Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА'

СПЕЦИФИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / НАРУШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА / ПОВЕДЕНИЕ / УО / СПЕЦИФИКА / МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ / ЭЛЕМЕНТЫ / ПККК / ДЕТИ / BEHAVIORAL COMPONENT / PRIMARY SCHOOL CHILDREN / INTELLECTUAL DISABILITY / BEHAVIOR / UO / SPECIFICS / ASSESSMENT METHODS / ELEMENTS / PCCC / CHILDREN

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волкова Елена Владимировна

Работа посвящена изучению особенностей поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта. Исследование проводилось на школьниках младших классов с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы за период с 2022 по 2023 гг. Для исследования поведенческого компонента коммуникативной компетенции за основу нами были взяты следующие методики: М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской, Д.И. Бойкова, М.А. Панфиловой, Т.П. Авдуловой, Г.Р. Хузеевой.В статье раскрывается поведенческий компонент коммуникативной компетенции, который включает в себя четыре элемента: организационный, перцептивный, оперативный, мотивационный. Для подобранных методик адаптирована система оценивания параметров от 1 до 5 баллов, и по сумме набранных баллов составлена балльно-уровневая система оценивания выбранных элементов. Результаты обследования поведенческого компонента коммуникативной компетенции на констатирующем этапе (2022 г.) описаны в таблице, на основании которой нами была проведена сравнительная характеристика по всем элементам поведенческого компонента коммуникативной компетенции.Для улучшения показателей всех элементов поведенческого компонента коммуникативной компетенции с испытуемыми была налажена эмоциональная связь. Коррекционно-педагогический процесс по формированию всех элементов данного компонента проходил в ходе четырех этапов, который также представлен в таблице с описанием элементов заданий. В качестве эффективности данного метода в формировании поведенческого компонента у обучающегося с нарушением интеллектуального развития приведены оценка и анализ результатов исследования. Положительные изменения и повышение уровня сформированности поведенческого компонента говорят о том, что происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации класса в повседневную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Волкова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE BEHAVIORAL COMPONENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

The work is devoted to the study of the features of the behavioral component of communicative competence in younger schoolchildren with intellectual disabilities. The study was conducted on younger students with intellectual disabilities in a special correctional school for the period from 2022 to 2023. To study the behavioral component of communicative competence, we used the following methods as a basis: M.I. Lisina, E.O. Smirnova, A.G. Ruzskaya, D.I. Boikova, M.A. Panfilova, T.P. Avdulova, G.R. Khuzeeva. The article reveals the behavioral component of communicative competence, which includes four elements: organizational, perceptual, operational, motivational. For the selected methods, a system for evaluating parameters from 1 to 5 points has been adapted and a point-level system for evaluating selected elements has been compiled based on the sum of the points scored. The results of the survey of the behavioral component of communicative competence at the ascertaining stage (2022) are described in the table. Based on the above table, we conducted a comparative characteristic of all elements of the behavioral componentof communicative competence.To improve the performance of all elements of the behavioral component of communicative competence, an emotional connection was established with the subjects. The entire correctional and pedagogical process for the formation of all elements of this component took place during four stages, which is also presented in the table with a description of the elements of the tasks. The evaluation and analysis of the research results are presented as the effectiveness of this method in the formation of a behavioral component in a student with intellectual disabilities. Positive changes and an increase in the level of formation of the behavioral component indicate that there is a consistent transfer of acquired physical, communicative and other skills from the classroom situation into everyday life.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА»

ВОЛКОВА Елена Владимировна

старший преподаватель кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ ММ III ММ III ММ ММ III ММ ММ III 111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111111

УДК 376 435 статья поступила 01.04.2024

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования

DOI 10.35524/2687-0436_2024_02_98

СПЕЦИФИКА ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

FEATURES OF THE BEHRUIORRL COMPONENT OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN PRIMARY SCHOOLCHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES

Работа посвящена изучению особенностей поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта. Исследование проводилось на школьниках младших классов с нарушением интеллекта в условиях специальной коррекционной школы за период с 2022 по 2023 гг. Для исследования поведенческого компонента коммуникативной компетенции за основу нами были взяты следующие методики: М.И. Лисиной, Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской, Д.И. Бойкова, М.А. Панфиловой, Т.П. Авдуловой, Г.Р. Хузеевой.

