УДК 347.6
Специфика правового регулирования имущественных отношений в фактических брачных отношениях в современной России
Фарманлы Орхан Сехран оглы Аспирант кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (Москва)
Статья посвящается изучению специфики имущественных отношений у граждан, которые состоят в фактических брачных отношениях. Рассмотрены возможности решения существующих проблем в отношении регулирования имущественных отношений при сожительстве.
Ключевые слова: имущественный режим, фактические брачные отношения, совместно нажитое имущество, сожительство.
Социальные и демографические изменения структуры населения Российской Федерации, происходящие при глобальных экономических и общественных реформах, провоцируют у граждан желание выстраивать отношения вне брака. Многие пары предпочитают сожительствовать без регистрации брака, нередко при данных отношениях имеются дети, которые рождены вне брака. Для определенных слоев населения фактические брачные отношения позволяют сохранить государственные льготы (например, матери-одиночки), другим гражданам приходится находиться в фактических брачных отношениях вследствие желания работодателей, которые предпочитают неженатых сотрудников.
Как показала перепись населения РФ от 2010 г., количество пар, которые состоят в браке, составило почти 33 млн. Из общего числа пар свыше 5 млн. (14 %) состояли в фактических брачных отношениях, к 2016 г. отмечается повышение рождаемости, однако возросло количество граждан, которые находятся в фактических брачных отношениях [1].
Стоит отметить, что регулирование семейных отношений проводится при опоре на принципы добровольного брачного союза разнополых граждан, равенства сожителей в семье, решения вопросов внутри семьи по обоюдному согласию.
Увеличение количества граждан, которые находятся в фактических брачных отношениях, обуславливает актуальность исследования специфики правового регулирования имущественных отноше-226
ний при сожительстве, поскольку в нынешнее время имеется множество проблем в данной сфере, которые до сих пор остаются неразрешенными.
При проведении исследования применялись общенаучные методы, историко-сравнительный, формально-логический и аналитический методы при исследовании имущественных отношений граждан, находящихся в фактических брачных отношениях. Для изучения подходов к регулированию фактических брачных отношений применялся сравнительно-правовой метод.
Фактических брачные отношения являются сожительством (совместным проживанием) и ведением общего домашнего хозяйства разнополыми гражданами. Данные отношения схожи с супружеским союзом, единственное отличие от которого заключается в отсутствии государственной регистрации брака.
Семейное законодательство в России определяет, что обязанности и права по отношению к имуществу, образуются у супружеских пар, то есть у лиц, которые состоят в официальном браке [2]. Выявление правового режима имущества граждан, находящихся в браке, играет важную роль в семейных отношениях. Как полагал Г.Ф. Шершеневич, юридические аспекты необходимы и являются целесообразными в сфере имущественных отношений супругов [3].
Как отмечалось ранее, согласно переписи населения, количество незарегистрированных от-
ношений регулярно увеличивается. В некоторых республиках распространено заключение брачного союза посредством религиозных обрядов (например, Республика Дагестан), которые не подразумевают регистрацию брака в отделе ЗАГС. Таким образом, граждане сами решают требуется ли им регистрация брака или нет. Стоит отметить, что при продолжительном проживании у граждан, вступивших в фактические брачные отношения, образуется множество проблем, которые нуждаются в правовом регулировании, поскольку при совместном проживании вне брака образуется общее имущество, рождаются дети, нередко возникают ситуации, при которых один из сожителей утрачивает дееспособность или умирает. Однако данные вопросы не регулируются семейным законодательством РФ.
Множество проблем образуется при регулировании имущественных отношений граждан, которые находятся в фактических брачных отношениях. По нынешнему законодательству подобные имущественные отношения регулируются нормами гражданского права о долевой собственности. Граждане, которые состоят в фактических брачных отношениях, связаны доверительными отношениями, по этой причине между ними не заключаются письменные договоры, которые устанавливают порядок владения, использования и распоряжения имуществом, которые было нажито совместно.
Нередко в фактических брачных отношениях женщины являются экономически зависимыми, поскольку они ведут хозяйство, занимаются воспитанием детей, не обладая собственным заработком. Отсутствие определенных норм права провоцирует вынесение судом несправедливых решений.
