время быть лидером в семье изъявила желание только половина опрошенных спортсменок.

Шестьдесят четыре процента опрошенных заявили, что они под влиянием занятий спортом стали стройнее и выглядят замечательно. В то же время 8 % считали, что их вес стал выше нормы, а 14 % заметили наличие диспропорций в своем телосложении. Особенно это касается баскетболисток, пловчих и конькобежек. Были удовлетворены своей женственностью 66 % спортсменок, треть заявили, что их женственность нуждается в коррекции, а 3,5 % спортсменок посчитали, что они вообще обделены этим качеством. Восемьдесят семь процентов опрошенных спортсменок полагали, что они привлекательны для мужчин. Эти данные свидетельствуют о том, что большинство спортсменок чувствуют себя в качестве представительниц "слабого" пола весьма комфортно, даже те, кто имеет высокий рост (как, в частности, баскетболистки).

2) Определение причин снижения уровня сплоченности женского спортивного коллектива и соответственно снижения спортивных результатов.

В любом спортивном коллективе бывает примерно до 20% спортсменов с лидирующими задатками. В женских коллективах зачастую это выливается в открытую борьбу за лидерство (капитанство) и если тренеру не удается выявить главного лидера в команде, то могут возникнуть проблемы, начиная от мелких пакостей до открытого пренебрежительства и игнорирования членов команды истинным лидером. Зачастую очень ярко проявляется зависть к более успешным девочкам, и хорошо если тренер смог выстроить такую линию поведения в женской команде, где слабые подтягиваются за более успешными в этой деятельности воспитанниками, но к сожалению бывает и обратный эффект, при котором помимо зависти наружу выходят и другие негативные эмоции, которые перекрывают все положительные эмоции и деструктивно влияют на атмосферу в женском коллективе. Тренер очень чутко должен отслеживать настроения в команде, и быстро реагировать на любые изменения, в целях предотвращения снижения спортивных достижений в женской команде. Иногда при серьезных нарушениях в атмосфере коллектива и невозможности исправления ситуации, стоит подумать о переводе деструктора в другую команду, где этот человек сможет раскрыться с другой положительной стороны, и проявить все свои лучшие профессиональные качества. Женскому коллективу присущи всякого рода интриги и тренер должен своевременно и желательно на начальном этапе пресекать это.

3) Рассмотрение возможных путей повышения сплоченности женского спортивного коллектива.

Тренеру женской команды необходимо хорошо чувствовать эмоциональный настрой в коллективе,

уметь выделять девушек особо склонных к самоедству и низкой самооценкой. Стараться одобрительными высказываниями снизить уровень внутренней критики, вследствие чего у других членов команды тоже может измениться отношение к этим людям, на основе того, что тренер своими положительными высказываниями повышает авторитет скромных и самокритичных девушек.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Отношения между тренером и учениками часто обусловлено критерием успешности выступления на соревнованиях. На этой основе во взаимоотношениях тренера с членами команды может возникнуть конфликтная (явная или скрытая) ситуация, связанная с разделением учеников на "любимчиков" и "нелюбимчиков".

Наихудший вариант - когда тренер или учитель отдает явное предпочтение и уделяет особое внимание тем спортсменам, которые добиваются в данный момент наибольших спортивных успехов или имеют хорошие задатки на будущее. Если тренер, имея любимых и нелюбимых учеников, одинаково внимателен и к первым, и ко вторым, то в этом эмоциональном предпочтении одних перед другими еще ничего плохого нет. Иногда это ведет даже к здоровой конкуренции между учениками, стремящими своей работоспособностью и успехами заслужить внимание тренера. Как известно, зачастую высоких результатов добиваются не самые талантливые, а самые трудоспособные дети, которые могут для достижения своей цели пойти на большие «жертвы», например, полное отсутствие свободного времени в подростковый период, когда так много интересов и соблазнов у ничем особо серьезным не увлекающихся подростков, которые постоянно пытаются сбить с поставленной подростком перед собой цели в спорте, из зависти или просто от своей душевной слабости, неграмотного воспитания.

Однако часто, когда тренер делает на ведущих спортсменов "ставку", когда он видит в них единственный способ выдвижения как специалиста, когда он боится потерять этих спортсменов, он начинает занимать по отношению к ним и ко всему коллективу неправильную позицию. Ведущим спортсменам все прощается, на них не распространяется ни общая для всех дисциплина, ни общие требования. Увлеченный фаворитами, тренер оставляет без внимания остальных, которые становятся ему нужными лишь для сохранения численного состава группы. В результате коллектив быстро разваливается, так как у большинства спортсменов появляется неприязнь как к тренеру, так и к его "любимчикам". "Нелюбимчики" теряют веру в свои силы и часто бросают занятия спортом. У "любимчиков" же формируются индивидуалистические черты, потребительское отношение к спорту. В конце концов, тренер сталкивается с тем, что спортсмен начинает диктовать ему свои условия, при невыполнении которых он угрожает перейти к другому педагогу.