В статье раскрывается поведенческий компонент коммуникативной компетенции, который включает в себя четыре элемента: организационный, перцептивный, оперативный, мотивационный. Для подобранных методик адаптирована система оценивания параметров от 1 до 5 баллов, и по сумме набранных баллов составлена балльно-уровневая система оценивания выбранных элементов. Результаты обследования поведенческого компонента коммуникативной компетенции на констатирующем этапе (2022 г.) описаны в таблице, на основании которой нами была проведена сравнительная характеристика по всем элементам поведенческого компонента коммуникативной компетенции.

Для улучшения показателей всех элементов поведенческого компонента коммуникативной компетенции с испытуемыми была налажена эмоциональная связь. Коррекционно-педагогический процесс по формированию всех элементов данного компонента проходил в ходе четырех этапов, который также представлен в таблице с описанием элементов заданий. В качестве эффективности данного метода в формировании поведенческого компонента у обучающегося с нарушением интеллектуального развития приведены оценка и анализ результатов исследования. Положительные изменения и повышение уровня сформирован-ности поведенческого компонента говорят о том, что происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации класса в повседневную жизнь.

Ключевые слова: поведенческий компонент, младшие школьники, нарушение интеллекта, поведение, УО, специфика, методики оценки, элементы, ПККК, дети

Key words: Behavioral component, primary school children, intellectual disability, behavior, UO, specifics, assessment methods, elements, PCCC, children

Появление нежелательного поведения в любом обществе является проблемой первостепенной важности. При этом особую значимость данный вопрос приобретает в школьной среде [2].

В настоящее время все больше внимания привлекает обсуждение специфики нарушения поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. У педагогов, учителей, как обычных (общеобразовательных) школ, так и коррекционных, данная проблема побуждает значительный интерес к ее решению [8]. Это связано с тем, что в рамках доступного адаптивного образования количество учащихся с подобным нарушением в соответствующих учебных заведениях со временем увеличивается.

Проблема неординарности поведенческого компонента коммуникативной компетенции (далее по тексту ПККК) у учащихся данной категории с нарушением мыслительных процессов развития привлекает все больше внимания как отечественных, так и зарубежных ученых (В. Китпап, Э. Сеген, Д.Н. Исаев, О.Е. Фрейеров, К.С. Лебединская). Отмечается, что возникновение нарушений в поведении может быть объяснено как ослаблением интеллектуального контроля из-за недоразвития интеллекта, так и эмоционально-волевыми расстройствами. Такие дети проявляют особую чувствительность к психотравмирующим ситуациям (М.Г. Царцидзе, Д.Н. Исаев [10], О.Е. Фрейеров) [7]. Опираясь на исследования ученых, А.Н. Граборов, Н.И. Волохов, И.М. Соловьев наблюдают такую закономерность, как уклонение от выполнения поставленной задачи без попытки ее решения. Мы можем сказать, что наиболее распространёнными психотравмирующими ситуациями для младших школьников являются: выполнение сложных заданий или поручений, т.е. если ребенку тяжело выполнить какое-либо требование, то он заранее может поставить себе «блок-избегание», неспособность выполнить задание и, соответственно, здесь может произойти любая реакция - отказ с элементами протестов. Еще одна немаловажная ситуация - это недопонимание ребенка со стороны сверстников, следствием может послужить убегание из класса, отказ сесть за парту и т.д.

Целью настоящего исследования является изучение специфики поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта [8].

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на младших школьниках с интеллектуальным нарушением в условиях (специальной) коррек-ционной школы за период с 2022 по 2023 гг.

Поведенческий компонент коммуникативной компетенции отражает способность ребенка к сотрудничеству, умение действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, организовывать совместную деятельность, т.е. обладать организаторскими способностями, инициативностью. Данный компонент включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми и т.д.