В судебной практике нередки случаи обращения женщин, которые состоят много лет в фактических брачных отношениях, с требованием разделения совместно нажитого имущества, общего бизнеса, однако далеко не всегда суд принимает решения в пользу женщины. В судебной практике имеются случаи, когда стороны пришли к мировому соглашению, договорившись о разделе имущества (или доли бизнеса).
В прочих ситуациях суды нередко отказывают в удовлетворении аналогичных исков, что, по сути, является несправедливым, однако проблема заключается в отсутствии регулирования фактических брачных отношений. В подобных случаях женщины, не имея собственного заработка, остаются без средств к существованию, поскольку законом не установлен порядок раздела имущества при сожительстве.
Как полагает М.В. Антокольская, фактические брачные отношения не приравниваются к официальному зарегистрированному браку, однако за ними требуется признавать определенные правовые последствия в сфере имущественных отношений [4].
В отличие от Российской Федерации, в зарубежных странах устанавливаются правовые последствия за фактическими брачными отношениями. Во многих государствах существуют свободные союзы и совместное проживание. Законодательство определяет правовые последствия в первую очередь в сфере имущества сожителей [5].
Так как имущественные отношения граждан, которые состоят в фактических брачных отношениях, определены гражданским законодательством, подобные граждане обладают правом, опираясь на положения о правах собственности, а также на общие положения Гражданского кодекса России о договорах, заключать между собой соглашения. В подобных соглашениях определяется долевая собственность граждан, находящихся в фактических брачных отношениях, на приобретаемое и имеющееся в наличии имущество. Приоритетным условием подобных соглашений является установление того, какое имущество и в каких долях принадлежит на правах собственности в отдельности. В случае, когда оба сожителя вкладывают денежные средства в покупку имущества, это значит, что они приобретают право на долю в собственности на имущество соответственно внесенному денежному вкладу. В подобной ситуации права фактических супругов не являются защищенными в случае, если они занимаются ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей. Помимо этого, опираясь на практику, можно сделать вывод, что граждане редко составляют подобные договоры, поскольку выстраивают отношения на доверии.
Соответственно нормам гражданского права, регулирование имущественных отношений граждан, которые состоят в фактических брачных отношениях, возможно при помощи заключения соглашения простого товарищества между сожителями. Подобные договоры заключаются в коммерческих целях. Стоит отметить, что вкладом являются не только денежные средства, но и прочее имущество, а также деловые связи, навыки [6]. Таким образом, если один из фактических супругов работает, а другой занят домашним хозяйством, то данная деятельность представляет собой вклад в товарищество. Подобные соглашения заключаются на конкретный срок или бессрочно, а прекращаются одновременно с прекращением совместного проживания (либо в случае смерти одного из сожителей). При смерти одного из гражданских супругов другой получает половину имущества. Данный тип отношений в области имущественных отношений при фактических брачных отношениях является предпочтительным, нежели установление долей каждого гражданина в общем имуществе. Подобный вид регулирования имущественных отношений граждан, которые состоят в фактических брачных отношениях, несмотря на множество достоинств, не обладает обшир-
ным распространением в силу низкой правовой культуры населения.
Поскольку фактические брачные отношения получают ежегодно все большее распространение, актуальным является регулирование данных отношений в первую очередь имущественными нормами права.
В правовой защите имущественных интересов гражданам, состоящим в фактических брачных отношениях, не отказывается, но законодателями не учитываются особенности данных отношений, которые заключаются в их доверительных свойствах, фактах ведения общего хозяйства, прочих обстоятельствах фактического характера, которые определяют специфику отношений в семье.
В юридической научной литературе фактические брачные отношения, которые заключаются в совместном проживании и ведении хозяйства разнополых граждан, именуются сожительством [7].
Как упоминалось ранее, лишь зарегистрированные браки подразумевают образование прав и обязанностей, в том числе имущественных, предусмотренных законом для супругов [2]. Как указывает Конституционный Суд РФ, правовое регулирование брачных отношений проводится государством, однако законом не признаются фактические брачные отношения, которые не считаются браком между мужчиной и женщиной. Также они не порождают правовых последствий, по этой причине не определяются судом в качестве факта, который имеет юридическое значение.