4) Выявление специфики применения методов проблемного обучения для сплочения коллектива в женской спортивной команде.

Как показывает практика, большинство тренеров все-таки правильно понимают свои задачи педагога и не допускают этих негативных явлений. Таким образом, опосредовано отношения тренеров к ученикам могут влиять на спортивные достижения (через отношение спортсмена к тренировкам, психологический климат в коллективе и т.п.). Поэтому важно, чтобы тренер не проявлял различное отношение к своим ученикам, несмотря на то, что к одним из них он испытывает большие симпатии, к другим - меньшие.

Женщины обладают определенной спецификой восприятия ими окружающих людей. В отличие от лиц мужского пола, ценящих в людях более всего морально-волевые качества, лица женского пола большее значение придают качествам, влияющим на общение, коммуникативность. Поэтому тренер, обладающий этими качествами, быстро завоюет симпатии в командах девочек и девушек.

Выводы:

1) Выявлены следующие особенности межличностных взаимоотношений в женской спортивной команде, среди которых неустойчивый и высокоэмоциональный фон, влияющий на ровные и спокойные отношения среди девушек.

2) Определены причины снижения уровня сплоченности женского спортивного коллектива: зависть к более успешным спортсменкам, к вниманию тренера.

3) Рассмотрены возможные пути повышения сплоченности в женском спортивном коллективе и определены наиболее эффективные из них. А именно: грамотное распределение внимания тренера между членами женской спортивной команды ввиду особой чувствительности и эмоциональности девушек; поощрение и стимулирование работоспособности тренирующихся.

4) Определены методы проблемного обучения, реализация которых в женском спортивном коллективе позволит повысить уровень сплоченности и эффективность спортивной деятельности. Развитие качеств, влияющих на общение, коммуникативность, вследствие чего развивается грамотная атмосфера в женском коллективе. Повышение через такую атмосферу положительного психологического климата.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№1/2016

ISSN 2410-6070

Развитие в девушках не только физических качеств, но и творческого потенциала, развивающего креативность и нестандартность мышления у тренирующихся. Что несомненно приведет к стремлению всесторонне развиваться и становиться гармоничными и уверенными в себе личностями. Список использованной литературы

1. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб.: Изд-во Питер. 2007г.

2. Кофман Л.Б. Инновационные методы психофизиологического анализа деятельности спортсменов.// Вестник спортивной науки. 2015г. №3. С.19-23.

3. Теория и практика физической культуры. 2015г. №6

© Н.В.Кадышева, 2016

УДК 373.63

Т.С. Камаева

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) ОГУ

г. Орск, Российская Федерация

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 38.02.01 ЭКОНОМИКА И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ (ПО ОТРАСЛЯМ)

Аннотация

В статье описываются основные структурные элементы дневника по практике студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) с учетом анкеты, включаемой в структуру отчета по практике в рамках реализации авторской технологии формирования информационно-аналитической компетенции

Ключевые слова

Производственная практика, дневник по практике, аттестационный лист, анкета, технология, информационно-аналитическая компетенция, умения

Обязательным и важным разделом в структуре программы подготовки специалистов среднего звена является практика. Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности [2].

Одной из форм отчетности по производственной практике в Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ является дневник по практике. С учетом требований федерального государственного образовательного стандарта по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и в рамках реализации авторской технологии формирования информационно-аналитической компетенции (ИАК) студентов экономических специальностей средних профессиональных учебных заведений [1] нами разработана форма и необходимые структурные элементы дневника по практике, которые позволяют оценить уровень освоения студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, сформированности общих и профессиональных компетенций, приобретения необходимых умений и опыта практической работы по специальности, а также, в рамках реализуемой технологии уровень развития умений ИАК студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

Дневник содержит памятку студенту, памятку руководителю практики от предприятия, описание порядка заполнения дневника, титульный лист, где указывается вид практики, время ее прохождения, данные о руководителях практики от образовательной организации и от предприятия, данные об организации - базе проведения практики, кратко излагается задание на практику, делается отметка о прибытии студента к месту проведения практики. Далее в форме таблицы заполняется отчет о ежедневной, выполняемой студентом-практикантом работе, оценку которой дает руководитель практики от предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.