Российские ученые, включая И.А. Невского и В.В. Давыдова, занимались изучением поведенческого аспекта учащихся с сохраненным интеллектом, предлагая разнообразные объяснения его причин и механизмов. Д.Н. Исаев провел анализ научно-методической литературы, в то время как серия исследований, проведенных Коркуновым В.В., Рейтом К.К., Егоровой Н.Л. и Волковой Е.В., показала, что специфическое нарушение ПККК учащихся с нарушением интеллектуального развития притягивает к себе внимание все большее количество ученых [5]. Также следует отметить, что нередко дети одного возраста имеют совершенно разный уровень развития - речевого, психологического, моторного и иного плана (Н.П. Вайзман, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф, Е.А. Стребелева, С.Д. Забрамная и др.) [7].

У данной категории детей специфика поведенческого компонента может проявляться следующим образом [8]:

1. Допускаемая возможность к эмпатии: дети с умственной отсталостью в большинстве случаев сталкиваются с трудностями в смысле чувств других людей и соответствующем реагировании на них [9].

2. Допустимые навыки невербальной коммуникации: формируются сложности в применении интонации, мимики, жестов, все это приводит к затруднительному взаимодействию с окружающим миром.

3. Допустимая приспособляемость в применении языковых средств общения, т.е. дети чувствуют затруднения с выбором и применением разнообразных выражений.

4. Незначительные навыки инициирования и поддержания разговора могут привести к затруднениям в начале диалога, его продолжении и правильном завершении.

5. Индивидуальные особенности в поведении выражаются через систематически повторяющиеся стереотипные действия и фразы, которые в свою очередь способствуют влиянию на других индивидов.

6. Неполное осознание социально-приемлемых норм, в случае чего ожидание может привести к неблагоприятным инцидентам в общении из-за чрезмерной социальной наивности и доверчивости ребенка с данным диагнозом [7].

7. Исключительные навыки контроля поведения в ситуациях общения могут привести к трудностям у детей в управлении своим поведением в общественных ситуациях, что в свою очередь может привести к недопониманию и конфликтам.

Ю.М. Жуков констатирует, что поведенческий компонент коммуникативной компетенции отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности, общительность, образует коммуникативные умения, способы деятельности и опыт, который является образованием, интегрирующим в себя на уровне поведения и деятельности все проявления коммуникативной компетенции. По Ю.М. Жукову, структуру коммуникативной компетенции можно представить следующим образом:

1) эмоциональный.

2) когнитивный.

3) поведенческий.

Исходя из выше перечисленной структуры коммуникативной компетенции, в своем исследовании мы выбрали поведенческий компонент.

Для изучения специфики поведенческого компонента коммуникативной компетенции нами был изучен ряд методик, которые легли в основу диагностики нарушений. Это методики Т.П. Авдуловой, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, Г.Р. Ху-зеевой, Е.О. Смирновой, Д.И. Бойкова, М.А. Панфиловой [1, 11, 14].

Изучение специфики и состояния ПККК включает в себя четыре элемента:

1) определение организационного элемента (кинематическая установка, владение общепринятыми правилами организации контакта);

2) определение перцептивного элемента (правильное восприятие информации, владение правилами корректировки коммуникации, начала и окончания контакта);

3) определение оперативного элемента (грамматика, лексика, звукопроизно-шение);

4) определение мотивационного элемента (преобладающие мотивы, наличие просоциального поведения).

Для диагностирования организационного элемента были выбраны следующие методики: игровая ситуация «Строитель» (разработанная М.И. Лисиной); совмест-

ная деятельность детей с проблемами в развитии: методика коммуникативной дифференциации личности (автор Д.И. Бойков); оценка психоэмоционального состояния (аспект поведенческого компонента) с использованием диагностической методики «Кактус» от М.А. Панфиловой [3].