В области семейных отношений проблемы правового регулирования имущественных отношений являются приоритетными, поскольку решаются вопросы, касающиеся того, в чем заключается и насколько существенным являются отличия имущественного положения граждан, которые состоят в официальном браке, и граждан, которые совместно проживают без оформления отношений.
Главный принцип семейного права заключается в равенстве супругов, также и в имущественных правах [2]. Следствием данного принципа является определенный законодательством режим общей собственности граждан, состоящих в браке, на имущество, которое нажито в браке.
Отступлением от общих правил является определенный договором граждан имущество, которое нажито в браке. Опираясь на Семейный кодекс Российской Федерации, брачным соглашением является соглашение граждан, которые вступают в брак, которое определяет имущественные права и обязанности граждан в браке, а также при его расторжении. Посредством брачного договора граждане обладают правом устанавливать любые режимы имущественных отношений [2].
Стоит подчеркнуть, что практика заключения брачных контрактов не находит обширного применения среди граждан России. Помимо этого, име-228
ется практика отказа нотариусов в удовлетворении брачных контрактов вследствие того, что супруги не осознают в действительности важности заключаемых соглашений. Исследование судебной практики по делам о разделе имущества, которое нажито супругами, показало, что предметом общего имущества в большинстве случаев является недвижимость, кроме предметов домашнего обихода. Брачные контракты, в которых граждане могут изменять режимы общей собственности, устанавливать режимы долевой, раздельной и совместной собственности, представляют собой сделку, нацеленную на изменение имущественных прав и обязанностей граждан, вступающих в официальный брак.
Если к имуществу супругов относится недвижимость, брачные контракты требуется подвергать обязательной регистрации, так как регистрация прав на недвижимость устанавливается законом. Внесение изменений в законодательство способствует распространению практики заключения брачных контрактов, а также регулированию имущественных прав граждан, вступающих в фактические брачные отношения.
Зарегистрированные брачные отношения отличаются от фактических брачных определенными особенностями в области регулирования имущественных отношений. С позиции законодательства, лица, которые находятся в официальном браке, наделены свойствами семьи, вследствие чего устанавливается режим наследования, разделения имущества, чего нет при фактических брачных отношениях. Однако вследствие того, что в современной России фактические брачные отношения получают все большее распространение, регулирование имущественных отношений сожителей является актуальным и необходимым.
Отечественной судебной практикой отмечаются случаи, когда по вопросам о вступлении в наследство обращаются граждане, ссылающиеся на то, что они находились с умершим в фактических брачных отношениях, то есть сожительствовали. Стоит отметить, что подобные иски не находят судебной защиты. Таким образом, сейчас сожительство не обладает правовыми последствиями в России, кроме последствий, которые устанавливаются для зарегистрированных браков, а также не связывает граждан обязательствами. Вследствие этого нарушаются имущественные права граждан, состоящих в фактических брачных отношениях.
Литература:
1. Демографические показатели РФ за 20102016 гг. - URL: http://rusrand.ru/analytics/ demograficheskaya-situaciya-v-rossii--2016 (дата доступа: 24.09.2017)
2. Семейный кодекс РФ за 2016 г. - М.: Норматика, 2016 - 64 с.
3. Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. - М.: Дело, 2013 - 533 с.
4. Антокольская М.В. Лекции по семейному праву. - М.: Юрпакт, 2014 - 225 с.
5. Борминская Д. Новые тенденции развития семейного права: внебрачные союзы // Семейное и жилищное право. - 2014. - № 6. - С. 19-22.
6. Гражданский кодекс РФ (с изменениями и дополнениями от 1 сентября 2017 года). - М.: Экс-мо, 2017 - 864 с.
7. Косова О.Ю. «Фактические браки» и семейное право // Правоведение. - 2014. - № 6. // Юридическая Россия. Федеральный правовой портал: http://www.law.edu.ru/ (последнее посещение 23.09.2017).
The Specificity of Legal Regulation of Property Relations in Actual Marriage Relations in Modern Russia
Farmanli Orhan Plekhanov Russian University of Economics
The paper is devoted to the study of special features of property relations among citizens who are actually married. The possibilities of solving existing problems with regard to the regulation ofproperty relations during cohabitation are considered.
Key words: property regime, actually marital relations, co-acquired property, cohabitation.