Для выявления перцептивного элемента были использованы следующие методики: экспериментальная ситуация «Горошина» (автор - Г.Р. Хузеева); методика вербального выбора «День рождение» (разработана М.А. Панфиловой); оценка уровня речевой коммуникации (включая инициативность, стиль общения, навыки диалога, умение поддерживать беседу, активное слушание партнера, понимание и четкое выражение собственных мыслей) (автор Г.Р. Хузеева) [4].

Для выявления оперативного элемента были использованы следующие методики:

- методика оценки устной речи детей младшего школьного возраста с задержкой умственного развития (основана на работах Л.В. Лопатиной, Г.А. Волковой и И.Д. Коненковой);

- анализ развития речи (исследование артикуляционной моторики) по методике Г.Р. Хузеевой, который включает в себя: тесты на статическую координацию, динамическую координацию и скорость движения.

Методики, направленные на выявление уровня мотивационного элемента ПККК: исследование посвящено изучению особенностей сотрудничества детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта с их сверстниками. В рамках исследования использовались следующие методики: схема наблюдения, разработанная Е.О. Смирновой, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской; эмпирическая ситуация под названием «Раскраска» - автор Т.П. Авдулова; диагностическая методика «Кактус», разработанная М.А. Панфиловой [3].

Результаты исследования. Обследование проводилось на двух детях с диагнозом умственная отсталость легкой степени. В работе учитывалась качественная и количественная оценка.

Система оценивания параметров, применяемая для выбранных методик, основана на шкале от 1 до 5 баллов. Путем подсчета общего количества баллов формируется балльно-уровневая система оценки выбранных элементов. Результаты обследования приведены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обследования поведенческого компонента коммуникативной компетенции на констатирующем этапе (2022 г.)

Кол-во испытуемых Элементы поведенческого компонента коммуникативной компетенции

организационный перцептивный оперативный мотивацион-ный итого

испытуемый 1 7 11 20 7 45

испытуемый 2 9 14 24 10 57

Результаты обследования поведенческого компонента свидетельствуют о том, что у испытуемого 1 присутствует низкий уровень развития всех показателей поведенческого компонента, это говорит о том, что ребенку труднее найти контакт со сверстниками, взрослыми, поведение ребенка чаще протестное, т.е. ребенок при выполнении заданий чаще ставит себе «блок», отсюда вытекают последствия в плане их осуществления - отказ от них и т.д. [6]. Изучив поведение испытуемого 2, можно заключить, что все аспекты поведенческого компонента у него нахо-

дятся на среднем уровне развития, это свидетельствует о готовности ребенка к сотрудничеству, одним из наиболее значимых показателей служит уровень речи ребенка, т.е. у испытуемого 2 уровень речевого развития сформирован лучше, следовательно, и все остальные показатели будут выше.

Исходя из выше написанного, нами была сформирована сравнительная таблица по элементам поведенческого компонента, которая представлена ниже (см. табл. 2).

Таблица 2

Сравнительная характеристика по всем элементам поведенческого компонента коммуникативной компетенции

Элементы ПККК Испытуемый 1 Испытуемый 2

организационный инструкция ребенком воспринимается достаточно сложно, т.е. необходима частичная визуальная подсказка; ребенок не собранный, на просьбу не всегда реагирует, если присутствует заинтересованность в просьбе, то ее может выполнить ребенок частично организован, инструкцию воспринимает на слух, визуальная подсказка необходима только при предъявлении сложной инструкции

перцептивный ребенок не всегда корректно воспринимает информацию, застенчивый, малоконтактный, старается играть один или выборочно находит себе друга, одного или двух, и старается играть только с ними, к остальной группе детей присматривается, анализирует их деятельность и только потом играет с ними ребенок идет на контакт охотно, с собеседником вступает в диалог и игровую деятельность

оперативный речь нарушена, ее темп замедленный, присутствуют слова из 2-3-х простых слов, окончания произносит неправильно либо «съедает» их, страдает фонематический слух, в словах присутствуют пропуски звуков речь не нарушена, темп замедленный, фонематический слух сформирован на достаточно хорошем уровне, замен и пропусков слов нет

мотиваци-онный мотивационный показатель снижен, просо-циальное поведение отсутствует мотивационный показатель находится на среднем уровне, просоциальное поведение частично присутствует

Для улучшения уровня показателей всех элементов исследуемого компонента с детьми вопросы задавались в простой, доступной для них форме, что позволило установить благоприятный эмоциональный контакт. Работа проводилась в спокойной обстановке, детям предлагалось несколько попыток для более точного ответа на поставленный вопрос. Непосредственно вся работа проводилась в ходе четырех этапов, начиная с подготовительного и заканчивая итоговым этапом. У каждого периода был свой срок реализации (см. табл. 3).

При проведении коррекционно-педагогической работы следует уделить особое внимание инструкциям, предназначенным для детей. Задания, связанные с изменением тональности, необходимо оставить только в устных инструкциях, в то время как в других заданиях важно придерживаться одного и того же тембра голоса. Для наилучшего усвоения и понимания задания инструкцию нужно произносить в замедленном темпе. При необходимости ее можно повторить пару раз. Если все-таки инструкция оказалась в недоступной для ребенка форме, то можно сделать визуальную подсказку.

Таблица 3

Формирующий этап реализации работы

Этапы Целеустановка Реализация работы

Подготовительный период реализации: 1 месяц обеспечение комфортной обстановки для детей с данным диагнозом и стимулирование их к мотивации на выполнение поставленных задач работа проводилась с учетом потребностей учащихся в спокойной и уравновешенной обстановке. Для достижения этой цели использовались различные упражнения, такие как снятие психомышечного напряжения, глубокое дыхание и другие методики, направленные на укрепление положительных состояний. Цель этих упражнений состояла в нормализации физической и психической активности, а также возвращении эмоций к норме. На занятиях использовались коллективные игры (такие как конструктор, рисование, лепка из пластилина и соленого теста), а также игры, способствующие установлению позитивного контакта, например, игра «Раздувайся, пузырь» и др.

Начальный период реализации: 3 месяца становление всех элементов ПККК на текущем этапе использовались комплексные игровые упражнения, включая ролевые сценарии, чтобы помочь детям развивать навыки взаимодействия, адекватного восприятия информации, внимательного прослушивания инструкций до конца, формирования мотивации, улучшения понимания устной речи и ее применения

Тренировочный период реализации: 3 месяца алгоритм перевода умений в навыки достижение поставленных целей происходит через совместные игровые активности (например, игры с конструктором, лепка, рисование и прочее), организацию дискуссий, а также путем социального взаимодействия в рамках определенных ролей (например, через игры типа «Попроси игрушку» или «Ситуация в классе»). Дети внимательно следят за действиями своих сверстников, и если кто-то допускает ошибку, другие ребята могут подсказать, как поступить правильно [13]

Итоговый период реализации: 1 месяц фиксирование приобретенных умений и навыков, а также перенос их из тренировочной ситуации в действительную жизненную обстановку при реализации итогового этапа применялся ряд гимнастических упражнений, таких как «Глаза в глаза», «Одобрение в виде комплиментов», «Метаморфозы», игры-драмы, референтивные игры (направлены на налаживание контакта -мимические, этюды, пантомимические, психомоторные, моторные). Для успешного фиксирования приобретенных навыков необходимо было создать дружелюбную атмосферу в учебном заведении, а также использовать приемы и методы, содействующие снижению любого рода напряжения у учащихся данной категории лиц

Оценка показателей ПККК у учеников младших классов была выполнена с использованием методик, упомянутых выше. Исследование состояло из двух этапов: первый этап - диагностирующий, проведенный в сентябре 2022 г., и второй этап - контрольный, выполненный в сентябре 2023 года. Исследование было проведено среди двух детей с одинаковым диагнозом. При оценке учитывались как качественные, так и количественные показатели. Результаты обследования представлены в таблице 4.

Таблица 4

Результаты обследования поведенческого элемента коммуникативной компетенции на контрольном этапе (2023 г.)

Кол-во испытуемых Элементы ПККК

организационный перцептивный оперативный мотивацион-ный итого

испытуемый 1 10 14 24 10 58

испытуемый 2 12 17 27 13 69

Таким образом, на основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. После восьми месяцев систематических упражнений, направленных на развитие всех аспектов поведения, испытуемый 1 продемонстрировал улучшение всех показателей, достигнув среднего уровня развития. Эти изменения свидетельствуют о том, что испытуемый 1 стал более общительным, его умение контактировать и понимание речи улучшились, хотя иногда возникают затруднения в выражении мыслей. Он также проявляет эмпатию к другим детям, хорошо организован, способен внимательно слушать инструкции и следовать им, проявляет просоциальное поведение.

2. Что касается испытуемого 2, то развитие всех элементов увеличилось со среднего уровня до выше среднего. Это говорит о том, что второй ребенок активно идет на контакт, фонематический слух улучшился (самостоятельно пишет диктант), уровень просоциального поведения увеличился, ребенок активно участвует во всех школьных мероприятиях совместно со своим классом и старшими классами.

Анализируя вышесказанное, можно сказать, что качество социализации детей с интеллектуальными нарушениями зависит от развития их поведенческих навыков. Важно не только, способен ли ребенок к успешной адаптации в обществе, но и насколько готово общество принять таких детей. Для решения этой проблемы требуется координация усилий со стороны педагогов, родителей и самих детей, а также необходимо внедрение инновационных методов обучения и реализация их в жизни ребенка [12].

Библиографический список

1. Авдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева : учебное пособие. - Москва : Прометей, 2013. - 138 с. - Текст : непосредственный.

2. Бочанцева, Л. И. Возможности групповых и индивидуальных средств психокоррекции поведенческих нарушений у подростков в условиях средней общеобразовательной школы / Л. И. Бочанцева. - Текст : непосредственный // Вестник Государственного университета просвещения. Серия : Психологические науки. -2023. - 4. - С. 35-52. - DOI 10.18384/2949-5105-2023-4-35-52. - EDN NLGERO.

3. Волкова, Е. В. Диагностический инструментарий для оценки поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта / Е. В. Волкова. - Текст : непосредственный // Социально-педагогические вопросы образования и воспитания. Материалы II всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 26 октября 2023 года. - Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2023. - С. 261-263.

4. Волкова, Е. В. Методы диагностики нарушений поведенческого компонента у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта / Е. В. Волкова, Н. Л. Егорова. - Текст : непосредственный // Актуальные проблемы специального

и инклюзивного образования : поиск эффективных решений. Сборник материалов вузовской заочной научно-практической студенческой конференции, Курган, 16 мая 2022 года ; Курганский государственный университет. - Курган : Курганский государственный университет, 2022. - С. 129-133. - EDN PCMETQ.

5. Волкова, Е. В. Основы применения иппотерапии в формировании поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта / Е. В. Волкова, Н. Л. Егорова, Т. Ф. Глухова. - Текст : непосредственный // Международный научно-исследовательский журнал. - 2023.

- № 12 (138). - DOI 10.23670/Ш.2023.138.172. - EDN FLCWWJ.

6. Волкова, Е. В. Причины и особенности развития детей с нарушением интеллекта / Е. В. Волкова. - Текст : непосредственный // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи : актуальные вопросы сопровождения и поддержки. Сборник материалов VII международной научно-практической конференции, Тула, 17 ноября 2021 года. - Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2021. - С. 94-96. - EDN LVBTWV.

7. Волкова, Е. В. Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта / Е. В. Волкова.

- Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики и психологии. Сборник статей международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 03 марта 2022 года. - Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. - С. 79-83. - EDN ATSTSK.

8. Волкова, Е. В. Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта : магистерская диссертация / Е. В. Волкова. - Курган, 2023. - С. 107. - Текст : непосредственный.

9. Егорова, Н. Л. Особенности генезиса отклонений и аспекты формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушением интеллекта / Н. Л. Егорова. - Текст : непосредственный // Социализация и профилизация детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с нарушением интеллектуального развития в системе образования : опыт и перспективы. Материалы I международной научно-практической конференции, Петропавловск, 14 апреля 2021 года ; КГУ «Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования» КГУ «Управление образования акимата Северо-Казахстанской области». - Петропавловск : ЦМРиИТО,

2021. - С. 111-115.

10. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихи-ческие расстройства у детей / Д. Н. Исаев. - Санкт-Петербург : Речь, 2005. - 400 с. - Текст : непосредственный.

11. Лисина, М. И. Становление потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова. - Москва, 2005. - 120 с. - Текст : непосредственный.

12. Милоенко, Е. В. Проблемы и перспективы развития инновационных методов обучения в профессиональном образовании / Е. В. Милоенко. - Текст : непосредственный // Экономическое развитие России : точка баланса в мировой экосистеме и инфраструктура будущего. Материалы международной научно-практической конференции, Краснодар, 17-20 мая 2022 года ; под редакцией И. В. Шевченко. - Том 3. - Краснодар : Кубанский государственный университет,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2022. - С. 90-95. - EDN CVETUD.

13. Рейт, К. К. Развитие поведенческого компонента социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста в условиях интегрированного обучения / К. К. Рейт. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2016. - № 1 (166). - С. 27-32. - EDN VHLTSD.

14. Хузеева, Г. Р. Диагностика и развитие коммуникативной компетентности детей младшего школьного возраста / Г. Р. Хузеева, Е. В. Быковская, А. А. Тро-шина. - Москва : Владос, 2014. - 64 с. - ISBN 978-5-04-011171-8. - Текст : непосредственный.

References

1. Avdulova, T. P. Lichnostnaya i kommunikativnaya kompetentnosti sovremennogo doshkol'nika / T. P. Avdulova, G. R. Huzeeva : uchebnoe posobie. - Moskva : Prometej, 2013. - 138 s. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Bochanceva, L. I. Vozmozhnosti gruppovyh i individual'nyh sredstv psihokorrekcii povedencheskih narushenij u podrostkov v usloviyah srednej obshcheobrazovatel'noj shkoly / L. I. Bochanceva. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosveshcheniya. Seriya : Psihologicheskie nauki. - 2023. - № 4. - S. 3552. - DOI 10.18384/2949-5105-2023-4-35-52. - EDN NLGERO.

3. Volkova, E. V. Diagnosticheskij instrumentarij dlya ocenki povedencheskogo komponenta kommunikativnoj kompetencii u mladshih shkol'nikov s narusheniem intellekta / E. V. Volkova. - Tekst : neposredstvennyj // Social'no-pedagogicheskie voprosy obrazovaniya i vospitaniya. Materialy II vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, CHeboksary, 26 oktyabrya 2023 goda. - CHeboksary : Izdatel'skij dom «Sreda», 2023. - S. 261-263.

4. Volkova, E. V. Metody diagnostiki narushenij povedencheskogo komponenta u detej mladshego shkol'nogo vozrasta s narusheniem intellekta / E. V. Volkova, N. L. Egorova. - Tekst : neposredstvennyj // Aktual'nye problemy special'nogo i inklyuzivnogo obrazovaniya : poisk effektivnyh reshenij. Sbornik materialov vuzovskoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj studencheskoj konferencii, Kurgan, 16 maya 2022 goda ; Kurganskij gosudarstvennyj universitet. - Kurgan : Kurganskij gosudarstvennyj universitet, 2022. - S. 129-133. - EDN PCMETQ.

5. Volkova, E. V. Osnovy primeneniya ippoterapii v formirovanii povedencheskogo komponenta kommunikativnoj kompetencii u mladshih shkol'nikov s narusheniem intellekta / E. V. Volkova, N. L. Egorova, T. F. Gluhova. - Tekst : neposredstvennyj // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2023. - № 12 (138). - DOI 10.23670/IRJ.2023.138.172. - EDN FLCWWJ.

6. Volkova, E. V. Prichiny i osobennosti razvitiya detej s narusheniem intellekta / E. V. Volkova. - Tekst : neposredstvennyj // Sociokul'turnye i psihologicheskie problemy sovremennoj sem'i : aktual'nye voprosy soprovozhdeniya i podderzhki. Sbornik materialov VII mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tula, 17 noyabrya

2021 goda. - CHeboksary : Izdatel'skij dom «Sreda», 2021. - S. 94-96. - EDN LVBTWV.

7. Volkova, E. V. Formirovanie povedencheskogo komponenta kommunikativnoj kompetencii u mladshih shkol'nikov s narusheniem intellekta / E. V. Volkova. - Tekst : neposredstvennyj // Aktual'nye voprosy sovremennoj pedagogiki i psihologii. Sbornik statej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Petrozavodsk, 03 marta

2022 goda. - Petrozavodck : Mezhdunarodnyj centr nauchnogo partnerstva «Novaya Nauka», 2022. - S. 79-83. - EDN ATSTSK.

8. Volkova, E. V. Formirovanie povedencheskogo komponenta kommunikativnoj kompetencii u mladshih shkol'nikov s narusheniem intellekta : magisterskaya dissertaciya / E. V. Volkova. - Kurgan, 2023. - S. 107. - Tekst : neposredstvennyj.

9. Egorova, N. L. Osobennosti genezisa otklonenij i aspekty formirovaniya povedencheskogo komponenta kommunikativnoj kompetencii u mladshih shkol'nikov s narusheniem intellekta / N. L. Egorova. - Tekst : neposredstvennyj // Socializaciya i profilizaciya detej s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami, v tom chisle s narusheniem intellektual'nogo razvitiya v sisteme obrazovaniya : opyt i perspektivy.

Materialy I mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Petropavlovsk, 14 aprelya 2021 goda ; KGU «Centr metodicheskoj raboty i informacionnyh tekhnologij v sfere obrazovaniya» KGU «Upravlenie obrazovaniya akimata Severo-Kazahstanskoj oblasti». - Petropavlovsk : CMRilTO, 2021. - S. 111-115.

10. Isaev, D. N. Emocional'nyj stress, psihosomaticheskie i somatopsihicheskie rasstrojstva u detej / D. N. Isaev. - Sankt-Peterburg : Rech', 2005. - 400 s. - Tekst : neposredstvennyj.

11. Lisina, M. I. Stanovlenie potrebnosti detej v obshchenii so vzroslymi i sverstnikami / M. I. Lisina, L. N. Galiguzova. - Moskva, 2005. - 120 s. - Tekst : neposredstvennyj.

12. Miloenko, E. V. Problemy i perspektivy razvitiya innovacionnyh metodov obucheniya v professional'nom obrazovanii / E. V. Miloenko. - Tekst : neposredstvennyj // Ekonomicheskoe razvitie Rossii : tochka balansa v mirovoj ekosisteme i infrastruktura budushchego. Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Krasnodar, 17-20 maya 2022 goda ; pod redakciej I. V. SHevchenko. - Tom 3. - Krasnodar : Kubanskij gosudarstvennyj universitet, 2022. - S. 90-95. - EDN CVETUD.

13. Rejt, K. K. Razvitie povedencheskogo komponenta social'nogo vzaimodej stviya u detej mladshego shkol'nogo vozrasta v usloviyah integrirovannogo obucheniya / K. K. Rejt. - Tekst : neposredstvennyj // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2016. - № 1 (166). - S. 27-32. - EDN VHLTSD.

14. Huzeeva, G. R. Diagnostika i razvitie kommunikativnoj kompetentnosti detej mladshego shkol'nogo vozrasta / G. R. Huzeeva, E. V. Bykovskaya, A. A. Troshina. -Moskva : Vlados, 2014. - 64 s. - ISBN 978-5-04-011171-8. - Tekst : neposredstvennyj.

VOLKOVA Elena Vladimirovna

senior lecturer at the Department of Philosophy, Social Sciences and Humanities, Northern Trans-Ural State Agricultural University E-mail: volkova.ev@gausz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.